Когда освящать вербу: в субботу или воскресенье. Можно ли святить вербу дома

В последнее время стал замечать, что у машин, в которых наклеены иконки на торпеде, или висят/болтаюцца подковы и прочие обереги, обязательно покоцаны бока, треснутые стекла и т.п. Чо тока в голову не лезет?!)))

К разговору об иконах (от 18.01.03). На сколко мне известно люди, занимающиеся лицевым и золотным шитьем вначале изучают законы иконописи. И НИКТО не берется за создание иконы без благославления. Я думаю, что нужно быть очень верующим человеком, чтобы не только вышивать, но и разрабатывать схемы...

Обсуждение

Я когда начинала вышивать икону Николая Чудотворца спрашивала у нашего батюшки, а можно ли ее осветить и повесить в доме как настоящую икону. Можно! Я православная, это наш святой, вышивалась эта икона с мыслями о Боге. Этого вполне достаточно. Теперь жду Пасхи, что бы осветить.

Разрабатывать - возможно. А вышивать - неверующие могут и из любви к искусству, и эти иконы тоже освящают в церкви. Это же не писать икону, а копировать готовое изображение. Причем в случае вышивки крестиком - ну самая точная копия получится. Поэтому важна хорошая разработка.
Провести аналогию можно со "штамповкой" икон, которые в церкви продаются - это же производство, там до фонаря, верующие ли люди их печатают. Вышивка, конечно, намного более "искусство", но по значению все же тиражирование оригинала.

С праздником всех, кто его отмечает! Бум-бум вас вот этим: [ссылка-1] (вклеить не получается) Русского традиционного приветствия не вспомню, а в наших краях принято в этот день легонько ударять друзей и близких веточкой освященной вербы со следующими словами: Не я б"ю, верба б"є За тиждень Великдень Вже недалечко Червоне яєчко. Будьте (и оставайтесь) сильными, как верба, здоровыми, как вода, богатыми, как земля, и красивыми, как весна!

Петух смотрит на улетающую Беллу, как бы провожает её взглядом, а сам вот-вот направится снова скакать дальше в противоположную сторону. Это достаточно символично. Нужно продолжать дальше свой путь, рисовать, мучиться и искать. Эта картина похожа на ночь . Что-то вылетело из рук и всё... Снова такое уже не повторится. На дальнем плане полотна - луна, освящающая угол дома и дающая чувство вечного. И в то же время эта вечность кажется мгновением. Закрыл глаза, а когда открыл, понял, что жизнь почти прошла. В этой картине чувствуется "гоголевское дыхание". Она похожа на сказку с неведомым концом. Можно долго писать о Шагале, но хочется закончить сейчас. Шагал много работал, но в Россию так и не вернулся. Занимался витражами, керамикой, пи...

Обсуждение

Познавательно.Написано с Большим теплом и любовью - СПАСИБО)))!!!

06.05.2008 23:16:11, Lera

Все спасибо, кому понравилось и кому нет..) Спасибо, что почитали эту "сухую выжимку"..) А писала я ее в институте по психологии в творчестве. Темы этого предмета необъятные, раскручивать можно любое творчество очень долго и в разные стороны и с одной стороны и с другой.
А Шагала хотела показать с позитивной стороны, и что он не несчастный персонаж русского искусства, как описано во многих книгах, а известный во всем мире художник и на мой взгляд хорошо реализовавшийся. А сожжение его картин Геббельсом, на современный лад, я бы назвала отличным пиар ходом..)

Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было! Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками. Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного...
...Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не...

Приближается Пасха - главное событие в духовной жизни православных христиан. В этот день, а точнее, с первой звездой, зажегшейся на небе накануне - в субботу, заканчивается самый строгий и долгий пост - Великий. Стол накрывается белой скатертью - можно приступать к угощению.
...Крупную каменную соль толкли в ступке, растворяли в густой квасной гуще, а затем выпаривали на сковородке на медленном огне. Соль получалась легкого кофейного цвета, с особым приятным вкусом. Пасхальный кулич Главное блюдо православного пасхального обеда - кулич, который из сдобного дрожжевого теста. Как правило, тесто замешивают в ночь с четверга на пятницу, весь день в пятницу пекут, а в субботу - освящают. Куличи едят всю пасхальную неделю. В кулич обязательно кладут изюм, цукаты, орехи; добавляют различные пряности: кардамон, гвоздику, корицу, мускатный орех, ваниль. А если тесто приправить шафраном, он послужит еще и желтым красителем. Правда, должен преобладать аромат какой-то одной пряности, и использовать ее надо разумно, чтобы не заглушить...

Обсуждение

Ох уж это протирание творога через сито! Интересно, те, кто это советуют, пробовали это сделать хоть раз? Ничего труднее невозможно представить! Не нужно этого делать, современный творог в пачках в этом обычно не нуждается. Подержать под гнетом - это да, а протирать... Один раз попробовала, с тех пор не заморачиваюсь. и пасхи у меня получаются - объедение!

Очень часто, когда я прохожу по улицам своего города, да даже и любого другого, я вижу, как молодые мамаши, гуляющие с малышами, раздраженно их дергают, тянут и что-то выговаривают, пытаются их воспитывать строго, "дабы они не сели на шею"...
...Вот она, истина, и так горька ошибка. У нас растет второй ребенок. Дочка. Ей уже год и четыре месяца. Конечно же, ей можно все!!! Хоть круши, хоть потоп. Главное, что б жизни ничего не угрожало. Главное, что б она была счастлива! Главное, что б она никогда не подумала, что родители ее за что-то такое сделанное любить не будут. Наша бесконечная любовь освящает ее путь, и я никогда не скажу в сердцах, как бы не устала: "Господи, когда же это кончится?!" Родители, любите своих детей, они так быстро вырастают, мир так сложен и часто страшен, зачем же им еще и бури в собственной семье? Не раздражайтесь на них, они пришли в этот мир, для того, что бы вы их берегли и баловали, не общество же наше это сделает за вас. Носите ребенка на руках, когда хочется вам и когда хочется ему. Дарите ему миллионн...

Обсуждение

Такие истории будят в нас что-то такое... что-то важное. Мы смотрим на жизнь других людей через призму своей, но не понимаем главного - многое нам просто неведомо, поэтому "не судите, да не судимы будете".
Автор, спасибо за эту историю. Слезы так и стоят, с трудом попадаю по монитору... ведь кому-то Господь дает, кому-то не дает счастья материнства... но запомните! Это не наказание за Вашу строгость, это путь Ваш такой, не корите себя за то, что могло случиться или как Вам кажется могло случиться, поступите Вы немного иначе.
Терпения Вам, сил, чтобы пережить горе. Думаю, Ваш сыночек там, наверху, очень Вас любит. Не плачьте...

Да-да, я вот тоже замечаю таких мамаш и все время удивляюсь, неужели нельзя ребенка воспитывать в нежности?

Чуть позднее усадьбу приобрела Екатерина II, которая решила построить здесь загородную резиденцию. Дворец с многочисленными службами строился по проекту архитектора В.И. Баженова. Ансамбль Царицыно очень живописен из-за яркого сочетания краснокирпичной кладки стен и белокаменных деталей. Баженов работал над проектом десять лет. Были построены дворец, Оперный дом, кавалерийские корпуса, мосты и ворота. Однако Екатерина осталась недовольна дворцом, и он был разобран. На его месте был возведен новый дворец по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Но дворец так и не был достроен, так как казна сильно опустела из-за войны с турками. Сегодня дворец частично восстановлен. В центре композиции Царицыно - два дворца, соединенные между собой галереей с а...
...Пейзаж очень красивый, весной и летом прогулка по этим местам - искреннее удовольствие. Есть где расположиться для семейного пикника, в водохранилище народ активно купается и ловит рыбу одновременно. Продукты нет необходимости везти из Москвы, их можно закупить прямо здесь в сельском магазинчике. Воду набирают в местном освященном источнике. В хотелось бы поделится несколькими полезными ссылками на интернет - ресурсы по теме статьи. Советуем заглянуть на сайт о московских музеях-усадьбах, а также почитать Интернет - журнал о детском досуге "Каникулы" . Рекомендуем. Удачи всем и отличного настроения! Лескова Наташа, [email protected] ....

Обсуждение

Ага. Поклонитесь мощам святого и закусите в Макдональдсе. Автор даже не понимает, как выглядит ею написанное.

Троице-Сергиева лавра действительно очень умиротворенное место, только не для 2-3 -летки - им пока все равно. Без гида не понять, что за события здесь происходили, историю родника тоже надо рассказывать, чтобы почувствовать тайну этого места. Кроме территории лавры (а это храмы, музеи и большие расстояния пешком), делать в Сергиевом посаде нечего. А если ехать в выходной, то там будут еще и слоняться толпы народа.
Словом, это никак не подходит для отдыха с малыми (меньше 8 лет) детьми, по-моему.

Замечательные идеи!! Интересно. Полезно. Здорово.

Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что время кровавых жертв прошло. Раньше на Руси от пасхи отрезали кусочек и хранили как . Бытовало поверье, что снесенные в Страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, защищали от недуга. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, что оно может потушить огонь, поэтому такие яйца хранили за иконой на случай пожара. Правда, прежде, чем бросить яйцо в пламя, с ним нужно было трижды обежать вокруг дома. С пасхальным яйцом искали пропавших или заблудившихся в лесу коров и овец. Любимой пасхальной забавой, особенно у русских, было катание яиц с бугорка или по специальному лоточку. Когда катящееся яйцо ударяется об яйцо, лежащее на земле, играющий забирает это...

Мои роды, протекай они в роддоме, не прошли бы без медикаментозного вмешательства, это точно. Возможно, все закончилось бы и кесаревым. Я считаю, что где бы мы не рожали, ответственность за наших детей несем только мы сами. Врачи и акушеры могут только помочь. Выбор за нами! Наша дочка Софа родилась дома, 26 апреля 2004 г. вес 3500 рост 55 см. 5/9 по Апгар Татьяна, Станислав и София Манеровы....

Обсуждение

Молодцы, вы приняли самое верное для вас решение - рожать дома. Второго ребенка мы тоже рожали дома. Первого - в роддоме. Есть с чем сравнить, не в пользу роддома. Второй ребенок у нас был больше (почти 4 кг и 53 см), по сравнению с первым (3,500 кг и 50 см). Все, чем врачи могли помешать естественному ходу родов, они сделали. Начали с того, что прокололи пузырь, даже не предупредив меня, что собираются делать. Когда прогуляла по коридорам роддома всего 4 часа с вполне терпимыми схватками, врач решил вколоть окситоцин, чтобы ускорить родовую деятельность, что в свою очередь привело к эпидуралке (это уже было по моей просьбе, т.к. доза оскситоцина была лошадиная). В итоге, когда пришло время тужится, я сделала всего несколько попыток прежде чем врач, опять таки без предупреждения, чиркнул меня ножиком. Вот вам еще и ненужная эпизиотомия с последующими вытикающими. Плаценту вытащили за пуповину, и слава Богу, что все хорошо зажило (у моих двух подруг после такой процедуры были серьезные осложнения). При родах дома мне удалось всего этого букета ненужных действий избежать. Родила я даже без малейших трещинок, это несмотря на то, что ребенок был больше. Вполне возможно, что если бы роды принимал другой врач, многое было бы по другому. Но "благодаря" именно первому печальному опыту мы начали искать альтернативу родам в роддоме. Рожать дома - это естественно. Для нас важным было присутствие квалифицированной акушерки. Кроме нее были еще 2 ее помощницы, и кроме этого, была договоренность с врачем если бы роды затянулись или что-то пошло не так.

23.10.2009 03:20:45, fortunika

Прошло полгода. Наш ребенок умер во время родов дома. Роды длились более трех суток. Я все-таки родила его сама, уже мертвого. По данным судмедэкспертизы ребенок умер за двое суток до появления на свет- это значит через сутки после начала родов. Акушерка Дмитриева Ирина провела с нами эти трое суток лежа на диване, считая, что волноваться нет причин. Мы полностью доверяли ей, ведь нам ее рекомендовали рожавщие у нее пары, ведь она приняла "500 родов, а потом считать перестала", ведь у нее самой шестеро детей, пятерых она родила сама дома, в том числе двойню". Это наш первый ребенок, мы с мужем готовились к беременности, ходили на курсы, отдельно слушали лекции этой акушерки; я перелопатила весь Интернет, у меня куча литературы на тему беременности и родов. Но наш ребенок умер во время родов. Хотела написать всем раздумывающим о родах дома сразу, потом перечитала еще раз все на сайте- ну о чем писать- все уже написано. Прошло полгода- ребенка нет... это была девочка... Пишу, а руки трясутся- а ведь думала, что все уже в прошлом. В общем не буду описывать как протекали роды, не это поможет читающим, а выводы: 1. перед родами представьте возможные последствия, если что пойдет не так- а как оно пойдет никто не знает; 2. под окном нужна скорая помощь с оборудованием для реанимации ребенка- не пригодится и слава Богу; 3. не отключайте сознание разговорами "надо думать о хорошем и ничего плохого не случится" - я очень старалась думать о хорошем трое суток, а если бы я через 12 часов после начала погнала в больницу, то сейчас я бы сидела с ребенком на руках; 4 хорошенько подумайте отчего вы убегаете, отказываясь от роддома- и тогда в Москве вы обязательно найдете роддом в котором все будет максимально приближено в тому, что вы хотите- и с мужем можно, и ребенка к груди можно, и не разлучаться с ним можно, уж не знаю, чего в наше время нельзя!. 5. врачи просто перестраховываются, когда колят стимуляторы, когда протыкают пузырь, когда делают кесарево- а вы хотите чтобы они не перестраховывались? Наверное у нашей акушерки свои объяснения о случившемся- общаться с ней у меня нет сил. Но какими бы не были ее объяснения - это дела не меняет – ребенка нет. Оказывается у Дмитриевой Ирины это не первый и не второй случай. Когда мы, сидящие в шоке, спросили у нее что нам теперь делать, она сказала «ну у меня один папа пошел и закопал ребенка в лесу» ну что тут скажешь… Хочу предостеречь будущих мам от того, что случилось с нами. От таких домашних родов… Или хотя бы от родов с Дмитриевой Ириной.

Святой Валентин, пастырь и духовник воинов, тайком благословлял любящие сердца и, несмотря на запрет, освящал отношения церковным обрядом. Непокорного священника выдали. Он был казнен 14 февраля. С тех пор этот день празднуется как день влюбленных. Непременным атрибутом торжеств по случаю Дня святого Валентина является валентинка - послание, которое посылают любимому человеку. Одной из первых валентинок была карточка, посланная в 1415 году Чарльзом, герцого...
...Где край света? (Там, где начинается тень). Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку). Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви). Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух). Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить). Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки). Как можно поместить два литр молока в литровую банку? (Надо из молока сварит...

Спасибо, что подняли вопрос, хоть я тоже просвещусь по этому поводу! Снусмумрик Могу только про платье ответить - после купели. mammik Посмотрите на православных сайтах - там очень подробно все таинство описано и можно задать вопрос даже священнику. Там же описано как вести себя крестным родителям. Рубашечку или платье белое новое одевают после троекратного окунания в купель после этого надевают крестик, если крестик покупаете не в церкви, то нужно его освятить заранее. Еще нужно белое полотенце, когда ребеночка после купели будете принимать. А еще говорят крестным родителям желательно попоститься хотя бы три дня до таинства. Не забудьте что мам на таинство не допускают, только в самом конце, но можно снять на видео во многих храмах разрешают за небольшую доплату, еще после совершения таинства выдают свидетельст...
...Крестины у нас длились 2 часа потому что крестили сразу 3 детей. Нашему было 5 мес., другим по 1,5 мес. Девочки спали, а Сашка кричал..... Потом у него был видимо жуткий стресс, он ничего не ел, не пил и спал 5 часов, а потом всю ночь колбасился. Но вы уже большие, так что должно легче пройти. Фламинго Мы вообще дома крестились. Все длилось около часа. Сначала дочку крестный держал, а потом крестная. А перед этим надо мной молитву какую-то читали. Я была в той комнате, где крестили. Coccinella (SLok) Вы уже выбрали конкретную церковь? Нужно идти в будний день, договорится о времени (чтобы вы были одни), поговорить с батюшкой. В разных церквях время разное. Если дете...

На кануне усыновления я покаялась, я просила совета у Бога. Муж покаялся сразу после благословения сыночка. Тогда (пять месяцев от рождения) еще очень нервный, крикливый, боявшийся людей ребенок вел себя тихо во время благословения (верующие просили Господа благословить кроху), спокойно принимал поздравления. Никакого конвейера. Вообще в молельном доме Евангелистов обстановка умиротворяющая, светлое просторное помещение без икон, красивое песнопение, молитвы на простом доступном языке, дети во время службы ведут себя не принужденно - ходят по залу, садятся, поют, и никто на них не шикает, не "давит". К крещению своему я не готова. Есть соблазн покрестить приемного сыночка, став ему крестной матерью (говорят "молитва крестной матери все грехи отмолит, со дна моря поднимет"), наприме...

Обсуждение

Полностью согласна с Вами, Наталья, и восхищаюсь Вашим поступком. Так и надо! Хотя это очень трудно, и большинство из нас полностью уходит в глубину своего горя, но на самом деле путь для выхода из него только один - постараться помочь другому человеку. Не будучи религиозной, я уверена, что бог от нас хочет именно этого - чтобы мы никогда не сдавались, не озлоблялись и возвращались к счастью через любовь, а никак не через уход от мира в монастырь и пр. Иначе зачем же он дал нам этот мир?
А к церкви я до сих пор прийти не могу. Не понимаю многих вещей:
По мнению, христиан, одни люди искупают своими страданиями грехи других людей (начиная с Иисуса). Как-то в детской больнице читала статью священника на стенде, о том, что таков же смысл тяжелых болезней у детей. Так, может, их и лечить не надо? Какое-то языческое отношение - принести жертву, и все решится (а в жертву - не ягненка, а ребенка!). Можно самому обрести мудрость и понимание через страдание. Как может кто-то другой сделать это за тебя?
Прочитав Евангелие, я задалась еще одним вопросом: а почему христианская церковь вообще существует? Иисус велел:
- не строить храмов на земле, а только в душе человека;
- не поститься, не молиться, а лучше пойти и помириться со своим ближним;
- а уж если есть желание помолиться, войти тихо в свой дом и молиться там, чтобы никто тебя не видел.
Разве не так?
Вот поэтому хотелось бы, чтобы все, как Наталья, шли к богу (= к пониманию жизни и своего места в ней) через любовь к людям, к детям, к своему ребенку, а не по советам священников. Даже если они хорошие люди, чистые душой и т.д. - ну кто за вас может мудро распорядиться вашей жизнью, вашими мыслями, вашими чувствами? А если священник дурной человек ил просто равнодушный? Таких очень много.

21.07.2006 12:08:03, Марина

"Не допускай одного, чтобы пациент рассматривал жизненные дела как материал для послушания Врагу. Если ты сделал мир целью, а веру -- средством, человек уже почти в твоих руках и тут совершенно безразлично, какую цель он преследует. Если только митинги, брошюры,
политические кампании, движения и дела значат для него больше, чем молитва,
таинство и милосердие -- он наш."
Это цитата из "Писем Баламута" К.С. Льюиса (C.S. Lewis, The Screwtape Letters). В свое время эта книга подтолкнула меня к тому, чтобы наконец-то покреститься, и я очень рекомендую прочитать ее всем, кто искренне хочет найти ответы, а не просто "тусуется". (Если кому непонятно - это советы старого искушенного беса молодому и начинающему).
Что касается последнего высказывания - "если верить в Христа и идти к Христу - то только не через православие" - то я очень часто слышу подобное. Действительно, в современном сатанинском обществе допустимо быть кем угодно - католиком, сандеистом, огнепоклонником, да хоть язычником - но только не православным! Что ж, для меня это еще одно доказательство того, что именно православное христианство - это истинная вера.

26.02.2005 18:35:38

Как правильно вести себя при посещении молельных домов различных религиозных направлений? Общие нормы этикета и основные отличия.
...Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане - запрещено. При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся. Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совер...

Скажите пожалуйста, освящают ли вышитые иконы, можно ли вообще это делать? В ближайшем будущем планирую закончить Стоянкину маленькую модель Мадонны с младенцем и вот думаю, можно ли попытаться ее освятить?

Вышила я наконец икону Николая Чудотворца. Теперь не знаю - как ее оформить? Просто в рамочку? или может кто иконы по другому оформляет? А потом в церковь бы сносить- освятить к Пасхе. Кто-то ходил нет вышивку свою освещал? Как Священник на это реагирует? Когда все сделаю, обещаю тут показать и начинаю новый проект - мама с малышом.

«Много людей празднуют праздники и
знают их названия, но не знают причин,
почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», - поется в тропаре праздника, - то есть «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми ветвями - символом победы - Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Сейчас мало кто осмелится нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

Молитва на освящение вербы в церкви именуется молитвой на благословение ва́ий (пальмовых ветвей)

Текст молитвы на церковнославянском:
«Господи, Боже наш, седя΄й на Херувимех, возставивый силу и пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом и погребением и Воскресением Своим, Егоже ныне пришедше во Иерусалим на вольную страсть, людие, седя΄щии во тьме и сени смертней, приемше зна́мения победы — ветви древе́с и ва́ий, финик, Воскресение предвозвести΄ша. Сам, Владыко, и нас, по подражанию о́нем в предпразднственный сей день ваия, и ветви древе́с в руках нося΄щих, соблюди, и якоже о́нии народи и дети, осанна Тебе принося΄щих, сохрани, яко да и мы в песнех и пениих духовных сподобимся достигнути животворящаго и тридневнаго Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Текст молитвы на современном русском языке:
«Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу - Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Согласно Евангелиям, за 6 дней до ветхозаветной Пасхи Иисус Христос прибыл в Иерусалим, где его, как пророка и воскресителя праведного Лазаря , встречали иудеи. Они клали под ноги осла, на котором ехал Христос, свои одежды и пальмовые ветви (с греческого — вайи). Издревле таким торжественным образом приветствовали только великих правителей, у древних евреев пальма олицетворяла красоту, плодовитость и веселье.

Праздник Входа Господа в Иерусалим стал отмечаться христианами в III веке, а на Руси – начиная с X века н.э., при этом традицию приношения ветви пальмы заменили приношением вербы. Это связано с тем, что в климатических условиях России первыми деревьями, которые «просыпались» после зимы, были именно вербы.

Как, где и сколько хранят освященную вербу?

Освящение вербы происходит в субботу вечером во время праздничного богослужения (Всенощного бдения), после чтения Евангелия. Священники читают молитву и кропят веточки вербы святой водой. При этом, по словам церковнослужителей, не столь важно, сколько воды попало на вербу — потому что она освящается благодатью Святого Духа. Как правило, освящение вербы повторяется в храмах еще раз в день праздника, после Литургии.

Освященные веточки вербы обычно хранят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья.

Часто возникает вопрос: что же делать с «прошлогодней» вербой? Выбрасывать вместе с бытовым мусором освященную веточку не стоит. Священнослужители обычно дают достаточно простой ответ касательно сухой вербы: веточки благоразумно будет сжечь отдельно от прочего мусора. Кроме того, если верба дала корешки, можно попробовать высадить ее в землю (верба любит обильный полив и тень).

Еще один вариант: вы можете отнести ветви в храм и попросить сжечь.

Особое благоговейное отношение к освященным ветвям объясняется так: дело в том, что Церковь все освященные предметы воспринимает как особо отмеченные, «изъятые» из обычного бытового обихода. Поэтому и предполагается особое к ним отношение.

Еще один важный момент: не принято освящать искусственные веточки вербы.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

История праздника Вход Господень в Иерусалим, почему и зачем православные христиане освящают веточки вербы, какую силу ей приписывают вы узнаете, прочитав статью.

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – перед его Крестными страданиями, празднуется Вход Господний в Иерусалим.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

В это день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке. Накануне Он совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Весть о воскрешении Лазаря облетела Иерусалим. Люди узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город. Много народу вышло ему навстречу. Люди постилали на его пути снятые с себя свои одежды. Другие несли в руках пальмовые ветви – символ победы, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» — так у евреев было принято встречать царей и победителей. Только Христос один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Войдя в Храм, Иисус выгнал из него торговцев и стал исцелять слепых и хромых. Люди, видя чудеса Христа, еще больше стали его прославлять. В следующие дни Иисус проповедовал в Храме, а ночи проводил за городом.

Народ неотступно следовал за Иисусом, а первосвященники, старейшины народа, книжники искали случая погубить Его.

Вербное воскресенье

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

По церковной традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие стоят на богослужении с веточками вербы в руках. Поэтому праздник и называется Вербное воскресенье. Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Верующие как бы встречают незримо грядущего Господа.

Накануне Вербного воскресенья, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Однако и в воскресенье на утренней службе люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами, и после Литургии проводится окропление.

Освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому не стоит волноваться, сколько воды попало веточку. Капелька святой воды или литр – это не важно, верба освящена.

Соприкасаясь с этой святыней, человек получает освящение. Христиане в этот день приходят в храм, чтобы помолиться, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме и частичку этого праздника принести себе домой.

До праздника старые ветви сжигают, а новые ставят рядом с иконами.

Зачем освящают веточки вербы?

На вербе раньше других деревьев появляются почки.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

К тому же вербе приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Эта святыня отгоняет и демонов. Во время грозы спасает от попадания молнии, поэтому веточки ставили на подоконник.

В древности на Руси приготовление веток вербы было своего рода обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне отправлялись ломать вербу на берега близ протекающих рек.

Придя из церкви с освященной вербой, было принято стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет».

Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.

Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Каждый ее день шаг за шагом постепенно обозначает последние дни земной жизни Спасителя. Церковь в эти дни вспоминает Евангельские события, и в первые три дня на часах прочитываются все четыре Евангелия: Матвея и Марка – в понедельник, Луки и Иоанна – во вторник и среду.

Ради нас самих в эти дни мы должны собрать все свои мысли и чувства и очистить их. Как это сделать, вы можете прочитать на сайте.

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!