Какие предельные размеры земельных участков

Например, в Московской области установлены следующие предельные нормы предоставления земельных участков (хотя исключения тоже допускаются):

  • под дачи – 0,12 га
  • под садоводство – 0,12 га
  • под животноводство – 0,20 га
  • под ведение фермерского хозяйства – до 40 га.

О правах на выделенные участки Местная администрация определяет конкретные размеры предоставляемых участков исходя из районных возможностей. Выделенные участки закрепляются за гражданами на праве бессрочного пользования (статья 20, пункт 3 Земельного кодекса), при этом запрещено обязывать граждан выкупать или арендовать землю. Если ранее выделенные участки превышают вышеуказанные нормы, их не изымают и не урезают. Право на участок для ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства устанавливается местными органами самоуправления поселков, деревень, городов.

Предельно минимальный размер земельного участка

В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.3. В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются:для ведения садоводства — 0,12 га;для ведения животноводства — 0,20 га;для ведения дачного строительства — 0,12 га.4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.5.

Размеры земельных участков под ижс в московской области

Специальные предложения Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).


Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты.

Минимальный размер земельного участка в московской области

Важно

Наро-Фоминский ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске 0,04 0,15 Прочие земли для ЛПХ, ИЖС 0,04 0,3 11. Ногинский ИЖС и ЛПХ в Ногинске 0,09 ИЖС и ЛПХ в районе 0,12 12. Одинцовский ИЖС 0,08 0,25 ЛПХ 0,06 0,25 13. Орехово-Зуевский ИЖС для села 0,03 0,3 ИЖС для городов 0,03 0,15 ЛПХ для села ЛПХ для города 0,03 0, 4 14.


Пушкинский ИЖС в городах и поселках городского типа 0,04 0,25 ИЖС в селе 0,05 0,3 ЛПХ 0,03 0,3 15. Раменский ИЖС 0,06 0,4 Приусадебные ЛПХ 0,04 0,4 Полевые ЛПХ 0,06 1 16. Сергиево-Посадский ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах 0,06 0,12 ЛПХ, ИЖС в селах 0,06 0,3 Полевые ЛПХ 0,1 2 17.

Внимание

Серпуховский ЛПХ, ИЖС 0,06 (от 0,045, если маленький участок находится в естественных границах) 3 18. Солнечногорский ИЖС 0,05 0,25 Приусадебные ЛПХ 0,03 0,25 Полевые ЛПХ 0,1 1 19. Ступинский ЛПХ, ИЖС в Ступино 0,04 0,06 ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино.


Михнево 0,06 0,08 ЛПХ,ИЖС в селах 0,06 0,15 20.

Минимальный и максимальный размер земельного участка

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 21.03.2011 N Д23-1142 предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 33 Земельного кодекса РФ). Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ и ч. 6 ст.

В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным. 3. В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются: для ведения садоводства — 0,12 га; для ведения животноводства — 0,20 га; для ведения дачного строительства — 0,12 га. 4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Предельно допустимый размер земельного участка в московской области

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (17 июня 2003 года N 63/2003-ОЗ) 17 июня 2003 года N 63/2003-ОЗ Принят постановлением Московской областной Думы от 28 мая 2003 г. N 3/59-П ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Настоящий Закон разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства. Статья 1.
Воскресенский ИЖС в Воскресенске и поселках 0,06 0,15 ИЖС в селе 0,08 0,3 Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках 0,06 0,15 Приусадебный ЛПХ в селе 0,08 0,3 Полевой ЛПХ 0,1 0,3 3. Дмитровский Для ИЖС или ЛПХ 0,02 0,15 Для садоводства 0,02 0,12 4. Истринский ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири 0,06 0,15 ИЖС в селе 0,06 0,3 ЛПХ 0,06 0,5 5. Клинский ИЖС 0,05 0,3 Приусадебные ЛПХ 0,05 0,3 Полевые ЛПХ 0,5 1 6. Коломенский ИЖС и ЛПХ в поселке Пески 0,05 0,2 ИЖС и ЛПХ в селе 0,05 0,3 Полевые ЛПХ 0,05 2 7. Ленинский ИЖС в г. Видное 0,06 0,15 ИЖС кроме г. Видное 0,06 0,25 ЛПХ в г.
Видное 0,06 0,15 ЛПХ кроме г. Видное 0,06 0,25 8. Лотошинский ИЖС в Лотошино 0,04 0,2 ИЖС в селе 0,04 0,5 Приусадебный ЛПХ в Лотошино 0,06 0,2 Приусадебный ЛПХ в селе 0,06 0,5 Полевой ЛПХ 0,06 0,5 9. Можайский ИЖС 0,04 0,12 ЛПХ 0,04 0,3 10.

Предельно минимальный размер земельного участка в московской области

ПринятпостановлениемМосковской областной Думыот 28 мая 2003 г. N 3/59-П ЗАКОНМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Настоящий Закон разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства. Статья 1.
ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются. Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для

  • среднеэтажной застройки — многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 5000 кв.м, максимальный – 500 000 кв.


    м);

  • малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2500 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
  • индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв.

В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным. 3. В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются: для ведения садоводства — 0,12 га для ведения животноводства — 0,20 га для ведения дачного строительства — 0,12 га. 4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5.
Эти же органы определяют минимальные размеры участков, которые находятся в муниципальной собственности. Нормы могут быть различными, но должны обеспечивать функционирование и обслуживание имеющихся на участках строений. Нижний предел составляет 0,02 га. В регионах, областях, субъектах Федерации действуют свои нормативные документы, устанавливающие предельные нормы предоставления земельных участков гражданам под собственные нужды или юридическим лицам для целей строительства. ООО РеЛиКом юрист на сайтеЧетоева Е.А. юрист на сайтеРуденко А.А. юрист на сайтеБайрамов З.А. юрист на сайтеОкулова И. В. юрист на сайтеТележкин И. Б. юрист на сайтеЮстиция-Право юрист на сайтеКузнецов А. С. юрист на сайтеПопов Н.А. юрист на сайтеКиселев Р.В. юрист на сайтеМатаев А.Г. юрист на сайтеМедведев В.В. юрист на сайтеЧерепанов А. М. юрист на сайте Здравствуйте, уважаемый гость! Сейчас на сайте 185 юристов.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (17 июня 2003 года N 63/2003-ОЗ)

постановлением

Московской областной Думы

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящий Закон разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства.

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

крестьянского (фермерского) хозяйства - 2,0 га;

садоводства - 0,06 га;

огородничества - 0,04 га;

дачного строительства - 0,06 га.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

крестьянского (фермерского) хозяйства - 40,0 га;

садоводства - 0,15 га;

огородничества - 0,10 га;

дачного строительства - 0,25 га.

Статья 3. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.

2. В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются:

для ведения садоводства - 0,12 га;

для ведения животноводства - 0,20 га;

для ведения дачного строительства - 0,12 га.

4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N 4/28 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области".

Губернатор Московской области

Б.В. Громов

  1. добрый день, подскажите пожалуйстка, участок в Москве по ИЖС в собственности. есть ли для ИЖС по Москве предельные мин и макс размеры? заранее спасибо
  2. Предельные размеры участка (по требованиям к образуемым или измененным) - в градостроительном регламенте, цель предоставления (вид пользования) роли не играет. Главное - зона. Ну, еще могут быть разного рода исключения (например, линейные объекты - площадь под опорами ЛЭП не ограничивается). Ищите правила землепользования и застройки г. Москвы.

    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Судя по этому - http://mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/PZZRus - ничего нет пока.

    Если же имеется в виду минимальный размер предоставления, то это надо копать решения органов местного самоуправления.

    Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

  3. Подскажите, у нас по городу требуют в межевом плане указывать площадь не min, max для земель определенной категории, а размер земельных участков отдаваемых в собственность граждан ведь это не верно. На пример, у нас установлен минимум для ЛПХ 150 кв.м а максимума нет, а выкупить в собственность можно только 1500, нас заставляют писать в графе мин 1500 и больше ни-ни. Если больше сразу отказ. А как у Вас?
  4. Все смешалось в королевстве Датском.
    Приказ 412:

    59. Предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и реквизите "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются в соответствии с градостроительным регламентом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель. При отсутствии указанных актов в соответствующих реквизитах проставляется прочерк.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Так что трактовать можно как угодно. У нас трактуют как я написал выше - это требования к образуемым/измененным, по град. регламенту.
    К тому же, для разных прав устанавливаются разные предельные размеры. Что имелось в виду в 59 пункте, когда упоминались нормы отвода земель - непонятно.
    Земельный кодекс:

    3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Очень показательный абзац для понимания качества наших законов. Угадайте, откуда брать предельные размеры, если есть в наличии и документация, и правила, и нормы отвода.

  5. "площадь под опорами ЛЭП не ограничивается" Institor, а чем это обосновывается? Где это прописано, что это исключение?
  6. Это обычно пишут в правилах землепользования и застройки.
    Также действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования (градостроительный кодекс). Там еще есть исключения.
  7. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?
  8. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

  9. в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

  10. спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23
    О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ MЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ

    В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.
    1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
    Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
    1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
    2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
    3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года.
    2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
    Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
    Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
    Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
    При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
    Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
    - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
    - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
    По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
    При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
    В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. N 375, далее - картографическая основа государственного кадастра недвижимости).
    Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
    Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
    При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.
    Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    И.Е.МАНЫЛОВ

    #10
  11. На это еще есть уточняющее письмо:
    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23
    В связи с многочисленными обращениями граждан в дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее.
    1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
    Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.
    Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года, Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса.
    2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
    Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
    - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
    - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
    При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.
    Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.
    Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Как к этому относиться - решает каждый сам для себя...
    Они "считают возможным". Офонареть...

    #11
  12. Здравствуйте! В нашем регионе пошли отказы, требуют чтобы прописывали минимальные и максимальные размеры участков и реквизиты документов устанавливающие их. Вопрос вот в чем: Вид использования участка по постановлению администрации "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки", в правилах землепользования и застройки утвержденных у нас в городе в этом году: см. вложение. Какую строку из этой таблицы можно отнести к нашему виду использования? Как на это посмотрит кадастровая? Мне кажется для кадастровой необходимо. чтобы вид использования был в правилах и в постановлении слово в слово. Незнаю что писать в межевой план.

    Шкипер, может скажем им, что у нас топливо закончилось?
    - Улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем.

    #12
  13. Впервые столкнулся с такой проблемой. Позвонил клиент, говорит, что его предупредили, если при объединении двух участков (у обоих ИЖС) площадь получается больше максимально допустимой- будет отказ. Почитал местный закон- там говорится только о лимитах размеров предоставляемой площади из муниципальных земель. В кадастровой разногласия. Начальник отдела ссылается на пп.2, п.3, ст.27 ФЗ 221(о кадастре)- там якобы нет упоминания каким образом происходит образование. Значит любое образование. Поэтому-отказ. Сталкивался ли кто с такой проблемой?
    #13
  14. Ну опять та же история, путают лимиты предоставления и лимиты по градостроительному регламенту.

    отказ в случае, если:
    2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Обратите внимание, федеральным законом. Как обычно, каким именно - не уточняется (чтоб был простор для коррупции) , но можно предположить, что речь идет о земельном кодексе, градостроительном, законе о крестьянском хозяйстве, законе об обороте.

    Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами .
    2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами .

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
    1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
    2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
    3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

    Нажмите, чтобы раскрыть...