Командир спасательной шлюпки. Спуск спасательных плотов и посадка в них

Для управления спасательными, дежурными шлюпками, плотами и спусковыми устройствами на судне должно находиться достаточное число членов экипажа. Командиром каждой предназначенной к использованию шлюпки назначается помощник капитана или дипломированное лицо. На спасательные шлюпки должны также назначаться заместители командира. Командир и заместитель командира спасательного средства должны иметь список команды шлюпки или плота и следить, чтобы все подчиненные лица знали свои обязанности. На каждую спасательную и дежурную шлюпку должно быть расписано лицо (как правило, из машинной команды), способное эксплуатировать двигатель и выполнять его незначительные проверки.

Каждая спасательная шлюпка и плот должны устанавливаться на судне в состоянии готовности к использованию с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить их к спуску в течение не более5 минут. Дежурные же шлюпки должны всегда быть в постоянной готовности к спуску в течение не более 5 минут.

Спускать шлюпку на воду даже в самых неблагоприятных условиях следует быстро. Для этого экипаж должен быть подготовлен к умелым и согласованным действиям.

При подготовке шлюпки к спуску и вываливании ее за борт необходимо:

Открыть входные люки, застопорить крышки в фиксированном положении, плотно завернуть пробки в сливные отверстия;

Разнести фалини к носу и корме судна;

Опробовать на холостом ходу двигатель, проверить его сцепление с гребным винтом;

Убедиться в исправности шлюпочной лебедки, ручного тормоза, подтягивающего устройства;

Убрать съемное или леерное ограждение в месте расположения шлюпки, проверить надежность крепления посадочного штормтрапа на палубе, убрать посторонние предметы;

Отдать откидные части поворотных кильблоков (при их наличии) и шлюпочные найтовы, если не предусмотрена их автоматическая отдача;

Расстопорить стрелы шлюпбалок, для чего отдать глаголь-гаки, развернуть крюк, освободить стопоры шлюпбалок, вращением маховика стопоров и разворотом их на осях вывести гаки стопоров из зацепления с упорами на серьги;

Дать ход шлюпбалкам ручным тормозом лебедки и, когда шлюпка опустится до уровня шлюпочной палубы (если посадка людей происходит с нее, а не с места установки шлюпки), завести подтягивающее устройство, прижать шлюпку к борту судна и закрепить ходовые концы лопарей талей;

Выбрать с палубы судна втугую фалини и закрепить их;

Погрузить в шлюпку все необходимое, проверить по списку и посадить в нее людей, соблюдая установленную очередность (во время учебных тревог рекомендуется посадка членов экипажа по посадочному штормтрапу и спасательным шкентелям при положении шлюпки на воде).

Когда заканчивается посадка людей в шлюпку, лопари талрепов подтягивающего устройства одновременно травят до тех пор, пока подвески шлюпбалок не займут вертикальное положение. После этого со шлюпок отдают глаголь-гаки, которыми юферсы подтягивающего устройства крепят к подвескам. При этом нужно помнить, что отдавать глаголь-гаки до того, как подвески займут вертикальное положение нельзя, так как это приведет к резкому рывку шлюпки от борта судна.

Перед спуском на воду необходимо доложить о готовности к спуску шлюпки капитану или старшему на судне.

Морской сайт Россия нет

Выход к местам сбора и посадки в коллективные спасательные средства.

По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей,которые должны там собраться.

Места сбора указываются при объявлении тревоги.

Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств,выхода из помещения и т. п.

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шерстяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор.
Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Сбор членов экипажа должен осуществляться:

при численности экипажа до 15 человек - в течение 3 минут;

при численности от 15 до 50 человек - в течение 4 минут;

при численности более 50 человек - в течение 10 минут.

Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа должны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.

Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мостика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свободны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.

Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополнительных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа,за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика носимую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.

Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам наличие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов.

На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства особенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях,пресекать проявления паники и растерянности.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мостика. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность надевания.

Старший помощник капитана организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.

Посадка в шлюпки и спуск их на воду

В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до нижележащей палубы.

По команде:

отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;

освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;

действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выводят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;

закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;

выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава.
Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке:раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди.

Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Командир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равномерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

После посадки всех людей нужно:

изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;

открыть топливный кран и запустить двигатель.

Шлюпку спускают на воду потравливанием лопарей шлюпталей. Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.

Когда есть необходимость принять в спущенную шлюпку оставшихся на борту аварийного судна людей, шлюпка удерживается у борта на фалинях, и люди спускаются в нее с помощью трапов, шкентелей с мусингами, сеток или скатов.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спасательных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.

Надувные спасательные плоты сбрасываются на воду после отдачи креплений контейнеров. Плоты наветренного борта перетаскиваются на подветренный.
Перед сбрасыванием нужно проверить крепление ходового конца пускового линя к судну. Когда плот окажется в воде,нужно выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него; включается система газонаполнения.
После надувания камер плавучести плот подтягивают к борту судна за пусковой линь.

Посадка в плот производится по трапам, спасательным шкентелям или с платформы морской эвакуационной системы.
При высоте борта до двух метров можно прыгнуть на днище плота через вход, а при высоте до четырех метров - на арки плота после их наполнения.
Прыжки на плот допускаются, но не рекомендуются, поскольку при этом можно повредить плот или причинить травму человеку,который уже находится на плоту. Если "сухой" переход невозможен, приходится прыгать в воду и попадать на плот из воды.

Подплыв к плоту, спасающиеся удерживаются за спасательный леер и по очереди забираются на плот, используя посадочную площадку или посадочный трап.

Если обессилевший человек не может самостоятельно взобраться на плот, то его необходимо развернуть в воде спиной вниз и прибуксировать к входу. Два человека, уже находящиеся на плоту, подхватывают обессилевшего под мышки и резко падают на спину внутрь плота, этим рывком затаскивая его на плот.

Не исключено, что после раскрытия контейнера и надувания плот окажется на воде перевернутым вверх дном. При этом он будет накренен на тот край, на котором закреплен газовый баллон. Чтобы привести плот в нормальное положение, нужно развернуть его повышенным краем против ветра и взобраться на днище, став ногами на газовый баллон.

Руками взяться за лямки, пришитые к днищу. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, резким рывком опрокинуть плот на себя. Из-под плота вынырнуть в сторону газового баллона,чтобы избежать опасности запутаться в линях, свисающих с противоположной стороны. Затем, поднявшись на плот, возможно скорее его осушить.

Отход спасательных средств от борта судна

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под- ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикрепленный к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так,чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота.

Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.

Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо протереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости создать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха.
Если в подтентовое пространство проник из камер углекислый газ, нужно проветрить помещение. Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.

Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни. Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства.
Он назначает вахтенных,которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спасательный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделятся лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй.
Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.
Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное - оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие.
Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются гребки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытравливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении.

Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.

Высадка шлюпки и плота на берег

Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.

При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны.

Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже.
Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.

Спасание людей вертолетом

Для спасания людей вертолетом нужно подготовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от антенн, натянутых тросов и других предметов, за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.

Для предотвращения скольжения вертолета после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой "Н", выложенной белыми полотнищами.
В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки.
Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.

Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.

Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого может достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета металлического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикоснувшись к металлическим частям судна или к воде.
В подъемное устройство одновременно размещается только такое число людей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фиксируется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т.п.

Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вертолета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40-50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.

Занятие 3: Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам.

2. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.

Литература.

3. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

1. Учебный вопрос. Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам.

Командир спасательной шлюпки назначается из младших офицеров корабельной службы или подготовленных старшин и подчиняется вахтенному офицеру.

Командир спасательной шлюпки отвечает за: нахождение гребцов в определенном месте с индивидуальными спасательными средствами; правильное размещение шлюпочного имущества, вооружения и закрытие пробки, правильное положение румпеля (он должен быть вставлен и прихвачен к борту, обращенному к кораблю); правильное крепление шлюпки и готовность ее к спуску.

Ему подчиняются гребцы.

Командир спасательной шлюпки обязан:

1) по команде «Человек за бортом» или «Спасательную шлюпку к спуску» первым занять место в шлюпке и руководить посадкой гребцов, выдерживая следующую последовательность: пара гребцов, назначенная на среднюю банку шестерки, должна подниматься в шлюпку по носовой и кормовой шлюпбалкам, за первой парой загребные - по кормовой шлюпбалке и одновременно с загребными баковые - по носовой шлюпбалке;

2) по возможности до спуска шлюпки уяснить задачу, поставленную вахтенным офицером; если предстоит спасение упавшего за борт человека, поручить наблюдение за ним старшине шлюпки, руководить действиями гребцов во время спуска шлюпки и, при отходе ее от корабля, организовать наблюдение на шлюпке за объектом спасения и сигнальщиком на корабле, указывающим направление на объект спасения;

3) управлять шлюпкой в соответствии с требованиями морской практики, чтобы в кратчайший срок подойти к месту назначения; в момент подъема упавшего за борт человека поставить флагшток с Военно-морским флагом.

Команда спасательной шлюпки с разрешения вахтенного офицера может отдыхать в полном снаряжении, не покидая назначенного поста, а в непогоду - удаляться под прикрытие либо размещаться в ближайшем к спасательной шлюпке помещении.

Вахтенный на шлюпке

Вахтенный на шлюпке назначается из матросов. Он отвечает за надежное крепление шлюпки, поддержание на ней чистоты, порядка, сохранность ее имущества и оружия. Вахтенный на шлюпке подчиняется вахтенному офицеру и командиру вахтенного поста. Место его - на кормовом сиденье шлюпки, лицом к ее носу. Если под охраной вахтенного несколько шлюпок, он должен находиться на концевой шлюпке. Вахтенному на шлюпке запрещается ложиться, читать, курить и выходить из нее, не сменившись или без разрешения.


Вахтенный на шлюпке обязан контролировать:

1) крепление шлюпки и не допускать посторонних лиц на шлюпку;

2) сохранность шлюпки и не давать ей биться о борт корабля, пирс или другие шлюпки;

3) соблюдение командой шлюпки чистоты и порядка (команда должна садиться в шлюпку, сняв обувь, а в холодное время года - обтерев обувь от пыли и грязи) и не разрешать ходить по банкам.

Вахтенный на шлюпке по тревогам оставляет свой пост только по приказанию с вахты.

Вахтенный по плавсредствам

Вахтенный по плавсредствам назначается из старшин и матросов береговой базы. Он отвечает за безопасность плавсредств и правильное их использование; подчиняется дежурному по береговой базе и его помощнику. Вахтенному по плавсредствам подчиняется вахта, которую несут на плавсредствах.

После развода новый вахтенный по плавсредствам принимает от старого вахтенного: приказания командования, относящиеся к плавсредствам и несению им вахты, катера и шлюпки, стоящие у пирса (катера не должны иметь крена и дифферента), средства связи, противопожарное и другое имущество, находящееся на пирсе, проверяет их исправность, состояние и крепление швартовов, сходней и кранцев, чистоту и порядок на пирсе.

Вахтенный по плавсредствам в течение несения вахты обязан:

1) находиться неотлучно в районе своего поста;

2) обеспечивать внешнюю безопасность плавсредств и сохранность имущества, находящегося на пирсе;

3) контролировать, чтобы швартовы и сходни были закреплены;

4) не разрешать курить и разводить огонь в неустановленных местах; в случае возникновения пожара немедленно докладывать дежурному по береговой базе и принимать меры к его тушению;

5) докладывать дежурному по береговой базе об ухудшении погоды, угрожающей безопасности плавсредств, а также о появлении у катеров крена и дифферента;

6) не допускать никого на плавсредства во время, установленное командиром береговой базы;

8) осуществлять контроль за чистотой и порядком в районе стоянки плавсредств, не разрешать выбрасывать мусор с катеров за борт и на пирс;

9) докладывать о состоянии плавсредств и вахты прибывшим на пост лицам дежурной службы, которым он подчинен, командованию соединения и береговой базы.

2. Учебный вопрос. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.

Вахтенный на концах назначается на кораблях из числа матросов. Он починяется командиру вахтенного поста.

Он обязан:

2) подавать концы на катер (шлюпку), тщательно следя за тем, чтобы они не попали под винты катера (корабля);

3) надежно и по правилам крепить поданные концы;

4) спускать за борт кранцы, когда в этом есть необходимость;

5) контролировать, чтобы за бортом не висели свободные концы и другие предметы, в которых нет необходимости;

6) поддерживать чистоту в назначенном ему районе;

7) в случае падения человека за борт бросать ему концы, спасательные круги и буйки.

Рассыльный

Рассыльный назначается из числа матросов в распоряжение дежурного по соединению, дежурного по кораблю и вахтенного офицера. Они дают ему задание в тех случаях, когда приказание, доклад или сообщение не может быть передано по внутрикорабельным средствам связи.

На ходовом мостике рассыльный занимает место по указанию вахтенного офицера. Если указания вахтенный офицер не дал, рассыльный сам спрашивает, например: «Господин старший лейтенант, где прикажете находиться?». Во внутренних помещениях рассыльный в свободное время имеет право сидеть и читать. При проходе офицеров и старшин рассыльный обязан вставать, если не получит разрешения сидеть.

Все распоряжения рассыльный исполняет бегом. Если рассыльный не находит лица, к которому послан с поручением, он обязан немедленно обратиться за указаниями к лицам дежурной или вахтенной служб.

По выполнении порученного задания рассыльный докладывает пославшему его начальнику.

Например: «Господин капитан 3 ранга. Ваше приказание (такое-то) выполнено». В случае невыполнения задания докладывает о причинах, помешавших его выполнить.

Рассыльный, выделенный в распоряжение какого-либо начальника, после освобождения от своих обязанностей является к вахтенному офицеру.

Специальные наряды

Специальные наряды (дежурства и вахты) предназначены для:

1) поддержания боевой готовности корабельной боевой техники и готовности корабля к походу;

2) наблюдения за окружающей обстановкой, опознания обнаруженной цели и предупреждения о грозящей опасности;

3) наблюдения за исправным состоянием оружия, технических средств и их обслуживания;

4) обеспечения безопасности корабля и поддержания в постоянной готовности средств борьбы за живучесть;

5) обеспечения повседневной жизни и деятельности личного состава;

6) принятия мер по немедленному исправлению повреждений технических средств;

7) контроля за правильным хранением и состоянием взрывчатых, горючих и ядовитых веществ на корабле;

8) обеспечения корабля бесперебойным энергоснабжением, внешней, внутренней связью и наблюдением.

В состав специального дежурства входят:

1) дежурные по боевым частям и службам;

2) дежурные по группе ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской) и электромеханической боевых частей; дежурные по ангарам и полетной палубе;

3) дежурный по связи;

4) дежурный рулевой;

5) командир дозора по погребам, помощник командира дозора и дозорные;

6) дневальные по ангарам и дежурные по центральным артиллерийским постам;

7) дневальные по машинным отделениям;

8) дежурные машинисты;

9) дежурные мотористы;

10) дежурные трюмные;

11) дежурные электрики;

12) дежурный санитар;

13) дежурный кок.

В состав специальной вахты входят:

1) вахтенный офицер (старшина) боевого информационного поста;

2) вахтенный инженер-механик;

3) вахтенные рулевые, штурманские электрики;

4) вахтенные у поданных к орудиям боеприпасов;

5) вахтенные у оружия и приборов, находящихся в боевой готовности;

6) вахтенные поста микроклимата ракетно-артиллерийской боевой части;

7) вахтенные у боеприпасов, находящихся на палубе;

8) вахтенные по пожарной безопасности погребов;

9) вахтенные радиотелеграфисты, сигнальщики, радиометристы и гидроакустики;

10) вахтенные телефонисты у коммутаторов;

11) вахтенные в машинном отделении;

12) вахтенные у действующих дизель - генераторов;

13) вахтенные на КП боевой части по живучести;

14) вахтенный контрольного радиационно-химического поста;

Личный состав специальных нарядов подчиняется дежурным по боевым частям и службам, а последние - командирам боевых частей и начальникам служб.

Дежурный по кораблю и дежурный по низам (команде) могут отдавать лицам, несущим службу специальных нарядов, приказания, касающиеся соблюдения корабельного распорядка, чистоты помещений, требований по предупреждению затопления отсеков и возникновения пожаров и аварийных ситуаций с оружием.

Дежурный по боевой части (службе) о заступлении на дежурство докладывает командиру боевой части (начальнику службы) и, кроме того, дежурному по кораблю.

В докладе указываются:

1) состояние боевой части (службы), готовность оружия и технических средств;

2) параметры микроклимата в погребах, шахтах, контейнерах;

3) действующие механизмы;

4) производящиеся в боевой части (службе) работы и планируемый срок их окончания.

Дежурный по боевой части (службе) обязан:

1) поддерживать установленную готовность к походу;

2) обеспечивать установленную готовность оружия и технических средств боевой части (службы);

3) руководить несением службы специальным нарядом боевой части (службы);

4) руководить отправкой с корабля команд, назначенных от боевой части (службы);

5) осуществлять контроль за выполнением распорядка дня личным составом боевой части (службы).

Дежурный по электромеханической боевой части обязан:

1) обеспечивать повседневную жизнь корабля всеми видами энергии и снабжения (водой, топливом и прочими);

2) обеспечивать исправную работу всех действующих механизмов, систем и устройств;

3) поддерживать постоянную готовность средств борьбы за живучесть корабля.

Ответственность за правильную эксплуатацию технических средств личным составом, несущим службу специальных нарядов, лежит на командирах боевых частей и начальниках служб.

Дежурные по боевым частям (группам, службам, помещениям) и дежурные специалисты отвечают:

1) за поддержание установленной готовности;

3) за проведение систематических осмотров и проверок состояния подведомственных им помещений и устройств согласно специальным инструкциям;

4) за чистоту и порядок в подведомственных им помещениях;

5) за точное и своевременное внесение записей в журналы.

О происшествиях и нарушениях в подразделениях дежурный докладывает командиру боевой части (начальнику службы) и дежурному по кораблю.

Вахтенные у действующих механизмов, систем и на специальных постах отвечают:

1) за правильную их эксплуатацию и использование;

2) за точное соблюдение установленных на корабле расписаний по работе порученных им средств;

3) за состояние служебных помещений, в которых расположены обслуживаемые ими механизмы.

Командир дозора по погребам с боеприпасами назначается из командиров отделений артиллерийских и минно-торпедных боевых частей, сдавших зачет и допущенных к исполнению этих обязанностей, и подчиняется командиру соответствующей боевой части.

Командир дозора по погребам отвечает за своевременность обхода дозорными погребов, производство положенных замеров (температуры, влажности), внесение записей в журналы, контроль готовности к использованию систем: пожарных, оросительных и затопления погребов.

Он ведет специальный контрольный журнал, который представляет на проверку дежурному по боевой части не реже двух раз в сутки.

Дозорные по погребам с боеприпасами назначаются из наиболее опытных и дисциплинированных старшин и матросов ракетно-артиллерийской (артиллерийской), минно-торпедной и авиационной боевых частей, сдавших зачеты на допуск и допущенных к исполнению обязанностей дозорных.

Они подчиняются командиру дозора. Во время дежурства они находятся в специально отведенном помещении.

Дозорные по погребам отвечают:

1) за исправность отпечатков слепков и целость дверей, люков, горловин и запоров в дверях и люках КП своих боевых частей, башен, погребов и кладовых с боеприпасами и оружием (они обязаны не реже, чем через каждые два часа, обходить все указанные помещения);

2) за отсутствие в погребах и других подведомственных им помещениях посторонних предметов, особенно пакли, масла и прочих горючих материалов;

3) за своевременное вентилирование погребов и помещений с боеприпасами согласно расписанию; пуск вентиляции погребов во время, не предусмотренное расписанием, производится с разрешения дежурного по электромеханической боевой части.

Дозорные по погребам должны постоянно контролировать исправность температурно-тревожной сигнализации, температуру и влажность в погребах, вести журнал замера температуры в погребах; они обязаны немедленно докладывать командиру дозора и дежурному по боевой части об отклонении температуры и влажности от норм.

Все лица специальных нарядов при выполнении своих обязанностей руководствуются инструкциями, составляемыми специалистами штаба и утверждаемыми командиром соединения.

Обход помещений и боевых постов производится ими согласно схемам маршрутов, разрабатываемым в соединении.

Все лица специальных нарядов, обслуживающие действующие механизмы, устройства и системы, по тревогам оставляют свои посты и занимают места по расписаниям только после смены их лицами, предусмотренными расписанием по боевой тревоге; дозорные по погребам с боеприпасами и другим служебным помещениям - после открытия этих помещений и впуска туда лиц, расписанных по тревогам. Остальные, не сменяясь, занимают свои места по расписаниям. Порядок смены по тревогам должен быть указан в инструкции для каждого поста.

Тема № 8 «Назначение и устройство корабельных шлюпок »

Rate this item

Решение об оставлении судна в аварийной ситуации может принять только капитан. Командиры спасательных средств (специалисты по спасательным средствам) должны уметь руководить посадкой людей в шлюпки и плоты и их спуском.
По приказанию капитана объявляется шлюпочная тревога и дается распоряжение об этом по трансляции принудительным вещанием. Все занимают свои места в шлюпках согласно расписанию. Командиры шлюпок проверяют наличие всех людей, которые должны быть в их шлюпке, и дают команду на спуск, если нет отсутствующих.
После объявления шлюпочной тревоги и в процессе посадки в спасательные средства старший помощник сам или во главе группы охраны порядка контролирует, чтобы никто не остался по тем или иным причинам (потеря сознания, травма, заклинивание выхода, повреждение каналов связи и т.д.). Нужно помнить, что вахта в машинном помещении находится в глубине судна, месте наиболее удаленном от расположения спасательных средств. При этом пути их эвакуации могут быть затруднены. Поэтому команду покинуть свои места машинной вахте нужно дать раньше объявлены шлюпочной тревоги или одновременно с ней, но не позже.

Очень важно обеспечить должный порядок при посадке в спасательные средства и избежать паники при оставлении судна. Возникновение паники особенно вероятно на судах с большим числом людей, не относящихся к судовой команде (пассажирские, экспедиционные, учебные). В паническом состоянии сознание блокируется инстинктом самосохранения и человек действует неосознанно. Целью таких действий является удаление от опасности любыми средствами, в результате чего наступает деформация личности. Основная причина паники - это опасение о нехватке времени и спасательных средств для спасения, поэтому паника не возникает, если экипаж будет доверять капитану.
Начинается паника с кого-то первого, распространяясь затем на всю группу. Ей сопутствует ложное ощущение правильности своих действий. На самом деле она приводит, как правило, к катастрофическим последствием, уничтожая все достигнутое ранее. Любыми средствами панику необходимо предотвратить, потому что остановить ее бывает очень трудно, а подчас и невозможно. Для предотвращения паники командир должен строго контролировать в первую очередь свое поведение в экстремальной ситуации, стараться не показать растерянности, даже если она в экстремальной ситуации, стараться не показать растерянности, даже если она в какой-то момент возникла. Остановить возникшую панику можно каким-нибудь неожиданным и сильным раздражителем (звук, боль, личный пример, угроза и т.д.).
Таким образом, посадка в спасательные средства должна проходить организованно, при этом в первую очередь нужно садить женщин, детей, раненых и стариков.
После посадки в шлюпку людей спуском командир шлюпки отдает команды "Завести двигатель" и "Приготовиться к спуску". Спускать шлюпку на воду даже в самых неблагоприятных условиях следует быстро.
Сначала вывести шлюпку на вертикаль ноков стрел шлюпбалок, плавно потравливая лопари талей подтягивающего устройства, и затем выложить глаголь-гаки.
Спустить шлюпку на воду ручным тормозом шлюпочной лебедки (лица, стоящие на фалинях, потравливают их так, чтобы шлюпка не раскачивалась, шкентеля с мусингами свободно вытравливаются из шлюпки).
Выложить гаки шлюп-талей при приводнении. Необходимо стремиться выложить оба блока талей одновременно. Обеспечивающим спуск закрепить фалини на судне без большой слабины и быстро по штормтрапу спуститься в шлюпку.
По команде командира шлюпки "Отдать филини", вынуть клеванты из огонов, дать ход шлюпке и отвести ее от борта. Следует иметь в виду, что фалини всегда необходимо отдавать на шлюпке, а не на борту судна и следить, чтобы конец отданного фалиня не попал под винт.
В случае невозможности нахождения у борта в ожидании спуска обеспечивающих из-за волнения или других опасностей, фалини отдать (обрубить) немедленно после выкладки гаков шлюпталей и отходить от борта, подбирая прыгающих в воду людей, оставшихся на борту и не севших в шлюпки.
Если посадка людей осуществляется в положении шлюпки на воде, то они спускаются в нее по штормтрапу, спасательной сетке или шкентелям с мусингами после приводнения шлюпки, освобождения ее от талей и закрепления фалиней. При этом люди, уже находящиеся в шлюпке, с помощью отпорных крюков оберегают ее от ударов о корпус судна, удерживают натянутыми штормтрапами и шкентели с мусингами, принимают спускающихся и помогают им занять место в шлюпке.
Необходимо отметить, что использование двух фалиней, носового и кормового, не всегда оправдано, особенно в реальной аварийной ситуации. Разнесенные фалини уменьшают раскачивание шлюпки на талях вдоль борта, но малоэффективны при значительной бортовой качке. В то же время наличие второго фалиня чрезвычайно мешает при отходе шлюпки от борта. При одновременном спуске нескольких шлюпок с одного борта (например, на пассажирском судне) носовые и кормовые фалини перекрещиваются, в результате чего может создаться аварийная ситуация с самими шлюпками. Кроме того, при отходе от гибнущего судна фалини часто перерубаются и шлюпка может остаться совсем без фалиня после отхода от судна. Следовательно, если есть необходимость использовать кормовой фалинь, то он должен быть дополнительным к требуемым Кодексом ЛСА двум носовым.
Закрытые моторные спасательные шлюпки спускаются как правило с людьми с места нахождения их "по-походному". При этом если шлюпбалки оборудованы устройством отдачи их стопоров и управления спуском мотобота изнутри его, то обеспечивающие на палубе не остаются. Командир шлюпки сам выполняет действия по дистанционной отдаче стопоров, спуску мотобота и отдаче захватов шлюпталей при приводнении. Все спасающиеся располагаются по местам и хорошо крепятся стационарно установленными ремнями безопасности.
После подготовки к спуску мотобота, спускаемого свободным падением, все члены экипажа по команде заходят на него, садятся в кресла, плотно крепятся ремнями безопасности. Поскольку мотобот находится под уклоном (32 градуса), то безопаснее, особенно в штормовую погоду, перемещаться в нем при посадке спиной вперед и без разворота садиться в кресла, которые установлены спинками к носу. Все спасающиеся должны быть в касках.
Управляет спуском обычно сам капитан. Старший помощник обязан обеспечить доставку в мотобот аварийного радиобуя и транспондера, проконтролировать наличие всех людей и доложить об этом капитану, лично загерметизировать входной люк. После доклада о готовности всех к спуску капитан пускает двигатель и после этого дистанционно отдает крепление шлюпки.
Мотобот (капсула) скатывается по направляющим с кормы вниз, с ускорением падает в воду, погружаясь в нее под углом к вертикали до глубины 3 м, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.
Сбрасывание или спуск надувных спасательных плотов на воду по сравнению со спуском шлюпок (кроме спускаемых свободным падением) во много раз проще. Тем не менее эти операции должны выполняться в строго установленном порядке в соответствии с судовым расписанием под руководством командиров (старшин) плотов и только по их команде.
Во всех случаях перед сбрасыванием плота в воду обязательно следует убедиться в надежности крепления пускового линя к корпусу судна. После раскрытия плота пусковой линь будет использоваться как фалинь на время посадки людей. Полагаться на его удержание в руках нельзя.
Если плот небольшой вместимости, то два человека поднимают контейнер за торцы и сбрасывают его вручную. Плоты вместимостью 12 человек и более поднимают и сбрасывают четыре человека.
Если же контейнеры хранятся на стелажах-сбрасывателях, то сбрасывание плотов за борт осуществляют 1-2 человека. Сбрасывают поочередно, по возможности с некоторым интервалом времени, чтобы избежать перепутывания пусковых линей.
Как только плот достигнет воды, привести в действие систему газонаполнения. Для этого быстро выбрать слабину пускового линя, которая в соответствии с правилами комплектования плотов бывает не менее 10 м. Как только линь туго натянется надо резко, лучше несколько раз, дернуть его. Нагрузка, которую надо преодолеть, примерно равна 7 кг. Тем самым приведется в действие пусковая головка газового баллона, и газ начнет поступать в камеры плавучести и арки плота. В камерах создается внутреннее давление, которое разрывает шнуровку чехла и разрывные болты, скрепляющие бандажи контейнера. В результате этого половинки контейнера распадаются и освобождают быстро надувающийся плот.
Надутый плот подтянуть к борту судна и удерживать у места посадки пусковым линем (уже стал фалинем).
Сначала в плот спускаются по шторм-трапу командир, который проверяет, правильно ли раскрылся плот и нет ли где повреждений, и 2 человека, которые принимают дополнительное снабжение, подаваемое с палубы. Проверив плот, командир дает команду на посадку. Люди спускаются по шторм-трапу, держась за его тетивы.
Два человека обеспечивают безопасность нахождения плота у борта судна и посадку остальных. Каждый спускающийся должен, не задерживаясь, проходить под тент с тем, чтобы освободить вход следующему. В аварийной ситуации для ускорения посадки можно прыгать на вход плота с высоты не более 4.5 метров. Чем ниже, тем, конечно, лучше. Прыгать надо без обуви или в мягкой обуви; стараться смягчать падение, опираясь на арки. Те, кто вошел в плот, располагаются по периметру, на днище лицом к центру.
Очень важно, с целью повышения шансов на выживание, попадать в плот сухим. Однако, когда нет времени для спуска или последовательных прыжков на плот, спасающиеся, имея на себе спасательные жилеты, должны прыгать в воду, подплывать к плоту и влезать в него через один из входов. Забраться в плот из воды, используя входные трапы, легче, чем в шлюпку. Это важное положительное качество надувных плотов в отличие от шлюпок, подъем из воды в которое очень труден, а для обессилевших людей просто невозможен. Для поднятия обессилевшего в шлюпку необходимо одному-двум человекам спуститься в воду и оказать помощь, подталкивая снизу, в то время, как другие два человека помогают непосредственно со шлюпки.
Спуск в плот раненых и больных следует производить с надетыми на них надутыми нагрудниками или жилетами. Людей в тяжелом и бессознательном состоянии лучше спускать вместе с носилками, к которым они должны быть надежно привязаны. Конечно, посадка в плот со шторм-трапа может быть только при благоприятных погодных условиях. Вподавляющем большинстве случаев аварийных ситуаций оставление судна и использование спасательных средств происходит при значительном волнении. Спасающиеся прыгают в воду с надетыми индивидуальными спасательными средствами, подплывают к плоту и влезают в него.
Если для эвакуации используются надувные спусковые устройства целесообразно сбрасывать плоты на воду у места установки МЭС, а пусковые лини передавать людям, находящимся на посадочной площадке, которые должны сразу подтягивать туда плот. Контейнер с плотом можно спустить прямо по надувному желобу. При посадке пассажиров в плоты члены экипажа должны быть и у места выхода на спусковое устройство, и на посадочной площадке. Посадка ведется по группам, назначенным на каждый плот. Члены экипажа помогают пассажирам спускаться и занимать места в плоту.
С каждой группой пассажиров в плоту должны находиться члены экипажа, закрепленные расписанием на данный плот. Командир проверяет это перед отходом плота.
При использовании плотов, спускаемых с помощью плотбалки, обеспечивается их спуск вместе со спасающимися, с закрепленными к корпусу судна фалинями.
Подвешенный на плотбалке плот в контейнере, по команде "Вывести плот на стрелу" поворотом вручную плотбалки выносится за борт в нужное положение. Вынос контролируется совмещением меток на стандерсе плотбалки.
Рывком за пусковой линь привести в действие газонаполняющее устройство. Надутый плот подтянуть и закрепить вровень с палубой у борта так, чтобы спасающиеся могли свободно переходить с палубы в плот. Некоторые плоты после их крепления к шкентелю плотбалки надувают прямо на палубе (если пространство позволяет) и затем выводится за борт.
При качке плотно удерживают у борта судна члены экипажа, ведущие посадку. Когда закончится посадка в плот положенного числа людей, отвести его от борта на вертикать нока стрелы и на тормозе установленной на плотбалке лебедки спустить на воду. После отдачи автоматического гака шкентель сразу выбирается лебедкой, и плотбалка готовится для навешивания очередного плота, который подносится к месту спуска.

Поскольку спуск спасательных средств, как правило, осуществляется по­сле того, когда все меры борьбы за живучесть судна исчерпаны, и состояние судна оценивается как гибельное, то для людей в шлюпках и плотах, находя­щихся у борта гибнущего судна, существует реальная опасность. Шлюпка мо­жет быть разбита волной о борт судна, камеры плавучести плота повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте утопления судна.

Если экстренно отходят от борта судна, продолжая подбирать людей, прыгнувших с борта в воду, то рекомендуется отходить на минимально безо­пасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Это даст воз­можность подбирать людей из воды без риска для спасательного средства быть тянутым в воронку либо накрытым мачтой легшего на борт судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судно на га­рантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опас­ных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.)

Первоочередным действием командира спасательного средства является отдача команды "Осмотреться в шлюпке (плоту)!", по которой все находящиеся проверяют, нет ли повреждений, надежно ли закрыты сливные отверстия и др.

К первоочередным действиям относится и оказание первой помощи по- страдавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями или ожогами и т.д.

Первоочередным действием командира спасательного средства является отдача команды "Сдать опасные предметы!" и выполнение ее всеми находящи­мися в спасательной шлюпке или плоту. При этом также сдают под контроль командиру (и его помощникам) дополнительно взятые кем-либо вода, пища, сигареты, спички и т.п. Такой порядок действий ведет к повышению шансов на выживание.

Отойдя от борта судна, ставят плавучие якоря. Спасательные средства связывают между собой фалинями длиной более 10 м или оптимальной в зависимости от длины волны. По возможности людей распределяют более равно­мерно по спасательным средствам. Моторные шлюпки оказывают помощь несамоходным спасательным средствам.

Командиры шлюпок, старшины плотов раздают каждому спасающемуся по одной таблетке средства против морской болезни, контролируют наличие подей по возможности с поименной записью, определяют очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воз душным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи. Все эти действия также являются пер­воочередными.

В дальнейшем от специалиста по спасательным средствам (командира шлюпки, старшины плота) во многом зависит выполнение более планомерных действий, направленных на организацию обитания, не допущении паники, де­прессии, противостояние основным опасностям (см. п. 4.1.).

3.4. Приемы спуска спасательных шлюпок и плотов при значитель­ном волнении и на ходу судна

Спуск спасательной шлюпки в тихую погоду без хода судна не представ­ляет сложности. Спуск при наличии волнения или хода (например, для удержа­ния судна в определенном направлении относительно волнения), - ответствен­ная операция, которую можно отнести к особым случаям морской практики. Менее опасно спускать шлюпку с подветренного борта, чем с наветренного. Обычно с подветренного борта готовят шлюпку и для спуска по судовой трево­ге "Человек за бортом". При необходимости спуска с наветренного борта обес­печивают быструю отдачу фалиней и отталкивают сначала нос, затем борт шлюпки, пользуясь не только отпорным крюком, но и веслами. Без промедле­ния весла вставляют н уключины и начинают грести в первую очередь на том борту, который обращен к судну.

При стремительной качке и высоком расположении шлюпбалок шлюпка может быть разбита о борт судна до того, как коснется килем воды. Бели по­зволяют обстоятельства нужно завести прижимные концы с борта и под киль судна, которые будут удерживать шлюпку от раскачивания. Шлюпку приспус­кают до уровня ботдека или другой палубы, с которой удобно производить по­садку. На пассажирских судах, как привило, предусмотрены устройства, позво­ляющие производить, посадку в шлюпку, стоящую на кильблоках.

При плавной бортовой качке, когда ее полупериод больше времени, не­обходимого для спуска шлюпки, можно спустить ее безопасно и без заводки подкильных концов Для этого полностью подготовленную к спуску шлюпку с севшими в нее людьми удерживают у борта судна дополнительными концами (типа прижимных швартовных) до того момента, когда судно начнет крениться в ее сторону, а затем быстро спускают на воду.

При спуске ца волнении выбирают момент, когда гребень волны пройдет под килем приспущенной шлюпки, и быстро травят тали, пытаясь спустить ее на подошву волны. В момент подъема шлюпки на волне быстро выкладывают кормовые и носовые тали одновременно. Промедление в выкладывании или за­держка одних талей может привести к аварии шлюпки. В это время на борту судна нужно дать полную слабину ходовому лопарю шлюпочных талей. Уга­дать спуск на подошву волны, особенно крутой, зачастую очень трудно. Ско­рость бега волны довольно высока, например, при длине волны λ = 100 м ско­рость распространения волн С = 1,25 = 12.5 м/с. Поэтому быстрота и одно­временность действий при выкладке талей являются определяющими для обес­печения безопасности. Если спуск должен производиться на ходу судна, реко­мендуется посадить в шлюпку всех людей и только после этого спускать ее на воду.

При любых обстоятельствах, на переднем ходу судна, сначала отдают кормовой фалинь, если он имеется, а затем дают ход и отдают носовой фалинь, который должен быть заведен как можно дальше к носу судна. При наличии у судна в момент спуска шлюпки заднего хода поступают также, как описано иыше, но при этом обязательно необходим кормовой фалинь и вместо руля ис­пользуется рулевое весло с носа шлюпки. Первым н этом случае отдают носо­вой фалинь, затем кормовой и дают ход. При отдаче фалиней их отбрасывают от шлюпки, чтобы не намотать на винт.

Командиру шлюпки следует помнить о том, что резкая и большая пере­кладка руля при отходе от борта судна может опрокинуть шлюпку в результате косого рывка фалиня. Даже небольшая скорость судна (около 3-4 узлов) соз­дает шлюпке хорошую управляемость. Поэтому руль перекладывают на малый угол от положения "прямо", и когда шлюпка отойдет от борта судна на рас­стояние 5 - 10 м, командир шлюпки дает сигнал на судно: "Отдать носовой фалинь!". Все гребцы, кроме одного бакового, приступают к гребле на веслах или работе на качалках ручного привода. Баковый укладывает фалинь и шлюпка получает свободу маневрирования. В аварийных ситуациях отдают фалинь со шлюпки, выдергивая клевант, или перерубают фалинь топором (ножом).

В закрытых спасательных шлюпках для доступа к спускоподъемным га­кам имеются закрываемые люки, через которые вручную отдаются гаки из ушек блоков шлюпталей. В таких шлюпках могут быть оборудованы тяги для обеспечения выкладки гаков изнутри шлюпки. Командир шлюпки поворотом рычага выполняет эту операцию.

В современных мотоботах на их днище устанавливаются гидростатиче­ские устройства, обеспечивающие одномоментную выкладку гаков (захватов) в момент нахождения шлюпки на подошве волны. Командиры спасательных средств должны научить каждого моряка уметь пользоваться устройством от­дачи спуско-подъемных гаков при приводнении.

Приводнение закрытой спасательной шлюпки и спускаемого спасатель­ного плота можно осуществить при волнении методом падения с высоты менее двух метров над водой. Устройство отдачи гаков приводится в действие вруч­ную и спасательное средство падает на воду. Такое устройство в соответствии с фебованиями Кодекса ЛСА должно предусматривать не менее двух действий и фиксированное состояние этого привода в положениях "закрыто" или "откры­то" должно быть четко обозначено.