Лондонский клуб кредиторов представляет собой. Парижский и лондонский клубы кредиторов. Парижский клуб кредиторов и Россия

Лондонский клуб Парижский клуб и РФ.

Работу выполнила: Маковская Мария

Группа: 51 Б

1. Деятельность Парижского клуба

Парижский клуб (создан в 1956г.) – межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран. Его цель – пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60% задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны – члены ОЭСР. По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий:

Условие о консолидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей;

Дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию;

Консолидационный период, в течение которого должна произойти реструктуризация долга;

Доля долга, подлежащая реструктуризации;

Условия первого взноса по реструктуризованной задолженности;

График платежей.

Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации.

Время от времени Парижский клуб согласовывает условия, на которых реструктуируются долги развивающихся стран.

В апреле 1996 года договорённости с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договорённости) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долларов. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 года, а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 года.

Таким образом, вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. – 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба, Сирия, Монголия, Вьетнам, Ирак, Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти государства – должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом.

2. Лондонский клуб

Лондонский клуб – это международное объединение представителей более 60 крупнейших частных коммерческих банков, сформировавшееся в 80-е годы. Цели этой организации – разрешение проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб в основном кредитовал развивающиеся и социалистические страны. Россия в списке должников занимает четвертое место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Именно на этом рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции.

Лондонский клуб не имеет какой-либо организационной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику, дело которой они рассматривают. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника либо о ежегодной реструктуризации долга, либо о многолетней реструктуризации. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно являются принятие страной программы МВФ по структурной корректировке экономики и осуществлению экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга, тогда как все просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Набор мер по реструктуризации в рамках Лондонского клуба обычно ограничивается:

Соглашениями о выкупе, по которым правительство страны-должника покупает частный долг своих компаний со скидкой у иностранных банков;

Об обмене со скидкой долгов на другие активы, такие как акции национальных компаний;

Сокращение платежей по обслуживанию долга и предоставлении новых займов для выплаты старых долгов.

В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником Лондонского клуба со стороны России будет выступать Внешэкономбанк.

В 1996 году с Лондонским клубом было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 года, когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму в 28,5 млрд. долларов. Было выпущено два новых инструмента – PRIN (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 годах соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривал погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объём которых – 6 млрд. долл.

В конце 1997 г. Россия вступила в Лондонский клуб.

Общие и отличные характеристики Лондонского и Парижского клубов

Функциональный признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Цель деятельности

Решение финансовых проблем стран, которые развиваются, относительно обслуживания и погашение внешнего обязательства

Статус и организационная структура

Неформальные компании без официального мандату с непостоянным составом участников

Процедурная компания деятельности

Основные подходы к оценке финансового поведения дебиторов и условий кредитования идентичные

Периодичность созывов заседаний

Жестко не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности

Начало деятельности

1976 г.

1956 г.

Сфера деятельности

Реструктуризация долга коммерческим структурам

Реструктуризация долга официальным (государственным) кредиторам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты обязательств)

Определяется кредитором (дата, из которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые займы)

Представительство интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы кредиторов представляют самые влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы задолженности

Условия «старых» задолженностей не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации займа, и банки становятся владельцами новых евробондов

Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотренные

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательной

Реструктуризация обязательства объединяется с требованием подписания соглашения на выделение траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

3. Внешний долг России

В прошедшем десятилетии Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям. С середины 90-х годов этот процесс дополнился экспансией внутреннего долга. Девальвация рубля в 1998 году мгновенно утяжелила относительное бремя внешнего долга в несколько раз, так что к 2000 году оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает критическую отметку, установленную международными финансовыми организациями на уровне 50%. В результате Россия оказалась одним из крупнейших должников в мире, и перед ней со всей остротой встала проблема обслуживания и погашения своих долгов.

Вместе с тем, в начале октября 2001 года два международных рейтинговых агентства, Fitch IBCA и Standard & Poor’s, повысили долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной и местной валюте в евробондах. Fitch увеличило свой кредитный рейтинг России с B до B+, а Standard & Poor’s изменило свой прогноз российского рейтинга кредитоспособности со стабильного на позитивный. По заявлениям рейтинговых агентств, улучшение кредитных оценок России связано с положительными сдвигами в экономике страны. Одновременно отношение внешнего государственного долга к ВВП сократилось до 50% (по материалам Financial Times).

Впервые с конца 2001 года Минфин опубликовал официальную информацию по внешнему долгу России. Как говорится в официальном сообщении Министерства финансов России, госдолг России на 1 января 2003 года (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) составил $122,1 млрд. против $130,1 млрд. на 1 января 2002 года.

Долг странам - членам Парижского клуба кредиторов составляет $44,7 млрд., странам, не вошедшим в Парижский клуб кредиторов - $7,7 млрд. "Коммерческая" задолженность на 1 января 2003 года составляла $3,9 млрд.

Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 января 2003 года составила $13,9 млрд., в том числе, Международному валютному фонду Россия должна $6,5 млрд., Всемирному банку - $7,0 млрд., Европейскому банку реконструкции и развития - $0,3 млрд.

Долг по еврооблигациям на начало года составил $36,9 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа (4-8-го траншей) - $9,3 млрд.

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России - $6,2 млрд.

Сейчас, после завершения процесса урегулирования внешней задолженности бывшего СССР, акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на "нулевой" вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга. В последние годы это правило строго соблюдается: с начала 1999 по 2001 год совокупный внешний долг России сократился с более чем 150 млрд. долларов до менее чем 147 (на 1.01.01).

Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание прежде всего на структуру заимствований по срочности. Вновь привлекаемые иностранные кредиты и займы – это новый долг, меняющиё графики погашения и обслуживания ранее накопленного внешнего долга. Из опыта бывшего СССР известно, что неоптимальная структура заимствований привела к образованию "пиков" платежей, спровоцировавших долговой кризис. Причём даже приемлемые условия каждого нового кредита, займа, выпуска ценных бумаг в отдельности не исключают их негативного совокупного воздействия на общий график платежей по внешнему долгу.

Список литературы

  1. http://odiplom.ru/ekonomika/parizhskii-i-londonskii-klub
  2. http://forexaw.com/TERMs/Corporations_and_companies/European_companies/l796_%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1_London_Club
  3. http://model.vscc.ac.ru/vers3/DE/mvko/95mvko_lec95.htm

Робота

з дисципліни

Інвестування

«Міжнародні фінансові організаціі»

Виконав:

студент 3 курсу

спеціальності «Маркетинг»

Давиденко Олексій

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные 2) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.) Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.). Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС). Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств. Наиболее известны и авторитетны следующие международные организации: Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.

Международный валютный фонд Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его за­дачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международ­ных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валют­ных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между стра­нами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения вре­менных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал пре­доставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные эко­номические и политические реформы. МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализирован­ного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в наши дни его членами являлись 182 государства. Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в со­ответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд. долл. США. В последующие годы в связи с приемом новых членов и увеличиваю­щейся потребностью в средствах для оказания помощи нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой экономике. На состо­явшейся в 1997 г. в г. Сянгане (Гонконге) сессии МВФ было принято решение о повышении его капитала на 45%, и после одобрения этого решения парламен­тами стран-членов (такой порядок принят в Фонде), уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.). Первоначально страны-члены должны были оплачивать 25% квоты золотом, а остальные 75% - националь­ной валютой. Начиная с 1978 г. вместо взносов золотом оплата в размере 22,7% квоты производится резервными активами (СДР и конвертируемой валютой). В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:генеральное соглашение о займах; новые соглашения о займах; заимствование средств у государств - членов МВФ. Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными орга­нами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизацион­ными фондами. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, ко­торая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По исте­чении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную опе­рацию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете националь­ную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процент­ную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на ос­нове рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6-8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду. Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получе­ния связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда при­емлемых для этих стран. Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других госу­дарств - членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию. В целях оказания помощи странам - членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и соци­ального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предос­тавляют средства на валютных условиях. К ним относятся: Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, сред­ства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедст­виями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами; Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых то­варов, создаваемых в соответствии с международными соглашениями; Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслужи­ванию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами; Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике пу­тем осуществления радикальных экономических и политических реформ.

Группа Мирового банка Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала - Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуще­ствлению в ряде стран программ экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в 1944 г. с целью оказания помощи п восстановлении и развитии экономики за­падноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в этих странах основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Мировой банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся стра­нам финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и развития международных экономических организаций, оказывающих техническое содействие этим государствам.

Международная финансовая корпорация МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК креди­тует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорента­бельных проектов в наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов. К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в ус­тавной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвра­щенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках. МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и То­кио. Действуют представительства в Африке, Азии, Латинской Америке и Ев­ропе, а также консультативные бюро по разработке проектов (Project Develop­ment Facilities).

Международная ассоциация развития. МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели - предоставле­ние займов/кредитов для приоритетных, экономически и технически обосно­ванных проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерче­ские, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требова­ниям, а именно возвращающим кредиты), то МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с ежегодным душевым доходом менее 1200 долл. США.). МАР располагает тремя основными источниками финансирования: при­были МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-чле­нов. Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов. Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономиче­ской экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям МАИГ, основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью. Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве допол­нения к деятельности институтов группы Всемирного банка.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) - инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 60 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 27 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Парижский клуб кредиторов Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Оно объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб, официально известный под названием «Консультативный комитет коммерческих банков», представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов). Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости.

Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

·Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов;

·Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

·Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга.

ХЬЮСТОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1990 г.)

Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный
срок -8 лет.

Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период-10 лет.

Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо часть непогашенной суммы кредитов (10%), либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упо­мянутые 10%.

Критерии для пересмотра долгов:

Годовой доход на душу населения не должен превышать установлен­ный Всемирным банком потолок (1235 долл.).

Соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долгакоммерческимкредиторамдолжносоставлятьне менее 1,5к 1.

Установленные показатели масштабов задолженности:

Сумма долгане менее 50% объема ВВП;

Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275 %;

Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Рис. 3.7. Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода

Решение о пересмотре долга на Хьюстонских условиях принимается для каждой страны отдельно, согласно разработанным критериям. На основе Хьюстонских условий с 1990 по 1992 г. было заключено 15 согла­шений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд долл. 1

Наряду с названными условиями реструктуризации долга действу­ют Стандартные, или Классические, условия реорганизации внешнего долга, которые применяются для стран со средним доходом на душу населения. Стандартные условия предполагают:

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1993. NY. : United Nations, 1993. P. 51-53.


236 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризацию долга до 100% (в некоторых случаях только ос­новной долг);

Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом;

Рыночные ставки.

Как отмечалось, основная цель Парижского клуба - реструктури­зация долгов развивающихся стран. В рамках Клуба достигается отно­сительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

В определенном смысле можно было бы сказать, что Парижский клуб также решает задачу «...мир, в котором нет бедности», хотя и не провоз­глашает этой цели, если бы интересы кредиторов и должников совпадали. Однако в рамках Парижского клуба правила игры устанавливают креди­торы, исходя из своих интересов. Должники в силу своей слабости при­нимают условия Клуба. Участвуя в переговорах, им приходится выступать перед сплоченными кредиторами, работающими в тесном взаимодейст­вии и хорошо знающими друг друга. По словам одного из членов, в Па­рижском клубе существует определенное ядро. Кредиторы проводят не только официальные, но и неофициальные встречи, постоянно поддер­живают контакты, хорошо знают друг друга и раз в месяц встречаются за ужином, который, по сути, является рабочим заседанием 1 .



Положение должников осложняется близостью позиций кредито­ров по многим важным вопросам. Голосование в Клубе никогда не проводится и наиболее почитаемым правилом является консенсус.

Процесс ведения переговоров и принятие решений не регулирует­ся никакими положениями. Применяемый индивидуальный подход к странам делает невозможным обжалование предложенных худших ус­ловий. Наконец, кредиторы подвержены различным политическим влияниям, что отражается на принятии решений.

Специалисты считают, что назрела необходимость упорядочить и реформировать правила пересмотра долгов, чтобы кредиторы и должники получили возможность планировать свои действия по соз­данию здоровой мировой экономики. Для этого необходимо стра­нам-должникам объединить свои усилия и потребовать учета интере­сов их народов.

Решить эту проблему можно двумя путями. Во-первых, правитель­ствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой следует проявлять большую осторожность при ведении переговоров о займах и кредитах. Уже на ранних этапах переговоров включать в делегацию экс­пертов и юристов. Во-вторых, страны-должники должны также дейст-

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 121. Цити­руется по: Mountfeld, P. The Paris Club and African Debt / University of Sussex, 1998. P. 6.


вовать единым фронтом против кредиторов. Следует поддерживать та­кие инициативы, как создание Клуба Рио, который развивающиеся страны Латинской Америки пытаются организовать для защиты своих интересов 1 .

Несмотря на отмеченные недостатки Парижского клуба, оцени­вая его деятельность, следует отметить, что государства-кредиторы играют значимую роль в уменьшении бремени внешней задолженно­сти развивающихся, а также ряда стран Центральной и Восточной Ев­ропы.

Для стран, преобразующих и реформирующих свои экономики, деятельность Парижского клуба стала одним из источников финансо­вых ресурсов.

В то же время, помимо бедных стран, перед Парижским клубом стоит задача оказания помощи государствам со средним уровнем дохо­да и большими объемами внешнего долга. Кредиторы Парижского клуба должны осуществить пересмотр их долгов, обеспечить им обслу­живание долга с учетом необходимости восстановления равновесия их платежных балансов и кредитоспособности.

Применение для этой группы стран льготных условий в отноше­нии невыплаченных долгов поможет решить вышеназванную пробле­му. Однако для обеспечения экономического роста и развития необхо­димы новые источники финансовых ресурсов.

Таким образом, перед Парижским клубом стоит сложная задача - поиск необходимого равновесия в принятии мер по достижению об­легчения обслуживания долга стран со средним уровнем дохода и изы­сканием новых источников финансирования.

Лондонский клуб (London Club) - это международная неправитель­ственная организация, объединяющая около 600 коммерческих бан­ков 2 , созданная для пересмотра сроков погашения кредитов стран «третьего мира», представленных коммерческими банками без пра­вительственных гарантий. Свое название клуб получил в связи с тем, что переговоры должников и кредиторов чаще всего проходят в Лон­доне.

До 70-х гг. не существовало механизма по урегулированию долгов, так как особых проблем с долгами коммерческим банкам не возника­ло. Необходимость урегулирования долговой проблемы возникла в конце 60-х гг., когда Филиппины оказались не в состоянии обслужи-

1 Саркисянц, А. Г. Указ. соч. С. 121-122.

2 Экономическая энциклопедия. М. : Экономика, 1999. С. 372.


238 Глава 3. Международные финансовые организации

вать значительную часть своего долга частным банкам. На переговорах в 1970 г. было заключено соглашение об урегулировании филиппин­ского кризиса, которое и заложило основу Лондонского клуба и усло­вий погашения задолженности перед коммерческими банками. Пер­вое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с пробле­мами платежей Заира.

В настоящее время влиятельными членами Лондонского клуба, его ядром, являются банки:

Германия: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank, Kommerzbank AG;

Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale;

США: Bank of America;

Великобритания: Midland Bank;

Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank, Industrial Bank of Japan;

Франция: Credit Lyonnais SA, Banque Nationale de Paris SA;

Австрия: Creditanstalt-Bankverein 1 .

Этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности явился принятый в 1982 г. Меморандум о долге Мекси­ки, который стимулировал обращение в Лондонский клуб стран-долж­ников с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих долгов. В результате в 1982 г. было заключено 14 соглашений на 10 млрд долл., а в 1983-1984 гг. - 47 соглашений на 130 млрд долл. 2

Хотя коммерческие банки колебались прежде, чем предоставить новые займы, должникам нужны были дополнительные средства для выплаты процентов банкам. Поэтому банки вынуждены были расши­рить свои торговые и другие краткосрочные кредитные линии. Не­смотря на успешное осуществление в некоторых странах программ фи­нансового выравнивания, к середине 80-х гг. добровольное кредитова­ние со стороны банков по существу прекратилось. Для поощрения развивающихся стран, предпринимающих решительные усилия в об­ласти финансового выравнивания, коммерческие банки ввели в прак­тику долгосрочные соглашения о реструктуризации внешнего долга (МИРА), которые позволили улучшить международную ликвидную позицию стран.

Согласно разработанной в конце 1985 г. новой стратегии урегули­рования долга стран со средним доходом (План Бейкера) стал прово­диться анализ программы финансового выравнивания страны-долж­ника, возрос объем банковских кредитов в поддержку программной

1 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/i-e/work/news.

2 International Monetary Fund. World Economic Outlook, 1992-1998. Washing­
ton D.C., 1992-1998.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

деятельности, при этом результаты непрерывно контролировались че­рез МВФ. В середине 80-х гг.. крупные страны со средним доходом по­лучили более благоприятные условия кредитования, чем большинство африканских стран, расположенных к югу от Сахары. В результате это­го многие страны, «выпавшие» из инициатив Бейкера, были вынужде­ны искать альтернативные формы пересмотра долга и облегчения бре­мени задолженности. Одной из таких альтернатив для них стал Лон­донский клуб 1 .

Лондонский клуб стремится облегчить долговое бремя развиваю­щихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не явля­ется официальной международной организацией, состав его членов нестабилен.

В Лондонском клубе интересы коммерческих банков-кредиторов. представляет Консультативный комитет. В его состав входят банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны.

Лондонский клуб реструктуризирует долги только коммерческих структур. Он не имеет постоянного председателя и секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Па­рижском клубе. Правила, регулирующие проведение заседаний Лон­донского клуба, индивидуальны для каждой страны. Такой порядок за­трудняет описание процедур Лондонского клуба.

Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, обра­зуют Банковский консультативный комитет (БКК). Он защищает ин­тересы коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В состав БКК входят не более 15 банков. Соглашение, достиг­нутое между страной-должником и БКК, должно быть одобрено теми банками, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должникам; только после прохождения процедуры одобрения согла­шения официально подписывается.

Лондонский клуб в отличие от Парижского не пересматривает процентные платежи, а предоставляет новый"займ стране в качестве части пакета мер реструктуризации долга. Доли банков в таком займе основываются на величине их рисков в стране-должнике. В последнее время банки проявляют желание предоставлять новые займы основ­ной части должников.

В современных соглашениях о пересмотре долга появился набор альтернативных финансовых возможностей, включающий инстру­менты сокращения, пересмотра и сроков погашения долга.

1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 123.


240 Глава 3. Международные финансовые организации

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в не­сколько этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кре­диторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению платежа. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается после того, как страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она пред­полагает приостановить платежи по своим обязательствам. Заявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пе­ресмотре сроков погашения этого долга. Хотя заявление не имеет ни­какой юридической силы, тем не менее оно препятствует попыткам кредиторов возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с тре­бованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбужде­ния судебного процесса, выплаты компенсации и т.д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставле­нии кредита. Боязнь того, что любое одностороннее движение какого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры для воз­вращения своих долгов и, таким образом, может оставить кредиторов вообще без какого-либо возмещения, объясняет, почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998 г. моратория Россией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требо­ваний (исключение составили лишь Lehman Brothers, которые, одна­ко, так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разра­ботку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею услови­ям работы в составе БКК и представляющие основные геофафические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в 1998-1999 гг. входи­ли: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, Banca Nazionale del Lavoro SpA (BNL), Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Autria, Dresdner Bank.

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультатив­ным комитетам стать достаточно компетентными органами для де­тальной оценки экономических перспектив страны и построения схе­мы рефинансирования на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия). В частности, сейчас банки ведут пере-


3.5. Парижский и Лондонский клубы

говоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам ре­финансирование в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное ре­финансирование, банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные кредиторы. Кроме того, они снизили величину гаран­тийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев уст­ранили разовую комиссию 1 .

После подготовки информационного меморандума первым офици­альным контактом между страной-должником и БКК является органи­зация совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны кредиторов и должника, причем со стороны последнего та­кой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее законодательство должника может затруднить принятие на себя Центральным банком государственного долга. При рефинанси­ровании долгов по аккредитивам, когда Центральный банк не смог пе­ревести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, кредиторы признают Центральный банк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возник­нуть тогда, когда Центральный банк используется для реструктуриза­ции средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждений или полу государственных предприятий, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего, как отмечают, спе­циалисты, с юридической и конституционной точек зрения только су­веренное государство может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, Центральный банк не может нести ответст­венность за долги, например, правительств республик, штатов, цен­трального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отноше­ния с правительством или государством. Именно Центральный банк, а не государство обычно является держателем валютных активов стра­ны. Но Центральный банк как государственный орган не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве заемщика, а Центральный банк"обязуется делать валютные платежи по этому соглашению.

Саркисяиц, А. Г. Система международных долгов. М. : ДеКА, 1999. С. 125.


242 Глава 3. Международные финансовые организации

Далее определяется, какие долги.подлежат реструктуризации. По­сле согласования перечня валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования кредита и процедуры контро­ля подписывается соглашение о пересмотре долга.

Таким образом, Лондонский клуб является международным объе­динением с целью решения долговых проблем путем реструктуриза­ции задолженности, отсрочки погашения долга" и предоставления во­зобновляемых кредитов.


Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

Лондонский клуб (англ. London Club ) - это неформальная международная , объединяющая банки, предоставившие займы правительствам отдельных стран или отдельным юр. лицам этих стран , испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания - Лондон. Л.к. сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Л.к. состоялось в 1976 для урегулирования проблем задолженности Заира.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения займов , предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими заемщиками часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки , перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В , который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. Банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена кредитов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло заемщикам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает кредитор от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги , которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих заемщиков.


Договора о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из заемщиков;

Положение о равноправии. Все кредиты рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и , которые зависят от фактического объема риска банка;

Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между заемщиками проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает , как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в , от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных ссуд. После этого составляется перечень всех заемщиков, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных займов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.

Следующий шаг координационного комитета состоит в назначении разных подкомитетов. Важнейшим из них есть экономический подкомитет, в обязанности которого входит оценка положения с задолженностью и общих экономических перспектив страны с целью информировать другие коммерческие банки-кредиторы о возможностях должника из погашение своих долговых обязательств.

Л.к. включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Л.к. составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Л.к. БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности. На регулярных заседаниях Л.к. принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются договора со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых ссуд, а с другой - жесткие меры по обеспечению возврата займов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д. Объем операций Л.к. значителен. Так, за годы долгового кризиса 1982-85 гг. Л.к. заключил 47 соглашений на общую сумму 130 млрд долл. Л.к. активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом, но это сотрудничество носит в первую очередь информационный характер, поскольку в отличие от них осн. целью Л.к. является возврат своих средств. Объем задолженности Российской Федерации перед Л.к. составляет 32,3 млрд долл.

Из них основная сумма долга составляет 22,2 млрд долл., к-рый был реструктурирован в 1994 и оформлен в облигации PRIN. Накопленные проценты в сумме около 6,8 млрд долл. оформлены в облигации IAN. Еще 2,8 млрд долл. Долгов составляют просроченные выплаты. Проблемы с обслуживанием долгов начались после августа 1998. В феврале 2000 достигнута договоренность с БКК о списании суммы основного советского долга в облигациях PRIN на 37,5% и накопленных процентов в облигациях IAN на 33%. В результате Российской Федерации Л.к. сократился до 21,3 млрд долл. После подписания эта категория долга будет переоформлена в новые 30-летние еврооблигации.

В первые 6 мес. после денежной эмиссии этих бумаг Россия будет платить по ним 2,25% годовых, еще полгода по 2,5%, в течение последующих 6 лет - 5% и с 2007 до полного погашения -7,5%. Просроченные проценты не подлежат списанию и переводятся в 10-летние евробопды. Причем 270 млн долл. должны быть выплачены Российской Федерацией сразу после подписания договоренности. Затем до полного погашения они будут обслуживаться по ставке 8,25% годовых. В апреле 2001 проведен заключительный этап процесса реструктуризации задолженности Российской Федерации Л.к. (задолженности советских экспортно-импортных структур западным фирмам). В соответствии с правилами Л.к. эти обязательства реструктурируются в евробон-ды. В евробонды будет конвертировано 62,5% суммы основного долга и 67% суммы накопленных процентов. Остальное подлежит списанию. На международный рынок акций поступят еврооблигации на 2 млрд долл. по номиналу. Выпускаемые бумаги имеют два срока окончания расчетов (2010 и 2030). Выплаты будут осуществляться раз в полгода (начиная соответственно с 2006 и 2007).

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего заемщики представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге). Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным заемщикам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и фирма носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названи ем Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих кредиты той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без затрат для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком кредите обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ договора о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации , тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Общие и отличные характеристики Лондонского и Парижского клубов

Функциональный признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Цель деятельности

Решение финансовых проблем стран, которые развиваются, относительно обслуживания и погашение внешнего долга

Статус и организационная структура

Неформальные компании без официального мандату с непостоянным составом участников

Процедурная деятельности

Основные подходы к оценке финансового поведения дебиторов и условий кредитования идентичные

Периодичность созывов заседаний

Жестко не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности

Начало деятельности

Сфера деятельности

Реструктуризация задолженности коммерческим структурам

Реструктуризация задолженности официальным (государственным) заемщикам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты долгов)

Определяется заемщиком (дата, из которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые займы)

Представительство интересов заемщиков

Интересы заемщиков представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы заемщиков представляют самые влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга

Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации задолженности, и банки становятся владельцами новых евробондов

Соглашения прошлых периодов могут быть пересмотренные

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательной

Реструктуризация задолженности объединяется с требованием подписания договоренности на выделение траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

Процесс пересмотра погашения коммерческого долга. Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим заемщики формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим обязательствам. Такое заявление о моратории означает неспособность кредитора обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пересмотре сроков погашения этого долга. Не имея никакой юридической силы, заявление тем не менее на первых порах действует на заемщиков как гипноз: оно препятствует любым их попыткам возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с требованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбуждения судебного процесса, выплаты компенсации и т. д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставлении займа. Объяснение простое - любое одностороннее движение какого-либо заемщика вынудит всех других заемщиков принять меры для репатриации своих долгов и, таким образом, внеся сумятицу, может оставить их вообще без какого-либо возмещения. Вот почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998г. моратория Российской Федерацией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требований (исключение составил лишь , однако, его требования так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разработку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными заемщиками с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие ос новные географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche bank, Credit Lyonnais, BNP, BNL, bank of Tokyo-Mitsubishi, bank Austria, Dresdner bank.

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультативным комитетам стать достаточно компетентными органами для детальной оценки экономических перспектив страны и построения схемы вложения инвистиций на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ ). В частности, сейчас банки ведут переговоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам вложение инвистиций в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное дополнительное вложение капитала , банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные заемщики. Кроме того, они снизили величину гарантийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев устранили разовую комиссию.

Однако точное соотношение интересов заемщиков зависит от состава каждой группы, в любой конкретной группе заемщиков можно найти определенные "группы с особыми интересами".

Самой важной группой заемщиков является та, на которую приходятся основные риски кредитора. Этими заемщиками вполне могут быть крупнейшие банки мира. На ранних этапах кризиса суверенного долга размер долгов суверенных государств-заемщиков банкам превышал стоимость их капитала. Поэтому этим банкам грозили достаточно большие убытки, которые могли поставить их на грань банкротства, и они были вынуждены заключать такие договора со своими суверенными должниками, защищавшие стоимость их непогашенных активов. Для этого они должны были обеспечить, чтобы должники не только признали свое обязательство по возмещению долга, но и осуществляли выплату процентов по долгу на текущей основе. Интересы крупных заемщиков не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Мелких заемщиков больше беспокоили расходы, которые они понесут при пересмотре условий погашения долга, и прецеденты, которые они создадут, заключив с кредитором "щедрое" соглашение, нежели убытки, которые они понесут, если будут добиваться соблюдения своих прав против должника или если переговоры сорвутся и они не смогут взыскать с должника. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих обязательств. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость международной финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

После подготовки информационного меморандума первым официальным контактом между страной-должником и БКК является совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны заемщиков и должника, причем со стороны последнего такой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее должника может затруднить принятие на себя центробанком государственного долга. При рефинансировании долгов по аккредитивам, когда ЦБ не смог перевести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, заемщики признают центрбанк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возникнуть тогда, когда ЦБ используется для реструктуризации средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждении или полугосударственных предприятии, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего следует отметить, что с юридической и конституционной точек зрения только суверенное может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, центрбанк не может нести ответственность за долги, например, правительств республик, штатов, центрального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отношения с правительством или государством. Именно ЦБ, а не государство обычно является держателем валютных активов страны. И опять же, центрбанк как не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве кредитора, а ЦБ обязывался делать валютные платежи по этому соглашению. В случае с Российской Федерацией агентом правительства по внешнему долгу страны с самого начала был выбран Внешэкономбанк.

Далее определяется, какие долги подлежат и какие не подлежат реструктуризации. Например, внутренний долг не подлежит реструктуризации, поскольку суверенные государства редко положительно воспринимают попытки заемщиков вмешаться в процедуры обслуживания внутреннего долга, выплачиваемого в местной валюте. Они могут также не согласиться с определением в качестве внешнего такого долга, который относится к валютным обязательствам, выплачиваемым физическим и юрлицам страны, поскольку такие выплаты сами по себе не ведут к оттоку иностранной валюты.

После согласования перечня разрешенных валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования ссуды и процедуры контроля подписывается соглашение о пересмотре долга.

Пересмотр условий погашения долга. Для понимания главных особенностей процесса пересмотра долга необходимо помнить о состоянии отношений между должником и заемщиком в тот момент, когда страна-заемщик объявляет, что она не сможет выполнить своих долговых обязательств при наступлении срока их погашения. В число должников в стране-заемщике может входить не только само суверенное государство, но и такие юридически самостоятельные кредиторы из государственного сектора, как центрбанк и государственные предприятия со своими полномочиями в области получения кредитов. Одни из этих юр. лиц самостоятельно получают кредиты, а у других долги гарантируются суверенным государством. Кроме того, возможно и наличие кредиторов из частного сектора, долг которых может гарантироваться, а может и не гарантироваться официальными властями, но которые пострадают, если суверенное государство попытается вмешаться в управление валютными ресурсами страны.

В целом, эти долги имеют неодинаковые сроки погашения, могут выражаться в разных валютах, иметь различное целевое назначение и регулироваться различными юридическими нормами, включая действующее законодательство . Кроме того, держателями долгов может быть множество заемщиков. Даже в случае стран с небольшим долгом общее число банков может приближаться к ста.

Хотя разнообразие долгов усложняет пересмотра долга суверенного государства, громоздким его делает большое число затронутых сторон. Кроме того, банки могут проявлять подозрительность друг к другу и не идти на уступки, которые могут дать преимущества другим заемщикам за их счет.

Для упорядочения этого процесса и создаются банковские консультативные или руководящие комитеты. Комитеты состоят из представительной группы банков-кредиторов, которая ведет переговоры с должником от имени всей группы заемщиков.

Руководящий и консультативный комитеты не имеют юридических полномочий заключать с кредитором такое соглашение, которое будет обязательным для других заемщиков, поскольку процедуры внесения поправок в первоначальные договоренности о кредитах и включения изъятий основаны на первоначальных соглашениях. Обычно эти договора требуют единогласия или большинства голосов всех членов кредитного синдиката. В кредитных соглашениях не предусматривается какая-либо роль для консультативных или руководящих комитетов, а заемщики не принимают на себя обязательство подчиняться решениям таких комитетов. Таким образом, кредитор, который не согласен с основными условиями нового договоренности, всегда имеет возможность добиваться через суд выполнения первоначальных долговых обязательств, которые несет перед ним должник.

Одним из обстоятельств, определяющих юридический статус руководящего или консультативного комитета, является то, что он должен максимально представлять банковскую и географическую структуру группы заемщиков.

Международные финансовые учреждения разделяли заинтересованность заемщиков в обеспечении выживания крупных банков и финансовой системы в целом. Эти стороны смогли также апеллировать к заинтересованности самих должников в сохранении международной финансовой системы и убедить их в том, что главной целью переговоров должно быть сохранение стоимости активов заемщиков.

Трудное положение банков-кредиторов усилило переговорную позицию крупнейших стран-должников. Все банки, включая крупнейшие, имели меньшие и следовательно менее опасные риски в более мелких странах-должниках. Поэтому они не могли позволить себе нести прямые убытки из-за этих должников. Однако банки беспокоились по поводу того, что любое соглашение с этими странами будет рассматриваться, как прецедент другими странами и будет служить предметом постоянных ссылок на других переговорах по пересмотру долга. Кроме того, совокупный эффект этих более мелких переговоров по пересмотру долга мог весьма дорого обойтись заемщикам и подорвать их позицию в отношениях с важнейшими должниками.

Перед лицом такого развития событий заемщики не разделяли озабоченность должников по поводу социально-экономического положения их граждан. Более того, заемщики утверждали, что должники добровольно влезли в долги и несут ответственность за выполнение своих обязательств.

Из сохранения стоимости активов банков как главного принципа переговоров вытекает ряд важных выводов. Этот принцип обязательно вынуждает правительство страны-должника отдавать приоритет обслуживанию своего долга. Данный приоритет делает весьма спорным следующий вопрос: следует ли суверенному должнику уделять охране здоровья и образованию своих граждан большее внимание, чем долговым обязательствам. Заемщики смотрят на любого должника, добивающегося обсуждения таких вопросов, как на наивного или прибегающего к тактике отвлечения внимания.

Россия и Лондонский клуб

(справочная информация)

28-11-2005

Лондонский клуб объединяет коммерческие банки-кредиторы ведущих стран мира. Его возглавляет Дойче-банк (Франкфурт-на-Майне).

Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Статуса международной организации не имеет. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране-должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.

Задолженность Российской Федерации перед Лондонским клубом включает займы бывшего СССР, а также гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка и составляет около 31,8 млрд.долл.США -основной долг по реструктурированным кредитам (PRINs) - 22,2 млрд.долл. США со сроком погашения в 2002-2020 гг. и по облигациям Внешэкономбанка (IANs) – 6,8 млрд.долл.США, а также просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США,.

Переговоры по погашению российских обязательств начались в 1991г. Важным фактором в сближении позиций сторон явилось Заявление Правительства Российской Федерации от 18 октября 1994г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности.

16 ноября 1995г. во Франкфурте подписано соглашение о 25-летней реструктуризации основного долга бывшего СССР с правом отсрочки платежей на 7 лет. В отношении процентов российская сторона приняла обязательство выплатить 1,5 млрд.долл.США в течение 1996г., а оставшуюся часть погасить в течение 20 лет с тем же периодом отсрочки.

Договоренность с Лондонским клубом создала важный прецедент, на основе которого было достигнуто сходное соглашение о долгосрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР перед Парижским клубом (38 млрд.долл.США) на аналогичных условиях.

6 октября 1997г. в Москве подписан пакет документов об урегулировании банковской задолженности России перед членами Лондонского клуба, что формализовало ранее достигнутые договоренности.

В декабре 1997г. Россия выплатила Лондонскому клубу около 3 млрд.долл.США - часть суммы консолидированных просроченных процентов по основной задолженности. В 1998г. выплаты России в счет погашения задолженности перед Лондонским клубом должны были составить 724 млн.долл.США, в т.ч. 578 млн.долл.США - наличными. В результате переговоров в ноябре 1998г. достигнута договоренность о реструктуризации графика платежей, приходящихся на 1998г. Сумма просроченных платежей России за счет причитавшихся к погашению в 1999г. составила свыше 1,2 млрд.долл.США.

Активная торговля в последние годы на международном финансовом рынке долговыми требованиями к Внешэкономбанку привела к существенным изменениям в первоначальной расстановке сил в составе кредиторов.

На момент подписания соглашения 1997г. у России в Клубе было 420 кредиторов, в большинстве – европейские. Впоследствии значительная часть требований по реструктуризированным кредитам (порядка 33%) перешла к американским банкам и инвестиционным фондам, которые долго не поддерживали идею пересмотра параметров и сроков погашения российской задолженности. В дальнейшем общее количество кредиторов увеличилось до 1000, что значительно осложнило достижение единого подхода в работе с российской задолженностью. В результате предложения по условиям капитализации процентных платежей по реструктуризированным кредитам в течение длительного времени не поддерживались требуемым числом голосов (необходимо было 95%, а поддержали только 70%).

11 февраля 2000 г. было подписано соглашение о реструктуризации российской коммерческой задолженности. Параметры урегулирования предусматривают списание 36,5% (10,6 млрд.долл.США) основной суммы долга (PRINs) и 33% (2,2 млрд.долл.США) облигаций Внешэкономбанка (IANs). Оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации, под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с 7-летним льготным периодом. В первые 6 месяцев после выпуска доход по купонам евроооблигаций составил 2,25 %, в следующие 6 месяцев – 2,5%, далее в течение 6 лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного погашения – 7,5%.

Соглашение распространилось и на просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США, на которые также выпущены еврооблигации, но с 10-летним сроком погашения. Кредиторы получили 9,5% номинала в момент эмиссии, а затем предусматривались выплаты по купонам в размере 8,25% при 6-летнем льготном периоде.

В 2001 г. обмен российских долгов Лондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.

Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. Был создан также прецедент, укрепивший российскую позицию в рамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющей реструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.