Классный час "государственные символы российской федерации". Классный час “Государственные символы – национальная гордость”

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.

Методическая разработка

классного часа

«Символы достоинства нации»

(история Государственного Герба России, Флага и Гимна)

Разработала учитель МБОУ СОШ № 1

г. Новошахтинска ХарченкоИ.В.

Форма проведения

внеклассного мероприятия: устный журнал

Цели проведения: 1. Воспитание чувства патриотизма.

2. Воспитание уважительного отношения к государственным символам страны.

Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения и значением государственных символов России.

2. Разъяснить значимость государственных символов.

3. Познакомить с назначением и работой геральдического совета.

Оснащение: 1. Аудиозапись с Гимном России.

2. Макет герба РФ.

3. Флаг РФ.

4. Плакаты с изображением символов СССР.

5. Мультимедийное оборудование

6. Призы победителям викторины.

Подготовка мероприятия:

    уточнение темы;

    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

    составление сценарного плана классного часа;

    распределение обязанностей по подготовке и проведению;

    проведение классного часа;

    анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Содержание устного журнала : 1 страница: «Государственные символы России »

2 страница: «История государственного герба, флага и гимна»

3 страница: Викторина «Символы нашей Родины».

I страница:

«Государственная символика России»

История, величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают у граждан уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны.

Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые отличительные знаки страны. Самые важные знаки-символы, обозначающие такие дорогие для человека понятия, как Родина, идея, честь, слава, геройство…

За каждым из них стоит не только его значение, но и история. Иногда короткая, иногда очень длинная. Иногда простая, иногда великая.

Герб и флаг страны можно назвать «безмолвными» символами. Они часто располагаются на фасадах зданий. Для того чтобы их увидеть, нужно высоко поднять голову, обратить на них внимание, всмотреться. Признаемся: в суете будней у нас редко когда есть на это время. Получая документы или письма от официальных лиц, мы лишь скользим взглядом по главной фигуре российского герба – двуглавому орлу. Он кажется нам украшением, указанием на то, что это только первая страница послания, с которым следует ознакомиться. То же можно сказать о гимне, который мы чаще всего можем услышать в полночь: здесь начинается новый день, на далекой Камчатке уже утро. Гимн для россиян часто является моментом отсчета времени, обозначением начала или завершения какого-либо торжества, важного события.

Но в государственных гербе, флаге, гимне содержится нечто более весомое, значительное мощное. От них всегда исходит тот самый дух времени, в них – гулкое чувство, того необъятного исторического пространства, которое наполняют их. История человечества показывает, люди всегда признавали особое значение символам своей общности: племени, рода, княжества или государства. Даже те люди, которые не придавали особого значения княжескому гербу, висящему над воротами замка или в приемных покоях, могли с яростью наброситься на символы того человека или той власти, которая обидела своих сограждан. Те же люди, быть может, не помнившие или не знавшие прежде слов их общего гимна, в минуту торжества нации чувствует неловкость за незнание слов этой песни; они радостно поднимают герб князя, своего государства и крепят на зданиях, вооружают посреди площадей знамена, которые их прославили.

Что же происходит с этими людьми? Они ведь ранее и не думали о символах своего государства, не могли даже подробно описать их. Но в минуту высшего воодушевления людей, в то же время, когда в их душе клокочет гнев или её исполняет радость, они вспоминаю о своей чести. Веди честь и достоинство – ясное осознание свое предназначения в профессии, в семье и среди других людей; значимость и неповторимость своего жизненного опыта. Когда же наступают события, которые ущемляют эти человеческие достоинства, нарушают или, напротив, утверждают их права, тогда люди неосознанно обращаются к государственным символам. Ведь эти знаки власти воплощают собой договор между людьми о признании прав друг друга. Нарушение этого договора или его подтверждение влекут за собой свержение или почитание символов. Проявление наших чувств к этим символам – показатель нашего отношения к людям: к их правам, а значит, и к их чести.

Почтительное отношение человека к символам той страны, в которой ему выпала судьба родиться, - это спокойное и достойное принятие того божественного случая, который позволил ему оказаться именно в этой стране. Именно здесь, в этих краях, ему придется укреплять свой характер, искать применения своим способностям и талантам, создавать семью, строить города и защищать их.

Некоторые люди могут слепо поклоняться символам. Например, они видят в двуглавом орле только прошлое своей страны: царей и императоров, могучие армии и обширные завоевания, победы и славу предков. Таким отношением к символам они создают себе нового кумира, отождествляют его. НО тогда они отрываются от настоящего времени, от радостей и трудностей сегодняшнего дня и, таким образом, забывают о собственной чести и достоинстве.

Другие граждане, напротив, с презрением относятся к «царскому наследию», или к «рабоче-крестьянскому» серпу и молоту советского времени, считая их романтикой, фантазией. Но тогда они отказываются от жизненного непростого опыта предков, от памяти о них, от собственных корней, самонадеянно считая, что их нынешнего времени справедливее и правильнее, тем самым они покупаются на честь и достоинство своих предков.

Третьи, напротив, не находят в символах государства выдающихся художественных достоинств. Они говорят, что не надо обладать способностями художника, чтобы нарисовать на холсте три цветные полосы и назвать полотнище государственным флагом. Такие граждане не подозревают, что, сомневаясь в достоинстве предшествующих поколений, они и себя лишают чести – своего места в мире, которое дано свыше.

Есть в отношении к государственным символам еще нечто очень важное. Герб, флаг и гимн воплощают не только историю и настоящее время страны, достоинство граждан, но и саму государственную власть: местные управы муниципалитеты, законодательные собрания городов и областей, Государственную думу, суды и прокуратуру, министерства, Президента.

Наверное, самым правильным отношением к государственным символам было бы спокойствие, но уважительное: без излишнего восхваления или, напротив, неумеренной критики и выражения недоверия. Ведь знаки государства и страны – всего лишь символы. Но за ними – ошибки и успехи многих людей, поражения и победы наших отцов и дедов, заблуждения и открытия далеких предков, представительство и героизм людей. За ними – судьбы миллионов, круговерть исторических событий и потрясений. Люди, не верящие в государственные символы, отмахиваются от великого прошлого, от времени и пространства, в котором живут. Тем самым они и себя обрекают на забвение. Государственные символы и есть те самые пространственно-временные координаты, с которыми сверяется корабль державы и вся команда отважных его граждан, которая самоотверженно ведет его в бескрайнем океане истории.

Каждому человеку должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живет: флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Мы не всегда замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.

Флаг, герб, гимн по праву относятся к знакам суверенитета любого государства. Для любой страны они существуют в триединстве. Сложившееся в настоящее время триединство государственных символов возникло во всех странах мира. Для понимания государственной символики нужно знать значение символов, уметь их «читать» и переводить.

В описаниях государственных символов использовано много специальных терминов, которые не часто встречаются в нашей жизни. Однако Государственный герб и Государственный флаг России составлены по строгим правилам, которые были выработаны в течение многих веков. Прежде чем приступить к знакомству с историей государственной символики, необходимо познакомиться с основными понятиями геральдики. Это - особая наука, которая помогает разобраться в разнообразных знаках, представляющих отдельного человека или его род, город, область или всё государство. Она изучает и объясняет уже созданные гербы и знаки, определяет правила составления новых.

Геральдика как наука о знаках общности людей и о наследовании их прав и как искусство создания гербов возникла ещё в средние века. Не потеряла значения геральдика и сейчас, когда всё больше людей осознают причастность своей судьбы к общемировой.

История Геральдической службы России тоже насчитывает уже почти 300 лет. 20 февраля 1992года постановлением Правительства Российской Федерации была создана Государственная Геральдическая служба Российской Федерации. Она продолжила традиции Геральдической конторы, созданной в 1722 году императором Петром I . С 1999 года Геральдическая служба преобразована в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, в состав которого входят историки, ведущие специалисты России в области геральдики, фалеристики, вексиллологии.

Геральдический совет как совещательный и консультативный орган в целях проведения единой государственной политики в области геральдики. В ведении совета – вопросы учреждения и использования официальных символов и отличительных знаков. Совет даёт заключения и консультации по вопросам геральдики и ведёт геральдический реестр Российской Федерации.

II страница:

«История государственного герба, флага, гимна».

Главный символ любого государства – его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны.

Ещё в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов. Показать своё отличие. Для этого служил тотем. Это, как правило, изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей тотем считался родоначальником племени. Род считал тотем своим покровителем и защитником.

С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы. На Руси, в некоторых княжествах, в частности, в Московском, задолго до принятия христианства, символом был сражающийся всадник. Его называли «Ездец». Он сражался со змием – олицетворением зла. В образе Змия – Змея-Горыныча русских сказок наши предки представляли орды кочевников (печенегов, половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси, Ездец, стараниями церкви, превратился в святого Георгия Победоносца. На русских иконах Георгия изображали сражающимся: змий ещё не повержен окончательно, может, он ранен и поднимется? Это образное восприятие русской истории: многовековая борьба с многочисленными врагами!

Герб России – двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!!!

Принятие этого герба связано с именем Ивана III Васильевича (1440-1505), а с 1462 года князя Московского.

Изображенный двуглавый орел как будто наполнен плотью и кровью; могучая грозная птица зорко смотрит на Запад и Восток. Но Иван III не расстался со старинным гербом Великого княжества Московского. Изображение исконно русского Святого Георгия Победоносца было помещено на грудь орла.

В 1917 году в результате революции и вооруженной борьбы Российское государство изменилось коренным образом. Российская империя перестала существовать. Молодое Советское государство не хотело использовать старые символы. Необходимо было создать новые, которые отразили бы главные ценности молодого государства: свободу и равенство. Одним из первых новое государство приняло закон, по которому уничтожались все звания, титулы, ордена и эмблемы Российской империи.

В течение нескольких месяцев был разработан проект нового герба. Рисунок включил перекрещенные серп и молот рукоятками книзу. Они располагались на красном фоне, который своими очертаниями напоминал гербовый щит с фигурными краями. Серп и молот – это орудия производства рабочего и крестьянина. Соединение этих двух символов было всем понятно. Оно наиболее полно и глубоко отражало революционные идеи и чувства трудового народа.

Эту эмблему понимали следующим образом: рабочие и крестьяне в тесном союзе одержали победу над царизмом и образовали своё государство. Лучи восходящего солнца – это рассвет, наступившая новая эра. Эмблему обрамляли снопы колосьев. По краю печати располагалась круговая надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» - такое название получила Россия. Внизу под щитом располагалась надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - это девиз, призывающий к солидарности пролетариат (неимущих, трудовых людей) всего мира. Эти же изображения составили герб Советского государства, только полное название страны заменили буквами «Р.С.Ф.С.Р.» Герб РСФСР был красивым и абсолютно грамотным геральдически. Уровень геральдической культуры в России в начале XX века был очень высокий.

В конце 1922 года республики, которые создали народы бывшей Российской империи, образовали единое государство – Союз Советских Социалистических республик.

Герб союзного государства состоял из серпа и молота на фоне земного шара. Земной шар изображен так, что на нем видна вся территория СССР; он выглядит объемно, как бы летящим в пространстве. Считали, что изображение земного шара было знаком, который обращен к будущему. Это изображение должно быть понятно и на других планетах.

Земной шар изображен в лучах солнцах и обрамлен колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте располагалась надпись « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках республик. Вверху герба – пятиконечная звезда.

Герб описывали так: «Серп и молот указывают, что СССР – государство рабочих и крестьян. Лучи солнца изображают наступающий рассвет, символизирующий новую эру, а земной шар – мир, над которым занимается новая заря». Герб воспринимали как символ нерушимого союза рабочих и крестьян, добровольного объединения равноправных союзных республик, солидарности народов СССР с трудящимися всех сторон.

С этими символами советские люди совершили немало подвигов во имя Отечества. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила мягкую посадку и доставила на Луну вымпел и государственный герб СССР. Станция-лаборатория сфотографировала и передала на Землю круговую панораму лунной поверхности. В мае 1969 года советские автоматические межпланетные станции «Венера-5» и «Венера-6» совершили мягкую посадку на Венеру. Они доставили изображение герба СССР.

События конца 20 века ознаменовались для мировой истории уходом с исторической арены Союза Советских Социалистических Республик. На его месте возникло множество государств. Российская Федерация осталась крупнейшим на Евроазиатском континенте.

В 1993 году Указом Президента России новый герб страны перенял в незначительном виде основные элементы Малого Государственного герба Российской империи, автором Государственного герба стал народный художник России Ухнелев Е.И.

В декабре 2000 года сначала Государственная дума, а затем Совет Федерации приняли Федеральные законы о Государственном Гербе, Флаге и Гимне.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал эти законы.20 столетие стало не столько временем отказа от традиций, от славного наследия предков, сколько искренним возвращением к ним, окончательным утверждением народа в том, что истинное богатство нации – в ее истоках, в ее уже достигнутых достижениях.

Государственный герб России – красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Голова орла увенчана коронами. В центре над ними корона. Короны соединены единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. На груди Орла в красном центре – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне – изображение Георгия Победоносца – указывает на державную преемственность России, и на Москву, как собирательницу и защитницу земель русских. Под копытами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копье, которым он поражает дракона.

Герб России – один из самых красивых в мире он заслуживает поклонения, ибо в нем заключены в первую очередь наши честь, достоинство и слава.

Государственный флаг , как и герб, является символом государства.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и учреждениями, венчают дипломатические посольства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят, как святыню.

История российского флага насчитывает более трех столетий. Насколько раз флаг оказывался в центре важнейших событий российской истории. С самого начала российский флаг вошел в систему уже существующих символов европейских государств.

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флаго», что означает сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне - русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

Стяг у русских дружин был с языческих времен, он представлял собой длинный шест с куском яркой ткани, изображающей языческого бога.

С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с темя концами изображаются русские святые. Это были уже иконы-хоругви. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя – икона – хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Его, по преданию, вручил князю Дмитрию Сергий Радонежский со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Этот стяг-знамя было темно-багряного цвета.

Стяг – это знамя, которое есть в каждом полку современной армии. Потеря знамени – это ликвидация самого полка. Неслучайно поэтому во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. знамя было святыней, которую хранили как зеницу ока и за которую шли на смерть, лишь бы ни в коем случае не отдать врагу.

Отличительной особенностью любого флага является его цветовая гамма. Цвет флага никогда не выбирается случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Но самое важное условие при создании флага и его цвета – это соответствие требованиям геральдики, о которой было сказано выше. Вот некоторые из этих требований:

Цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба;

Флаг должен выражать историю народа и обязательно согласовываться с древней символикой.

В соответствии с геральдическими символами и принципами в России право на существование имел черно-золото-белый флаг, потому что в нём заимствуются цвета государственного герба: черный цвет – державный орёл; золотой (желтый) – фон герба, принятого ещё Иваном III , белый - цвет одежд Святого Георгия Победоносца. Такой флаг существовал до Петровских времён. Тогда же появился бело-сине-красный флаг, но как флаг морской. В январе 1705 г. Пётр I издал специальный указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим судам. В 1724 году этот указ был подтвержден морским уставом. « Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трех колеров: белый, синий, красный». Этот флаг в течение полутора веков верой и правдой служил морскому делу России, но никогда не утверждался как государственный. Длительное время два флага мирно сосуществовали. Баталии, то есть споры вокруг цветов флага России развернулись в середине 19 века. Славянофилы считали, что предпочтительнее флаг черно0золото-белый. Западники были на стороне бело-сине-красного. Споры и неопределенность с флагами приводили к нежелательным политическим инцидентам. С началом первой Мировой войны споры прекратились, а неопределенность осталась.

Особое значение приобретают флаги в бурные периоды исторических изменений. Во время революций и демократизаций флаги становятся способом выражения поддержки восстания.

У многих народов символом жизни, радости, праздников был красный цвет. В русском языке слово «красный» означает красивый, нарядный. Кроме того, за этим цветом закрепилось значение мужества, храбрости, борьбы.

В 1905 году революционный красный флаг развевался над баррикадами Красной Пресни в Москве. Накануне Великой Октябрьской Революции в любимой боевой песне революционеров были призывные слова:

И водрузим над Землею

Красное знамя труда!!!

Под красным флагом стоял на Неве легендарный крейсер «Аврора», чей выстрел в октябрьскую ночь 1917 года возвестил о начале новой эры.

8 апреля 1918 года был объявлен государственный флаг советского государства – РСФСР. Закон установил для флага полотнище красного цвета, в верхнем углу которого у размещались золотые (желтые) буквы: «РСФСР». Длина флага должна была составлять строго две ширины полотнища. После образования СССР в 1924 году Конституция СССР утвердила флаг – красное полотнище с эмблемой – серпом и молотом и пятиконечной звездой, обрамленной золотой звездой. Под этим флагом совершались трудовые и боевые подвиги. Например, в 1937 году советский красный флаг был водружен на Северном полюсе полярниками И.Д. Папаниным, П.П. Ширшовым, Е.К. Федоровым, Э.Т. Кренкелем.

В конце войны, 30 апреля 1945 года, советский красный флаг поднялся в небе над Берлином – столицей поверженной Германии. Это означало конец войне, начало мирной жизни. Радостные, триумфальные победы советских спортсменов на различных международных состязаний, Олимпийских Играх венчались подъемом красного Советского флага. И когда на глазах наших спортсменов, стоящих на верхней ступени пьедестала почета, появлялись слезы, это были слезы радости за нашу страну, честь и достоинство которой они поддерживали благодаря своим ярким победам!

19 августа 1991 года над зданием правительства Российской Федерации в Москве был поднят бело-сине-красный флаг. Он вернулся как многовековой символ России. Тем самым было заявлено о продолжении, преемственности символов обновленного государства от старинных знаков власти в России.

Государственный Гимн - торжественное музыкально-поэтическое произведение. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Гимн в переводе с греческого – торжественная песнь. Гимны бывают чрезвычайно разнообразными: государственные, военные, религиозные, в честь исторических героев или событий.

Гимн отличается образностью литературного текста, легко запоминающейся мелодией, чаще маршевыми ритмами, величавостью музыки.

Гимнами во время революций, национальных движений, внешней военной опасности становились боевые песни. Самый известный пример такой боевой революционной песни – «Марсельеза». Ее за одну ночь сочинил молодой офицер – сапер, капитан Руже де Лиль. Марсельеза стала гимном Франции в 1884 году.

Более 100 лет кубинскому гимну. Он родился из боевой песни во время за независимость Кубы.

Самый старый гимн – гимн Великобритании «Боже, храни короля!».

В России необходимость в высокопатриотической песне – гимне ощущалось обществом после1812-1815г. В качестве гимна использовался « Хор для кадрили», написанный композитором Козловским на слова Г. Державина:

Гром победы раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Но произведение Козловского не устраивало ни высшее общество, ни Николая I . По инициативе императора в 1833 году композитор Львов написал музыку, Жуковский – стихи. Так появился официальный гимн Российской Империи «Боже, царя храни!» С этим гимном Россия дожила до революции 1917 года.

В советское время (с 1917 по 1943г) Государственным гимном был «Интернационал» - международный пролетарский гимн (текст Э. Потье, музыка Дегейтера).

Музыку для второго гимна СССР написал А.Александров на основе своей песни «Гимн партии большевиков»; авторами текстов были С.Михалков и Эль-Регистан. Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 года.

Десять лет (с 1991 по 2000 годы) в качестве гимна России использовалась музыка из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»

1 января 2001 года Государственным гимном вновь стало произведение А.Александрова на современный текст С.Михалкова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом РФ.

III страница:

Викторина «Символы нашей Родины».

1. Что такое геральдика?

(гербоведение; наука, изучающая и создающая гербы. Геральдика поможет разобраться в разнообразных знаках, которые представляют отдельного человека, или его род, город, область, или государство).

2. Где изображались первые геральдические символы?

(Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, плащах, шлемах).

3. Что такое герб?

(условное изображение являющееся символам и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб отражает исторические традиции).

4. Когда появились первые гербы?

(герб восходит к древнейшим культовым символам – тотемам, которые использовались в первобытные времена).

5. Какие вы знаете составляющие герба?

(щит и изображения вокруг него: геральдические фигуры(кресты, круги, ромбы, квадраты); естественные фигуры (животные, растения, человек, звезда, луна); мифические фигуры (единорог, крылатый змей, дракон и др.); искусственные фигуры (оружие, с/х орудия).

6. Когда появился герб в московском государстве?

(после избавление от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государь всея Руси»).

7. Когда впервые появился герб с двуглавым орлом?

(во время царствования Ивана III ).

8. Когда на государственном гербе не было орла?

(в Советском Союзе)

9. Какое изображение орла принято в современной России?

(в качестве герба принято изображение времён Александра II с изменениями).

10. Почему надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», сделанная на красной ленте герба СССР, была на 15 языках?

(символ 15 республик).

11. Что может рассказать герб города или области?

(пример).

12. Что представляет собой Государственный флаг?

(полотнище прямоугольной формы определенной цветовой гаммы с символикой).

13. Когда началась история национального флага России?

(в 17 веке).

14. Как выглядел I Российский флаг?

(3 полосы: белая, синяя, красная).

15. Каким был флаг в нашей стране после 1917 года?

(красный с серпом и молотом).

16. Что символизировали серп и молот?

(союз рабочих и крестьян).

17. Какие разновидности флагов вы знаете?

(политические, религиозные, символические, национальные, боевые).

18. Где непременно должно быть зафиксировано описание флага?

(в Конституции).

19. Назовите дату появления нынешнего Государственного флага.

20. Что означают цвета Государственного флага РФ?

(белый – чистота и ясность,

Синий – величие, ясность,

Красный – храбрость, удаль, красоту).

21. Что такое Государственный гимн?

(торжественное музыкально-поэтическое произведение).

22. В каких случаях исполняется Государственный гимн?

(когда поднимают Государственный флаг; во время официальных торжественных мероприятий).

23. Чем было вызвано появление в России первого официального государственного гимна?

(победой над наполеоновской армией в войне 1812 года, когда наблюдался небывалый всплеск патриотизма).

24. Какая песня была гимном нашей страны до 1944 года?

(«Интернационал»).

25. Когда впервые был исполнен современный гимн России?

(в новогоднюю ночь 2001 года).

(музыка А.Александрова, слова С.Михалкова).

Список использованной литературы:

    Голованова Т.П. Шаргин В.С. Государственные символы России. – М., ООО « Росмэн - пресс», 2004.

    Вилинбахов Г.В. государственный герб России. 500 лет. – АО «Славия», С.-П., 1997.

    Медведев М. Московские всадники./ М. Медведев // Знание – сила. – 2008. - №9 – с. 54-57

    Иконников А. Флаг России. – 2006 - №24 – с.2 – Граждановедение.

    Соболева Н. Создание государственных гимнов Российской империи и Советского Союза./ Н.Соболева// Вопросы истории. – 2005. - №2. – с. 25-42.

Классный час: « Символы России»

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания, формирование и развитие чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

    Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

    Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Оформление доски: название классного часа, пословицы « Родная сторона мать, чужая- мачеха», « Родная сторона как мать: и накормит и напоит», выставка детских рисунков « Моя Родина»,. Оборудование: карта России, карта мира, презентация к классному часу.

Ход занятия.

Здравствуйте!

Сегодня у нас очень важная и интересная тема. Мы будем говорить о нашей Родине. Прочитайте пословицы.

С кем сравнивает Родину русский народ?

Конечно, вы знаете и имя, и отчество мамы. Так же хорошо вы должны знать и название вашей страны, Родины, которая заботится о вас.

Что же мы называем Родиной?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березку у дороги

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый хлеб

За праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край где мы с тобой живем И рубиновые звезды Звезды мира над Кремлем - Ребята, как называется наша Родина? Давайте скажем, что такое Россия. – Это 1/9 площади всей суши. – Это самая большая страна в мире. – Это более 100 наций и народностей. – Это страна, победившая во второй мировой войне. – Это самые большие запасы газа и нефти. – Это первый полет в космос. – Это Пушкин и Толстой. – Это русский балет и фигурное катание. – Это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы и Байкал. Россия самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке. Россия - моя Родина, я горжусь ею!

И правда, Россия самая большая страна в мире. Когда в Москве вечер на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Посмотрите на карту мира, здесь вы увидите много разных стран. Слайд 1 – А как на карте одна страна отличается от другой? У каждого государства есть свои отличительные признаки символы. Символы - это условный знак, обозначение. Слайд 2

Например: голубь символ мира. Вспомните веселые старты, в которых вы участвовали в школе. У каждой команды своя эмблема. – А что такое эмблема? Это условное изображение чего – либо. Слайд 3 Герб. Гербы появились давно. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины России. Слайд 4 Посмотрите на герб. Его выполнил художник Евгений Ильич Ухналев. Орел как символ непобедимости и силы. Но почему 2 головы? Двуглавый орел охранял государство, смотрит и на запад, и на восток.

Корона на голове орла символ законности,означающий,что страна живет по закону чести и справедливости.

В одной лапе орла скипетр,символ власти, а в другой золотой шар,который называется «держава»-символ могущества страны.

Нашему Российскому гербу более 500 лет.

Уже давно не правит страной царь, но корона скипетр и держава остаются символом могучего и древнего государства.

В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. Потому что Москва столица России.

Следующий официальный символ России – это флаг.

Опишите флаг России.

Днем рождения Российского флага считают 20 января 1705 год. В этот день царь Петр I издал указ: “Приказываю, считать флаг состоящий из горизонтальных полос, белого, лазурного и алого цвета, официальным флагом России “ .

А что означают эти цвета?

Белый – мир, чистоту, правду.

Синий – небо, верность, веру.

Красный – смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

Где можно увидеть Российский флаг?

На митингах, спортивных соревнованиях, в честь страны победителя поднимают флаг и звучит гимн страны.

Гимн слушают стоя.

Что такое гимн?

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в наиболее важных случаях. Слова гимна принадлежат известному писателю и поэту С.Михалкову, а музыка А.Александрову. Обратите внимание на слова гимна.

Россия священная наша держава. Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава. Твое достояние на все времен.

Что чувствуется после чтения гимна?

Гордость за нашу страну, любовь к родине.

Мы говорим только об официальных символах России, но существуют еще и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией

Почему мы употребляем выражение «Московское время»

И почему к Москве особое отношение?

Москва-столица нашей Родины. Кремлёвские куранты - на Спасской башне символ точности и незыблемости России.

Береза- (словарь) всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания, долголетия.

Матрёшка - неофициальный символ России. Символ ее загадочной души. Выточенная из липы матрешка - сложное изделие. У матрешки на одежде много цветов. Потому, что девочка Матрешка сама живет среди цветов, как и все мы. Только мы забываем об этом, а матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь – (словарь) величественное животное, занимающее особое положение среди зверей. Его основные качества: сила, мощь, сметливость.

2. Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные?

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду,к терпенью, к правде, к доброте.

3 Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

Не с гор берет начало, а с тебя!

Вот она какая наша Родина Россия. И самое главное богатство-это люди населяют нашу страну. Все они составляют единую дружную семью.

В состав России входит и наша республика Дагестан.

Это о ней пишут такие стихи:

В ладони сердца можно уместить.

Но в сердце целый мир не уместишь.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души.

Республика Дагестан тоже имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

Государственный флаг республики Дагестан представляет собой полотнище из 3 горизонтальных полос - зеленого, синего и красного цвета.

Зеленый – олицетворяет жизнь, изобилие.

Голубой цвет - море.

Красный – мужество и храбрость.

Герб Дагестана - это щит белого цвета, в центре которого изображен орел, над ним изображение солнца в виде диска.

Есть герб и у нашего родного города Кизляра. Он был утвержден 7 сентября 1842 года. На золотом фоне – вершина одной из гор Кавказа и на ней – золотой двуглавый орел. В нижней половине герба на голубом фоне изображена виноградная лоза обвитая вокруг таркалины. Цвет таркалины коричневый, листья зелёные, виноград бордово-синий.

Наиболее сложные гербы были у тех городов, кому жаловались они за какие – то выдающиеся заслуги, и тогда герб составляли таким образом, чтобы лишний раз подчеркнуть его «пожалованность» и конечно же показать, как в случае с Кизляром, за что именно данный город удостоился герба.

Россия!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Одною общею судьбою
Навеки связанны с тобой,
Горжусь, как матерью, тобою,
Благословляющей на бой.
В день расставанья, в миг разлуки
Целую мысленно всегда
Твои натруженные руки
Часы бессменного труда.
В глухую ночь грозы военной
И в светлый полдень торжества
Несу в себе, как дар бесценный,
Огонь великого родства...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю,
Твержу всем сердцем наизусть
Всё то, что гордо называю
Одним широким словом: Русь.

Мы живем на прекраснейшей земле. Нас много и все мы разны, но у всех одна мечта - жить в мире и единстве.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей Родиной.

Песня «Моя Россия».

Практическая часть: раскрасить заготовки матрешек.

Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи:

  • Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.
  • Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
  • Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
  • Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».
  • Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
  • Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

  • Проектор, экран.
  • Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
  • Текст Конституции Российской Федерации.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Постановка цели классного часа .

Вступительное слово (учителя или уч-ся) (Приложение 1 )
Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (Приложение 2 , Слайд 1) Вы поделились на две команды.
Мы беседуем по нашей теме и по ходу вы отвечаете на мои вопросы, команде за правильные ответы – баллы.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации(Приложение 2 , Слайд 2).
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
– Когда сложились современные символы России?
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. (Приложение 2 , Слайд 3)
– Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией . Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это – Президент .
– Назовите имена президентов РФ (Приложение 2 , Слайд 4)
– Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации (Приложение 2 , Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.
Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

(Приложение 2 , Слайд 6)

– На этом слайде вы видите Конституцию , на которой проходят инаугурацию наши президенты.
Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».)
Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

Вопросы командам:

– Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
– Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому мы живём.)

Конституция (от лат. constitutio – устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
– Подумайте, что такое законы? (Это правила, которые устанавливает государство.)
– Для чего они издаются?

Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Блиц-опрос.

– Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов? (2)
– На что они делятся? (Главы)
– На что подразделяются главы? (Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?
– Когда человек приобретает права?
– Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
– Что значат слова: обязанность человека?
– Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)
– Какие обязанности вы знаете?
– С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)
– Какие символы государственности вы знаете? (Приложение 2 , Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.)

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Герб (Приложение 2 , Слайд 9)

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие , наследство .Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука геральдика.

– Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

– Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца ?(Приложение 2 , Слайд 10)

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

– Что символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

Командное мини-соревнование: называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.) . Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ (Приложение 2 , Слайд 11)

Дата принятия: 08.12.2000

– Что такое флаг? (Это символ государства.)
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 ученик.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

– Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)

9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

– Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Задание: назвать государства, которые используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с большее кол-вом, получает дополнительный балл.

– Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства – это гимн.

Гимн РФ (Приложение 2 , Слайд 12)

10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году , был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

– Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.)
– Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение) гимна РФ на слова С.Михалкова. (Приложение 2 , слайд 13)

Дата принятия: 07.03.2001.

– Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
– Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

III. Итог классного часа

– О чем мы говорили?
– Что нового сегодня узнали?
– О каких символах государства вспомнили?
– Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
– Все ли равны перед основным законом РФ?
– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Определение победителей.

Тема: «СИМВОЛИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цель: провести исследование истории возникновения символов Брянской
области: герба, гимна и флага Патриотическое воспитание молодого
поколения.
Задачи воспитания:
формирование патриотической и нравственной позиции учащихся;
расширение кругозора; формирование процесса самопознания у детей.
Ход классного часа
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам сделать для неё.
Чтобы день, который прожит,
Каждым часом радовал её.
" В некотором царстве, в некотором государстве..." так начинаются сказки
народов нашей страны. Ведь страна ­ это не просто поле или лес, города и
сёла, где живут люди. Это ­ государство. А каждое государство обязано иметь
гимн ­ главную песню страны, а еще флаг и герб.
Россия представлена красивым трехцветным полотнищем флага,
замечательным гимном, величественным двуглавым орлом на гербе.
Вместе с Россией свои страницы в историю вписывают и ее города, села,
деревни, поселки.
“С чего начинается Родина?” Ответов на этот вопрос существует великое
множество. Мой родной край – Брянщина – это всего лишь частичка
огромной, необъятной России.
Брянщина родная

Родина ­ Россия, ты у нас одна...
Маленькая Родина ­ Брянщина моя.
Здесь леса дремучие, озера и поля.
Манят волшебством своим и зовут меня...
Ярких одуванчиков дружный хоровод
Закружив, взял за руки, за собой ведет...
Анна Вохрамешина
Но у моего любимого края есть своя история, свои традиции, свои символы.
Сегодня на классном часу мы узнаем о том, как возникли эти символы и
какой путь прошли.
Герб Брянской области.
Слово «герб» происходит от немецкого «erbe», что означает наследство.
Герб – это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом, землей,
государством, передаваемая по наследству или существует до тех пор, пока
существует данный тип государства.

Занимается изучением гербов историческая дисциплина ­ геральдика.
Попробуем составить герб Брянской области.
Герб Брянской области представляет из себя французский щит синего цвета.
Синий ­ цвет славянского единства, символизирует принадлежность области к
славянству.
В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча,
делящие щит на три части, каждая из которых является символом единства
славянских государств: России, Белоруссии и Украины.
В верхней части щита расположено изображение золотой ели с
трехъярусной кроной как ­ символ Брянского леса. На фоне центральной
части изображен герб города Брянска. Брянск ­ главный город области.
Герб окаймлен дубовым венком. Венок переплетен орденскими лентами:
правая сторона переплетена лентой ордена Ленина, которым Брянщина
награждена в 1967 году, левая сторона ­ лентой медали "Партизан Великой
Отечественной войны".
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображен серп и
молот – это нерушимый союз рабочих и крестьян.
Этот герб области утвержден в ноябре 1998 года областной Думой.
Флаг Брянской области
Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий
принадлежность к государству или какой­либо организации.
На Руси издревле существовали боевые знамена.
Самым распространенным цветом являлся красный.
Красный цвет знамени почитался во многих странах. Для русских людей
уже с самой далекой древности он являлся символом красоты и величия. В
древнерусском языке слово «красный» означало «красивый».
Красный цвет говорит о многом: о состоянии души, о величии, о
мужестве, о бесстрашии.
Флаг Брянской области представляет собой полотнище бордового цвета
с соотношением сторон 1:1,5. (Приложение 2)
Бордовый цвет - цвет знамён, под которыми в годы Великой
Отечественной войны армия и партизаны сражались за освобождение
Брянщины.
В центре полотнища помещен герб Брянской области
Гимн Брянской области
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим
торжественную величественную песню, называемую гимном.
Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием.

Все торжественно, красиво и строго. Гимн – это песня, посвященная своей
Родине.
Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Слово «гимн» происходит от греческого «гимнос»­ «торжественная»
хвалебная песнь.
Гимн Брянской области является символом сохранения традиций и
культуры Брянской области.
В конце лета 1942 года комиссар Брянского фронта Серафим Катаев
приехал в Москву. Он разыскивал поэтов и композиторов. Ему нужны были
песни для партизан.
Однажды из леса пришла шифровка: «Патроны и оружие отберем у
врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню».
Заказ был передан поэту А. Сафронову и С.Кацу. Песня сравнительно
быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая,
величественная, близкая по духу партизанам.
Ночью в партизанской землянке А.Сафронов впервые спел песню
партизанам. А утром слепой музыкант баянист «с голоса» разучил песню. И
пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому.
Песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков.
Вторая «премьера» песни состоялась в годовщину освобождения
Брянска – 17 сентября 1966 года.
В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, был
открыт монумент в память о воинах Советской армии и партизанах,
освободивших город от фашистских захватчиков.
(Исполнение 1 куплета гимна).
И в завершении нашего классного часа послушайте стихотворение
Елены Шаховской «Брянщине посвящается»:
Родная Брянщина моя!
Край боевой и партизанской славы!
Вставала ты заслоном рьяно,
Спасая Русь от подлого врага!

Брянск сокрушал в сражениях
кровавых
Нашествий полчищ не одну волну!
И партизанской бесконечной
славой
Покрыл себя в минувшую войну!

Я знаю: есть края в России
И шире, и богаче, и милей.
Но нет на свете ничего роднее,
Чем имя малой Родины моей!

Тебя узнаю я из сотен тысяч
Других чудесных на планете мест
По триединству герба, флага,
гимна,
Что отражают доблесть, славу,
честь!

Наш герб – французский щит
Небесно­синий!
В геральдике славянского единства
цвет.

Три золотых луча:

То Беларусь, Россия, Украина
И Брянщина – славянский центр!

Златая ель с трехъярусною кроной,
Как символ леса Брянщины моей!
Венок дубовый, серп и молот
И Брянска (в центре) герб.

А флаг наш – ратной битвы символ!
Бордовым цветом полотно горит!
Он словно кровь солдат и партизан,
Что не щадили жизней
За Русь! За Мир! За Счастье без
границ!

« Шумел сурово Брянский лес».
В сердцах звучит и в душах!
Гимн Брянщины моей родной
Готов я петь и слушать!

О партизанах – земляках!
О соснах и туманах!
Как немцев бил простой солдат!
Все гимн хранит, как память!

Страна без гимна – не страна!
И край ­ не край без гимна!
Во славу песнь звучит для нас –
Софронов, Кац! Спасибо!

Песок состоит из песчинок.
Из капелек пара – туман.
И Брянщина наша сложилась
Из сотен и тысяч брянчан!

Горжусь тобой, Отчизна Пересвета,
Поэтов русских славная Земля!
Душа теплом и радостью согрета!
Живу тобой, родная сторона!

Я знаю, что государственные символы России и символы родного края
должен уважать каждый человек, ведь они воплотили в себе историю и
традиции нашего народа и нашего Отечества. Я горжусь прошлым, настоящим
и будущим моей страны, моего славного брянского края. Эти символы
достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем,
зависит уже только от вас.