Можно ли с месячными ходить в церковь

Многим прихожанам православной церкви известны церковные приметы и суеверия, однако большинство неверно их трактует. Какие же каноны поведения в храме имеют под собой смысловую основу, а какие — нет? И что по-поводу суеверий думает сама церковь?

В церкви нельзя разговаривать

Считается, что если прихожанин будет говорить в церкви, то навлечет на себя скорби. Очень часто это правило воспринимается буквально, и люди, заходя в храм, бояться много говорить, чтобы не накликать на себя беду.

Такое правило не имеет ничего общего с церковным уставом. В храме Божьем разрешено говорить, если, конечно, речь не идет о пустых разговорах, которые отвлекают от молитвы остальных прихожан.

Нельзя спрашивать в церкви время

Спросить, сколько времени, значит, укоротить себе жизнь. По другой версии, в церкви нельзя спрашивать о времени, так как на небесах понятия времени не существует, и своим вопросом прихожанин может разгневать Бога.

Почему беременным нельзя ходить в церковь

Эта церковная примета достаточно распространенная. Некоторые прихожане считают, что женщину во время беременности можно легко сглазить, а порча чаще всего наводится, как ни странно, именно в храмах. По другой версии, беременным нельзя ходить в церковь потому, что в своем положении ей сложно отстоять всю службу.

В любом случае, церковь не запрещает ходить беременным в храмы, а наоборот, поощряет.

Нельзя скрещивать руки за спиной

По словам священнослужителей, это старинное суеверие не имеет под собой никакой основы. Те, кто в это верят, считают, что бесы начинают крутиться возле человека со скрещенными руками. Такая поза как бы создает карусель для нечистой силы.

Священнослужители таким сказочкам только улыбаются. Они уверены в том, что то, как вы стоите в церкви не имеет никакого значения - это сугубо этический момент, который отражает вашу покорность и преданность Богу.

Нельзя сидеть в храме.

В отличие от позы, следующий вопрос оказался более категоричным. Сидеть в храме святые отцы не рекомендуют. По религиозным канонам подобные привилегии имеют только больные или очень уставшие люди.

Можно ли ходить в церковь во время месячных?

Существует версия, что женщина во время менструального цикла считается «нечистой», то есть в такие дни путь в церковь должен быть запрещен. По другой версии, кровь, «нечистота» женщины, привлекает бесов. Есть еще одна версия — менструальная кровь является проявлением сексуальности, что считается в церкви недопустимым.

А вот, что по этому поводу говорят церковные правила:

Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

  • для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
  • для женщин во время месячных выделений.

Причин считать, почему в эти периоды женщина может быть «нечистой», несколько.

Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

Отсюда и вывод - наверное, не стоит доверять всем суевериям и приметам, связанным с посещением церкви.

Не стоит забывать, что все приметы придумали мы сами. Обрядность, придуманная людьми, и вера — вещи совершенно разные.

При посещении церкви достаточно соблюдать самые простые правила:

В какой одежде считается приличным зайти в церковь?

Даже если вы неверующий и решили зайти сюда из простого любопытства, помните, что неуместно посещать церковь в туалете ярких расцветок. Верующие пришли сюда помолиться, и ничто не должно их отвлекать от этого действа. Женщины надевают платье темных тонов и лишь к святому причастию — белое. Нельзя заходить в церковь в шортах, женщинам — в брюках. Это может закончиться тем, что прислужник выведет вас на улицу.

Как вести себя в церкви и, в частности, во время службы?

В церковь входят медленным шагом, осенив себя крестным знамением. Стоят скромно и молча. Если возникает необходимость что-нибудь сказать, делают это тихо и коротко. Желательно приходить к началу службы. Опоздавшие входят незаметно. Нежелательно входить в церковь во время главных молитв: чтения Евангелия, пения «Отче наш» и т. д.

Можно ли уйти во время богослужения?

Только очень тихо. Нежелательно уходить во время главных моментов литургии. Верхом неприличия считается уход из церкви во время проповеди.

Когда целуют крест?

Принимая благословение. Сначала целуют крест, затем руку священнослужителя.

Нужен ли головной убор в церкви?

Считается приличным, когда женщина входит в церковь с покрытой головой, а мужчина без головного убора.

Как вести себя в иноверной церкви?

Прежде чем туда заходить, чтобы посмотреть богослужение или осмотреть храм, неплохо бы узнать о главных особенностях исповедания, чтобы не допустить бестактности и не нарушить тех или иных правил. Нельзя делать замечания и комментировать тот или иной обряд, спрашивать о значении той или иной молитвы. Зайдя в чужой храм, нужно с уважением относиться к иной религии и тем, кто ее исповедует.

Следует знать, что в церкви вас никто не подвергнет наказанию, главное с каким сердцем и душой вы туда заходите и что чувствуете, стоя в молитве!


О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего , мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления , обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов . Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Идут века, меняются поколения, а вопрос, можно ли женщинам посещать церковь во время месячных, остается без ответа. Споры и дебаты по этому поводу не утихают между священнослужителями, людьми глубоко верующими и особами, не искушенными в религиозных тонкостях. Одни, ссылаясь на Ветхий Завет, считают, что женщинам с месячными категорически нельзя даже заходить в храм Божий, другие накладывают табу на участие в таинствах, а третьи не видят ничего греховного в посещении церкви девушками во время менструации. Впрочем, аргументы каждой из сторон весьма убедительны, но давайте вместе пофилософствуем на тему: можно ли в церковь с месячными?

Можно ли посещать церковь во время месячных: причины запрета

Несмотря на то, что разногласия по поводу правильности данного запрета существуют уже давно, русские православные девушки чтили традиции, и в критические дни в церковь не ходили. Между тем, еще в 365 году Святой Афанасий выступил против такого правила. По его словам, женщина в дни естественного обновления организма не может считаться «нечистой», поскольку этот процесс не подвластен ее контролю и был предусмотрен Господом, из чего напрашивается вывод, что будучи «чистой» помыслами, женщина может в любой день менструального цикла посещать храм.

Но давайте коснемся первопричины данного запрета, и все же выясним, почему вопрос, можно ли идти в церковь во время месячных, до сих пор не имеет однозначного ответа.

Итак, многие служители церкви мотивируют отказ менструирующим женщинам в посещении храма, предписаниями Ветхого Завета. Согласно последнему существует ряд ограничений, когда человек не может заходить в церковь. К ним относятся некоторые болезни и истечение из половых органов, в частности женские кровотечения различной этиологии ( месячные и ). По неопределенным причинам такие физические состояния считались грехом, соответственно женщина с менструацией -греховной или физически «нечистой». А что самое интересное и немного абсурдное, это убеждение, что такая «нечистота» передается через прикосновение, то есть, если женщина с месячными зайдет в храм и прикоснется к святыням, тем самым она осквернит их и людей, к которым случайно дотронется.

Однако, существует и другая версия возникновения запрета, согласно которой данная проблема уходит корнями во времена язычества. Как стало известно ученым, язычники боялись кровотечений, поскольку были убеждены, что кровь привлекает демонов, соответственно в храме менструирующей женщине было не место.

Скептики и прагматики и вовсе списывают данный запрет на отсутствие средств гигиены в древние времена. Естественно, что пачкать полы в церкви кровью недопустимо, и это не обсуждается. Но за неимением прокладок, тампонов и нижнего белья «оставаться незамеченными» нашим прародительницам не удавалось, отсюда и такие вынужденные меры.

Можно ли идти в церковь во время месячных: новый взгляд на старую проблему

По-новому взглянуть на запрет многих священнослужителей «заставил» Новый завет, в котором понятие греховности отожествляется с плохими намерениями и помыслами. Что касается физиологических естественных процессов, как, например, менструация, то согласно предписаниям, грехом они не являются и не должны отлучать человека от Господа.

В наши дни практически каждый священник вам скажет, что заходить в церковь с месячными можно. Конечно, некоторые из них, в знак уважения и почтения былых традиций, посоветуют воздержаться от участия в таинствах церкви. В целом же современная женщина может удовлетворить свою духовную потребность, причаститься или исповедаться в любой день менструального цикла. Главное условие для посещения храма Божьего – это чистые помыслы и благие намерения, в то время как физическое состояние в этом случае не имеет значения.

Впрочем, после всего сказанного, решать, можно ли идти в церковь во время месячных или подождать, когда они закончатся, каждая женщина должна самостоятельно, руководствуясь внутренними ощущениями, учитывая обстоятельства и следуя советам священника.

Накануне большого религиозного праздника Святой Пасхи с новой силой возникают разговоры на тему: можно ли во время ходить в церковь. Ни в одном источнике невозможно найти единого четкого ответа. Не написано в книгах, нет подтверждений, записи или другой памятки, указывающий на существования такого запрета, однако негласно он существует практически везде. Даже служители церкви не могут дать точной информации. По этому поводу существует много толкований с разными мнениями.

Не зная сути первопричины появления поверья, женщине трудно осознанно решить насколько важно его соблюдать.

Считается, что Божий храм могут осквернить три вещи:

  • мертвое тело;
  • смертельная болезнь;
  • истечения.

Читайте в этой статье

Так почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Откуда возник спор

В Ветхом Завете высказывается однозначное отношение, которое перекликается с традициями язычества – женщина во время месячных нечиста и ей нельзя быть в храме. Объяснялось это тремя причинами, самая обыденная из которых – нормы гигиены.

А вот две остальных — чисто духовные, философские. Согласно Ветхому Завету, Адам и Ева совершили грехопадение и потеряли бессмертие, уготованное им Богом. С тех времен человеческая природа стала поврежденной, женская менструация является подтверждением и напоминанием этого факта. Священники, строго придерживаясь нормы о том, что в Божьем храме ничего не должно свидетельствовать о смертности, греховности человека, запретили женщинам с месячными ходить в церковь.

Тема смерти отражена и в третьей причине, согласно которой мертвое тело не может осквернять церковь. А менструацию у женщины расценивают как отторжение мертвой яйцеклетки, выкидыш несостоявшегося зародыша человека.

Во времена Нового Завета меняется понимание божественной принадлежности человека. Иисус Христос, приняв на себя смерть за все грехи человеческие и вновь воскреснув, отрицает важность физического тела в стремлении человека к единению с Богом. В религиозном восприятии остаются только понятия души, духовности, Святого Духа. Поэтому естественное физическое состояние женщины, как говорится «такой ее создал Господь», не может являться препятствием для молитвы или посещения церкви. Подтверждают это словами из учения апостола Павла, утверждающего, что в человеке, созданном Господом ничего нет нечистого и «всякое творение Божие хорошо». Но отсутствие конкретного разъяснения на тему именно менструирующей женщины, не позволяет поставить окончательную точку в раскрытии этой темы в Новом Завете.

Так, на стыке двух направлений религиозных взглядов, и возник этот спор.

Все «за» и «против»

Считается, что поверье, по которому во время месячных нельзя ходить в церковь, сохранилось по инерции с прошлых староверских времен. Мол, по научению старшего поколения, молодые женщины тоже предпочитали придерживаться этой традиции.

Но ведь споры о том, можно ли посещать храм женщине в критические дни ведутся на протяжении всего времени существования христианства, привязывая его к термину «нечистоты». Кстати, это понятие применяют и в других случаях. Считается, что мать должна очиститься после родов. Если родился мальчик, то этот срок в 40 дней, а если девочка – в 60. Кроме того, «нечистым» считают и мужчину во время семяизвержения.

В Святых книгах можно встретить высказывания, поддерживающие этот запрет. Например, Святой Дионисий Александрийский во втором правиле говорит, что женщинам во время очищения нельзя входить в святой храм, и причащаться.

А Святой Георгий Двоеслов утверждал, что нужно разрешать женщинам посещать церковь во время месячных, поскольку они так созданы природой и не виноваты в этом.

Серьезные споры ведутся вокруг истории о женщине с кровотечением, описанной в Новом Завете. Рассказывается, что она притронулась к одеждам Иисуса, когда он на улице лечил других, и от этого исцелилась. Кроме того, сам Спаситель, не отверг ее, заметив это прикосновение, а, наоборот, подбодрил ее словами «Смелее, дочь!».Это можно привести в качестве доказательства, что женщина и в «критические» дни может обращаться к Господу за помощью и благословением. Но этому мнению противопоставляют рассуждение о том, что она касалась только лишь одежды Иисуса, но не его тела. А значит, «нечистой» женщине дозволено далеко не все то, что обычно.

Некоторая ясность была внесена совсем недавно на Архиерейском Совещании, которое состоялось 2-3 февраля этого года. На нем, опираясь на ряд церковных канонов, была закреплена общепринятая практика, которая предписывает воздерживаться от причащения «в состоянии женской нечистоты».

И это уже не суеверие, не древняя традиция, а четко выписанное правило, принятое собранием архиереев Православной Руси, которого должна придерживаться любая благочестивая женщина. Стоит отметить, что возбраняется совершать только самые сокровенные обряды, но не указывается, что нельзя посещать церковь.

Сейчас практически все согласны, что нужно разрешать женщинам посещать храм в критические дни, но если она из благоговения сама постарается избегать таких ситуаций, то ее можно за это ее личное решение.

Что же позволяется женщине в «критические» дни

Получив некоторую ясность в вопросе, можно ли с месячными ходить в церковь, остается открытая дискуссия: что можно делать в святом храме в такой ситуации.

Многие склоняются к мнению, что практически ничего. Запрещается прикасаться к иконам, святым книгам, ставить свечки. Считается, что храм, где совершается только Бескровная Жертва Спасителя нельзя осквернять истечением крови.

Современные средства гигиены практически исключают возможность попадание крови женщины наружу. Таким образом, некоторые священнослужители признают возможность вести себя в церкви во время месячных, как обычно. В любом случае, всегда лучше будет испросить благословения у своего наставника и последовать его совету.

Часто спрашивают: «Можно ли читать молитвы во время месячных?». Здесь никаких запретов нет, наоборот. Церковники утверждают, что если женщина в «критические» дни не молится, то тем самым помимо воли допускает к себе нечистый дух. Значит молитве ничего не может воспрепятствовать.

Стоит ли совершать таинства и обряды

Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:

  • Чем нежелательно заниматься во время менструации: спортом, сексом, сдавать анализы, диета, лекарства, спиртное, плавание, сауна, баня. ... Можно ли при менструации париться в бане.


  • Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

    Создание мужчины и женщины

    Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

    Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

    Запреты Ветхого Завета

    Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

    Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

    • с проказой;
    • с семяистечением;
    • те, кто прикасался к трупам;
    • с гнойными выделениями;
    • женщины во время менструации;
    • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

    Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

    Нечистота отменяется Новым Заветом

    Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

    Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

    Ответы священников на вопрос о запрете

    Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

    Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

    А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

    1. венчание;
    2. исповедание.

    Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

    Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

    Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

    Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

    Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

    Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

    Итог

    Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

    Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

    Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

    Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!