Как сделать сметанный соус для пиццы. Вкусный соус для домашней пиццы. Традиционный томатный соус для пиццы

Самые необычные храмы в России.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов . Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее.

В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды.
Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Архызские церкви


Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX - началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Алане окончательно приобщились к христианству в первой четверти X в., но его проникновение сюда началось гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII в.
На территории городища сохранились три средневековых храма – Северный, Средний и Южный. Во время раскопок археологом В.А. Кузнецовым была найдена даже единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, сооруженная из плоских каменных плит. Стены храма покрывали искусно выполненные византийскими мастерами фрески – об этом свидетельствуют рисунки художника и археолога Д.М. Струкова, сделанные в конце XIX века.
В Среднем храме продумана даже акустика: в нем существует система голосников – сквозных и глухих отверстий в стенах храма.
Южный храм этого городища является сейчас древнейшим действующим православным храмом России. В скальном гроте недалеко от этого храма обнаружен лик Христа, проявленный на камне.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих камнях в Екатеринбурге

На обычной екатеринбургской хрущевке детской рукой нарисована колокольня и мальчик на ней. Вдоль стены тянется написанный славянской вязью «Гимн любви» апостола Павла. 13 глава, Послание к Коринфянам… Вы подойдете ближе, ведомые словами любви, и прочтете надпись: «Небо на земле». Вот так просто даже дети могут начать постигать христианскую мудрость. В этом храме нет высоких потолков с ротондами и куполов, внутрь ведет узенький коридор, а стеллажи с книгами стоят прямо вдоль церковных стен. Зато здесь всегда полно детей и существует множество своих традиций: например, проводить ролевые игры, пить чай всем приходом после воскресной литургии, петь вместе с хором или рисовать «добрые граффити». А крещенскую воду здесь иногда «продают» за знание первой заповеди или немедленное ее изучение. Приход выпускает газету «Ожившие камни», а сайт храма живет наполненной творчеством жизнью.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона. Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. К слову, сам Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этого храма. Эта церковь не похожа на русскую, она выстроена в редком для наших земель стиле рококо и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной. Говорят, особенно эффектно она смотрится зимой, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский.
В 1812 году храм заняли наполеоновские войска, не причинив, однако, ему никакого ущерба. Но в ХХ веке и этот храм закрыли
В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.
Интересна история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже, по требованию митрополита Филарета (Дроздова) их заменили церковнославянскими. А в 2004 году при реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Храм-вагон в Нижнем Новгороде

Почти противоположный по своей идее православный храм возник в Нижнем Новгороде в 2005 году. Храм удивляет, не пытаясь удивить, потому что располагается он в… железнодорожном вагоне. Это временное сооружение: прихожане ждут постройки каменной церкви. А началось все с подарка: нижегородской епархии железнодорожники подарили вагон. И епархия решила оборудовать его под церковь: вагон зафиксировали, сделали ступеньки с крыльцом, установили купол, крест и 19 декабря 2005 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, освятили. В народе необычный храм называют и «голубым вагоном» по одноименной детской песне, и «Soul train» на английский манер. Символика поезда, вагона, а значит пути, издревле присуща христианской церкви. С ранних времен храмы строились по образу кораблей – в этом смысле нижегородский храм продолжает византийские традиции! Стоит отметить, что это не единственный, но самый известный храм-вагон в России.

Костомаровский Спасский женский монастырь

Старейший пещерный монастырь России с «дивами» - меловыми столбами, внутри которых выстроены монастырские обители. Колокольня Спасского храма сооружена между двумя такими дивами и буквально парит в воздухе. Внутри, в толще меловой горы, храм так велик, что вмещает две тысячи человек. Именно здесь находится знаменитая на всю Россию «пещера покаяния» - коридор, тянущийся под землей 220 метров и постепенно сужающийся. Известно, что до революции сюда направляли на «исправление ума» самых закостенелых грешников. Само движение по пещере настраивает на исповедь: кающийся проделывает долгий путь в темноте, держа зажженную свечу, свод пещеры становится все ниже, и человек сгибается в поклоне. Паломники говорят, что чувствуют, как будто чья-то рука постепенно преклоняет их голову, смиряя человеческую гордыню. Даже в наши дни посещающих «пещеру покаяния» не сопровождают до конца: человека оставляют пройти в одиночестве часть пути.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд. Оба здания венчают «яблоки» с крестом. Благодаря тому, что на куполе «кулича» нет барабана, в алтарной части церкви становится темно. Игра света и голубой «небесный» купол изменяют ощущение объемов, поэтому изнутри храм кажется намного просторнее, чем снаружи.
В нижней части колокольни-«пасхи» находится баптистерий, имеющий всего два маленьких окошка вверху на стенах. Зато прямо над крещаемым – колокола, звучание которых распространяется через прорезанные в стене арки. Толщина стен увеличивается книзу, по мере наклона стены. На внешней стороне звонницы, выше колоколов, нарисованы циферблаты, каждый из которых «показывает» разное время. К слову, в этом храме крестился А.В. Колчак, будущий адмирал.

В первую среду августа 1769 года отряд испанцев в кожаных доспехах остановился на привал во владениях индейского племени Тонгва. Среди тридцати вооруженных всадников находился францисканский миссионер Хуан Креспи. Считается, что именно Креспи дал первое христианское название этому местечку - El Pueblo de Nuestra Senora la Reina de los Angeles (селение Девы Марии, царицы ангелов).

Капеллан этим не ограничился. Благодаря ему ближайшая речка была названа в память о защитнике веры святом Дионисии Ареопагите. Озеро - в честь святого Элма, покровителя моряков (известного в православной традиции как святого Еразма, исповедника Формийского). Ближайшие болотистые низины получили имя католической святой Елизаветы Венгерской, небесной помощницы обездоленных.

Почти два с половиной века спустя Лос-Анджелес превратился в огромный мегаполис с 17 миллионами жителей. В нем насчитывается более ста улиц, названных в честь христианских святых.

Калифорнийский художник Джей Майкл Уолкер (J. Michael Walker) в поисках вдохновения обошел каждую из них. Итогом его семилетней работы стали выставка "Все святые Города Ангелов" в одном из центральных выставочных залов Лос-Анджелеса и одноименная книжка. Джей Майкл - скромный провинциальный художник. Тем и интересен. В его картинах краеведческие детали, житейские истории современных калифорнийцев переплетаются с церковными образами. Каким-то удивительным способом совершенно невоцерковлённый американский живописец заставляет нас задуматься: как можно жить по вере в 21-м веке? Об этом с ним побеседовал корреспондент "Нескучного Сада" Алексей Черкасов.

Как возникла идея проекта "Все святые Города Ангелов"?
- Однажды я искал нужную городскую улицу в книжке-путеводителе. Улица называлась на букву "С". Я был просто потрясен, как много святых названий на карте - Санта-Моника, Сан-Педро, Сант-Эндрю... Мне удалось насчитать 103 имени! Известно, что испанские первооткрыватели и мексиканские поселенцы называли места в честь святых. Они надеялись, что небесные покровители не оставят без заступничества свои земные уделы. Что же происходит там сегодня? Мне показалось интересной идея одновременно исследовать жития святых и названные их именами улицы.

Святой Себастьян

- Вас кто-то поддерживал все эти семь лет?
- В первую очередь моя жена! Кроме того, я получил несколько небольших грантов от лос-анджелесской мэрии и один маленький грант от калифорнийского совета по гуманитарным исследованиям. Все остальное время я работал сам по себе. Мне удалось продать несколько картин. У жены, которая верит в мое творчество, есть постоянная работа. Так у нас получилась хорошая команда!

- А сами вы верите во святых?
- Должен сознаться, мне очень трудно сказать "я верю во что-то". В такой фразе для меня мало смысла. Однако у меня есть сильное чувство духовности и морали. Я постоянно ощущал участие святых в своей работе. Порой казалось, что они сами управляют всем и заставляют меня рассказать их истории наилучшим способом. Знаете, во время написания картин и книги я понял реальность святых. Даже научился понимать их разные характеры и идеи о происходящем вокруг.

- Что вас увлекало больше всего: жития, краеведение, современники?
- Самая интересная часть - это открытия новых переплетений в истории наших улиц и преданий о жизни святых. Например, городские бомжи постоянно собираются на Сан-Джулиан Стрит. А святой Джулиан сам многие годы был нищим скитальцем. Потом он основал приют для странников. Такие истории дают удивительную возможность говорить о проблемых бездомных, о гуманности к бедным и о святости такой помощи людям.


Cан-Джулиан (святой Иулиан)

Как католическая Церковь отнеслась к вашей затее? Кощунством не сочли? Ведь Ваша манера письма не очень-то канонична.
- Мне не хотелось, чтобы люди считали мою задумку "официальным" проектом. Поэтому я не обращался за поддержкой к Церкви. Наоборот, хотелось, чтобы мое искусство было понятно людям разного происхождения и культурных традиций. Тем не менее, многие воцерковленные верующие смогли увидеть в моих работах нечто такое, что по-особому говорит о христианской духовности и "очеловечивает" церковные идеи. Лос-Анджелесская епархия заинтересовалась моими картинами. Мне предложили устроить выставку в кафедральном соборе. В их книжном магазине продается моя книга.

Довелось ли вам исследовать традиционные иконы? Почему, например, Сан-Моритц (святой Маврикий в православном месяцеслове) изображен черным?
- Научные исследования просто необходимы для проекта такого масштаба. Я зарывался в энциклопедические справочники о жизни православных и неправославных святых. Что касается святого Моритца, то он был родом из Северной Африки. Моритц или Маврикий был командиром Фивского легиона. Он принял мученическую смерть на территории современной Швейцарии. Существует много научных работ об этом святом. Они описывают изменения портретных традиций в течение веков. Сперва его рисовали европейцем с темной кожей, потом африканцем с белой кожей. Наконец во времена Ренессанса его изображения исчезают. Художники Возрождения не могли соотнести реальные черты святого с их узкими евроцентричными понятиями о красоте и чистоте. Это мне показалось очень интересным, и поэтому я выбрал своего знакомого чернокожего танцора прототипом для портрета Сан-Моритца.

Сан-Моритц (святой Маврикий)

Точно, ваши святые очень похожи на обычных современных калифорнийцев. Взять хотя бы портрет святого Исидора. Именно так я представляю себе фермера-латинос…
- Если заняться историей иконографии, начиная с периода готики, то художники всегда старались изображать святые понятия через лица своих современников. Возможно, православная традиция следовала особым путем. Но на Западе дела обстояли именно так. В современном мире, особенно в Лос-Анджелесе и в других крупных городах, встречаются люди со всех уголков мира. Отсюда богатейшая возможность для выбора прототипов. Среди моих моделей: двое танцоров, медбрат, бомжи, матери заключенных, актриса...

- Знают ли жители улиц историю "своих" святых?
- Этот вопрос стал одной из причин для моего проекта. Сегодня почти никто ничего не знает о жизни святых, особенно о святых, на чьих улицах люди живут, работают или проезжают каждый день. Для многих это просто ничего не значащие названия. Люди были удивлены и воодушевлены глубиной новых понятий, которые они обретали после посещения выставки.

- А у вас есть любимый святой?
- Думаю, что Мария Египетская. Хотя ее изображения нет среди моих работ. Из лос-анджелесских святых мне ближе всего Святой Исидор Труженик, покровитель садовников и разнорабочих. "Его" улица находится в очень богатой части города. Когда я посещаю проезд Сан-Исидро, то постоянно вижу наемных тружеников, проживающих жизнь своего святого на его улице. Один из них и позировал для портрета святого Исидора. Этот удивительный момент мне надолго запомнится. Святой Исидор напоминает нам: тысячи и тысячи бедных людей тяжко работают, но получают взамен мизерную плату. Если мы хотим быть достойными людьми, то нам нельзя забывать о бедах и нуждах трудящихся в поте лица.

Святой Исидор Труженик

- "Все святые Города Ангелов" стали вашим первым обращением к христианской теме?
- Нет, в течение многих лет я писал картины на духовные темы. У меня есть целый цикл работ, посвященных Гваделупской иконе Божией Матери. Богородица изображена на них в виде реальной индейской женщины из Мексики. Она совершает все те дела, которыми женщины удерживают мир в целости.

- Надеюсь, мы еще станем свидетелями ваших новых и интересных арт-проектов.
- У меня есть много нереализованных идей. Надеюсь, ни одна из них не потребует семи лет работы… Поживём-увидим. Кстати, я недавно узнал, что Лос-Анджелес и Санкт-Петербург - это города-побратимы. Организаторы моей выставки намекают, что есть шанс привезти её в Россию.

- Это было бы просто замечательно! Спасибо вам и до новых открытий окружающего мира!

История всей большой нашей страны, всех её уголков, всех наций изучается и преподносится в школьном образовании, как история центра страны, как история основных исторических персонажей. Но история всей большой страны все, же складывалась как история суммы небольших частей. Вот и изучать её нужно соответственно: не только как изучение центра и основных событий, а как отдельных народов и отдельных регионов.

Трудно, изучая историю только центра страны, почувствовать причастность к местной истории, к местному наследию, трудно стать её патриотом, трудиться ради её процветания, особенно современному школьнику. Когда знаешь, как жили и трудились на твоей земле твои предки, знаешь, что они чувствовали, как страдали и радовались, как воспринимали успех, и как переживали горе, тогда и появится чувство сопричастности к местному материальному и духовному наследию, забота о его сохранении и приумножении. Вот почему так важно, чтобы патриотическое и гражданское воспитание юного гражданина Отечества начиналось с изучения социо-культурной среды своего города. Общепризнано, что социо-культурная среда города активно влияет на каждого своего жителя через внешний облик города, традиции, характер отношений и общения. Однако это влияние требует целенаправленного накопления, развития, закрепления: человек, живущий в этой среде, должен осознавать культурное богатство города, вносить свой вклад в сохранение и развитие культурного наследия через соответствующее отношение к нему и практическую повседневную деятельность. Вследствие этого важную роль приобретает именно школьное краеведение, ведущей идеей которого является целенаправленная подготовка юных прокопчан к осознанному включению в культурную и духовную жизнь города и региона, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурой Прокопьевска и области; приобщение их к ценностно-ориентированной деятельности, формирование у них опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к своему городу, краю и друг другу. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Сейчас, как никогда, наши дети нуждаются в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью большой Родины. “К патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…” – справедливо отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому в нашей школе разработаны курсы по краеведению. Одно из занятий курса мной представлено вашему вниманию. Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живущих несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, пожелайте успешной работы на занятии. А теперь все посмотрите на меня, и мысленно обменяемся добрыми пожеланиями для успешной работы на занятии. Спасибо. Садитесь.

2. Мотивация.

– Тема нашего занятия – “Город, носящий имя святого”. Можете ли вы назвать города, в наименовании которых есть имена святых? (Ответы детей.) Как думаете, о каком городе пойдёт речь на нашем занятии?

3. Постановка цели и задач занятия.

4. Основная часть занятия.

Работа в группах.

– Итак, начнём наше занятие. Задание № 1: прочтите его на слайде и выполните . (Работа детей с документальными источниками, составление презентаций.)

Защита презентаций детьми.

– Что объединяет ваши презентации? Что было в них общего? (Ответы детей.) С чего началось освоение Кузнецкого края?

Рассказ учителя о Христорождественском монастыре:

– В 33 верстах от Кузнецкого острога был основан Христорождественский монастырь, в котором поселились 40 монахов среднего возраста. Первая проблема, с которой они столкнулись, – им нечего было есть. И они обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить им прирезать земли. Рядом, на свободных землях, селились переселенцы из Центральной России, которые имели деньги для покупки разрешения у воеводы права на поселение. Вспомните документ и ответьте на вопрос: как назывались такие поселения? Жизнь поселенцев заимок тесно была связана с Христорождественским монастырём: они молились в церкви монастыря, участвовали в православных Таинствах. Но жители заимок не разрешали селиться рядом с ними бедным беглым крестьянам, и те селились на монастырских землях сначала с разрешения монахов, а затем и самовольно. Так возникла деревня Монастырская. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием деревни.)

А заимки расстраивались за счёт постройки домов детям и внукам. Поселение в конечном итоге выросло. Подумайте, можно ли его назвать селом? (Ответы детей.) Откройте словари и найдите определение слова село. Какие признаки села указаны в словарной статье?

Работа детей с толковым словарём.

– Так чего же нам не хватает на схеме? (Ответы детей. Учитель крепит на доску изображение церкви.)

– А как она называлась? Вспомните документ. Почему такое название? (Ответы детей.) Село стало называться Прокопьевским, по имени Прокопьевского прихода. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием села.)

– Кто же такой святой Прокопий, именем которого названы церковь и село?

Мультимедийная презентация о святом Прокопии, сопровождаемая словесным комментарием учителя.

– В середине XIII века очень богатый, молодой, необыкновенной красоты немецкий купец католического вероисповедания прибыл в Великий Новгород, о котором он много слышал и мечтал увидеть. Его потрясли белостенные храмы Новгорода с золотыми куполами в лазоревом небе, полумрак помещений, освещённый мерцанием восковых свечей, стройное, хватающее за душу церковное пение. Решение пришло само: вернувшись на корабль, Прокопий отписал капитану и его команде оставшееся имущество, а утором раздал деньги нуждающимся новгородца, принял православие и вступил в новгородскую обитель иноком.

Но в обитель стали приходить любопытствующие, чтобы посмотреть на чудака. Их речи смущали Прокопия. И, избегая известности, он тайком ушёл из обители. Путь его лежал на восток. Он был труден и опасен. Ему приходилось переплывать бурлящие реки, вязнуть в болотах, пробираться сквозь чащу тайги. Однажды уставший Прокопий присел на пень, чтобы отдохнуть и перекусить милостыней. Он бережно развернул тряпицу с ломтем хлеба, но тут из чащи вышла волчица. Взгляд её был настолько выразительным. А сама она выглядела измученной и истерзанной, что Прокопий протянул ей ломоть. Волчица схватила хлеб и скрылась в кустах.

Прокопий поселился в Устюге. Никто его здесь не знал. Он был для всех простым нищим, пришедшим неизвестно откуда. Прокопий принял на себя подвиг юродства во Христе , что тогда ещё не было известно на Руси. Он стал первым русским блаженным . В грязной одежде, с босыми ногами, посиневшими от холода, со спутанными волосами, ходил Прокопий с тремя клюками, возбуждая у одних жалость, а у других насмешки. Но он всегда молился за своих обидчиков. За свою крепкую веру блаженный Прокопий получил от Господа дар прозорливости. Одни стали замечать, что если Прокопий держит клюшки крюками вверх, то год будет урожайным. А если вниз – готовься к голоду и мору. И это не единственное предсказание Прокопия.

Ознакомьтесь с другими фактами прозорливости Прокопия, выполнив задание № 2. Прочтите его на слайде.

Работа детей с текстовыми материалами о предсказаниях Прокопия.

– О каком предсказании рассказывает этот слайд? (Ответы детей.)

– А какое деяние сделало Прокопия любимым и почитаемым в Великом Устюге? (Ответы детей.)

– За что обычно Русская Православная Церковь причисляет верующих к лику святых? (Ответы детей.)

– А можно ли было причислить блаженного Прокопия к святым? (Ответы детей.)

– Умер Прокопий в 1303 году. А в 1547 году на Церковном Соборе он был причислен к лику русских святых. Догадались ли вы, какой город носит имя этого святого? (Ответы детей, учитель крепит на доску карту города Прокопьевска и табличку с наименованием города.)

– А теперь перенесёмся на несколько сот лет вперёд.

Работа со слайдовым рядом.

– 1812 год – Что это за дата? Какое событие произошло в истории нашей Родины? (Ответы детей.)

Свой вклад в борьбу с врагом внесли жители села Прокопьевского. Служить в армии по тем законам они не могли, служили только рекруты. В ополчение тоже нельзя было вступить, так как война шла не на их территории. Но для вооружения русской армии жители села Прокопьевского собрали 3 376 рублей. Для сравнения: корова стоила 10 рублей, лошадь – 12. Как вы думаете, большая это была сумма?

– А эта дата, я думаю, вам всем хорошо известна: 1941-1945 годы. В мае 1943 года в местной газете “Ударник Кузбасса” была опубликована благодарственная телеграмма товарища Сталина жителям Прокопьевска, которые для строительства боевых самолётов лётной эскадрильи “Шахтёр Кузбасса” собрали 9 миллионов 445 тысяч 800 рублей. О каких нравственных качествах жителей говорят нам эти факты? (Ответы детей.)

– В 1981 году город-труженик за свой огромный вклад в развитие экономики государства был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Наш город удостоен одного ордена, а Кемеровская область награждена двумя орденами – Ленина. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Такую высокую оценку, согласитесь, нужно было заслужить, и нам, жителям Прокопьевска, есть чем гордиться.

Чтобы в этом убедиться, давайте совершим заочную экскурсию по нашему городу.

Слайд-фильм.

– Ребята, красивый у нас город? Красивым его делают люди. Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родному городу, краю, Родине? (Дети называют нравственные качества, учитель крепит на доске таблички с указанием данных качеств.)

– Все эти качества воспитываются в семье, и объединяет их такое понятие, как духовность. (Учитель крепит в центр табличку с указанием данного слова.) Многие из вас в будущем создадут семьи. И от того, какими они будут, зависит будущее нашего города, носящего имя святого Прокопия.

5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

– Вот и состоялось, мои новые друзья, ваше введение в Прокопьевскведение. Наш город, как и многие другие, – это не просто место обитания, внешнее сооружение, а то, что созидается, вырастает внутри каждого из нас. Это наш внутренний, духовный мир. И каждый из нас может сделать его прекрасным, гармоничным и светлым. Но для этого нужно уметь над собой работать, уметь чувствовать, слышать, видеть, понимать. Это труд, но труд, дающий счастье познания. И пусть поможет вам в этом труде святой Прокопий. (Учитель дарит на память закладки и буклетики с изображением святого.)

6. Рефлексия.