Конспект занятия НОД в подготовительной группе. Познавательное развитие «Почва – живая земля. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе тема «почему земля кормит

Наталия Стивкина

Экспериментальная деятельность

"Почему земля кормит"

Цель: познакомить детей с почвой.

Задачи:

Познакомить детей с видами почвы как образуется почва.

Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.

В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха и воды.

Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.

Развивать мышление, речь, внимание.

Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.

Пополнить словарный запас детей.

Материал:

Комочки сухой почвы.

Колба с водой.

Белый лист бумаги, палочки, лупы.

Свечка, стеклышко, ложка.

Таблица “Почва”.

Семена растений, ёмкости для посадки, лейка, палочки, плёнка.

Ход деятельности

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут -

Я все терплю

И всем добром плачу.

Что это? (Земля)

О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)

Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?

«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)

Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)

Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)А что такое почва?

– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

Как называется такая почва? (Глинистая.)

Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.)

Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)

Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)

Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)

Как вы думаете, что это? (Песок)

А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.

Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)

А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)

А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва,земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)

Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)

Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)

А вы знаете, как образуется почва?

Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)

Опыт № 2. В земле есть воздух.

Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?

Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).

Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)

Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.

(Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)

Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)


Вот какие чудеса таит в себе почва.

А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?

Физкультминутка.

В огород пойдем,

(Маршировать на месте)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

(Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показать руками)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Идти по кругу, взявшись за руки)

А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки)

А что нужно растениям, чтобы они росли?

Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему?

Верно, нам необходимо поливать землю, если она сухая, когда будем сажать растения. Во влажную землю сажать легче.

(Деятельность педагога с детьми по посадке растений)



Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет?

Хорошо, это мы и проверим.


Итог деятельности

Что узнали о почве?

Какие свойства почвы знаете?

Почему её называют кормилицей?

Как образуется почва?

Что понравилось?

В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца, цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето.

Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

по экологии "Состав почвы"

г. Ачинск

Цель:

Дать детям элементарные представления о почве, как о компоненте природы

Задачи:


  • Познакомить детей с составом земли (песок, глина, остатки растений) путём проведения опыта;

  • Рассказать детям о почвенной фауне;

  • Развивать логическое мышление, умение делать простые выводы из наблюдений, экспериментальной деятельности;

  • Активизировать и обогащать словарный запас детей (почва, дождевые черви);

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Предварительная работа: Рассматривание репродукция картины В. Васнецова "Три царевны подземного царства", иллюстрации - схемы, чтение художественной литературы, дидактические игры,

Материал: Банки с водой, земля, схема почвенной фауны, бумага, карандаши, краски, восковые мелки;

Ход НОД: Воспитатель рассматривает с детьми репродукцию В. Васнецова "Три царевны подземного царства", в это время раздаётся стук в дверь, воспитатель выходит посмотреть, кто стучится и возвращается с куклой, которая представляется детям Царевной подземного царства.

Царевна:

«Дети, я живу в подземном царстве. Меня послали к вам мои старшие сёстры, вы их видели на картине. Я пришла к вам с заданием рассказать о земле. Посмотрите на картину, что это? (дети рассматривают схему земного шара, отвечают на вопрос) Знаете, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было растений. Сначала появились моря и океаны, затем появлялись и разрушались горы под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, и только потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую. Как вы думаете, что такое почва? Да, почва – это земля. Мы её так называем по имени нашей планеты – Земля. Как вы думаете, из чего состоит почва? Давайте проверим это, проводя опыты»

Дети проводят опыты под руководством Царевны подземного царства.

ОПЫТ №1. Состав почвы

Дети берут стакан с водой и кладут в него пластмассовую ложечку почвы. Размешивают почву в стакане с водой. Через некоторое время стало видно, что на дне стакана выпал в осадок песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений и остатки растений. Вывод: Почва в своём составе имеет: песок, глину, остатки растений.

ОПЫТ 2: В почве есть воздух .

Дети берут стакан с водой, и бросают в него комочек почвы.

Царевна : «Что вы видите? (со дна поднимаются пузырьки воздуха) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?»

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Царевна: «Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Воздухом дышат многие животные подземного мира.


  • Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

  • Кто живет под землей? (ответы детей)


Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды, тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле. Кто эти животные? Я согласна с вами, это дождевые черви. Дождевые черви питаются отмершими растениями, тем самым помогают увеличиваться почвенному слою.

Царевна: «Знаете ли вы, какую ещё пользу приносят дождевые черви? (ответы детей).

Да, они не только рыхлят и удобряют землю, но через прорытые ими подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без червей растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. Они делают почву мягкой и плодородной».

Царевна: « Что необходимо делать, что бы почва сохранялась?»

Дети : «Не загрязнять почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей».

Царевна: «Ребята, русский народ, придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва»

Дети перечисляют знакомые поговорки о земле:


  • Без хозяина земля - круглая сирота.

  • В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

  • Где нет земли, там нет травы.

  • Земля - кормилица.

  • Возвращай земле долг – будет толк.

  • Земля кормит, да и сама есть просит.

  • Кто землю лелеет, того она и жалеет.

  • Береги то, с чего хлеб ешь.

  • Землю удобряй – будет урожай.
Динамическая пауза «Огород»

Повторяй за мной зарядку.

Шаги на месте.

В ней звук [Т]

Пришел на грядку.

Тыква вот, а вот томат.

Вытянуть руки влево, вправо.

Здесь - капуста, здесь - салат.

Наклониться к левой ноге, затем к правой.

Выпрямиться.

Тмин, картошка, артишок

Руки на пояс, к плечам, вверх.

И петрушки корешок.

Руки опустить.

Все, что вырастили мы,

Развести руки в стороны.

Будем есть мы до весны.

Руки вниз, выпрямиться.

Царевна : «Молодцы!Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Ребята, пожалуйста, нарисуйте мне картину о главных животных, которые сохраняют почву на нашей голубой планете. Я помещу ваши рисунки на своей стене, буду любоваться ими и вспоминать нашу встречу».

Используемая литература.


  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2003 г.

  2. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников "Наш дом - природа". Москва, 1998 г.

  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2002 г.

Цель: Формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды.

Задачи:

  1. Знакомство с историей праздника. Углубление и систематизация представлений о взаимоотношениях человека с окружающей средой.
  2. Развитие у детей любознательности и познавательной мотивации. (Познавательное развитие).
  3. Усвоение ценностей и понимания, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на Земле; что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды на Земле. Воспитание бережного отношения к природе. (Социально-коммуникативное развитие).
  4. Развитие связной, грамматически правильной монологической речи. (Речевое развитие).
  5. Формирование умений внимательно слушать музыкальные произведения, включать воображение.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. (художественно-эстетическое развитие).

Оборудование:

Для воспитателя: глобус, аудиозапись «Звуки леса», иллюстрации с изображением животных и растений, занесенных в Красную книгу Тверской области, знаки «Правила поведения в природе», рисунок с изображением дерева без листьев.

Для детей: цветная бумага зеленого цвета, простой карандаш, ножницы, клей, клеенки.

Ход НОД:

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса», приветствует детей.

Ребята, мы сегодня поговорим с вами о празднике, который отмечают 22 апреля. А что это за праздник вы узнаете, если отгадаете загадку:

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья все вместе живем.

Планета прекрасна: моря, океаны,

Цветы и деревья, и разные страны.

И солнце сияет с зари до заката,

Что за планета, скажите, ребята?

Ребята, давайте вместе подумаем, что это праздник и как он появился. Проходите на свои места.

История этого праздника началась больше 100 лет назад. Американец Джон Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и давать призы тем, кто высадит большее количество деревьев. Как вы думаете, как назвали этот день? Этот день назвали Днем дерева.

День Дерева отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. Через несколько лет праздник стали отмечать в разных странах мира, и он получил название международный День Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

В России День Земли отмечается уже 24 года.

Как выглядит наша планета из космоса?

Послушайте, и отгадайте загадку:

На нем страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев, моря без воды (глобус)

Что такое глобус?

Посмотрите на глобус и скажите, почему нашу планету называют голубой?

А каким цветом на глобусе изображена суша?

А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Верно. На Земле достаточно света и тепла, а также воды и воздух. Все это создает благоприятные условия для жизни на Земле.

Ребята, скажите, чего больше на Земле. Воды или суши?

Скажите, а нужно ли беречь воду, ведь ее, как вы говорите, очень много на земле?

Вот сейчас я хочу рассказать вам историю об одном пруде.

Жил – был пруд. Вода в нем была чистая и прозрачная. Что даже можно было увидеть обитателей пруда. А в солнечный день в пруду отражались деревья, облака. Однажды к пруду пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А, уходя, оставили мусор, консервные банки, бутылки. Потом к этому пруду приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше и больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете, это хорошо или плохо?

Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Как люди могут помочь пруду? Почему нельзя загрязнять воду?

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он обозначает?

Как загрязняется воздух? Почва? Чем опасны эти загрязнения?

Какие еще объекты природы нуждаются в охране? Почему?

Как люди стараются сберечь исчезающие виды растений и животных? (заносят в Красную книгу, строят заповедники)

Почему книгу назвали Красной?

Какие растения и животные нашего края занесены в Красную книгу? (показ иллюстраций)

Почему необходимо сохранять леса?

Люди какой профессии занимаются охраной окружающей природы?

Почему Землю называют нашим общим домом?

Почему необходимо беречь природу?

Давайте назовем правила поведения в природе (показ знаков).

Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

Задания творческого характера:

Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежете. Потом мы приклеим их на дерево.

Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.

Подведение итога:

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось, показалось интересным?

Какого числа отмечают «День Земли»?

Почему возникла необходимость создать такой праздник?

Представьте, что Земля заговорила, с какой просьбой она обратилась бы к людям?

Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?

Выполнила: воспитатель МДОУ

детский сад № 21 г. Ржева

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе

Тема «ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ КОРМИТ?»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли («познавательное развитие»);

Учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы(«познавательное развитие»);

Прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности («социально-коммуникативное развитие»);

Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («социально-коммуникативное»).

Методы и приемы: - практические: экспериментирование

- наглядные: показывание образца, презентация

- словесные: проблемные ситуации

Материалы и оборудование: цветок в вазе с водой синего цвета, мешочек с почвой, фартуки, нарукавники, лист бумаги, почва, стакан с водой, спиртовка, стекло, презентация.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций «Почему цветок синий», «Земля или почва»,

Экспериментирование

Коммуникативная

Трудовая

Соблюдение рабочих мест в порядке, уборка рабочих мест

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить.

Дети высказывают свои предположения.

Дети могут обосновать свое мнение.

Игровое упражнение «Найди, что скажу»

Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать.

Дети двигаются по инструкции воспитателя:

Три шага вперёд от двери

Пять шагов направо

Встать с левой стороны стола

Пройти 7 шагов вперёд.

У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве

Воспитатель просит сказать, что это такое.

Воспитатель говорит, что это почва.

Дети говорят, что это земля.

Дети спрашивают, что такое почва.

Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.

Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва.

Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники.

Развивается интерес к исследовательской деятельности

Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах.

Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп.

Дети узнают, из чего состоит почва.

Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой.

Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

У детей закрепляется умение делать опыты.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат?

Дети убеждаются, что в почве есть воздух.

Дети отвечают, что как и все животные - воздухом.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода.

У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве.

Дети рассказывают об обитателях почвы.

Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли.

Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе.

Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы.

Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель предлагает просмотреть презентацию.

Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду

У детей появляется бережное отношение к природе.

«Почва – живая земля»

в подготовительной группе

Составила и провела: воспитатель.

в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Здоровье» и «Коммуникация».

Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире, развитие навыков свободного общения с окружающими людьми.

Образовательные задачи:

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; закрепить знания о почве; познакомить детей с некоторыми обитателями почвы, с особенностями их внешнего вида; познакомить с ролью обитателей почвы в природе; дать элементарные представления о круговороте веществ в природе. Учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе («Познание»); Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; детей в речевое взаимодействие («Коммуникация»). Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – уточнять смысл некоторых слов (бактерии, падальщики); развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор во время просмотра мультимедиа; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; речи - употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землёй) («Коммуникация») Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Подземные обитатели» («Коммуникация») Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека («Здоровье»)

Развивающие задачи:

    Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы; Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять, группировать по общим признакам).

Воспитательные задачи:

    Воспитывать ; Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы: Воспитывать культуру поведения в природе;

Материалы и оборудование:

НОД организуется в группе.

    Компьютерная презентация в программе PowepPoint на тему: «Подземные жители».

Предварительная работа:

Подобрать фото - коллекцию на тему «Подземные обитатели», сказки, стихи, загадки о дождевом червяке и других обитателях почвы (при активном участии семей воспитанников группы) Подготовить раскраски о дождевых червяках.

Непосредственная образовательная деятельность.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к обитателях подземной страны.

В эту страну не идут поезда,

И самолёт не летает туда.

Как же в эту страну нам попасть?

Страну, до которой рукою подать!

Воспитатель начинает показ мультимедиа.


Почва – самый верхний, плодородный слой земли.

Как возобновляется почва? Откуда она берет силы, чтобы «накормить» такое огромное количество различных растений? Кто ей помогает оставаться плодородной?


Срез земной поверхности.

Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Все они трудятся над созданием плодородного слоя земли. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву, — мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие поступление в почву воды и воздуха.



Дождевой червяк. Очень важная работа у червяка. Он делает почву!


Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы.



Поедая погибшие растения червяки перерабатывают их в плодородный для земли продукт.


Работа дождевых червей в природе очень важна!

Но не одни червяки делают почву, им помогают и другие обитатели подземной страны……

Пальчиковая гимнастика

А четыре – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас, Никому не надо.

Пять – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем –

Братья нам и мы друзья!

А теперь, я предлагаю сделать фото коллаж. У меня приготовлено пано, но на нем нет природных объектов, деревьев, травы, кустарников. Оформите работу.

Посмотрите, что у нас получилось: река, берега, березы, это похоже на наш микрорайон «Новый свет».

Задания для активизации самостоятельной деятельности и развития интегративных качеств в режиме дня по теме НОД.

    Мини - лаборатория в группе. В исследовательской лаборатории провести исследования почвы. Сравнить сухую и влажную почву. Сравнить разные виды почв. проведение опытов, экспериментов:

«Чем нюхает червяк?»

«Любят ли дождевые черви яблоки?»

наблюдение за дождевыми червями.

    Экологическая тропинка.
    Рассмотреть почву на альпийской горке, на огороде, на участке, около тропинок. Наблюдение за насекомыми, обитающими в почве.
    Изостудия.
    Придумать и нарисовать плакат на тему «Наш друг - дождевой червяк». Сделать поделки из природного и бросового материала. Дети с родителями и воспитателями делают для червяка подарки из бросового материала (больше поделок, меньше мусора).
      Книжный уголок.
    Подобрать литературные произведения о дождевых червяках и других обитателях почвы. Подобрать иллюстрации по теме «Подземные обитатели» Найти разные интересные сведения об обитателях почвы, используя интернет, энциклопедии и др. источники и рассказать детям. Чтение :
    Чтение сказок и рассказов «Сказка про червяков» «Большое чудо» Н. Павлова «Куча - домик», «Дождевой червяк», «Почему плакал дождевой червяк», Стихотворение «Мне попался дождевой червячок под ноги…» Ю. Богодист. «Немного о дождевых червяках» А. Кропотин. «Дождевой червячок» Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий.
    Уголок природы.
    Тематические альбомы: «Почва», «Обитатели почвы»; Собрать коллекцию разных почв – из леса, с территории детского сада, с огорода, с тропинки и т. д. «ферма» дождевых червей
    Дидактические игры.
    Дидактическая игра «Откуда горсть земли». «Ящик ощущений» «Найди лишнее»
    Социализация
      беседы «Как живёт червяк» «Удивительный мир подземных пахарей» просмотр видеофильмов, презентаций о дождевых червях Экологическая акция «Напиши письмо дождевому червяку» Детско – родительские презентации.

Конспект составила: педагог – организатор ______________

Заведующий ГБОУ детского сада № 000