Конспект нод по ознакомлению детей с художественной литературой. Нод для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой
Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Сказка Н. Сладкова «Медведь и Солнце»
Воспитатель: Бондаренко Ирина Викторовна
Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: познакомить детей с новой сказкой, учить слушать сказку, развивать связную речь; продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно, слушать сверстников и педагогов.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце» и выражает свое отношение к ее персонажам; проявляет положительные эмоции при прослушивании записи «Весна журчит ».
Материалы и оборудование : иллюстрации к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»; картинки с изображением ранней весны.
Активизация словаря: просочилась, слякоть, уклон, покосолапил.
Содержание организованной деятельности детей
Чтение отрывка из стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»
Зима недаром злится...
Зима недаром злится ,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора…
Дети, а как шумит весна?(Ответы детей).
Воспитатель : - Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… (слушание записи «Весна журчит»).
Какие звуки вы слышали?(Ответы детей).
Речевое упражнение «Скажи иначе»:
Воспитатель : Солнце сияет, как можно еще сказать? Ответы детей: (сверкает, ласкает, припекает, радует, прижигает).
Воспитатель : Снег проседает.
Дети ,: чернеет, тает, оседает.
Воспитатель : Вода бежит.
Дети : течёт, журчит, капает.
Воспитатель: Всю зиму медведи спят в своих берлогах, а весной просыпаются. Я прочитаю вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце»
2. Чтение сказки «Медведь и солнце» Н. Сладкова
Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват.
Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!
Ах, так это Солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!
А что "сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал,да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать
Дети рассматривают иллюстрации к сказке.
Вопросы детям:
– Почему медведь рассердился?
– Почему вода была не виновата?
– Как снег оправдывался?
– Мог ли медведь что-нибудь сделать солнцу?
– Что пришлось делать медведю?
– Какое время года наступило?
– С чего начинается весна?
3. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.
Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонился взад-вперёд, Наклоны вперёд-назад.
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться
левой ступни, потом наоборот.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. Дети садятся.
4. Рефлексия.
– Чем мы сегодня занимались?
Какую сказку мы прочитали?
– Что вам понравилось больше всего?
Конспект по ознакомлению
с художественной литературой
Чтение рассказа Н. Н. Носова «Огурцы».
Цель:
Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;
Совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;
Акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;
Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Материал:
оформленные текс писем;
иллюстрации к рассказам «Живая шляпа» , «На горке» , « Мишкина каша»
портрет Н. Н. Носова;
аудиозапись рассказа «Огурцы»;
иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы».
Предварительная работа:
чтение рассказов Н. Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Мишкина каша» рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.
1.Игровое упражнение «От кого письмо?»
Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила письмо, а вот кто его отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.
Дело в том, что в письме написан текст, а вот кто его написал неизвестно.
Воспитатель читает текст письма, задаёт вопросы детям.
Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?
«Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять…… Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»(Вовка и Вадик)
Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».
Воспитатель:« Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает.
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё»
Дети: А это Котька из рассказа «На горке».
«- Ну, Мишка, - говорю, - ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.
- Давай кашу, - говорит Мишка. - Кашу проще всего.
- Ну что ж, кашу так кашу.
Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
- Сыпь побольше. Есть очень хочется!»
Дети: «Мишкина каша»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех
Дети: Николай Николаевич Носов.
2.Рассматривание иллюстраций (слайды)
Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.
Показ слайдов произведений Н.Носова
ЗАДАЧИ:
Закреплять знания о признаках осени;
Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;
Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове;
Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой осенью, отгадывание загадок по теме, рассматривание осенних листьев с разных деревьев, разучивание имитационных движений, прослушивание музыкальных произведений об осени.
ОБОРУДОВНИЕ: ИКТ, иллюстрации с осенними пейзажами (разными по настроению), рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», музыка Чайковского «Времена года. Осень»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель вносит кленовый листок в группу и говорит, что нашла листок на улице перед входом в детский сад, но этот листок необычный: кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку…
Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья.
С севера туман ползет,
Тучи грустные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся милый друг,
Что за время года?...
Дети отвечают: Осень
Воспитатель обращает внимание на тропинку из листочков и говорит:
Ребята, посмотрите, на что это похоже выложенные листочки…
Дети отвечают.
Правильно, вы знаете, что дорожка, которая ведет в лес называется тропинка. Давайте, отправимся по этой тропинке в гости к ОСЕНИ (дети змейкой проходят к ИКТ)
На ИКТ изображена девушка в наряде осени, которая встречает их в лесу, Приветствуя их (демонстрируется слайды с осенними пейзажами и сезонными изменениями) дети отправляются в путешествие в осенний лес, звучит мелодия Чайковского «Времена года. Осень»
После просмотра звучит музыка дождя…
В.:-приглашает на физкультминутку
Физкультминутка:
Меж еловых мягких лап Дети поочередно то поднимают,то опускают руки перед собой Дождик тихо кап,кап, кап! ладонями вверх
Где сучок давно засох, Медленно приседают с опущенными прижатыми к корпусу
Вырос серый мох, мох, мох! руками. кисти рук слегка отведены в стороны, ладони смотрят
Вниз
Где листок к листку прилип, Дети медленно поднимаются, держась, руками за голову, как за шляпку
Появился гриб, гриб,гриб.
Кто нашел его друзей? Стоят прямо,пожимая плечами.
Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой
В.: Ребята, занимайте в лесу удобные места на пенечках. Вы наблюдали за изменениями, которые происходят в природе осенью. Что давайте их вспомним и назовем.
Дети отвечают.(меняют цвет листья и опадают на землю, солнце меньше греет, часто идет дождь, дует холодный сильный ветер, птицы улетают в теплые края, поспевают урожаи грибов и ягод, дикие животные делают запасы на зиму).
В.: Осень можно изобразить не только с помощью красок, не только с помощью музыки и движений, но также с помощью слов, как это делают поэты, вот послушайте сами стихотворение об осени.
Дети отвечают.
В.: Послушайте стихотворение И. Мазнина «Осень». Подумайте, о каком периоде осени говорится в этом стихотворении.
ОСЕНЬ
Что ни день-то резче вечер
Рвет в лесу листву с ветвей …
Что ни день-то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко как-будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед. И. Мазнин
После чтения стихотворения воспитатель задает вопросы.
В.:-О каком периоде осени написал стихотворение поэт? Почему вы так думаете?
Как об этом говорится в стихотворении?
Дети отвечают.
В,:- Вспомните, как говорится о ветре. Что он делает? Как вы понимаете эти слова? Что сказано о солнышке?
Дети отвечают. Воспитатель повторно читает стихотворение.
В.:-Как вам кажется, какое это стихотворение по настроению?
В.:-Как его надо рассказывать?
Дети отвечают.
Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание.(в дальнейшем заучиваем стихотворение).
Воспитатель: А теперь давайте стихотворение, которое мы учили попробуем рассказать ОСЕНИ.
Дети отвечают.
Осень благодарит детей и уходит дальше украшать деревья в лесу.
В.: Ребята, и нам с вами пора возвращаться по тропинке в детский сад,чтобы всем рассказать о нашем увлекательном путешествии.
Вернувшись в детский сад воспитатель предлагает вспомнить то, что увидели и услышали дети во время путешествия.
Светлана Сухова
Конспект открытой НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского»
Цель : Приобщение детей к словесному искусству посредством удивительного мира сказок
К. И. Чуковского . (Закрепление знаний о творчестве детского писателя К. И. Чуковского )
Задачи :
Обучающие : Вспомнить с детьми название и содержание произведений К. И Чуковского , с которыми познакомились раньше , пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями , учить понимать юмор его произведений. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям .
Развивающие : Развивать интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений. Развивать творческое воображение, соучаствовать в предлагаемых воспитателем «сказочных » ситуациях. Развивать внимание, зрительную и слуховую память.
Воспитывающие : Воспитывать любовь к сказкам , учить воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.
Активизация и обогащение словаря : кочерга, корыто.
Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, художественно -эстетическое развитие, познавательное развитие , физическое развитие.
Предварительная работа : Чтение произведений К. И. Чуковского – «Айболит» , «Мойдодыр» ,
«Муха-цокотуха» , «Телефон» , «Тараканище» , «Федорино горе"; оформление книжной выставки, книг-юбиляров К. И. Чуковского ; заучивание отрывков из произведений; просмотр м/ф по мотивам произведений К. И. Чуковского .
Оборудование : Книжная выставка «Сказочный мир сказок К . И. Чуковского », портрет К. И. Чуковского , рисунки детей по творчеству произведений К. И. Чуковского , телефон, большая книга сказок с оформленными страницами : изображения на страницах- «маленький комарик с фонариком» , «силуэты с изображением шапочка с красным крестом, очки, лекарства); вещи-подушка, одеяло, простыня маленьких размеров; пазл-«Мойдодыр» ; костюм Федоры-косынка, фартук, тапочки, половник, баранки; музыкальное оформление : телефонный звонок, сказочная музыка , музыка бури и ветра; медали для детей «Знаток сказок » .
Последовательность работы
Этюд «Приветствие»
Доброе утро, дети! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!А сейчас давайте поздороваемся с гостями и пожелаем им тоже доброго утра!
(дети здороваются) .
А сейчас давайте вместе улыбнёмся вправо. Улыбнёмся влево, улыбнёмся нашим гостям. И гости в ответ улыбнутся нам тоже. Замечательно!
«Вхождение в ситуацию»
Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочную мир литературы одного писателя , который очень любил детей и сказки . Ещё он любил разных животных, больших и маленьких, добрых и не очень, а сказки он писал – конечно для маленьких детей. Вы догадались, о каком сказочнике я веду разговор ? (ответы детей) .
Какие сказки Чуковского вы знаете ? (ответы детей)
Вам нравятся сказки Корнея Чуковского , почему? (потому что они добрые, весёлые, интересные.)
«Литературный этюд »
«Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Игровая ситуация «Телефонные загадки»
Раздаётся телефонный звонок : (воспитатель ведёт диалог) - Кто говорит? Слон. –Откуда? -От верблюда. –Что вам надо? –Шоколада. Ребята, с какой сказки нам позвонили ? (ответы детей : «Телефон» )
Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка ? (ответы детей… –учит понимать юмор, поднимает настроение.)
Раздаётся телефонный звонок : «Принесите-ка мне, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!»
Ребята, а это из какой сказки нам позвонили ? (ответы детей : «Тараканище» ). А какой по характеру тараканище, как вы думаете? (ответы детей : злой, страшный , рыжий, усатый, злодей, чудовище и т. д.). А вы можете мне его изобразить, передать мимикой, жестами? (дети показывают) .
Ой, как мне страшно , и гости наши испугаются. Страшным и грозным быть хорошо? (нет) .
Как вы думаете, чему учит эта сказка ? (ответы детей…-она учит быть смелым, никого не бояться., тогда давайте улыбнёмся друг другу и будем всегда только –добрыми.
Речедвигательная гимнастика : «Добрым быть совсем не просто» (с элементами пальчиковой гимнастики)
«Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Как замечательно мы с вами поиграли, и стали с вами ещё добрее.
Игровая ситуация «Волшебная книга сказок »
(Звучит сказочная музыка .)
Ребята, обратите внимание, какой яркий свет излучает одна из них. Воспитатель с детьми подходит к выставке и обращает внимание на большую книгу сказок .
Воспитатель : Перед нами большая книга сказок , открываю и читаю : (звучит музыка ветра) «Однажды в книге сказок случилась буря , был сильный ветер и всё там перепутал, и теперь герои сказок перепутали свои страницы , поможем им разобраться?
Дети соглашаются.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением «комарик с фонариком» ,
Как вы думаете откуда эта страница , из какой сказки ? (ответы детей- «Муха-цокотуха» , а кто-то может вспомнить, рассказать строки из этой сказки : «Вдруг откуда-то летит, Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.», «Бабочка красавица, кушайте варенье…» , может ещё кто-то может добавить. Молодцы, ребята.
А вот посмотрите, ещё одну страницу с изображением , но только…сильный ветер потрепал страничку , и на ней видны одни силуэты. (атрибуты)
Воспитатель обращается к детям : Что вы тут видите? (красный крестик на шапочке, очки, лекарства. Кому это всё принадлежит)
Дети : эта страничка из сказки «Айболит» .
А кто-нибудь желает рассказать отрывки из данной сказки ? («Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится, И корова и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!» и т. д.)
Ребята, а с этой странички сбежали подушка , одеяло, простыня…Вы догадались, из какой они сказки ? (ответы детей : Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня, «Надо, надо, умываться по утрам и вечерам» …) Дети, но когда главный герой бежал из этой сказки , он рассыпался на пазлы, я предлагаю вам вместе собрать его.
Игровое упражнение «Собери пазл «Мойдодыр»
(дети собирают пазл на ковре, получается – Мойдодыр) . Молодцы, справились с заданием.
«Появление Федоры и решение проблемных ситуаций»
Ребята, к нам кто-то пожаловал в гости, вы сейчас соберите пожалуйста пазл в коробочку, а я пойду встречу гостью.
Выходит Федора с половником и плачет : -Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой! Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Здравствуйте, ребята! Вы узнали, кто я? (правильно, я Федора Егоровна) . Я к вам в детский сад попала со странички этой книги .
Вы не видели, тут посуда моя не пробегала? (ответы детей)
Почему же они от меня убежали? (ответы детей)
Что ж мне делать, как мне быть, как посуду воротить? Дети предлагают варианты.
-Федора : Ой, спасибо за совет, вот вам баранки на обед. (Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и уважать!»). До свидания ребята, побежала я посуду чистить.
Заключительная часть
Ребята вот мы и закрыли последнюю страничку нашей книги . Вам понравилось наше путешествие по сказкам ? (ответы детей) . Что больше всего понравилось или запомнилось? (ответы детей)
Я думаю мы с вами продолжим знакомство со сказками К . И. Чуковского . Вы были сегодня очень активными, находчивыми, и отлично показали свои знания в литературе . Хочу вручить вам каждому медаль : «Знаток сказок » . Вы сегодня были молодцы, можно себе поаплодировать.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО"
Средняя группа
ЦЕЛЬ: Продолжать работу по формированию у детей интереса к книге.
ЗАДАЧИ: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; отвечать на вопросы по содержанию сказки словами и фразами из текста. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: вводить в активный словарь детей уменьшительно-ласкательную форму существительных.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: презентация картинок - коса, косарь, кузница, кузнец, хозяйка доит корову.
Рассматривание бобов, сортировка бобовых - горох, фасоль, бобы. Чтение русских народных сказок, выставка книг в книжном уголке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительная беседа: - Ребята, вы любите читать книги?
Какие произведения вам больше нравятся? (рассказы, стихи, сказки)
Если любите сказки, то легко угадаете героев. (показываю иллюстрации книги " Из какой мы сказки ")
К нам пришёл сказочный герой. угадайте, какой?
ПТИЦА ХОДИТ ПО ДВОРУ,
БУДИТ ДЕТОК ПО УТРУ.
НА МАКУШКЕ ГРЕБЕШОК,
КТО ЖЕ ЭТО?
(ПЕТУШОК)
Показываю игрушку-петушка:
Полюбуйтесь, какой красавец! Петя-петушок, мы про тебя потешку знаем.
Пальчиковая гимнастика:
ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ, дети сжимают и разжимают кулачки
ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ!
КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ хлопают в ладоши, затем кулачками
КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ!
МОЛОТОК ТУК-ТУК, правым кулачком бьют по левой ладошке,
МОЛОТОК ТУК-ТУК! левым кулачком бьют по правой ладошке
ПОМОГАТЬ ИДЁТ ПЕТУХ! указательным и средним пальцами "идут" по коленям
Ребята, а в каких сказках мы встречали петушка, кто помнит?
("Зимовье зверей", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса")
Послушайте ещё одну сказку. Называется она "Петушок и бобовое зёрнышко"
Показываю книгу, титульный лист, читаю сказку.
ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Понравилась сказка?
Кто помнит, как она называется?
Что случилось с петушком?
Почему такая беда приключилась?
Кто помогал петушку?
Чему учит нас сказка? Как надо вести себя во время еды?
Молодцы, вы правильно поняли сказку и запомнили её содержание.
ФИЗМИНУТКА "ПЕТУШОК"
ПЕТЯ, ПЕТЕНЬКА, ПЕТУХ! идут по кругу, взявшись за руки
ЧТО ЗА ПЕРЬЯ, ЧТО ЗА ПУХ! в круг лицом, бьют руками по бокам
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕСЬ, ЦВЕТНОЙ, идут по кругу, руки сцепить в замок за спиной
И КРИЧИТ, КАК ЗАВОДНОЙ! остановиться, повернуться лицом в круг
КУ-КА-РЕ-КУ!
Повторное чтение сказки, рассматривание иллюстраций на интерактивной доске.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"
Ребята, вы обратили внимание, как много в сказке "ласковых" слов: хозяюшка, коровушка...
Становитесь в круг, поиграем с вами в игру "Назови ласково". Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы будете возвращать мне его вместе с " ласковым" словом.