Лицензия тсж на управление мкд. Создается ли реестр лицензий для ТСЖ? Как данный вопрос регламентируется законом

Товарищества собственников жилья, созданные жильцами одного дома, не будут подлежать лицензированию, которое предлагается ввести в рамках законопроекта о лицензировании управляющих компаний. Предполагается, что данный законопроект отстранит недобросовестные компании от управления жилыми домами. Руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов или жилищных кооперативов должны будут получать квалификационный аттестат. С 1 мая 2015 года осуществлять управление многоквартирным домом без лицензии будет запрещено. Выдавать лицензию для управляющих компаний будет специальный орган — Госжилнадзор региона или Жилинспекция. Начать выдавать лицензии и проводить экзамены для руководителей компаний планируется уже с 1 сентября этого года.

При этом министр строительства и ЖКХ считает, что лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. «Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом», — заявил он.

По оценкам экспертов, отказ от лицензирования однодомовых ТСЖ может привести к увеличению их количества. «ТСЖ, созданное жильцами двух домов, рассматривается, согласно законопроекту, как скрытая УК.

Введение подобного порядка может повлиять на количество ТСЖ, управляющих одним домом, в случае если законодательно будут установлены жесткие требования для получения лицензий и для большинства ТСЖ будет объективно тяжело данным требованиям удовлетворить», — считает юрист коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин.

В случае если требования будут достаточно лояльными, юрист не прогнозирует увеличения числа ТСЖ, управляющих одним домом.

Как пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-Развитие» , по разным регионам существуют примеры ТСЖ, которые управляют сотнями домов. «Такие ТСЖ де-факто осуществляют предпринимательскую деятельность и поэтому должны лицензироваться. При этом они могут не получать лицензию, а нанять УК, которая эту лицензию имеет», — считает эксперт.

При этом сейчас, если верить подсчетам Мосжилинспекции, количество ТСЖ, работающих на рынке, активно сокращается. Так, в 2012 году количество товариществ собственников жилья в Москве сократилось с 8 тыс. до 4,3 тыс. В ходе проверок Мосжилинспекции выяснилось, что данные ТСЖ не соответствовали законодательным нормам или были фиктивными. Тогда, оценивая текущую ситуацию, Мосжилинспекция прогнозировала, что количество ТСЖ сократится до 3,5 тыс.

По оценкам некоторых экспертов, лицензирование должно распространяться и на однодомовые ТСЖ.

Как рассказал «Газете.Ru» адвокат («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), ТСЖ редко имеют надлежащий штат профессиональных сотрудников, чтобы содержать многоквартирный дом.

«Как правило, в таком случае очень много ссор и исков внутри ТСЖ и такая форма управления не приносит соответствующего результата», — пояснил «Газете.Ru» Олег Сухов. Однако в этом случае их количество может, напротив, сократиться.

В случае с ТСЖ собственникам жилья проще осуществлять контроль за его деятельностью, в любой момент они могут попросить у председателя товарищества отчет, он обязан будет отчитаться. При этом форма управления домом посредством ТСЖ дешевле. Обслуживание профессиональных управляющих компаний обходится жителям дома гораздо дороже.

«Управляющие компании, которые работают сейчас на рынке, не заинтересованы в ужесточении требований, предъявляемых к качеству оказываемых ими услуг. При этом в этой области сейчас довольно много нарушений, и ТСЖ, как правило, возникают там, где жители дома недовольны действующей УК», — рассказал «Газете.Ru» Алексей Макрушин.

Как пояснил Олег Сухов, исков в судах по оспариванию создания ТСЖ не так много — около 10% от общего количества в этой сфере.

«В большинстве случаев собственники подают иски к ТСЖ о ненадлежащем качестве услуг — собственники перестают вносить плату за услуги, так как недовольны качеством или завышенными тарифами. До того как ТСЖ требует взыскания средств, мало кто обращается в суд», — поясняет Олег Сухов.

Наиболее частая проблема в ТСЖ, в принципе как и в управляющих компаниях, — вывод средств под собственные нужды. Например, в 2012 году руководитель ТСЖ «Ленинский 52» обвинялся в том, что использовал деньги, которые жильцы переводили за коммунальные услуги, для собственных целей. По некоторым оценкам, сумма составила около 10 млн руб. В Ульяновске председатель ТСЖ «Микрорайон Свияга-10» обвинялся в нецелевом использовании более 16 млн руб.

До января 2015 года лицензия на управление МКД не требовалась, а сами дома плохо контролировались государством. Для исправления этой ситуации был издан новый закон, который подписан президентом РФ. Согласно ему все ООО и ИП, желающие заниматься ведением хозяйства жилых зданий, для осуществления этой деятельности должны получить специальный документ - лицензию на управление МКД.

Как выглядит лицензия на управления МКД

В соответствии с ФЗ № 255 от 21.07.14 с 01.01.15 УК несут административную ответственность за недобросовестное исполнение требований предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 01.05.15 они могут работать только после того, как получат соответствующее разрешение.

Лицензия на управление МКД — официальный допуск к реализации предпринимательской деятельности УК, выписывается органами ГЖН без ограничений по сроку.

Разрешения, которые получают компании, функционирующие в отрасли ЖКХ, являются действительными только на географической территории того субъекта РФ, на которой они были выдан.

На лицевой стороне лицензии обозначено наименование ее и обладателя, точная дата выдачи, государственный номер, полное название органа, который ее выписал. Документ представлен в формате А4.

На обратной стороне указывается местонахождение лицензиата, регион действия разрешения и наименование комиссии, его выдавшего.

Информацию о выпущенных разрешениях вписывают в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и сводную федеральную базу лицензий на управление МКД.

Эти сведения носят открытый характер, публикуются на официальных ресурсах органов ГЖН субъекта РФ в интернете и на сайте уполномоченного федерального учреждения.

Если в течение одного года хозяйствующую организацию или ее руководителя в ходе судебных процессов дважды и более привлекали к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖН, то информация о таких многоквартирных домах удалятся из реестра лицензий на управление МКД и сама компания их больше не обслуживает.

Если произойдет ситуация, когда в течение одного года суммарный метраж таких помещений достигнет отметки в 15 % и выше от общих площадей МКД, которые числятся за данной УК, то орган ГЖН подаст на нее иск в суд с требованием аннулировать лицензию этой организации.

Нужна ли лицензия на управление МКД для ТСЖ

Данным видам организаций нет необходимости проходить процедуру лицензирования, так как это не предусматривает законодательство нашей страны.

Исключением можно назвать только одну сферу — услуги в содержании инженерных сетей. Например, без получения лицензии кооперативы не могут заниматься добычей водных ресурсов.

Помимо этого, региональные органы власти имеют право принять подзаконные акты, которые будут предусматривать получение разрешения на иные виды деятельности.

Получение лицензии на управление МДК в 3 этапа

Принятое законодательство в нашей стране подразумевает то, что лицензия на управление МКД будет выписываться при содействии двух властных структур:

  • территориального органа ГЖН;
  • региональной лицензионной комиссии.

Задача первого органа состоит в том, чтобы принять заявление с дополнительными документами соискателя разрешения на его получение и по итогам их изучения отправить лицензионной комиссии свое заключение о том, возможно ли удовлетворить просьбу претендента или же придется дать отрицательный ответ.

А региональная лицензионная комиссия выносит вердикт о выпуске лицензии на управление МКД. На его основании ГЖН оформляет документ и выдает его руководителю управляющей организации.

Всю процедуру получения лицензии можно разделить на три стадии.

Этап 1. Определяемся с услугами

Разрешение в данной ситуации необходимо для деятельности по обслуживанию многоквартирного дома, которая будет реализовываться в соответствии с требованиями договора содержания жилья, изложенными в статье 162 ЖК Российской Федерации. Данное соглашение составляется и подписывается после того, как руководитель управляющей компании получает лицензию на управление МКД.

Главный список работ по обслуживанию жилых зданий:

  • содержание многоквартирных домов и осуществление ремонта общего имущества;
  • оказание коммунальных услуг;
  • сбор денежных средств с собственников помещений за содержание здания и за проведенные ремонтные работы;
  • организация аварийного обслуживания домов и восстановительная деятельность по ликвидации ситуаций с разрушением частей строения и оборудования;
  • облагораживание придомовых территорий;
  • ведение и хранение документации;
  • прочие виды услуг.

Этап 2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только в планах хотите открыть свой бизнес-проект, то вам необходимо оформить ООО или зарегистрировать ИП и гарантировать выполнение лицензионных условий. Если вы решили вести деятельность сложного уровня - обслуживание МКД, при этом у вас несколько учредителей, то следует выбирать ООО. В той ситуации когда бизнес-проект уже работает и вы хотите попробовать себя в управлении МКД, то вам следует внести корректировки в ОКВЭД ООО/ИП, а также проанализировать соответствие принятым нормам.

Для предоставления услуг управления домом компания должна выполнять лицензионные условия:

  • прохождение государственной регистрации в роли ИП/ООО на территории России;
  • наличие у директора управляющей компании квалификационного документа в соответствии со статьей 202 ЖК Российской Федерации;
  • отсутствие у руководителя организации непогашенной судимости за правонарушения в экономической отрасли, за тяжкие уголовные преступления;
  • обеспечение открытого доступа к сведениям о ключевых показателях деятельности организации, о реализованных работах по содержанию, ремонту многоквартирных домов, о порядке и условиях их осуществления, о ценовой политике компании, о стоимости ресурсов, требующихся для предоставления коммунальных услуг в соответствии с ПП РФ от 23 сентября 2010 года № 7231;
  • отсутствие у соискателя аннулированных лицензий на управление МКД в соответствующем реестре;
  • гарантирование выполнения правил оказания коммунальных услуг собственникам и арендаторам помещений многоквартирных домов в соответствии с ПП РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Важно обратить внимание на получение квалификационного документа, так как эта процедура нуждается в заблаговременной подготовке и отнимает достаточно большое количество времени.

Квалификационный аттестат выдается только после сдачи специального экзамена. В него входит проверка знаний и требований законодательной документации Российской Федерации, которые применяются в реализации предпринимательской деятельности, имеющей отношение к содержанию многоквартирных домов. Для получения допуска на сдачу такого экзамена в отделение ГЖИ или на адрес лицензионной комиссии необходимо направить специальное заявление.

Оно предоставляется лично директором управляющей компании или его официальным представителем. При подаче заявления необходимо иметь паспорт (удостоверение личности). Форма данного экзамена — прохождение теста на ПК. Всего в нем представлено двести вопросов. Для тестирования конкретного человека программа отбирает сто любых заданий из общего списка.

Каждый вопрос имеет узкий уровень специализации, для того чтобы верно дать на него ответ, необходимо владеть достаточно серьезными знаниями в сфере ЖКХ. Проходной бал начинается с отметки в 86 %. На выполнение теста дается два часа. Если директор компании успешно справляется с заданием, то он получает квалификационный аттестат, срок действия которого пять лет. Экзамен проводится государством бесплатно.

Этап 3. Подаем документы, необходимые для получения лицензии

Для того чтобы получить лицензию на управление МКД, в местный компетентный государственный орган необходимо направить специальное заявление (бланк заявления).

К нему необходимо приложить следующий пакет документов:

  • копию устава управляющей компании, которую необходимо заверить у нотариуса;
  • копию документа о государственной регистрации ИП или ООО;
  • копию свидетельства о регистрации корректировок, если такие проводились;
  • копию квалификационного диплома соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на пост директора управляющей компании-соискателя лицензии;
  • квитанцию, которая подтверждает оплату госпошлины в размере 30 тыс. руб.

Дополнение: изначально необходимо выяснить список приложений в местном лицензирующем органе перед тем, как подать заявление, так как в некоторых ситуациях требуется предоставить только выписку из ЕГРЮЛ.

Всю документацию можно передать несколькими способами:

  • личный поход в лицензирующий орган или визит официального представителя заявителя;
  • заказным письмом почтой России с уведомлением о получении;
  • через электронные ресурсы; все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Заявление с приложениями принимаются только в том случае, если есть их опись, на дубликате которой проставлена отметка о точной дате получения данного пакета. Копия описи со входящим штампом направляется соискателю либо его официальному представителю тем способом, которым документы были предоставлены в лицензионную комиссию. После принятия заявления государственным органом заключение о выдаче разрешения на управление МКД будет озвучено в течение одного месяца. За это время лицензионная комиссия проверяет всю документацию, которая была ей предоставлена.

Получив лицензию на управление МКД, компания имеет полное право приступить к выполнению своих рабочих обязанностей. Информацию обо всех многоквартирных домах, которые находятся в ведении данной организации, следует опубликовать на официальном ресурсе в Интернете.

В ситуации когда произошли какие-либо перемены, - подписание другого договора, аннулирование старого - управляющая компания должна внести корректировки на свой официальный ресурс в Интернете в течение трех дней, а также оповестить о любых новых обстоятельствах орган ГЖН.

Не следует забывать и о возможных различных (по графику и внеплановых) проверках на выполнение условий лицензии на управление МКД. Если в деятельности обслуживающей компании будут обнаружены какие-либо правонарушения, то ее разрешение может быть аннулировано.

Когда лицензия на управление МКД подлежит переоформлению

В ФЗ от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» зафиксированы ситуации, в которых разрешение на управление МКД необходимо переоформлять. Это следующие случаи:

  • преобразование формы юридического лица;
  • смена наименования организации (фамилии, имени, отчества, реквизитов документации, которая удостоверяет личность ИП);
  • смена географического местонахождения или изменение адреса регистрации юридического лица;
  • коррективы в списке оказываемых услуг или реализуемых работ, которые имеют непосредственное отношение к лицензируемому виду деятельности.

Таким образом, если управляющая компания поменяла свои юридические географические координаты, то об этом следует сообщить в Государственную жилищную инспекцию и переоформить лицензию на управление МКД. Если организация не выполнит это условие, то к ней будут применены штрафные санкции за нарушение лицензионных требований в соответствии со статьей 14.1.3 КоАП Российской Федерации. Штраф для юридического лица может быть размером до 250 000 руб.

В иных ситуациях, если поменялся фактический адрес, телефонный номер компании, ее локальный устав и т. д., проходить процедуру переоформления лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД не нужно. Эти данные не влияют на получение разрешения, а значит, не вызывают вышеуказанных последствий.

Порядок процедуры переоформления лицензии на управление МКД зафиксирован в статье 18 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99. Для этого организации необходимо направить запрос в органы регионального государственного жилищного надзора, подкрепляя его требующейся документацией. Список необходимых приложений закреплен в пункте 6-м ПП Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»:

  • копии учредительной документации юридического лица, которые прошли процедуру заверения у нотариуса;
  • копия квалификационного документа руководителя управляющей компании (соискателя лицензии);
  • копия приказа о назначении на должность соискателя лицензии;
  • подробная опись вышеуказанной документации.

Копия описи с отметкой о том, в какой конкретно день было принято заявление в государственную жилищную инспекцию, вручается руководителю управляющей компании (соискателю лицензии) лично либо отправляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Если указанное заявление было составлено с ошибками или пакет приложений не соответствует требованиям, то ГЖИ в течение трех дней с момента получения документации поручает лицензиату внести в нее корректировки и ликвидировать погрешности. На это у соискателя есть один месяц.

Перед отправкой пакета документов в государственную жилищную инспекцию необходимо оплатить государственную пошлину — 5 тыс. руб.

Вся процедура переоформления разрешения растягивается приблизительно на сорок пять дней: 30 из них отводится на проверку соискателя на соответствие лицензионным требованиям , а 15 дней — на вынесение вердикта уполномоченным органом.

Необходимо понимать и то, что при переоформлении разрешения на обслуживание МКД управляющей организации может быть отказано в его выдаче. В соответствии с пунктом 7 статьи 14 ФЗ № 99 основанием для вынесения отрицательного заключения могут послужить:

  • ложные или неточно указанные данные в предоставленном пакете документов;
  • несоответствие личности соискателя лицензионным условиям;
  • ранее аннулированное разрешение на управление МКД.

Если же компания утеряла или испортила имеющийся документ, то в соответствии со статьей 17 № 99 ФЗ она может запросить его копию. Дубликат на получение лицензии УК на управление МКД изготавливается за три рабочих дня, а размер государственной пошлины составляет 5 тыс. руб. на 2017 год.

Внесение изменений в лицензию по управлению МКД и соответствующую запись в реестре

Согласно ст. 198 ЖК РФ ситуации, когда список многоквартирных домов подвергся корректировке в связи с подписанием, аннулированием соглашения об обслуживании, а эту деятельность осуществлял лицензиат, директор управляющей компании в течение трех рабочих дней с момента изменения договорных отношений обязан прописать эту информацию на официальном ресурсе в сети Интернет для обнародования, а также отослать эти сведения в ГЖН.

Согласно вышеуказанному приказу новые данные фиксируются в соответствующей базе органом ГЖН РФ. Основанием для этого служит предъявленное предприятием или его официальным представителем заявление о корректировке информации в реестре лицензий на управление МКД, которое содержит следующие сведения:

  • географическое местоположение многоквартирного дома (его адрес);
  • причины для подписания или аннулирования договора содержания здания с управляющей организацией;
  • копию действующего договора обслуживания многоквартирного дома;
  • информация о лицензиате.

В этом заявлении может быть прописан только один многоквартирный дом, т. е. для каждого здания формируется свой документ.

Данное заявление также комплектуется следующими приложениями:

  • копия протокола ОСС, включающего сведения о принятом решении: определении метода содержания многоквартирного дома управляющей организацией, подписание договора обслуживания с директором УК о смене способа хозяйствования или аннулирование имеющегося соглашения;
  • копия протокола конкурсного мероприятия по выбору компании для руководства жилым зданием, согласно которому ее директор признан победителем данного тендера;
  • копия договора содержания, составленного между директором организации и собственниками помещений в доме, а в ситуации когда лицензиат был выбран путем организованного конкурсного мероприятия, — копия соглашения по обслуживанию, которое подписано заявителем;
  • копия акта приема-передачи различной документации, непосредственно имеющей отношение к содержанию многоквартирного дома, должностному лицу, которое взяло на себя эти обязанности, если уволенная УК подает заявление на удаление здания из реестра лицензий на управление МКД;
  • документ, который подтверждает законность действий официального представителя компании, в ситуации когда он имеется, заключенный в соответствии с законодательством РФ;
  • подробная опись представляемой документации с указанием названия и реквизитов каждого приложения и количества страниц, которая заверена подписью самого лицензиата.

Заявление и описанная выше документация рассматриваются за 10 рабочих дней.

Внесение корректировок в реестр лицензий на управление МКД обладает высоким уровнем значимости для управляющей компании. Она, согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ, может приступать к выполнению своих обязанностей только тогда, когда изменения будут проведены по базе.

В каком случае лицензия на управление МКД может быть аннулирована

Согласно статье 20 Федерального закона № 99 существует три реальные причины для того, чтобы аннулировать лицензию на управление МКД:

  • подача держателем заявления о том, что работа по данному виду деятельности остановлена;
  • ликвидация юридического лица или ИП;
  • решение, вынесенное в судебном порядке, о прекращении действия разрешения.

Основание аннулирования лицензии прописано в части 1-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная процедура осуществляется следующим способом: лицензионная группа выносит вердикт и отправляет его в орган государственного жилищного надзора, который на базе этого заключения формулирует иск в суд, а в ходе судебного процесса принимается решение о прекращении действия лицензии на управление МКД.

В части 2-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации зафиксированы причины для исключения дома из реестра лицензий субъекта РФ. Таким поводом может быть назначение в течение одного года двух и более административных наказаний за бездействие или исполнение не должным образом предписаний, а также удаление из базы информации о МКД, в которых суммарный метраж помещений находится на отметке не менее 15 % от всей площади обслуживаемых организацией зданий. Из этого можно сделать вывод о том, что государственная жилищная инспекция обладает правом лишить компанию лицензии на управление МКД и без решения суда.

Если вы находитесь на пороге удаления из реестра обслуживаемых 15 % помещений или не должным образом осуществляете руководство МКД, и вы готовы заявить себе об этом честно и начать что-то менять, главное — не допустите паники. Рассмотрим все ступени процесса аннулирования лицензии на реализацию деятельности по управлению МКД. Данный механизм подробно описан в части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Самое первое, что вы получите в ситуации выполнения лицензионных условий не должным образом — предписание ГЖН. А точнее, предписания, так как в течение одного года ГЖН обязан как минимум дважды выдать требование о ликвидации нарушений в работе по одному или целому ряду МКД, которые находятся под руководством управляющей компании.

Вторая стадия наступает в той ситуации, если вы в установленный период не реализовали указания ГЖИ или подошли к ним халатно. В данном случае в ходе судебного процесса должностному лицу управляющей компании будет назначено административное наказание за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний органов государственного жилищного надзора.

Только после этого ГЖИ имеет право исключить из реестра лицензий субъекта РФ информацию о помещениях, в отношении которых управляющая компания совершила нарушение регламентированных условий.

Если ситуация развивается так, что из базы уходит 15 % от суммарной площади зданий, лицензионная комиссия озвучивает вопрос о подаче иска на УК в суд о прекращении действия лицензии на управление МКД. ГЖН, который получил соответствующий вердикт от комиссии, обращается с заявлением в суд с просьбой об аннулировании вышеуказанного разрешения.

Пример. У компании из Волгограда аннулировали лицензию на управление МКД.

В течение всего 2016 г. УК многократно за ненадлежащий уровень содержания общего имущества в МКД привлекалась к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖИ.

В отношении организации было возбуждено шестнадцать дел об административных правонарушениях. Все завершилось тем, что компания потеряла приблизительно 20 % площадей от суммарной величины зданий, которые находились под ее руководством. Для лицензионной комиссии это явилось главным основанием для того, чтобы применить в отношении УК самую крайнюю меру. Суд принял решение аннулировать лицензию на управление МКД.

В соответствии с пунктом 5-м статьи 198 ЖК РФ, если в течение одного года УК дважды и более была привлечена за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний Государственной жилищной инспекции в одном МКД, информация о данном доме удаляется из базы лицензий.

Если суммарный метраж помещений в подобных исключенных строениях составит 15 % и более от всей площади зданий, обслуживаемых организацией, разрешение на управление МКД будет отозвано. Управляющая компания из нашего примера руководила только одним домом, в связи с чем удаление последнего из базы лицензий привело к автоматическому аннулированию разрешения на деятельность.

Управляющая компания должна продолжить руководить МКД до того момента, пока владельцы помещений не найдут новую организацию или пока следующая УК определится по итогам открытого конкурса.

В связи с этим вам необходимо найти поддержку в лице собственников дома, ведь они могут выступить в роли вашего спасательного круга на стадии принятия решения комиссии ГЖН об исключении сведений о здании из реестра лицензий на управление МКД.

В соответствии с частью 7-й статьи 198 ЖК РФ в течение 2-х месяцев после того как лицензионная комиссия сообщила собственникам помещений о том, что дом может быть исключен из реестра лицензий, они имеют право организовать общее собрание и на его основании вынести вердикт о продолжении или о завершении сотрудничества с данной управляющей компанией.

После встречи владельцев им дается три дня на то, чтобы уведомить о принятом решении государственную жилищную инспекцию. В данной ситуации сведения о доме не удаляются из реестра лицензий на управление МКД.

Мнение эксперта

Обязанности УК при исключении МКД из реестра

Елена Шерешовец ,

член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ»

При удалении МКД из реестра лицензий у управляющей компании появляется обязанность на должном уровне выполнять требования по обслуживанию дома, предоставлению сервиса, осуществлению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с условиями, установленными на законодательном уровне России. Подобные требования зафиксированы в части 3-й статьи 200 ЖК РФ. Таким образом, управляющая компания обязана надлежащим образом выполнять работу по руководству МКД до момента образования обязательств в соответствии с:

  • договором управления МКД в том случае, если УК призвана общим собранием собственников или отобрана по итогам организованного органом местного самоуправления конкурса;
  • соглашением по ведению хозяйства МКД, заключенным компанией с ТСЖ, ЖК и ЖСК;
  • договором предоставления услуг, осуществлением ремонтных работ общего имущества в МКД, договором РСО, зафиксированным в части 1-й и 2-й статьи 164 ЖК РФ.

В ситуации формирования в МКД жилищного объединения управляющая компания должна выполнять функции по обслуживанию здания до фактической государственной регистрации ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Обязанность руководить домом до момента решения его дальнейшей судьбы появляется у хозяйствующей организации только в том случае, если произойдет удаление информации о жилом здании из реестра лицензий на управление МКД и строение не появится при внесении корректировок в эту базу.

Какая предусмотрена ответственность за управление МКД без лицензии

В КоАП РФ уже закреплена норма, которая устанавливает ответственность за ведение ИП без лицензии, когда такое разрешение обязательно на основании статьи 14.1.

Но на законодательном уровне также введено и положение, которое имеет непосредственное отношение к безлицензионной деятельности по руководству МКД согласно статье 14.1.3 КоАП РФ. Аргументировать это можно тем, что руководство домом обладает высоким социальным значением, а следственно, и повышенным уровнем ответственности компаний и ИП. Таким образом, штрафные санкции по статье 14.1.3 КоАП РФ значительно серьезней.

Когда УК реализует действия по управлению МКД с невыполнением лицензионных условий, она может быть привлечена к административному виду ответственности в соответствии с частью 2-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Если обратить внимание на список таких требований, зафиксированный в статье 193 ЖК РФ, то можно вычислить то, что штрафные санкции по части 2-й статьи 7.23.3 КоАП РФ будут применены лишь в двух ситуациях.

  1. При отсутствии у директора управляющей компании квалификационного документа или при условии, когда он был признан недействительным.
  2. При наличии у директора УК непогашенной судимости за преступные деяния в экономической отрасли, а также за тяжкие уголовные преступления.

Иные условия лицензии вряд ли формируют рассматриваемое правонарушение. Например, требование о том, что обслуживающая компания должна быть зарегистрирована как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в России. Данный вопрос проверяется еще на стадии выдачи первичного разрешения на обслуживание дома.

Еще одно условие для получения возможности вести такую деятельность — за прошедшие 3 года претендент не должен иметь аннулированных лицензий на управление МКД в федеральном реестре. Если же таковое имело место, то право на работу заканчивается в тот день, когда вводится соответствующая информация в реестр согласно Жилищному кодексу РФ. В связи с этим управление домом в той ситуации, когда срок действия разрешения истек, необходимо рассматривать как другое нарушение законодательства — ведение предпринимательской деятельности по руководству МКД без лицензии, т. е. зафиксированное в части 1-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Последнее лицензионное условие — выполнение организацией требований по раскрытию информации, прописанных в части 10-й статьи 161 ЖК РФ. Отдельной статьей 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за игнорирование положений по обнародованию сведений управляющей компании.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что организация, обладающая рабочим разрешением, не подвергается наказанию за руководство каким-то определенным домом, информация о котором была удалена из реестра лицензий на управление МКД согласно части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса РФ, несмотря на то, что этот факт можно расценивать как основание для остановки деятельности компании по обслуживанию этого здания.

Также следует сказать о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по статье 14.1.3 КоАП РФ как юрлицо.

Статья КоАП РФ

Диспозиция

Санкция

Статья 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии"

  1. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирного дома без получения на это действие лицензии, если она носит обязательный характер.

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 250 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юридических лиц в размере от 150 до 250 тыс. руб.

2. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирных домов с игнорированием лицензионных условий за исключением тех ситуаций, которые прописаны в статье 7.23.1.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 50 до 100 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 250 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 250 до 300 тыс. руб.

Статья 7.23.3 "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД"

2. Неисполнение прописанными в части первой статьи должностными лицами требований, предусмотренных нормами деятельности предпринимателей в сфере обслуживания многоквартирных домов, в срок аннулирования лицензии или прекращения ее действия в той ситуации, если указанные лица обязаны должным образом осуществлять обслуживание многоквартирных домов.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 100 до 200 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 150 до 500 тыс. руб.

Прописанные в данной таблице правонарушения необходимо относить к длительным, так как их суть заключается в том, что УК на протяжении значительного периода времени не выполняет должным образом свои непосредственные обязанности, также организация работает без получения разрешения и пренебрегает лицензионными условиями. Временной период привлечения к административному виду ответственности руководителя управляющей компании считается с того дня, как были обнаружены нарушения законодательства в ее деятельности.

Информация об эксперте

Е. В. Шерешовец, директор компании «КИТ», член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, заведующая кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. «КИТ» - некоммерческое партнерство саморегулируемая организация управляющих недвижимостью «Качество. Инновации. Технологии». Деятельность НП СРО УН «КИТ» направлена на развитие профессионалов, управление эксплуатацией жилищного фонда, защиту интересов и законных прав членов партнерства.

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    • Юридические лица;
    • В качестве заявителей могут выступать юридические лица, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
    • Индивидуальный предприниматель;
    • В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
  • Стоимость услуги и порядок оплаты


    За предоставление лицензии в соответствии с пунктом 134 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина.

  • Перечень необходимых документов

  • Сроки предоставления услуги

    45 рабочих дней.

  • Результат оказания услуги

    Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (оригинал, 1 шт.).

  • Форма получения

    Лично;
    Через законного представителя;

  • Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать юридические лица, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

      Индивидуальный предприниматель

      В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Государственная пошлина - 30000.0 руб.

      За предоставление лицензии в соответствии с пунктом 134 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина.

    • Перечень необходимых сведений:

      Заявление о предоставлении, переоформлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      В случае обращения за предоставлением государственной услуги в электронной форме с использованием Портала заявление заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

      Копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии (копия, 1 шт.)

      • Обязательный

      Копия приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      документ по шаблону

      Документ, удостоверяющий личность (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу запроса, получение результата предоставления государственной услуги (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц) (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Опись прилагаемых документов (лицензирование МКД) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
    • Сроки предоставления услуги

      45 рабочих дней

      Основания для приостановления предоставления услуги не предусмотрены.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (оригинал, 1 шт.)

        Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия государственных органов в процессе предоставления государственной услуги.

    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

    • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

      5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

      и действий (бездействия) Мосжилинспекции

      и ее должностных лиц

      5.1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Мосжилинспекции и ее должностных лиц, государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги.

      5.2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

      5.3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

      5.3.1. Нарушения срока регистрации заявления (запроса) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении заявления (запроса) и иных документов (информации) от заявителя.

      5.3.2. Требования от заявителя:

      5.3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

      5.3.2.2. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      5.3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

      5.3.4. Отказа заявителю:

      5.3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

      5.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Мосжилинспекции рассматриваются начальником (уполномоченным заместителем начальника) Мосжилинспекции.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) начальника Мосжилинспекции, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

      5.5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

      5.5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

      5.5.2. Почтовым отправлением.

      5.5.3. С использованием официального сайта Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

      5.5.4. С использованием Портала с момента реализации соответствующей технической возможности.

      5.6. Жалоба должна содержать:

      5.6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

      5.6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

      5.6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

      5.6.4. Дату подачи и регистрационный номер заявления (запроса) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме заявления (запроса) и его регистрации).

      5.6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

      5.6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      5.6.7. Требования заявителя.

      5.6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

      5.6.9. Дату составления жалобы.

      5.7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

      Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с действующим законодательством.

      Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

      Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

      5.8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

      5.9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

      5.9.1. Отказа в приеме документов.

      5.9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      5.9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

      5.10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

      5.11. Решение должно содержать:

      5.11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

      5.11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

      5.11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

      5.11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

      5.11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

      5.11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

      5.11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

      5.11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

      5.11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

      5.11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

      5.11.11. Порядок обжалования решения.

      5.11.12. Подпись уполномоченного должностного лица Мосжилинспекции.

      5.12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков Мосжилинспекции.

      5.13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

      5.13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

      5.13.2. Обеспечение приема и регистрации заявления (запроса), оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

      5.13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

      5.13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      5.13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      5.14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

      5.14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

      5.14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

      5.14.4. Наличия:

      5.14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

      5.14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

      5.15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

      5.15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

      5.15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

      5.15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

      5.15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

      5.16. Решения об удовлетворении жалобы и об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

      5.17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      5.18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      5.19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

      5.20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

      5.20.1. Размещения соответствующей информации на стендах в местах предоставления государственной услуги.

      5.20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

      5.21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

      - В случае обращения за выдачей копии лицензии:

      Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.

      - В случае обращения за решением о прекращении действия лицензии:

      Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.

      Непредставление оригинала действующей лицензии.

      - В случае обращения за предоставлением сведений о конкретной лицензии:

      Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      Основания для отказа в приеме документов

      Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, отсутствуют.

      Ведомство:

      (Мосжилинспекция)

      По услуге "Выдача лицензии"

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее - Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование?

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» - к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти - от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ , и даже до дня подписания его президентом .

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ . «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по , в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») - кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям - лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять ».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём - увидим»…

Центр дистанционного обучения "АКАТО" предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену

___________________________________________________________________

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО "АКАТО".
Следите за расписанием мероприятий на сайте "АКАТО".
___________________________________________________________________

Соискателю лицензии отказали в выдаче лицензии на управление многоквартирными домами

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2021 в ч. 1 ст. 192 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 478-ФЗ).

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

2. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

3. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

4. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

5. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

6. Положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

7. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

(см. текст в предыдущей редакции)