Как проводить административное расследование. Административное расследование основание и порядок производства. Сроки для административного расследования

Административное расследование

Комментарий к статье 28.7 КоАП РФ:

1. По смыслу данной статьи Кодекса, административное расследование - особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, однако в своей совокупности еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении. Такой порядок законодатель допускает только при выявлении административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч. 1 данной статьи, и при необходимости проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

2. Частью 2 комментируемой статьи определяются должностные лица, уполномоченные назначать административное расследование, а также виды оформляемых при этом процессуальных документов. Указание на немедленное принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, как представляется, направлено на недопущение нарушения установленных сроков составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.5).

3. В связи с вышеизложенным следует различать положения ч. 2 ст. 28.2 Кодекса о составлении протокола об административном правонарушении, предусматривающие обязательность описания события правонарушения, и положения ч. 3 комментируемой статьи, устанавливающие, что в определении уполномоченного должностного лица либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются повод для возбуждения такого дела и данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения.

4. При вынесении определения о возбуждении дела и проведении административного расследования участниками производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в определении.

Согласно ч. 3.1 комментируемой статьи копия определения в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

5. Положения ч. 4 данной статьи о том, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, предопределяются необходимостью осуществления при административном расследовании экспертизы или иных процессуальных действий. При анализе данных положений следует учитывать, что по завершении расследования административного правонарушения дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5).

По общему правилу в случае возбуждения дела должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, административное расследование по данному делу проводится указанным должностным лицом. Кроме того, по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело, или его заместителя административное расследование может быть проведено другим должностным лицом этого органа, также уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

6. Установленные ч. 5 комментируемой статьи сроки следует рассматривать с учетом положений ст. 28.5 Кодекса. При этом с учетом указания на необходимость немедленного принятия решения об административном расследовании общий срок административного расследования (согласно ч. 5 данной статьи - один, два или семь месяцев) не может быть дополнен двумя сутками на основании ч. 2 ст. 28.5 Кодекса.

Процедура продления срока проведения административного расследования включает подачу письменного ходатайства должностным лицом, в производстве которого находится дело, и принятие решения о продлении (на определенный срок) соответствующим лицом: 1) руководителем органа, в производстве которого находится данное дело, или его заместителем (на срок не более 1 месяца); 2) руководителем вышестоящего таможенного органа или его заместителем либо руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (Федеральной таможенной службы), в производстве которого находится данное дело, или его заместителем (на срок до 6 месяцев); 3) руководителем вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (на срок до 6 месяцев).

7. Процессуальной формой принятого решения о продлении срока проведения административного расследования также является определение. В нем, в частности, указываются основания для продления указанного срока и срок, до которого продлено проведение административного расследования (ч. 5.1 данной статьи).

8. Предусмотренные в ч. 5.2 комментируемой статьи вручение или высылка копии определения о продлении срока проведения административного расследования аналогичны действиям, регламентированным в ч. 3.1 этой же статьи.

9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) подробно разъяснено содержание административного расследования и подчеркнуто, что оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

10. При оформлении процессуальных документов, указанных в ч. 6 данной статьи, необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 24.5, 28.2 Кодекса.

Проведение административного расследования - неотъемлемая часть процесса привлечения к ответственности в определенных законом случаях. Большинство случаев привлечения к ответственности за противоправные деяния административного характера эту стадию не проходят.

Что такое административное расследование

Административное расследование - это этап, следующий за возбуждением дела о правонарушении. Его проведение необходимо в спорных случаях для определения всех обстоятельств дела, позволяющих качественно оформить протокол о правонарушении административного характера.

Проведение административного расследования - необязательная процедура, которая, тем не менее, входит в общий порядок, определяющий правильность привлечения к ответственности.

Проверка административного типа - совокупность действий процессуального характера, проведение которых требует затраты времени должностных уполномоченных лиц.

Сущность глубокой проверки в следующем:

  1. Установление обстоятельств противоправного деяния административного характера.
  2. Фиксирование установленных обстоятельств.
  3. Юридическая квалификация деяния административного характера.
  4. Оформление процессуальных документов.

Административное расследование, по КоАП РФ, проводится в сферах, закрепленных в части 1 статьи 28.7:

  • законодательство антимонопольной сферы;
  • законодательство в области патентования;
  • монополии естественного типа;
  • рекламное законодательство;
  • законодательство в сфере акционерных обществ;
  • рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды;
  • законодательство страховой сферы;
  • сфера выборов и референдумов;
  • сфера противодействия отмыванию и легализации доходов, которые были получены незаконными путями;
  • сфера финансирования террористических организаций и их действий;
  • законодательство о противодействии в Российской Федерации терроризму по противоправным деяниям административного характера, установленным статьей 15.27.1 Кодекса;
  • законодательство, определяющее методы борьбы с коррупцией;
  • законодательство трудовой сферы;
  • сфера рыночного манипулирования и неправомерного использования информации инсайдеров;
  • законодательство о средствах и веществах наркотического или психотропного типа или прекурсорах этих веществ;
  • законодательство о предотвращении использования допинга, о борьбе с допингом в сфере спорта и физической культуры в целом;
  • сфера нарушений требований к содержанию положений и регламентов, устанавливающих порядок проведения соревнований спортивного характера;
  • коммунальные тарифы, антимонопольное законодательство;
  • сфера рекламной деятельности;
  • сфера азартных игр и развлечений;
  • законодательство в сфере охраны окружающей среды.

Законодательство регулирует много других сфер, при которых необходимо проводить глубокой проверки административного характера.

Проверка по нарушениям законодательства проводится в несколько этапов:

  1. Принятие решения о проведении глубокой проверки сообщения о нарушениях в сфере законодательства.
  2. Установление всех необходимых и имеющихся обстоятельств рассматриваемого дела.
  3. Приостановление проведения глубокой проверки (если в этом есть объективная необходимость).
  4. Оформление в процессуальной форме результатов глубокой проверки о нарушении законодательства.
  5. Направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  6. Дополнительное проведение глубокой проверки совершенного противоправного деяния административного характера (если вышестоящий орган вернул дело на доследование).
  7. Повторное направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  8. Вынесение Постановления о привлечении виновного лица к ответственности.

Повод для глубокой проверки

Повод для административного расследования - это поступившие в правоохранительные или иные уполномоченные органы сообщения или обращения, в которых содержится достаточно данных о наличии события противоправного деяния административного характера. Это могут быть сообщения информационного типа, не включающие жалобы граждан или сведения о вреде, причиненном несоблюдением соответствующего законодательства.

Если поступившее сообщение информативное и не считается основанием для проведения глубокой проверки внепланового характера, оно в любом случае является поводом для осуществления расследования.

Виды поводов для глубокой проверки и перечень проводящих проверку лиц обширны в связи с большим числом регулируемых сфер.

Виды поводов


Определение о проведении административного расследования

Если в процессе рассмотрения дела необходимо возбудить административное расследование, должностное, уполномоченное на составление протоколов, лицо составляет определение о проведении расследования.

Если решение принимается прокурором, он составляет постановление для проведения расследования административного типа, ссылаясь на статью 28.3 Кодекса. Кроме того, выносить определение вправе больше девяноста категорий должностных лиц.

Документ составляется сразу после получения информации о совершении противоправного деяния административного характера.

Элементы определения

Составленное определение или постановление должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность проведения расследования дела административного характера. Элементы определения:

  1. Повод для проведения административного расследования и возбуждения дела с подробным описанием полученных данных, согласно которым было совершено правонарушение административного характера.
  2. Запись о том, что физическому, юридическому лицу и иным лицам разъяснены права в отношении проводимого расследования.
  3. Подпись лица, которое вынесло определение или постановление.

Порядок проведения расследования

Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.

Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.

Процессуальные действия при расследовании

При проведении глубокой проверки по правонарушениям административного характера необходимо осуществить некоторые процессуальные действия, позволяющие исследовать дело со всех сторон. К процессуальным действиям относятся:

  • Получение должностным уполномоченным лицом объяснений от лица, которое привлекается к ответственности административного характера (статья 26.3 Кодекса).
  • Получения показаний от потерпевших и присутствующих свидетелей в отношении рассматриваемого дела.
  • Проведение экспертизы уполномоченным лицом (статья 26.4 Кодекса).
  • Взятие образцов и проб (статья 26.5 Кодекса).
  • Фиксирование вещественны и прочих доказательств с помощью фотографирования, видеосъемки и т.д. (статья 26.6 Кодекса).
  • Изучение документов обвиняемого в административном противоправном деянии лица (статья 26.7 Кодекса).
  • Снятие необходимых показаний специальными средствами технического типа (статья 26.8 Кодекса).
  • Направление запросов в соответствующие органы территориального значения (статья 26.9 Кодекса).
  • Дача поручений иным лицам для совершения необходимых действий (статья 26.9 Кодекса).
  • Истребование необходимых сведений, включая данные о расчете штрафа за правонарушение административного характера (статья 26.10 Кодекса).

Помимо действий, указанных в КоАП, могут быть совершены и другие характера.

Срок проведения расследования административного характера

Как и для любого юридически значимого действия, для расследования дел о противоправных деяниях существуют определенные законом сроки. Такой срок для административного расследования - это один месяц со дня вынесение Постановления о возбуждении дела. Но он может варьироваться.

В некоторых случаях срок расследования дела о правонарушениях административного характера может продляться. Для этого должностное, проводящее расследование лицо обязано написать письменное ходатайство.

Дать разрешение на продление срока вправе один из четырех руководителей:

  1. Руководитель органа (или заместитель руководителя), которому подчинено должностное лицо, рассматривающее дело о правонарушении в административной сфере. Максимальный срок продления составляет один месяц.
  2. Руководитель таможенного вышестоящего органа (или заместитель руководителя) либо руководитель исполнительного органа власти, наделенного полномочиями решать вопросы о противоправных деяниях в сфере таможни. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  3. Руководитель вышестоящего органа, занимающегося расследованием дел о нарушении законодательства в сфере Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если эти нарушения привели к причинению потерпевшему легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  4. Руководитель вышестоящего органа, (или заместитель руководителя), наделенного полномочиями решать вопросы о правонарушениях административного типа в сфере организации или проведения игр (азартных). Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.

Определение о продлении срока

Определение о продлении срока расследования - это утвержденный вышестоящим руководителем официальный документ, позволяющий увеличить срок рассмотрения дела о противоправном деянии административного типа.

Составленное определение должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность увеличения срока расследования дела о правонарушении административного характера. Составные части определения:

  • Место и дата составления документа.
  • Фамилия с инициалами и должность составляющего документ лица.
  • Основание для увеличения срока расследования о противоправном деянии административного характера.
  • Конечная дата продления расследования.
  • Ссылка на статью закона, на основании которой проводиться расследование.
  • Подпись лица, которое вынесло определение и подпись утвердившего определение руководителя.

Копию составленного документа об увеличении срока глубокой проверки в двадцатичетырехчасовой период выдают под роспись или направляют физическому, юридическому лицу, которое является подозреваемым в совершении правонарушения административного характера, и потерпевшему.

Результаты рассмотрения дела

В результате проведения глубокой проверки о правонарушении административного характера выявляются реальные факты. После проведения административного расследования по ст. КОАП, должностным уполномоченным лицом составляется один из двух документов:

  1. Протокол о привлечении к ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного статьей Кодекса (статья 28.2).
  2. Постановление о прекращении рассмотрения дела о правонарушении административного характера (статья 24.5).

Судебная и иные виды применяемой практики подтверждают, что лицо, которое не старается защитить свои интересы и оправдаться за совершение противоправного деяния административного характера, чаще всего привлекается к ответственности, даже если в отношении него имеются основания прекратить дело.

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств , их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица , уполномоченные составлять , в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Статья 28.7. Административное расследование

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 311-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр - на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Часть 5 дополнена пунктом 5 с 13 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 409-ФЗ

5) решением руководителя вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица - на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 настоящего Кодекса.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Дело № 5-48/2014

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Петровского городского суда Саратовской области Корбачев Д.В, в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении гражданина Сатканова ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Петровского городского суда Саратовской области поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Сатканова А.Ф., с приложенным материалом.

Согласно п. 3 ст. РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии со ст. РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности > Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">25.1 КоАП РФ, с целью соблюдения приведенных выше задач, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Основания и порядок возбуждения дела об административном правонарушении установлены главой 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой предусмотрены сроки составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.5) и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 28.7).

Так, согласно ст. РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения, в частности, в области дорожного движения, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по делу проводится административное расследование.

Решение о проведении административного расследования принимается в виде определения, копия которого направляется лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Законом установлено, что срок административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела, однако он может быть продлен в исключительных случаях по данной категории дел,- на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 28.7).

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7).

Из содержания ст. РФ следует, что определение о продлении срока проведения административного расследования является процессуальным документом, цель которого документально закрепить основания продления срока и определить новый период проведения административного расследования.Однако срок административного расследования по настоящему делу истек ДД.ММ.ГГГГ, в материалах дела отсутствует процессуальный документ, подтверждающий продление срока административного расследования, до дня составления протокола - до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен за пределами срока административного расследования, что является существенным процессуальным нарушением.

В силу требований ч. 3.1. ст. РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

В нарушение данной нормы закона, как видно из представленных материалов, копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования Сатканову А.Ф. не вручалась и не направлялась.

В соответствии с требованиями ч. 4.1 ст. РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В нарушение указанных выше требований закона копия протокола об административном правонарушении, в установленный законом срок, Сатканову А.Ф. не вручалась и не направлялась, приложена к материалу, что также является существенным процессуальным нарушением.

В нарушение ч. 3 ст. РФ потерпевшему ФИО3 и ФИО4 при составлении протокола их права и обязанности не разъяснялись, а в материалах дела отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Кроме того, в материалах дела имеются объяснения, отобранные ДД.ММ.ГГГГ у водителей Сатканова А.Ф. и ФИО3, однако в указанных документах, не указаны должность, подразделение, звание, фамилия, инициалы должностного лица, разъяснившего права и отобравшего указанные объяснения, что свидетельствует о ненадлежащем оформлении данных материалов дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Таким образом, судом установлено, что указанные выше материалы дела составлены с существенными процессуальными нарушениями, протокол составлен с нарушением требований ч. 2, ч. 4.1 ст. РФ, что не может быть устранено при рассмотрении дела и препятствует принятию его к производству.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Сатканова А.Ф., в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ, вместе с приложенными документами подлежит возвращению в отделение ГИБДД отдела МВД РФ по Петровскому району Саратовской области, для устранения указанных недостатков.

Руководствуясь ст. РФ, судья

Определил:

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Сатканова ФИО7, о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ, вместе с приложенными документами возвратить в отделение ГИБДД отдела МВД РФ по Петровскому району Саратовской области.

Определение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Петровский городской суд Саратовской области в течение десяти дней.

Судья Д.В. Корбачев

Суд:

Петровский городской суд (Саратовская область)

Судьи дела:

Корбачев Денис Владимирович (судья)

Судебная практика по:

По ДТП (причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью)

Судебная практика по применению нормы ст. 12.24. КОАП РФ