Канон покаянный к ангелу-хранителю. Канон Ангелу Хранителю: молитвы

Тропарь, глас 6-й

Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляем, получу от Христа Бога велию милость.

Слава, и ныне: Богородичен

Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую, и оставление грехов даровати ми.

Канон, глас 8-й

Песнь 1

Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Иисусу:

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Aнгелу, наставнику и хранителю моему.

Припев:
Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене, погибающа.

Слава: Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

И ныне: Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Aнгелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Песнь 3

Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси свет омраченных, и поет Тя дух мой.

Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.

Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене погибающа.

Слава: Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе, благому Aнгелу хранителю моему: избавителю мой, изми мя от враг озлобляющих мя.

И ныне: Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.

Седален, глас 2-й

От любве душевныя вопию ти, хранителю моея души, всесвятый мой Aнгеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.

Слава, и ныне: Богородичен:

Богородице безневестная Пречистая, Яже без семени рождши всех Владыку, Того со Aнгелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.

Песнь 4

Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди и подаждь ми спасение необоримое.

Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Aнгеле, молю тя, святый, от всяких мя бед свободи.

Слава: Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.

И ныне: Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави мя от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.

Песнь 5

Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.

Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.

Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Aнгеле.

Слава: Спяща мя зле тяготою греховною, яко бдяща сохрани, Aнгеле Божий, и возстави мя на славословие молением твоим.

И ныне: Марие, Госпоже Богородице безневестная, надеждо верных, вражия возношения низложи, поющия же Тя возвесели.

Песнь 6

Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.

Всяких мя напастей свободи, и от печалей спаси, молюся ти, святый Aнгеле, данный ми от Бога, хранителю мой добрый.

Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Aнгеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя.

Слава: Устави сердце мое от настоящаго мятежа, и бдети укрепи мя во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней.

И ныне: Слово Божие в Тя вселися, Богородице, и человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть.

Кондак, глас 4-й

Явися мне милосерд, святый Aнгеле Господень, хранителю мой, и не отлучайся от мене, сквернаго, но просвети мя светом неприкосновенным и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

Икос

Уничиженную душу мою многими соблазны, ты, святый предстателю, неизреченныя славы небесныя сподоби, и певец с лики безплотных сил Божиих, помилуй мя и сохрани, и помыслы добрыми душу мою просвети, да твоею славою, Aнгеле мой, обогащуся, и низложи зломыслящия мне враги, и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

Песнь 7

От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Милостив буди ми, и умоли Бога, Господень Aнгеле, имею бо тя заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованнаго ми во веки.

Не остави в путь шествующия души моея окаянныя убити разбойником, святый Aнгеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне; но настави ю на путь покаяния.

Слава: Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благими помыслы, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.

И ныне: Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8

Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Aнгеле, и не остави мене во веки.

Ангела тя суща блага, души моея наставника и хранителя, преблаженне, воспеваю во веки.

Слава: Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.

И ныне: Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена быти Твоего владычества.

Песнь 9

Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.

Мыслити ми присно и творити, Господень Aнгеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.

Слава: Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя, окаяннаго.

И ныне: Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.

Молитва к Aнгелу Xранителю

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя) , буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* Тропарь Иисусу Христу только в первой и девятой песнях канона.

(1) Тропaрь , глас 6-й
Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляемь, получу от Христа Бога велию милость.

Богородичен
Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую, и оставление грехов даровати ми.


Канон
, глас 8-й
Песнь 1
Ирмо́с
: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Иисусу : (2) .
Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Aнгелу, наставнику и хранителю моему.

Припев (3) :
Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене, погибающа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Aнгелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.


Песнь 3

Ирмо́с: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси свет омраченных, и поет Тя дух мой.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене погибающа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе, благому Aнгелу хранителю моему: избавителю мой, изми мя от враг озлобляющих мя.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.


Седален,
глас 2-й
От любве душевныя вопию ти, хранителю моея души, всесвятый мой Aнгеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.

Богородичен
Богородице безневестная Пречистая, Яже без семени рождши всех Владыку, Того со Aнгелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.


Песнь 4

Ирмо́с: Услышах, Господи, смотрения Твоего тaинство, разумех дела Твоя и прослaвих Твое Божество.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди и подаждь ми спасение необоримое.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Aнгеле, молю тя, святый, от всяких мя бед свободи.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави мя от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.


Песнь 5

Ирмо́с : Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Aнгеле.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Спяща мя зле тяготою греховною, яко бдяща сохрани, Aнгеле Божий, и возстави мя на славословие молением твоим.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Марие, Госпоже Богородице безневестная, надеждо верных, вражия возношения низложи, поющия же Тя возвесели.


Песнь 6

Ирмо́с: Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.

Припев : Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Всяких мя напастей свободи, и от печалей спаси, молюся ти, святый Aнгеле, данный ми от Бога, хранителю мой добрый.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Aнгеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Устави сердце мое от настоящаго мятежа, и бдети укрепи мя во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слово Божие в Тя вселися, Богородице, и человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть.


Кондак
, глас 4-й
Явися мне милосерд, святый Aнгеле Господень, хранителю мой, и не отлучайся от мене, сквернаго, но просвети мя светом неприкосновенным и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

Икос
Уничиженную душу мою многими соблазны, ты, святый предстателю, неизреченныя славы небесныя сподоби, и певец с лики безплотных сил Божиих, помилуй мя и сохрани, и помыслы добрыми душу мою просвети, да твоею славою, Aнгеле мой, обогащуся, и низложи зломыслящия мне враги, и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.


Песнь 7

Ирмо́с : От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногдa, верою Троическою плaмень пещный попрaша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Милостив буди ми, и умоли Бога, Господень Aнгеле, имею бо тя заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованнаго ми во веки.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Не остави в путь шествующия души моея окаянныя убити разбойником, святый Aнгеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне; но настави ю на путь покаяния.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.


Песнь 8

Ирмо́с: Царя Небеснаго, Егоже поют вои aнгельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Aнгеле, и не остави мене во веки.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Ангела тя суща блага, души моея наставника и хранителя, преблаженне, воспеваю во веки.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена быти Твоего владычества.


Песнь 9

Ирмо́с: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево чистая, с безплотными лики Тя величaюще.

Иисусу : Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя (2) .
Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.

Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Мыслити ми присно и творити, Господень Aнгеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя, окаяннаго.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.


Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. (2) Тропарь Иисусу Христу только в первой и девятой песнях канона.
(3) В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда он есть) тропарём каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимися со "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" и "И ныне и присно и во веки веков. Аминь."

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРИГОТОВЛЯЮЩЕМУСЯ К ТАИНСТВУ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ

Желающий причаститься должен достойно приготовится к этому святому таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением ) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения - мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси»), опуская ирмос «Воду прошед...», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса («Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися»). Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.

Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, - акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Перед причащением необходима исповедь - вечером ли, или утром, перед литургией.

Кому мы молимся? Первый ответ, который приходит в голову - Богу. Правильно, Господу нашему Иисусу Христу. А еще кому? Богородице, верно. А еще? Святым, наверное. Не наверное - точно. Мы молимся святым. А еще кому? И тишина в ответ, задумались крепко.

Еще мы молимся ангелу-хранителю нашему. О нем мы и расскажем в статье. Ответим на все вопросы, перечисленные в аннотации.

Кто такой ангел-хранитель?

Это ангел, который приставляется к человеку при крещении. Дает его каждому крещеному Бог. Для чего нужен ангел? Для помощи своему подопечному в добрых делах. Кроме того, он охраняет человека от всякого зла. Бережет его и максимально смягчает жизненные тяготы. Из самого названия "хранитель" становится понятным, что это наш духовный охранник.

Ангел невидим, но считается, что он стоит за правым плечом у человека.

Есть ли у не крещенных ангелы-хранители?

Как мы уже говорили выше, страж духовный дается при крещении. Пока человек не принял это таинство, у него нет ангела-хранителя.

Чтобы он появился, нужно принять крещение, соответственно.

Когда обращаться к своему ангелу?

Это самый интересный вопрос, который можно услышать. В каких нуждах молятся ангелу-хранителю? Да во всех. Нет конкретики в этом деле. Случилась беда? Зовите на помощь своего ангела-хранителя. В радости не забывайте о нем, благодарите за помощь.

В любой житейской потребности прибегают к помощи духовного стража.

Как молиться ему?

Самые распространенные молитвы типа "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся" знает почти каждый. Но когда дело доходит до молитвы к собственному ангелу-хранителю, человек теряется. А как обращаться-то к нему? Где молитву взять?

Если не знаете молитвы, это поправимо. Вот ее текст:

Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем (грешной).

Всего десять слов, которые легко запоминаются. Это самая простая и доступная молитва к своему ангелу, равно как и самая короткая.

А что за канон покаянный к ангелу-хранителю? Когда его читают? Этому и посвящена основная тема нашей статьи.

Можно ли лишиться ангела?

За какие провинности у человека отбирается ангел-хранитель? Спешим успокоить, таковых нет. Ангел дается человеку при крещении и на всю оставшуюся жизнь. Но если человек ведет распутную жизнь, то он отгоняет от себя стража духовного.

Что значит "распутная жизнь"? Живет нечестно, во лжи, гонится за благами жизненными. Даже если у него всего много, продолжает гоняться за наживой. О грехах блуда (половая близость без брака), винопития (алкоголизм) и прочих уместнее умолчать.

Представьте, что рядом с вами находится немного экскрементов. Они ужасно пахнут, хочется отойти подальше. И это лишь совсем небольшая кучка. А теперь представьте, что вы оказались возле вонючей горы. Ощущаете мерзкий запах, от которого в горле вырастает тошнотный ком. Видите экскременты, такие противные, мерзкие, грязно-коричневого цвета.

Особо впечатлительных затошнит. Они покрутят пальцем у виска и подумают, зачем же такое описывать? Да дело в том, что когда мы грешим, то становимся подобны вонючим экскрементам. Каждый наш грех дурно пахнет, вынуждая ангела отходить подальше. Но мы-то от вонючей кучи можем уйти совсем, а он нас покинуть не имеет права.

Стоит ангел в сторонке и горько плачет из-за своего подопечного. А тому слезы ангела не видны и не слышны, продолжает вести грязную жизнь, уподобляясь вонючей кучке.

Как-то становится стыдно перед тем, кто дан нам при крещении. Можно ли исправить положение? Конечно, можно. В первую очередь уместно будет покаяние перед Богом и ангелом своим.

О покаянии

Что это такое? Искреннее желание изменить свою жизнь. Очиститься от греха и никогда больше не соприкасаться с ним. Прекрасное желание. Реализовать его сложно, все время нужно работать над собой. Строго следить за своими мыслями, словами и действиями. На первых порах очень помогает записывать собственные промахи. Оступились? Не поленитесь записать грешок. Хотя бы неделя таких письменных наблюдений за собой, и расхочется грешить.

Куда потом этот список девать? Нести на исповедь и отдавать священнику. Он порвет и грехи отпустит.

Если с исповедью и покаянием перед Богом понятно, то как просить прощения у ангела своего? Читайте покаянный канон к ангелу-хранителю.

Что это за канон?

В нем мы просим у своего духовного стража помощи, молитв его перед Господом за нас и просим прощения за свои грехи. Читается он в основном перед причастием. Но совсем не обязательно вычитывать только перед данным таинством. Чувствуете потребность в покаянии перед ангелом? Открывайте канон покаянный к ангелу-хранителю и читайте.

Где его взять?

Как вариант - прослушать на представленном в статье видео.

Самый идеальный вариант - это найти покаянный канон к ангелу-хранителю в молитвослове. Молитвослов можно приобрести в любой церковной лавке. Не гонитесь за красивой обложкой, купите самый простой и дешевый. Только на русском языке. На церковнославянском новичку крайне сложно будет понять, о чем идет речь в каноне. По мере духовного роста и понимания текстов можно будет перейти и на церковнославянский язык.

Подготовка к причастию

Каким образом связано чтение канона покаянного к ангелу-хранителю с темой причастия? Самым непосредственным. Ибо перед тем, как приступить к этому таинству, вычитываются некоторые молитвенные правила:

  • Канон Господу нашему Иисусу Христу.
  • Канон к Пресвятой Богородице.
  • Канон к ангелу-хранителю.
  • Акафист Иисусу Сладчайшему.
  • Последование ко святому причащению.

Духовная подготовка заключается не только в чтении молитв и канонов. Придется ограничиться в развлечениях. Просмотр телевизора, компьютерные игры, прослушивание музыки - отложите это на три дня. Рекомендуется избегать посещения гостей, походов в театр, кино, различных увеселительных мероприятий.

Мужу и жене нельзя вступать в интимную связь в это время.

Если у женщины нечистота (критические дни), то приступать к таинству причастия запрещено.

Что еще можно сказать о подготовке? С духовной стороны все рассказали. Забыли о посте телесном. Запрещается употреблять продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца, сыр, творог. Недопустимы алкоголь и курение. Три дня - не так уж и много, вытерпеть можно.

Для больных, беременных женщин и кормящих матерей делается послабление относительно поста. Равно как и для детей. Но это индивидуально обсуждается с батюшкой. Он лучше знает, кому и как давать послабления.

Перед причастием необходимо исповедоваться. Грехи можно записать на бумажку, а можно озвучить в устной форме.

Читается перед причастием покаянный канон ангелу-хранителю, как уже говорилось выше.

Канон Пресвятой Богородице

Спаситель оставил нам великую святыню - Свои Тело и Кровь. Под видом хлеба и вина мы вкушаем Тело Господне и пьем Его Кровь. Это страшно, это не вмещается в сознание. Перед Чашей всегда возникает внутренний трепет: только бы причаститься не в суд и во осуждение. Но в оставление грехов и в жизнь вечную.

Причем здесь покаянный канон Богородице и ангелу-хранителю? С последним мы разобрались. Мы просим прощения у него за свои грехи. Равно как просим Матерь Божью помочь нам, спасти и помолиться перед Господом, чтобы причастие Его пошло нам на пользу.

Причастие: польза или вред?

Название подзаголовка кажется странным и даже страшным. Разве может причастие быть во вред? По этому поводу можно рассказать вот что: стоит в храме маленький мальчик и смотрит на то, как люди подходят к Чаше. А потом говорит, что из сорока человек только один причастился. Ему сказали, что это неправда. Ведь все видели, сколько причастников подошло к Чаше. На что мальчик ответил, что у остальных людей причастие ангел забирал.

Страшно звучит. Вроде бы и причащаемся, но в осуждение. Почему так происходит? От недостаточного покаяния, осознания смысла таинства причащения, а следовательно, небрежной подготовки к нему.

Когда читать правило?

Где взять покаянный канон ангелу-хранителю на русском языке, мы выяснили. Приобрести самый простой молитвослов, в нем обязательно обнаружится необходимое правило к причастию. Или послушать на видео, представленном в статье.

Несмотря на видимый объем правила, время вычитки составляет не более 30 минут. И столько же занимает чтение последования ко святому причащению.

Можно ли читать канон в момент опасности?

Канон ангелу хранителю на русском прослушать на видео в статье или купить молитвослов. Когда его читают, мы говорили об этом выше. Можно ли обратиться к ангелу в тот момент, когда человеку грозит реальная опасность? Не только можно, но и нужно.

Читаем дома или в храме?

Еще один вопрос, который вызывает интерес у новичков в вере. Как правильно читать канон ангелу-хранителю: в молитвослове или по видео, дома или в храме? И если с первой частью предложения мы разобрались, то со второй еще только предстоит это сделать.

Читают правило к причастию, как правило, дома. После вечерней службы, если были на ней и исповедовались. Если же планируете исповедоваться утром перед причастием, то прочесть канон покаянный к ангелу-хранителю и остальные можно в течение дня.

Как уже отмечалось, читаются каноны быстро, они коротенькие. За полчаса управитесь.

Традиции Русской православной церкви существуют не просто так, каждая из них имеет определенный вес и помогает христианин двигаться в вере. Важно правильно совершать Таинства, важно правильно к ним подходить. Например, перед причастием обязательно следует подготовиться в течение 3-7 дней и прочитать канон (правило) покаяния Ангелу Хранителю.

Подготовка к причастию

Причастие требует осознанного подхода и именно поэтому готовиться к нему следует за неделю. Обязательно в эти дни не только анализировать свои прошлые поступки и чувства, но и соблюдать молитвенное правило. Помимо регулярных вечерних и утренних молитв, нужно читать Писание, акафисты и Псалтири. Не следует насиловать себя и все подряд читать в течение 2-3 часов, следует подходить к этому вопросу соизмеримо со своими силами.

Православный молитвослов

Все неделю читаются молитвы:

  • суббота - правило Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и Хранителю Ангелу;
  • воскресенье - два субботних канона Иисусу и Богородице, а также архангелам и своему Заступнику;
  • понедельник - к первым двум добавляется молитва к Иоанну Крестителю и Заступнику;
  • вторник - два первых правила и молебен на выбор молящегося;
  • среда - покаянное правило к Господу, молебны к Богородице и Утешителю, дополнительно читают и тексты, посвященные святителю Николаю Чудотворцу;
  • четверг - канон Честному Кресту, и молебен Деве Марии вместе с правилом своему Охраннику;
  • пятницу - повторяются те же тексты, которые читались в субботу.
Важно! Покаянный канон имени своего Заступника читается обязательно каждый день.

Как читать молитвенное правило

Ангел-Хранитель играет большую роль в жизни человека, поэтому молиться ему стоит каждый день и особенно перед таинством евхаристии. В молитвенное правило для него входят:


Текст читается стоя, кроме седалена, во время которого немощные могут сидеть. Для начала следует зажечь свечу перед иконами в красном уголке и в тишине настроиться на чтение. Хорошо, если в комнате больше никого не будет и можно будет читать вслух, но, если такой возможности нет, достаточно будет проговаривать текст про себя. Читается полностью молитвенное правило, не спеша, с расстановкой и полным осмыслением текста.

Тропарь, глас 6-й

Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляем, получу от Христа Бога велию милость.

Слава, и ныне:

Богородичен: Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим Ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую, и оставление грехов даровати ми.

Живот мой - жизнь мою. Горней - небесной. Недоуменно - превыше ума, непостижимо уму.

Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Припев Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

[Тропарь Господу Иисусу Христу только в первой и девятой песнях канона]

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Ангелу, наставнику и хранителю моему.

Припев:

Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене погибающа

Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Ангелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Един аз - один я. Ненавидети ми злых - чтобы мне ненавидеть зло (злая в знач.: злое, зло).

Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси омраченных, и поет Тя дух мой.

Святый Ангели Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене огибающа.

Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе благому Ангелу-Хранителю моему: избавителю мой, изыми мя от враг озлобляющих мя.

Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.

Возложих - я возложил, направил. Озлобляет - исполняет зол, бедствий; изми мя от враг озлобляющих мя - отбери меня от мучащих меня врагов. Струпы, яже в души - гнойные раны души. Прожени - прогони. Иже присно - которые всегда.

Седален, глас 2-й

От любве душевныя вопию ти, хранителю моей души, всесвятый мой Ангеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.

Слава, и ныне:

Богородичен: Богородице безневестная Пречистая, Яже без семене рождши всех Владыку, Того со Ангелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.

От лукаваго ловления - от козней зла (ловление - засада, скрытые враждебные действия). Яже без семене рождши - безсеменно родившая. Недоумения - смятения, смущения. Яже едина вскоре заступающи - Ты, единственная скорая Заступница (скоро заступающаяся).

Обратите внимание: в церковнославянском языке возвратная частица -ся еще не «приросла» к глаголу, как в современном русском, где мы сказали бы: «моли о том, чтобы мне избавиться от всякого смущения», по-церковнославянски звучит: «моли избавити ми ся всякаго недоумения». Точно также вместо «молюсь Тебе» мы встретим «молю Ти ся», и т. п.

Ангел Хранитель отгоняет беса

Ангел Хранитель отгоняет беса

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди, и подаждь ми спасение необходимое.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Ангеле, молю тя, святый: от всяких мя бед свободи.

Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.

Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.

Услышах, разумех, прославих - я услышал, я уразумел, я прославил (формы 1-го лица прошедшего времени). Смотрение - промысл, проведение, Божественное домостроительство. Присно - всегда. Необоримое - неодолимое, непобедимое. Животу моему - жизни моей. Прием тя - я получил тебя. От части шуия - от левой стороны, то есть от причисления к грешникам. Причастник - участник. Недоумение предлежит ми - я не знаю, что делать. Обышедших мя - окруживших мя. Прибегох - я прибегнул (обратился за помощью).

Ирмос: Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бое си Бог наш, разве Тебе иного не веемы.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле.

Спяща мя зле тяготою греховную, яко бдяща сохрани, Ангеле Божий, и возстави мя на славословие молением твоим.

Марие, Госпоже Богородице безневестная, надеждо верных, вражия возношения низложи, а поющия же Тя возвесели.

Утренююще - с раннего утра. Разве - кроме. Невемы - мы не знаем. Яко имея - здесь: так как ты имеешь. Спяща мя зле тяготою греховную - меня, охваченного тяжким сном греха (зле - худо, люто, тяжко; тягота - тяжесть, обременение, трудность). Яко бдяща сохрани - здесь: соделай бодрствующим, сохрани во мне бдение. Вражия возношения - превозношение вражеских, бесовских сил.

Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Всяких мя напастей свободи, и от печалей спаси, молюся ти, святый Ангеле, данный ми от Бога, хранителю мой добрый.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Ангеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя.

Устави сердце мое от настоящаго мятежа, и бдети укрепи мя во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней.

Слово Божие в Тя вселися, Богородице, человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть.

Одеяйся - одевающийся. Устави - направь; удержи. От настоящаго мятежа - от теперешней бури, смятения. Бдети укрепи мя во благих - укрепи меня бодрствовать во благе (во благом устроении души). Животней - исполненной жизни. Лествицу - лестницу.

Одеяйся светом яко ризою - слова из Пс.103, ст. 2: Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу - Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер.

Настави мя чудно к тишине животней: образ кормчего, управителя, который из бури-мятежа направляет (наставляет) корабль к тихому пристанищу, где жизнь плавающих будет спасена - к тишине животней. Вспомним также эпизоды Евангелий, в которых Христос укрощает бурю: …Сказали: Наставник! Наставник! Погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина (Лк.8:24; ср.: Мф.8:26; Мк.4:39). Образы плавания через бурное «житейское море» постоянны в церковной поэзии, и особенно в 6-й песне канона.

Слово Божие в Тя вселися, Богородице, человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть. Тропарь развивает библейский образ лестницы из сна патриарха Иакова (Быт.28:12-13, 16-17: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему… Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные).

Лествица Иакова - прообраз Пресвятой Богородицы, Которая стала лестницей между небом и землей: воплотившись, родившись от Девы Марии, Господь Иисус Христос сошел в мир.

Кондак, глас 4-й

Явися мне милосерд, святый Ангеле Господень, хранителю мой, и не отлучайся от мене сквернаго, но просвети мя светом неприкосновенным и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

Светом неприкосновенным - светом невещественным (чаще встречается словосочетание «свет неприступный»; неприкосновенный, неприступный - тот, к которому нельзя прикоснуться, приступить).

Уничиженную душу мою многими соблазны, ты, святый предстателю, неизреченныя славы небесныя сподоби, и певец с лики безплотных Сил Божиих, помилуй мя и сохрани, и помыслы добрыми душу мою просвети, да твоею славою, Ангеле мой, обогащуся, и низложи зломыслящия мне враги, и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

Неизреченныя - невыразимой, не поддающейся описанию. Лики - хоры (Ангел назван певцом в общем хоре бесплотных ангельских Сил, славящих Господа).

Уничиженную душу мою многими соблазны… славы небесныя сподоби. Здесь мы снова сталкиваемся с несвойственным русскому языку порядком слов; чтобы понять оборот, надо мысленно переставить слова: мою душу, уничиженную многими соблазнами, сподоби небесной славы.

Ирмос: От Иудеи дошедшие отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Милостив буди ми и умоли Бога, Господень Ангеле, имею бот я заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованнаго ми во веки.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Не остави в путь шествующия души моея окаянныя убити разбойником, святый Ангеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне; но настави ю на путь покаяния.

Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.

Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.

От Иудеи дошедше - пришедшие из Иудеи. Иногда - некогда, когда-то. Верою Троическою - верой в Троицу. Попраша - попрали. Во всем животе моем - во всей жизни моей. В путь шествующия - путешествующей. Непорочне - непорочно; здесь в знач.: непорочною. Предвари - здесь: иди впереди. Исцеление ми подаждь благих помысл - подай мне лекарство добрых помышлений (или же: исцеление посредством благих помыслов). Уклоняти ми ся - (чтобы) мне склоняться.

Не остави в путь шествующия души моея оканныя убити разбойником, святый Ангеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне… Образ путешествующей по жизненному пути души здесь явно перекликается с Христовой притчей о милосердном самарянине и о «впадшем в разбойники» (Лк.10:30-36). Разбойники тропаря, конечно же, нематериальные: это греховные помыслы и всевающие их бесы.

Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези. Тропарь развивает образ путевождения. Душа, посрамленная злыми делами и помыслами, приходит от них, как блудный сын из дальней страны; мы просим Ангела хранителя теперь идти впереди, указывая верный путь (правыя стези); сам же этот путь и вмешательство Ангела хранителя определяется именно в области помыслов - желанное исцеление в том, чтобы с помощью Ангела избирать именно благие помыслы.

Ангел Хранитель Икона

Ирмос: Царя Небесного, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Ангеле, и не остави мене во веки.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангела тя суща блага, души моея наставника и хранителя, преблажение, воспеваю во веки.

Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.

Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена бытии Твоего владычества.

Вои ангельстии - ангельские воинства. Живот мой - жизнь мою. Ангела тя суща блага - Тебя, благого Ангела. Забрало - стена, ограда, забор. Воньже - в который (если расчленять слово на составные части, получится во-нь-же, поэтому неправильно иногда встречающееся написание в оньже; см. об этом примечание к 5-й молитве утреннего правила).

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Мыслити ми присно и творити, Господень Ангеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.

Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя окаяннаго.

Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.

С безплотными лики - то есть с ангельскими чинами. Праведных ликов - сонмов праведников. Сотвори мя причастника - соделай меня участником. Присно - всегда. Благая и полезная - благое и полезное. Воплощшемуся - Воплотившемуся. Преложи мя от уз - в знач.: освободи меня от уз (прелагати - обращать в другой вид, изменять). Разрешение - освобождение. Подаждь - подай.

После него, необходимо опуститься на колени и прочитать молитву Заступнику. Немощные могут оставаться сидеть, но всем остальным лучше преклонить колени.

Ангелу Хранителю нужно молиться каждый день и особенно перед таинством евхаристии

Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Важно! Все тексты следует читать на протяжении всей недели до причастия во время исполнения молитвенного правила.

Это позволит православному христианину максимально подготовиться к Евхаристии, покаяться перед творцом за содеянное и максимально очищенным принять хлеб и кровь.

Канон Ангелу Хранителю

Духовная жизнь каждого христианина строится по установленным правилам. Они составлены святыми людьми, которые смогли подавить в себе греховные мысли. В том числе существуют правила для тех, кто готовится к Таинству Святого Причащения. О каких правилах идет речь? Читайте далее в статье.

Подготовка ко Причастию

Ко причащению, как правило, готовятся 3-7 дней в зависимости от того, как часто приступает человек к Телу и Крови Христовой. В течение этого периода нужно постараться вызвать в своем сердце покаянные чувства через голос совести, если они еще не проявились в естественном сожалении человека о своих грешных поступках .

Церковь исповедует в дни внутренней подготовки к принятию Святых Тайн Христовых обратить свое особое внимание на молитвенное правило. К вечерним и утренним молитвам желательно добавить чтение Писания (Евангелия), акафистов, канонов или Псалтири. Конечно, продолжительность молитвенного правила нужно соразмерять со своими возможностями и силами. При сомнениях стоит обратиться за советом к священнику того храма, который посещаете, или к своему духовнику , если он есть.

В дни подготовки ко Причастию следует как можно чаще посещать богослужения в Церкви. Вечером накануне причащения необходимо в обязательном порядке присутствовать на богослужении в храме. Придя домой, перед вечерними молитвами на сон грядущий надлежит прочесть каноны, соответствующие дню недели . Распределяются они таким образом:

  • В субботу вечером следует прочитать канон Иисусу Сладчайшему, канон молебный ко Пресвятой Богородице, а также ко Хранителю Ангелу.
  • В воскресенье читают канон Сладчайшему Иисусу, канон молебный ко Пресвятой Деве Марии, а также архангелам, по желанию можно еще прочитать своему Хранителю.
  • В понедельник читаются канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, канон молебный к Богородице, святому пророку и Крестителю Иоанну, а также и хранящему Ангелу.
  • Во вторник прочитываются каноны Сладчайшему Иисусу, Одигитрии (Богородице) или молебный - на выбор молящегося; Хранителю Ангелу.
  • В среду читают следующие каноны: покаянный ко Господу, молебный к Богородице, Хранителю, апостолам, а также, кто пожелает, святителю Чудотворцу Николаю.
  • В четверг читаем: Честному Кресту, молебный Богородице, а также Хранителю своему Ангелу.
  • В пятницу - Иисусу Сладчайшему, канон и акафист Пресвятой Владычице Богородице, каноны к Хранителю Ангелу, а также всем святым;хорошо будет прочесть канон заупокойный в поминовение усопших родственников).

Несмотря на то, что церковный устав обязывает непременно читать акафист ко Пресвятой Богородице лишь накануне субботы, имеется благочестивый современный обычай чтения акафистов Сладчайшему Иисусу и ко Пресвятой Богородице каждый день, меняя их очередность.

Акафисты и каноны: вечерние ритуалы

Правило ко Причастию необязательно для чтения непосредственно перед молитвами на сон грядущий. К примеру, приснопамятный иеросхимонах Тихон († 1968), афонский подвижник, не дожидался вечера, чтобы читать правило ко Святому Причащению, но приступал к его вычитыванию уже с началом полудня .

Вечером накануне причащения обязательно должен быть вычитан канон ко Святому Причащению. В день Причащения поутру прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причастию, не считая уже прочтенного накануне канона.

Святой преподобный Нектарий Оптинский († 1928) особенно строго требовал от своих духовных чад, чтобы ими было прочитано полностью всё правило перед Святым Причастием. Он рассказывал, что ему было явление одного из усопших оптинских иеромонахов. Почивший ему поведал, что после смерти был избавлен Господом от мытарств, поскольку всякий раз приступал к принятию Тела и Крови Христовой в мире со всеми и прочитывал всё положенное для этого правило.

Канон Ангелу Хранителю перед Причастием

Из представленного выше указания чтения правил по неделям легко заметить, что канон покаянный ко Ангелу Хранителю (или просто канон) повторяется практически каждый день. Также обязателен он и перед подготовкой ко Причащению.

Обязательное включение правила к хранящим нас Ангелам при подготовке к Евхаристии появилось неспроста. Объясняется это ролью духовного покровителя в жизни каждого человека. Об этом подробнее мы поговорим ниже, а пока коснемся вопроса о самом каноне .

Канон (в переводе с греческого это «правило», «порядок») - это молитвенное гимнографическое произведение, построенное по определенным правилам.

Канон к хранящему нас Ангелу традиционно в себя включает:

  • 8 песен;
  • ирмосы перед каждой песней;
  • запев перед каждым тропарем;
  • тропари (обычно 2−3);
  • один седален после 3 песни;
  • один кондак после шестой песни;
  • икос после кондака;
  • молитвы после песней.

Канон членится всего на восемь песен, хотя произведение имеет девятую песнь. Это объясняется тем, что вторая песнь в таких церковных молитвословиях пропускается, а читается лишь в некоторых канонах Великого поста или в произведениях, отражающих особо важные или трагичные церковные события.

Состав

Ирмос представляет собой предваряющее песнопение, распеваемое на один из основных напевов (гласов). Этим объясняется частая пометка «глас такой-то». Это произведение предназначено для церковного (коллективного) исполнения, где чаще всего имеется хор, поэтому пометка номера гласа имеет значение в основном для певчих . Если вариантов распевов у ирмосов много, то тексты этого песнопения не меняются. В них чаще всего вспоминаются ветхозаветные события, хотя это и необязательно. Ирмос играет роль связки между песнями.

Запевы представляют собой краткое молитвенное воззвание к Хранителю и звучат примерно так: «Ангеле Божий, Хранитель мой святый, помилуй мя». Буква «е» в слове «ангеле» - это старинная форма слова, равно как и окончание -ый в слове «святый». Это не следует расценивать как ошибку и изменять на современный лад.

Тропари - это основная смысловая часть произведения. В них выражаются все основные чувства души верующего человека:

  • Сокрушение о своем недостоинстве (ведь люди, как и ангелы, призваны к духовному совершенству, но в большинстве своем мало к этому стремятся),
  • Благодарность служителю Богу за постоянное и добровольное нахождение рядом и безотказную помощь, когда требуется,
  • Надежда на помощь в нелегком деле спасения собственной души,
  • Выражается также просьба о молитвенной помощи и поддержке в дальнейшем.

Существует отдельный тропарь Ангелу Хранителю - неизменяемое песнопение, специально ему посвященное. Для него установлен и один из тропарных гласов - шестой, минорный и молитвенный.

Заключительный тропарь каждой песни посвящен Пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарем всегда учитывается обычное прославление Господа «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и читается предпоследний тропарь, а перед завершающим песнь - обычное окончание «и ныне и присно и во веки веков». Добавляют «Аминь» и читают тропарь Богородице.

По завершении третьей песни зачитывают седален . Во время его чтения разрешено сидеть тем, кто не имеет силы молиться стоя. Для немощных и болящих можно сидеть на протяжении всего чтения.

После шестой песни следует кондак и икос. Кондак представляет собой небольшой текст. Он заключает в себе объяснение, почему и с какой целью написано это произведение. В данном случае это будет обращение к самому Ангелу с просьбой о молитве к Богу.

Икос - это текст, который по смыслу повторяет кондак, но более развернуто поясняет его содержание.

После окончания девятой песни зачитывается развернутая молитва к Хранителю. По благочестивому обычаю христиан она чаще всего является коленопреклоненной.

В состав молитвенного правила ко Святому Причащению входят не все тропари канона к Хранителю, а лишь некоторые из них. Вместе с покаянным правилом ко Иисусу Сладчайшему и молебным ко Пресвятой Богородице канон к Ангелу довершает обязательную часть подготовки к принятию Святых Христовых Таинств.

Необходимость чтения канона

Как известно, после того как первые люди согрешили и были отправлены на землю для исправления , Бог, зная «человеческого естества немощь», послал «во всю землю» Ангелов в помощь людям. В частности, об этом упоминается в тексте акафиста ко Хранителю Ангелу (говоря языком обывателя, тот же канон, только более крупный и более хвалебный).

К Ангелу служат церковный или домашний молебен, то есть молятся практически в любых жизненных ситуациях, и он всегда поможет, пусть не мгновенно (хотя и такое бывает). Чтобы просить помощи и наставления у своего духовного Хранителя, почувствовать его присутствие, достаточно попросту мысленно поговорить с ним. Разумеется, необходимо соблюдать правильный настрой - не позволять себе раздражения, гнева и пр., помня, что рядом с нами - служитель Божий, Его представитель, а не равный нам человек. Необходимо помнить также, что Ангелов отгоняют на большое расстояние наши грехи, злоба, скверные слова.

Ангел Хранитель

Кратко осветим вопрос, кто же это такой и как молиться Ангелу Хранителю:

  • Воин. Ангелы прошли большую войну с собратьями, отпавшими по соблазну сатаны, поэтому они были и являются первыми воинами Христовыми.
  • Защитник. По благословению Божьему эти святые духи призваны защищать человека от постоянных нападок падших духов, и если бы не наши святые защитники, то мы были бы уже при жизни нестерпимо мучимы демоническими силами.
  • Молитвенник. Это, так сказать, персональный представитель каждого своего подопечного перед судом Божьим: Хранитель постоянно просит Владыку нашей жизни за нас о тех благах для нашей души, о которых мы можем и не знать, поскольку слишком погружены в земную жизнь и под благом для себя понимаем очень простые земные вещи. Хранители же берегут наши души для вечной жизни.
  • Лучший друг. Это самый преданный и любящий, искренний и честный наш друг, который способен понять своего подопечного как никто. Поэтому если человек не понят в своем добре, несправедливо кем-то обижен или одинок, то можно смело обращаться к своему неотступно присутствующему другу и открывать ему все, что беспокоит. Очень скоро беседующий почувствует, что его слышат и понимают, и ощутит свет в своем сердце, а когда нужно, увидит и подоспевшую помощь.
  • Помощник грешнику - согрешающий может просить своего духовного Хранителя о молитве и исправлении для себя, об исцелении (часто болезни бывают из-за влияния демонических сил), существует даже практика молитвы акафистом своему Ангелу для устроения личной жизни. Есть множество положительных отзывов об ангельской помощи в этом ответственном вопросе.

По откровению самих служителей Божьих, во время совершения греха и на протяжении некоторого периода после этого дух человеческий становится испорченным, источает своего рода духовное зловоние, рядом с которым светлый Ангел не может находиться и, не покидая человека, все же держится от него на определенной дистанции. Однако раскаяние, сокрушение, плач о совершенных грехах привлекают чистые Ангельские души. Когда человек меняется, начинает творить добрые дела , его настрой меняется к лучшему и дает возможность Ангелу подойти очень близко к человеку, сильнее его опекать, помогать, наставлять.

Поэтому каждое чистое сердце человеческое рано или поздно почувствует, услышит своего Хранителя, если, конечно, будет обращаться к нему. Ведь наши Хранители с уважением относятся к личному выбору человека и не будут без особой надобности вмешиваться в ход нашей жизни, если их не просит сам человек или нет распоряжения свыше, а также при отсутствии у человека веры в них.