Лондонский клуб занимается. Парижский и Лондонский клубы кредиторов: цели создания, принципы функционирования. Критерии для пересмотра долгов

В случае внешнего госдолга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках. В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Парижский клуб.

К первой группе кредитов государства относятся иностранные кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является и Россия, объединяет около двух десятков крупнейших мировых кредиторов. При этом Россия занимает в Парижском Клубе достаточно двойственное положение. Наша страна выступает в нем и в качестве должника одних стран, причем долг России оценивается суммой порядка 50 млрд. долл. Но в то же время, достаточно большое количество стран является должниками России, как члена Парижского Клуба. Таких стран более 50, причем 25 из них обратились с просьбой в Клуб о реструктуризации задолженности.

Крупнейших должников у России в рамках Клуба лишь пять. Это Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Причем Йемен не платит нам уже 10 лет, как, впрочем, и другим своим кредиторам. Однако именно на Россию приходится около 80% всей задолженности Йемена, а потому именно в отношениях с Россией и будут урегулироваться вопросы погашения Йеменом своей задолженности Парижскому Клубу.

В его рамках страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, даже само название "Парижский Клуб" 1 не совсем точное, хотя это неформальная организация, а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, нет устава, другими словами этот Клуб не имеет юридического статуса.

При этом, что странно, Парижский Клуб не очень широко известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Кредиторы стараются не распространяться об информации, касающейся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. При этом, решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Парижский клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два основных принципа:

    проведение внутренних реформ;

    проведение структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения долгов.

Клуб был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и первые переговоры с официальными кредиторами в Париже, которые инициировало Правительство Аргентины, с целью выработки взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбой о пересмотре графиков платежей обращались Бразилия, Чили и Турция.

Однако наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около ста стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую сумму 350 млрд. долл.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия: 2 При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет.

Хьюстонские условия: 3 До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

Были разработаны и соответствующие критерии о пересмотре долга:

годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;

соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;

установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Тринидадские и Лондонские условия: 4

Вместо списания 2/3 долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:

    аннулирование 50% долга и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;

    реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода;

    реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;

    реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом.

В то же время продолжают действовать стандартные (классические) условия реорганизации внешнего долга для стран со средним уровнем дохода на душу населения. При этом Лионские условия предполагают:

Реструктуризацию 100% долга на условиях: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодов по рыночным процентным ставкам.

Лондонский клуб.

Во вторую группу попадают межбанковские кредиты, предоставленные какому-либо банку от объединения коммерческих банков в рамках Лондонского Клуба. При этом если рассматривать опять-таки случай с Россией, то это, прежде всего, кредиты предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (учет векселей). Интересы этой группы кредиторов и представляет Лондонский Клуб, объединяющий по разным данным более 600-1000 коммерческих банков. При этом в отличие от Парижского Клуба Лондонский Клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции, которые заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резком сбросу долгов.

Лондонский Клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. 5 При этом предметом переговоров с Лондонским Клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались "проблемы Заира", то есть трудности, возникшие у этой страны с платежами по внешним долгам.

Деятельность Лондонского клуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с достаточно широким кругом развивающихся стран. Общие обязательства России перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского Клуба, оцениваются цифрой порядка 30 млрд. долл.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

На сегодняшний день Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Лондонский клуб - это форум по пересмотру сроков погашения кредитов, которые предоставлены коммерческими банками без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов. Это неофициальная организация, в состав которой входят коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны так называемого "третьего мира". В 1985 г. был разработан План Бейкера , который определил основные задачи в проведении анализа программы финансовой равенства стран-должников. Такую стратегию начали применять для стран со средним уровнем дохода.

Основная цель Лондонского клуба - облегчить для развивающихся стран условий обслуживания долга.

В организационной структуре Лондонского клуба интересы банков-кредиторов представляет консультационный комитет, в состав которого входят те банки, на долю которых приходится максимальная доля долга страны. Однако при этом организация не имеет постоянного председателя или секретариата, поэтому ее процедуры имеют достаточно свободный характер, что позволяет применить гибкий подход при рассмотрении вопроса реструктуризации долга для каждой конкретной страны. Лондонский клуб не имеет формальных процедур пересмотра сроков погашения долга, коммерческие банки, которые являются главными кредиторами страны, желающей реструктуризации своей задолженности, составляют Банковский консультативный комитет (БКК) для защиты интересов коммерческих банков-кредиторов. В состав БКК обычно входит не более 15 банков. Реструктуризация долга в Лондонском клубе проводится в семь этапов.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает размер процентных ставок по кредитам, обычно коммерческие банки просто предоставляют странам-должникам новый заем в качестве мер по реструктуризации. Однако в последнее время все большее количество коммерческих банков выражает свое недовольство такой практикой предоставления дополнительных финансовых средств. Современные соглашения о пересмотре долга создают набор альтернативных финансовых возможностей инструментов уменьшения суммы долга.

Тема 1. Предмет и метод курса «Международная экономика»

    Международная экономика в системе экономической науки

    Определение предмета и метода изучения курса «Международная экономика»

Тема 2. Сущность международной торговли и ее базовые понятия.

    Сущность международной торговли и ее значение. Специфические черты МТ.

    Классификация товаров

    Формы международной торговли

    Методы международной торговли

Тема 3. Основные теории развития международной торговли

    Классические теории международной торговли (МТ)

    Альтернативные теории МТ

Тема 4. Международная торговая политика

    Основные типы торговой политики.

    Тарифные инструменты торговой политики.

    Нетарифные инструменты торговой политики.

Тема 5. Мировые рынки товаров и услуг

    Мировые товарные рынки

    Услуги и их классификация в международной торговле

    Состояние и структура мирового рынка услуг

Тема 6. Международное движение капитала

    Сущность и формы международного движения капитала

    Прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

    Международные портфельные инвестиции

    Международное движение ссудного капитала.

Тема 7. Роль ТНК в международном движении капитала

    ТНК как главный субъект МЭО

    Общие тенденции движения ПИИ ТНК

Тема8. Международная миграция рабочей силы

    Место трудовой миграции в международном движении факторов производства.

    Экономическая природа миграции.

    Масштабы и основные направления международной миграции.

    Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

Тема 9. Международная передача технологий

    Сущность и формы международного технологического обмена

    Международная лицензионная торговля

    Международная торговля инжиниринговыми услугами

Тема 10. Национальная экономика в системе мирового хозяйства. Классификации стран мира.

    Национальная экономика как объект мировой экономической системы. Региональный и типологический подходы к классификации стран мира.

Тема 11. Сущность и цели интеграционных процессов. Уровни интеграции и региональные интеграционные объединения.

    Сущность интеграционных процессов

    Уровни международной экономической интеграции

    Особенности европейских интеграционных процессов

    Особенности развития интеграционных процессов в странах Северной Америки.

    Специфика интеграции латиноамериканских стран.

    Отличительные черты интеграции в Азии.

Тема 12. Валюта и валютные курсы.

    Сущность валюты и валютного курса

    Расчетные виды валютных курсов

    Кросс-курс и трехсторонний арбитраж

    Виды валютных курсов в зависимости от степени гибкости

    Зависимость цен от изменения валютного курса

    Факторы, влияющие на валютный курс

Тема 13. Валютные отношения и платежный баланс

    Сущность валютных отношений и валютной политики

    Международные расчеты и их основные формы

    Платежный баланс и его структура

    Балансирование статей платежного баланса

Тема 14. Эволюция мировой валютной системы

    Золотомонетный (золотой) и золотодевизный стандарт

    Бреттон-Вудская валютная система

    Ямайская валютная система

Тема 15. Мировая финансовая система

    Характеристика мировой финансовой системы

    Мировые финансовые центры

Тема 16. Мировые финансовые рынки

1. Мировой валютный рынок

2. Мировой кредитный рынок

3. Мировой рынок ценных бумаг

Тема 17. Регулирование международной торговли

    ВТО и ее роль в регулировании международной торговли

    Международное регулирование торговли экономическими органами ООН

    Направления деятельности Международного торгового центра (МТЦ)

Тема 18. Регулирование международного движения факторов производства

1. Регулирование международного инвестирования

2. Регулирование международного технологического обмена

3. Регулирование международной миграции рабочей силы.

Тема 19. Регулирование валютно-кредитной политики стран

    Международный валютный фонд

    Банк международных расчетов

Тема 20. Регулирование внешней задолженности стран

1. Деятельность Парижского клуба

2. Деятельность Лондонского клуба

Лондонский клуб -- это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба.

Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторов в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран.

Интересы банков-кредиторов в Лондонском клубе представляет банковский консультативный комитет (БКК), в котором представлены те банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

  • - индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
  • - обусловленность пересмотра погашения долга;
  • - равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;
  • - отсутствие постоянного председателя или секретариата.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • 1. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга.
  • 2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
  • 3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.

Введение. 3

1.Государственный долг. 4

1.1 Правовой статус и история развития. 4

1.2 Лондонский клуб кредиторов. 6

1.3 Современное состояние. 11

1.4 Причины и последствия. 13

2. Внешние отношения России. 16

2.1 Международные финансовые институты.. 16

2.2 Парижский и Лондонский клубы. Отношения с Россией. 17

2.3 Внешний долг Российской Федерации. 19

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28


Введение

В прессе можно встретить очень много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга и соответственно истории его возникновения. Толпы политиков сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга . Кто-то как коммунисты в каждом выступлении буквально кричат о том, что государство должно отказаться платить по долгам, совершенно не задумываясь о том, к каким последствиям для России это может привести. Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг , оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т. д.

Цель данной работы проанализировать и выяснить историю возникновения долга России, ведь всем интересно, откуда взялись миллиарды долларов долга; как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы, опираясь на международный опыт, а также проанализировать управление государственным долгом и отношения с Россией других стран.

Для раскрытия темы необходимо изучить крупнейших кредиторов на мировом рынке, как-то Лондонский клуб, Парижский клуб и так далее. И изучить роль стабилизационного фонда Российской Федерации в управлении государственным долгом.

В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: логический, аналитический, монографический, статистический.

1.Государственный долг

1.1 Правовой статус и история развития

Итак, разберём для начала, что такое государственный долг, в правовом понимании. При обсуждении проблемы государственного долга, прежде всего необходимо обратить внимание на его качество. Потребность в заемных средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т. д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.

Государственный долг может быть следствием экономической политики государства . Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним .

Не для кого не секрет, что немалую часть в общем внешнем долге России составляют долги бывшего Советского Союза. Последний в свою очередь осуществлял заимствования на протяжении всей истории существования. Но сказать, что основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР, было бы некорректно. России действительно достался достаточно крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик. Попробуем разобраться в истории данного вопроса. Это достаточно проблематично, т. к. сумма некоторых обязательств бывшего СССР ещё до конца не урегулирована, это связано с постоянно ведущимися переговорами России с внешними кредиторами, о методах и способах исчисления «союзного» долга.

Начнём с 50-х годов прошлого столетия, времени когда в СССР сформировалась долговая политика. В 1950-е гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990 г. при обсуждении проекта бюджета на 1991 г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР. В то время он составлял 55 коп. за 1 долл. Следовательно, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить около 71 млрд. долл. Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза "распределить" между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основав 1992 г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992 г. После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

В самом начале рыночных реформ дефицит федерального бюджета финансировался главным образом за счет прямого кредитования Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством было принято решение о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных государственных облигаций . На еженедельных аукционах размещались новые выпуски государственных ценных бумаг , доход от которых направлялся на финансирование дефицита бюджета, а участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так и Центробанк РФ. Вплоть до 1996 г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения избыточной рублевой массы с целью снижения давления на валютный рынок и инфляции.

Для решения данной проблемы был найден вполне логичный выход - в 1996 г. на данный сегмент был разрешен доступ внешним инвесторам. Вполне естественно, что зарубежные инвесторы, ориентированные на доходность в 18-20% в долларах США, присущую развивающимся рынкам, сочли российские госбумаги привлекательными инструментами, и в скором времени доля внешних инвестиций достигла 30% от объема рынка, а доходность снизилась до 17-19% годовых.

Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 году, когда Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков - крупнейших кредиторов России. Главная и единственная задача совета формулировалась донельзя просто: урегулирование задолженности бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет - БКК, председателем в котором на настоящий момент является Deustche Вапк AG) стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности.

При этом позиция БКК с самого начала была очень жесткой: Москва, пусть и с отсрочкой, должна выплатить все до последнего цента. Еще в 1993 году она была предельно четко сформулирована на заседании совета представителями немецких банков: соглашение о реструктуризации рассматривается только как кредит, предоставленный России на сверхльготных условиях.

Следует отметить, что вплоть до 1993 года в российском правительстве вообще плохо представляли размеры внешней задолженности бывшего СССР. Предположения колебались от 80 до 120 млрд. долл. Если учесть, что все золотовалютные резервы страны составляли в 1993 году около 5 млрд. долл., становится ясно, что осуществление платежей практически не представлялось возможным.

После образования БКК первые реальные шаги в деле урегулирования задолженности Российской Федерации перед Лондонским клубом были сделаны в конце 1994 года Александром Шохиным, тогдашним вице-премьером правительства РФ. Ему удалось договориться с главой БКК Кристианом Фонтцем об отсрочке по процентам на пять лет и выплате долга через десять лет. Однако данное решение рассматривалось даже самими участниками переговоров лишь как временная мера, за которой должно последовать кардинальное переоформление основной части долга и накопившихся процентов в российские государственные облигации. В ноябре 1995 года новый вице-премьер Владимир Пансков сделал следующий шаг - добился реструктуризации на 25 лет.

Далее у российского правительства существовала альтернатива: либо настаивать на списании значительной части долга, либо идти по пути его дальнейшей реструктуризации. Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако крайне жесткая позиция немецких банков, на долю которых приходилось около 53% всей суммы долга, не оставила никаких шансов добиться его принятия. После колебаний было решено, что следует идти по пути реструктуризации долга.

Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года х Темп инфляции.

При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.

Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей:

1. Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т. к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

2. Внешние отношения России

2.1 Международные финансовые институты

Внешняя задолженность (Foreign debt) - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам , кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Внешний долг - это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось различными формами управления иностранной задолженностью, в том числе реструктуризацией внешнего долга и привлечением зарубежных активов. Формы, масштабы, да и сама возможность реструктуризации внешнего долга любой страны в немалой степени зависят от его величины, "качества", то есть платёжеспособности, и структурного состава, который рассматривается, как правило, лишь на основе одного критерия - по субъектам предоставления кредитов.

Внешние заимствования в современном мире превратились в прочную составляющую мировой экономики. Россия, как и любая современная страна, должна иметь адекватную систему управления внешним долгом. Эта система предполагает прежде всего реализацию мероприятий по изысканию внутренних источников своевременного погашения долгов, а также широкое использование других форм повышения платёжеспособности страны.

В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках . В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Под реструктуризацией государственного долга понимают изменение сроков погашения основной суммы кредитов и перенос сроков выплаты процентов или уменьшение их величины. Изменения этих условий, касающихся доходности, называется конверсией, а изменения, относящиеся к его срокам, называются консолидацией государственного долга.

Трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны) Однако проблема погашения старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Технический кредит - это кредит, берущийся на выплату процентов для того, чтобы избежать штрафных санкций по предыдущей задолженности.

Долги России в рамках Парижского клуба, объединяющего кредиторов на правительственном уровне, достигают сегодня, по германским подсчётам, почти 48 млрд долларов (примерно треть всего внешнего российского долга), из них почти сорок миллиардов - долги бывшего СССР.

2.2 Парижский и Лондонский клубы. Отношения с Россией

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей банков-кредиторов 19 стран. Лондонский клуб объединяет на неформальной основе около 600 крупнейших коммерческих банков.

Лондонский клуб весьма отличается от Парижского - как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

2.3 Внешний долг Российской Федерации

В структуре госдолга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть - новый российский долг - долговые обязательства перед нерезидентами , возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам. Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (гг.)отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. Внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП.

Второй этап (гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20млрд дол. (до 78 млрд), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд дол. (против прежнего максимума - на 42 млрд дол., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд дол. до отметки ниже 25 млрд (против максимального уровня - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд дол. (на 371 млрд, или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд дол. Этот рост продолжается и в текущем году: на1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд дол. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро - она поднялась с 4,4 трлн до 11,4 трлн руб., или в 2,6 раза. Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80млрд дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд дол., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз)

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (), банки и прочие секторы(ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления , все остальное - это новый российский долг, государственный или частный. Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые после кризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

В своих заемных операциях российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства - члены Лондонского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге - чуть более одного процента).Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации. Ссуды и займы - главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд дол., в том числе на 135 млрд дол.­ - за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков - с 67 до 69, у небанковских предприятий - с 75 до 83%).Представляют интерес опубликованные на сайте данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заемщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд дол., из которых более половины (91 млрд) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд дол. (в том числе по ссудам и займам - около 210 млрд дол.).Привлеченные кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%.Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях

В последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время, как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов, при этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

Ставится задача дальнейшего снижения стоимости его обслуживания и наращивания рыночной составляющей долга. Россия планирует совершенно отказаться от заимствований на международном рынке капиталов.

Возможность выплат по внешним долгам страна получила благодаря накоплению средств в Стабфонде за счет высоких цен на нефть. Накопленные за счет нефтяных сверхдоходов средства помогут нам выстоять перед глобальными финансовыми катаклизмами, благо кризис не должен затянуться надолго. По-видимому, 2010 год будут хуже для российской и мировой экономики, чем предыдущие. Но не стоит ожидать повторения Великой депрессии 70- летней давности. Западные страны за 2-3 года переживут негативные последствия кризиса. Хотя действительно стоит ожидать снижения темпов роста мировой экономики и сокращения спроса на энергоносители. А поскольку Россия крайне серьезно зависит от их экспорта, уменьшение доходов от их реализации будет ощутимой потерей для нашей экономики. Однако, отмечают независимые эксперты, необходимо четко понимать разницу между ростом ВВП и качественным развитием. Локомотивом прогресса и катализатором высоких темпов роста экономики являются высокие технологии, которые позволяют производить товары с высокой добавленной стоимостью и продавать их тем, у кого таких технологий нет. А РФ наращивает свой ВВП за счет нефтедолларов , то есть низкотехнологичным путем доходит до тех показателей развития, которые должна была иметь, инвестируя средства в разработки хай-тека. Очевидно, что подобным образом превзойти США или Германию по научно-техническому потенциалу не получится никогда.

Заключение

Полезно дать оценку имеющейся на сегодняшний момент долговой ситуации в российской экономике, поскольку периодически возникает дискуссия о допустимости дефицита российского бюджета. Действительно, зачем сводить федеральный бюджет с профицитом, если в фазе устойчивого экономического роста такая стратегия не приносит пользы? До 2012г. профицит бюджета необходим. Дело в том, что в нашей стране на протяжении длительного периода (вплоть до дефолта 1998г.) управление долгом было ошибочным - федеральный бюджет сводился с дефицитом в фазе длительного экономического спада. Нарушался целый перечень макроэкономических ограничений на размер долга. Заемные денежные ресурсы тратились на потребительские цели, а не на инвестиционные. Нарушался критерий социальной справедливости. Нарушался критерий устойчивости динамики объема дол га. Займы на рынке внутреннего долга истощали инвестиционные и кредитные потоки в реальный сектор экономики. Отсутствовали механизмы ограничения размера внешнего долга. Для трансформации госдолга в механизм ускорения экономического развития необходимо погасить ту часть долга, которая образовалась в ходе реформ с нарушением практически всех макроэкономических критери­ев. Для этого необходим профицит бюджета. Новые государственные займы необходимо использовать в соответствии с макроэкономической теорией. Погасить указанную часть госдолга, по оценкам, ранее 2012г. не представляется возможным. Если оценивать не только текущее состояние федерального бюджета, а его перспективы хотя бы на десятилетний период, то выгода от досрочного погашения долга очевидна.

Если же от такой стратегии отказаться, т. е. эту часть госдолга не погашать, а рефинансировать, то в обозримой перспективе госдолг останется проблемным элементом. Не эффективное использование заемных денежных ресурсов в период реформ превратило госдолг в чужеродный элемент в структуре российской экономики. Возможность обслуживания внутренней и внешней задолженности сохранится, но для трансформирования госдолга в механизм ускорения экономического развития этого недостаточно. Нужны проработанная научная теория государственного долга и план ее реализации на практике.

На сегодняшний день Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Лондонскому клубу и стремится как можно скорее погасить внешний долг, чтобы её экономическим отношениям с другими государствами это никак не мешало. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Список использованной литературы

1. , Вечканова. - СПб.: Питер, 20стр.

2. Виноградов России: Учеб. Пособие. - М.: Юритсъ, 2002., 90 стр.

4. Государственный долг РФ// Колпакова. Денежное обращение. Кредит/ .- М.: Финансы и статистика.2005.-54 – 60 стр.

5. Жигаев макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ // Деньги и кредит.-20с.54-61.

6. Красавина долг России: уроки и перспективы/ , // Деньги и кредит.-20с.70-77.

7. Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

8. Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

9. Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. . - М.: ЮНИТИ, 1997.57 стр.

10. Мещерский А. Тяжкий крест долгов наших.// Аргументы и факты. 2003, 10 стр.

11. Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 20стр.

12. Стахович и сущность управления государственным внутренним долгом/ , // Финансы и кредит.-200с.56-63.

13. Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-200с.163-170

15. Финансы/ под ред. , .- М.: Финансы и статистика. 2005.-501с.

16. Хейфец государственным долгом в царской России/ //Финансы.-200с.67-70.

17. Из истории государственного долга России/ // Вестник Российской экономической академии имени.-20с.107-115.

Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 20стр.

Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. . - М.: ЮНИТИ, 1997.57 стр.

Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. 17стр.

Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-200с.163-170

Красавина долг России: уроки и перспективы/ , // Деньги и кредит.-20с.70-77.

Жигаев макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ // Деньги и кредит.-20с.54-61.

Из истории государственного долга России/ // Вестник Российской экономической академии имени.-20с.107-115.

Государственный долг РФ// Колпакова. Денежное обращение. Кредит/ .- М.: Финансы и статистика.2005.-54 – 60 стр.

Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. 17стр.

Введение____________________________________________________2

2.1. Принципы работы Лондонского клуба____________________11

2.2.Отношения Лондонского клуба со своими должниками______19

Заключение_________________________________________________34

Список литературы__________________________________________36

Приложения________________________________________________38

Введение

Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые деньги в кризисных ситуациях. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённое время и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствам удаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны). Возникла потребность в организациях, созданных для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Одной из таких организаций и является Лондонский клуб кредиторов. В рамках этого клуба страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не является международной организацией. Его "членский состав" нестабилен, и он не имеют официального мандата. Клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Международный кредит - разновидность экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Ведущими участниками международных кредитных отношений являются Лондонский и Парижский клубы кредиторов. Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

В первой главе работы рассмотрена объективная необходимость создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов. Во второй главе дается характеристика деятельности Лондонского кредитного клуба и его принципы в наши дни. В третьей главе рассматривается взаимоотношения Российской Федерации с этой организацией.

В настоящее время состояние экономики страны характеризуется не только основными общеэкономическими показателями, но и, в том числе, состоянием и размером внешнего долга. Внешний государственный долг России на 1 января 2007 года составил 52 млрд. долларов или 39,5 млрд. евро, сообщил Минфин РФ, внешний государственный долг формируется за счет кредитов, выдаваемых различными кредитными организациями. Данная работа посвящена Лондонскому Клубу Кредиторов, характеристике и сущности его деятельности. Тема является достаточно актуальной, так как Лондонский Клуб – не только крупное кредитное объединение, но один из основных кредиторов нашей страны. В о же время, тема и вопросы касательно взаимоотношений с Лондонским Клубом в том числе и России разработана достаточно слабо. Весьма проблематично найти требуемую информацию в книжных изданиях и периодических публикациях. В литературе вопрос освещен такими авторами, как Белотелова Н.П. и Машковец А. Данные о Лондонском Клубе преимущественно можно найти в сети Интернет на официальных сайтах, а также в упоминаниях в новостных блоках на ТВ. Соответственно, достаточно сложно привести в пример конкретных авторов, работающих над рассматриваемой мной темой.

Главная цель работы заключается в анализе деятельности Лондонского клуба кредиторов на современном этапе развития. В ходе достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

1. определить причины создания Лондонского клуба кредиторов;

2. описать сущность и функции клуба;

3. охарактеризовать его принципы работы и рассмотреть:

· процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

· этапы реструктуризации долга;

4. определить проблемы и перспективы взаимоотношений России с Лондонским клубом кредиторов.

При этом объектом исследования является сам Лондонский клуб кредиторов, а предметом – его деятельность и взаимоотношения со своими должниками.

При написании работы был использован метод сравнительного анализа учебной литературы и научных статей, сопоставление различных источников и на их основе заключение собственных выводов.

I. Причины создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «большой восьмеркой» и другими международными финансовыми организациями.

Клуб был сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования.

Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов Меморандум 1982 года о долге Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности. В последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих обязательств. В результате было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

В конце 1985 года начала применять новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.*

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает заемщик от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги, которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что заемщик имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих кредиторов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов;

Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных кредитов. После этого составляется перечень всех кредиторов, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных кредитов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.