Кто такие скифы? Где они жили? Культура скифов. Скифы: фото, описание. Скифы и сарматы

5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай . Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай , Арпоксай и самый младший - Колаксай . В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея . Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею (Богиня со змеями , родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя - змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь моё желание».

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом , другого Гелоном , а младшего Скифом . Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли сся с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

Скифы (греч. Skythai), сколоты, ишкуза

  • В. Абаев сопостовлял этноним skuta с германским *skut- (стрелок из лука, стрелять).
  • К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причём форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н. э. - времени визита в Ольвию Геродота - уже произошёл переход *δ > *l.

Переход древнеиранского *δ в скифское *l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами.

Язык

Скифский язык входит в северо-восточную подгруппу иранских языков. Очень близкими по языку и культуре к скифам являлись савроматы (сарматы), саки и массагеты.

Время существования

Собственно история скифов в Северном Причерноморье – VIII в. до н. э. – IV в. н. э. От начала войны с киммерийцами и до разгрома скифского царства готами в Крыму.

Происхождение

Существует несколько легенд происхождения скифов —

  1. У скифов, существовало предание о том, что их народ моложе всех других и что в их земле, бывшей безлюдной, родился первый человек Таргитай от Зевса и дочери Борисфена. У Таргитая было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. При них упали с неба золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший и средний брат не могли схватить этих предметов: они немедленно воспламенялись. Младший сын смог безопасно взять чудесные дары неба и поэтому ему была вручена царская власть.
  • от старшего брата пошел род авхатов,
  • от среднего - роды катиаров и траспиев,
  • от младшего - паралатов.

Здесь Геродот говорит, что общее название народа сколоты; греки же назвали их скифами, а персы - саками. Именно часть Скифии от Дуная до Меотиды, особенно известная в Ольвии, называлась исконной Скифией. От Таргитая до времени Геродота прошла тысяча лет.

  1. Причерноморские греки сообщили Геродоту еще одно предание. Геракл, гоня коров Гериона, зашел в Скифию, тогда еще не заселенную. Когда Геракл уснул, его лошади ушли из-под ярма. Он нашел их в Гилее у жившей в пещере полуженщины-полузмеи, соглашавшейся вернуть ему кобылиц, если он женится на ней. Геракл долго жил с ней и от их брака родилось три сына. Только после этого герой получил обратно своих коней. Уходя, он оставил своей возлюбленной лук и пояс с тем, чтобы тот из сыновей, кто сумеет натянуть этот лук и по-отцовски подпоясаться, остался владеть землей, а два других были бы удалены. Задачу выполнил младший из них по имени Скиф, предок скифских царей. От двух старших - Агафирса и Гелона - произошли племена агафирсов и гелонов. В этом мифе ясно слышна греческая переработка еще одного туземного предания, отличавшегося от предыдущего. В нем явно идет речь о скрещении пришлых (Геракл) и местных (змееногая богиня) начал в скифах, тогда как в первом сильнее звучит местный элемент, хотя и пришлый, может быть, проявляется в том, что будущая земля скифов была пустой при их возникновении.
  2. Геродот указывает — есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Араке (Сырдарья) и удалились в Киммерийскую землю.

На сегодняшний момент как раз существует три версии откуда появились скифы в Причерноморье.

    1. Граков Б.Н. Автохтонная теория. Граков считал, что прямыми предками скифов являлись племена полуоседлой (пастушечьей) срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья. Переселение происходило достаточно долгое время с середины II тыс. до н.э. и Геродотовская миграция скифов — это можно сказать одна из последних волн переселения. Киммерийцы же, которых встретили скифы — это тоже одна из волн срубной культуры, но более ранняя, что в итоге и позволило слиться родственным племенам, образовав однородный этнический элемент.
    2. Артамонов М.И. Переднеазиатская теория. До приходов скифов в Причерноморье, там развивалась срубная культура и предшествовала скифской. Сами же скифы вышли из Передней Азии и были связаны с развитыми цивилизациями той эпохи (как основной элемент скифский звериный стиль). По его же мнению, киммерийцы — это представители катакомбной культуры, которые были вытеснены из Причерноморья еще во второй половине II тыс. до н.э.
    3. Тереножкин А. И. Центральноазиатская теория. По его версии, между населением Северного Причерноморья и пришлыми скифами не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы проникают в Причерноморье из Центральной Азии (Монголия, Алтай, Восточный Казахстан) в уже культурно-оформленном виде, в основе которого лежит триада — характерный тип вооружения, конская сбруя, художественный звериный стиль .
      В свою очередь к их движению на запад привело нападение массагетов, а те в свою очередь подверглись нападению восточных соседей и, скорее всего, к такой цепной реакции привела большая засуха 800 г. до н.э.

История

VII в. до н.э. Война скифов с киммерийцами, которая позволила скифам вытеснить последних из Причерноморья и занять их территорию.

685 г. Под предводительством Спаргапифа скифы переселяются с Северного Кавказа и Кубани в Северное Причерноморье. Скорее всего, Скифия в это время делится на три региона –

  • между Доном и Волгой правит род Ишпакая-Партатуа.
  • между Доном и Днепром правит род Спаргапифа,
  • между Днепром и Дунаем, и возможно всей Скифией, правит Ариант.

70-х гг. VII в. до н.э. Серия походов скифов в Мидию, Сирию, Палестину и Переднюю Азию. В результате которых, скифы смогли там утвердиться.

В пределах Восточного Закавказья (современные Азербайджан и частично Иранский Азербайджан) на северных и частично на южных берегах реки Аракс было основано государство скифов, названное в источниках Ишкуза, просуществовавшие до VI в. до н.э., когда скифы были изгнаны из Закавказья мидянами.

679-674/73 гг. до н.э. Скифы под руководством Ишпакая (один из первый исторически известных вождей скифов) в союзе с мидийцами, Урарту и царством Манна участвовали в войне против против Ассирийского царства под руководством Ассархадона, во время которой Ишпакай и погиб.

673-654 гг. до н.э. Вождем скифов становится Партатуа (Прототий), под руководством которого скифы покинули антиассирийскую коалицию. По одной из гипотез, это произошло благодаря заключению династического брака – Партатуа женился на дочери Ассархадона.

Дьяконов И.М. Пиотровский Б.Б., Белявский В.А., Граков Б.Н., Артамонов М.И
654-625 гг. до н.э. Вождем скифов стал Мадай (Мадий), вероятно, сын Партатуа. В это время скифы совершают ряд грабительских походов по всему Средиземноморью – в Сирию, Палестину, Египет. В тоже время остаются верны союзническим отношениям с Ассирией.

653/52 г. до н.э. Скифы, помогая Ассирии, побеждают мидян. По преданию Геродота, с этого времени и на протяжении 28 лет Мидия платит им дань, подвергаясь при этом еще и грабежам.

645 г. до н.э. Скифы под руководством Мадая в Закавказье, опять же помогая Ассирии, побеждают киммерийцев.

625 г. Поход скифов на Египет. По одной версии, фараон Псамметих I откупился от них дарами, по другой скифы все-таки побоялись вступать в открытый конфликт с египетскими войсками.

После 612 г.до н.э. Мидийцы вытесняют скифов из всех закавказских земель, завоеванных ими до этого. Это удалось сделать благодаря хитрости Киаксара — царя мидян. После уничтожения Ассирии Киаксар решил избавиться и от скифов. Он пригласил на пир царей скифов, напоил их, а потом приказал убить. Оставшиеся без вожаков скифы покинули Закавказье.

650-584 гг. до н. э. Царем скифов был Мадий. Начинаются длительные и достаточно успешные походы скифов в Закавказье и Переднюю Азию.

624-585 гг. до н.э. Правление Киаксара. Но возможно, он умер и раньше на рубеже веков.616 г. до н.э. Вторжение скифов в Мидию.

614 г. до н.э. Осада мидянами Ниневии и Ашшура. Ашшур взят, с Ниневии осада снята благодаря скифам — союзникам Ассирии.

612 г. до н.э. Ниневия была взята союзными войсками — мидяне, вавилоняне и скифы, вставшими на сторону Мидии. Скифы устанавливают свое господство над Мидией на 28 лет.

609 г. до н.э. Скифы нанесли поражение Египетскому фараону.

Рубеж VII-VI вв. до н.э . Киаксар (либо его сын Алиатт) решают уничтожить скифов и убивают их вождей на пиру. После этого часть скифов возвращается в Причерноморье, часть подчиняется мидянам.

590-585 г. до н.э. Война между Мидией и Лидией, по результатам которой заключен мир, по нему же скифы, воевавшие на стороне Лидии, должны были покинуть Закавказье.

650 г. до н.э. Скифский вождь Ариант проводит «перепись» населения в Причерноморье. Приказывает каждому скифу принести по наконечнику. После этого он отливает большой котел. Описание есть у Геродота –

«В этой местности (у верховий Гипаниса - Буга) стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт (Чёрное море). Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее. Вот сведения, которые я получил о численности скифов».

Как ранее указывалось, есть мнения, что Арианту принадлежали земли от Днепра до Дуная, но при этом он мог управлять и Скифией в целом.

Расселение скифов по Геродоту (Граков Б.Н. Скифы - МГУ, 1971, с. 16-17.):

По поводу них также высказано много гипотез, которые, однако, разбиваются о точную локализацию пяти главных рек: Истра, Тираса, Гипаниса, Борисфена и Танаиса. Это позволяет наметить расселение племен в соответствии с данными Геродота. Вот как нам представляется это расселение. От Дуная до Днепра побережье занято скифами: их северная граница с неврами где-то на верхнем Днестре. Гипанис и Днестр сближают свое течение в земле алазонов: это сближение начинается сразу выше Николаева. По Бугу вверх ближе всех к Ольвии каллиппиды, иначе эллины-скифы. Позднее в ольвийском декрете в честь Протогена (III в. до н. э.) они названы «миксэл-лины», т. е. «смешанные эллины». Этим подтверждается точность данных Геродота. Выше их живет скифское племя алазонов, в месте сближения Буга и Днестра. Еще выше скифы-пахари, где-то в междуречии тех же рек. У Эксампея проходила их граница с алазонами. Четвертое скифское племя, скифы-земледельцы, жило по Днепру и за Днепром до Пантикапа (Ингульца). Надо думать, что скифы-земледельцы жили по обоим берегам Борисфена, так же как скифы-кочевники, помещаемые за Пантикапом и дальше за земледельцами, очевидно, частью жили в пределах правобережья. Иными словами, оба племени в какой-то мере обитали вперемежку. Скифы-кочевники на левом берегу Днепра жили в степях, разделенные пополам Гипакирисом, и доходили до реки Герроса (Конки). Далее на восток и юг жили царские скифы за рекой Герросом. Они занимали степь до Меотиды и Танаиса и северный Крым до гор, где жили дикие тавры. Сразу выше скифов по Днепру жили андрофаги (людоеды). Геродот говорит, что они единственные из всех народов Скифии людоеды. Они носят скифскую одежду, кочуют, но имеют свой особый, отличный от скифов, язык.

Севернее скифов-пахарей и андрофагов, по Геродоту, между фантастическим озером, из которого вытекает Днестр, и Днепром, живут невры сразу на запад от Днепра. Иначе сказать невры занимали обширное пространство уже не в степях, так как верхнее течение Днепра и Буга, а также прилегающее к ним правобережье Днепра находятся уже в лесостепной полосе. В то же время они как-то соседили с будинами, расположенными восточнее. О неврах рассказывали много удивительного как об оборотнях-волках и колдунах. У невров, по Геродоту, были скифские нравы.

К северу от царских скифов на левом берегу Днепра и далее на восток жили меланхлены, т. е. люди, носящие черные плащи. Восточная их граница неясна, но они должны были где-то ближе к Дону соприкасаться с будинами и, может быть, с савроматами. Это - особое, нескифское, племя, но образ жизни у него скифский. Возможно, меланхлены названы нескифским народом потому, что они имели свой язык, или же потому, что они не входили в скифскую политическую группировку.

Выше меотов, занимавших дельту и самые низовья Танаиса-Дона, в трех днях пути от его впадения в Меотиду, на пятнадцать дней пути на северо-восток на правом берегу реки жили савроматы в безлесной степи. Они произошли будто бы от браков сыновей свободных скифов и воинственных женщин-амазонок. Женщины у них были поэтому воинственны, а язык - испорченный скифский по вине не понимавших его амазонок. Они сохраняли политическую самостоятельность и были чистыми кочевниками.

Выше савроматов по Дону, за их степью, но уже в разнородных лесах, т. е. в лесостепи, жили будины - очень большой, по Геродоту, и кочевой народ. Их страна где-то на западе примыкала к Невриде (стране невров), так как за поколение до Геродота невры переселились в землю будинов. Будины говорили на своем собственном языке. Они, по-видимому, не граничили со скифами и были, несомненно, политически совершенно независимы. В их стране был большой деревянный город Гелон. В нем обитали некие гелоны, говорившие то по-скифски, то по-эллински, почитавшие греческих богов, в частности Диониса. Они были оседлы и занимались земледелием. Другие писатели, по мнению Геродота, напрасно считали гелонов и будинов за один народ.

Кон. VII — нач. VI вв. до н. э. Царем скифов в Причерноморье стал Гнур – сын Лика, внук Спаргапифа.

90-50-е гг. VI в. до н.э . Царем скифов становится Савлий (Кадуит, Кадуин, Кальвид – в некоторых источниках) – сын Гнура. По геродотовской версии, убийца своего брата – Анахарсиса – одного из семи мудрецов.

Конец VI в. до н.э. Царем скифов становится Иданфирс – сын Савлия, который и участвует в войне против Дария I. Одним из вождей в этой войне был Скопасис, отряд (скорее всего, приазовские скифы и савроматы) которого был самым боеспособным и мобильным. Другой вождь известный по Геродоту – Таксакис, возглавлял войско гелонов и будинов.

514/12 г. до н.э. Война скифов с персидским царем Дарием I.

Дарий собрал огромное войско в 700 тысяч человек - пестрое и многоязыкое, состоявшее из представителей 80 народов. С этим войском персидский монарх прошёл Малую Азию, переправился на европейскую сторону через пролив Босфор, пересек Фракию. И наконец, перебравшись через Дунай по мосту из кораблей, построенному для него наёмниками (малоазийскими греками), вступил в Северное Причерноморье - в пределы Скифии. Поход был рассчитан на два месяца.

Скифы, хорошо осведомленные о действиях противника, знали и о его колоссальной численности. Сами они, вместе с союзными племенами, могли выставить не более 200 тысяч воинов. Осознав всю глубину нависшей над ними опасности, скифы тем не менее решили бороться до конца. Для этого они выработали общий стратегический план кампании:

  • избегать больших сражений;
  • заманивать врага в глубь своей территории;
  • нападать на его пути снабжения;
  • уничтожать атаками подвижные конные отряды и небольшие группы персов, отделяющихся от основных сил в поисках пищи и воды.

При этом, отступая, скифы засыпали колодцы и родники и сжигали растительность - степные травы, служившие кормом для скота.

Армия Дария с ее громадным обозом, преследуя скифов, сумела, по словам Геродота, достигнуть за короткий срок Танаиса (Дона) и Меотиды (Азовского моря), после чего повернула назад. От голода, лишений, болезней и непрерывных атак скифской конницы персы понесли огромные потери, не выиграв ни одного сражения и не захватив никакой добычи. К счастью для Дария, греки-наёмники через условленные 60 дней не разобрали мост на Дунае, и остатки его войск и сам он, избежав гибели, вернулись в Персию.

480-460-е гг. V в. до н.э. Царем скифов стал Ариапиф – отец Скила, Октамасада и Орика. В его царствование произошло несколько важных событий —

  • урегулировал отношения с Одрисским царством (посредством династического брака),
  • установил протекторат над Ольвией (хотя, существует мнение, что это не так).

Сам он был убит царем агафирсов (скорее всего фракийское племя) Спаргапифом. После смерти царя скифов на престол взошла Опия — жена Ариапифа и мать Орика. Вопрос, является ли данный персонаж реальной исторической личностью, остается дискуссионным.

Ок. 465-447/45 гг. до н.э. После недолго правления Опии, к власти приходит Скил — сын Ариапифа. Он был сыном гречанки и практически полностью воспринял греческую культуру и, став царем, поселился в Ольвии, продвигая торговые интересы Истрии. В результате дворцовых интриг был казнен самими скифами.

50-е гг. V в. до н.э. Царем скифов стал Октамасад, также сын Ариапифа. Являлся родственником царя одриссов — Ситалка. Возможно, при его поддержке к власти в Боспоре в 438 г. до н.э. пришел Спарток. Орик — брат Октамасада, скорее всего, в это же время правил Ольвией.

Кон. V- нач. IV вв. до н.э. Царь Атей уничтожает других царей скифов и узурпирует власть.

Появляется Каменское городище (расположено у г. Каменка-Днепровская и с. Б. Знаменка Запорожской области). Со стороны степи городище было защищено земляным валом и рвом, а с севера и запада – обрывами над Днепром, р. Конкой и Белозерским лиманом. В юго-западном углу находился акрополь, где жила скифская знать. Основными занятиями жителей были изготовление бронзовых и железных орудий, ткачество, гончарство, а также земледелие и скотоводство. Ремесленники жили в землянках и столбовых наземных постройках, знать – в каменных домах. Поселение было крупным ремесленным и торговым центром, тесно связанным с греческими колониями Северного Причерноморья и местным населением Скифии. В конце III в. до н.э. территория городища была заброшена (за исключением акрополя, на котором жизнь продолжалась до III в. н.э.).

358 г. до н.э. Власти скифов подчинена Истрия на берегу Черного моря.

344 г. до н.э. Скифы ведут удачную война с трибаллами, проживавших на территории современной Болгарии.

343 г. до н.э. Подчинен Каллатис на берегу Черного моря.

40-е гг. IV в. до н.э. Царь Атей, устранив прочих царей, объединил скифские племена от Азовского моря и до Дуная.

339 г. до н. э. Война скифов с Филиппом II Македонским. По преданию, именно в этой войне погибает царь Атей в 90-летнем возрасте.

Из источника известно — «обе стороны пришли в раздражение, завязалась битва, в которой скифы, несмотря на превосходство их душевной доблести и численности, были побеждены хитростью Филиппа; взято было (победителями-македонцами) по 20 тысяч детей и женщин, множество скота, но золота и серебра совсем не оказалось, чем впервые была засвидетельствована бедность скифов; 20 тысяч кровных кобылиц было отослано в Македонию для разведения породы» [Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. «История Филиппа» (IX, 2-3)].

На обратном пути македонское войско попало в засаду, устроенную трибаллами.

331 г. до н.э. Зопирион оставлен Александром Великим в качестве наместника Фракии, Понта (или Скифии). Желая проявить себя собирает 30-тыс. войско и идет войной на скифов. Скорее всего, достиг Ольвии, но затем ему пришлось бежать. В итоге, был настигнут скифами, разбит, при этом потеряв почти всю армию. Сам он погибает где-то в Бессарабии.

313 г. до н.э. Лисимах — правитель Фракии нанес сильное поражение скифам за Дунаем.

310-309 гг. до н. э. Династическая война в Боспорском царстве. Агар, вождь скифов поддержал Сатира, но в результате битвы на реке Фат, победу одержал другой претендент на престол Эвмела Боспорский — брат Сатира.

280-260 гг. до н.э. В Скифию вторгаются сарматы и фактически полностью завладевают северным Причерноморьем, уничтожая и изгоняя скифов. В последующем, часть скифов сохраняется в устье Днепра и на Крымском полуострове. Другая часть переправляется через Дунай и расселяется там, территория получает название Малая Скифия (Истрия-Добруджа).

Кон. III — нач. II вв. до н.э. Происходят большие изменения в Скифии. Нажим сармат усиливается, как говорилось ранее, прекращает существование Каменское городище (кроме акрополя, которое продолжает функционировать) на Днепре. Во всем Северном Причерноморье археологами отмечена смена скифской культуры сарматской. В это же время скифы в Крыму начинают оседать, заниматься земледелием, рыбной ловлей, ремеслами.

130-114/13 гг. до н.э. Время правления скифского царя Скилура в Крыму. Смог объединить всю территорию скифов в Крыму, вплоть до устья Днепра и Юж. Буга. Превратил в столицу Неаполь Скифский (близ современного Симферополя). Для борьбы с Понтом начал привлекать сармат (роксаланов) во главе с Тасием. Скилур успел овладеть Керкинитидой, Прекрасной гаванью и Укреплениями, городами западного побережья Крыма, входившими до тех пор в состав херсонесской республики.

114/13-111 гг. до н.э. (110-107 гг. до н.э.) Правление Палака — сына Скилура. В троекратных экспедициях Диофант последовательно разбил Палака, покорил горных тавров, занял скифские крепости Хабеи и Неаполь в Крыму и подчинил скифов Митридату Понтийскому.

Позднее скифы отложились вновь и Диофант снова пошел против них, освободил Керкинитиду и Укрепления и стал осаждать Прекрасную гавань. Палак двинулся на него, но был разбит так, что по словам херсонесской надписи в честь Диофанта, «из пехоты никто не спасся, а из всадников ускользнули только немногие». Весной Диофант двинулся на Хабеи и Неаполь и принудил скифов просить мира.

Скифы, жившие на Боспоре, подняли восстание против Перисада, последнего номинального царя Боспора из прежней династии, передавшего власть Митридату VI, но сохранившего свой титул. Восстанием руководил скиф Савмак, может быть, раб-выкормыш Перисада. Царь был убит, Савмак захватил власть, но Диофант ликвидировал это восстание, подчинив Херсонес, Боспор и Степной Крым Митридату Понтийскому.

Посредством этих войн, Тавроскифия была разделена на несколько владений и больше не представляла единого царства.

Сер. I в. до н.э. Геты под руководством Биребисты переходят Дунай и уничтожают Ольвию. Город перестал существовать. Позднее скифы уговорили сбежавших жителей восстановить город, но он уже больше не оправился от такого удара. Это очень серьезно сказалось на самой торговле скифов с греками.

80 г. до н.э. Понтийский статег Митридат Неоптоль разбил флот скифов, отнял у них Тиру и Ольвию. А чуть позднее в Керченском проливе также разбивает флот скифов, а зимой на льду наносит поражение союзным войскам Боспора и скифов. Сила и авторитет скифов пошатнулись, но они продолжают оказывать влияния на политику своего региона.

I в. до н.э. — II в. н.э. По археологическим данным начинается сильное смешение скифов и сармат, благо их культуры фактически совпадают, и уже достаточно трудно отделить одну культуру от другой.

257 г. н.э. Приход готов в Крым. Они нападают на Боспроское царство. С этого же времени прекращает существовать и Скифское царство как таковое.

70-е гг. IV в. Нашествие гуннов. Они сметают остатки скифов как в Крыму, так и в Истрии на Дунае. Скифы, можно сказать, полностью растворяются в окружающей их этнической среде.

Общественное устройство

Следы пребывания Скифы отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения Скифы — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были Скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали Скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили Скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-Скифы, севернее их — алазоны, а еще севернее — Скифы-пахари. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно Скифов-пахарей) неясны (см. карту выше).

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля Скифы скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс расслоения в скифском обществе. Известно о существовании у Скифы союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царем.

С конца VII в. до н. э. скифское общество знало разные градации общественного положения:

  • рабов разного происхождения и по-разному подвергавшихся эксплуатации;
  • «гиппотоксотов» (конных стрелков) - свободных общинников;
  • бедноту, имевшую возможность сражаться только в пешем строю;
  • разных ступеней аристократию от глав богатых семей до номархов-скептухов;
  • царей от местных до трех ведущих со старшим по положению во главе.

К началу VI в. до н.э. социальное расслоение достигает больших размеров. Основания так говорить, дают погребения той эпохи. Грандиозные царские курганы с убитыми слугами и наложницами и простые погребальные ямы с минимумом инвентаря. Свободные общинники в большинстве своем воевали на конях и имели кое-какое имущество, но уже в это время появляются «восьминогие». Это пешие скифы, которые имели только пару волов, чтобы запрячь в повозку, отсюда и название. Были и вообще бедняки не имевшие ничего. Из таких и формировалась скифская пехота, которая, с течением времени, все более росла численно.

Появилась и прослойка рабов, изначально иноплеменников. В легендах и описаниях Геродота, рабы были местным населением, на территориях захваченных скифами.

Царская власть была наследственной, но царей было несколько. Это видно, например, из войн с Ассирией, когда тот или иной царь мог быть врагом и союзником Ассирии. Это же мы видим и при вторжении Дария, когда у скифов сформировалась три отряда во главе каждого стоял свой царь. При этом власть принадлежала видимо одной династии.

До V в. до н.э. царская власть ограничивалась советом царей или воинским собранием. В дугих случаях власть царя была неограничена. За посягательство на нее следовало отсечение головы, либо смерть на костре.

Уже в IV в. Атей единовластно правил Скифией имея в подчинении других правителей, названных в одной из ольвийских надписях басилевсами, т.е. царями.

Хозяйство

Геродот указывает, что часть скифских племен занималась возделываем земли. Выращивались пшеница, ячмень, просо, бобы, лук, чеснок. Указывает также конопля, из которой делали полотно и какой-то наркотик для курения.

Основная же масса скифов занималась кочевым скотоводством. Оно было круглогодичным. Зимой была распространена тебеневка (скот сам добыал пищу из-под снега). Часть кочевников откочевывала в Приазовье к лиманам рек, где сохранялась высокая трава. Войлочные юрты были на колесах и в них запрягалась пара волов. Такие караваны кибиток сопровождали конные воины-мужчины.

Судя по раскопкам Каменского городища состав стад был седующим:

  • лошади — 40%
  • крупнорогатый скот — 40%
  • мелкорогатый скот (овцы, козы) — 18%
  • собаки, промысловая дичь: олени, сайга, бобр — 2%

Что интересно, свиней скифы не разводили даже в оседлых центра своего государства.

Соотвественно использовалось не только мясо, но и шкуры и шерсть. Шили тулупы, воляли войлок, выделывали кожу. Молоко также шло в пищу, недаром скифов называли доители кобылиц и млеокеды.

В Каменском городище обнаружены в большом количестве железоплавильные мастерские. Медь добывалась в небольших количества близ Донецка, а также, скорее всего, шла торговыми путями с Кавказа и Южного Урала. Цинк для бронзы добывался на Нижнем Днепре, происхождение олово пока неясно.

Железо было в достаточных количествах в болотах днепровских плавен. Плавка железа была крайне неэкономной 40-60% оставалось в шлаке. Судя по раскопкам железоделательным ремеслом занимались большие патриархальные семьи — около 900 га в Каменском городище были усеяны большими домами (150-300 м³ каждый), в которых и находились кузни для производства разнообразного оружия и инвентаря.

Рядом с металлургами жили и столяры, орудия которых (долото, топоры, тесла) также найдены в больших количествах, как в городище так и в курганах. О том, что плотники это была все-таки специализация говорит, что юрты на колесах имеют множество деревянных деталей. К тому же нашлись постоянные жилища — зимники, обслуживать которые также приходилось плотникам.

Было развито гончарное дело. Гончарный круг мало использовался, посуда лепилась вручную из глиняных жгутов. Аналогии скифской посуды мы находим позднесрубной культуре. Посуда — это в основном округлобокие горшки с вертикальным, слегка расширяющимся горлом или с мягко отогнутым краем. Также находят узкогорлую посуду с шаровидным корпусом.

Ткачество также было распространено в скифской среде. находят очень много глиняных и свинцовых пряслиц. Находят их на поселениях и как обязательный элемент в женских погребениях. Материал для ткани — овечья волна и конопля. Кроме тканей плелись циновки, а также употреблялись кошма и войлок.

Начиная с VII в. до н.э. торговля скифов с гречекими городами Причерноморья принимает регулярный характер. Основные товары, которые скифы поставляли на рынки были — хлеб и рабы. Причем размах хлебной торговли был большой. Даже на монетах скифских царей был изображен колос пшеницы. Именно на такой торговле и поднялось Боспорское царство (экспорт хлеба составлял львиную долю экспорта). Хлебная торговля была развита до III в. до н.э. вплоть до вторжения сармат, затем она начала понемногу спадать уступая место торговле скотом. Вместе со скотом вывозилась и пушнина, которая поступала с лесостепной полосы, через земли скифов. Также на экспорт шли мед и воск.

Солидная доля в торговле принадлежала и вывозу рабов. Начиная с VI в. до н.э. Именя скифских рабов появляются в античных надписях. В это же время скифы поступают в большом количестве в Грецию для участия в войнах. Кроме скифов, большое количество рабов поступало из племен гетов, трибаллов, сарматов и меотов. На рубеже III и II вв. до н.э. поток скифов-рабов ослабел.

Что касается импорта в саму Скифию, то тут стоит выделить вино, которое в огромных количествах шло из Греции. Как следствие широкое распространение получает греческая посуда — не только амфоры для вина, но и сосуды для благовоний, мазей, духов, которые часто встречаются в могилах богатых и простых скифов.

В степь также поступали ткани и одежда — об этом сообщают греческие писатели. В больших количествах шли украшения — зеркала, стеклянные и пастовые бусы, серьги и различные украшения. Скифы также часто выступали посредниками в торговле с более северными лесостепными и лесными племенами.

Источники

  • Б.Н. Граков. Скифы. Научно-популярный очерк. М.: Издательство МГУ, 1968.
  • Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Издательство «Наука», 1989.
  • М.И. Артамонов. Киммерийцы и скифы. Л.: Издательство ЛГУ, 1974.
  • В.И. Гуляев. Скифы: расцвет и падение великого царства. 2006 г.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение скифов

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику — вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Военное дело скифов

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Религия скифов

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Скифы, видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.


СКИФСКОЕ ГОСУДАРСТВО

политич. объединение, сложившееся в Сев. Причерноморье на основе союза собственно скифских племен (см. Скифы). У сов. исследователей нет единого мнения о времени сложения С. г.: одни относят его сложение ко времени скифских походов в М. Азию (7 в. дон. э.) или к эпохе Геродота (5 в. до н. э.), другие - к 4 в. до н. э., когда Скифию объединил царь Атей и Скифия переживала свой расцвет, третьи определяют его рубежом 3-2 вв. до н. э., когда столица скифов под натиском сарматов переносится в Крым на р. Салгир (Неаполь Скифский), а Скифия переживает политич. и экономич. подъем при царях Скилуре и Палаке. С. г. прекратило свое существование в 3 в. н. э., когда оно подверглось разгрому со стороны готов.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "СКИФСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    Объединение народов Сев. Причерноморья во главе со скифами. Образовалось в 4 в. до н. э. Столица Неаполь Скифский. Уничтожено готами (3 в. н. э.) … Большой Энциклопедический словарь

    Объединение народов Северного Причерноморья во главе со скифами. Образовалось в Крыму в III в. до н. э. Столица Неаполь скифский. Уничтожено готами (III в. н. э.) … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Скифское государство - политич. объед., сложивш. в Сев. Причерноморье на основе союза собств. скифских племен. У исследователей нет един. мнения о времени сложения С. г.: одни относят его сложение ко времени скифских походов в М. Азию (7 в. до н.э.) или к… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Скифское царство в Крыму - В IV II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Исчезают большие укрепленные поселения. Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков,… … Всемирная история. Энциклопедия

    Санскр. गुप्त gupta хинди गुप्त राजवंश … Википедия

    Памятник паллавской архитектуры великий храм в Махабалипураме (VII век). Государство Паллавов было сосредоточено в Северном Тамилнаде с начала IV до конца IX вв. Род Паллавов появляется в пракритских источниках конца III века в качестве вассалов … Википедия

- 84.50 Кб

План

Введение………………………………………………… ……………………………...3

  1. Социальный строй Скифского государства……………………………………....5
  2. Формирование скифской государственности………………………………… ….6
  3. Культура скифов……………………………………………………………… ……9

    Заключение…………………………………………………… ………………………..10

    Список используемой литературы…………………………………………………… 11

    Введение

В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины , Молдавии , Южной России , Казахстана и части Сибири . Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота ) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая . Скифо-сарматский язык , а также производный от него аланский язык , входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка , на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях.

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов , слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III-IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы , в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян - русь , тюркоязычных хазар и печенегов , а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан .

Под основу ранней индоевропейской, включая скифскую, культуры активно изучают сторонники Курганной гипотезы . Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. (Аржанские курганы). При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии (см. пазырыкская культура ).

Другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры .

Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 - 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины ). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.

Актуальность данной темы обуславливается недостаточной изученностью структуры скифского общества и государства.

Главной целью является изучение структуры государства и общества скифов. Для достижения цели необходимо выполнить список задач:

Рассмотреть государственную структуру скифов;

Рассмотреть общественный строй скифов;

Рассмотреть культуру скифов.

Социальный строй Скифского государства

Вопрос о социальной структуре скифов остается дискуссионным. Г.В. Вернадский полагал, что в первой половине VII в. до н.э. скифы распространили свое владычество от Волги до Днестра. К концу столетия "скифское государство в степях приняло определенные очертания. Их царство было одним из серии кочевых империй", но не являлось централизованным государством. Царь не был абсолютным правителем; государство скифов "было скорее конфедерацией сильных кочевых родов. Как социально, так и по легальному статусу оно соответствовало государству, базировавшемуся на родовом законе". "Скифская империя социологически может быть описана как власть кочевой орды над соседними племенами".

Давая общую характеристику общественного строя скифов юга России, М.И. Ростовцев отмечал, что "государственная организация скифов предполагает существование особого военного класса населения, т.е. особой военно-организованной аристократии со всем административным строем государства". Ссылаясь на Геродота (IV, 62), ученый административно делил скифов на особые округа, а те в свою очередь - "на номы с центральным святилищем Арея в каждом...".

Можно согласиться с М.И. Ростовцевым и признать существование именно военной аристократии у скифов. Иначе и не могло быть в обществе, ориентированном на войну и походы. Классическим примером изображения рядовых воинов и аристократов стало изображение со сценами из скифской жизни на серебряной с позолотой чаше из Гаймановой могилы. Особенно выразительно представлены скифские аристократы, богатые и влиятельные, окруженные слугами. Различимы фигуры двух мужчин в воинском убранстве. В руке одного - кубок, на шее гривна - символ власти. У обоих к поясам прикреплены гориты с луками.

Военизированный образ жизни скифов накладывал отпечаток не только на их быт, но и на погребальные традиции. В.Б. Ковалевская в археологических материалах VII-VI вв. до н.э. Карачаево-Черкесии отметила случаи неестественно изогнутых или вывернутых кистей рук, посмертное выпиливание куска основания черепа у погребенного и пр. Эти и другие специфические черты погребального ритуала, связанного с "посмертным умерщвлением", археологами трактуются как проявление именно военных обычаев скифов.

    Формирование скифской государственности

В причерноморских степях скифские кочевники появились в VII в. до н.э., вытеснив киммерийцев, земледельческое население оказалось под властью скифов.
Как кочевники скифы, так и местное автохтонное население, оказавшееся под властью скифов, проживало в условиях родоплеменного догосударственного строя.
Завоевание и освоение обширных степных просторов скифами хронологически совпало с начавшейся колонизацией древними греками в кон. VII – VI вв. до н.э. Северного Причерноморья и основанием постоянных поселений, вскоре превратившихся в благоустроенные города. В V в. до н.э., по словам Геродота и данным археологии, процесс скифо-греческих взаимодействий принял устойчивый характер.
Скифы, как определенное культурно-социальное объединение, существовали около 10 столетий, пройдя большой путь формирования государственности: от стойких родовых отношений, через этап военной демократии к раннему государству как оформившемуся цивилизационному институту. На этом пути можно выделить три больших этапа:
1 этап. VII – VI вв. до н.э. отмечен разложением родовых учреждений и появление первых ростков государственности;
2 этап. V – IV вв. до н.э. связан с формированием некоторых ранних форм государственности;
3 этап. III в. до н.э. – III в. н.э. - оформление скифской государственности как особой формы кочевого государства.
И на каждом этапе на формирование скифской государственности оказывало мощное воздействие высокоразвитых греческих полисов Причерноморья.
На первом этапе контакты скифов с греками носили эпизодический характер. Скифы пришли в непосредственное соприкосновение с греками в Крыму, на Таманском полуострове, в районе Ольвии. Отдельные представители скифской элиты, как Анахарсис, царь Скилл охотно посещали греческие города и полюбили греческие обычаи. Устанавливаются некоторые торговые и культурные связи. Греческие писатели уже хорошо знают скифские обычаи описанные Геродотом.
Процесс взаимодействия культур резко усилился и принял устойчивый характер с середины V в. до н.э. Устанавливаются достаточно тесные экономические связи скифов с причерноморскими городами: хлеб, кожа, рабы из Скифии идут к грекам, греческое ювелиры производят по заказам скифской аристократии изумительные по красоте золотые и серебряные сосуды и украшения, обильно представленные в неразграбленных курганных погребениях. Скифы проникают на территорию ряда греческих городов – Ольвии (так называемые эллино-скифы или миксэллины Геродота).
В Скифию широким потоком идет греческое вино и оливковое масло. Многие знатные скифы оседают на территории Боспора и вливаются в состав боспорской знати. Влияние скифов на Боспоре настолько велико, что Боспор иногда называют греко-скифским царством. Исследования археологов показали, что греческие вещи находят на территории практически всей современной Украины.
Показателем зрелости скифского производства является основание главного города степных скифов, так называемого Каменского городища (около современного Никополя), где скифские металлурги, используя опыт греческих мастеров, создавали свои ремесленные изделия.

Социальная дифференциация в скифском обществе достигла высокого уровня. Торговля с греками обогащала скифскую знать, рабство стало распространенным явлением, причем значительная часть порабощаемого населения продавалась не только в причерноморские города, но даже в Афины.
В V-III вв. до н.э. был создан социально-экономический фундамент, на котором началось формирование скифской государственности. Оно выразилось в превращении власти вождей рыхлого племенного союза в царскую власть, передаваемую по наследству, превращении власти региональных племенных вождей в подчиненных царю местных правителей, т.е. политическому объединению скифов, проведению государственной внешней политики. Именно такой стала Скифия при знаменитом царе Атее. Однако это была еще ранняя государственность, с пережитками племенной военной демократии.
Более явственно основные признаки государства как цивилизованного фундаментального института сложились у скифов в III в. до н.э., во время последнего этапа скифского владычества в степном Причерноморье продолжавшегося до III в. н.э. Этот процесс определялся тремя важнейшими факторами: внутренним развитием самого скифского общества, взаимодействием с греческими городами-государствами (с усвоением их государственного опыта) и внешним воздействием (вторжение воинственных сарматов на территорию степной Скифии).
Особое значение имел фактор сарматского вторжения. Сарматы частично уничтожили, частично оттеснили скифов в Крым и в нижнем Приднепровье. Именно здесь возникло Поздне-скифское царство, которое может быть однозначно определено как «зрелая государственность». Оно смогло выстоять в течении шести столетий как против могущественных сарматов, вытеснивших их из причерноморских степей, так и против агрессии греческих приморских городов-государств, включая сильное Боспорского царство и даже могущественный Рим.

признаки скифской государственности проявляются в Позднескифский период.
а) Четко определилась компактная территория, что позволило определить границы и обеспечить их защиту, без чего не может быть прочного государства;
б) происходит определенная этническая консолидация многочисленных племенных групп, живших в степном Крыму и нижнем Дунае, и собственно скифов. Теперь термин скифы фактически означает новую народность в составе которой скифы составляли лишь часть;
в) скифы перешли к оседлому земледельческому быту, таким образом. произошла фундаментальная трансформация всей скифской культуры;
г) крымские скифы основали собственные города и, прежде всего, столицу Неаполь Скифский как административный, культурный и экономический центр. К тому же скифы захватили в III-I вв. до н.э. целый ряд поселений и мелких городов, ранее принадлежащих грекам, и включили их в состав своего государства. Тем самым было создано территориальное управление, без которого невозможно существование классического государства;
д) важнейшим показателем цивилизованности поздне-скифского общества является принятие крымскими скифами греческой письменности и внедрение ее в повседневную жизнь скифской элиты, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи скифских царей и их вельмож из Неаполя Скифского;
е) интенсивные межгосударст-венные отношения (военные, дипломатические и экономические) между царством Скилура-Палака, Боспорским царством и Херсонесом говорят о Скифском царстве, как сильном, сплоченном, хорошо организованном государстве.

Все эти данные свидетельствуют о том, что если Боспорское царство можно назвать греко-скифским государством, то Крымское царство II в. до н.э. – III в. н.э. можно условно определить как скифско-эллинистическое государство.

    Культура скифов

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле : обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия - особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV-III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части бывшего СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганахи курганах Карагодеуашх , Куль-Оба , Солоха , Чертомлык , Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском .

    Заключение

Таким образом, можно прийти к выводу, что социальное устройство скифского общества является одной из наиболее спорных и дискуссионных тем. Однако, проведя данную исследовательскую работу и обобщив исследования ряда ученых можно выделить несколько основных моментов:

Государственная организация скифов предполагает существование особой военно- организованной аристократии со всем административным строем государства.

Внутри скифского общества достаточно рано наблюдается дифференциация.

Общество скифов, как и древних ираноязычных кочевников Евразии вообще, следует считать не раннеклассовым, а стратифицированным.

Наблюдается наличие признаков государственности в обществе скифов.

Существование особой прослойки в скифском обществе, такой как жречество игравшей не маловажную роль в функции управления.

Описание работы

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях.