Легендарный подводник маринеско. Подводный ас. Александр Иванович Маринеско

В мае 1990 года правительственным указом был посмертно награждён один из самых прославленных советских подводников Александр Иванович Маринеско, краткая биография которого легла в основу этой статьи. Долгие годы его имя замалчивалось из-за целого ряда обстоятельств, снискавших ему скандальную известность и затмивших собой ратные подвиги.

Молодой черноморский моряк

Будущий легендарный подводник родился 15 января 1913 года в одном из приморских Его отец, Ион Маринеско, был румынским рабочим, а мать, Татьяна Михайловна Коваль, крестьянкой из Херсонской губернии. Отучившись 6 классов и едва достигнув 13-летнего возраста, он устроился на одно из судов Черноморского флота учеником матроса. С этих пор биография Александра Ивановича Маринеско неразрывно связана с морем. Его усердие и терпение были замечены, и скоро способного парня определили в школу юнг, после которой он уже числился в составах судовых команд не учеником, а полноправным матросом 1 класса.

Продолжив образование в Одесском мореходном техникуме и окончив его в 1933 году, Александр Иванович несколько лет ходил на судах «Ильич» и «Красный флот» в качестве третьего, а затем второго помощника капитана. Те, кто был знаком с ним, впоследствии рассказывали, что в молодости Маринеско отнюдь не планировал становиться военным моряком, а отдавал предпочтение торговому флоту. Возможно, в этом сыграл роль его отец, несколько лет проработавший матросом на различных гражданских судах, и, несомненно, много рассказывавший сыну о своих путешествиях.

Комсомольская путёвка во флотскую жизнь

Крутой поворот в биографии Александра Ивановича Маринеско произошёл в 1933 году, после того как он, вместе с группой других молодых моряков, получил комсомольскую путёвку на спецкурсы командного состава военного флота. В те годы это было равносильно приказу, и отказаться значило перечеркнуть всю свою будущую карьеру, где бы ни пытался её устроить. Так, местный комитет комсомола сделал за него выбор дальнейшего жизненного пути. Впрочем, подобные примеры были отнюдь не редкостью в довоенные годы.

После окончания курсов Маринеско вступил в должность штурмана на подводной лодке, носившей название «Пикша», а затем, пройдя дополнительное обучение, был повышен вначале до помощника командира субмарины Л-1, а затем занял командирское место в подводной лодке М-96. К началу войны плечи молодого подводника Александра Ивановича Маринеско уже украшали погоны капитан-лейтенанта.

Пагубное пристрастие

В первые дни войны подлодку, которой командовал Маринеско, перебазировали в Таллин, откуда она выходила на боевые дежурства в акваторию Несмотря на отсутствие в те дни сколько-нибудь серьёзных достижений, свой боевой долг Александр Иванович исполнял добросовестно, вот только водился за ним грешок, не столь уж редкий на Руси ─ любил он выпить, а уж во хмелю чего только с ним не случалось. И свою биографию Александр Иванович Маринеско безнадёжно портил этим пагубным пристрастием.

Неприятности начались в августе 1941 года, после того как получил огласку факт пьянства и организации азартных игр среди офицеров дивизиона, к которому была приписана его подлодка. Маринеско, одним из первых фигурировавший в списке участников загула, был лишён звания кандидата в члены партии, а командира дивизиона отдали под трибунал и приговорили к 10 годам лагерей, но с отсрочкой исполнения приговора и немедленной отправкой на фронт.

Отчасти восстановить свою репутацию Александру Ивановичу удалось лишь на следующий год, когда после удачно проведённой боевой операции он был награждён орденом Ленина и восстановлен кандидатом в члены партии. Тогда же Маринеску открыл счёт потопленным вражеским кораблям, атаковав в середине августа 1942 года судно, входившее в состав крупного немецкого транспортного конвоя.

Командир подлодки «С-13»

В конце декабря за проявленный героизм и высокие боевые результаты Маринеско Александру Ивановичу было присвоено звание капитана 3-го ранга. Однако и в эту «бочку мёда», вновь назначенный, командир дивизиона добавил «ложку дёгтя», отметив в характеристике, что его подчинённый склонен к частым выпивкам. Тем не менее отличившегося и получившего повышение офицера назначили командиром подводной лодки С-13, на которой ему было суждено прослужить до сентября 1945 года и совершить свой главный подвиг. Её фото представлено ниже.

Александр Иванович Маринеско в течение 1943 года практически не выходил в море, так как выполнял целый ряд задач, связанных с подготовкой пополнения личного состава подводного флота Балтики. Однако жизнь на берегу таила в себе много соблазнов, противостоять которым он был не в силах. Дважды в течение этого года «пьяные истории» заканчивались для него гауптвахтой с последующими взысканиями по партийной линии.

В конце октября 1944 года Маринеско вновь принял участие в боевых операциях, и в одной из них обнаружил, а затем длительное время преследовал немецкое транспортное судно. Потопить его торпедами не удалось, но в результате удачных попаданий из бортовых орудий, судну были причинены серьёзные повреждения, и, отбуксированное в порт простояло в ремонте до конца войны. За этот поход Александр Иванович был награждён орденом Красного Знамени.

Неприятная история

Наступивший победный 1945 год Маринеско встретил очередным «приключением», после которого лишь с большим трудом сумел избежать трибунала. Незадолго до этого подлодка, которой он командовал, получила серьёзные повреждения во время артиллерийской дуэли с немецким судном «Зигфрид» и в течение длительного времени находилась на ремонте в порту финского города Турку.

К концу декабря командир пустился в очередной загул и в праздничную ночь исчез с подлодки. На следующий день он не вернулся, после чего был объявлен в розыск. Как оказалось впоследствии, на берегу Маринеско познакомился со шведкой, державшей в городе ресторан, и воспользовался гостеприимством любвеобильной хозяйки.

Угроза попасть под трибунал

Надо заметить, что личная жизнь командира не складывалась, и виной тому была водка. Незадолго до описываемых событий развалился уже третий по счёту брак, и Маринеско Александр Иванович, жена и дочь которого не пожелали терпеть его пьяных выходок, явно ощущал дефицит женской ласки.

За самовольное оставление в военное время боевого корабля ему грозил трибунал, но высокое начальство решило отсрочить наказание и дать проштрафившемуся подводнику шанс искупить вину. Поэтому боевой поход, в который Маринеско отправился в начале января, по сути, решал судьбу его дальнейшей жизни. Только из ряда вон выходящий успех в боевой операции мог спасти его от неминуемого наказания. Это понимали все, и, разумеется, в первую очередь сам командир подлодки ─ Александр Иванович Маринеско.

Атака века, начавшаяся с должностного преступления

Почти три недели подлодка Маринеско находилась в заданной ей акватории, тщетно пытаясь обнаружить противника. Наконец он принял решение, вопреки приказу командования, изменить курс подлодки и продолжить «охоту» в ином квадрате. Трудно сказать, что заставило его пойти на столь вопиющее нарушение устава.

Было ли это проявление интуиции, азарта, или на путь должностного преступления толкнуло его обычное русское «семь бед ─ один ответ», уже никто не может сказать с уверенностью. Вероятнее всего, сыграла роль крайняя необходимость реабилитироваться за прежние грехи, или, проще говоря, совершить подвиг. Александр Иванович Маринеско, как говорится, пошёл ва-банк.

Потопление корабля-гиганта

Так или иначе, но, покинув заданный квадрат, подводники вскоре обнаружили крупное транспортное судно противника «Вильгельм Густлофф» (его фото представлено ниже). Это был довоенный круизный лайнер водоизмещением 25 тыс. тонн, использовавшийся для нужд армии и шедший в данный момент почти без конвоя. Тяжёлое положение, сложившееся к концу войны, не позволяло немцам обеспечивать должное прикрытие своих транспортных судов.

На борту «Густлоффа», как выяснилось впоследствии, находилось более 10 тыс. человек, в подавляющем большинстве являвшихся беженцами из районов Восточной Пруссии, то есть стариками, женщинами и детьми, что дало впоследствии основание определённым кругам обвинить Маринеско в уничтожении мирных граждан. Возразить им можно лишь то, что, во-первых глядя в перископ, подводники не могли определить состав пассажиров судна, а во-вторых, кроме беженцев, на борту находилось достаточно большое количество военных, передислоцируемых для ведения боевых действий.

Незаметно подобравшись к вражескому судну, подводники выпустили по нему 3 торпеды, каждая из которых успешно поразила цель. Впоследствии органы советской пропаганды назвали этот удар «атакой века». Вражеский транспорт был отправлен на дно, а вместе с ним - почти половина тех, кто находился на его борту. По данным, собранным военными историками, в результате той атаки погибло 4855 человек, из которых 405 были курсанты-подводники, 89 ─ члены экипажа, 249 ─ женщины, проходившие на флоте военную службу и 4112 ─ беженцы и раненые (в том числе около 3 тыс. детей).

Продолжение боевой операции

За все годы войны теплоход «Вильгельм Густлофф» был крупнейшим из судов подобного типа, уничтоженных советскими моряками, и вторым по количеству жертв, уступив лишь транспортному судну «Гойя», отправленному на дно подлодкой «Л-3». На нём погибло более 7000 человек.

Благополучно скрывшись с места, где, заваливаясь на корму, погружался в море немецкий теплоход, экипаж «С-13» продолжил охоту. В том же квадрате 10 дней спустя подводники обнаружили и потопили ещё одно неприятельское судно «Генерал Штойбен», также весьма внушительное по своим размерам и имевшее водоизмещение 15 тыс. тонн. Таким образом, боевой поход, предпринятый экипажем «С-13» в период с января по февраль 1945 года стал самым результативным рейдом советских подводников за всю историю этого рода войск.

«Плавучий штрафбат»

В те дни биография и фото Александра Ивановича Маринеско появились на страницах многих советских газет, однако командование флота не торопилось представлять к наградам ни его, ни остальных членов команды. Слишком скандальную славу снискал командир своими пьяными выходками. Кстати, и экипаж вверенной ему подлодки был укомплектован по большей части из тех, у кого были серьёзные проблемы с дисциплинарным уставом. Так что субмарину «С-13» в шутку называли «плавучим штрафбатом».

Уже в самом конце войны Маринеско предпринял ещё один ─ последний в своей жизни боевой поход, на этот раз неудачный и безрезультативный. Те, кто общался с ним в тот период, рассказывали, что у Александра Ивановича начались приступы эпилепсии, спровоцированные всё усиливавшимся пьянством. На этой почве значительно обострился и конфликт с начальством. В результате в сентябре 1945 года был издан приказ о его отстранении от занимаемой должности и разжаловании до звания старшего лейтенанта.

Превратности судьбы

Послевоенная биография Александра Ивановича Маринеско выглядит крайне печально и нелепо. Уволившись вскоре с военной службы, он некоторое время выходил в море на различных торговых судах, а в 1949 году, к полной неожиданности для всех, занял должность директора Ленинградского института переливания крови. Каким образом бывшего моряка занесло в сугубо медицинскую сферу, неизвестно, но только очень скоро его уличили в крупных хищениях и приговорили к 3 годам лишения свободы. Так судьба занесла героя-подводника на Колыму.

Освободившись из заключения и не имея ни дома, ни семьи, Александр Иванович Маринеско в течение двух лет работал топографом в составе нескольких геологических экспедиций, а затем, вернувшись в Ленинград в 1953 году, устроился на должность начальника отдела снабжения завода «Мезон». Скончался он 25 ноября 1963 года после тяжёлой болезни и был похоронен на Богословском кладбище.

Память героя

Уже в период перестройки газета "Известия" инициировала процесс реабилитации героя-подводника, и 5 мая 1990 года личным указом президента СССР М. С. Горбачёва, ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. С этого времени его боевой путь стал широко освещаться в СМИ, а спустя 7 лет недалеко от кладбища, где похоронен герой, по адресу Кондратьевский пр., 47, открылся Музей подводных сил России, названный именем Александра Ивановича Маринеско. Фото военных лет, модели субмарин и подлинные экспонаты выставки рассказывают о славном боевом пути советских и российских моряков.

В наши дни памятники посмертно реабилитированному герою-подводнику установлены в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Одессе и Калининграде. Ему посвящены несколько художественных и документальных фильмов, а также литературных произведений. В частности, кратко подвиг Александра Ивановича Маринеско описан в романе «Траектория краба», автором которого является немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс. Кроме того, именем героя названы улицы во многих городах России.

Александр Маринеско стал «подводником №1» благодаря «Атаке века», в ходе которой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Он был очень своеволен, много пил, сидел в тюрьме, а свой главный подвиг совершил вопреки приказу начальства.

Балтиец из Одессы

Маринеско родился в Одессе, с детства любил и знал море, прекрасно нырять и плавать научился уже в 7 лет. По воспоминаниям самого Маринеско, каждое утро вместе с друзьями они уходили на море и проводили там время в купании и ловле бычков, скумбрии, чируса и камбалы.
Биографы спорят о криминальной юности Маринеско. Одесса в те годы действительно была бандитским городом, в точности как описывал ее Бабель в своих знаменитых рассказах.
По наследству от отца, моряка и румына по национальности, Маринеско достался буйный нрав и тяга к авантюрам. В 1893 году Маринеску-старший избил офицера, попал под суд, где ему грозила смертная казнь. Он бежал из карцера, переплыл Дунай, женился на украинке, долгое время скрывался.
Казалось бы, все в характере и биографии Маринеско-младшего вело к тому, что стать ему капитаном советского торгового судна на Черном море, контрабандистом и весельчаком. Но судьба и Маринеско решили иначе: не южные, а северные моря, не торговый, а военный флот, не капитан морского корабля, а командир подводного хищника.
Из 13 дизель-электрических торпедных подводных лодок балтийского флота класса «С» (средняя), за время войны уцелела только одна, под несчастливым номером 13. Та, которой командовал одессит Маринеско.

Алкоголизм

Автор советской апологетической книги посвященной Маринеско - «Капитан дальнего плавания», - Александр Крон вспоминает, что его первое знакомство с легендарным подводником состоялось в 1942 году: Маринеско пил спирт с сослуживцами.
«Пьяные» истории происходили с Маринеско регулярно. В октябре 1941 года подводника исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за организацию азартных карточных игр и злоупотребление спиртным. Ровно через год, тогда еще командир лодки М-96, Маринеско успешно высадил в Нарвском заливе советский десант, охотившийся за немецкой шифровальной машиной «Энигма». Операция закончилась неудачей - машину так и не нашли, - но действия подводника оценили высоко, Маринеско представили к награде и восстановили кандидатом в члены партии, однако в боевой характеристике опять упомянули о склонности к алкоголю.
В апреле 1943 года Маринеско назначили командиром лодки С-13, той самой, на которой он совершит свои главные военные подвиги. А гражданские «подвиги» у него никогда не прекращались: «За лето и осень сорок третьего Маринеско дважды побывал на гауптвахте, а по партийной линии получил предупреждение, а затем и выговор. Причиной взысканий была не выпивка сама по себе, пил в то время Александр Иванович не больше других, а в одном случае самовольная отлучка, в другом - опоздание».

Женщины

Самое скандальное происшествие, после которого Маринеско едва не отдали под военный трибунал, случилось с ним в начале 1945 года. Дело происходило в Турку, на территории нейтральной Финляндии. В октябре 1944 года во время боевого рейда экипаж Маринеско уничтожил немецкий транспорт «Зигфрид»: торпедная атака советской подлодке не удалась и моряки вступили в артиллерийскую дуэль, в которой победил С-13, получив, однако, повреждения.

Поэтому с ноября по декабрь 1944 года С-13 находилась на ремонте в Финляндии. Команда и капитан томились от безделья, напала хандра. За всю свою жизнь Маринеско был женат трижды и на тот момент очередной его брак разваливался. В новогоднюю ночь Маринеско вместе с ещё одним советским офицером отправились в загул… и пропали.
Как выяснилось впоследствии, Маринеско познакомился с хозяйкой одной из местных гостиниц, шведкой, и остался у нее переночевать. Командира советской подводной лодки разыскивали. Время - военное, Финляндии только что вышла из войны, в общем, опасения были разные. Но Маринеско просто развлекался - любовь к женщинам оказалась сильнее чувства долга.

«Штрафная» лодка

После финского скандала у Маринеско был один путь - под трибунал. Но команда любила командира, а начальство ценило как опытного моряка, хотя на тот момент выдающихся боевых удач за Маринеско не числилось. Командующий балтийским флотом Владимир Трибуц принял решение отсрочить наказание: так С-13 стала единственной «штрафной» лодкой, по аналогии со штрафными батальонами, в советском флоте. В январский поход 1945 года Маринеско, по сути, отправлялся за подвигом. Только очень крупная морская «добыча» могла его спасти от наказания.

«Атака века»

Почти месяц С-13 безуспешно курсировала в заданном районе. Обнаружить цель подводникам не удавалось. Маринеско принимает решение нарушить приказ и сменить курс. Что им двигало? Азарт, чутье, необходимость отличиться или моряк махнул рукой, мол, «семь бед один ответ» - мы никогда не узнаем.
30 января в 21 час 15 минут С-13 обнаружил в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось по современным оценкам свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Морякам чудом удалось избежать взрыва на лодке. Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.
Спустя десять дней С-13 затопила еще один немецкий гигант-лайнер «Генерал Штойбен», водоизмещением почти 15 тысяч тонн.
Таким образом, зимний поход Маринеско стал самым выдающийся боевым рейдом в истории советского подводного флота, но командира и экипаж лишили заслуженных наград и славы. Возможно потому, что Маринеско и его команда меньше всего походили на хрестоматийных советских героев.

Судимость и приступы эпилепсии

Шестой рейд, который Маринеско совершил весной 1945 года, был признан неудачным. По свидетельству людей, знавших Маринеско, у него начались приступы эпилепсии, а конфликты с начальством и пьяные истории продолжились. Подводник якобы самостоятельно обращался к руководству с просьбой уволить его с флота, но в приказе наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова говорится об отстранении от должности «в связи с халатным отношением к своим обязанностям, пьянством и бытовой распущенностью».
В конце сороковых Маринеско окончательно бросил море и стал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. Странный выбор! Вскоре Маринеско был обвинен в хищении и осужден на три года: малопонятный поступок и для тех лет довольно мягкий приговор. Впрочем, часть срока легендарный подводник отбывал на Колыме.

Кульбиты памяти

Споры о личности Маринеско и легендарной «Атаке века» не утихают пятьдесят лет. Что это было? Сразу после Второй мировой войны в музее Королевских военно-морских сил Великобритании был установлен памятник Маринеско. В СССР команду лишили заслуженных наград, подвиг замалчивался, а в 1967 году в газете «Советский балтиец» вышла статья, где говорилось, что «Густлов» топил старпом Ефременков, а Маринеско находился «в нерабочем состоянии».
В середине 80-х «Известия» затеяли двухлетнюю газетную войну с Министерством обороны СССР и руководством ВМФ, по версии издания Маринеско незаслуженно забытый герой, военные придерживались другой точки зрения. Даже дочери Маринеско от разных браков по-разному относились к личности отца: одна считала его негодяем, другая благодарила людей, пытавшихся восстановить доброе имя Александра Ивановича.
За рубежом отношение к личности Маринеско тоже неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс опубликовал книгу «Траектория краба» - художественное исследование «Атаки века», - где в самых темных красках описал командира советской подлодки. Американский журналист Джон Миллер дважды приезжал в Советский Союз за сведениями о Маринеско, чтобы написать книгу о пьянице и бунтаре, за отчаянную смелость стяжавшего славу «подводного аса».
Поздние военные аттестации Маринеско пестрят выговорами и прочим «служебным несоответствием», но в одной из ранних его морские учителя написали: «Может пренебрегать личными интересами ради службы», и даже, якобы, есть совсем короткая характеристика: «Способен на подвиг».

Имя Алесандра Маринеско до сих пор легендарно среди моряков подводного флота. 15января 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного подводника.

Ванинское отделение общества “Мемориал” приняло решение установить мемориальную доску Герою Советского Союза офицеру-подводнику Александру Маринеско, отбывавшему заключение в здешнем исправительно-трудовом лагере в 1949 – 1951 годах. Как оказался за колючей проволокой командир подводной лодки, которая с неизменным успехом атаковала транспорты противника, в том числе “Вильгельм Густлов”, слывший любимым лайнером фюрера?..

После увольнения с Балтийского флота в ноябре 1945 года ему, пришедшему на воинскую службу задолго до войны, было непросто найти свое место на гражданке. В 1949 году Александра Ивановича приняли в Ленинградский НИИ переливания крови заместителем директора по хозяйственной части.

Мирная жизнь боевого офицера не задалась. Он снял погоны, но по-прежнему ничего и никого не боялся. Директор института Викентий Кухарчик, который был озабочен постройкой персональной дачи, принципиального зама считал помехой. И подвел его под статью: вначале позволил развезти по домам сотрудников торфяное топливо, лежавшее в институтском дворе, а потом заявил в милицию о краже. В зале суда прокурор, убедившись в преднамеренном подвохе, отказался от обвинения. Однако позицию государственного обвинителя судья Прасковья Верхоева проигнорировала: Маринеско был приговорен к трем годам лишения свободы.

При столь незначительных сроках далеко не отправляют, однако с бывшим командиром подлодки С-13, которая после потопления самого крупного по тоннажу неприятельского судна была удостоена ордена Красного Знамени, поступили ровным счетом наоборот. Писатель-маринист Александр Крон спустя много лет записал рассказ Маринеско о том, что было после суда.

Бил ногами и был счастлив

“Повезли нас на Дальний Восток. Ехали долго. Староста вагона – бывший полицай-каратель родом из Петергофа; здоровый мужик, зверь, похвалявшийся своими подвигами, настоящий эсэсовец. Вокруг него собрались матерые бандюги. Раздача пищи в их руках. Кормили один раз в день, бандюгам две миски погуще, остальным полмиски пожиже.

Чую – не доедем. Стал присматриваться к людям – не все же гады. Вижу: в основном болото, но всегда на стороне сильного. Потихоньку подобрал группу хороших ребят, все бывшие матросы. Один особенно хорош – 23-летний силач, водолаз, получил срок за кражу банки консервов: очень хотел есть и не утерпел, взял при погрузке продуктов на судно. Сговорились бунтовать. При очередной раздаче водолаз надел на голову старосте миску с горячей баландой. Началась драка. Сознаюсь вам: я бил ногами по ребрам и был счастлив.

Явилась охрана. Угрожая оружием, прекратили побоище. Мы потребовали начальника состава. Явился начальник, смекнул, что бунт не против охраны, никто бежать не собирается, рассудил толково: назначил старостой нашего водолаза. Картина враз переменилась. Бандюги притихли, болото переметнулось в нашу сторону. Раздачу пищи мы взяли под контроль, всех оделяли поровну, прижимали только бандюг, и они молчали.

В порту Ванино уголовных с большими сроками стали грузить на Колыму, нас оставили…”.

По свидетельству Аллы Шашкиной, автора книги “Ванинская пересылка”, в 1949 году на территории сегодняшнего райцентра было три зоны. Пересылка стремительно пополнялась заключенными после открытия навигации в мае. Их выгружали из вагонов и под охраной вели на взгорье, где сегодня здание администрации района и примыкающий к нему частный сектор. Тогда это место называлось Куликовым полем: сюда приводили прибывших, здесь проверяли документы, отсюда направляли в санпропускник и баню. После чего начиналось распределение по зонам, причем отдельно шли бандеровцы и власовцы, воры и “суки”, хотя к ним добавляли и политических. “Суками” называли бывших воров, изменивших так называемому воровскому закону. Еще были “красные шапочки” – оказавшиеся в заключении прокурорские, милицейские, судейские чины.

Есть сведения, что в навигацию, которая длилась с мая по сентябрь, количество осужденных, доставленных в Ванино по железной дороге для отправки пароходами на Колыму, доходило до двухсот тысяч. В это трудно поверить, ведь в теперешнем райцентре, застроенном большей частью пятиэтажками, проживают 16 тысяч человек. Где размещалась масса подневольного народа? Чем его кормили?

Анна Денисова, в 1949 году работавшая в санитарном отделе транзита, вспоминала: “Заключенных содержали в ужасных условиях. В бараках – трехэтажные нары, работали много, а ели мало…”. Валерий Янковский,автор публицистической книги, так описывал Ванино конца 40-х годов: “Странный городок на холме на берегу Татарского пролива, обнесенный высоким деревянным частоколом, наподобие старинного острога. Только, разумеется, с колючей проволокой поверх частокола…”. Янковскому пришлось работать гробовщиком, и самым легким, по его признанию, был день, когда из горбыля было сколочено 13 ящиков.

А вот что рассказывал о первых днях пребывания в Ванино Александр Маринеско. “5 тюрьме многоэтажные нары, верхние полки на пятиметровой высоте. Теснота, грязь, картежная игра, воровство. “Законники” жестоко правят, но с ними еще легче. “Суки” хуже – никаких принципов. Хозяин камеры “пахан” – старый вор, тюрьма для него и дом, и вотчина. Но к нам, морякам, благоволил. Однажды я пожаловался ему: украли книгу – подарок жены. “Пахан” говорит: даю мое железное слово, через десять минут твоя книга будет у тебя. Но молодой карманник, тот, кто украл, приказа вернуть книгу уже не мог выполнить. Он ее разрезал, чтоб сделать из нее игральные карты. “Пахан” не мог сдержать слово и взбесился. По его приказу четверо урок взяли мальчишку за руки и за ноги, раскачали и несколько раз ударили оземь. Страже потом сказали: упал с нар. На меня этот случай произвел ужасное впечатление, до сих пор чувствую свою косвенную вину в смерти мальчика”.

Крылов, Лунев и остальные

Рабочий лагерь размещался там, где сейчас железнодорожный вокзал и управление порта. Каждый день до пятисот заключенных работали на погрузке и разгрузке судов, возводили тогда еще бревенчатые пирсы. С 1947 по 1950 год бригадиром рабочего лагеря был Яков Крылов. Как он, воевавший с фашистской Германией и империалистической Японией, награжденный четырьмя орденами, оказался в заключении?

Судьба пехотинца Крылова схожа с судьбой подводника Маринеско. После войны Яков был назначен заместителем командира полка по хозяйственной части. Вышел приказ об оприходовании трофеев, к которым были отнесены продовольствие и вещевое имущество. Ревизия выявила как излишки, так и недостачу. Излишки оприходовали, а на каждый рубль недостачи произвели 12-кратный начет. Результат полагавшегося умножения для помощника командира полка вышел незавидный: недостача составила без малого сто тысяч рублей. Его осудили на шесть лет, лишив боевых наград.

В Ванино Крылов попросился в рабочий лагерь, где за ударную работу начислялись зачеты, а значит, была возможность сократить срок заключения. Его бригада неизменно выполняла план на 151 процент. Рабочий лагерь по сравнению с другими ванинскими лагерями отличался порядком. В его бараках можно было спокойно отдохнуть, написать письмо. После рабочей смены открывался буфет, где продавали папиросы и сладости. Хотя денег на руки выдавалось немного…

После трех лет образцового труда Крылов получил справку об освобождении. После выдачи паспорта надо было выбирать: или уезжать, или оставаться, но без промедления трудоустраиваться. С 15 июля 1950 года Крылов работал в порту как вольнонаемный, через год его назначили заведующим складом такелажа. Боевые награды вернули в 1974 году. Вместе с орденами Отечественной войны, Красной Звезды и Боевого Красного Знамени получил вторую медаль “За отвагу”. Она не была вручена, поскольку он попал в госпиталь после успешной разведки боем 18 августа 1942 года.

Разумеется, Крылов и Маринеско знали друг друга. Вот что рассказывал Александр Иванович о работе в порту, после чего последовал на рыбозавод. “Когда нас стали переводить на лагерное положение, мы, моряки, попросились, чтобы нас всех вместе послали на погрузочные работы в порту. Работа эта тяжелая. Вскоре я стал бригадиром над 25 человеками, и наша бригада сразу стала выполнять более 150 процентов плана, это давало зачет срока один к трем. Меня оценило начальство за то, что я, как бывший торговый моряк, умел распределять грузы по трюмам. В бригаде меня тоже уважали, звали капитаном. Так я проработал несколько месяцев, затем меня выпросил у начальства директор местного рыбозавода. Малограмотный мужик родом из Николаева, отбывший срок и осевший в Ванино. Ему нужен был дельный заместитель. С ним было работать легко, и скажу, не хвалясь: я ему так поставил дело, что, когда подошел срок, он очень переживал мой отъезд, соблазнял райской жизнью и большими деньгами, предлагал вызвать в Ванино мою семью, но я не согласился. На рыбозаводе я был почти на вольном положении при деньгах, но держал себя в струне, ни капли в рот не брал, хотя временами было тоскливо. Очень скучал по семье”.

О работе Маринеско в порту с теплотой отзывался Александр Лунев. Летчик, он прошел войну, был награжден, после войны женился, а в 1947 году его направили в Корею, где СССР противостоял США. Бочка с горючкой, отпущенная без накладной по команде старшего по званию, обернулась для него трибуналом, который присудил ему три года. В Ванино, где он попал в рабочий лагерь, за образцовый труд его перевели в бесконвойники. Александр вызвал жену, они сняли комнату. Как-то вместе стояли в районе рабочей зоны, и мимо проходил Маринеско. “Вот наш бригадир. Очень хороший человек”, – так Лунев представил жене Александра Ивановича, и это случайная встреча осталась в памяти Анны Ивановны на всю жизнь.

Какие люди прошли ванинские лагерные зоны!.. Певица Лидия Русланова, поэтесса Ольга Берггольц, трубач и композитор Эдди Рознер. В спецвагоне была доставлена дочь маршала Григория Кулика, обвиненного в заговоре и расстрелянного в 1950 году.

А в чем заключалась вина Анны Громадской? В том, что она вышла замуж за Владимира Енукидзе – сына Авеля Енукидзе, крестного отца Надежды Аллилуевой, ставшей женой Сталина и покончившей с собой?.. Громадская была реабилитирована, разыскала детей, с которыми ее разлучили. Однако повзрослевшие дочь и сын не приняли ее как родного и близкого человека. И тогда Анна Михайловна возвратилась в Ванино, где валила лес, добиваясь трехкратного выполнения плана, чтобы сократить срок и скорее увидеть Дину и Сашу. Она вернулась в Ванино, чтобы начать жизнь с чистого листа…

Биография.

Родился Александр Иванович Маринеско 2 (15 - по новому стилю) января 1913 г. в Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску, мать - украинка. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».
В ноябре 1933 года был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на подводной лодке Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий он получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 - старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, он служил помощником командира на Л-1, затем в том же году командиром подводной лодке М-96. Первая командирская аттестация, написанная командиром дивизиона подводных лодок В. Юнаковым, отнюдь не была позитивной, читаем: «Дисциплинированный, к подчиненным требователен. К себе требователен недостаточно. Решителен, но малоинициативен… О подчиненных заботлив, но иногда бывает груб в обращении…»


Уже через год после того, как «малоинициативный и грубый» Маринеско принял подлодку «Малютка», она установила фантастический рекорд скорости погружения, всего за 19,5 секунд, тогда как по нормам полагалось 35! Многие командиры просто не верили этому! Кроме того, лодка Маринеско успешнее всех провела торпедные стрельбы и в 1940 году была признана лучшей на Балтийском флоте. Нарком ВМФ наградил Маринеско золотыми часами. В марте 1940 года его принимают кандидатом в члены ВКП(б), а в ноябре Маринеско присваивается очередное воинское звание - капитан-лейтенант. В выводах по аттестации за 1940 год записано: «Достоин назначения на подводную лодку типа «С». Может быть назначен командиром дивизиона лодок типа «М» XII серии.

Подлодка капитана Александра Маринеско вышла на встречу с противником через год после начала войны.
С 9 по 25 августа 1942 года «М-96″ совершает поход, в котором Маринеско одним залпом топит немецкий транспорт «Хелена» водоизмещением 1850 т, следующий с тремя сторожевыми кораблями, после чего успешно уклоняется от преследующих сторожевиков. На подводную лодку немцы сбросили более 200 глубинных бомб. За этот поход 13 ноября 1942 года он был награжден орденом Ленина, несмотря на исключение из кандидатов в члены партии и кучу взысканий.

11 ноября 1942 года «М-96″ получил задание – высадить диверсионную группу на побережье Нарвского залива. В конце года Маринеско восстанавливают кандидатом в члены ВКП(б) и присваивают очередное воинское звание - капитан 3 ранга. В его аттестации 1942 года отмечено: «Достоин продвижения на подводную лодку большего тоннажа». Маринеско направляется на учебу в Военно-Морскую академию в Самарканд (туда была переведена академия на время блокады Ленинграда). В его отсутствие «заговоренная» при его командовании «М-96″ погибает…

В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско получает под свое начало «С-13″.

Два года опальный командир Александр Маринеско не выходил со своим экипажем в море. И только осенью 44-го получает задание на патрулирование. Лодка столкнулась с немецким одиночным транспортом «Зигфрид» и атаковала его. Однако, годы простоя у пирса снизили мастерство моряков и торпедирование из подводного положения не достигло цели. Тогда «С-13″ всплыла, догнала транспорт и расстреляла его из артиллерийских орудий. Сама тактика догона и артиллерийский бой требуют высокого мастерства и храбрости не только от командира, но и от экипажа. Повреждения транспорта были такие, что он только в 1946 году вступил в строй. В ноябре 1944 года А.Маринеско наградили орденом Красного Знамени.


22 декабря 1944 года «С-13″ возвратилась в Ханко и стала готовиться к боевому походу в южную часть Балтики. Тогда-то и произошла история, описанная А.Кроном в повести «Капитан дальнего плавания».
В новогоднюю ночь он со своим боевым товарищем, тоже капитаном III ранга, сошел на берег в Турку и зашел в финский ресторан-гостиницу, где местные жители праздновали наступивший 1945 год. Маринеско с товарищами сел за столик, и они выпили за скорую Победу. Затем заспорили с музыкантами оркестра, которые отказались по их заказу играть «Интернационал», после чего едва не ввязались в драку с местными финнами. Чтобы разрядить взрывоопасную ситуацию, хозяйка ресторана-гостиницы, очаровательная шведка, увела русских офицеров к себе наверх. Маринеско остался у нее до утра. Утром приехал жених хозяйки, с которым она накануне поругалась и придя в ярость сразу сообщил куда следует. За Маринеско приехали и забрали. Делом живо заинтересовался СМЕРШ. Маринеско заподозрили в шпионаже в пользу противника, а за самовольное оставление корабля в боевой обстановке он должен был предстать перед трибуналом. Однако командующий флотом, все же дал ему возможность искупить вину в боевом походе. В него «С-13″ ушла с напутствием командира бригады подводных лодок: «Позор смыть кровью!».
9 января по 12 февраля 1945 года подводная лодка «С-13» вышла в море. В это время и произошло событие, получившее название «атаки века» («атакой века» назвали её англичане, а не русские) и вызвавшее в его оценке обширные споры и дискуссии.


30 января 1945 года в 21 20 на подходах к Данцигской бухте, командир подводной лодки «С-13″ обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлоф» (водоизмещение 25 484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч человек.

По архивному документу – копии представления на звание Героя Советского Союза А.И. Маринеско, подписанной капитаном 1-го ранга А.Орлом 20 февраля 1945 года. В документе говорится, в частности: «30 января 1945 года, находясь на подступах к Данцигской бухте, командир «С-13» обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф» водоизмещением 25 481 тонна… В момент потопления на борту лайнера находилось свыше 8 тысяч человек, среди них 3700 обученных специалистов-подводников, которые следовали к месту назначения для использования в предстоящих операциях немецкого подводного флота. (Сведения о потоплении лайнера подтверждаются шведскими газетами и радиостанциями). Спасти удалось только 988 человек. Потоплением лайнера нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество подводников, которого было бы достаточно для комплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа».


В этом же походе 10 февраля «С-13″ мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий). В совокупности Александр Маринеско по тоннажу потопленных вражеских транспортов и кораблей (42 557 т) оказался самым результативным из советских подводников. Обе атаки А. И. Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал немецкие корабли на пределе возможностей работы двигателей субмарины, да еще в надводном положении, что смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа. Поэтому, командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако, вышестоящее командование, учитывая предыдущие провинности, Золотую Звезду заменило орденом Красного Знамени.


Уже в настоящее время слышатся дискуссии о том, кем был Александр Маринеско. Герой или хулиган? Но в кругах подводников, он, безусловно, остается легендой. Умер А. И. Маринеско 25 ноября 1963 года, был похоронен на Богословском кладбище. После смерти А. И. Маринеско его имя изъяли из обращения, о подвиге «С-13″ было запрещено упоминать. Когда судостроители обратились к Главкому ВМФ адмиралу С.Г. Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско, тот поставил свою резолюцию - «Недостоин».


Только через 27 лет, в 1990 году, после многочисленных представлений и ходатайств Главкома ВМФ адмирала флота В.Чернавина, члена Военного совета - начальника ПУ ВМФ адмирала В.Панина, ветеранов флота и широкой общественности Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 3 ранга Маринеско А.И. посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
У героя-подводника А. И. Маринеско был на войне свой неповторимый стиль. В море он поступал вопреки всем законам подводной войны и даже логике. Атаковал порой со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони - к месту потопления. Лез в самые опасные места - потому что его там не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика. Казалось бы - безрассудство. Но вот любопытный факт. На Балтике воевало 13 подводных лодок класса «С». Все они погибли, за исключением одной - под командованием А. И. Маринеско и под несчастливым номером - 13.

Памятник в Кронштадте
Мемориальная доска в Одессе
Памятник в Калининграде
Вывеска на училище в Одессе
Надгробный памятник
Копия рубки ПЛ «С-13» в Нижнем Новгороде
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Памятник в Одессе (общий вид)
Памятник в Одессе (фигура Героя)
Памятник в Одессе (надпись на постаменте)
Вывеска Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Кронштадте
Памятник в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Одессе (школа)
Мемориальная доска в Одессе (3)
Судно "Александр Маринеско"


Маринеско Александр Иванович – командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.

Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

30 октября 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был призван на Рабоче-Крестьянский Красный Флот и направлен в штурманские классы Специальных курсов командного состава РККФ, после окончания которых его назначили командиром БЧ-1 (штурманская боевая часть) на подводной лодке «Щ-306» («Пикша») Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1936 года с введением персональных воинских званий А.И.Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года – старшего лейтенанта. В 1937 году внезапно был уволен с флота, но через две недели восстановлен. Окончил курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова в 1938 году. С ноября 1938 года - помощник командира подводной лодки «Л-1» Балтийского флота. С мая 1939 года - командир ПЛ «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании - капитан-лейтенант.

В первые дни Великой Отечественной войны подлодка «М-96» под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, выходила на боевые позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. В очередном боевом походе 14 августа 1942 года согласно докладу Маринеско лодка потопила транспорт противника «Хелене» водоизмещением 7000 тонн (фактически была безрезультатно атакована немецкая плавбатарея). Но, возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А.И.Маринеско наградили орденом Ленина.

В конце 1942 года А.И.Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года был исключён) и через несколько месяцев - в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам». Всего на «М-96» в 1941-1943 А.И.Маринеско совершил 3 боевых похода, побед не имел.

В апреле 1943 года А.И.Маринеско назначен командиром ПЛ «С-13». На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года, выполнив 3 боевых похода. В первом из них, в октябре 1944 года он по собственному докладу потопил вооруженный транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско все же догнал противника и потопил его артиллерией). Фактически целью атаки оказался небольшой траулер, который оказался только повреждён и был отбуксирован противником в порт.

С 9 января по 15 февраля 1945 года А.И.Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».

Перед этим походом командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (задержался на двое суток из увольнения в финском порту Турку из-за пьянки), но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.

30 января 1945 года «С-13» атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось около 2000 гитлеровцев и 9000 гражданских беженцев. Немецким ВМС был нанесен серьезный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок среднего тоннажа (что было очень большим преувеличением). Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско «подводником №1».

10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен» (по докладу Маринеско - легкий крейсер «Эмден»), на борту которого пытались эвакуироваться около 3000 солдат и офицеров противника.

Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его 20 февраля 1945 года к званию Героя Советского Союза. Однако «Золотую Звезду» в штабе флота заменили орденом Красного Знамени.

Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1-го ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско все время умело уклонялся.

После Победы проблемы командира с дисциплиной значительно обострились. Дважды на него накладывали партийные взыскания, но обещания исправиться Маринеско не сдерживал. В результате 14 сентября 1945 года вышел приказ №01979 наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность А.И.Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).

С 18 октября по 20 ноября 1945 года А.И.Маринеско был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу Народного комиссара ВМФ СССР старший лейтенант Маринеско А.И. уволен в запас.

Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, 4 были безуспешными. Выполнил 5 торпедных атак, из 4 заявленных побед фактически были одержаны только две, но он - первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету 2 потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн.

После войны в 1946-1949 годах А.И.Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства «Сева» и «Ялта», списан на берег по ухудшению здоровья. В 1949-1950 годах работал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, но был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.

Наказание А.И.Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года - в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.

10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. Через 25 лет, постановлением президиума Ленинградского городского суда от 27 апреля 1988 года, приговор народного суда 2-го участка Смольнинского района города Ленинграда от 14 декабря 1949 года и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены и дело в отношении А.И.Маринеско прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

После освобождения в 1951-1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Скончался после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Маринеско Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Капитан 3-го ранга (23.11.1942, понижен до старшего лейтенанта 14.09.1945, восстановлен в звании в 1960).

Награждён 2 орденами Ленина (3.09.1942, 5.05.1990), 2 орденами Красного Знамени (21.11.1944, 13.03.1945), медалями «3а боевые заслуги» (3.11.1944), «3а оборону Ленинграда» (1943), другими медалями.

Памятники А.И.Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Одессе, Санкт-Петербурге; мемориальные доски - в Одессе на здании мореходного училища и на здании школы школы №105, в Кронштадте и Санкт-Петербурге на домах, в которых он жил. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. Ему посвящён фильм «О возвращении забыть». Его именем названы Одесское мореходное училище, набережная в Калининграде. В центральном музее Вооруженных Сил РФ экспонируется флаг подводной лодки «C-13».

В советском подводном флоте, пожалуй, не найти офицера с такой сложой судьбой, как у Александра Ивановича Маринеско, в котором рядом уживались героизм, предельная собранность и многодневные запои, отчаянная храбрость и наплевательское отношение к порученному делу. Он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету четыре потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн. Но и досталось ему больше, чем кому бы то ни было: в октябре 1941 года исключение из кандидатов в члены партии; предание суду военного трибунала (не состоялось благодаря потоплению «Вильгельма Густлова»); понижение в звании с капитана 3 ранга до старшего лейтенанта; изгнание сначала с подводного флота, а затем и вообще из ВМФ.

Н.Г.Кузнецов, нарком и главнокомандующий ВМФ в годы войны, подписавший приказ об увольнении А И.Маринеско в запас в ноябре 1945 года, спустя много лет писал: «К многочисленным серьёзным проступкам А.Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определённо - отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».

Должное, хотя и поздно, воздали: 5 мая 1990 года, спустя почти 27 лет после смерти, А.И.Маринеско удостоен звания Героя Советского Союза, а в Калининграде ему установлен памятник, который считают своим долгом посетить многочисленные гости города.

Александр Иванович Маринеско родился 2(15) января 1913 года в Одессе, окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой плавал на судах Черноморского пароходства уже матросом 1 класса. В 1930 году Александр поступил в Одесский мореходный техникум, в 1933-м, окончив его, служил помощником капитана на пароходе «Красный флот». Правда, служба оказалась недолгой: уже в ноябре по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий Маринеско получает звание лейтенанта, в ноябре 1938-го - старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова, он сначала служит помощником командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96.

По итогам боевой и политической подготовки 1940 года экипаж М-96 занял первое место, а командир был награждён золотыми часами. Последовало и повышение в звании - Александр Иванович стал капитан-лейтенантом.

Грянула война. М-96 была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. Однако положение удалось исправить, и 14 августа 1942 года лодка топит транспорт противника «Хелене». Правда, без нарушений дисциплины и в этот раз не обошлось: возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не удосужился предупредить наши дозоры или при всплытии хотя бы поднять Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее действия командира на позиции оцениваются высоко, и А.И.Маринеско награждают орденом Ленина3.

В конце года А.И.Маринеско было присвоено звание капитана 3 ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3 ранга Сидоренко все же отметил, что его подчинённый «на берегу склонен к частым выпивкам».

В апреле 1943 года А.И.Маринеско был назначен командиром ПЛ С-13. На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года. В октябре 1944 года он потопил вооружённый транспорт «Зигфрид», а 30 января 1945-го - лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось свыше 7000 гитлеровцев.

Заметим, что перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.

С 9 января по 15 февраля 1945 года А.И.Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого и были потоплены два крупных транспорта противника - «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен». Впоследствии мировая печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско «подводником № 1».

По одним данным, после гибели «Вильгельма Густлова» в Германии отмечался 3-дневный траур, и Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом, по другим - ничего этого не было, но в любом случае немецким ВМС был нанесён серьёзный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2 - 5, 7 - 11, ФРГ), с кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи ПЛ и их командиры.

Так или иначе, но командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. А 10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту которого пытались эвакуироваться свыше 3000 солдат и офицеров противника.

Однако Золотую Звезду герой не получил: её заменили орденом Красного Знамени. Разумеется. А.И.Маринеско обиделся. Иначе нечем объяснить его полное безразличие ко всему в шестом походе на С-13, когда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1 ранга Курникова, он «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско всё время умело уклонялся.

Шестое плавание было признано неудовлетворительным. Александр Иванович, мягко говоря, снова стал пренебрегать службой, и 14 сентября 1945 года вышел приказ наркома ВМФ, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, [по]низить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота. Адмирал флота Кузнецов».

После этого А.И.Маринеско был командиром тральщика Таллинского морского оборонительного района, в ноябре 1945-го его уволили в запас. В 1946 - 1949 гг. Александр Иванович работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 - 1950 гг. - заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, в 1951 - 1953 гг. - топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

После тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года А.И.Маринеско скончался. Его похоронили в Ленинграде на Богословском кладбище. Что ж, как сказано нашими предками, «мёртвые сраму не имуть», и Александр Иванович Маринеско навечно останется в народной памяти подлинным героем Великой Отечественной войны.

Примечания

Нева. 1968 № 7.

В аттестации на А.И.Маринеско командир дивизиона капитан 3 ранга Юнаков записал: «...В партийно-политической и общественной работе активен. Энергичный, обладает хорошими волевыми качествами. Решительный и смелый. Сообразителен и находчив. Умеет быстро оценивать, ориентироваться и принимать правильные решения в простой и сложной обстановке. Инициативен, дисциплинирован. Требователен к себе и подчинённым. Любит морскую службу и свою специальность. Отличный моряк. Оперативно-тактическая подготовка хорошая, военно-морское дело и специальность знает хорошо и умеет правильно сочетать теорию с практикой... Тактичен и выдержан, заботлив о подчинённых...» (Центральный военно-морской архив. Л.Д. инв. № 20426. Л. 19 - 20).

Вот строки из политдонесения военкома бригады ПЛ КБФ бригадного комиссара Красникова: «...Политико-моральное состояние личного состава как до похода, так и в походе было высокое... Примером высокого политико-моратьного состояния служит сам командир капитан-лейтенант тов. Моринеско. беспартийный, ранее исключался из ВКП(б), который в боевом походе показал мужество, отвагу, высокие качества командира-полводника. Он искал врага и топил его, несмотря на сильное противодействие кораблей охранения. Личный состав любит своего командира и верит в его боевые качества...» (ЦBMA. Ф. 135. Д. 23383. Л. 4, 5, 6, 9, 11).

Атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско всё же догнал противника и потопил его артиллерией.

По мнению командира дивизиона капитана 1 ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 ПЛ среднего тоннажа.

ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 215. Л. 464. В 1960 г. приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность А.И.Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.

«Военно-исторический журнал». 2003. № 1.