Международное право охарактеризуйте право прав человека. Международное право прав человека. Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека

Проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. У государств появились две группы обязательств, касающихся защиты лиц, находящихся на их территориях. Иностранец, особенно торговец, являлся ценным инвестором для государства пребывания, и поэтому лица, причинившие ему вред, причиняли вред и самому государству, а потому подвергались наказанию.

Если же государство отказывалось принимать какие-либо меры, следовала международная ответственность. В частности, в качестве «первого шага» отечественное государство разрешало жертвам самосуд над обидчиками, а от себя заявляло в адрес виновного государства репрессалии, уполномочивающие захват грузов или судов неприятеля в качестве компенсации.

Для смягчения очевидной резкости такого правила вскоре появились процедурные гарантии: прежде всего индивид должен был попытаться получить защиту в судебных учреждениях государства пребывания и только после этого государство могло ответить репрессалиями, однако и сами они стали заметно мягче.

Дальнейшее формирование международно-правовой защиты прав и свобод личности происходило уже в буржуазную эпоху. Гуго Гроций в своей книге «О праве войны и мира» (1625 г.) писал о справедливости войны ради защиты «чужих подданных, если над ними творят явное беззаконие»1. С практической точки зрения нормы, защищающие права человека, стали появляться в отдельных межгосударственных соглашениях. Так, в Оснабрюкском договоре 1648 г. между Священной Римской империей и Швецией была обеспечена определенная мера религиозной свободы для служителей христианских церквей.

1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. М., 1956. С. 562-563.

Идея гуманитарного вмешательства была знакома и в Древнем Китае, где существовало понятие освобождения от тирании1. Право на гуманитарную интервенцию обосновывалось тем, что каждое государство имеет международные обязательства гарантировать права и свободы своих граждан, где бы они ни находились. В связи с этим обосновывалась концепция о правомерности применения силы для защиты последних на территории другого государства, а также для защиты национальных и иных меньшинств. Точка зрения, которая защищала вмешательство других государств для защиты прав и свобод человека, была воспринята многими юристами-международниками ХУШ-ХГХ вв. Эту позицию поддерживали Ф.Ф. Мартенс, Н.А. Захаров и др.2

Возникновение в международном праве отдельных норм и институтов международно-правовой регламентации прав и свобод индивида происходило и за счет накопления перечня еще не систематизированных (в большинстве своем) и несовершенных стандартов прав личности и формулирования в национальных правовых актах правовых позиций, относящихся к статусу индивида. Впоследствии из таких документов составился каталог источников, относящихся к защите прав человека.

Постепенно вырабатывались и основные элементы механизма международной защиты прав человека. На Венском конгрессе 1815 г. принимается Декларация, осуждающая торговлю людьми. Запрет работорговли получил дальнейшее закрепление в Брюссельских актах 1890 г. и в действующем до сих пор Женевском соглашении 1926 г., в котором также регламентировались вопросы принудительного труда.

Некоторые обязательства государств по соблюдению элементарных прав человека содержались в международных соглашениях о защите против религиозной нетерпимости, например в Версальском договоре 1871 г., актах Берлинского конгресса 1878 г., актах по Конго 1885 г. и др. Парижская конвенция 1883 г. и Берлинская конвенция 1886 г. определяли международно-правовое регулирование индивидуальных прав, касающихся промышленной и интеллектуальной собственности.

Кодификация правил ведения войны и защиты жертв вооруженных конфликтов в Женевских конвенциях 1864, 1906, 1929 гг., Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. усиливает гуманитарную направленность в международном праве. Данные документы установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении граждан

1 Giles L. The book of Mencius. L., 1942.

2 См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1882. С. 297-298; Захаров Н.А. Курс общего международного права. Пг., 1917.С. 134.

и заложили основу международно-правовой системы защиты личности в условиях вооруженных конфликтов. В этом смысле классическое гуманитарное право сыграло значительную роль в создании механизма международной защиты прав человека.

Отдельные элементы регламентации юридического статуса частных лиц проявлялись также в таких институтах международного права, как дипломатическая защита и правовое положение иностранцев.

Прежде всего государства обязывались предоставлять иностранцам, находящимся на их территориях, гарантии по обеспечению необходимых минимальных прав и правовой защиты, как-то: защита жизни, достоинства, собственности, возможность судебной защиты своих интересов и пр. Кроме того, в международной практике сформировался принцип «дипломатической защиты» - механизм обеспечения правомерного поведения какого-либо государства в отношении лиц иностранного подданства. Иначе говоря, страна происхождения могла требовать от страны пребывания обязательного соблюдения некоего минимального стандарта защиты прав и интересов личности для своих граждан, принимать предупредительные меры для их защиты и для устранения последствий нарушения их прав и т.д.

Таким образом, в международных отношениях стали возникать правовые нормы, формирующие принцип ответственности государств за соблюдение прав человека и принцип допустимости возможных санкций против государства - нарушителя этих прав и свобод.

Следующей вехой в истории развития отрасли прав человека в международном праве явились мирные договоры 1919 г. После Первой мировой войны главными союзными державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией. Державы-союзники, получившие мандат на управление бывшими германскими колониями и нетурецкими территориями бывшей Османской империи, обязаны были в соответствии со ст. 22 Устава Лиги Наций «содействовать благополучию и развитию» проживающих на данных территориях народов.

Основой формирования международного института меньшинств стали нормы о защите родного языка, национальной культуры и образа жизни, религиозных вероисповеданий, а также гарантии суверенных прав, обеспечивающих определенную степень автономии и самоуправления (во многом эти нормы определили содержание последующего принципа самоопределения народов). Кроме того, ряд правовых норм включал следующие положения:

1) признание международно-правовых обязательств государств в отношении соответствующих национальных и этнических образований;

Глава I. Международное право прав человека

2) установление системы контроля за соблюдением международно-правовых обязательств государств, которая осуществляется не только государствами, но и специальным международным органом;

3) закрепление права частных лиц, принадлежащих к национальным или религиозным меньшинствам, обращаться с жалобами непосредственно в Совет Лиги Наций, который должен был их рассматривать;

4) введение в Постоянной палате международного правосудия процедуры рассмотрения жалоб на нарушителей национальных прав и т.д.

Обязательства государств по защите меньшинств предусматривались в договорах Лиги Нации с отдельными государствами (Польшей, Австрией и др.).

Правозащитный механизм института меньшинств в классическом международном праве регламентировал специфический правовой режим, который был весьма ограничен как по предмету регулирования и кругу правовых субъектов, так и по списку гарантируемых прав. Наконец, и число государств-участников, поддержавших эти соглашения, было весьма невелико.

Оценивая исторический процесс международного регулирования прав и свобод человека до второй половины ХХ в., можно сделать вывод о том, что он развивался в динамике формирования и совершенствования национальных правовых систем и степени эффективности внутреннего механизма защиты основных свобод человека. Постепенно начинает очерчиваться круг регулируемых отношений. И хотя не было основы для разработки общих принципов юридического регулирования прав и свобод индивида на международном уровне, очевидной стала необходимость постоянного международного контроля над государственным регулированием прав и свобод человека.

Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. Статья 1 Устава ООН провозгласила, что одной из целей, которые преследует Организация, является осуществление международного сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии». Эту формулу практически повторяет ст. 55 Устава, а ст. 56, конкретизируя ее, налагает на всех членов ООН обязанность «предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55». Таким образом, международное сообщество признало, что защита прав человека является одним из важнейших направлений международного сотрудничества.

§ 1. Формирование права прав человека

Одним из первых договоров, регулирующих данную сферу отношений, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. С ее принятием международное сообщество получило стандарт правового положения личности, в соответствии с которым государства должны соизмерять с международными стандартами в сфере защиты прав человека обращение с собственными гражданами. Вслед за ней были приняты два пакта, закрепившие обязательность подписавших их государств гарантировать и соблюдать права человека, затем конституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них, наконец, велико моральное воздействие Декларации на развитие прав человека в мире1.

Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему 1966 г., которые явились и продолжают оставаться основополагающими международными документами по защите прав и основных свобод человека, оказало существенное влияние на кодификацию правовых норм в данной области. В соответствии с указанными соглашениями государства-участники обязались соблюдать закрепленные в них права и свободы в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, и развивать международное сотрудничество с целью дальнейшего поощрения и защиты этих прав и свобод. Непосредственная регламентация прав, т.е. наделение индивида определенным юридическим статусом, включающим ряд прав и обязанностей, была отнесена международным правом к внутригосударственной компетенции.

Впоследствии Организацией Объединенных Наций было подготовлено свыше 80 международных договоров, конвенций, деклараций в сфере прав человека, которые затрагивают такие вопросы, как геноцид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, права беженцев, права лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. Таким образом, международное право прав человека становится одной из наиболее детально разработанных отраслей международного права с постоянно расширяющимся объектом.

Международное право прав человека представляет собой совокупность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламентирующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и восстановления данных прав в случае их нарушения со стороны государства,

1 См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 286.

Глава I. Международное право прав человека

а также межгосударственное сотрудничество в области развития и укрепления уважения к правам и свободам человека.

Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования. Следует отметить, что ряд ученых относят международное право прав человека к сфере регулирования международного гуманитарного права1: нормы последнего в сфере прав человека направлены исключительно на защиту участников и жертв вооруженных конфликтов. Учитывая качественную обособленность данных проблем, предпочтительнее рассматривать их в совокупности с вопросами ограничения средств и методов ведения войны в рамках отдельной отрасли2.

В основе международного права прав человека лежит один из основных принципов международного права - принцип уважения прав и свобод человека. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. данный принцип сформулирован следующим образом: «уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В современном международном праве отмечается тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д. Данные документы не обладают обязательной юридической силой и носят рекомендательный характер для государств, однако их принятие в рамках главных органов Организации Объединенных Наций позволяет предполагать, что они имеют вес вспомогательных средств для определения международно-правовых норм. Это подтверждается тем, что указанные акты подчеркивают то обстоятельство, что нарушение государствами содержащихся в них норм является нарушением одного из основных принципов jus cogens международного права, ка-

См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 1999.

2 См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Л.Н. Шестакова. М., 2002; Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2003; Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Международное публичное право: Курс лекций / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков и др. Казань, 2004; Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Р.Г. Вагизов. Казань, 2007.

§ 2. Принципы и источники права прав человека

сающегося уважения и защиты прав человека. Таким образом, основной задачей международно-правового регулирования статуса личности является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных в существующих международных документах, касающихся основных прав и свобод человека.

Еще по теме § 1. Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие:

  1. 11.11. Особенности международного права защиты и поощрения прав человека как отрасли международного права
  2. 11.7. Международное право защиты и поощрения прав человека как отрасль международного права
  3. Глава II ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  4. 30. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  5. Соотношение международного гуманитарного права и международной защиты прав человека.
  6. Глава II. Международное инвестиционное право как отрасль права, отрасль науки и отрасль учебной дисциплины
  7. Глава I МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  8. 2. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  9. 11.8. Отраслевые принципы международного права защиты и поощрения прав человека
  10. § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
  11. 2.1. Международное инвестиционное право, как отрасль права
  12. § 5. Иные критерии (системообразующие факторы) формирования аграрного права как отрасли права
  13. § 1. Понятие международного морского права и его принципы

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран -

1963 г., консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.

Консульские учреждения делятся на четыре вида :

1)генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство.

Эти учреждения возглавляются соответственно:

1) генеральным консулом;

2) консулом;

3) вице-консулом;

4) консульским агентом.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций - государством пребывания. Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения.

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа. До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций.

Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные . Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.

Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2) аннулирования экзекватуры;

3) уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 1998 г.утверждено Положение о Консульском учреждении Российской Федерации. Первоочередной задачей российских консульских учреждений является защита прав и интересов России, ее граждан и юридических лиц . На консульские учреждения возлагаются также задачи оказания содействия развитию двусторонних отношений с государствами пребывания, расширению торгово-экономических, научно-технических и культурных связей. Консульские учреждения занимаются распространением официальной информации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической и духовной жизни.


В России консульская служба возникла 200 лет назад, в 1809 г., когда была создана Экспедиция консульских дел. Сегодня её преемником является Консульский департамент министерства иностранных дел России. Это крупнейший и, наверное, старейший департамент российского внешнеполитического ведомства. Именно он вместе с 234 российскими консульскими загранучреждениями представляет современную российскую консульскую службу.

По данным на 15 мая 2009 г. российские консульские учреждения представлены за рубежом в 234 точках. К примеру, на территории Украины, ФРГ и США действует по 5 консульских учреждений, Турции и Китая - по 4, Казахстана и Канады - по 3.

В начале 90-х годов в России был возрожден институт почетных консулов . Это динамично развивающийся элемент укрепления межгосударственных отношений в области торгово-экономического обмена и гуманитарного сотрудничества. Он является также эффективным механизмом обеспечения интересов российских граждан, находящихся за рубежом.

Приказом МИД России от 13 октября 1998 г.утверждено Положение о почетном консуле Российской Федерации. Почетный консул России - это любое лицо, не являющееся штатным консульским должностным лицом, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации.

Почетным консулом может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства, из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции. Почетный консул не состоит на государственной службе России.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

а) почетный генеральный консул,

б) почетный консул,

в) почетный вице-консул,

г) почетный консульский агент.

Почетный консул выполняет возложенные на него функции лично. Он может заниматься коммерческой или профессиональной деятельностью.

В Положении о почетном консуле Российской Федерации определены его функции в отношении:

а) граждан и юридических лиц;

б) опеки и попечительства;

в) имущества граждан России;

г) граждан России, пропавших без вести, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы в иной форме, или отбывающих наказание;

д) по вопросам истребования документов;

е) морских и воздушных судов России;

ж) автомобильного и железнодорожного транспорта и судов речного флота России;

з) по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной охране;

и) обязанности по сохранности консульской корреспонденции;

к) его отчетность.

1. Международное право прав человека: понятие, принципы, источники

2. Население и гражданство в международном праве.

3. Правовой статус иностранцев, беженцев, вынужденных переселенцев

4. Право убежища

5. Международные стандарты в области прав и свобод человека

6. Российская Федерация и права человека

Международное право прав человека: понятие, принципы, источники

В современном международном праве сложилась отрасль - МППЧ - совокупность принципов и норм, направленных на провозглашение и обеспечение международных стандартов прав и свобод человека и гражданина.

В отношении МППЧ, как и любой отрасли международного права, действуют все его основные принципы. Среди них первостепенное значение имеет принцип соблюдения прав и свобод человека . Согласно данному принципу, каждое государство обязано провозгласить и гарантировать у себя международные стандарты прав и свобод человека. Большинство государств мира, включая РФ, действуют именно таким образом. Еще одним принципом современного МП, имеющим прямое отношение к отрасли МППЧ, является принцип равноправия народов и право распоряжаться своей судьбой .

В МППЧ есть несколько специальных принципов , которые закреплены в большинстве международных соглашений указанной отрасли.

К их числу относятся:

1) принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;

2) принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;

3) принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;

4) принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

МППЧ насчитывает большое число источников - универсальных, региональных и двусторонних международных договоров, которых в общей сложности насчитывается свыше сотни . Среди универсальных источников отрасли можно Международный пакт об экономических и социальных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с двумя факультативными протоколами к нему, Конвенцию оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. с факультативным протоколом к ней, Конвенцию против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. с факультативным протоколом к ней, Конвенцию о правах ребенка 1989 г. с факультативным протоколом к ней.

Наиболее известными региональными источниками рассматриваемой отрасли являются: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. с двумя протоколами к ней, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.

О науке МП в области прав человека . Многие отечественные ученые посвятили свои работы проблемам прав человека в международном праве. Наиболее известны труды таких российских ученых-юристов, как А.Х. Абашидзе, Л.Н Галенская, В.А. Карташкин, О.Е. Кутафин, Р.А. Мюллерсон, А.Я. Островский, О.И. Тиунов, С.В. Черниченко, М.Л. Энтин.

МППЧ как отрасль МП состоит из двух подотраслей . Первая включает в себя институты гражданства, правового статуса иностранных граждани лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, право убежища. Вторая подотрасль включает в себя международные стандарты в области прав человека, деятельность международных организаций в правозащитной сфере, международные механизмы обеспечения прав и свобод человека.

Принципы и нормы, относящиеся к сфере прав человека, разрабатывались и принимались как во внутригосударственном праве, так и в международном праве на протяжении длительного времени. Исторически первоначально складывались нормы, регулирующие поведение государств в период вооруженных конфликтов. Эги нормы регламентировали военные действия таким образом, чтобы ограничить жестокость войны и обеспечить соблюдение гуманитарных стандартов по отноше-нию к воюющим, раненым, больным, военнопленным и осо-бенно по отношению к гражданскому населению Этот ком-плекс принципов и норм нередко именуется МГП1

В отличие от международных конвенций, регулирующих законы и обычаи войны, принципы и нормы, касающиеся прав человека в условиях мира, стали складываться тишь в начале XX в. Первоначально они принимались на национальном уровне, а затем закреплялись в международно-правовых до-кументах.

Международные соглашения в области прав человека подразделяются на три группы.

В первую группу входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека и др., которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека главным образом в условиях мира.

Вторая группа включает в себя международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. К ним относятся в первую очередь Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях воины, а также четыре Женевских конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

Третью группу составляют международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К названной группе относятся уставы и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.. Римский статут МУС 1998 г.

Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закреп-ленных во всех трех указанных группах международных до-кументов. Она определяет обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливает ответственность за преступное нарушение этих прав. Эта отрасль права получила название мппч.

В российской и зарубежной литературе, а также во внешнеполитической практике государств высказываются различные точки зрения относительно существования вышеназванных отраслей права. Многие ученые и дипломаты придерживаются мнения о существовании двух названных отраслей права - международного гуманитарного права и международного права прав человека. Другие считают, что международное право прав человека включает в себя международное гуманитарное право

За последние годы споры вокруг существования двух отраслей права - МГП и МППЧ - не прекратились. Однако все большее признание получает точка зрения о взаимодополняемости и конвергенции этих двух отраслей права. И действительно, международное гуманитарное право и международное право прав человека преследуют одну и ту же цель, которая состоит в защите индивида от нарушения его прав как во время вооруженных конфликтов, так и в мирное время. Поэтому эти две отрасли права взаимно дополняют друг друга Точка зрения о взаимодополняемости и фактической конвергенции МГП и МППЧ получает признание не только среди ученых, но и в практике международных отношений. Об этом прямо говорит-ся во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и Ко-миссии ООН по правам человека, преобразованной ныне в Совет по правам человека.

Таким образом, МГП и МППЧ позитивно взаимодействуют друг с другом, постепенно интегрируясь в одну отрасль права - МППЧ. Этот процесс интеграции будет продолжаться еще длительное время, в ходе которого стирание граней между МГП и МППЧ, возможно, приведет к созданию единой отрасли международного права.

Еще по теме § 1. Права человека как отрасль международного права:

  1. Особенности международного права защиты и поощрения прав человека как отрасли международного права
  2. Международное право защиты и поощрения прав человека как отрасль международного права
  3. 4. Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права
  4. Вопрос1. Право международного договора как отрасль современного международного права и научная категория
  5. Тема 1. Понятие частного права. Гражданское право как отрасль права (теоретический семинар)

Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.

Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

1) Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;

3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;

4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

7) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

8) другие соглашения.

60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и нака­зании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Между­народная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ре­бенка 1989 г. и др.

Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современ­ном международном праве сформировалась новая отрасль, отражаю­щая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере - международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафикси­рованы в различных источниках международного права, отличаю­щихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участни­ков, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержа­нии международного гуманитарного права («права человека», «меж­дународная защита прав человека», «международное право прав че­ловека» и т.п.) и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения.

Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли - «права вооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).

Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широ­ком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.

Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един - осуществление, обеспечение и защита прав человека. Воору­женный конфликт приводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отноше­ний в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных кон­фликтов появляются новые группы участников правоотношений - комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Таким образом, от­дельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приоб­ретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях междуна­родного права.

В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитар­ного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой - нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные ас­пекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздуш­ных и морских судов и др.).

Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответствен­ности индивидов за преступления международного характера и т.д.)

Нормы гуманитарного права - преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и обычаями войны».

Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и сте­пенью юридической обязательности, которую ему придали прини­мавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассам­блеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав челове­ка, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому гово­рить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Деклара­ции могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.

Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права за­фиксированы и в некоторых документах международных конферен­ций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому изме­рению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).

Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых прин­ципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гума­нитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

Является самостоятельной отраслью международного права .

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом , защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей , ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН . Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

  1. Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;
  3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;
  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
  5. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;
  7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
  8. другие соглашения.