Морфология разбор. Начальная школа: морфологический разбор слов

Представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые и понимать слов в предложении.

Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.

Морфологический разбор существительного:

1. Определить найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).

3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное - неодушевленное.

4. Определить род (женский - мужской - средний), склонение, падеж, число (единственное - множественное).

5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.

Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой» .

Устный разбор: Лисята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) - лисята. Начальная форма - лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.

Письменный разбор:

Лисята - сущ.

(Кто?) - лисята;

Н. ф. (начальная форма) - лисенок;

Нариц., одуш., муж. род;

2-е склон.;

в имен. пад., во множ. числе;

играют (кто?) - лисята - подлежащее.

Морфологический разбор прилагательного

2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.

3. Определить род прилагательного, его падеж и число.

4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.

Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».

Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) - прилагательное. Белочка (какая?) - трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма - трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.

Письменный разбор:

Трудолюбивая (белочка) - прилаг.;

Н.ф. - трудолюбивый;

Женск. род, единств. число, именит. падеж;

Какая? - трудолюбивая - определение.

Морфологический разбор числительного:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.

3. Выявить признаки: простое - составное числительное, количественное - порядковое, в каком падеже стоит.

4. Каким членом предложения является данное числительное.

Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».

Устный разбор: «Пять» - числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) - пять. Начальная форма - пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.

Письменный разбор:

Пять - числит.: галчат (сколько?) - пять;

Н.ф. - пять;

Простое, количеств., в именит. падеже;

(Кто?) - пять галчат - часть подлежащего.

Морфологический разбор местоимения:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).

3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) - род и число, определить падеж.

4. Каким членом предложения является данное местоимение.

Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».

Устный разбор: «Мне» - местоимение. Указывает на предмет (кому?) - мне. Начальная форма - «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.

Письменный разбор:

Мне - местоим.:

(Кому?) - мне;

Н.ф. - я;

Личное;

Дательн. падеж, единств. число;

Кому? - мне - дополнение.

Морфологический разбор глагола

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.

3. Определить признаки: спряжение, число, если есть - время, лицо, род;

4. Каким членом предложения является данный глагол.

Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».

Устный разбор: «Вспыхнул» - глагол. Обозначает действие (что сделал?) - вспыхнул.

Начальная форма - вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.

Письменный разбор:

Вспыхнул - глагол;

(что сделал?) - вспыхнул;

Н.ф. - вспыхнуть;

1 спряж., единств. число, 3-е лицо.

Что сделал? - вспыхнул - сказуемое.

Морфологический разбор наречия:

1. Часть речи, общее значение.

2. Неизменяемое слово.

3. Член предложения.

Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».

Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) - быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.

Письменный разбор:

Быстро - наречие;

Пробегали (как?) быстро;

признак действия, неизм.;

Как? - быстро - обстоятельство.

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Вконтакте

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

Причастие

Морфологический разбор причастия :

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия :

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

Как сделать морфологический разбор слова? Для начала нужно определиться, какая это часть речи и разобраться в конкретных моментах,связанных с данным действием. В этой статье разберем, как делать морфологический разбор.

Большинство не знает, как делать разбор слова. Однако морфологический разбор производить достаточно просто.

Должны быть указаны следующие моменты:

  • к какой части речи относится конкретное слово;
  • начальная форма;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.

Это общие моменты , которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.

Имя существительное

Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:

  • первоначальная форма;
  • нарицательное или собственное;
  • одушевленное или нет;
  • число, единственное или множественное;
  • склонение;
  • женский или мужской род;
  • падеж и роль в предложении.

Например : «Человек ест пиццу» . Пиццу — имя существительное, начальная форма — пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.

Глагол

Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:

  1. начальная форма;
  2. переходный либо непереходный;
  3. возвратный или невозвратный;
  4. наклонение;
  5. время — прошедшее, настоящее или будущее;
  6. род и лицо;
  7. число;
  8. какую роль играет в предложении.

Рассмотрим пример : «Говорили все в лицо, не особо боясь последствий» . Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении — сказуемое.

Причастие

Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:

  • изначальная форма;
  • является страдательным или действительным;
  • время и вид причастия;
  • возвратное оно или нет;
  • для страдательного причастия — краткое или полное;
  • в полном причастии указывается падеж;
  • причастие в единственном числе потребует определения рода;
  • число и роль слова в предложении.

Пример : «Осматриваю видавшую виды местность» . Здесь видавшую — причастие, первоначальная форма — видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.

Деепричастие

Иногда эту часть речи считают особым видом глагола . Разбор такого слова:

  1. какая часть слова;
  2. изначальная форма;
  3. изменяемо оно или нет;
  4. вид разбираемого слова;
  5. роль в предложении.

Разберем : «Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней» .Уезжая — деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.

Наречие

Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.

Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей :

  • изначальная форма;
  • местоимение или знаменательное;
  • разряд наречия;
  • при наличии степень сравнения;
  • роль в предложении.

Пример : «Тучи сгустились очень низко, все потемнело» . Низко — наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения — отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.

Пример : «Полное ведро воды накапало с потолка». Полное — прилагательное, его начальная форма — полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.

Числительное

Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

Например : «Прошло два месяца» . Два — числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.

Заключение

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!

Видео

Из видео вы узнаете, как сделать морфологический разбор имени существительного.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Инструкция

Детали морфологического разбора варьируются в зависимости от того, с какой частью речи мы имеем дело. Но общая всегда остается неизменной. На первом этапе необходимо определить, к какой части речи принадлежит разбираемое слово и на каких основаниях ( , какой вопрос к нему можно задать). Затем слово ставится в начальную форму и определяются его неизменные морфологические признаки – те, которые свойственны ему во всех формах. Охарактеризовав «слово в целом», можно переходить к контексту, определив те признаки, которые присущи ему именно в этом предложении (например, падеж для существительных, род и число для прилагательных и так далее). Последний этап – синтаксической роли слова в предложении (каким членом предложения оно является). Синтаксическая роль определяется только для знаменательных частей речи – служебные слова не считаются членами предложения. Рассмотрим схему морфологического разбора на нескольких примерах для разных частей речи.

Разбор существительных

Схема разбора:
- определение слова как части речи (имя существительное, обозначает предмет или лицо, отвечает на вопрос «кто?» или «что?»);
- определение начальной формы, т.е. именительного падежа в единственном числе;
- анализ постоянных признаков (является существительное собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, к какому грамматическому роду относится, тип склонения);
- непостоянные признаки, определяемые в контексте (число и падеж),
- роль в предложении, в котором рассматривается существительное (обычно это подлежащее или дополнение).

Для примера разберем слово «коты» в предложении «В марте коты поют песни на крышах».
Коты – существительное (кто?). Начальная форма – кот. Постоянные признаки – одушевленное, нарицательное, мужской род, 2 . Непостоянные признаки – именительный падеж, множественное число. Роль в предложении – подлежащее.

Разбор имени прилагательного

Схема разбора:
- определение слова как части речи (имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?»),
- определение начальной формы, т.е. именительного падежа мужского рода в единственном числе;
- постоянные морфологические признаки (для прилагательных это только разряд по значению – качественным, относительным или оно является);
- непостоянные признаки (для качественных прилагательных определяются степень сравнения и форма – полная или краткая, для всех без исключения представителей этой части речи – число, род в единственном числе и падеж);
- роль в предложении (как правило прилагательное является или именной частью сказуемого).

Например, рассмотрим прилагательное «березовый» в предложении «Окна квартиры выходили на березовую рощу».
Березовую – имя прилагательное, отвечает на вопрос «какую?» и обозначает признак предмета. Начальная форма – березовый. Постоянный признак прилагательного – относительное. Непостоянные признаки – единственное число, женский род, винительный падеж. Функция в предложении – определение.

Морфологический разбор глагола

Разбор глаголов строится по такой же схеме, начальной формой считается инфинитив. Если разбору подвергается составной глагол (такой, к примеру, как «буду обедать» или «сходить бы») – для разбора он выписывается из предложения целиком даже в том случае, если части разделены между собой другими словами. В качестве постоянных морфологических признаков у этой части речи указывается вид (совершенным или несовершенным он является), переходность или непереходность, возвратность и тип спряжения.

Наибольшую сложность при разборе глаголов вызывает перечисление непостоянных признаков – их набор сильно зависит от конкретной формы. Непостоянные признаки могут быть следующими:
- наклонение – изъявительное, повелительное или условное (указывается для всех глаголов),
- число (там, где оно определимо),
- настоящее, прошедшее или будущее время (определяется только у глаголов изъявительного наклонения),
- лицо (для настоящего и будущего времени изъявительных глаголов, а также для глаголов в повелительном ),
- род (только для глаголов единственного числа прошедшего времени изьявительного и условного наклонения).

Разбор имен числительных

При разборе числительных в качестве начальной формы указывается именительный падеж для количественных числительных, для порядковых – тот же падеж в единственном числе мужского рода. Перечисляя постоянные признаки, надо указать, простым, сложным или составным является числительное и определить, является оно количественным или порядковым. В непостоянных признаках указывается падеж (всегда), род и число – в тех случаях, когда их можно определить.

Морфологический разбор служебных частей речи

Служебные части речи не изменяются, не являются членами предложения, поэтому их проводится по упрощенной схеме. Первым пунктом указывается, к какой части речи они принадлежат (предлог, союз или частица) и называется ее общее значение. В качестве морфологических признаков перечисляются следующие:
- для – простым или составным он является, производным или же непроизводным;
- для союза – сочинительный он или подчинительный, простой или составной;
- для частицы – разряд.

При характеристике синтаксической роли служебных слов иногда особо указывается, что они не являются членами предложения.

Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово.

Инструкция

Обратите внимание

Всегда помните, что у наречий, инфинитивов, деепричастий, служебных частей речи и несклоняемых существительных нет окончаний, а значит основой будет являться все слово.

Морфологический разбор подразумевает разбор слова как части речи и определения его роли в составе предложения – синтаксической роли. Каждая часть речи имеет свои особенности и, соответственно, способы морфологического разбора.

Инструкция

Прежде чем приступить к разбору постоянных и непостоянных морфологических признаков, определите, к какой части речи относится рассматриваемое слово. Для этого необходимо определить, что данное слово обозначает и на какие . Затем поставьте рассматриваемое слово в и установите постоянные (неизменные) морфологические признаки этой формы.

Следующим действием определяйте непостоянные, присущие слову в данном контексте признаки.

На завершающем третьем этапе определяйте синтаксическую роль разбираемого слова в предложении, то есть: каким членом предложения или, если это служебная часть речи, не является.

Рассмотрим в качестве примера предложение: «Делаем морфологический разбор».
I. Часть речи: Делаем – глагол, обозначает действие: (что делаем?) делаем.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма): делать.

2. Постоянные признаки:

1) вид: несовершенный.

2) возвратность: невозвратный.

3) переходность-непереходность: переходный.

4) спряжение: 1-е спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) наклонение: изъявительное.

2) время (если есть): настоящее.

3) лицо (если есть): 1 лицо.

4) число: множественное.

5) род (если есть): –

III. Синтаксическая функция: в предложении является простым глагольным сказуемым.

I. Часть речи: морфологический – имя , обозначает признак предмета: (какой?).

II. Морфологические признаки:

1.Начальная форма: морфологический

2.Постоянные признаки:

1) разряд по значению: относительное.

2) Степень сравнения (для качественных ): –

3.Непостоянные признаки:

1)род: мужской.

Делаем (кого? что?) разбор.

Морфологический разбор представляет собой характеристику слова как части речи с учетом специфики его использования в конкретном предложении. Такой разбор позволяет выявить постоянные и переменные свойства слова.

Инструкция

Признаки, по которым производится , отличаются для разных частей речи, т.е. нельзя анализировать так же, как и или . Это невозможно потому, что каждая часть речи обладает своими свойствами, отличающими ее от других. Именно на выявление этих свойств и направлен морфологический разбор. Однако основные его принципы одинаковы для всех частей речи.

Сначала обозначается общее грамматическое . На этом этапе нужно определить, с какой частью речи вы имеете дело, и какова его роль. Например, при разборе существительного ролью будет являться обозначение предмета. Здесь же выделите начальную форму изменяемых частей речи.

Выделите постоянные, неизменяющиеся свойства анализируемой единицы. На этом этапе определяется морфологическое значение слова. Для каждой части речи набор постоянных признаков свой. Например, для существительного постоянными являются: собственное/нарицательное, одушевленность/ , род и .

Следующим этапом морфологического является обозначение синтаксической роли в предложении. Эта характеристика в полной мере зависит от контекста. Если требуется провести морфологический разбор существительного, данного вне предложения, то этот момент следует опустить. Чаще всего существительное в предложении является подлежащим или дополнением, однако бывают такие случаи, когда оно выступает в роли сказуемого.

Совет 6: Как делать морфологический разбор прилагательных

Морфологический разбор рассматривает слово как часть речи и особенности его использования в заданном предложении. Имя прилагательное является одним из перечня самостоятельных частей речи.

Инструкция

Непостоянных признаков у прилагательного намного больше, чем постоянных. Если прилагательное качественное, то у него дальше определяется степень сравнения и форма (полная или краткая). Бывает так, что качественное прилагательное не имеет краткой формы или же степени сравнения. Тогда его форма относится к постоянным признакам.

Стоит помнить, что при выполнении морфологического разбора имени прилагательного его необходимо выписывать из предложения в неизменном виде. Если его синтаксическая роль – для с предлогом (например, «в красивом месте»), тогда не нужно трогать, поскольку он не относится к прилагательному.

Также необходимо помнить, что данная часть речи может иметь составную форму (например, «наиболее близкий»). Тогда прилагательное нужно выписывать из предложения полностью.

И не нужно забывать, что непостоянный признак падежа бывает у прилагательных только полной формы. При разборе необходимо указывать лишь постоянные признаки.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.