Международные клубы кредиторов. Парижский и лондонский клубы кредиторов Парижский клуб и его условия реструктуризации долгов

В современных условиях Россия сотрудничает с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основ­ном входящими в Парижский клуб; коммерческими банка­ми (Лондонский клуб); коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

Совокупный долг этим трем группам составляет почти 70 млрд долл. без учета про­центов.

Парижский клуб - неформальное объединение эконо­мически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Он сформировался на основе совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с по­гашением государственного долга странами-должниками. Ре­гулярную деятельность начал с 1978 г.

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участ­ников, но определен состав стран, имеющих право участвовать в его заседаниях. Каждое заседание посвящается одному кон­кретному должнику. На заседании присутствуют представите­ли страны-должника, стран - кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда. Большинство членов Парижского клуба - развитые страны, но в ряде случаев в за­седаниях клуба принимали участие развивающиеся страны- кредиторы (например, Бразилия).

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба как в качестве должника, так и кредитора. В 1997 г. она получила членство в Парижском клубе, что спо­собствует долгосрочной реструктуризации внешней задолжен­ности бывшего СССР и возвращению задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реор­ганизации долга между всеми членами Парижского клуба.

Парижский клуб в своей работе руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную эко­номическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два прин­ципа - это условия, которые страна-должник обязана вы­полнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий по­гашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным.

Наличие непосредственной угрозы прекращения плате­жей по погашению задолженности. Для пересмотра условий погашения кредита должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженнос­тей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии ее пла­тежного баланса на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как пра­вило, относятся к кредитам или особым финансовым услови­ям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в националь­ной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной страны, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валю­ты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необхо­димой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить
долг иностранному кредитору) не считается наличием непос­редственной угрозы прекращения выплат по погашению за­долженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

Выполнение должником определенных условий при проведе­нии экономической политики. Смягчение условий погашения за­долженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должник восстановил кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолжен­ностей лишь при условии принятия странами-должниками про­грамм макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

У должников, испытывающих финансовые трудности, за­частую накапливаются большие суммы неплатежей по пога­шению задолженности не только перед официальными и част­ными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следо­вательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает членов Париж­ского клуба возможности урегулировать финансовые отноше­ния с такими странами.

План преобразований МВФ, который излагается в письме- обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как пра­вило, следующие требования: ограничение роста денежной массы; сокращение дефицита государственного бюджета; кон­троль над предоставлением кредитов; совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем деваль­вации); устранение контроля над ценами; совершенствование торгового баланса; ограничение вмешательства государства в экономику.

На практике программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование,
здравоохранение и т. п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров (услуг) первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабиль­ности, правительства стран-должников нередко были вынуж­дены прибегать к репрессивным мерам против собственного на­рода.

Бывают и исключения из этого правила: если страна- должник не является членом МВФ, она обсуждает необхо­димые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической обстановки. Та­кие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же под­ход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия, ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кре­диты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

Равномерное распределение бремени непогашенных дол­говых обязательств среди кредиторов. Данное правило обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов задач по решению проблем, связанных с пересмотром условий пога­шения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы члены Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до оп­ределенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предостав­ляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий пога­шения задолженностей содержится требование в адрес стра­ны-должника о необходимости добиваться аналогичных ус­
тупок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов.

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших за­трат, однако для представителей стран-должников эта про­цедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но ино­гда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для до­стижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а иногда и не дают желаемого результата.

Лондонский клуб - это неформальная международная ор­ганизация, которая объединяет банки, предоставившие креди­ты правительствам или юридическим лицам отдельных стран, испытывающим трудности с их возвращением. Клуб сформи­рован в конце 1970-х гг. в Лондоне в связи с неспособностью не­которых стран отвечать по своим обязательствам.

Лондонский клуб включает ведущие индустриально раз­витые страны. На регулярных заседаниях принимаются реше­ния по урегулированию проблем непогашения задолженности. Лондонский клуб активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков по­гашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства страны-кредитора). Он является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны “треть­его мира”.

Лондонский клуб, как и Парижский, стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслужи­ванию долга. Ни один из этих клубов не является международ­ной организацией. Их “членский состав” нестабилен, и они не имеют официального мандата.

Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консульта­
тивный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, меж­ду Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пере­сматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный ха­рактер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулиру­ющие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхо­да затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков пога­шения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несу­щие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют Банков­ский консультативный комитет (БКК) для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, но в состав данного руководящего комитета входит не более 15. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно полу­чить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непо­гашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей
процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает про­центные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Коммер­ческие банки предоставляют стране новый заем в качестве час­ти пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стра- не-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможнос­тей, который включает инструменты сокращения долга. Лон­донский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заклю­чения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продол­жительностью более 1 года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более 2-3 лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличивает продолжительность периодов консо­лидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Региональные финансовые организации Евросоюза. Ре­гиональные валютно-кредитные и финансовые организации Западной Европы преследуют цели обеспечения “гармонич­ного развития” ЕС, проведения согласованной политики по от­ношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. К основным региональным организациям ЕС относятся Евро­пейский центральный банк (ЕЦБ), созданный в июле 1998 г., Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, основан в 1958 г.), предоставляющий кредиты на срок от 7 до 20 лет, развиваю­щимся странам - до 40 лет, Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (основан в 1962 г.).

Европейский фонд регионального развития (основан в 1975 г.) осуществляет региональную политику в целях выравни­вания диспропорций в развитии отдельных регионов стран ЕС.

Европейский социальный фонд (основан в 1960 г.) оказы­вает финансовую поддержку социальной политике ЕС: финан­сирование программ снижения уровня безработицы, профес­сионального обучения и создания информационных систем о наличии вакансий рабочих мест.

Помимо перечисленных структурных фондов в ЕС функ­ционируют следующие целевые фонды:

Европейский фонд сплочения (основан в 1993 г.) участву­ет в финансировании проектов по охране окружающей среды в рамках общей экологической политики ЕС.

Кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.

Начало урегулирования

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых - 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, - на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части - по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.

Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения. Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары. Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения стала полноправным участником Парижского клуба.

Итоги

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг - обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.

Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры - это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы - это некий аналог международных частных ростовщиков.

Что это такое

Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

История

Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

Кредиторы

Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

Сборы и место встречи

Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

Парижский клуб: цели и функции

Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

  • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
  • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
  • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

Первый принцип

Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант - показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

Второй принцип

Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

  • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
  • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
  • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
  • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
  • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

Третий принцип

Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

Торонтские условия по реструктуризации

Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

  1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
  2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
  3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям - уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

Хьюстонские условия

Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

  • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
  • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

  • Масштаб задолженности - общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
  • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
  • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

Другие условия

Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

Парижский клуб и Россия

Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

Вывод

Парижский клуб, как и его Лондонский аналог - достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.


Парижский клуб - неформальное объединение правительств 20 мировых ведущих стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония, Россия). Это международное объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации погашения и обслуживания внешних государственных долгов.
Парижский клуб не имеет юридического статуса. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в этой области. Здесь не рассматриваются кредиты частным организациям, международным финансовым организациям, кредиты для военных целей, кредиты до одного года.
Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам

более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.
Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство- должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации ее внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.
В рамках Парижского клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.
Особенность структурной организации Парижского клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Периодически некоторые принципы пересматриваются и уточняются.
Основные принципы долговой политики Парижского клуба: наличие у должника непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Остановимся более подробно на названных принципах долговой политики Парижского клуба. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей.
Чтобы Парижский клуб начал действовать, должнику необходимо доказать, что он не в состоянии платить. Как доказать? Показать размер задолженности в соответствии с макроэкономическими показателями: состояние платежного баланса, бюджета, динамику ВВП, темпы инфляции.
Парижский клуб либо сам, либо с помощью МВФ проводит анализ проблемы: есть ли действительно угрозы прекращения платежей. Если такие угрозы усматриваются, то разрабатываются условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации долга.
Реструктуризация долга - одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.
В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги. Реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран.
В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников: беднейшие страны (ВВП на душу населения до 785 долл. в год) - применяются Торонтские, Лондонские, Неапольские условия урегулирования задолженности; беднейшие из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 785 до 3600 долл. в год) - применяются Хьюстонские условия; богатые из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 3600 до 10-12 тысяч долл. в год) - применяются стандартные условия Парижского клуба; исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.
Торонтские условия. Данные условия, принятые в 1988 г., могут применяться лишь в отношении стран с годовым ВВП на душу населения не более 540 долл. и имеющих право на получение кредитов от Международной ассоциации развития. Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др.
Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам.
Вариант А (уменьшение суммы долга): списание трети долга; пересмотр условий погашения остальной части долга по рыночным процентным ставкам; срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет, в течение которого проценты по долгу не выплачиваются.
Вариант В (долгосрочные долги): проценты начисляются по рыночным ставкам; срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.
Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга): предоставление льготных процентных ставок (кредитор может выбрать большую из двух величин - 3,5% в год или половину рыночной процентной ставки); срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.
Однако Торонтские условия предназначены не для всех стран-
должников. Они применяются лишь в случае очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.
Хьюстонские условия. Приняты в 1990 г. в отношении стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время - 785 долл. на душу населения), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.
По данным условиям: срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок 8 лет; срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - до 10 лет; кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10%).
Чтобы претендовать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий, страна должна удовлетворять двум из трех следующих критериев: годовой ВВП на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долл.); соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1: 1,5; необходимо иметь следующие показатели масштабов задолженности: сумма долга - не менее 50% объема ВВП; сумма долга/стоимость экспорта - не менее 275%; коэффициент обслуживания долга - не менее 30%.
Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия.
Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)
А. Тринидадские условия аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории; гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника: реструктуризация оставшейся части долга на 25 лет, предоставление льготного периода в 5 лет; капитализация процентов за первые 5 лет; отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, аналогичным Торонтским условиям.
Б. Лондонские условия аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам; реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода; реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом; реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке оказания официального содействия развитию, на 30 лет с 20-летним льготным периодом.
Этими условиями воспользовались такие страны, как Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне.
Неапольские, Лионские условия, Инициатива HIPC
А. Неапольские условия
Такие условия предусматривают:
67%-ное списание или реструктуризацию суммы долга с целью его сокращения. Данное условие действует для стран, у которых годовой ВВП на душу населения менее 500 долл. или долг/экспорт более 350%. Для других стран применяется 50%-ное списание долга; выплату оставшейся части долга в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом или в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой амортизации долга; реструктуризацию долга на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, с выплатой процентов по прежней ставке. В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя.
Б. Лионские условия, Инициатива HIPC
С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-ное снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.
Проект под названием «Инициатива HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению долгового бремени самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Стандартные (классические) условия Парижского клуба реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг); срок погашения 10 лет с пятилетним льготным периодом; рыночные ставки.
Для реализации этих принципов должник должен представить программу макропреобразований для улучшения финансового состояния страны. В данную программу должны быть заложены следующие меры. Ограничение роста денежной массы (запрет Центральному банку кредитовать правительство, отказ от льготных кредитов, повышение налогов и т.п.). Сокращение дефицита госбюджета (одно из главных направлений - уменьшение государственных расходов, в том числе и социальных). Совершенствование политики обменного курса национальной валюты (не допускать повышения или понижения). Устранение госконтроля над ценами. Ограничение государственного вмешательства в экономику. Равномерное распределение бремени непогашенных долгов среди кредиторов (принцип равных услуг). Этот принцип обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с обеспечением условий долговых обязательств (срок погашения, процентные ставки).
Россия и Парижский клуб. 17 сентября 1997 г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Россия выступает в Парижском клубе не только как страна-кредитор, но и как страна-должник.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и базируется на следующих основных принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании. Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба. Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР. Предоставление начальной скидки на задолженность госу- дарств-должников перед Россией.
Уже к 2001 г. России удалось достичь успехов: долг нашей стране со стороны многих развивающихся государств был реструктурирован. Часть долга из долга кредитного была переведена в долг по ценным бумагам, т.е. произошла секьюритизация долга.
Негативные моменты присоединения к Парижскому клубу. Россия должна была признать часть царских долгов по облигациям, главным образом, перед гражданами Франции. Россия лишилась суверенитета в улаживании отношений со своими должниками, необходимо было учитывать условия урегулирования долга, принятые Парижским клубом. В частности по условиям Парижского клуба не допускается погашение долга товарами, правами на разработку полезных ископаемых. Кроме того, пришлось списать значительную сумму долга некоторым стра- нам-должникам: Ираку - 100% (11 млрд долл.); Монголии - 98% (11 млрд долл.); Вьетнаму - 86% (9,4 млрд долл.); Сирии - 70% (9,8 млрд долл.).
Кроме того, наша страна присоединилась к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения. Это предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований к государствам-должникам из числа развивающихся стран в зависимости от их экономического положения.
Вместе с тем вступление в Парижский клуб имело и положительные моменты. Оно дало возможность России подписать ряд соглашений со странами-должниками. Среди них - 33 многосторонних меморандума о реструктуризации задолженности с 24 странами, в том числе с Бенином, Боснией и Герцеговиной, Мали, Мозамбиком. С 1999 по 2002 г. Россией было заключено 13 двусторонних соглашений о реструктуризации задолженности с Йеменом, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Бенином, Экваториальной Гвинеей, Замбией, Пакистаном, Танзанией, Албанией, Мозамбиком, Мали и Конго.
В результате реструктуризации странам-должникам были установлены льготные графики погашения консолидированных сумм задолженности. Большая часть выплат будет осуществляться после 2015 г. Почти все соглашения о реструктуризации предусматривают возможность осуществления конверсионно-обменных операций оставшейся и неоплаченной задолженности, а также переуступку или продажу долга третьей стороне.
Проведенная реструктуризация долгов способствовала началу платежей некоторыми странами, увеличению доли выплат в СКВ, консолидации задолженности по процентам и основному долгу.

- (The Paris club) — неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский… … Экономико-математический словарь

парижский клуб - Неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский клуб – это объединение… … Справочник технического переводчика

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Канада, Франция,… … Словарь бизнес-терминов

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (international Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания,… … Финансовый словарь

- (Paris Club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Финансовый словарь

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

Парижский клуб - неформальное объединение официальных западных кредиторов, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Основан в Париже в 1956 году. Урегулирование задолженности в рамках клуба… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - PARIS CLUBНазвание, данное специально проводимым встречам представителей правительств стран кредиторов, к рые с 1956 г. организуются по мере надобности для переговоров по долгам стран кредиторов или гарантированным ими. Долги коммерческим банкам… … Энциклопедия банковского дела и финансов

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - (англ. Рaris Сlub; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств участников в отношении долгов третьих стран. Орг ция сформировалась на основе нерегулярных совещаний… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Серия "Русский детектив" (комплект из 17 книг) , . Серия "Русский детектив" издательства "Терра - Книжный клуб" читайте лучшие произведения отечественных классиков детективного жанра, а также созданные современными авторами книги - острые,…
  • Роман Виолетты. Парижские сладости , . Есть темы, которые не принято обсуждать публично. О них говорят украдкой и лишь с самыми доверенными людьми. Одна из таких тем - взаимоотношения и страсть. Так, Кристиан, главный герой…