Монастыри святые метеоры. Сколько дней нужно на осмотр Метеоров? Расписание монастырей Метеоры для посещения туристов

Формирование загадочной формы утёсов в окрестностях монастырей Метеор (Μονές Μετεώρων) произошло в эпоху более 60 миллионов лет назад. В центральной части Фессалийской долины, где находятся Метеоры Греции, некогда было море или дельта впадавшей реки. В результате тектонических изменений произошло поднятие земной коры и выплеск вод через Темпейское ущелье. Природа в течении миллионов лет разрушала рыхлые породы горного массива, обнажая твердь базальтовых уплотнений. Сегодня мы наблюдаем голокаменный гребень из сотен столпов, возвышающихся над гладью Фессалийской долины.

Четыре монастыря в Метеорах

Необычные столпы достигают высоту до 613 метров. В XVI веке монастыри в Величественной Метеоре переживают период возрождения и благоденствия, увеличивается количество братии и число монастырей доходит до 24. До нашего же времени удалось сохраниться всего лишь шести монастырям: из них две женских обители и четыре мужских.

Греция – родина православия, и не случайно исторически так сложилось, что в преемнице Византии, на территории современной Греции находится огромное количество знаковых достопримечательностей, монастырей и христианских святынь. Если Вам посчастливилось приобрести тур Туристической фирмы - PrimusTour в Грецию, то непременно воспользуйтесь возможностью совершить экскурсию в Метеоры из Салоники и Халкидики с индивидуальным гидом. Равнодушным это место не оставляет никого.

Величие и изящество Метеор Греции, недостижимые пониманию слияние творения рук человеческих и естества природы, всё это нераздельно порождает особую магию парящих исполинов, вытесанных из тверди, с шапками - монастырями, укрывшими их макушки. Закаменелые великаны устало смотрят вслед любопытствующему страннику, который безуспешно пытается поместить в сознание увиденное.

Стопами отшельников на экскурсии в Метеоры

Согласно старинным летописям, одним из первых отшельников был схимник Варнава, основавший скит Святого Духа 950-960 г. В действительности же, первые пустынножители поднялись для совершения молитв на отвесные скалы монастырей Метеоры задолго до него. Точных свидетельств первоначального появления отшельников не осталось.

Пропасть между монастырями Варлаама и Преображения

Затворники вбивали деревянные колья в расщелины камней, сооружали подмостки, использовали верёвки и примитивные приспособления, чтобы уединиться от мирской жизни на каменных громадах в неких подобиях пещер. Некоторые из них скорее схожи с небольшими углублениями, а верёвочные лестницы до сих пор можно лицезреть спадающими с заброшенных монастырей. Ни холод зимы, ни промозглые ветра, ни летний зной не смогли удержать отшельников от их стремления к совместной молитве на крутых столпах.

Какая неведомая сила толкала этих людей к добровольному затворничеству в монастыри, мы уже не узнаем, но оказавшись хоть раз на вершине, возможно, испытаем ту же страсть - уйти от всех, уединиться, и с камнем серым тесно слиться.

Экскурсия же в монастыри сегодня предполагает относительно комфортное восхождение по высеченным в монолите ступеням.

Монастырь Варвары

Для совместных богослужений тех времён затворники спускались каждое Воскресение к скиту у подножия гор, который вздымается слева, когда поднимаешься по дороге от Кастраки. Ранние письменные упоминания о новообразованной монастырской общине в средней Греции относятся к десятому веку под названием скит «Дупиани».

При въезде в Каламбаку на его месте перед самым началом подъема в Метеору выстроена церковь, посвящённая Пресвятой Богородице.

В 1160 году был возведён вышеупомянутый скит с новым названием «Стаги». Исследователями принято связывать именно эту дату с зарождением организованного монашеского государства, а в последствии с авторитетной общиной аскетов, имевшей влияние не только на всю Грецию, но и на Балканы.

фототур, великолепные ракурсы

Экскурсия в Метеоры в сопровождении частного гида в Греции по времени занимает весь день.

Помимо стандартной экскурсии, мы предлагаем фототур в монастыри и фотосессии в Метеорах на один или два дня, в зависимости от ваших интересов.

Экскурсии к монастырям в Метеорах
Монастырь Варвары

С нами вас ждут экзотические ракурсы, великолепные точки для портретных фото, а также советы по выбору композиции.

Где как ни в прославленном на весь мир комплексе монастырей на вершинах каменных монолитов вы сможете запечатлеть оригинальные фотографии, где через каждый десяток шагов меняется фантастический пейзаж. Не имеет значения какой в наличии фотоаппарат. Главное — индивидуальное восприятие созерцаемого и ощущение магической атмосферы места, и плюс советы «бывалых».

Омытый ли слезами небесного свода, укрытый ли густым кремом белоснежных облаков, каменный лес всегда приобретает сказочный вид.

Где находятся Метеоры в Греции?

В северо-западной части Фессалии между горными массивами Пинд и Антихасья (гора Козиакос), где река Пиней выходит на Фессалийскую равнину, возвышаются громадные серокаменные глыбы. Территориально монастыри Метеоры относятся к префектуре Трикалы, расположенной в 20 километрах к востоку.

Карта монастырей Метеоры

Добраться до монастырского комплекса можно из посёлков у подножия массива — Каламбаки или Кастраки, что находятся в центральной Греции, в 260 километрах к югу от Салоник и в 350 километрах к северу от Афин и 100 километров на восток от города Ларисы.

Есть несколько способов добраться: туристическими автобусами с групповой экскурсией, самостоятельно на авто и общественным транспортом.
Существует железнодорожная ветка Афины-Салоники. Поезд останавливается в Каламбаке. От станции до монастырей лучше всего взять такси.

Монастырь Благочестивых Феодоров
Монастырь Троицы

Чтобы автобусом доехать до Каламбаки из Салоников, необходимо сделать пересадку в Трикале. Нужно учесть время стыковки рейсов. Таким же образом можно доехать и из Афин.
Если же ехать на автомобиле, то на магистрали, связующей Афины с Салониками, нужно свернуть в направлении города Ларисы, следуя через Трикалу.

Описание монастырей, интересные факты

Начало XIV века, Греция. Монах Афанасий, гонимый разорением каталонцами Афона и всей северной Греции, прибывает к этим местам вместе с духовным наставником Григорием. Ведомый стремлением создать общину, наподобие Афонской, он издаёт свод правил монашеского общежития.

Монастырь Великий Метеор (Преображения Господня)

Монастырь Большой Метеор

Немногим позже, 1340 год, вместе с другими четырнадцатью монахами организует безумное по тем временам дело - строительство лавры на самой высокой скале (613 метров над уровнем моря) и более 400 над посёлком Каламбака.

Более 600 лет назад, назвав это великолепие Великими Метеорами (Μεγάλο Μετέωρο) - «парящими в воздухе», Афанасий тем самым предопределил название монастырям и всего величавого комплекса.

Из собственных наблюдений замечено: когда прохладная Фессалийская долина наполняется тёплым дыханием ветра с юга Греции, то открывается интересный вид - горы и земля отчётливо различимы, а подножие, как бы растворяется в прозрачном облаке. Утёсы от этого выглядят чудно, будто подвешенными.

отец Иосаф

Продолжателем дела Афанасия стал его друг при жизни Иосаф Метеорит, считающийся вторым ктитором монастырей, наследник сербских монархов. 23 лет от роду, после смерти отца, властителя трона Сербии, Иосаф предпочёл затворничество в скиту роскошным царским хоромам. Мощи создателей общины покоятся в южном приделе храма Преображения Спасителя.

Било для призыва к службе в монастырях
На экскурсии в Метеоры

Общинный уклад быта для монахов продолжался также после смерти. Почившего укутывали саваном и хоронили в неглубоких пещерах, присыпав горстью земли. Истлевшие мощи с течением времени переносили, предварительно омыв в общий схрон - костницу при храме. Надпись над входом костницы меняет взгляд путника с любопытствующего на отрешённый. «МЫ были такими как ВЫ, а ВЫ станете такими как МЫ».

Мудро и лаконично выраженная мысль электрическим разрядом проходит сквозь сознание, тянет за собой к седой древности с суровыми буднями монахов, затем мгновенно скачет в будущее, где смотрит испытующе на ТВОИ же останки… и мелкой, еле заметной дрожью возвращается в бренную плоть.

между небом и землёй

До 1923 года посещение и восхождение к монастырям Метеор возможно было лишь по верёвочным лестницам с примитивными подмостками. Сейчас, во время экскурсий, паломники и туристы с лёгкостью взбираются по ступеням, вырубленным в горной породе. А в те времена особо уважаемых гостей и старцев поднимали в плетёной сети-мешке на лебёдке с помощью нехитрого механизма, рассчитанного на силу лишь двух человек.

Монастырская утварь
Монастырь Преображения Господня

По описанию русских путешественников XIX столетия, посетивших Грецию, за полчаса такого подъёма, «между землёй и небом», вся жизнь проносилась перед глазами. Приятной экскурсией это вряд ли можно было считать. Восшествие таким образом занимало от получаса до 45 минут. Пребывавшего в сети богомольца болтало от рывков поднимавшего механизма и порывистого ветра, поэтому приходилось обороняться от склонов в раскачивающейся сети.

Бечёвку механизма ворота меняли исключительно в случае, если она рвалась, а трагическое происшествие насельники принимали за особую благодать Божью.
В 1388 году Иосаф перестроил собор, сделав его более величественным. Главную часть и нартекс возвели в 1545 г. с сохранением алтарной части первоначальной церкви, а расписали семью годами позже.

Монастырь Святого Первомученика Стефана

Фессалийская долина и монастырь Стефана

Возвышается в восточной части горной гряды, прямо над посёлком Каламбака.

В бытность свою слыл самым богатым среди общины Метеора (Μονή Αγίου Στεφάνου Μετεώρων). Основателем его принято считать Антония, сына сербского краля, заложившего в XIV столетии ключевой камень при строительстве. В середине XVI века преподобный Филофей, второй ктитор, заново отстроил киновию архидиакона Стефана.
Однако при реконструкции строений был обнаружен фрагмент мрамора с высеченной надписью ИЕРЕМИЯ, с датировкой 1192 г., что даёт повод полагать об относительности имеющихся достоверных сведений в истории, ввиду утраты таковых после турецкой оккупации.

мост к монастырю
постройки монастыря Стефана

Современный собор выстроен по свято-горскому архитектурному типу в 1798 году. Насельницы хранят честную главу священномученика Харалампия, этот бесценный подарок румынских правителей. В ризнице содержатся драгоценные реликвии: расшитая золотом плащаница, редкие книги, рукописные издания, переносные иконы, искусно сделанные кресты для водосвятия.
На протяжении долго времени этим монастырём в Метеорах поддерживалась просветительская деятельность на территории средней Греции. При пособничестве игумена и братии открывались бесплатные школы в посёлках Каламбаке, Кастраки и Трикале, в приютах содержались сироты.

Река Пиньос, Фессалийская долина
гряда Пиндос за монастырём Стефана

Доступ к пустыни преграждали поднятием подвесного моста, который неуверенно висел над пропастью. Недавно его заменили стационарным. Необычайно красивое зрелище открывается с внутреннего дворика на монастыри и видимую взору фессалийскую долину, наполненную голубыми и зелёными красками в обрамлении серебряной ленты реки Пиньос.

При случае обратите внимание на обилие зелени и ухоженность внутренних двориков. Чтобы поднять грунт для их обустройства на безжизненные камни, потребовалось несколько десятков лет. Перед иконостасом чествуются мощи покровителей - Первомученика архидьякона Стефана и Харалампия, обитель которого совсем недавно была расписана и в настоящее время является женской с шестидесятых годов прошлого века.

Монастырь Святой Варвары (Русану)

Монастырь Варвары

Доступ в пустынь инокам до 1897 года осуществлялась по верёвочным лестницам. Пропасть между двумя гигантскими валунами позднее соединили мостом. И сейчас странники без труда могут взобраться к монастырю. Название Русану (ή Μονή Ρουσάνου) предполагает, что первейший отшельник, поселившийся на утёсе, либо был из местечка Росану, что расположено в области Фессалии (центральная Греция), либо происходит от имени основателя старого храма, заложившего фундамент в XIV веке.

В исторических хрониках, дата обновления собора Преображения и келий в монастырях Метеоры – 1545 год от Рождества Христова. Иеромонахи Максим и Иосаф, пришедшие из города Янина, восстановили к тому времени пришедшие в упадок строения. Они считаются вторыми ктиторами монастыря. Современный пятиэтажный комплекс на узкой скале, который мы наблюдаем сегодня, был возведён в XVI столетии, до этого времени сведения противоречивы. Поскольку имеются отрывочные сведения об основании кельи Русану, монахами Никодимом и Бенедиктом в 1288 году.

Монастырь на фоне цветков персика
Монастыри в Греции

Построенный в традиционном византийском стиле, храм украшен роскошной настенной росписью известных художников Греции середины XVI века на пожертвования игумена Арсения. Настенная роспись относится к критской школе. Вероятнее всего она была выполнена учеником прославленного Феофана Стрелицы, по имени Цорци.

В плане собор имеет форму креста. Многоугольный купол опирается на две колонны в центре и две боковых апсиды. Как и остальные монастыри, Русану часто подвергался разграблению. Уцелевшие реликвии и рукописи хранятся в Спасо-Преображенском монастыре Великой Метеоры. При входе в притвор церкви, мы замечаем сюжет Второго Пришествия. Христос Вседержитель помещён в центр купола, вокруг него все прославляют Бога. Всё пространство нефа заполнено сценами мученичества Преподобных, которые предпочли потерять жизнь нежели предать веру. В основном святилище роспись подчинена эпизодам из жития Иисуса Христа.

Великомученица Варвара

Покровительница монастыря Русану – Праведница Варвара, пострадавшая от гонений на христиан при императоре-язычнике Диоклетиане. Тут же, в нефе собора оберегаются сёстрами её мощи, а также Благочестивых Модеста и Пантелеймона. Преподобная является покровителем всех людей, работа которых связана с повышенным риском.

Монастырь лестница в келью Женский монастырь

Родилась Варвара в Илиополе, на территории Сирии. От своих сверстниц отличалась красотой и остроумием. Дочь богатого язычника, она уверовала в единого Бога и крестилась без дозволения отца, приняв христианскую веру.

Узнав об этом от доносчика, он отдал собственную дочь на суд наместнику с просьбой жестоко наказать за пренебрежение к римским богам. Претерпев нечеловеческие пытки и истязания, Великомученица Варвара отдала дух Богу после усекновения главы, пав жертвой от руки собственного родителя. С шестидесятых годов прошлого века монастыри Русану и Стефана преобразованы в женские.

Несмотря на строгий уклад, монахиням удаётся поддерживать уют на самом высоком уровне даже на этих хмурых глыбах. При подходе к монастырю через мост над пропастью, паломник заметит роскошные клумбы цветов, в течении круглого года украшающие внутренний двор.

Монастырь Святого Варлаама

Монастыри Метеоры: Варлаама и Русану

Современник Афанасия, отшельник Варлаам взобрался на гребень, вбивая деревянные колья в расщелины песчаника при помощи верёвок и элементарных подмостков. С немногочисленной братией из близлежащих монастырей ему удалось построить часовню на пике и несколько келий, которые после его смерти пришли в запустение и изрядно разрушились.

Вторыми ктиторами обители Варлаама (ή μονή των Αγίων Πάντων ή Μονή Βαρλαάμ) стали два брата из города Янина, на северо-западе Греции, Нектарий и Феофан Апсарас. Братья посвятили свою жизнь Богу, удалившись от мирских соблазнов. Прожив в Монастыре Преображения около семи лет, они решили восстановить обрушенную часовню на соседней скале. Количество братии, пришедшей подсобить, неуклонно росло, и вскоре встал вопрос о постройке просторного собора, способного вместить всех послушников, а также новых келий с обширным подворьем.

Храм Варлама
монастыри Варлаама и Варвары

Скит был воздвигнут по канонам Горы Афон: крестово-купольной архитектуры, с двумя апсидами перед алтарной частью, создающими необычайно красивый эффект звучания при проведении службы. Роспись центрального собора производилась в два этапа. Мастера, создававшие непревзойдённые шедевры живописи Метеор, соединили православные традиции с итальянской техникой иконописи, что проявляется в резких контрастах красок воспроизведения образов великомучеников.

После окончания строительства монастыря, с Феофаном свершилось чудо. Будучи прикованным неизлечимой болезнью к постели, он смог подняться без посторонней помощи и благословить строителей храма, прославляя Бога и всех Праведников. После благословения, старец оставил этот мир, упокоившись с миром в своей келье.

кельи обители Всех Святых
экскурсия в греческие монастыри

На территории монастыря располагаются: действующий музей, хранилище для продуктов и вина с сохранившейся бочкой объёмом 12000 литров и площадка на краю уступа с действующим механизмом для транспортировки грузов.

Доставка материалов до сих пор осуществляется традиционно сетью. Верёвку, правда, заменили на стальной трос, а сеть на металлическую клеть, но принцип доставки грузов на верхушки скал за более чем 700 лет не изменился.

Монастырь Святой Троицы

Монастырь Троицы

Пожалуй, это самый аскетичный и наиболее труднодоступный из всех общежитий. Одинокий столп, окружённый хороводом каменных сторожевых исполинов, разделяет бездна с соседними громадами. Несведущему путнику ни за что не найти узкой тропы, ведущей к подножию. 140 ступенек ведут к вершине монастыря.

во время экскурсии в Метеоры
Монастырь Троицы, Греция

При входе в монастырский двор, слева устроена церковь, посвящённая Иоанну Крестителю - вырубленная в монолите ниша круглой формы, размером с маленькую комнатушку. В южном крыле спланирован главный собор Святой Троицы. Крестово-купольной архитектуры храм возвели по канонам лавры Горы Афон. Настенные фрески внутри церкви в хорошем состоянии и датируются срединой XVIII столетия. Помимо привычных строений, как кухня, столовая и кельи для иноков, при каждом монастыре присутствуют хранилища для сбора воды - высеченные в камне ёмкости. Отсутствие источника с водой на пиках скал Метеоров ставило первостепенную задачу перед подвижниками - создание резервуаров для сбора дождевой воды. Десятилетиями в упорном труде и с молитвой на вышину глыб поднималась также почва для выращивания овощей и фруктов.

Купол нефа в монастыре: Вседержитель с ангельскими силами
монастырь Троицы и гора Козиакос

Строительство Троицы (ή Μονή Αγίας Τριάδος Μετεώρων), согласно летописям, заняло 18 лет, а подвод материалов для строительства целых 70! С внутреннего двора открывается головокружительная панорама на все действующие пристанища аскетов. Множеством туристов, приезжающим в Грецию на экскурсии и пытающихся запечатлеть себя на фоне достопримечательностей, заполнена площадка. Но, ни одна фотография не смогла хоть на немного приблизиться к тому ощущению, которое испытываешь стоя на краю обрыва с видом на утёс Троицы.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь Николая Анапавсаса

Пристанище между разрушенными киновиями Предтечи и Агиа Мони посвящено Святому Николаю, покровителю моряков, епископу Мир Ликийских, особенно почитаемому православными.

Из-за того, что охват плато невелик, постройки возвышались в высоту на несколько ярусов, заполняя впадины и огибая возвышенности. Святилище гармонично вписано в ландшафт, сохраняя строгую архитектурную идентичность, присущую православным храмам.
Чтобы попасть в него, необходимо преодолеть восемьдесят крутых ступеней. Остатки старой деревянной лестницы (изначально она состояла из 62 ступеней), с помощью которой поднимались скитники к Метеорам видны до сих пор.

Лестничный пролёт приводит нас в часовню Преподобного Антония, бывшее хранилище мощей усопших затворников, с сохранившимися в конхе фресками XIV века. Здесь же содержались рукописи и священные реликвии.

На первом ярусе размещён выставочный зал. Преодолев несколько ступеней, мы оказываемся в нартексе. Из-за ограниченных размеров киновии, притвор выполнял роль монастырского двора, где братия предавалась чтению и выполняла послушания в часы, когда не велась служба.

Фрески

Фрески в соборе выполнены Феофаном Стрелицей (Критским) стяжанием иеродиакона Киприана. Об этом гласит ктиторская надпись над входом с датировкой окончания росписи обители Святого Николая Анапавсаса 12 октября 1527 г. Впоследствии Феофан Критский расписал монастырь Ставроникита на Святой горе Афон и трапезную Великой Лавры. И фактически привнёс свежую струю в византийскую живопись, позаимствовав из итальянского Возрождения декоративные мотивы, он оказался примером для подражания более поздних художников.

Фрески притвора храма
Николая Анапавсаса

Примечательна сцена Второго пришествия Христа, где вверху помещён образ Спасителя – справедливого судьи. Справа и слева от него изображены апостолы, сидящие на тронах. Под ногами Христа запечатлён сюжет приготовления трона с коленопреклонёнными Адамом и Евой, ниже – весы правосудия.
Слева показан приход праведников на небеса, внизу собравшиеся перед вратами Рая. У двери стоит апостол Пётр с ключами от врат, а в Раю изображен Авраам в окружении детей, символизирующих души верующих. Первым в Рай попадает справедливый разбойник.

Справа роспись расчленяет огненная река ада из пасти дракона. Сверху ангел с трубой возвещает о воскрешении мертвых и начале суда. Воплощающие образы земли и моря возвращают усопших из своих недр. На восточной стене изображены основатели монастырей и Святые Праведники Метеоров.

верхние уровни

Из притвора ведёт вход в маленький по габаритам храм, рассчитанный всего на пять стасидий. В куполе отсутствуют проёмы для света (кроме одного небольшого окошка), поскольку ещё два яруса монастыря возвышаются сверху. Сюжет росписи святилища посвящён двенадцати важнейшим праздникам церковного года и начинается от сцен Благовещения, Рождества, Сретения, а заканчивается сценами Распятия, Вознесения и Пятидесятницы. Особенность живописного убранства состоит в том, что масштаб иконографических эпизодов сопоставим с величиной переносных икон. А безупречная техника исполнения сбалансировала чёткие контуры фигур с яркими красками в одеянии, характерные для западного искусства.
На втором ярусе располагается архондарик для приёма паломников, кухня и ворот для снабжения необходимыми грузами.

Третий ярус занимает бывшая монастырская трапезная, переоборудованная под библиотеку, украшенная фресками, а также резервуар для воды, кельи монахов и широкий балкон с панорамным видом.
Верхушку монолита венчает колокольня с широкой площадкой.

Разрушенные монастыри и скиты

Монастырь Сретения Христова

Если подниматься из посёлка Кастраки, вдоль высохшего русла, неизменно выходишь к темничному столпу, именуемым филаки (тюрьма для послушников). У основания его – разверстая пасть, широкая внизу и постепенно суживающаяся к верху, словно треугольник. За входом в полость простирается пещера, а над пещерой, в боках и в глуби её уходят внутрь гроты разных объёмов, не менее четырнадцати.

Ко всем ходам ведут искусственные углубления, от которых теперь остались только балки, брёвна и поддерживавшие их кроквы. В этих темницах содержались провинившиеся подвижники. Огромная пещера некогда была перегорожена стеною, остатки которой заметны спускающимся по дороге из Русану.

Аскетарий Преподобного Григория
Скит Блаженного Антония

Над самим входом устроена была темничная церковь. В 1751 г. иерей Ризо написал для неё малую икону Богоматери, теперь она оберегается в монастыре Русану. Сейчас же уцелели только углубления в обоих боках грота, куда вставлены были балки для пола и потолка церкви, да ещё сбереглась впадина, в которой был алтарь. В этой тюрьме слушали священные службы все узники в Метеорах и стерёгшие их добровольные затворники.

При выходе из пещеры, в особом куске породы высечено углубление в виде глубоко вогнутого зеркала или блюда, поставленного боком. Тут сиживал темничный сторож, а сейчас лишь иногда пастухи загоняют своих овец и коз.

Агия Мони

руины монастыря Агиа Мони Монастырь Агиа Мони Бывший Монастырь Великомученика Димитрия

Напротив темничного столпа рукой подать до Николая Анапавсаса и Дупиани.
На соседнем с Никольским храмом валуне, находилась обитель Агиа Мони, воздвигнутая на темени и на краях весьма высокой и узкой скалы. В 1710 г. церковь опустела, тогда в феврале месяце сделали опись утвари и ризницы её.

Вещи перевезли в кафедральную церковь города Стагона. С тем условием, что, когда водворятся пустынножители на столпе, они вернут переписанную утварь и заплатят 5 пиастров за перевоз.

В 1771 г. была возведена стена иждивением Гавриила. 1790 году священник Гавриил (надо полагать, это тот же человек) из села Абелаки пожертвовал церкви частицы мощей св. Меркурия и св. Макрины. Он скончался в Агиа Мони 25 августа 1792.

В 1821 церковь, освящённая в память Рождества Богородицы, расписал Христодул из эпирского города Янины на средства капитана Афанасия Мандалопуло и священника Каламбаки Эфтимия Дуки.

В декабре 1858 было землетрясение, тогда и обрушилась срединная постройка обители, уцелели одни окраинные стены.

На одной линии с каменной кручей Агиа Мони, но ближе к Варлааму, на громадном базальтовом столпе стояла келья Ипсилопетра (высочайшая). В 1650 году она называлась уже монастырём.
С темени Никольского столпа видны разрушенные монастыри Святого Духа, Георгиевского и Предтечи. Скала Предтечи узкая и низкая, а потому ничего кроме двух келий и подъёмной башни на ней иноки не смогли выстроить.

разрушенный монастырь Иоанна Предтечи
скит Николая Бадова (Кофина)

Прикоснуться к Божественному

Благообразность ландшафта, византийское искусство, христианские традиции, историческое прошлое и современность соседствуют друг с другом на макушках этих монументальных глыб, сохранивших многовековое православное и художественное наследие. Местность эта и по сей день ревностно хранит благочестие и мольбы праведных отшельников, являясь символом человеческой воли и неимоверных усилий, направленных к беспрестанному стремлению прикоснуться к Божественному.

Форма одежды на экскурсиях в Метеоры должна быть соответствующей при посещении православных святынь: юбка ниже колен и закрытые плечи у женщин, брюки у мужчин.

интересные факты из истории Метеор в XIX веке

Монастыри Метеоры – наиболее яркая достопримечательность Греции. Её обязательно следует посетить при знакомстве с этой страной. В северной части страны, где раскинулась Фесалия, находится настоящий геологический феномен – отвесные скалы в форме столпов. Почти каждый столп венчает монастырь, за что место часто именуют монашеской страной.

Прекрасные Метеоры

В доисторические времена на месте современной Греции шумело большое море. Под действием волн, сильных ветров и скачков температур более 60 млн. лет назад и образовались горы столь необычной формы. Скалы нередко имеют тонкую основу и утолщаются кверху, создавая эффект парящих гор. Именно так слово «метеоры» и переводится с греческого языка.

Утесы имеют почти отвесные края, по которым не каждый опытный альпинист решится взобраться. Средняя высота гор равна 300 м, а самые высокие превышают отметку в 600 м. Среди камней можно найти извилистые тропы к вершине, с них можно наслаждаться живописной панорамой зеленых равнин и дельты р. Пиньос.











На неприступных вершинах Метеор приютились многочисленные монастырские постройки, некоторые монастыри действуют по сей день. С конца IX века монахи-отшельники обосновались в небольших пещерах и естественных углублениях невысоко от земли, но частые разбойные набеги вынудили отшельников перебраться на неприступные вершины гор. Строительство потребовало неимоверных усилий от немногочисленной группы монахов, но вера и огромное желание помогли им справиться с задачей.

История монастырей

В конце X в. один из священников по имени Варнава начал строительство небольшого монашеского поселка (скита Святого Духа). Постепенно количество религиозных построек увеличивалось, а к XIV в. поток верующих достиг своего пика. Этот период истории ознаменован турецкими набегами, в результате которых Фессалия полностью оказалась под властью турок. Стремясь защититься от агрессии, отшельники со всех концов страны устремлялись к Метеорам.

Перебрались сюда с Афона монахи Григорий и Афанасий. Именно они озадачились постройкой монашеского государства на скалах по аналогии с Афонским монастырем. Они заложили первый из монастырей - Большой Метеор на вершине скалы Платис Литос (613 м).

Эпохой рассвета монашеского государства историки считают XV-XVI века. В этот период здесь действовало 24 самостоятельных монастыря со скитами, церквями, костницами и хозяйственными постройками. Некоторые из монастырей имели еще и большую библиотеку.

Мужские монастыри Метеоры

Первый, а значит и самый древний из монастырей Метеоры – Великий или Большой Метеор – продолжает работать уже несколько столетий. Постройка выполнена в поствизантийском стиле, а во внутреннем убранстве присутствуют старинные фрески и средневековые иконы. Они создают удивительную атмосферу духовности и старины. Необъяснимый трепет охватывает туристов еще до входа во внутренние помещения. В одном из зданий Большого Метеора действует музей, который знакомит с бытом первых монахов и монастырскими реликвиями. Именно здесь можно увидеть древнейшую греческую рукопись от 861 года.

Монастырь Великий Метеор

Названный по имени своего основателя, также продолжает работать. Небольшая церковь появилась на его месте еще в 1350 г. Монах Варлаам предпочитал затворнический образ жизни и прожил здесь почти в одиночестве до самой смерти. Почти два столетия после смерти отшельника никто не поднимался на скалу. Лишь в 1518 г. Нектария Апсары и его брат Феофан поднялись наверх и принялись реставрировать старинную церковь. Они же построили рядом Собор Всех Святых. Внутреннее оформление помещений очень красиво. Здесь присутствуют поствизантийские фрески и старинные иконы. Постоянно проживают в монастыре всего семеро монахов, которые с радостью встречают каждого путешественника.

Не может похвастаться большими размерами, так как скала, на которой он стоит, имеет малую площадь. Историки предполагают, что заложили его на границе XII и XIII веков. Чтобы уместить все помещения, их расположили в несколько уровней друг над другом. Внутри Собора можно увидеть уникальные старинные фрески, нарисованные иконописцем Феофаном Критским.

На высоте 400 м находится уединенный монастырь Святой Троицы , построенный в XV в. Из его окрестностей открываются самые живописные панорамы на долину и реку. Добраться к нему можно по старинной каменной лестнице со 140 ступенями, которую монахи вырубили в скале.

Женские монастыри Метеоры

Количество действующих женских монастырей меньше, но они также привлекают паломников и туристов. Первый женский монастырь основан в 1545 г. братьями Иосифом и Максимом. Он находится на невысокой и небольшой по площади скале, поэтому помещения расположились на 3 уровнях. В интерьере присутствуют иконы, драгоценные аналои, прекрасные фрески и резной, позолоченный алтарь. Монахини в монастыре весьма гостеприимны, они не преминут угостить путников сладостями.

Славится мощами Св. Харлампия - целителя и защитника людей от недугов. Здание монастыря было возведено в XIV веке, однако монахи поселились на утесе на два столетия раньше. Монастырь находится достаточно высоко и ближе остальных к городку Каламбака. Он также знаменит очень красивым убранством и множеством старинных икон. В период военных действий здание часто попадало под обстрелы, что почти полностью уничтожило фрески. Их восстанавливали уже в середине XX в.

Как посетить монастыри?

В старину дорога к монастырям проходила по каменным лестницам или подвесным канатным дорогам. Небольшую корзину монахи вручную перетаскивали по канатам. С 1920 года к Метеорам проложили хорошую, асфальтированную дорогу. По ней туристы могут проехать на собственном автомобиле или на специальном автобусе. Автобус совершает рейсы к подножию Метеоры от городка Каламбака в летние месяцы.

Перед посещением следует строго оценить свой внешний вид. У мужчин и женщин должны быть прикрыты плечи и ноги по щиколотку. Женщинам следует накинуть на голову платок.

У подножия скал раскинулся город Каламбака, красные крыши которого так красиво выглядят сверху, со смотровых площадок монастыря Святого Стефана, и небольшой городок Кастраки. Именно в этих городах могут переночевать туристы, отправившиеся в Метеоры без экскурсии. Добраться до Каламбаки общественным транспортом можно:

  • из Афин:
    • поездом, время в пути около 5 часов, стоимость билета на одного от 20 €,
    • автобусом – он едет чуть быстрее, дорога займет примерно 4 часа, но цена поездки выше – 30 €;
  • из Салоник можно добраться на поезде за 3 часа, за билет заплатите также около 20 €.

Ниже карта города Каламбака.

Далее самостоятельному туристу придется воспользоваться автобусом или такси, чтобы забраться вверх на скалы, к самим монастырям. Автобусы отъезжают с площади Dimoula (красная метка на карте города) дважды в день, так что вы можете выбрать, посетить Метеоры в первой или второй половине суток. Стоимость проезда всего 1,5 €. Здесь же ожидают туристов таксисты, которые предлагают подвезти до любого из шести монастырей или до ближайшей смотровой площадки на вершине всего за 5–7 €, так что для большой компании этот вид транспорта выгоднее.

Если вы пожелаете, подняться наверх можно и самостоятельно, но учитывайте, что дорога петляет по горам и до ближайшего монастыря вам идти около четырех километров. Во многих курортных городах вблизи Салоник предлагают автобусные экскурсии в Метеоры, что также может быть отличным решением транспортной проблемы. Цена экскурсии из Салоник в составе большой группы от туристического бюро в среднем составит 60 € с человека, индивидуальный гид с автомобилем для 2–4 персон обойдется в 250–350 €.

Мы предпочли осмотреть весь комплекс самостоятельно, а потому взяли напрокат автомобиль и отправились в Метеоры из курортного города Катерини. Дорога заняла около двух часов, за это время нам несколько раз встречались пункты оплаты – с нас брали от 1,20 до 2,40 €, суммарно дорога туда-обратно обошлась нам примерно в 12 €.

Что представляют собой Метеоры

Во время поездки к Метеорам пейзажи за окном были весьма однообразны: поля, где-то на горизонте Олимп с его тонущей в облаках раздвоенной вершиной и далекие скалы, которые не становятся ни ближе, ни дальше на протяжении всего пути. Мы уже успели порядком заскучать от этих видов, и тем неожиданнее для нас оказался вид на скалы Метеоры, открывшийся нам на подъезде к Каламбаке. Перед нами стояли величественные серые скалы, будто отделившиеся от цельной гряды и пожелавшие красоваться отдельными выступами-клыками, то тут, то там торчащими из земли. Объезжая город по петляющей горной дороге, мы любовались этими серо-черными гигантами и высматривали, где бы остановиться, чтобы сделать пару фотографий.


Однако первая встретившаяся нам смотровая площадка располагалась у развилки дорог: слева обосновались женский монастырь Святого Стефана и мужской монастырь Святой Троицы (Агия Триада), справа – женский монастырь Святой Варвары – Русану, монастыри Святого Варлаама, Святого Николая и Великий Метеор – монастырь Преображения, самый крупный из всех. Вид со смотровой площадки был действительно впечатляющим: отдельные скалы, резко уходящие в глубокие древние расщелины, уже полностью заросшие кустарниками и деревьями, а на их вершинах небольшие, но гордо возвышающиеся над пропастью монастыри. Невольно вспоминаешь, что название Метеора переводится как «парящие на скалах» – как верно сказано! Удивительно и то, как гармонично смотрятся эти монастыри, частично вырубленные, частично построенные на скалах. Светлый камень, небольшие окна, светло-красные черепичные крыши – издалека они теряются на фоне массивных скал. В старину это было отличной защитой от врагов: трудно напасть на те крепости, которые не увидишь на расстоянии.

Первые строения появились здесь еще в 11 веке, но те монастыри, которые можно увидеть сегодня, построены в 14-16 веках. Монахи и отшельники стремились сюда не только за уединением, но и за спасением от гонений – религиозных и политических. Взбираясь всё выше по неприступным скалам, они оказывались всё лучше скрыты от мирской суеты и политических волнений. Сегодня комплекс включает шесть крупных монастырей – два женских и четыре мужских, открытые для посещения туристами.

Посещение монастырей

Вход в каждый монастырь стоит 3 €. При этом открыты для посещения монастыри с 9:00 до 17:00, у каждого из них есть один выходной в неделю, когда посетить его нельзя:

  • по понедельникам закрыт монастырь Св. Стефана,
  • по вторникам – Преображенский монастырь,
  • по средам не работает Русану,
  • в четверг нельзя попасть в монастырь Святой Троицы,
  • а по пятницам – в монастырь Святого Николая.

На входе в каждый монастырь сидит служитель, продающий входные билеты и показывающий, где можно взять длинную одежду, если вам это необходимо. Женщинам для посещения придется одеть длинные юбки в пол, а мужчинам при желании попасть в женские монастыри предложат надеть рубашки с рукавами, чтобы не оголять перед монахинями плечи.
Снимать на территории не запрещено, однако на входе во все церквушки висят таблички, запрещающие фотографировать и вести видеозапись внутри.


В каждом монастыре есть небольшая церковь, где ежедневно проходят службы для монахов и монахинь, а туристы могут полюбоваться старинными и восстановленными фресками и красивой деревянной резьбой, украшающей алтарь, рамы икон, стулья. Во внутреннем убранстве соборов преобладают яркие цвета: синий, белый, красный, желтый и золотой. Стены полностью покрыты росписями, что напомнило мне наши привычные российские православные церкви, а для европейцев-католиков подобное выглядит непривычной экзотикой. Также на территории каждого храма можно прогуляться по нескольким залам или открытым галереям, полюбоваться видами со смотровых площадок.

Монастырь Святого Стефана

Мы начали осматривать комплекс с монастыря Святого Стефана – одного из самых удобно расположенных. Попасть сюда можно по двум небольшим мостам, карабкаться в горы по крутым лестницам не придется, что при жаре в +34 °C (мы были здесь в середине июля) является существенным плюсом.



Монастырь Святого Стефана показался нам самым неинтересным из всех: его смотровая площадка выходит на панораму города Каламбака и далеких гор, сами Метеоры оказываются позади и рассмотреть их отсюда невозможно. Зато со стороны его вид впечатляет: стены переходят в отвесные скалы, которые образуют мрачную каменную городскую стену. На территории монастыря можно увидеть небольшой сад с лавандой и лекарственными травами, разбитый монахинями, а также музей, где представлены образцы одеяний священослужителей и различных предметов, используемых для проведения службы, а также книги и грамоты, хранившиеся в библиотеках монастырей Метеор с 15 века.

Монастырь Святой Троицы

Далее двигаясь с востока на запад мы отправились в монастырь Святой Троицы – один из самых живописных в комплексе. Путь сюда от ближайшей смотровой площадки занимает около получаса: сначала посетителям предстоит спуститься по плавной серпантинной дороге, а после подняться по 140 крутым ступеням. Мне их высота показалась непривычно большой, а потому карабкаться было нелегко, но за каждым поворотом лестницы открывался новый, изумительный вид, и это делало путь значительно легче.



Забавно было видеть, что сами монахи не пользуются лестницами, а путешествую в небольших кабинках, похожих на канатную дорогу. Такие механизмы есть во всех сложнодоступных монастырях, что значительно упрощает подъем и спуск грузов. Посмотрев пару минут на работу этой системы, мы пришли к выводу о том, что в старину монахам жилось намного сложнее: и сами они постоянно в гору влезали, и воду и продукты на себе поднимали. Задумавшись об этом, я еще лучше осознала, какое это чудо веры и человеческого труда – выстроить такие монастыри в столь неприступном месте.
В монастыре Святой Троицы помимо церкви можно увидеть старинные рельсы, вагонетку и крюк, использовавшиеся для перевозки грузов столетия назад, а также полюбоваться прекрасной панорамой Метеор. Любопытно, что смотровая площадка здесь расположена фактически на крыше монастыря, но вместо черепицы здесь – сами скалы, в которых вырублена часть помещений. На вершине стоит массивный белый крест, видный издалека.

Монастырь Святого Варлаама

Этот монастырь носит имя первого монаха, по преданию поселившегося здесь еще в 11 веке и выстроившего небольшую часовню на скале. Возведённый здесь позднее архитектурный комплекс лично мне очень напоминает замок: массивные стены с башенками, мост на входе и небольшая круглая смотровая площадка перед монастырем, где развеваются флаги и откуда можно посмотреть во все стороны, увидев сразу все шесть монастырей Метеор.



Территорию этого монастыря от других отличает довольно большой сад, где мы смогли ненадолго присесть на деревянную лавочку, чтобы отдохнуть в тени и побеседовать с одним из семи монахов, живущих здесь.

Монастырь Святого Николая

Хотя этот монастырь расположился ниже остальных, его отличает особая грация: площадь скалы не велика, поэтому строение опоясывает ее. В монастыре есть несколько уровней, и поднявшись сюда, мы с удовольствием побродили по галереям и смотровым площадкам внутри.



Подняться стоит и ради фресок, выполненных знаменитым греческим художником Феофаном Критским. Но меня особенно заинтересовала церковь, расположившаяся на нижнем уровне: её площадь настолько мала, что у алтаря может разместиться только один священник. Здесь мне особенно хорошо удалось понять, как жилось в этих монастырях первым, немногочисленным монахам: осваивать большие пространства было сложно, а потому все строилось миниатюрное и простое, удовлетворявшее самым главным потребностям.

Монастырь Русану

Русану, или монастырь Святой Варвары – самый отдаленный монастырь Метеор, а потому если вы хотите посетить его, лучше отправиться сюда в самом начале или оставить не меньше часа в конце своей прогулки. Попасть в него можно как по лестнице, спускающейся к дороге на Кастраки, так и по подвесному мосту.



Посетить монастырь можно ради впечатляющих видов: вокруг острой скалы, которую опоясывает сам монастырь, расположились другие отдельные зубцы скал, угрожающе поднимающиеся из глубокой расщелины.
На территории самого монастыря сегодня смотреть особо не на что: все ценности и реликвии хранятся в музее Великого Метеора, так что просто мы от посещения этого монастыря отказались - просто обошли его вокруг насколько это возможно и полюбовались его окрестностями.

Монастырь Преображения

Великий Метеор – самый крупный монастырь комплекса и со стороны напоминает скорее небольшой средневековый город-крепость, чем религиозное сооружение. Подняться сюда придется по довольно крутой лестнице, частично прорубленной в самой скале, но путь того стоит: вы окажетесь в самом большом, самом старом и самом высоком монастыре комплекса. Не случайно он назван Великим Метеором – в нем все самое-самое.



На территории монастыря Преображения можно увидеть богатые фрески и иконы, а также святые мощи, перенесенные сюда из других монастырей комплекса. Храм Преображения расписан рукой ученика великого Феофана Критского, а возле церкви расположен святой источник.

Наверное, оставлять его напоследок, как сделали мы, все же не стоит. Если вы собираетесь осмотреть открытые для посетителей помещения Великого Метеора, с него и начинайте: ходить придется много, а пролазив весь день по скалам одолеть такую лестницу и вдумчиво изучать фрески для нас оказалось очень нелегко.

Смотровые площадки Метеор

Но приехав в Метеоры, возможно, вы не захотите заходить во все монастыри, а выберете для себя самый интересный. На мой взгляд, лучше всего посетить один из отдельно стоящих, откуда откроется потрясающий вид на окрестности, а также один из крупных, где можно увидеть богатые росписи в церкви и коллекцию реликвий и рукописей.



Но даже более интересно любоваться монастырями со стороны. Вдоль дороги от монастыря к монастырю расположены несколько смотровых площадок, и хотя кажется, что ты проехал всего полкилометра, вид с каждой поразительно отличается. Постарайтесь задержаться хотя бы на одной из них, забраться на выдающиеся над обрывом скалы и полюбоваться панорамой. Как только удалось нескольким десяткам людей без специальной техники и подготовки выстроить такое чудо сотни лет назад!

Еда и сувениры в Метеорах

Приезжая сюда на целый день позаботьтесь о перекусах заранее: возле самих монастырей нет никаких палаток с едой или водой, так что их лучше привезти с собой. Ближайшие рестораны можно найти либо в городах Каламбака и Кастраки у подножия скал (спуск на автомобиле займет 10-15 минут), либо в 5 километрах от монастырей, следуя указателю «Ресторан». Выбрав второй вариант, как сделали мы, вы попетляете по довольно крутому серпантину, зато сможете поесть в отличном панорамном заведении с национальной кухней. В ясную погоду однозначно лучше будет выбрать последнее: вы сможете полюбоваться несколькими монастырями, а также горами, окружающими скалы-Метеорами.

Цены в ресторане обычные для Греции: горячие мясные блюда стоят около 5–8 €, один шашлычок сувлаки обойдется в 1,5 €, прохладительные напитки от 2 до 5 €, бутылочное пиво от 3,5 €. Обед на троих обошелся нам в 40 €.

Если вы захотите приобрести памятные сувениры из Метеор, посетите палатки с изделиями на парковках у монастыря Святого Стефана и Великого Метеора, а также церковные лавки монастырей. Здесь продают иконы, многочисленные статуэтки с изображениями святых, а также обычные поделки с видами монастырей: тарелки, рюмки, пепельницы и т.д. Средняя цена за сувенир составляет 3 €. Лично меня интересовали открытки с видами Метеор, но в палатках они продавались только наборами-раскладками, а в лавке при музее в монастыре Святого Стефана одна такая карточка стоила 1–1,5 €.

Напоследок

Поездка в Метеоры является одним из самых ярких воспоминаний после нашего отдыха в Греции. Увиденное впечатляет и заставляет задуматься о многом: о силе веры, о величии человека и его способности подчинять себе дикую природу, о невероятных местах, что есть на свете.


Гуляя от одной смотровой площадки до другой я всё время мечтала присесть где-нибудь в тени на выступ скалы и просто любоваться видами, никуда не спеша. В таких местах однозначно стоит бывать, и в идеале без фотоаппарата или видеокамеры, чтобы думать не об удачном кадре, а о том, как красиво все вокруг!

Даже у человека, абсолютно равнодушного к религиозным святыням, монастыри Метеоры в Греции могут вызвать священный трепет. Выщербленные временем скалы высотой до 600 м над уровнем моря, на самых вершинах которых примостились, будто гнезда, старинные монастыри – это и чудо природы, и чудо высшего во всех смыслах слова порядка. А вокруг них – Фессалийская долина, зеленеющая скатерть с чуть заметными складками ферм и пастбищ и россыпью живописных городков и селений…

Почему же монастыри Метеоры появились именно на этих скалах? Несколько лет назад Grekoblog уже попытался . Но все-таки история монастырей Метеоры настолько интересна и необыкновенна, что к ней стоит еще раз вернуться. Чтобы хотя бы слегка приблизиться к пониманию того, чем является для всего христианского мира монастыри Метеоры, символ близости к Богу и отрешенности от всего мирского.

60 млн. лет назад этот скальный массив находился на дне дельты огромной реки

На сегодняшний день из 24 некогда действующих монастырей осталось всего 6: 4 мужских и 2 женских. Желая уединиться и избегая встреч с паломниками и туристами, монахи используют в качестве временных скитов несколько гротов и ряд ныне опустевших монастырей, куда и удаляются время от времени по канатным дорогам.

Метеоры: геологический феномен и феномен истинной веры

Ученые, занимавшиеся геологией и христианской археологией (есть и такая наука), не один век пытались решить вопрос: как возникли скалы Метеоры. Наиболее убедительной считается гипотеза немецкого исследователя Альфреда Филипсона, которую он представил в книге «Фессалия и Эпир» еще в 1897 г.

Согласно этой гипотезе, 60 млн. лет назад этот скальный массив находился на дне дельты огромной реки, несшей в течение тысячелетий свои воды в море, заполнявшее Фессалийскую долину. В результате сдвига тектонических плит и, соответственно, крупномасштабных землетрясений море отступило, река исчезла, обнажив скалистое дно. На протяжении миллионов лет осадки, ветер и солнце, «удалив» характерные для донных отложений известняковые породы, окончательно «оформили» гряду причудливых башнеподобных столбов из песчаника.

Монастыри примостились на скалах будто гнезда огромных птиц

Однако отшельникам, обосновавшимся здесь задолго до основания первого монастыря в X в., было, видимо, открыто совершенное иное знание о происхождении этих скал. И действительно, по сравнению с возвышающимися на горизонте горными массивами, скалы выглядели как истинное создание Творца, пожелавшего воздвигнуть их именно на этом месте. Стремясь оказаться ближе к Богу, первые подвижники полностью отрекались от земных благ и посвящали все свои дни молитвам. Одни отшельники вырубали гроты (чем выше, тем лучше), другие – пользовались естественными углублениями в скалах.

Некоторые из затворников все-таки обзаводились учениками, но большинство старалось как можно реже соприкасаться с мирской суетой. Однако для совершения таинств им все равно приходилось спускаться на «грешную землю» и отправляться в городок Стаги (современная Каламбака). Их «приходским» храмом стала церковь Архангелов, а позже – церковь Богородицы.

Возникновение и расцвет «монастырского города»

По мнению исследователей, первым отшельником, построившим в 950-970 гг. на скалах Метеоры скит Святого Духа по афонскому образцу (небольшое поселение монастырского типа с часовней или церковью), был некий Варнава. В 1020 г. появился основанный критянином Андроником Преображенский скит. Но только спустя полтора столетия, после появления скита Дупиани, возникла идея об организации своего рода «монастырского государства», где все равны перед Богом и между собой.

Монастырь Св. Стефана был построен на месте скита, основанного в 1191-1192 гг.

В 1191-92 на одной из скал, где расположен ныне действующий монастырь Святого Стефана, вырос еще один скит, на рубеже XII-XIII вв. возник монастырь Святого Николая Анапавсаса (Утешителя), в 1288 г. – Святой Варвары (Русану). Монахи жили спокойно вплоть до XIII-XIV вв., до появления в Византии неприкаянных орд католиков-крестоносцев, албанцев и даже … каталонцев, решивших «под шумок» если не завоевать, то хотя бы ограбить греческие земли. В скиты, ранее принимавшие только тех, кто решил посвятить себя Богу, стали сбегаться жители окрестных и дальних селений. Впрочем, в 1334 г. в Метеоры со Священного Афона прибыл монах Афанасий, спасаясь от корсаров, а еще ранее – в 1319 г. – тоже бежавший из каталонского плена.

10 лет Афанасий провел на скале «Столп Капель», после чего собрал 14 местных монахов и поднялся на самую обширную скалу (площадь верхнего плато – около 6 га) – Платис Литос. На ней и был основан монастырь «Великий Метеор» (Преображенский), строительство которого заняло 70 лет. Афанасий создал новый монастырский устав, превратив разрозненные кельи в общежительный монастырь, и дал название скальной гряде – Метеоры (с греч. «парящие (висящие) в воздухе»).

Монастырь Святой Троицы был основан в середине XV в.

В течение почти 40 лет он был его настоятелем, в 1380 г. его сменил Макарий, а в 1390-е гг. игуменом стал бывший царь Эпира и Фессалии Иоанн Уреш Палеолог, принявший в постриге имя Иоасаф. В середине XV в. был основан и еще один ныне действующий монастырь – Святой Троицы. С 1490 г. все монастыри, которых к тому времени было уже более двух десятков, находились под управлением Преображенского монастыря. Монастырская община получила еще одно название – Литополис (Скальный город). Его расцвет пришелся на XVI в., несмотря на то, что к тому времени Фессалия давно уже находилась во власти Османской империи.

Так, в 1518 г. два брата монаха Нектарий и Феофан (в миру – братья Аспарас) восстановили пришедший в упадок монастырь Варлаама, основанный в середине XIV в. Монахи подняли из руин церковь Трех Святителей, построили молельные и жилые помещения. Точно так же бережно восстанавливались и поддерживались и другие обители. К росписи храмов привлекались лучшие греческие мастера, а дары паломников позволяли монахам в стенах монастырей собирать ценнейшие реликвии и рукописи. Метеоры в те годы по своей значимости и богатству практически ничем не уступали Афону.

Упадок и возрождение

В начале XVII в. османцы все-таки добрались до Метеор. В 1609 и 1616 годах турки под предлогом «осмотра» территории дважды грабили Преображенский монастырь, поджигая здания и убивая монахов. В 1633 г. только-только восстановленная обитель была охвачена еще одним пожаром. Дождевой воды, собиравшейся для хозяйственных нужд, вряд ли хватило бы для спасения Великого Метеора, но большая часть сокровищ, икон и рукописей (среди которых есть датированные IX-XI вв.), избежали огня в подземных укрытиях.

К росписи храмов привлекались лучшие греческие мастера

Войны, сотрясавшие Балканский полуостров в XVII-XX вв., и все нарастающий скептицизм населения по отношению к религии привели некогда богатые Метеоры к окончательному упадку. С 1922 г. вместо использовавшихся ранее для поднятия людей сеток, лесов и веревок паломники стали подниматься к монастырям, парящим в небе, по лестницам, вырубленным в скале. Но и этот практически отчаянный шаг не уберег Метеоры от разорения. «Черное дело» довершила Вторая мировая война, во время которой на скалах вовсю хозяйничали итальянцы.

После войны Преображенский монастырь стал гостиницей, монастырь Святого Стефана лишился последних иноков и был закрыт, как ранее и монастырь Святого Николая. Однако в 60-х гг., благодаря туристическому интересу к Греции, Метеоры возродились. 2 из 6 сохранившихся монастырей стали женскими обителями – Святого Стефана и Святой Варвары.

Как добраться

Говорят, что там, где находятся Метеоры, и воздух особенный, да и люди становятся лучше. Но, если говорить строго географически, Метеоры расположены в 20 км к северо-западу от города Трикала, рядом с городом Каламбака. А буквально у подножия скал находится и селение Кастраки. Из Каламбаки или Кастраки обычно и начинается экскурсия. Кстати, выбирать лучше все-таки индивидуальный тур или отправляться для осмотра монастырей своим ходом. По отзывам туристов, групповая экскурсия часто получается скомканной и не всегда позволяет полностью насладиться присутствием в таком священном месте.

Метеоры теперь не столь недосягаемы, как в момент своего основания

Чтобы не гадать, где находятся Метеоры, лучше всего изначально ориентироваться по крупным городам. Так, добраться до Каламбаки из Афин или Салоник можно на поезде (прямом) или автобусе (с пересадкой в Трикале). Путешествуя самостоятельно, из греческой столицы можно доехать за 4-5 часов с учетом горных дорог (расстояние 357 км). До Кастраки из Каламбаки тоже есть автобус, идущий от остановки рядом с фонтаном Платейа Димархиу.

Конечно, монастыри Метеоры теперь не столь недосягаемы, как в момент своего основания: есть и крепкая вырубленная в скале лестница; в здания обителей проведены вода, свет и канализация; у подножия скал и на самом верху можно отведать монастырских лакомств и попить свежайшей воды. Но все-таки это святое, намоленное, место, и в шортах и сланцах вас туда не пропустят.

От сланцев стоит отказаться и потому, что подъем по каменным лестницам – это не прогулка по пляжу. Лучше всего, отправляясь в монастыри, обуться в крепкие ботинки или закрытые туфли. Женщинам придется на время забыть о брюках, надеть длинную юбку или платье и прикрыть плечи хотя бы накидкой. Жарко, но ничего не поделаешь: со своим уставом по монастырям не ходят.

Метеоры расположены рядом с городом Каламбака

Экскурсии в Метеоры из Салоник, Афин полуострова Халкидики

Географически, Метеоры находятся аккурат посередине треугольника, образуемого городами Афины и , а также островом . Этот географический фактор и определяет, откуда к монастырям сходятся основные туристические потоки.

Съездить в Метеоры можно самостоятельно или с организованной экскурсией. Причем, последние бывают как индивидуальными, так и групповыми. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Групповая поездка выходит относительно недорогой, но, с учетом автобуса и расстояний от монастырей до мест проживания туристов, часто получается скомканной и в режиме «Галопом по Европам». Поездка с индивидуальным гидом более насыщенна и не так утомительна, но дороже. Автотур – с учетом бензина и стоимости авто – нечто среднее, но без гида и знания локальных особенностей туристы теряют половину программы.

Желая уединиться, монахи используют в качестве временных скитов несколько гротов и ряд ныне опустевших монастырей

Те, кто планирует провести отпуск на полуострове Халкидики, могут воспользоваться услугами Марибель – русскоязычного гида из Салоник. Марибель живут в северной столице Греции и летом очень часто ездят с туристами не только в Метеоры, но также на Олимп, в Стагиру и по другим примечательным местам. Чтобы сейчас не повторяться, очень рекомендую более подробно узнать о гиде, ее экскурсиях и контактах в наших статьях и .

Интересной Вам поездки!

Расположены эти каменные изваяния неподалеку от города Каламбака, что в 300 км от Афин. Средняя высота скальных образований - 300 метров, но некоторые из них достигают 600-метровой высоты.

Многие современные альпинисты не рискуют подниматься по круглым, практически отвесным стенам необычных скал. Но, посмотрев вверх, на вершины столпов, можно заметить – практически на каждом из них стоит храм.

По извилистым горным тропинкам можно подняться на вершины многих столпов, откуда открывается живописный вид на долину реки Пиньос. По преданию, первые монахи-отшельники появились в этих неприступных и каменистых, отрезанных от мира скалах еще в IX веке. Они жили в скальных углублениях и естественных пещерах, а рядом создавали небольшие площадки для совместного изучения духовных текстов и совершения молитв. Позднее, постоянные набеги разбойников вынудили монахов покинуть свои пещеры и построить монастыри на вершинах скал.

Сложно даже представить, сколько труда понадобилось для строительства этих монастырей в столь экстремальных условиях. До 1920 года храмы были закрыты для посещения посторонними людьми – монахи вели очень уединенный образ жизни, а продукты питания им доставляли жители соседних городов. Транспортировка посылок на вершины скал осуществлялась с помощью веревок и корзин.

У подножия скалы каждый храм имел в своем распоряжении участок земли, которую монахи возделывали и выращивали там овощи и плоды. Поднимались и спускались они при помощи сложной системы сетей, корзин, веревок и телег. Если внизу возникала опасность, обитатели монастыря обрывали все контакты с внешним миром - поднимали веревки и сети, тогда уже никто не мог нарушить их спокойствие и гармонию.

Как ни старались отшельники защитить свою территорию разными ухищрениями и ловушками, храмы все равно были разрушены и разорены. До сегодняшних дней сохранилось только 6 из 24-х монастырей, некогда увенчивающих вершины скал. В них хранятся бесценные богатства: уникальные фрески, иконы, средневековые рукописи и другие древние святыни. К действующим в настоящее время относятся монастыри Святого Николая Анапавсаса, Варлаама, Русану, Великий Метеор, Святой Троицы и Святого Стефана.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса был основан в начале XIV века митрополитом города Ларисы Дионисием. Это маленький монастырь, к которому ведет сравнительно удобная лестница. Он имеет уникальную конструкцию – небольшая площадь скалы, на которой возведен монастырь, вынудила монахов строить кельи, храмы и другие постройки на нескольких уровнях.

На первом уровне монастыря расположена маленькая часовня Св. Антония и склеп, в котором хранились реликвии и рукописи, на втором находится собор Св. Николая, на третьем – отреставрированная часовня Св. Иоанна Крестителя, украшенная фресками столовая, а также склеп для хранения мощей.

Вид с другой стороны:

Главный храм монастыря Святого Николая украшен великолепными фресками XVI века, выполненными известным критским иконописцем Феофаном Стрелидзасом.

Адам нарекает животных:

Монастырь Варлаама был основан в 1517 году монахами-священниками Феофаном и Нектариосом. Свое название он получил в честь монаха, который в 1350 году первым поселился на вершине скалы и построил там церковь, посвященную Трем Святителям, резервуар для воды и келью для себя. Больше никто не последовал примеру Варлаама, и после его смерти это место долгое время было заброшено, пока два богатых брата Феофан и Нектариос не основали там монастырь.

Фрески, украшающие главный храм, выполнены знаменитым художником Франком Каталано в 1548 году. Также в монастыре хранится ценное собрание икон, редких рукописей, мощаниц, резных деревянных крестов, шитых золотом плащаниц.

В настоящее время в монастыре Варлаама обитают 7 монахов, которые с радостью встречают гостей и любезно ведут с ними беседы.

Монастырь Русану – это женский монастырь, основанный в 1545 году братьями Максимом и Иоасафом. Он расположен на невысокой скале, покрывает всю площадь ее поверхности и состоит из трех уровней. На первом уровне находятся кельи и церковь, а два других уровня заняты жилыми помещениями, выставочным и приемным залом, а также дополнительными кельями. Внутреннее помещение монастыря украшено прекрасными росписями, драгоценными аналоями, иконами и деревянным алтарем с позолотой и резьбой. Монахини, проживающие здесь, имеют репутацию очень дружелюбных и гостеприимных женщин, часто угощающих своих гостей конфетами и сладостями.

Великий Метеор (Преображенский монастырь) – это самый крупный и самый древний метеорский монастырь, основанный в начале XIV века Святым Афанасием Метеорским. Он первым поднялся на эту высокую гору и построил здесь церковь и скромные кельи для монахов. Его приемником стал Св. Джозеф, сербский царь, который в 1373 году отказался от светской власти, чтобы стать монахом. За время своего проживания в монастыре он перестроил церковь Преображения, построил госпиталь и водохранилище.

В XVI веке Преображенский монастырь получил значительную часть королевских и императорских пожертвований. Затем комплекс монастыря перестроили и расширили. Была построена новая кухня, дом престарелых, башня и несколько часовен.

В 1552 году над созданием фресок в монастыре работал знаменитый художник Феофан. Эти фрески представляют собой один из лучших образцов поствизантийской монументальной живописи. В храме собрана богатая коллекция ценных икон, рукописей и святых мощей.

Монастырь Святой Троицы – это мужской монастырь, расположенный на вершине одной из самых стройных и живописных скал Метеоры. Попасть в монастырь можно поднявшись по 140 ступеням, вырубленным в скале в 1925 году, что делает его самым аскетичным и умиротворенным монастырем, так как далеко не каждому под силу преодоление такого сложного пути.

Во время Второй мировой войны он сильно пострадал и практически все его сокровища были разграблены.

Вид на Каламбаку с монастыря Святой Троицы:

Монастырь Святого Стефана – это действующий женский монастырь, в котором хранится важная реликвия – мощи Святого Харалампия, оберегающая от болезней и недугов. Основание монастыря датируется XIV веком, однако первые отшельники появились здесь еще в XII веке. Он расположен на высокой скале, которая возвышается над городом Каламбака. Добраться до этого монастыря очень просто – к нему ведет каменный пешеходный мост, длина которого 8 метров.

В настоящее время в монастырской трапезной располагается музей, в котором экспонируются ценные монастырские реликвии: византийские иконы XVII-XVIII веков, дискос с потиром, а также рукопись Божественной литургии, которую написал один из основателей монастыря.