Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой "путешествие по страницам любимых книг". Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием методов моделирования «Волшебный мир сказок

Конспект по ознакомлению

с художественной литературой

Чтение рассказа Н. Н. Носова «Огурцы».

Цель:

Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;

Совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;

Акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

Материал:

оформленные текс писем;

иллюстрации к рассказам «Живая шляпа» , «На горке» , « Мишкина каша»

портрет Н. Н. Носова;

аудиозапись рассказа «Огурцы»;

иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы».

Предварительная работа:

чтение рассказов Н. Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Мишкина каша» рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.

1.Игровое упражнение «От кого письмо?»

Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила письмо, а вот кто его отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.

Дело в том, что в письме написан текст, а вот кто его написал неизвестно.

Воспитатель читает текст письма, задаёт вопросы детям.

Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?

«Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять…… Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»(Вовка и Вадик)

Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».

Воспитатель:« Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

  О, говорит,   хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

  Ого!   говорит.   Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал, думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё»

Дети: А это Котька из рассказа «На горке».

«- Ну, Мишка, - говорю, - ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

- Давай кашу, - говорит Мишка. - Кашу проще всего.

- Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!»

Дети: «Мишкина каша»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех

Дети: Николай Николаевич Носов.

2.Рассматривание иллюстраций (слайды)

Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.

Показ слайдов произведений Н.Носова

(группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)

Составила: Ефимик Н.Н., воспитатель г. Радужный, 2017 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка»

Программное содержание: учить детей составлению и использованию модели при пересказе сказок. Упражнять в составлении небольших историй. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Предварительная работа. Чтение сказок, беседы по их содержанию.

Ход НОД:

Воспитатель (В) : Ребята, нашу встречу я хочу начать с таких слов:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети. О сказках

Да, ребята, сегодня мы поговорим о сказках, вспомним хорошо знакомые и

попробуем сочинить новые сказки. Но сначала, давайте ответим, что такое сказка?

Ответы детей

В.: Да, ребята, сказка - это небольшая история, рассказ. Но рассказ не простой, в сказке всегда есть волшебство и нравственный урок. Давайте вспомним знакомые нам сказки, их названия и волшебство этих сказок.

1. Нет ни речки, ни пруда.
Чтоб воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

Какая это сказка?

Дети: сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Какое волшебство происходит в этой сказке?

Ответы детей

2. Хорошо, слушайте вторую загадку.

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Не больше ноготка.

В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла.

Какая это сказка?

Дети: "Дюймовочка" Г. Х. Андерсен.

Какое волшебство было в этой сказке?

Ответы детей

В.: Слушайте третью загадку.

Летела стрела
И попала в болото.
А в том болоте
Поймал ее кто-то

Она распростилась
С зеленою кожей.
Вмиг сделалась сразу
Красивой, пригожей.

А сейчас о какой сказке идет речь?

Дети: Русская народная сказка "Царевна-лягушка".

А какое волшебство случается в этой сказке?

Ответы детей

А теперь задание потруднее. Какие сказки преподносят нам такой нравственный урок "Труд кормит, а лень портит"?

Дети: "Крошечка-хаврошечка", "Мороз Иванович", "Крылатый, мохнатый, да

масляный".

В.: Какие сказки дают такой нравственный урок "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"?

Дети: "Лиса и заяц", "Репка", "Зимовье", "Бременские музыканты", "Двенадцать

месяцев".

В.: Я знаю; что многие из вас любят сами придумывать сказки. Я хочу предложить вам придумать зимнюю сказку. А чтобы вам было легче, давайте превратимся на минутку в волшебника "Я все вижу". Раз-два-три. Превратились. Отправляемся в зимний лес. Раз-два-три!

(Вывешивается иллюстрация с зимним пейзажем) .

В.: Как вы думаете, что увидел волшебник в зимнем лесу?

Дети: снег, зеленую ель, зверей, птиц.

Правильно. Он увидел

Снег белый, как…

Искристый, как …

Темно зеленую ель, как …

Ствол у березы пестрый, как.....

Хвост у волка серый, как......

Глазки у ежика, как…

Лапы у зайца, как…

А теперь превратимся в волшебника "Я все только слышу". Что же он услышал в зимнем лесу в сильный мороз.

Дети: Скрип снега, потрескивание деревьев на морозе, завывание вьюги.

Молодцы!

Снег в лесу скрипит, как…

Снежинки тихо падают, как…

О., Вьюга завывает, как …

Ветер свистит, как …

Деревья от ветра поскрипывают, как......

А теперь превратимся в волшебника "Я все только чувствую". Ребята, что

чувствовали бы ваши руки, лицо в зимнем лесу.

Дети: Холодный ветер, колючий мороз.

Снег мягкий, как …

Ветер колючий, как …

Ветер холодный, как …

Кора у елки шершавая, как....

А теперь давайте с вами вспомним, с каких слов обычно начинаются сказки.

Дети: "Жили-были... ", "В некотором царстве, в некотором государстве... ".

А какими словами сказки заканчиваются?

Дети: "Вот и сказке конец, а кто слушал молодец", "Стали они в добре поживать и горя не знать".

В.: Сказки интересны тем, что в них используются сказочные слова. Например,

говорится не красивая девушка, а красная девушка; что беда не случилась, а

приключилась; не грустит, а тужит. Еще в сказках встречаются различные по характеру герои: добрые и злые. Но добро всегда торжествует над злом и заканчиваются все сказки хорошо. Я хочу чтобы каждый из вас придумал свою интересную зимнюю сказку, с различными героями но конец у всех сказок должен быть добрым.

(Дети придумывают сказки и рассказывают их) .

В.: Ребята, все ваши сказки были интересными по содержанию, с различными героями, и они мне очень понравились.

А сейчас, ребята, я расскажу вам свою сказку, а вы ее запишите, т. е. каждый

нарисует к ней свою подсказку.

(Воспитатель рассказывает сказку) .

В.: Однажды девочка собрапасьна прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же зала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул: Мама! Мама! Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

Что случилось? Ты потерялся?

Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее пушистый рыжий хвостик?

Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно

нахмурилась и сказала:

Я знаю, у твоей мамы колючки на спине?

Нет, - продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш.

Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами- и с длинными ушами.

Да уж, - засмеялись все лесные мамы.

А какая же твоя мама?

Моя мама - самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы.

Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

Ребята, вы прослушали историю, а теперь подумайте, как можно изобразить ее

действия и героев.

(Дети составляют индивидуальные "подсказки" модели к этой сказке. Затем листочки собираются, выставляются на доски, и воспитатель разбирает, какие модели получились наиболее удачными и почему. По одной из моделей сказка пересказывается еще раз) .

В.: Ребята, вы сегодня были молодцы! Когда придете домой, обязательно расскажите своим родителям, о чем мы с вами говорили. И еще вам домашнее задание: подготовьте рассказ о своей маме. Ведь если так произойдет, что вы потеряетесь, как олененок, вам нужно будет рассказать о ней.

Светлана Сухова
Конспект открытой НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского»

Цель : Приобщение детей к словесному искусству посредством удивительного мира сказок

К. И. Чуковского . (Закрепление знаний о творчестве детского писателя К. И. Чуковского )

Задачи :

Обучающие : Вспомнить с детьми название и содержание произведений К. И Чуковского , с которыми познакомились раньше , пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями , учить понимать юмор его произведений. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям .

Развивающие : Развивать интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений. Развивать творческое воображение, соучаствовать в предлагаемых воспитателем «сказочных » ситуациях. Развивать внимание, зрительную и слуховую память.

Воспитывающие : Воспитывать любовь к сказкам , учить воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Активизация и обогащение словаря : кочерга, корыто.

Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, художественно -эстетическое развитие, познавательное развитие , физическое развитие.

Предварительная работа : Чтение произведений К. И. Чуковского – «Айболит» , «Мойдодыр» ,

«Муха-цокотуха» , «Телефон» , «Тараканище» , «Федорино горе"; оформление книжной выставки, книг-юбиляров К. И. Чуковского ; заучивание отрывков из произведений; просмотр м/ф по мотивам произведений К. И. Чуковского .

Оборудование : Книжная выставка «Сказочный мир сказок К . И. Чуковского », портрет К. И. Чуковского , рисунки детей по творчеству произведений К. И. Чуковского , телефон, большая книга сказок с оформленными страницами : изображения на страницах- «маленький комарик с фонариком» , «силуэты с изображением шапочка с красным крестом, очки, лекарства); вещи-подушка, одеяло, простыня маленьких размеров; пазл-«Мойдодыр» ; костюм Федоры-косынка, фартук, тапочки, половник, баранки; музыкальное оформление : телефонный звонок, сказочная музыка , музыка бури и ветра; медали для детей «Знаток сказок » .

Последовательность работы

Этюд «Приветствие»

Доброе утро, дети! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!А сейчас давайте поздороваемся с гостями и пожелаем им тоже доброго утра!

(дети здороваются) .

А сейчас давайте вместе улыбнёмся вправо. Улыбнёмся влево, улыбнёмся нашим гостям. И гости в ответ улыбнутся нам тоже. Замечательно!

«Вхождение в ситуацию»

Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочную мир литературы одного писателя , который очень любил детей и сказки . Ещё он любил разных животных, больших и маленьких, добрых и не очень, а сказки он писал – конечно для маленьких детей. Вы догадались, о каком сказочнике я веду разговор ? (ответы детей) .

Какие сказки Чуковского вы знаете ? (ответы детей)

Вам нравятся сказки Корнея Чуковского , почему? (потому что они добрые, весёлые, интересные.)

«Литературный этюд »

«Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Игровая ситуация «Телефонные загадки»

Раздаётся телефонный звонок : (воспитатель ведёт диалог) - Кто говорит? Слон. –Откуда? -От верблюда. –Что вам надо? –Шоколада. Ребята, с какой сказки нам позвонили ? (ответы детей : «Телефон» )

Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка ? (ответы детей… –учит понимать юмор, поднимает настроение.)

Раздаётся телефонный звонок : «Принесите-ка мне, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!»

Ребята, а это из какой сказки нам позвонили ? (ответы детей : «Тараканище» ). А какой по характеру тараканище, как вы думаете? (ответы детей : злой, страшный , рыжий, усатый, злодей, чудовище и т. д.). А вы можете мне его изобразить, передать мимикой, жестами? (дети показывают) .

Ой, как мне страшно , и гости наши испугаются. Страшным и грозным быть хорошо? (нет) .

Как вы думаете, чему учит эта сказка ? (ответы детей…-она учит быть смелым, никого не бояться., тогда давайте улыбнёмся друг другу и будем всегда только –добрыми.

Речедвигательная гимнастика : «Добрым быть совсем не просто» (с элементами пальчиковой гимнастики)

«Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета,

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Как замечательно мы с вами поиграли, и стали с вами ещё добрее.

Игровая ситуация «Волшебная книга сказок »

(Звучит сказочная музыка .)

Ребята, обратите внимание, какой яркий свет излучает одна из них. Воспитатель с детьми подходит к выставке и обращает внимание на большую книгу сказок .

Воспитатель : Перед нами большая книга сказок , открываю и читаю : (звучит музыка ветра) «Однажды в книге сказок случилась буря , был сильный ветер и всё там перепутал, и теперь герои сказок перепутали свои страницы , поможем им разобраться?

Дети соглашаются.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением «комарик с фонариком» ,

Как вы думаете откуда эта страница , из какой сказки ? (ответы детей- «Муха-цокотуха» , а кто-то может вспомнить, рассказать строки из этой сказки : «Вдруг откуда-то летит, Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.», «Бабочка красавица, кушайте варенье…» , может ещё кто-то может добавить. Молодцы, ребята.

А вот посмотрите, ещё одну страницу с изображением , но только…сильный ветер потрепал страничку , и на ней видны одни силуэты. (атрибуты)

Воспитатель обращается к детям : Что вы тут видите? (красный крестик на шапочке, очки, лекарства. Кому это всё принадлежит)

Дети : эта страничка из сказки «Айболит» .

А кто-нибудь желает рассказать отрывки из данной сказки ? («Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится, И корова и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!» и т. д.)

Ребята, а с этой странички сбежали подушка , одеяло, простыня…Вы догадались, из какой они сказки ? (ответы детей : Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня, «Надо, надо, умываться по утрам и вечерам» …) Дети, но когда главный герой бежал из этой сказки , он рассыпался на пазлы, я предлагаю вам вместе собрать его.

Игровое упражнение «Собери пазл «Мойдодыр»

(дети собирают пазл на ковре, получается – Мойдодыр) . Молодцы, справились с заданием.

«Появление Федоры и решение проблемных ситуаций»

Ребята, к нам кто-то пожаловал в гости, вы сейчас соберите пожалуйста пазл в коробочку, а я пойду встречу гостью.

Выходит Федора с половником и плачет : -Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой! Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Здравствуйте, ребята! Вы узнали, кто я? (правильно, я Федора Егоровна) . Я к вам в детский сад попала со странички этой книги .

Вы не видели, тут посуда моя не пробегала? (ответы детей)

Почему же они от меня убежали? (ответы детей)

Что ж мне делать, как мне быть, как посуду воротить? Дети предлагают варианты.

-Федора : Ой, спасибо за совет, вот вам баранки на обед. (Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и уважать!»). До свидания ребята, побежала я посуду чистить.

Заключительная часть

Ребята вот мы и закрыли последнюю страничку нашей книги . Вам понравилось наше путешествие по сказкам ? (ответы детей) . Что больше всего понравилось или запомнилось? (ответы детей)

Я думаю мы с вами продолжим знакомство со сказками К . И. Чуковского . Вы были сегодня очень активными, находчивыми, и отлично показали свои знания в литературе . Хочу вручить вам каждому медаль : «Знаток сказок » . Вы сегодня были молодцы, можно себе поаплодировать.

Ненецкая сказка «Кукушка»

Программные задачи:

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Дети:На Севере.

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Ответы детей.

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка «Птички»

Песни распевают.

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)

Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Кукушка».

Тут побежали дети за матерью.

Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

Обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

Развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

Учить детей оценивать поступки героев произведения;

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам, используя речь-доказательство.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, макет чума, изделия из меха.

Литература: «Ознакомление дошкольников с; окружающим и социальной действительностью».

Хрестоматия для маленьких. (Сост. .) М., 1987.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, мы с вами живем на Севере. Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка». Ответьте на вопрос, какие народы населяют тундру?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ханты, ненцы, манси, селькупы – коренные жители Севера. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова).

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает макет чума). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

Хантейские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

(М. Шульгин)

На ногах обувь тоже из оленьего меха. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Ребята, скажите, пожалуйста, какая на Севере зимняя ночь: длинная или короткая?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, зимой на Севере ночи длинные и темные. А вот летом ночей почти не бывает. Поэтому их называют белыми. Вестницей белых ночей можно назвать кукушку.

Белые ночи, белые ночи,

Неба распахнуты очи…

Сейчас немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА. Игра «Летняя или зимняя ночь».

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы по содержанию.

1. Почему мама превратилась в кукушку!

2. Правильно ли поступили дети по отношению к своей матери?

3. Чему учит эта народная сказка?

4. О чем предупреждает?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, ребята! Надо всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми. Ведь в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Горька работа, да хлеб сладок». А какие пословицы о труде вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель повторно читает сказку.

НОДс детьми старшей группы Тема «Ненецкая народная сказка «Кукушка» »

Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Задачи:

Помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка» Обеспечить понимание детьми новых слов (тундра, ненцы, чум, малица, пимы) Способствовать передаче на бумагу с помощью изобразительных средств понравившегося отрывка из литературного произведения Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению Способствоватьвоспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная

Материалы и оборудование: картинки с изображением кошки и птиц (снегиря, вороны, кукушки), текст сказки «Кукушка», иллюстрации к сказке, презентация с фотообъяснением новых слов, альбомные листы, цветные карандаши

Предварительная работа: Рассматривание изображения кукушки, беседа о птице и её повадках. Выставка книг со сказкой в оформлении разных художников.

Ход совместной деятельности:

1.Вводная часть

Игра «Найди лишнее» (лишняя картинка «кошка», т. к. на остальных изображены птицы, лишнюю картинку убираем)

Вы узнаете название сказки, если отгадаете загадку:

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка) (находим среди трех картинок нужную с изображением кукушки)

2. Основная часть

Словарная работа (показ презентации)

ненцы – жители севера России;

тундра - холодные северные безлесные пространства;
чум – жилище ненцев, шалаш покрытый шкурами;
пимы – зимняя обувь северных народов — высокие сапоги из шкур с ног оленя мехом наружу;
малица – у жителей Крайнего Севера: длинная верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу

А сейчас послушайте, пожалуйста, ненецкую народную сказку «Кукушка».

Чтение сказки воспитателем, показ иллюстраций.

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Какими были дети? ( , злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными)
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (выслушать ответы, прочитать отрывок)

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
– В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)

по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»

Программные задачи:

Образовательная область « Коммуникация»

Развивать умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами. Совершенствовать диалогическую форму речи:

    активизировать мышление при помощи вопросов поискового характера; поощрять желание высказывать свою точку зрения; закреплять умение отвечать на вопросы, используя развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Развивать умение придумывать свои концовки сказки.

Образовательная область « Социализация»

Развивать способность распознавать эмоциональные состояния: радость,

грусть, и реагировать на них.

Воспитывать чувство уважения и любви к маме, желание помогать ей, оберегать ее, доставлять радость. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.

Образовательная область «Познание»

Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте, насыщенности, правильно называть их (светло-зеленый, светло - розовый)

Образовательная область «Художественное творчество»

Побуждать создавать композиции, дополняя их деталями.

Предварительная работа:

рисование портретов мам, изготовление открыток – поздравлений, чтение и драматизация ненецкой сказки «кукушка» во деятельности детей.

Материалы и оборудование:

опорные карточки для рассказывания сказки, фотографии мам детей в рамках, рисунки портретов мам детей, коробка сюрпризов, розочки сделанные своими руками.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей к стене творчества, на которой развешены портреты мам, выполненные детьми.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку (И..Косяков) :

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит,

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз? (Мама)

А вы знаете стихи о маме? кто хочет прочитать?

(дети читают по желанию стихи о маме).

Вот какие замечательные строчки написали разные поэты о маме.

Если бы вас попросили нарисовать эти стихи красками, какого цвета краски вы бы взяли?

Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили на эти стихи?

Почему стихи о маме вызывают у вас такие чувства?

Не так давно мы с вами услышали необычную историю, я нашла иллюстрации к ней, попробуйте узнать, что это за история.

Жила-была бедная женщина.

Было у нее четверо детей.

Не слушались дети маму,

играли на снегу с утра до вечера.

Рыбу мама одна в реке ловила,

дети маме не помогали.

Однажды мама тяжело заболела.

Просила детей, принести водички!

Не пошли дети за водой.

Захотели дети есть, пришли в чум.

А мама посреди чума стоит.

Вдруг обернулась мама птицей и улетела.

Мама, мы тебе водички принесли

ку-ку! Ку-ку! Не вернусь я!

Дети: это ненецкая сказка "Кукушка".

Если вы узнали сказку по иллюстрациям, то, наверное, сможете ее рассказать, попробуйте рассказать ее по цепочке. (Дети по цепочке рассказывают сказку, пользуясь опорными схемами предложений.)

Ребята, какая эта сказка по характеру? (Эта сказка грустная)

Положите руку себе на сердце, что чувствуют ваши сердечки, после рассказывания этой грустной сказки?

Какие сердца у четырех братьев?

Помните ли вы, какими словами часто заканчиваются русские народные сказки? (Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Почему такими словами заканчиваются наши сказки? (каждая сказка чему-то учит своих читателей - добру, трудолюбию, и т. д.)

Представьте себе, что каждый из вас может послать срочную телеграмму в эту сказку. Хотели бы вы совершить такое волшебство? Что поможет вам в этом, что нужно для волшебства? (Волшебный предмет, волшебные слова) вы готовы совершить волшебство?

Физкультминутка «волшебные слова»

мы отправим весточку

В грустную сказку.

Помоги нам, солнышко,

Передать подсказку

мамочке-кукушке, (Взмахивают руками)

непослушным детям. (изобразить борьбу)

Помоги, пожалуйста,

Нам веселый ветер! (бег по кругу)

Вместе с нами закружись, (поворот вокруг себя)

Волшебство, осуществись!

(дети, передавая друг другу волшебную палочку, произносят слова «телеграмм», адресованных героям сказки.)

Как вы думаете, после такого волшебства сказка изменилась? Как?

Ребята, у нас в группе появился чемоданчик «сюрпризов». Давайте заглянем в него. Посмотрите, может там и сегодня есть какой-то сюрприз для вас?

(дети достают «фотосюрприз»).

Узнаете, кто запечатлен на этих фотографиях? Расставляйте фотографии мам на столе, послушайте свои сердечки. Что вы чувствуете?

Расскажите, пожалуйста, за что вы любите своих мам?

Что каждый из вас делает, чтобы мама чаще улыбалась?

Бывает ли такое, когда мама смотрит на вас с огорчением? В каких случаях?

Что бы вы хотели пожелать своим мамам? (дети произносят пожелания для мам)

Такие пожелания вы сможете сказать своим мамам в день 8 Марта. Ваши мамы любят цветы, давайте подарим им букет сделанный своими руками.

(Дети наклеивают цветы на заранее приготовленный лист ватмана)

Что вы поняли из сегодняшнего нашего разговора?

Мне очень приятно, что вы так любите своих мам, стараетесь их не огорчать. Я хочу подарить вам строчки из рассказа о маме, который написал Юрий Яковлев

Мама, закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос, он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом, даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой. "РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ КУКУШКА".

12.06.2012, 17:53

РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ «КУКУШКА» (ОБР. К. ШАВРОВОЙ).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции при прослушивании ненецкой народной сказки «Кукушка»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в подвижной игре.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа на тему «Как я помогаю маме», заучивание пословиц о труде.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация к сказке «Кукушка.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Бескрайние просторы тундры, бесчисленные нити рек опоясывают зеленую тайгу, озёра - блюдца жемчугами блестят на янтарной зелени мхов. Редко проглянет из-за пелены облаков солнышко, а ночью то тут, то там вспыхивают и играют блики северного сияния. Это - Крайний Север. Испокон веков на земле этой жили ненцы, ханты, манси.
Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? (ответы детей)
2. ФИЗМИНУТКА. Игра « Летняя или зимняя ночь».
Воспитатель показывает детям два листа. Один лист окрашен в светлый тон - белая летняя ночь, другой темный – зимняя ночь. Под музыку дети выполняют различные танцевальные движения. Воспитатель показывает темный лист – дети «засыпают», светлый лист – дети танцуют.
Воспитатель. У северных народов свои песни и танцы. А еще они сочинили, придумали много народных сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок, называется она «Кукушка».
3. Чтение сказки. «КУКУШКА»
Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать - суши.
Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:
- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит:
- Я без пимов. Другой говорит:
- Я без шапки. Третий говорит:
- Я без одежи.
А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:
- Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.
Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.
И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.
Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
- Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:
- Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит:
- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали:
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.
Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

4. Беседа.
- В сказке встретились такие слова: чум, пимы, малица. Как вы понимаете их значение?
Чум - жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами.
Пимы - высокие сапоги из оленьей шкуры.
Малица — верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
- Как жилось детям в этой семье? (Детям жилось хорошо: бегали до вечера, никакую работу по дому не делали, даже за собой не убирали.)
- А что вы можете сказать о том, как жилось их матери? (Их матери жилось нелегко: «Дети занесут в чум сугробы снега, а мать убирай, одежду промочат, а мать суши!» Всю работу она выполняла одна, никто ей не помогал...)
-Изменилось ли отношение детей к матери, когда она заболела? (Отношение детей к матери не изменилось даже тогда, когда она заболела. Дети не заботились о матери, даже водицы не подали. Они играли на улице, а в чум заглянули только потому, что хотели есть.)
- Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? (Матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными.)
- Сказки народов Севера такие же мудрые и поучительные, как сказки других народов мира: они порицают зло, а утверждают добро. В них поднимаются важные нравственные проблемы, актуальные и сегодня.
5. Игра с мячом.
Дети стоят в кругу. Дети передают мяч друг другу и говорят ласковые слова о маме.
6. Рефлексия.
- Какую сказку мы прочитали? О чём она?
- В какую игру играли?
- Какое у вас настроение?


НОД по ознакомлению с художественной литературой

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»

Форма работы: групповая

Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

Загадки про времена года;

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

Беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

Работа в уголке природы по временам года, месяцам;

Рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

Карточки-12 штук;

Макет комбайна;

Проектор, доска.

Цель : знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

Дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

Обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

Развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;

Закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

Систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;

Развивать умение работать в группах.

1. Мотивация детей к деятельности

Дидактическая игра «Узнай что это? »(знакомая детям игра)

В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

1. Гладишь-ласкается

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.

2. Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла- молочка принесла!

Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.

Из копытечка во сыру землю.

3. Шубка –иголки,

Свернется- он колкий,

Рукой не возьмешь.

4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

Мы сегодня с вами

Отгадали все (загадки)

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки)

2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

Может вместе разберемся, поможете?

Наглядный мультимедиа (презентация)

Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение произведения.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)

Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.

(Беседа по прочитанному)

Кто такой старик-годовик?

Какой он?

(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

Кто скажет сколько месяцев в году?

Первая тройка птиц к какому относится времени года?

Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

Назовите зимние месяцы?

Это первая загадка, которую вы разгадали.

Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)

Это вторая загадка, которую разгадали.

Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

Словарная работа

Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

Физминутка «Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинкам побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем!

И домой пешком пойдем.

Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

Назовите эти месяцы?

Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

Почему именно 12 птиц?

Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

Да, все времена года хороши по- своему.

Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

Назовите их?

И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

Чему он хотел научить нас?

Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)

Словесный (придумывание сказки)

Игра «Нарисуй предмет»

4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

О чем сможете рассказать друзьям, родителям.