Мученица параскева, нареченная пятницею. Житие

Великомученица Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконии в Малой Азии (южная Турция). Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).

Родители воспитывали Параскеву в благочестии и чистоте. Она осиротела, когда ещё была юной. С детства Параскева всем сердцем возлюбила Христа, подражая в вере и в делах своим родителям. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. Она строго исполняла заповеди Господни, всегда благоговейно чтила пятницу и принимала странников в своем доме. Блаженная Параскева щедро тратила свое значительное состояние, унаследованное от родителей, не на украшения и роскошную жизнь, а на пропитание и одежду для бедных. Девушка отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, домогавшихся ее руки.

Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили Параскеву и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. Параскева отказалась принести жертву идолам:

Опомнись, Параскева, и откажись от Христа! Я не хочу отдавать тебя палачу для мучений, ибо очень ценю твою юность и красоту, - воскликнул правитель.

Не жалей, эпарх, временной красоты. Сегодня она цветет, а завтра увянет. Лучше подумай о своей душе: тебя ждут вечные мучения.

Слова Параскевы оскорбили правителя. Аэтий повелел разодрать на девушке одежды и бить ее сырыми воловьими жилами, а раны растирать власяницей. Пока палачи истязали Параскеву, она не проронила ни одного звука. Взирая на небо, святая славила Господа и просила Его помочь перенести мучения.

Вскоре эпарх, щадя красоту девушки, остановил палачей и ласково сказал:

Уверуй, девица, в богов, и я сохраню тебе жизнь.

Вместо ответа святая плюнула ему в лицо.

Аэтий страшно рассвирепел. Он приказал подвесить Параскеву на столбе и нещадно строгать ее бока железными когтями. Потом изъязвленную до костей и едва живую её бросили в темницу. От потери крови и жестоких ран она была так слаба, что она не могла даже стонать и лежала как мертвая. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил её. Утром тюремная стража увидела, что на теле Параскевы нет ран. Святая была совершенно здорова. Она стояла и пела молитвы. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Но по молитвам святой огонь не смог причинить ей вреда. Тогда разгневанный Аэтий приказал отсечь ей голову. Так завершилось многострадальное житие славной Параскевы.

На следующий день утром правитель Аэтий отправился на охоту. Внезапно его конь взбесился, встал на дыбы и сбросил эпарха в заросли. Аэтий разбился на смерть и отдал дьяволу свою окаянную душу.

Христиане же похоронили тело святой Параскевы.

От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

Народное почитание святой Параскевы-Пятницы

На самом деле, святых Параскев несколько: 20 марта/2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нероне), 26 июля /8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), но самая известная и почитаемая на Руси - 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Святая Параскева-Пятница всегда пользовалась у православных особой любовью и почитанием, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери.

Она считается ценительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее.

В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница. Русские называли мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы). Не было ни одного торга на Руси, где бы не стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. В дореволюционной Москве было четыре храма в ее честь, в том числе один в Охотном ряду.

На иконах святая Параскева обычно изображается суровой подвижницей, в красном мафории, с лучезарным венцом на голове и с крестом в руках.

Тропарь, глас 4
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3
Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонские козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная.

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.

Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры.

До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, святая Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти святой Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название святой Параскевы Льняницею. Кроме того, святой Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою святой Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу святой Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Святая Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п. Наконец, святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, - как замечает далее Стоглав, - “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.

В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, “водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы”. На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 - 98 крестьяне Товренской обл. “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги”.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в. считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь святой Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом святой Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.

Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.

Это было словно предзнаменование. Всю свою жизнь православные супруги чтили пятницу как день страданий Господних, а теперь именно в этот день рождается их дочь. Ну чем не знак? Долго не раздумывали, как назвать девочку, к тому же и по-гречески «пятница» звучит как Параскева.

Великомученица Параскева

Жила Параскева в Иконии в 3 веке и знали ее как девушку чистую, светлую, праведную. Пойдя по стопам своих родителей, она верила в Бога и даже дала обет безбрачия. «Один у меня жених - Иисус, других не надо», - говорила она. Время тогда было нелегкое для христиан. Их преследовали за проповедование истин Господних и призывали поклониться языческим идолам. Параскева же, напротив, рассказывала людям о чудесах Божьих и отвергала идолопоклонничество. Девушка была красива невероятно, поэтому к ней один за другим ходили свататься молодцы. Но каждый возвращался ни с чем - она была непреклонна.

Однажды в края, где жила Параскева, отправился Аэтий, слуга правителя Диоклетиана. У него было поручение - найти проповедников Христовых и выбить из них веру любыми путями. Не прошел он и мимо дома Параскевы. Ее родители к тому времени уже умерли, и защитить девушку было некому.

Увидев, насколько она красива, Аэтий сначала хотел ее помиловать и даже просить ее руки, но поняв, что так просто Параскева от своей веры не отречется, решил действовать. С болью в сердце приказал он своим слугам раздеть Параскеву и высечь ее воловьими жилами. Какую боль испытала девушка, даже представить невозможно. Но никто не услышал ни единого ее слова, ни единого крика - она молилась про себя и просила Господа дать ей выдержать эти испытания.

Долго пытали Параскеву, изредка прерываясь и спрашивая, не готова ли она изменить свое решение и все-таки поклониться идолам. Но ответ ее был всегда одинаков. В конце концов, ее тело истерзали так, что девушка уже почти не дышала. В бессознательном состоянии бросили ее на ночь в темницу, ожидая, что к утру найдут ее бездыханной. Но каково же было удивление слуг, когда на рассвете они обнаружили в темнице совершенно здоровую Параскеву, без единого следа побоев на теле! Не могли они знать, что ночью к девушке прилетел ангел, посланник Божий, и излечил ее. «Это все идолы тебя спасли!» - пытались внушить святой и привели ее в храм, чтобы она поклонилась им. Но как только Параскева оказалась внутри, все идолы как один рассыпались в прах. Аэтий со своими приспешниками не на шутку испугался и приказал отрубить девушке голову - чтобы наверняка. Сжалился Господь, видя ее страдания, и забрал к себе в Царствие Небесное.

После мученической смерти Параскевы многие задумались о вере Божьей и стали христианами. То тут, то там стали появляться храмы - большие и маленькие, - названные в ее честь Пятницами.

О чем молиться и просить Параскеву Пятницу

Икону Параскевы Пятницы в прошлых веках часто можно было увидеть в домах христиан. Да и сейчас она не редкость в красном углу жилища. Считается, что Параскева оберегает дом от злого глаза и дарует семье благополучие и мир. Обязательно икону держат у себя владельцы полей и скота - она является их покровительницей и дарует плодородие. В день ее памяти, 10 ноября , в храм приносят урожай и освящают его. Плоды оставляют до следующего года.

Ну и, прежде всего, Параскеву принято считать «бабьей заступницей». Сама она выбрала для себя лучшего жениха - самого Христа, а потому и девушке каждой желает найти достойного спутника. Есть даже специальная молитва (можно найти ее в молитвенниках), которую читают женщины, мечтающие о замужестве. Говорят, если творить ее с верой и открытым сердцем, Параскева непременно дарует хорошего мужа.

Молитва Параскеве Пятнице

"О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобившаяся приити ко пристанищу вечного покоя и в чертоги Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва Святой Параскеве о замужестве

"Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоею в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: "Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!" Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас с предстоящих и молящихся ти, да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешание возлюбленному нашему отечеству, да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели: да очистит нас грешных от всякий скверны и порока, да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасения твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Х ристианство и язычество - две стороны древнерусского праздника.

Особое благоговение православных перед великомученицей Параскевой Пятницей, женской заступницей, во многом продолжает традицию поклонения богине языческого культа Макоши. Слиянию двух образов в народном сознании послужили общие функции - и Макошь, и Параскева благоприятствовали браку и родам.

Святая Параскева Пятница

Известно, что родилась Параскева Пятница в III веке в состоятельной семье сенатора в Иконии - столице древней Лакаонии, в Малой Азии. Ее глубоко верующие родители из дней Страстной седмицы особо свято почитали Великую пятницу - день крестных страданий Иисуса Христа. Поэтому и дочь, родившуюся в пятничный день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого значит «пятница». Воспитанная в благочестивой семье, Параскева с юных лет дала обет безбрачия и приняла решение посвятить свою жизнь Богу и просвещению язычников.

Во время борьбы императора Диоклетиана с проповедниками христианской веры Параскеву схватили по указанию городского правителя Аэтия. Глава Лакаонии, сраженный красотой девушки, даже хотел жениться на ней, но прежде потребовал у нее принести жертву языческому идолу. За отказ отречься от православной веры по приказу Аэтия Параскеву долго и мучительно истязали, а затем бросили в темницу. По преданию, Господь исцелил возносившую молитвы Параскеву. Но это не остановило ее гонителей. Они стали поджигать девушку факелами, а затем отсекли ей голову. После захоронения тела православные начали поклоняться ее мощам и заметили, что больные люди стали чудесным образом исцеляться.

Языческая богиня Макошь

В крестьянских верованиях Русского Севера Параскеву соотносят с полуязыческой богиней - пряхой Макошью. Образ Параскевы Пятницы заслонил культ почитания архаической Макоши, народ приписал и ей влияние на плодородие и браки.

С памятью о великомученице по сей день связывают множество обрядов и обычаев. В Древней Руси даже храмы и придорожные часовни называли именем Пятница. В народе святую именовали Параскевой Пятницей, Пятиной или Петкой. Иконописцы изображали подвижницу высокого роста со строгим выражением лица. Иконы праведной мученицы, увенчанной лучезарным венком, почитали и украшали лентами и монистами. Сельские труженицы приносили к ее лику цветы и душистые травы, считая, что именно Параскева заботится о засеянных ими полях и о сохранении скота от падежа. В ее памятный день в храмы несли плоды для освящения, а затем хранили их весь год как священные предметы.

«Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники».
Сам комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны - об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Владимир Чичеров, литературовед, исследователь русского традиционного фольклора

Святой чудотворный источник и купальня близ села Короцко. Валдайский район, Новгородская область. Фотография: Н. Коржов / фотобанк «Лори»

В долине Темпи находится святой источник Параскевы Римской, в котором, по преданию, была обнаружена чудодейственная икона Параскевы (она размещена в храме рядом с источником). Фотография: В. Волохонский / фотобанк «Лори»

«Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День 10 ноября (28 октября по старому стилю - церковная дата святой Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь: обе они чрезвычайно внимательны к этим женским делам».

Борис Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси

Находясь в домашних божницах, святыня выступает хранительницей семейного очага и благополучия. Православные верующие называют Параскеву целительницей телесных и душевных заболеваний, а также молятся ей о здравии детей.

Царствующий Диокле­тиан, нечестивый и законо­преступный, и Аитий мучи­тель, начали гонение на христиан.Как только получил Аитий мучитель беззаконное пове­ление от законопреступного царя, начал он искать христиан и всякими пытками старательно мучить их, приводя в смятение города. Была же одна девица в городе Иконийском, дочь не­кое­го вельможи, имя ей Параскева.Она была истинно красива своим благочестием, богата и весьма хорошего рода.Ее родители были христиане. Они скончались и оставили ей все богатство свое, научив ее заповедям Господа нашего Иисуса Христа.

Она же, оставшись после родителей своих юной при полном благосостоянии, ве­рила в Господа нашего Иисуса Христа, соблюдая Заповеди Его по Святому Евангелию, и все имение свое отдавала нуждающимся и принимала в свой дом любого странника.

Живя в благополучии, Параскева непрестанно, каждый день исповедала веру в Господа нашего Иисуса Христа перед людьми, рассказывая, что Он есть истинный Бог, Сын Бога Живого, Господь наш Иисус Христос, за нас распявшийся волею своею и пострадавший и воскресший из мертвых в третий день и вознесшийся на Небеса перед своими учениками и хотящий придти во второе и славное свое пришествие судить живых и мертвых.

А язычников укоряла и говорила: « Те, кого вы называете богами, — это идолы, бесчувственные и глухие, глаза имеют и не видят, и ушами не слышат, и руками своими не ощущают, и ноги имея, не ходят. Вы действительно обма­нываетесь, служа своими мо­лит­вами бесам.

И многие из них уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, оставили нечестие свое и стали сосуды избранные и жилище Святому Духу.

Идолослужители же, слыша все это, сильно негодовали и наносили ей побои.

Она же, не перестававшая говорить всем слово Божие, учила пути истинному.

Вскоре подошел к тем местам игемон Аитий.

Прослышали горожане, что подходит к городу игемон и в пришли в Иконию.

Имея у себя святую Параскеву, они пришли в город и прежде всего воздали по обычаю хвалу властителям города.

А игемон вошел в языческий храм, принес жертву идолам, после чего в первый день отдыхал.

На утро же, воссев на судилище, он распорядился прочесть царское повеление.

Прослушав его, горожане единодушно отвечали: «Дос­тойно повеление и справедлив суд самодержца».

И сказал им игемон: «Показав свое старание и послужив прежде нашим богам, будете настоящими друзьями самодержцу и мне. И потому поведайте мне о тех, кто не хочет жертвы богам приносить, кто называется христианами».

И все единодушно отвечали: «Пресветлый игемон, живет в городе нашем девица, дочь некоего советника. Ее родители христиане скончались. Она же, как и родители ее, верит в Распятого и проповедует Его, и город наш околдовала и многих отвратила от жертвы и от богов, и не перестает осуждать богов наших и самодержца.

Услышав это, игемон Аитий тут же повелел святую девицу представить на судилище и когда шла святая мученица Христова Параскева на суд, Дух Святой осенил ее, и стало лицо ее как свет.

Все, видящие ее, удивлялись и говорили: «Сколько времени она скорбела, а вид лица ее не изменился, он не унылый, но от скорби еще более просветляется.

Но один из них, некий жрец, сказал: «Таков род христианский, который ревнует о смерти более, нежели о жизни».

Когда же предстала святая Параскева на судилище, взглянул на нее игемон и удивился красоте лица ее и сказал окружающим: «Зачем вы клевещете на эту девицу, разве это можно, погубить такую солнечную красоту?»

И потом, посмотрев на нее, сказал: «Как твое имя?»

Девица же святая Христова Параскева ответила: «Христианка я, Христова раба».

Игемон сказал: «Вид красоты твоей умиляет меня. Но дурные слова твои возмущают, во мне поднимается гнев при исповедании Распятого, потому что я не могу о Нем слышать.

Святая девица отвечает: «Всякий князь, судящий праведно, когда слышит истину, радуется, а от лжи гневается. Ты же, истину слышав, гневаешься».

Игемон сказал: « Я спросил о твоем имени, но ответа не получил и поэтому сержусь на тебя».

Святая говорит: «Я тебе сказала имя вечной жизни, а что касается временной, то Параскева я, названа была Пятницею родителями моими».

Игемон говорит: «Чего ради Пятницею ты была названа, так же, как шестой день (недели)?»

Святая же ответила: «Послушай мене, игемон. Поскольку родители мои были христиане, то знали, что в шестой день вольную смерть принял Господь наш Иисус Христос за спасение мира. Понимая это, родители мои чтили день тот, пятницу, с большим страхом и любовию. Когда же родилась я в этот день, то и дали мне имя Параскева».

Игемон спросил: «А что значит страхом и любовию?»

Святая ответила: «Страхом, имеемым ради страданий Христовых, а любовию потому, что в этот день Господь наш распят за спасение мира. Почитая Святые Его страсти и день тот со страхом и любовию, они постились до вечера и не касались друг друга по плотскому желанию. По повелению же человеколюбивого Бога в тот день родила меня мать моя и нарекла меня именем Параскева».

Игемон сказал: «Перестань девица об этом говорить, но послушай меня и принеси жертву богам нашим. Тогда я возьму тебя себе в жены и будешь хозяйка многого добра, и прославят тебя все женщины на земле».

Святая отвечала: «Я имею уже настоящего жениха, Христа, и другого мужа мне не надо».

Игемон говорит: «Меня восхищает красота твоя и прекрасная твоя юность».

Святая же отвечала: «Не восхищайся, о игемон, красотой моей временной, сегодня цветущей, а завтра увядающей. Лучше пожалей душу свою, так как ждет тебя вечное и бесконечное мучение.

Игемон сказал: «Мне кажется, что тебя потому назвали Параскевой, что неумолимо предрекали тебе многие муки».

Святая Параскева ответила: Названа я была, игемон, того ради, чтобы все козни, устроенные тобою по наущению отца твоего дьявола, разрушить.

Услышав это, игемон стал как бешеный и повелел разорвать одежду ее и жилами говяжьими бить ее нещадно.

В ответ же на избиение святая ни единого звука не издала и только взирала на небо и славила Господа нашего Иисуса Христа.

Игемон же еще восхищался красотой ее и, жалея ее, велел слугам прекратить.

А когда они перестали, сказал ей: «Веруй, девица, в наших богов и будешь жива».

Она же не сказала ни слова.

Тогда разгневался игемон, говоря: «Мне ли не отвечаешь, раба?»

Она же ответила: «Замолчи, окаянный». И плюнула ему в лицо.

Тогда разгневавшийся игемон приказал повесить ее на столбе и строгать ее ребра.

Строгали ее до тех пор, пока плоть ее, от самых костей отшедшая, не стала с кровью на землю падать.

А те, кто мучил ее, сказали игемону: «Господин игемон, ведь умерла девица, зачем заставляешь нас еще трудиться?»

Тогда игемон повелел ее бездыханную бросить в темницу, говоря сам себе: «Когда еще оживет?»

Святая же мученица, брошенная в темницу, лежала как мертвая от полученных язв и болезней. Стражи же темничные заперли двери и спокойно ушли.

К полуночи же задрожала земля в темнице и появились два ангела и заблестел великий свет.

И посреди ангелов появилась жена в светлой одежде, крестообразно препоясанная. В правой руке она держала терновый венец, а в левой — копие, губу и трость.

И сказала она святой мученице: «Встань, тезоименитая, я пришла сюда, неся с собой орудия Владычных страданий. Встань и посмотри на честное оружие крестное, на терновый венец и на копие, прободившее животворные ребра Господни, на трость, написавшую миру обновление, и на губу, отершую грех Адамов. Встань, исцеляет тебя Господь Иисус Христос, Спаситель мира.

И тотчас восстала святая мученица как бы от сна.

Жена же, носящая страсти Господни, подошла и отерла губою все ее язвы.

И в тот же час она стала здорова всем телом, как будто и не пострадала.

Красота же тела и лица ее стала еще чище и светлее, чем раньше.

Тогда, подошедши, целовала мученица Христова ту, которая носила орудия страданий Христовых, и с ней двух ангелов.

Они сказали ей: «Не скорби ни о чем, но больше радуйся. Господь Бог наш Иисус Христос с тобою. Он избавит тебя и соблюдет от всякого зла».

Поцеловали они святую мученицу и исчезли.

Святая же мученица Христова пребыла в молитве и пении до утра.

Утром же пришли стражи и нашли ее молящуюся и поющую, как будто ни одной язвы не получившей.

Испугались они сильно, и со страхом убежали, и рассказали все игемону.

Услышав это, игемон очень удивился и тотчас повелел ее привести на судилище.

Как пришла святая мученица, увидел ее игемон и удивился красоте ее.

И надеясь прельстить ее, сказал: «Видишь, Параскева, как исцелили тебя боги наши, пожалев красоту твою и юность, и вернувши тебе здравие тела и жизнь».

Святая же Параскева отвечала: «Покажи мне, игемон, того, кто даровал мне жизнь».

Игемон говорит: «Войди в храм и увидишь богов наших».

Послушала святая мученица Христова Параскева игемона и вошла в храм их.

А там были идольские жертвенники и многое множество народа, думающего, что она хочет принести жертву их богам.

Войдя же в храм, Христова мученица преклонилась на землю и молилась много часов, до тех пор, пока весь храм не начал сотрясаться.

Тогда встав, она взяла за ногу Аполона и сказала: «Тебе говорю, льстивому, и вместе с тобой всем богам! Дал мне власть и силу Господь мой Иисус Христос и повелел: да упадут все идолы на землю и превратятся в песок!»

И вместе со словом святой в тот час началось великое землетрясение, и упали все идолы на землю и рассыпались как песок.

Тогда охватил всех страх, и бежали все вон из храма с криками: «Велик Бог христианский!»

И уверовали в Спаса Иисуса Христа все, кто был в храме со святой мученицей.

Увидели жрецы гибель и сокрушение богов их и пришли к игемону, плача: «Господин игемон, мы говорили тебе: повели убить эту волхву, так как она смутила и прельстила весь город! Смотри: богов наших всех сокрушила!»

Тогда сильно разгневался игемон и повелел привести ее на судилище. А когда святую привели, сказал ей: «Расскажи мне, девица, какими волшебствами совершаешь ты подобные дела?»

Святая же мученица Христова отвечала: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Вошла я в ваш языческий храм и помолилась: «Господи Боже Спасе мой, жизнь мне даровавший, яви милость!» Господь как всесильный, услышал молитву мою и пришел ко мне посетить меня, рабу Свою. Боги же твои, увидев это, вострепетали, пали на землю и рассыпались как песок, и стали ничем. Так что стало явным, что они даже себе не могут помочь. Как же они другим будут помощниками? Все вы прельщаетесь, служа глухим кумирам и нечистым бесам.

Игемон же, услышав это от святой, не мог вынести поношение своих богов, и еще более разгневался, повелел свечи огненные принести и жечь ребра ее.

Святая же мученица Христова, жестоко обжигаемая, посмотрела на небо и, вздохнув, сказала: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Ты есть Господь всем, Творец, Создатель и Промыслитель. Ты трех отроков охладил в печи огненной, а халдеев пожег. Ты, Боже, Феклу от огня спас и ныне молю Тебя, Господи Боже мой, да прейдет на меня, недостойную рабу Твою, сила Твоя великая и избавит меня от беззаконных рук этого мучителя, так как сильное зло навели нечестивые люди на душу мою.

Помолилась она так и тотчас же отскочил огонь от тела ее, увеличился и обжег всех, кто мучил ее.

И направился огонь к городу, и все побежали от страха, даже и сам игемон бежал в ужасе и великом трепете.

Увидел все это народ и закричал: «Велик христианский Бог! Веруем и мы отныне Богу ее».

Много тогда народа и воинства уверовали в Спаса Христа, в Церковь Его.

Видев, что многие уверовали во Христа, игемон побоялся народа и не посмел дальше мучить ее, опасаясь, что люди восстанут и убьют его, но дал повеление отсечь святой голову.

Пришла святая Христова мученица на место казни и, встав на восток, помолилась Богу: «Благословлю многопетое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Господи Боже мой, благодарю Тебя ныне и в бесконечные веки. Ты помиловал смирение мое и не отверг молитвы моей и милости Своей от меня. Ныне молю Тебя, Владыко Господи, помяни меня в час сей и благослови меня, и дай же имени Твоему Святому благодать, да всякий, кто призовет Тебя мной, рабой Твоей, помянет имя Твое Святое или кто постится в день нареченной Пятницы, или в чистоте пребывает, избави его от всякой беды и отпусти ему грехи его, дом его благослови и исполни всякого блага. А грешники, заблудшие от пути Твоего праведного, настави, так как не хочешь никому погибнуть, но всем спастись и в разум истинный прийти. Ты бо еси Бог наш и Тебе подобает слава во веки. Аминь».

Сказала это святая и раздался Голос из облаков: «Дерзай, Параскева, мученица моя; все, что просишь, подам тебе и даже более того. Именем твоим избавлю от всех бед и скорбей, а где будет совершаема память мучения твоего, благословение же, радость и всякия блага в доме том будут. Ты же гряди ко мне и почиешь во благих обителях Отца моего на Небесах. Чертог тебе уготован, рай отверзся, Царство Небесное ждет тебя. Гряди и почивай с мудрыми девами во веки».

Услышав это, обрадовалась мученица, прославила Бога и, радуясь, преклонила свою голову. Палач же отрубил ее.

И тотчас же изошло на всех предстоящих великое благоухание. А с небес раздался Голос: «Возрадуйтесь, все праведные о Господе, яко мученица Христова венчается днесь».

Народ же, слышав это, прославил Бога, видя, какую благодать дарует Он рабом своим.

На утро отправился законопреступный игемон на охоту, и внезапно конь его был поднят в воздух и оттуда сброшен на землю, и рассыпалось все тело его, а душа со злом отошла.

Скончалась святая славная и добропобедная мученица Христова Параскева в октябре месяце в 28 день.

Честное же и святое тело ее принял народ, верующий во Христа, и похоронил ее честно в доме ее.

В нем же исцеления и знамения многие совершаются во славу и честь Господа нашего Иисуса Христа. Ему подобает слава и поклонение всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.