Мансийские Болваны – одно из семи чудес России. Столбы выветривания в Коми – нерукотворный памятник

Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика? Совсем таки нет...

Мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель. Ведь эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер». Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.


Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями. Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов. А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.


В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».

Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического. Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».


Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.


Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.


У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера . Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к

Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.

Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена). Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.


Ну и еще о легендах...

Легенда о Золотой Бабе.

С давних времен существует легенда о Золотой Бабе , которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)

Мансийские предания.

Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.


Старожильческое русское население и былины.

Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

Урал — место зарождения цивилизации?

По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.








Маньпупунёр (Республика Коми, Россия) - точное расположение, интересные места, обитатели, маршруты.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Уральские горы... более 200 млн лет назад они горделиво высились на молодой планете Земля и были свидетелями многих грандиозных событий. В течение долгих тысячелетий вода и ветер постепенно разрушали их. И сегодня Уральские горы - одни из самых низких в мире. Но остались на Урале такие места, где природа не смогла совладать с камнем. Одно из них известно нам под названием Маньпупунёр.

Первым делом под воздействием окружающей среды разрушались мягкие горные породы, а более крепкие смогли дойти до наших дней. Геологи называют их останцами. На Маньпупунёре останцы представляют собой огромные каменные столбы высотой от 30 до 42 м.

Место это поистине мистическое, ведь Столбы выветривания, как еще называют останцы, настолько древние, что еще манси в период язычества поклонялись им, да и в переводе с их языка Маньпупунёр означает «малая гора идолов». Манси, в отличие от геологов, знают истинное происхождение каменных столбов.

Легенда

Легенда гласит, что однажды великаны решили украсть прекрасную дочь вождя - Аим. Брат Пыгрычум отправился спасать ее. Для этого добрые духи дали ему волшебный щит. Когда великаны были готовы вот-вот схватить Аим, Пыгрычум вытащил щит, и солнечный свет, отразившись от него, превратил великанов в камень.

Маньпупунёр официально признан одним из семи чудес России.

Столбы выветривания

Всего на Маньпупунёре 7 каменных изваяний. Столбы имеют причудливую форму и под разным углом могут напоминать то голову лошади, то действительно фигуру великана. Говорят, что каменные изваяния даже меняют свое местоположение. На самом деле, конечно, их просто легко спутать из-за их меняющейся формы.

Главным недостатком, но и главным преимуществом Маньпупунёра является его труднодоступность. Находится эта гора далеко от жилых мест, и потому дойти до нее можно либо пешком, либо на вертолете. Но эти же препятствия делают Маньпупунёр бесконечно сказочным местом.

Древнейшие каменные изваяния высотой с 15-этажный дом сами по себе могут поразить воображение, а если прибавить к этому необитаемость данного места, то можно представить, какая первозданная тишина и чистота встретит путешественников на этом величественном плато. Здесь как никогда понимаешь, что время - это всего лишь условность.

Плато мансийских идолов Маньпупунёр

Как добраться

Так как же добраться до Маньпупунёра? Если вы подготовленный турист и длительные пешие походы вам только в радость, то смело отправляйтесь до Маньпупунёра по земле. Сегодня бывалые путешественники освоили несколько путей, как со стороны Коми , так и со стороны соседней Свердловской области. Это очень популярное направление для спортивного туризма, и в социальных сетях часто можно натолкнуться на приглашения отправиться в групповой поход до мансийских болванов.

Если вы не любите походы и с трудом переносите консервы и песни под гитару, то вот вам гораздо более дорогостоящий, менее романтический, но не менее захватывающий способ добраться до Столбов выветривания. Это полет на вертолете. Такой способ и более щадящий к местной экосистеме. Дело в том, что на плато Маньпупунер растет редкий белый мох. И нерадивые туристы безжалостно вытаптывают его, а между тем растет он всего по 5 мм в год! Подлетая к Маньпупунёру, вы сможете насладиться завораживающей панорамой уральской тайги.

Полета на вертолете стоит от 30 000 рублей за человека на сентябрь 2018 г.

Если эти способы вам все же не подходят, то можно воспользоваться обычным транспортом. Здесь всего-то надо:

  • Сначала добраться до Сыктывкара
  • затем уехать из Сыктывкара на поезде или машине до Троицко-Печорска
  • из Троицко-Печорска добраться на попутной машине до поселка Якша
  • из Якши преодолеть 200 км на моторной лодке
  • и немного пройтись пешком - около 40 км,

но зато Маньпупунёр откроется вам в своем величии сполна.

Всем, кто отправляется до плато пешком, нужно понимать, что идти придется по тайге, и с собой нужно непременно иметь защиту от кровососущих насекомых, а также хорошую ветро- и влагозащитную одежду. Лучше идти в июле, так как в августе уже начинаются затяжные дожди.

Гостиницы и рестораны на Маньпупунёр? Не, не слышали

Ясно, как божий день, что тем, кто отправится к каменным истуканам пешком, придется спать в палатках. И поесть, особенно ближе к плато, будет негде. Если вы забудете провиант дома, придется вам питаться подножным кормом или охотиться на местную дичь, что с первого раза почти всегда получается плохо.

Если же вы полетите на вертолете, то в пунктах отправления, конечно, можно будет найти гостиницу или в крайнем случае попроситься на ночлег к добрым хозяевам.

Столбы выветривания, или, как их еще называют, «мансийские болваны» - это огромные каменные статуи, которые находятся на горе Мань-Пупу-Нер (республика Коми, Троицко-Печерский район). Эти гигантские истуканы были созданы природой еще 200 млн лет назад и являются геологическим памятником.

Загадка возникновения

Ранее на этой территории находились но под действием ветра и снега за несколько тысяч лет они медленно разрушались. Сначала вымывались мягкие породы, затем твердые. Часть твердых пород бывших гор сохранилась по сей день. Сейчас здесь можно увидеть 7 больших столпов, которые поражают своим суровым величием.

Легенды об истуканах

Несмотря на существующие научное объяснение происхождения каменных статуй, об этом месте ходят самые различные легенды.

В одном из мифов рассказывается, что столбы выветривания - это семь братьев-великанов, которые превратились в камень. Они пришли в эти края, чтобы увести самую красивую девушку из племени манси. Красавица отказалась стать женой старшего брата и поэтому ее решили похитить. Между мужчинами племени и братьями развернулась кровавая бойня, которая продолжалась весь день. Сначала старший брат разбил стену Манси, потом он решил уничтожить и замок из хрусталя, осколки которого были рассыпаны по всему Уралу. Девушка бросилась бежать от нелюбимого в горы. Чтобы остановить великанов, брат красавицы отправился в священное место просить духов Манси избавления от очень надоедливого кавалера сестры. На следующий день великаны нашли девушку и уже собирались забрать ее с собой, но в этот момент появился ее брат и при помощи полученных от духов заклинаний сумел превратить великанов в каменные изваяния.

Столбы выветривания (Мань-Пупу-Нер) по другой легенде появились несколько иначе. Могучих великанов было шесть. Они начали преследовать одно из племен манси, что проживало высоко в Великаны почти вплотную подошли к племени возле истока Печеры, но здесь их настиг шаман. Страшное и белое, как известь, лицо колдуна сильно испугало великанов, а сами они превратились в огромные каменные статуи. С тех времен многие шаманы из племени манси приходят к истуканам, чтобы черпать здесь свою волшебную силу.

Третья легенда рассказывает, что столбы выветривания - это окаменевшие гиганты, застывшие в вечном ужасе благодаря мощнейшей энергии главной горы на этом плато - Ялпинг-нер, которое очень близко расположено от необыкновенного места.

Плато семи столбов

Плато Маньпупунер - одно из живописнейших на Урале. Побывать в этом удивительном месте - мечта сотен путешественников. Это таинственное плато расположено в северной части Уральского хребта. Территория относится к Печеро-Илычскому заповеднику. Его посещают каждый день тысячи туристов, и все потому, что это и есть то место, где находятся столбы выветривания. Семь истуканов имеют высоту от 29 до 42 метров. Сказать, что выглядят они довольно необычно, - это значит ничего не сказать. В этом месте сконцентрировалось мощнейшая энергия: находясь возле каменных великанов, даже чувствуешь себя по-особенному.

Манские племена называют этот хребет Маньпупунер (что в переводе значит «малая гора идолов»). Охотники именуют его Болвано-из (то есть «каменные болваны»). Просто любители природы прозвали это место уральским Стоунхенджем, а среди туристов за статуями закрепилось прозвище Пупы, или «гора каменных идолов».

Рождение керкур

Столбы выветривания (республика Коми) - это керкуры. Так по-научному называют столбообразные скалы, которые стоят отдельно друг от друга. Создаются они довольно продолжительное время. Сначала в нижние породы внедряется магма и застывает внутри в виде продолговатых фигур. Потом такие природные «помощники», как ветер, жара, мороз, вода и ветер, сотни лет подтачивают камень, постепенно превращая горы в равнины. Так и случилось с этими столбами, их твердые породы продолжают и сейчас истончаться.

Седьмое Чудо света

«Каменные болваны» причислены к перечню семи Шесть столбов, созданных самой природой, стоят на краю обрыва. Чуть дальше расположился седьмой истукан. Формы образований причудливы и разнообразны. В зависимости от того, с какого ракурса подойти к ним, они визуально меняют свои очертания. Людям может казаться, что они видят образы животных, людей, разных предметов. К примеру, многие туристы отметают, что седьмой «болван» напоминает бутылку, которую перевернули вверх дном. Шестой столб походит на голову то ли быка, то ли барана. Пятая статуя ассоциируется у многих посетителей с фигурой человека.

Мистические камни

Когда все это видишь своими глазами, трудно даже представить, что каменные громадины - это геологический памятник или результат кропотливого труда природы. Помимо воли начинаешь верить в легенды. Во-первых, сложно осознать, что ветер, дождь и снег могут быть настолько гениальными творцами, во-вторых, просто как-то по-детски хочется верить в чудо.

Плато расположено таким образом, что с южной стороны в начале лета все цветет, а на северной еще лежит снег, и начинает он таять только в августе. Многие из тех, кто побывал там, отмечают, что возле каменных столбов начинает одолевать необъяснимое чувство страха. Местные жители уверены, что в древности там совершали разные шаманские ритуалы.

Чем ближе к ним подходишь, тем необычней становится вид. Все образования имеют разную форму, а вокруг них лежат каменные валуны и гряды, которые образуют прочную стену, как бы ограждая керкуры. Они очень красиво смотрятся в зимний период, когда столбы совсем белые, как будто хрустальные. Осенью здесь часто бывают туманы, и великаны словно прорисовываются сквозь дымку.

Столбы выветривания: как добраться?

Стоит отметить, что добраться сюда не очень легко. Далеко не всем путешественникам хватает силы воли дойти до намеченной цели маршрута. Но все же выход есть. Первый способ - дойти туда пешком, для этого придется преодолеть внушительное расстояние со стороны или Свердловской области. Идти, правда, придется очень долго - около 10-11 дней. Для ленивых подойдет другой вариант - полет вертолетом от Ухты с заправкой в Троицко-Печорске. Добраться туда на вертолете можно за 4 часа. Но стоить такое удовольствие, как вы понимаете, будет очень приличные деньги. Если ехать со стороны Сыктывкара, то сначала придется добраться до Троицко-Печорска, а потом на авто до поселка Якша. Оттуда придется преодолеть 200 км по речке на моторной лодке. На заключительном этапе пути нужно пройти пешком около 40 км.

После того как вы прибудете в Печоро-Илычский заповедник, вас встретит сотрудник заповедной зоны и предложит разместиться для отдыха в специальном домике. Такое помещение построено из дерева и отапливается при помощи экономичной печи. В зимнее время до домика можно добраться на снегоходе, а летом - только на внедорожниках.

Очаровательная загадка природы

«Манские болваны» - удивительное и величественное место. Грандиозные, словно замершие истуканы, они поражают воображение и создают ощущение мощнейшего прилива энергии. Если вы все же решитесь преодолеть непростой путь и увидеть воочию Маньпупунер, Столбы выветривания (Россия) рады приветствовать всех желающих в любое время года.

Маньпупунёр - одно из семи чудес России. Это геологический феномен, представляющий собой каменные столбы выветривания - их еще иногда называют мансийскими болванами. Миллионы лет назад на их месте возвышались горы.
Столбы Манпупунёра обладают причудливыми очертаниями. В зависимости от точки осмотра они напоминают женщину в кокошнике и длинном платье, или старика со сморщенным носом, или ненца в малице - шубе из оленьих шкур. Стоит сменить место осмотра - и это уже совсем другие персонажи…
Маньпупунёр - обобщенное название столбов выветривания на хребте Маньпупунёр. Название горы (Мань-Пупу-нёр) в переводе с языка манси означает «малая гора идолов». Название «мансийские болваны» разговорное, неофициальное: в старину «болванами» именовали каменных идолов, изображавших языческих богов. Часто их именуют Семью Богатырями.
Геологический феномен Маньпупунёр можно увидеть на территории Печоро-Илычского заповедника, созданного для охраны уникальных таежных ландшафтов Приуралья. С 1995 г. заповедник вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе области «Девственные леса Коми». Здесь обитают редкие промысловые животные: соболь, выдра, норка, ондатра. В этих краях много лосей и диких оленей. В последние годы увеличилась численность медведей, из-за которых посещение Маньпупунёра становится небезопасным. Манси находят свое объяснение тому, что медведей здесь больше, чем в других местах Карелии: медведь сторожит каменных идолов, не подпуская «плохих людей» к местам, где живут духи предков манси.
Примерно 200 млн лет назад на месте каменных столбов высились горы. Это было время вулканизма и землетрясений. По пустотам горных пород снизу поступала расплавленная магма. Впоследствии она застывала, образуя продолговатое тело внутри горы. Состав мансийских болванов известен точно: кварц-серицитовые и кварц-хлоритовые сланцы. Известна и главная причина устойчивости столбов в вертикальном положении: блоки невыветренных пород сильно окварцевались, поэтому столбы затвердели и остались стоять.
На протяжении миллионов лет дождь, снег, ветер, мороз и жара разрушали относительно мягкие горные породы, скопившиеся с наружной стороны гор. Под напором эрозии и времени устояли твердые кварцитовые сланцы, из которых и сложены останцы Маньпупунёра. Мягкие породы были снесены, вертикальные камни остались, образовав кекуры - столбообразные скалы, стоящие особняком.
Всего каменных столбов-останцов семь. Их высота колеблется от 30 до 42 м, они обладают крайне причудливой формой. Один столб высотой 34 м, именуемый Койп (Барабан), стоит на некотором расстоянии от других, выстроившихся в ряд у края обрыва. Многие исследователи отмечают внешнюю схожесть местонахождения каменных столбов Маньпупунёра со статуями-моаи на тихоокеанском . Они также расположены вдоль океанского побережья. Однако все попытки доказать искусственное происхождение камней Маньпупунёра не увенчались успехом.
Эти места долгое время оставались совершенно неизученными, хотя еще в первом тысячелетии здесь сложилась этническая общность манси. В русских летописях они известны с конца XI в. как «югра», а с XIV в. как «вогуличи». Традиционно манси занимались охотой, рыболовством, оленеводством и в меньшей степени - земледелием и скотоводством.
Манси упорно сопротивлялись христианизации, сбегали в недоступные места вроде Маньпупунёра, потому и сохранили языческую веру и старые легенды о духах предков, живущих в каменных телах столбов.
Манси осталось совсем немного, численность этого народа составляет не более 10 тыс. человек.
Геологический памятник Маньпупунёр находится на Севере России, в междуречье рек Ичотляга и . Всего камней семь, с ними связаны многочисленные легенды, а мистическое отношение к этому месту усиливает соседство с печально знаменитым перевалом Дятлова.
Научная версия происхождения гигантских камней не устраивает впечатлительных исследователей. Они уверяют, что стоянка идолов обладает мощным энергетическим полем, а в районе Маньпупунёра неоднократно фиксировались магнитные аномалии и были замечены миражи.
Семь столбов с древних времен являлись и до сих пор остаются объектами поклонения в языческом культе манси. Однако в культуре манси не принято лишний раз тревожить истуканов: подъем на плато с давних времен считался нежелательным для всех, кроме шаманов. Смельчаки, решившиеся нарушить запрет, прежде жестоко наказывались: соплеменников изгоняли, что означало неминуемую гибель среди дикой природы, посторонним доставалось еще хуже. Женщинам категорически запрещалось приближаться к камням-идолам, так как они в представлении манси символизируют мужские божества.
В культуре манси существует немало легенд, связанных со столбами выветривания.
Одна из них рассказывает, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самодийцами, пожелавшими извести манси. Но когда злодеи поднялись на Маньпупунёр, они увидели священную гору Ялпингнёр, их обуял ужас и все они от страха окаменели.
Еще одна легенда повествует о шестерке других великанов, также собравшихся погубить манси, но просчитавшихся: шаман племени бил в священный бубен и превратил великанов в шесть каменных столбов, после чего сам окаменел и с тех пор стоит несколько в отдалении. Потому этот столб и зовется Барабан, или Бубен.
О происхождении камня Барабан рассказывается и в легенде о том, как некий злой великан захотел взять в жены девушку-манси, но она отказала ему и сбежала. Великан разозлился, позвал товарищей, и вместе они бросились в погоню за своенравной девушкой. Но духи предков обратили их в камни, а отдельно стоящий камень и есть тот самый неудачливый кандидат в женихи.
Свой вклад в создание легенд о Маньпупунёре внесло и русское население деревень верховьев Печоры. Местные предания утверждают, что манси, совершая жертвоприношение на вершине плато, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за язычество. Принявшие православие манси переиначили древние легенды своего народа и сегодня рассказывают о семи разбойниках, окаменевших по слову Божию до дня Страшного суда.
Атмосфера, царящая близ столбов выветривания, действительно вдохновляет на размышления об их волшебном происхождении. Иногда каменные великаны издают гулкие звуки, будто беседуют между собой. В то же время общее впечатление того, что камни рукотворны, создают гряды валунов, окружающих столбы и образующих нечто похожее на стену, ограничивающую плато с кекурами.
Совсем рядом с плато Маньпупунёр находятся еще несколько вогульских святилищ, самые известные из которых - Торе-Порре-Из и Солат-Чахль (Мертвая гора). В последнем погибли девять охотников манси, а позднее, в 1959 г. - легендарная группа Игоря Дятлова.
В настоящее время процесс эрозии продолжается, что подтверждают свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов. Кроме ветра и воды свою лепту в разрушение столбов вносят лишайники, которых по наблюдениям работников заповедника с каждым годом все больше на телах каменных идолов.

Общая информация

Местонахождение : север Российской Федерации.

Крупный населенный пункт : поселок Троицко-Печорск - 6611 чел. (2014 г.).

Языки : русский, манси.

Этнический состав : русские, манси.

Религии : православие, шаманизм.
Денежная единица : российский рубль.
Крупные реки : Печора, Ичотляга, Унья, Илыч, Большая Шайтановка.

Цифры

Количество каменных столбов : 7.

Высота столбов : от 30 до 42 м.
Удаленность : до города Сыктывкар - 515 км.

Климат и погода

Умеренно-континентальный.

Средняя температура января : -17,5°С.

Средняя температура июля : +16,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 550 мм.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Достопримечательности

Природные : Печоро-Илычский заповедник, Мунинг-Тумп (Гора Останцов), пещеры Уньинская, Медвежья, Канинская, Шежимская, Ледяная и Туфовая, лог Иорданского, скалы Лек-Иэ и Татарское Вичко, исток реки Печоры, каскад водопадов (Тумбал-Изе), каньон (ручей Кожимель).
Исторические : стоянка древнего человека (пещеры Медвежья и Уньинская), Медвежий Камень.
Поселок Троицко-Печорск (основан в 1674 г.): Историко-краеведческий музей им. А.Н. Попова.

Любопытные факты

■ Столбы Маньпупунёра считаются одним из семи чудес России. Прочие чудеса: озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия), долина Гейзеров (), Мамаев курган и комплекс памятников «Родина-мать» (Волгоград), дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия).
■ Последние геологические исследования показали, что столбов на самом деле восемь, два из них - сближенные, между которыми зияет заметная трещина. Предполагается, что чудо России простоит еще как минимум тысячу лет.
■ Похожие на Маньпупунёр скалы-столбы есть еще в Таиланде, в заливе Пхангнга Андаманского моря, где они поднимаются прямо из воды на высоту до 20 м.
■ В поселке Якша Троицко-Печорского района расположена одна из первых в мире лосеферм, где ведется работа по одомашниванию дикого лося. Ученые предполагают, что в далекой древности начиная с каменного века жители Сибири занимались лосеводством.
■ Сибиряковский тракт, проложенный в 1888 г., предназначался для перевозки сибирской пшеницы и других товаров из Сибири в Печорский край и далее в Западную Европу. По тракту ездили только в зимний период, и тысячи оленей пригоняли специально для протаптывания дороги.
■ Канинская пещера служила местом жертвоприношений у жителей Верхней Печоры с глубокой древности: в ней находили груды костей медведей, оленей, пушных зверей. Медведь играл особую роль в верованиях жителей окрестностей Маньпупунёра.
■ Лог Иорданского - природный музей, в котором собраны различные формы карстового рельефа. Лог назван в честь геолога Николая Иорданского (1900-1940 гг.), впервые описавшего его в 1920-е гг.

Когда-то каменные изваяния были объектами культа манси. Считалось, что на плато обитают духи, приходить к которым на гору разрешалось только шаманам. Маньпупунёр (Мань-пупы-ньер) переводится с мансийского языка как «Малая гора идолов». По одной из местных легенд шесть великанов гнались за вогулами (вогулы - еще одно название народа манси) и уже почти нагнали их, как вдруг перед ними появился шаман с белым лицом по имени Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести заклинание, после которого все великаны окаменели, но и сам Ялпингнер тоже превратился в камень. С тех пор так они и стоят друг против друга. Путешественники, посетившие плато, рассказывают, что место по энергетике действительно необычное, там стихают все мысли и наступает умиротворение.

Фото Петра Захарова:

С плато открывается прекрасный вид на девственную природу Северного Урала.

Фото Петра Захарова:

Фото Сергея Макурина:

Несмотря на то, что Маньпупунер находится в труднодоступном районе, среди путешественников это место набирает все большую известность и становится одним из активно посещаемых объектов спортивного туризма. Чтобы попасть на плато туристам приходится три дня идти пешком через тайгу или же нанимать вертолет.
Растущая популярность столбов объясняется тем, что в 2008 году они заняли 5-е место в конкурсе 7 чудес России и 1-е место среди чудес Северо-Западного Федерального округа.

На пути к Маньпупунер:

Для сохранения Печоро-Илычского заповедника (на территории которого находятся столбы) в первозданном виде, посещать Маньпупунер будет разрешено только 12-ти путешественникам одновременно, при этом общее количество визитов к плато не должно превышать 4-х в месяц. Если раньше туристы могли свободно приезжать в зимний период, то теперь увидеть чудо света можно будет только с середины июня до середины сентября. Для контроля за количеством приезжающих на плато построен деревянный дом 5х8 метров, где будет постоянно находиться сотрудник заповедника, проверяющий наличие разрешений на посещения. В этом доме туристы смогут остановиться в случае непогоды. Дом отапливается с помощью экономичной печи, дрова для которой будут доставляться зимой на снегоходе.

Получить более подробную информацию о Маньпупунер можно на сайте http://www.manpupuner.ru.