Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе.  Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе. От призыва на военную службу освобождается гражданин

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

    Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

    Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

    Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

    Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

    Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

    Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

    Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

    Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

    Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

    Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

    Что она включает в себя?

    Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

    Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

    Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

    Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. Вдополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

    обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

    Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

    Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

    Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

    Какова цель создания Военно-музыкального училища?

    Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

    Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

    Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

    Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

    участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­тической операции на Северном Кавказе;

    занятие военно-прикладными видами спорта;

    занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

Многие люди добровольно согласны поступить на срочную службу, а может быть, и пойти дальше, заключив соответствующий контракт. Однако физическая форма и незнание всех особенностей порой становятся настоящей проблемой. Именно поэтому правительство озаботилось вопросом устранения всех важнейших пробелов в знаниях граждан.

Добровольная подготовка граждан к военной службе регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. И сегодня о ее тонкостях мы и поговорим.

Что включает в себя добровольная подготовка

Действующим законодательством четко очерчен круг мероприятий, которые предусматривает добровольная подготовка. Подробно ознакомиться с ними вам предлагает Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04.07.2016). В соответствии с его положениями, данное мероприятие включает в себя:

  1. Военно-прикладные спортивные дисциплины (этот вопрос мы разберем более подробно далее).
  2. Обучение по специальным программам общего среднего образования. Комплекс специальных мероприятий разработан для средних школ и специальных образовательных организаций нашей страны, военных оркестров, иных учебных учреждений.
  3. Образование на военной кафедре в государственных высших учебных заведениях. В рамках данных мероприятий происходит подготовка рядового, сержантского и офицерского состава для Вооруженных сил Российской Федерации. В особенности, студенты, поступившие на Военную кафедру, могут получить любое воинское звание до лейтенанта.
  4. Образование в специфических Воинских центрах, которые также организовываются при академиях, институтах и университетах нашей страны.

Порядок подготовки специалистов для Вооруженных сил происходит в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, к мероприятиям, которые можно входят в курс добровольной подготовки, следует отнести сдачу нормативов и тестов по конкурсу «Готов к труду и обороне» (ГТО). Все добытые успехи отмечаются специальными наградами и значками ГТО. Далее поговорим о том, что входит в список военно-прикладных видов спорта, относящихся к добровольной подготовке.

Военно-прикладные виды спорта

Действующим законодательством предусмотрен перечень военно-прикладных видов спорта, которые входят в курс добровольной подготовки. Всего сюда входит около 14 дисциплин, однако мы приведем лишь некоторые, которые могут проводиться в гражданских условиях.

В частности, к таковым относятся:

  • забег на 1 и 3 км, который производится по дорожкам стадиона;
  • армейские рукопашные бои;
  • марш-броски на 5 000 и 10 000 метров по пересеченной местности. Обращаем внимание, что начало и конец марш-броска находятся в одной и той же точке, бег проходит по кругу;
  • прохождение полосы препятствий;
  • лыжный спорт. В частности, в него входят гонки на скорость и марш-броски на выносливость. Первая дисциплина включает в себя дистанцию 5 000 или 10 000 метров, марш-бросок может достигать и 20 000 метров;
  • прыжки в длину. Задача спортсменов заключается в том, чтобы совершить прыжок с тумбы, высотой до 1,5 метра в бассейн, и проплыть под водой как можно большую дистанцию;
  • парусный спорт;
  • перетягивание каната в специальной форме, длина снаряда может достигать 34 метров, а толщина – 13 сантиметров;
  • плавание с автоматом. При прохождении добровольной подготовки используется макет снаряда, по форме и массе максимально приближенный к оригиналу;
  • метание гранаты. Для соревнований используются снаряды, аналогичные гранатам Ф-1, масса которых составляет 600 граммов;
  • скоростное маневрирование на автомобиле. Используется автотранспорт, состоящий на вооружении в Вооруженных силах Российской Федерации. Применяются как легковые, так и грузовые транспортные средства. К участию допускаются только совершеннолетние участники, обладающие водительскими правами соответствующей категории;
  • военное троеборье. Включает в себя прохождение полосы препятствий с бегом на 400 метров, соревнования по стрельбе, а также метание гранаты;
  • кросс на дистанцию 3 км.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе Получение начальных знаний в области обороны Подготовка по основам военной службы Военно-патриотическое воспитание Подготовка по военно-учетным специальностям Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий Медицинское освидетельствование и обследование

Обязательная подготовка к военной службе Подготовка к военной службе граждан допризывного возраста Подготовка к военной службе граждан призывного возраста Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учёт (в период с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет) Призывник - гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий на воинском учёте, до момента отправки его со сборочного пункта к месту прохождения службы.

Занятия по основам военной службы Знакомство с организацией системы защиты населения от последствий ЧС Изучение практических основ здорового образа жизни Проведение учебных сборов Получение знаний об обороне государства и воинской обязанности Приобретение практических навыков по ГО

Нормативы по физической подготовке для молодого пополнения Уровень физической подготовленности включает обычно проверку таких показателей, как бег на 100 м и 3000 м, подтягивание на перекладине, плавание. Для тех, кто не умеет плавать, плавание может быть заменено другим видом. Бег на 100 м 13,6 - 14,8 секунд Кросс на 3000 м 12,00 - 13,30 минут Подтягивание 11 - 7 раз Плавание 50 - 100 метров

Профессиональный психологический отбор Задачи профессионального психологического отбора решаются с целью оптимального использования людских ресурсов в Вооруженных Силах.

Психологическая классификация воинских должностей Существует психологическая классификация воинских должностей, которой руководствуются специалисты профотбора. В ней указанные воинские должности по сходству профессионально необходимых качеств разделены на семь классов: Командные воинские должности. Операторские воинские должности. Воинские должности связи и наблюдения. Водительские воинские должности. Воинские должности специального назначения. Технические воинские должности. Прочие воинские должности.

Командные воинские должности Командиры отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Командир отделения отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования.

Операторские воинские должности Оператор – специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией. В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи (например, операторы-наводчики), операторы-диспетчеры (например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок), операторы-исследователи (например, операторы-наблюдатели, операторы ввода информации) и др.

Воинские должности связи и наблюдения Связь – основное средство управления войсками и оружием. В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную связь, тропосферную, космическую, оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Водительские воинские должности В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Это объясняет многообразие водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

Воинские должности специального назначения Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими перегрузками.

Технические воинские должности Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические военные должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Прочие воинские должности Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.


Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия.

Подготовка учащихся к военной службе осуществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором предусмотрено получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне. Обязательная подготовка граждан к военной службе может также осуществляться в ходе военных сборов.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом. окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.

В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

Занятия военно-прикладными видами спорта;

Овладение военно-учетными специальностями;

Обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

Обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при вузах.

Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.

Овладение военно-учетными специальностями.

Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского пола - сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.

Призыв граждан на военную службу.

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после дости­жения им 18-летнего возраста.

Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год - с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

От призыва на военную службу освобождается гражданин:

    признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

    проходящий или прошедший военную службу;

    прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;

    имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

    гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину:

Признанному временно негодным к военной службе по состоянию здоровья - на срок до одного года;

Занятому уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять указанному члену семьи содержание и заботиться о нем;

» имеющего двух и более детей;

Имеющего ребенка в возрасте до трех лет;

Кроме того, право отсрочки от призыва на военную службу имеет гражданин:

Избранный депутатом - на срок депутатских полномочий;

Имеющий высшее "педагогическое образование и постоянно работающий на педагогической должности в сельской местности - на время такой работы;

Постоянно работающий врачом в сельской местности.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины, или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 80 УК РФ «Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу» - наказывается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет. То же деяние, совершенное путем причинения себе телесного повреждения, или путем иного обмана, наказывается лишением свободы на срок от1 до 5 лет).

Уважительными причинами неявки по вызову военного комиссариата или повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются:

Заболевание или увечье гражданина, связанные с потерей его трудоспособности:

Препятствие стихийного характера или иное, не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок;

Иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по

Основанием для отказа в заключении контракта является:

Отсутствие в воинской части вакантных должностей;

Неполное соответствие гражданина требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту;

Наличие у граждан женского пола или не состоящих в браке граждан мужского пола ребенка в возрасте до 8 лет.

По общеобразовательному цензу;

По уровню профессиональной подготовки;

По выполнению нормативов физической подготовки.

Указанные требования и нормативы устанавливаются Министерством обороны и проверяются специальными аттестационными комиссиями воинских частей.

С гражданином, впервые поступающим на военную службу по контракту, контракт о прохождении военной службы заключается:

с поступающим на воинскую должность, замещаемую солдатами (матросами), а также сержантами (старшинами) - на 3 года;

С поступающими на воинскую должность, замещаемую прапорщиками (мичманами) - на 5 лет;

С военнослужащими - курсантами военно-учебных заведений - на время обучения в вузе и на 5 лет военной службы после его окончания.

Альтернативная служба.

Гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.

Сроки военной службы.

Для военнослужащих устанавливаются следующие сроки военной службы:

Для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев;

Для проходящих военную службу по призыву в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса - 24 месяца;

Началом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы. Никто не вправе продлить гражданину истекший срок военной службы.

Досрочному увольнению с военной службы подлежит военнослужащий:

Лишенный воинского звания.

Воинская обязанность предусматривает перед прохождением гражданами военной службы, службы в резерве проведение большой подготовительной работы. Эта работа включает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе, приписку к призывным участкам и призыв на военную службу, службу в резерве. Важной составляющей в системе подготовки граждан к военной службе является допризывная подготовка в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» устанавливает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Обязательная подготовка предусматривает:

  • получение начальных военных знаний в сфере вооружённой защиты государства;
  • допризывную и физическую подготовку в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;
  • патриотическое воспитание;
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Получение начальных знаний в сфере вооружённой защиты государства - первый этап в системе подготовки вооружённого защитника Отечества в Республике Беларусь. Он осуществляется путём интегрирования вопросов вооружённой защиты государства в ряд учебных предметов, входящих в основном в образовательную область «Обществоведение». Вопросы защиты Отечества приоритетны при внешкольном обучении и воспитании, воспитании в дошкольных учреждениях и в семье.

Допризывная и физическая подготовка . Юноши проходят допризывную и физическую подготовку во всех учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования в соответствии с учебными планами. Допризывная и физическая подготовка учащихся осуществляется на занятиях по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка» и «Физическая культура и здоровье» учителями (преподавателями, руководителями) допризывной подготовки и физической культуры. В ходе допризывной подготовки юноши проходят учебно-полевые сборы.

Цель допризывной подготовки - формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

В процессе допризывной подготовки юноши должны:

  • углубить знания о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;
  • осмыслить личную ответственность за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;
  • ознакомиться с оборонительным характером военной политики Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, порядком прохождения военной службы;
  • освоить права, обязанности и ответственность призывника, основы военного дела;
  • научиться стрелять, выполнять строевые приёмы, действовать в экстремальных условиях, выполнять установленные упражнения и нормативы.

Физическая подготовка допризывников и призывников проводится с целью подготовки физически крепких, выносливых юношей, способных успешно адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам военной службы. Основу физической готовности призывников к предстоящей военной службе составляют занятия по физическойкультуре, проводимые во всех учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. В ходе допризывной подготовки учащиеся знакомятся с элементами военно-прикладной физической подготовки. Занятия по физической подготовке проводятся в соответствии с действующими учебными программами и нормативами по физическому воспитанию.

Юноши совершенствуют свою допризывную и физическую подготовку в процессе внеурочной и внешкольной работы в военно-прикладных кружках и секциях, на соревнованиях, состязаниях и спартакиадах, в походах, при полевых выходах, во время спортивно-патриотических игр.

Важную роль в развитии технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта и технического творчества молодёжи играет Добровольное общество содействия армии, авиации, флоту Республики Беларусь (ДОСААФ). Общество располагает хорошо оснащённой спортивно-технической базой и широко развитой сетью учебных центров, школ, тиров, спортивных сооружений, оно активно содействует физическому развитию допризывников и призывников.

Патриотическое воспитание . Для привития любви к своей Родине и формирования морально-психологической готовности к выполнению конституционного долга по защите Республики Беларусь с допризывниками и призывниками проводится патриотическое воспитание. Воспитательный процесс организуется и ведётся органами местного управления и самоуправления совместно с министерствами обороны и образования Республики Беларусь, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, с общественными организациями и объединениями, в первую очередь молодёжными.

В ходе патриотического воспитания юноши глубже познают Беларусь, её героическое и историческое прошлое, настоящее, перспективы развития; углубляют знания Конституции, законодательства о защите Республики Беларусь, вопросов внутренней и внешней политики нашего государства. Весьма важными формами военно-патриотического воспитания являются уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, музейная и поисковая работа, проведение воинских праздников, шефские связи с воинскими частями. Патриотическое воспитание допризывников и призывников проводится как в ходе плановых занятий по допризывной подготовке, так и при проведении внеурочных и внешкольных мероприятий с участием всего педагогического коллектива учреждения образования, представителей воинских частей, военкоматов, ДОСААФ, общественных организаций.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий . Лечебно-профилактические мероприятия организуются и проводятся по месту жительства, учёбы или работы граждан призывного возраста медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь с созданием в них подростковых кабинетов. До приписки юношей к призывным участкам ежегодно проводятся (начиная с 14-летнего возраста) их медицинское обследование, динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием, а при необходимости - другие профилактические и реабилитационные мероприятия. В процессе приписки юношей к призывным участкам проводится медицинское освидетельствование допризывников. Комиссии по приписке, в состав которых входят врачи-специалисты, прикрепляют к лечебнопрофилактическим организациям граждан, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении.

Добровольная подготовка граждан к военной службе . Добровольная подготовка включает:

  • занятие военно-прикладными видами спорта;
  • подготовку по военно-техническим специальностям;
  • обучение по учебным программам, предусматривающим военную подготовку несовершеннолетних граждан (Минское суворовское военное училище, военные оркестры);
  • обучение по программам подготовки младших командиров на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений;
  • обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, могут заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, учреждениях образования, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Наличие у граждан первого спортивного разряда или спортивного звания по военно-прикладному виду спорта учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооружённых Сил, других воинских формирований, в которых они будут проходить срочную военную службу.

Подготовка граждан по военно-техническим специальностям и специальностям, родственным военно-учётным, осуществляется в организациях Белорусского ДОСААФ и учреждениях образования. На обучение по военно-техническим специальностям направляются граждане мужского пола, достигшие 17-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе, подлежащие призыву на срочную военную службу после окончания обучения на основании Указов Президента Республики Беларусь.

  1. Что включает обязательная подготовка граждан Республики Беларусь к военной службе?
  2. Каковы цели и задачи допризывной подготовки юношей?
  3. В чём заключается физическая подготовка допризывников и призывников?
  4. Расскажите о патриотическом воспитании учащихся.