Контроль за охраной труда. Проверка охраны труда Кто имеет право проверять службу охраны труда

Необходимые документы к проверке по охране труда. Какие документы нужно приготовить к проверке по охране труда. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в «порядке», установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального «органа» исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Комплект документов по охране труда, которые должны быть на каждом предприятии (обязательный минимум).
Проверку проводит государственный инспектор по труду (Федеральная инспекция труда – Роструд)

Приказ о возложении обязанностей: назначение ответственного по охране труда за проведение инструктажей (ст.217 ТК (за электрохозяйство – п.1.2.3, 1.2.7 ПТЭЭП, по пожарной безопасности – ППБ 01-03 п.8, за Грузопод. мех., за леса)
Материалы аттестации рабочих мест + протоколы замеров ВПФ (шум, климат…) (ст.212 ТК РФ)
Обучение по охране трудадля руководителей и специалистов (удостоверения) (ст.225 ТК РФ)
Программа вводного инструктажа /текст-инструкция/ проведения (п.2.1.2. ГОСТ 12.0.004-90; ст.212; 225 ТК РФ)
Перечень инструкций по ОТ (все действующие инструкции, даты, номера) (п.5.9 Пост. Минтруда №80; ст.211, 212 ТК)
Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (подлинники) (ст.21 ТК РФ).
Инструкция проведения инструктажа персонала на 1 гр по электробезопасности (Текст п.1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень законодательных и правовых актов по ОТ /литература/: Законы, ТК, Правила, стандарты.
Перечень производств и профессий, при работе в которых обязательно прохождение первичных /периодичных мед.осмотров /вредные условия труда (если есть) (Приказ Мин. здравоохранения №90 от 10.13.2003, ст.13 ТК РФ)
Перечень видов работ и профессий повышенной опасности (если есть)
Перечень бесплатно выдаваемой спец. одежды, обуви и СИЗ, которые должны быть (ст.131 ТК РФ)
Личная карточка учёта специальной одежды, обуви и СИЗ + их наличие
Журналрегистрации вводного инструктажа (ст.212 и 225 ТК РФ. Пункт 2.1.2 ГОСТ 12.0.004-90)
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте: первичного, повторного, внепланового, целевого (п.7.9 и 7.2.2. ГОСТ 12.0.004-90, ст.225 ТК РФ
Журнал регистрации несчастных случаев + материалы по НС: акт по НС (если были) и др.
Журнал учета мероприятий по улучшению условий и охране труда с суммами затрат (ст.226 ТК РФ)
Журнал учёта выдачи СИЗ (средств индивидуальной защиты), специальной одежды, обуви (бесплатно, согласно действующих норм /если они положены/) (Пост. Минтруда России от 18.12.1998г. №51; ст.131)
Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда для работников /+приказы по ОТ/.
Журнал учёта и содержания защитных средств (если есть)
Журнал учёта присвоения групп по электробезопасности (п.1.4.4. ПТЭЭП)
Журнал регистрации наряд-допусков на работы с повышенной опасностью (если есть)
Журнал учёта проверяющих (проверок) с недостатками (если были)
Приказ о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности
Протоколы измерения величины сопротивлений. Журнал ведёт служба энергетика (если есть)

Список документов, которые инспектор по труду может проверить, может быть увеличен:

Кадровые документы:

Штатное расписание организации (по классификатору ОК-016-94) (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Правила внутреннего распорядка (ст. 91, 100, 108, 189, 190 ТК РФ)
Приказ о предоставлении отпусков и график отпусков (ст. 213 ТК РФ, Пост. Госкомстата №1 от 05.01.04)
Трудовые книжки (ст. 84-1 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 16.04.03 «О трудовых книжках»)
Трудовые контракты (договора) (ст.57 ТК РФ)
Должностные инструкции рабочих и служащих по штатному расписанию
Личные карточки работников. (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Выдача заработной платы 2 раза в месяц. Расчётные листки по зар.плате (ст.136 ТК РФ)

Документы по электробезопасности:

Журнал учёта проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (п.1.4.3, 1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень профессий, рабочих мест и должностей ИТР, которые должны иметь группу по электробезопасности (1-ую группу или выше для работ под напряжением) (п.1.4.4. ПТЭЭП)

Документы по пожарной безопасности:

Журнал регистрации противопожарного инструктажа (вводного) (ППБ 110-03)
Программа противопожарного инструктажа (вводного) текст (ППБ 110-03)
Инструкция по пожарной безопасности. Места обесточивания предприятия. Порядок закрытия помещения после окончания работы. Места для курения. Пожарно-техническая комиссия. Автоматическая система пожарной сигнализации. Два выхода (выходы не загромождать!). Решётки на первом д.б. раскрываемыми. (ППБ 110-03)
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов (удостоверения)
План-схема эвакуации
Приказ о назначении лица, отвечающего за средства пожаротушения (огнетушители с номерами, дата проверки)


В литературе еще происходит поиск и определение содержания и объема терминов “контроль” и “надзор”. Часто в нормативных актах однозначная деятельность именуется по-разному, либо другим термином. Это свидетельствует о том, что понятие “надзор”, “контроль” не стали научными терминами, что исчерпывающе отражает их сущность и различия.

Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда.

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

Определение контрольных функций охраны труда

Что является целью контроля в области охраны труда?

Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права.

Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

Цель контроля состоит в необходимости на основе анализа данных учета отыскать закономерности в массе фактов и явлений, знание которых позволяет своевременно и правильно влиять на процесс управления.

Понятие контроля в сфере охраны труда

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Виды контроля в сфере охраны труда

Несколько видов контроля.

На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

  1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
  2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
  3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
  4. Контроль местными органами власти;
  5. Ведомственный контроль.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Некоторые полномочия надзорных органов.

Специалистами в области права высказывалась мысль, что надзорные органы, в отличие от органов контроля, не могут вмешиваться в административную деятельность исследуемых объектов.

Однако эта мысль, с нашей точки зрения, требует уточнения. Такое утверждение верно лишь в отношении органов прокурорского надзора.

В отношении прочих надзорных органов, надо указать на наличие у них определенного комплекса административно-властных средств с помощью которых происходит соответствующее влияние на деятельность поднадзорного объекта.

Действительно, невозможно не увидеть вмешательство в организационно-хозяйственную деятельность собственника со стороны структурных подразделений государственного надзора по ОТ в процессе реализации ими таких надзорных полномочий, как:

  • организация и управление работой комиссии по расследованию несчастных и смертельных случаев;
  • принятие мер по предотвращению травматизма и аварий на производстве;
  • принятие участия в деятельности комиссий по приему в использование завершенных строительных объектов;
  • отработка мероприятий по улучшению на предприятии работы по вопросам ОТ и предупреждения несчастных случаев, профзаболеваний и аварийности.

Административно-властный характер этих мероприятий очевиден и обусловлен тесной связью органов, осуществляющих административный надзор, с оперативным управлением. Здесь надзор выступает как своеобразное выявление управленческой функции на предприятии или организации. Также понятие “контроль” надо отличать от понятия “проверка исполнения”.

Последнее понятие имеет более узкий характер, и его можно определить как часть контроля.

Наличие большого количества различных органов, которые регулируют соблюдение ТК РФ, а также систематическое увеличение показателей нарушения трудовых прав сотрудников и персонала вызывают необходимость тщательного исследования этого вопроса.

Таким образом, проблематика надзора и контроля в области трудовых правоотношений остается достаточно актуальной сегодня, что предопределяет необходимость проведения качественного исследования указанной темы.

Организационные и правовые формы охраны труда

Особенности контроля и надзора в области охраны труда.

Уполномоченное лицо (инспектор) по охране труда не уполномочен принимать такие меры как: запрет, прекращение, ограничение и т.д., в природе еще не существует такого нормативного документа.

Единственным действующим актом является “Инструкция о порядке остановки эксплуатации производственных и промышленных объектов при выявлении нарушений нормативных актов по ОТ”.

Одной из мер воздействия превентивного характера, который могут применить должностные лица Гострудинспекции в случае выявления в ходе плановой или внеплановой проверки каких-либо нарушений закона по ОТ, является приостановление эксплуатации объектов.

Важно понимать, что такая мера имеет исключительный характер и должна применяться только к объектам, продолжение эксплуатации которых по объективным причинам невозможно.

Ведомственный контроль за состоянием ОТ, например, на предприятиях топливно-энергетического комплекса, согласно “Положению о ведомственном контроле за состоянием охраны труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса”, рассматривается как функция управления, которая заключается в проверке состояния ОТ, с целью получения информационных данных о выполнении и принятии своевременных мероприятий по предотвращению аварий и несчастных случаев.

Анализ научных и законодательных источников дал понять:

  1. Существующее положение законодательного урегулирования вопросов методов контроля в сфере ОТ нельзя считать приемлемым по тем причинам, что практически отсутствует именно законодательный уровень регулирования указанных вопросов;
  2. Степень процедурной урегулированности методики осуществления данной деятельности носит фрагментарный характер, и следовательно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
  3. Эффективная реализация нормативных предписаний, нормативных и правовых законодательных актов, призванных обеспечивать возникновение, развитие и прекращение трудовых и тесно связанных с ними отношений, как необходимое предусматривает осуществление системного надзора и контроля за их исполнением.

Итак, такие понятия как “контроль” и “надзор” применительно к законодательству по ОТ являются самостоятельными правовыми категориями, отличие которых необходимо закрепить на законодательном уровне.

К сожалению, в проекте ТК не до конца решена проблема разграничения функций надзора и контроля. Законодатель проводит это разграничение только по санкциям, которые могут быть использованы к виновным лицам.

Кроме того, при разработке проекта ТК РФ законодатель, к сожалению, не принял во внимание концептуальное видение разграничения функций надзорных и контрольных органов. Представляется, что именно при осуществлении надзорных функций не должно быть никакого вмешательства в работу объекта надзора.

Из этого видео вы узнаете о системе управления охраной труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой

01.12.2016

Организация контроля за состоянием охраны труда

Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях. Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда и действенным средством предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основные виды контроля за состоянием охраны труда в организациях

Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:

  1. Оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.
  2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль.
  3. Контроль, осуществляемый службой охраны труда.

Контроль в сфере охраны труда осуществляется за:

  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.

Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
  • Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю , как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
  • Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц .

Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
  • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз.

Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

Ежемесячный день проведения контроля третьей ступени может именоваться как «День охраны труда».

tagPlaceholder Tags: статьи

31 декабря 2017 г. был подписан Федеральный закон № 520-ФЗ, который вступил в действие в январе 2018г. Согласно новым изменениям трудовая инспекция теперь может осуществлять внеплановые проверки, опираясь на заявление любого человека, организации или публикацию в средствах массовой информации. Достаточно им лишь узнать, что возможно кто-то не заключил трудовой договор или заменил его договором на оказание услуг, или вообще принуждает сотрудников к открытию ИП.

В таком случае работодателя ждет внезапная внеплановая проверка, и при подтверждении подозрений – . Это значительно повышает защищённость работников в области трудового права. И ставить под большие риски организации работающие без заключения трудовых договоров с сотрудниками.

До сих пор работодателю грозила проверка только либо в случае обращения оформленного работника с заявлением. С жалобой теперь может обратиться , что может негативно отразиться на бизнесе.

Безусловно плановые и внеплановые проверки трудовой инспекцией существовали и раньше.

Подробнее о внеплановых проверках можно узнать в статье 360 ТК РФ.

Но не каждая жалоба могла стать причиной проверки без предупреждения. Согласно стандартной процедуре работодатель должен быть предупрежден за сутки даже в случае внеплановой проверки. Помимо этого, необходимо согласовать такую проверку в прокуратуре, получив соответствующее разрешение. При отсутствии достаточных оснований прокуратура могла и не разрешить подобную проверку.

Достаточным поводом для внеплановой проверки являлись:

  • Угроза жизни и здоровью работника;
  • Невыплата либо задержка выплаты заработной платы;
  • Обращение работника о защите прав.

К примеру, внезапно проверить организацию можно было в случае нарушений правил охраны труда вплоть до угрозы здоровью сотрудника.

Не выдаете спецодежду работникам, не проводите инструктаж – ждите внеплановую проверку.

Или вдруг в газете написали, что уже несколько месяцев на заводе задерживают зарплату, а работники запуганы и не обращаются сами. Трудовая инспекция должна сразу проверить эту информацию внезапным визитом.

Что изменилось?

С 2018 года трудовой инспекции достаточно обращения любого гражданина с жалобой, чтобы провести внеплановую проверку работодателя. При этом уже нет необходимости согласовывать эту проверку с прокуратурой или предупреждать работодателя за сутки.

Одними из самых распространенных нарушений трудового законодательства являются:

  • Принуждение к оформлению ИП – когда хозяин магазина, например, просит своих продавцов открыть ИП, а затем заключает с ними договор на оказание услуг. В результате продавцы, работая в этом же магазине, самостоятельно оплачивают взносы и налоги за себя . При этом они не защищены от давления со стороны владельца магазина, который может их уволить, не давать отпуск, не оплачивать больничный и т.п. В свете новых законов, такой работник может пожаловаться в трудовую инспекцию, и тогда будет произведена внеплановая проверка.
  • Заключение гражданско — правового договора – зачастую принято оформлять сотрудников по гражданско-правовым договорам, как физических лиц, оказывающих услуги. Фирма сама оплачивает страховые взносы за этих сотрудников и удерживает НДФЛ. Такой подход в рамках закона, но, тем не менее, данные сотрудники фактически являются штатными, а работодатель пытается экономить на взносах в соцстрах и не соблюдать трудовые права. В результате такой работник не защищен. Например, он получил травму во время работы (перелом ноги при поездке на переговоры), но больничные и компенсация ему не положены, т.к. нет трудового договора. Или сотрудница захочет оформить отпуск или декрет, а работодатель против и может уволить её, оставив без выплат. При гражданско-правовом договоре директор может просто расторгнуть договор и заключить его с другим работником.

Раньше за время оформления жалобы, согласования с прокуратурой, организация могла подготовиться к визиту трудовой инспекции. Да и прокуратура могла отказать во внеплановой проверке, т.к. принимала во внимание и интересы бизнеса.

Теперь наступили другие времена, когда любая жалоба должна быть рассмотрена, и проведена проверка. И не важно, оформлен ли этот сотрудник, или он действует по гражданско-правовому договору или как ИП, а может вообще жалоба поступила от сочувствующего стороннего наблюдателя и борца за справедливость.

Разве проверка не должна быть по графику?

Определенный график проверок существует только . Внеплановые же проверки могут выполняться в любое время, таким образом, изменения законодательства коснулись именно внеплановых визитов трудовой инспекции.

Неужели о проверке не предупредят? Должны ведь по закону.

О любой плановой проверке трудовая инспекция обязана предупредить заранее. Что касается внеплановых выездов, то согласно трудовому кодексу, запрещено предупреждать о такой проверке работодателя. В случае любого подозрения о нарушении трудового законодательства проверка начнется незамедлительно , без графиков и предупреждений. Инспекторы могут прийти в любой офис и начать выполнять действия, которые они должны произвести в соответствии с законом.

Возможно, вы, начитавшись правил поведения в такой ситуации, уверены в своей готовности во всеоружии встретить комиссию , найти в её документах ошибки, не пустить их на порог и дождаться адвоката. Но обычно все происходит по другому сценарию: документы трудового инспектора оказываются в порядке, работодатель теряется, и все идет не по плану. Поэтому если вы действительно допускали нарушения в своей деятельности, то лучше подписать акт, признавая свою вину, и исправить ситуацию.

Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

Что будет за незаключение трудовых договоров?

За подобное нарушение накладывается штраф в размере до десяти тысяч рублей для ИП и до 100 тыс. рублей для организации. При этом такой штраф накладывается за каждый незаключённый договор, т.е. если вы не заключили 3 договора, то будет наложено 3 штрафа. Руководитель организации также будет наказан согласно ст. 5 27 КоАП.


Если у работника будут еще проблемы с гражданством, то штраф может достигать 500 000 рублей.

Помимо наложения штрафа будут вынесены предписания о необходимости заключения трудовых договоров. При этом сроком начала действия договора будет признана дата начала работы сотрудника , а не день проведения проверки. За весь этот период организация должна будет произвести все обязательные отчисления в пенсионный фонд и налоговую инспекцию.

Таким образом за трёх работников доначисления налогов и взносов за год составит около 150 000 рублей.

Как доказать, что договор не трудовой? Теперь нельзя работать с ИП или физлицами? Всех нужно оформлять по ТК?

Такие изменения трудового законодательства совсем не значат, что надо сразу со всеми заключать трудовой договор. Такой договор заключается только с теми, с кем действительно состоят в трудовых отношениях. При этом любая организация может работать и с ИП, и с физическими лицами по гражданско-правовым договорам, заключая соответствующий договор. И ни одна инспекция не найдет в этом нарушений, если все оформлять грамотно.

Важно четко понимать те признаки, из которых следует, что необходимо заключать именно трудовой договор.

  • Работник занимает конкретную должность;
  • Оплата осуществляется за процесс труда, а не за результат;
  • Выплачивается оклад, премии и надбавки;
  • Есть гарантированные условия труда;
  • Установлены льготы компенсации;
  • Определены правила внутреннего трудового распорядка.

Наличие одного признака не является доказательством наличия трудовых отношений. Указанные признаки будут изучаться инспекцией в совокупности, анализу будут подвергнуты как , так и реальные отношения. При этом важно учесть наличие приоритета трудового договора в области трудового законодательства, т.е. любые сомнения будут толковаться в пользу работника.

Поэтому если вы понимаете, что ваши взаимоотношения с сотрудниками действительно лежат в рамках трудовых отношений, то лучше оформить все соответствующим образом, чтобы избежать внеплановых проверок и последующих штрафов.