Как выбирать духовника и приход. Нужен ли человеку духовный наставник

Инструкция

Искать себе наставника следует начинать только в том случае, если вы уже твердо уверены, что он вам необходим. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, нужно сначала помолиться. Тогда сам Бог будет помогать вам в поисках и обязательно приведет к тому , который больше всего подходит на эту роль.

Священников в Церкви можно условно разделить на две категории: тех, которые достаточно строг в вопросах церковной дисциплины (соблюдения всех обрядов, служб, постов, молитв и т.д.), и тех, которые чуть мягче и гибче относятся к своим "детям". Учитывать эти параметры тоже необходимо при выборе духовного отца . Если вы собираетесь жестко следовать всем традициям и обычаям, то нужно искать духовника среди первой группы священнослужителей. Это, как правило, будут монахи, игумены или архимандриты. Если же у вас есть , и вы не хотите чересчур углубляться в вопросы религии, то выбор ваш падет на группу. Здесь священники тоже люди семейные и среди них, в основном, иереи и протоиереи.

Как только выберете подходящего батюшку, нужно договориться с ним о личной и уже на ней попросить его принять на себя обязанности вашего духовного отца . Заодно можно с ним договориться о дате первой исповеди. Если вы смогли найти такого , от которого исходит ощущение тепла и родственной души, то вам очень повезло. Ведь именно этому человеку предстоит заботится о вашем душевном и просить у Господа для вас милости.

Видео по теме

Обратите внимание

«Как найти духовника. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорит, что «духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные.

Полезный совет

Как найти духовного отца? Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь – свой своего всегда найдет. Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, «протереть себе глаза», положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином – иметь твердую веру, быть послушным членом Св. Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...

Источники:

  • Как найти духовного отца?

Духовник - это священник, который станет для вас в церкви свершителем таинства покаяния. К тому же в обязанности духовника входит развитие и воспитание его подопечного чада. Именно поэтому к выбору своего духовного отца необходимо подходить с особой тщательностью.

Инструкция

Служители церкви советуют не искать своего духовника, а просто помолиться - Господь сам направит вас к тому священнослужителю, который необходим именно вам.

Однако надеяться только на Бога не стоит, необходимо самостоятельно также приложить определенные усилия в поисках «своего» духовника. Для начала отправляйтесь на службу в храм. Присмотритесь к священникам, которые ведут проповедь. Обращайте внимание на их манеру общения, на силу их энергетического влияния, на то добро, которое излучают. Выбирать нужно такого, рядом с которым вы себя будете чувствовать комфортно и уютно.

Обязательно постарайтесь попасть на индивидуальное таинство к понравившемуся священнослужителю. Например, на исповедь. Здесь вы сможете оценить степень его участия к прихожанину, заинтересованность его в вас, как в чаде Божьем. Опять же именно так вы сможете понять, будет ли лично вам комфортно с этим человеком в качестве вашего духовного отца.

Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.

Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.

Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.

Как выбрать духовника?

Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.

Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем.

Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.

Есть опасность, особенно для девушек, женщин – душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.

Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

Здравствуйте, батюшка! Я в прошлом вел очень порочную жизнь, много пил, был зависим от тяжелых наркотиков, блудил, прелюбодействовал, работал мошенником (лохотронщиком), содействовал в убийстве своего ребенка — это лишь малая часть моих подвигов. Господь вразумил меня, я очень близко, нос к носу столкнулся с врагом рода человеческого, чуть не погиб и через это пришел к вере. Вот уже три года воцерковляюсь, периодически (1-2 раза в год) срываюсь, начинаю пить, пью месяц, бывает два, потом поднимаюсь, раскаиваюсь, снова начинаю молиться, ходить на службы, участвовать в Таинствах. В период неофитства думал всё, жизнь изменилась навсегда, только вперёд к Господу, и ни шагу назад. Теперь я совсем не верю в свои силы, растерян. Понимаю, что нужен духовный наставник, но где его найти, и как попросить батюшку стать своим духовником? Живу в Королеве, второй год хожу в Свято-Троицкую церковь, очень нравятся Ваши проповеди, и я прекрасно понимаю, как Вы загружены, но может Вы подскажете мне батюшку, к которому я могу обратиться с этой просьбой? Спаси Вас Господь, отец Иоанн. Дмитрий

Ответ: Дмитрий! Крепко-крепко держитесь.

Не верьте себе, своим силам, но постоянно думайте о Боге, вечной жизни. И всякий раз молитесь, хотя бы своими словами, о том, чтобы Господь помог Вам избавиться от страстей. Постарайтесь, чтобы у Вас не было свободного времени. Расписание дня составьте так, чтобы Вам некогда было думать о вине. Найдите радость в работе, чтении, семье, но только — не в пьянстве. Прочитайте Библию.

Что касается духовника. Рядом с нами находится Свято-Троицкая Лавра, советую там найти себе молитвенника и духовника. Если туда ездить далековато, приходите в храм или звоните, обращайтесь ко мне, чем могу, помогу.

Помоги, Господи, побороть Вам страсти.

С уважением, отец Иоанн

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки. А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе. Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом. Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться. Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции - верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

Свобода

Приход - не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком. Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка - прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие - это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками». Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование - один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника. Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора. В такой ситуации один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, - доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества. Однако, во-первых, Церковь - не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо». А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы». Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков. В то же время его оппонент - монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

Выше партий

Церковь - вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду. Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода - это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера. Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Так же и в Церкви. Обратите внимание, сегодня известные священники касаются общественных тем, но о чем бы они ни начинали говорить, основной целью их выступления является Христос и Его проповедь. Ради этого священник может обратиться и к проблемам экономики, и к вопросам политического характера, и к экологии, и к современному искусству. Но целью разговора должно оставаться христианское осмысление проблемы, то есть, в конечном счете, разговор о Боге и вечном спасении, а не о том, за кого же голосовать.

И, разумеется, совсем уж недопустимо, если в приходе начинается «выбраковка» людей по политическим признакам. Ведь, подходя к Причастию, все христиане являются равными братьями, оставившими сиюминутные споры во имя вечности.

zemskova777 — 07.10.2014

Дорогие читатели, продолжая полюбившуюся вам рубрику, в которой мы даем краткие рекомендации по вопросам духовной жизни, сегодня коснемся очень важной темы. Как найти духовного отца? Как правильно выстроить взаимоотношения с духовником? Что делать, если духовника нет? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый воцерковленный человек. Безусловно, нужно благодарить Господа, если у вас есть духовно опытный наставник, который молится о вас и особо радеет о спасении вашей души.


В профессиональном спорте вряд ли удастся достичь серьезных побед и выиграть Олимпийские игры, если у спортсмена нет сильного тренера. Так и в духовной жизни – важно духовное руководство. Традиция духовного духовничества существует с первых веков христианства. Духовники либо выбирались священноначалием специально, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу того, что к ним тянулись за советом, духовной помощью, как к некоторым монахам в наших монастырях. В данной статье мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы и надеемся, что она будет вам полезной.


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ДУХОВНИК:


  • Отношения духовника и чада должны строиться на взаимном уважении и христианской любви. Но бывает, что некоторые миряне доброе почитание батюшки заменяют каким-то фанатизмом. Этого быть не должно. Священник – не ангел небесный, он такой же человек, но промыслительно избранный Господом для служения Богу и людям. Идеал же для всех нас и главный для всех духовник – Господь наш Иисус Христос.

  • Послушание , как пишет митрополит Антоний Сурожский, – это прежде всего стремление слушать и слышать не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем. В духовной жизни, как и в семейной, случается, что дети, не получив должного воспитания, подрастая, перестают доверять своим родителям, от которых получили самую жизнь. Они думают, что имеют достаточные знания, чтобы самим решать все проблемы жизни. И, игнорируя опыт самых близких людей, совершают непоправимые ошибки. Сомнения возникают от неутвержденности в вере и от незнания человеческой природы в ее падшем состоянии. Чаще всего священник основу своего ответа заимствует из Священного Писания. То есть он говорит не то, что он лично думает или считает, а то, что об этом говорил Сам Бог. А готов ли вопрошающий принять Волю Божию? К сожалению, чаще всего мы ищем исполнения своей воли.

  • Как быть, если не можешь исполнить благословение духовника? Здесь могут быть две ситуации: когда духовник дает послушание, противоречащее заповедям, – такое, конечно, не должно исполнять. А если благословение во благо, а чадо не слушает, то здесь речь идет, скорее, о гордыни и недоверии духовнику и тому, что через него открывается воля Божия. Никто не может отнять у человека свободной воли, но стоит задуматься, зачем вообще искать духовника, если не слушаться его или слушаться по настроению.

  • Беспрекословное и абсолютное послушание без духовного рассуждения – страшно. Оно равносильно самоуничтожению. Оно трансформирует людей в зомбированных особей, утративших Божественный дар личности и свободы. Послушание в христианстве – это прежде всего слушание благовествуемых истин и следование им в свободе избранного пути: «Вера от слышания, слышание от проповедающего», – учит Апостол Павел. «Слушавшийся вас слушает Меня», – говорит Иисус Христос.

  • Можно ли ходить к другим священникам? Общаться и исповедоваться у других священников никто запретить не может. Тем более если это вызвано сменой места жительства, путешествиями и другими объективными причинами. Но все же в первую очередь нужно исповедоваться у своего духовника и поддерживать с ним регулярную связь, прежде всего молитвенную, а также делиться важными моментами своей жизни. Учителей и наставников у нас может быть много, но духовным отцом может стать только один священник.

  • Как молиться за духовника? Во-первых, в ежедневном молитвенном правиле, которое мы читаем утром и вечером, есть молитвы, где мы поминаем духовника в самую первую очередь. Во-вторых, есть отдельные молитвы о духовном отце (см. ниже) . В-третьих, у каждого христианина есть свой помянник-синодик, где тоже должно быть записано имя духовника. Такой помянник читается на церковных богослужениях и домашних (келейных) молитвах. Благочестивые чада подают в храмах и монастырях записки о своих духовных наставниках – обедни, молебны, сорокоусты. Не будет лишним просить молитв о своем духовнике у других священников и мирян. Благодать веры и молитвы роднит разных людей, скрепляет их союзом любви.

  • Что делать, если есть сомнения в правильном выборе духовника. Да, люди совершают ошибки, и духовная жизнь – не исключение. Но не стоит спешить с выводами. Главная причина, когда стоит расстаться с духовником, – это его «благословения», противоречащие Заповедям Христовым, подавление свободы и негативное воздействие на духовное развитие человека. В остальном, скорее всего, недобрые мысли – это искушения. И здесь можно посоветовать только одно: усилить молитву и довериться воле Божией. А в недобрых помыслах, подозрительности и на этой почве желании найти нового духовника нужно покаяться. Как родители у нас одни на веки, так и духовник в идеале должен быть один.

  • Может ли один батюшка быть духовником у всей семьи? Да, это благочестивая практика столетиями существует на Руси. Это замечательно, когда священник хорошо знает семью. Ему будет проще давать советы, поддерживать и окормлять людей, с которыми он хорошо знаком.

  • Как часто нужно общаться с духовником? Духовные отношения нельзя измерить количеством времени, уделяемого духовником своим духовным детям, если установился прочный союз взаимопонимания между пастырем и пасомыми. Порой достаточно нескольких проникновенных слов пастыря, с благоговением приемлемых духовными детьми, чтобы в душе все прояснилось. Ведь между их душами существует атмосфера доверия и любви, как в семье, когда дети знают, что их отец всегда с ними. Даже если в данный момент его нет рядом, у них нет чувства одиночества, оставленности. Нужно стараться поддерживать связь с духовником, даже если вас разделяют большие расстояния. Есть благочестивая традиция поздравлять духовника с праздниками, делиться сложностями и радостями, писать друг другу письма, разговаривать по телефону – в наш век современных технологий это стало несложно.

  • Про Исповедь. Задача духовника – помочь кающемуся раскрыться сердцем и душою, пробудить веру в неизреченную любовь Божию и воскрешающую силу покаяния. И в то же время утвердить волю кающегося в твердой решимости оставить порочный образ жизни, не творить беззакония. Как духовник сможет дать вам правильный совет, если вы у него не исповедуетесь? Но Исповедь – это не время пустословия. Нужно беречь своих духовных отцов, как мы оберегаем своих родителей. Готовиться к Исповеди надо серьезно – настроиться, молитвенно согреть свою душу, предварительно примириться со всеми, может для кого-то будет лучше записать все на бумаге. Покаяние – это Таинство изменения ума, перерождение души, а не формальный отчет о многих согрешениях.

  • Что не стоит обсуждать с духовником? Есть такие чада, которые просто одолевают своих духовников по мелочам, вплоть до вопроса о цвете обоев или породы кота. Это абсурдно. Вопросы, связанные с бытом, не должны ставиться перед духовным отцом. Духовник нам необходим для духовного руководства. Вопрос молитвенного правила, подготовки к Таинствам, советы в значимых делах и серьезных ситуациях, просьбы о молитвах – в этом мы всегда должны искать совета и помощи у батюшки. Будем помнить евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ ДУХОВНИКА:

Сегодня найти духовника – задача не из легких. И к ней нельзя относиться формально. Как часто бывает, что девушка выходит замуж, чтобы у нее просто был муж, или заводит ребенка, чтобы он тоже просто был, не понимая истинного смысла семьи и деторождения. Ничего хорошего из подобных историй обычно не складывается и в светской жизни, и тем более в духовной. Духовники сейчас есть примерно у 10 человек из 100. Возможно, и не всем духовник так остро и нужен.

  • Как быть, если нет духовника? Мы живем в век информационных технологий, которые во многом послужили и на благо Церкви. Разве могли представить люди, жившие 100 лет назад, что будет православное телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-порталы, мобильные приложения? Смотрите каналы «Спас», «Союз», «Радость моя», назидайтесь словом Божиим на православных сайтах. И потом никто не отменял духовные книги, которые в большом многообразии представлены в иконных лавках и магазинах.

  • «Жить по совести и Евангелию, слушать Господа Христа и читать святых отцов», – так ответил старец одной молодой женщине на ее вопрос: «Как мне жить без духовника?» И, пожалуй, это единственно правильный совет как для тех, у кого есть духовник, так и для тех, у кого его нет.

  • Всем ли нужен духовник? Вопрос очень непростой. Дело в том, что в православной аскетической литературе очень часто звучит тема о необходимости духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедывать ему свои грехи и все помыслы. Однако эта практика во многом относится к монашествующим. Тем более что в древности старец и послушник часто жили чуть ли не в одной пещере и у них было время как на совместную регулярную молитву, так и на ежедневную духовную беседу. Самоотречение и смирение своей воли перед духовным отцом – часть древней монашеской практики. Именно это и называется послушанием. Если у вас нет такой возможности и желания, возможно духовник вам и не требуется.

  • Как правильно выбрать духовника?

    • Нужно довериться сердцу… Исповедуясь и общаясь со священником, спрашивая его советов, вы скоро поймете, если это действительно ваш будущий духовник. Если его советы положительно влияют на вашу духовную жизнь, вы находите у него утешение и поддержку, чувствуете радость и спокойствие от общения с ним, видите силу его молитвы и взаимную расположенность к вам, то можно попросить батюшку стать вашим духовником. Но прежде нужно горячо молиться Господу, чтобы Он послал духовника…

    • Внимательно присмотреться к приходу, где служит батюшка. У доброго пастыря на приходе царит мир и любовь, радость и деятельная добрая жизнь.

    • Можно поговорить с духовными чадами батюшки, прихожанами храма.

    • Не надо стремиться бежать за моря и океаны в поиске духовного отца, часто он ближе, чем вы думаете. И неправильно будет всем и вся рассказывать про своего духовника, найдя его. Все-таки наша духовная жизнь – это тема очень личная.

    • Есть и более простой совет: ходите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы доверяете, у кого исповедуетесь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю.

    • По совету архимандрита Иоанна Крестьянкина: "Никогда не спешите назвать первого встречного священника своим духовных отцом. Ходите в церквовь, исповедуйтесь, причащайтесь, спрашивайте батюшек о волнующих вас вопросах, и только тогда поймете, что из многих - один самый близкий вашей душе, будете обращаться только к нему".


О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


  • Власть вязать и решить (Мф. 18:18), то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане – власть духовного руководства и отцовства, была вверена Господом Иисусом Христом Своим Апостолам. От них она переходила на все последующие поколения епископов и пастырей. И задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви, хотя в какие-то эпохи, например в эпоху иконоборчества, когда пастырей не хватало или когда многие пастыри уклонялись в ересь, духовное руководство брали на себя простые монахи.

  • В истории Церкви существовало много типов духовного руководства , но основные – два. Первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип – старчество, получившее распространение в Византии и на Руси.

  • В чем разница между духовником в миру и в монастыре? На приходского священника возлагается задача учить людей, помогать им советом, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, а они должны были беспрекословно ему подчиняться. Именно такие взаимоотношения существуют и сегодня на Святой горе Афон, где во главе каждого из монастырей стоит опытный в духовной жизни руководитель.

МОЛИТВА ЗА ДУХОВНОГО ОТЦА


Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (сан и имя), даруй ему душевное спасение и телесное здравие, огради его святыми Твоими Ангелы. Умножь в нем дарования духовная, исполни его мудростию и любовию, ниспосли ему молитву теплую. И ради его святых молитв даруй моим грехом прощение, жития исправление, в добродетелех преуспеяние. Ниспосли ему Твоя богатыя милости. Помяни, посети, укрепи его и сохрани на многая лета ради нас, грешных. Господи, Ты безмерно свят, безмерно праведен, безмерно милосерд! Освяти Твоею святынею отца моего духовнаго (сан и имя), оправдай его Твоею праведностию и покрый его Твоим милосердием. Господи, Ты соединил нас на земли, не разлучи нас и в Небесном Твоем Царствии. Аминь.

ДУХОВНИК И ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ: ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЕ?


– Есть ли разница между понятиями «духовник» и «духовный отец»? Кто-то из батюшек говорит, что это синонимы, а кто-то говорит, что духовник – это любой священник, проводящий Таинство Исповеди, а духовный отец – тот, кто руководит духовной жизнью христианина. Почему такое разночтение?
– Если вкратце, это обусловлено разницей в традициях духовничества Русской Церкви и грекоязычных Церквей. На православном Востоке не каждый священник имеет право исповедовать верующих, там есть специальные священники-духовники, опытные в духовной жизни. В Требнике (книге, которая содержит последования Таинств, в том числе и Исповеди) есть специальная глава «О том, каковым подобает быти духовнику». Естественно, она появилась из греческих изданий. Там говорится о том, какими качествами должен обладать духовник, о том, что без специального разрешения от епископа никто не может исповедовать (как в греческой традиции). Именно поэтому, согласно Требнику, понятия исповедающего священника и духовника одинаковы.

На Руси в силу того, что на каждого священнослужителя приходилось (и приходится) гораздо большее количество прихожан, желающих исповедаться, установилась традиция разрешать проводить Таинство Исповеди любому священнику. Но осуществлять духовное руководство и давать советы в духовной жизни могут только опытные священники, которых в русской традиции и называют духовниками или духовными отцами. Тут эти слова уже синонимы.


ЦИТАТЫ СВЯТЫХ О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь: свой своего всегда найдет.

Преподобный Лев Оптинский.


Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда.

Преподобный Исаия.


Надобно наперед удостовериться в правомыслии, в опытности старца и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его с Словом Божиим. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога (Деян. 4:19)?

Преподобный Антоний Великий.


Прекрасно ваше желание находиться в полном подчинении у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет порой даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец. Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).


Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, протереть себе глаза, положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином, иметь твердую веру, быть послушным членом Святой Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...

Священномученик Арсений (Жадановский).


Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


Теперь вопрос, где и как найти руководителя, решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься, как учит святой Игнатий Богоносец. Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага.

Святитель Феофан Затворник.


Не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому, также не видел ни одного чада, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного отца. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей.

Игумен Никон (Воробьев).


Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения, берегись такого отца! Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем с желанием работать над собой, служить Христу – знай, что это твой истинный духовный отец.

Святой праведный Алексий Мечев.


Иногда, говоря о духовнике, употребляют выражение духовный отец, но человек не становится духовным чадом священника только потому, что постоянно у него исповедуется. Отношения духовного родства возникают тогда, когда человек чувствует, что сердце его открыто духовнику, что Бог любовью, молитвами и наставлениями духовника хочет его спасти. Тогда человек обращается к духовнику с просьбой быть его духовным отцом. Это очень ответственный шаг, потому что перемена духовного отца всегда душевная и духовная травма для обоих, всегда неполезна для уходящего духовного чада и допустима только тогда, когда другого выхода нет. Духовный отец, как и родной, должен быть один на всю жизнь, поэтому, прежде чем проситься в духовные чада, нужно помолиться Богу о вразумлении, чтобы Он или утвердил в сердце возникшее желание, если оно истинное, или изгнал его из сердца, если оно не от Бога.

Протоиерей Константин Островский.



В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочется отметить, что надо сугубо молить Бога о том, чтобы Он послал нам духовного руководителя. Сердечно
желаем каждому найти родного сердцу, близкого по духу и опытного духовника. Если же такого наставника найти не удается, не переживайте. Главный духовник для всех нас - Господь! А лучшее духовное руководство на каждый день - это Евангелие и творения святых отцов. Так же для всех, кому нужен совет и духовная поддержка, будет полезен интернет-проект «Батюшка онлайн»