Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих судебная практика. Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу РФ. Намеренное ухудшение жилищных условий: вопросы правоприменения. Уполномоченное лицо ссылалось

  • Новости

    Ухудшение жилищных условий

    Что вы должны знать о такой правовой коллизии, как ухудшение жилищных условий?

    Среди терминов, интересующих всех, кому близка жилищная тематика, есть тот, что вызывает разночтения и неоднозначные толкования. Речь идет о таком понятии, как ухудшение жилищных условий. Попытаемся разобраться в этом запутанном вопросе. Ведь при неверном истолковании статьи ЖК РФ, допускаемом не только обычными гражданами, но и чиновниками, к сфере деятельности которых относится жилищная тематика, возможны определенные нежелательные последствия.

    Какие действия могут быть отнесены к данной категории?

    Ухудшением жилищных условий является:

    • Раздел лицевого счета;
    • Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
    • Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
    • Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
    • Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
    • Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
    • Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.

    Следовательно, речь идет о неких действиях, в результате совершения которых возникает необходимость участия государственных органов в обеспечении гражданина иным жильем.

    Намеренное ухудшение жилищных условий

    В статье 53 ЖК РФ речь идет про намеренное ухудшение жилищных условий. Суть его заключается в том, что если граждане, стремясь к постановке на учет с целью получения жилплощади, предпринимают некие неправомерные с точки зрения кодекса действия, в таком случае на целых пять лет они лишаются права предпринимать подобные попытки.

    Проблемой данной статьи, а соответственно, и тех граждан, чья ситуация с жильем так или иначе подпадает под ее положения является то, что не существует четкого толкования того, что же считается намеренным ухудшением. Иначе даже рождение ребенка или вселение одного супруга на жилплощадь другого после заключения брака могут быть отнесены к такой категории, как умышленное ухудшение жилищных условий. Потому во многих регионах и крупных городах органы местного самоуправления вынуждены вносить свои дополнения и коррективы к существующим положениям ЖК РФ.

    Какие действия не являются ухудшением жилищных условий?

    К действиям, не являющимся ухудшением жилищных условий, не относятся:

    • Вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
    • Вселение супруга (супруги), родителей, иных категорий граждан, находящихся в определенной степени родства, при соблюдении установленных законом норм;
    • Правовые операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
    • Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
    • В случае признания судом как недействительной сделки с жилым помещением.

    Жилищные условия военнослужащих

    Немало вопросов и разночтений возникает и при толковании законодательных норм и правовых положений в отношении жилищных вопросов, касающихся такой значительной категории граждан, как военнослужащие.

    Что же может быть отнесено к намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих? В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», военнослужащий лишается права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в случае осуществления определенных действий.

    Действия по намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих

    К подобного рода шагам относятся следующие:

    1. Преднамеренное изменение порядка пользования жилыми помещениями;
    2. Обмен;
    3. Несоблюдение оговоренных условий договора социального найма жилого помещения;
    4. Развод, при котором имело место выделение долей жилого помещения;
    1. Отчуждение частей или всего жилого помещения, в результате чего происходит нарушение (в сторону уменьшения) учетной нормы, касающейся количества квадратных метров, которые должны приходиться на каждого члена семьи военнослужащего.

    К отчуждению относятся следующие действия :

    • Добровольный переход жилплощади от одного собственника к другому в результате дарения;
    • Операции по купле-продаже.

    При возникновении подобных прецедентов следует лишение права на улучшение жилищных условий сроком на 5 лет. Лишь по истечении этого срока военнослужащий имеет право на повторное обращение по поводу улучшения жилищных условий.

    Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

    И в завершение несколько слов об ухудшении ЖУ ребенка. Этот аспект жилищного права также является очень важным в вопросе соблюдения прав несовершеннолетних. В данном случае можно сказать следующее.

    В соответствии со ст. 31 ЖК РФ в ситуации развода с супругом-собственником жилого помещения бывший супруг собственника теряет право на использование жилого помещения, если не существует каких-то иных договоренностей между бывшими супругами. Но согласно СК (Семейному кодексу) РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, за что отвечают его родители. Это право не утрачивается и после развода родителей. Поэтому добровольное лишение ребенка права на пользование жильем супруга-собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка. Следовательно, даже после развода супругов за ребенком должно сохраняться право на пользование жилым помещением в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ.


    ВВЕДЕНИЕ

    Вы - намеренно ухудшили свои жилищные условия!!!
    Это - любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это - как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

    Поучаствовал в приватизации? - Ухудшил! Намеренно!!
    Продал - подарил? - Еще худшее, ещё намереннее!!!
    Выкидываем из очереди! Через пять лет - поставим снова, но в самый конец!
    Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

    Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

    «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

    КОММЕНТАРИИ
    Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.

    1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

    2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

    3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

    4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

    Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте . Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

    И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ:

    По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий , могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
    При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются .
    В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции .
    Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение . Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» - явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ , а значит, для нас, для адвокатов, есть непаханое поле для работы .

    Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
    «Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
    … - вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
    Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
    Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.

    Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

    Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ:

    «Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
    Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

    В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

    Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…

    Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. (площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

    Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.

    (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
    Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
    Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

    Продолжение следует.


    АНОНС
    ! (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
    1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики .
    2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
    3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ - наглядная таблица.

    У всех рано или поздно меняется состав семьи – люди женятся, разводятся, в молодых семьях появляются дети, к собственнику недвижимости переезжают на постоянное место жительства родственники. И тогда у многих возникает проблема недостаточности площади.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    В таком случае граждане могут встать на учет (на получение жилья), если будет установлен факт ухудшения жилищных условий.

    Что это такое?

    В федеральных документах нет определения намеренного ухудшения жилищных условий. Но есть упоминание об этом в территориальных законах.

    Рассмотрим, какие ситуации являются ухудшением условий, а какие к таким не относятся.

    Что считается?

    Выделим ряд действий, которые могут привести к ухудшению жилищных условий:

    1. Заключение сделок, когда в результате изменилось право собственности или лицо стало занимать меньшое пространство.
    2. Проведение сделок покупки-продажи или обмена недвижимости.
    3. Принудительное выселение жильцов, если они не выполняли свои обязательства в соответствии с договором.
    4. Площадь заселена другими гражданами.
    5. Заключен брак или оформлено его расторжение, и в связи с этим увеличилось количество прописанных в помещении лиц.
    6. Проведение операций такого плана, как выдел, изменение, определение.
    7. Лицо отказывается от пользования объектом в соответствии с договорами соцнайма.

    Перечислим действия, при которых не возникает ухудшения условий проживания:

    • при вселении несовершеннолетнего лица по месту проживания отца/матери;
    • при вселении супруга, родителя, другого родственника, если соблюдается ряд законодательных норм;
    • при проведении правовых операций по расторжению договоров ренты, если инициатором является получатель;
    • при отказе от принятия объекта одаряемым, отказе дарителей от выполнения договоров дарения;
    • при признании судебной инстанцией сделки с жилой недвижимости недействительной.

    ЖК РФ

    Ухудшение жилищных условий четко не определено в нормативной документации.

    Вопрос о том, преднамеренны ли были действия гражданина для постановки на учет в качестве претендента на улучшение жилищных условий, является спорным.

    Чаще всего за ответами граждане обращаются в суд.

    • оформление фиктивного развода;
    • заселение несовершеннолетнего, который до этого момента был зарегистрирован по другому адресу, где и проживал;
    • регистрация лица, который ранее был прописан в другом помещении, и не стоял в очереди на получение квартиры;
    • при выходе гражданина из жилищного кооператива, когда преследуется цель – получить долю;
    • помещение или его доля приводится в состояние нежилого;
    • условия договоров об эксплуатации жилья не исполняются, и как последствие – человек выселен.

    Несовершеннолетних

    При разводе с лицом, который является владельцем помещения, второй супруг не будет иметь прав использовать жилье, даже в том случае, когда граждане заключили между собой какие-то договоренности.

    Но в соответствии с Семейным кодексом, несовершеннолетний имеет право, чтобы его интересы были защищены. За это должны отвечать родители.

    В независимости от того, находятся его родители в браке или развелись, ребенок имеет полное право на использование жилой недвижимости.

    Как улучшить?

    Улучшение жилищных условий рассматривается законодательством как принятие мер государственными структурами и муниципальными образованиями, когда основная цель – обеспечить граждан, которые в этом нуждаются, жильем.

    Способы получения квартиры или частичной стоимости объекта:

    1. Гражданин имеет право получить недвижимость в порядке очереди, если он находится на учете как нуждающийся (в соответствии со ).
    2. Лицо может получить жилищную субсидию, когда выдаются средства, направляемые на погашение ипотеки, покупку объекта, строительство.
    3. Человек, который работает в бюджетной сфере или несет военную службу, получает жилищный сертификат.
    4. Недвижимость гражданина сносится, так как относится к категории аварийных помещений.

    Негосударственный способ улучшения условий:

    • помещение приобретается в ипотеку;
    • получено и т. д.

    Судебная практика

    На чью сторону становится суд, когда подаются иски, связанные с лишением права стать в очередь на получение жилья?

    Рассмотрим, какая позиция на этот счет у судей:

    • К примеру, человек подает исковое заявление, в котором выражает требование отменить решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося.
    • Ситуация: лицо женится и супруга вселяется в его квартиру, где уже проживало 2 члена семьи.
    • Соответственно, площадь на одного жителя – меньше 18 м.кв.

    При разрешении вопроса суд пришел к следующему выводу:

    • в соответствии с п. 2 ч. 1 , граждане, которые нуждаются в жилье – это лица, что имеют площадь, меньшую установленной нормы;
    • к ним относятся наниматели недвижимости по договору соцнайма, члены их семей, владельцы жилых объектом и члены их семей.

    Другая ситуация:

    • граждане расписались и решили жить в трехкомнатной квартире супруги, где проживали и ее родители, так они могли получить изолированную комнату;
    • жилье супруга являлось однокомнатным, в котором были зарегистрированы родители истца.

    Суд стал на сторону граждан, признав их решение разумным и не нарушающим законов.

    Уполномоченное лицо ссылалось:

    • на статью 1 нормативного акта от 24.10.1997 № 134-ФЗ, в котором говорится о праве граждан, имеющих родство, вести совместное хозяйство;
    • на статью 6 акта от 25.06.1993 № 5242-1, где отражена информация о праве на передвижение и выбор места проживания.

    Уполномоченные структуры опираются на положения статьи 53 ЖК РФ о намеренности ухудшения ЖК условий, хотя должны брать во внимание и п. 3 статьи 10 ГК РФ, где говорится о защите прав граждан в зависимость от осуществления таких прав разумно и добросовестно.

    Поэтому на практике чиновники убеждены в незаконности действий физических лиц. Те же, кто не согласен, должны отстоять свою позицию через суд.

    Обратите внимание, что намеренными могут расцениваться такие действия, как покупка дома, площадь которого меньше старого жилья. При этом не учитывается цена, расположение объекта, наличие/отсутствие ремонта и т. д.

    «Намеренное ухудшение жилищных условий » — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий . Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом поговорим ниже.

    Что понимать под намеренным ухудшением жилищных условий?

    Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий . Данное понятие фигурирует в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как .

    Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан. И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий. Кроме того:

    Не знаете свои права?

    1. В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.
    2. У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.
    3. На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий , совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.

    Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).

    В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа. Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий , но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв. м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.

    Ответственность за нарушение жилищного законодательства

    Несмотря на то что намеренное ухудшение жилищных условий расценивается, как недопустимое действие, ответственность за нарушение жилищного законодательства в этом случае в виде суровых санкций не предусмотрена.

    Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий , в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий.

    Процесс довольно трудоёмкий, и может занимать не один год. Поэтому многие военные удивляются, узнав, что при соблюдении некоторых условий, имеется возможность получить от государства не одну квартиру, а две.

    Чтобы было понятнее, необходимо рассмотреть второй раз, кто имеет не это право, и каким образом это осуществляется на практике.

    Какие бывают ситуации

    Какого-то единого перечня тех, для кого существует возможность повторного получения квартиры, наверно, нет. Во многом данный вопрос зависит от сложившихся жизненных обстоятельств.

    Поэтому говоря о получении квартиры второй раз, речь не может идти о каком-либо обогащении, а лишь о путях выхода их сложившейся жизненной ситуации:

    1. Иное непреднамеренное отчуждение жилплощади,
    2. Увеличение жилплощади из-за рождения детей.

    Кто имеет возможность претендовать

    • Во-первых, учитывая сложившуюся ситуацию, в результате которой военнослужащим не намерено было отчуждено уже полученного от государства жилье, он может повторно получить второе, но только в случае признания его нуждающимся в жилье.

    В данной ситуации ключевым словом является «не намерено». Подтверждается это, как правило, через суд, так как жилищные комиссии обычно отказываются повторно ставить военнослужащего на учёт. Мотивируют это тем, что по действующему законодательству, они обеспечиваются жильём один раз на весь период прохождения ими службы.

    При этом не намеренность указанных действий подтверждается подачей в суд искового заявления о разделе имущества и т.п. действий.

    Кроме того, необходимо учесть, что постановка на учёт в качестве нуждающегося в жилье , после отчуждения уже имеющего недвижимого имущества, может быть произведена только по истечении 5 лет с момента отчуждения.

    Однако, повторное получение жилья военнослужащим вполне возможно, если он вновь встанет на учёт. Обеспечение производиться в порядке общей очереди.

    • Во-вторых, повторное получение квартиры военнослужащим не ограничивается при . В данном случае не имеет значение, получал ли военнослужащий квартиру от государства или нет.
    Кроме того, участие в НИС не является поводом для исключения защитника Отечества из списков, нуждающихся в жилье очередников.

    Поэтому офицеру стоит сначала дождаться или , а уже после оформлять военную ипотеку.

    • В-третьих, улучшение жилищных условий военными допускается реализовать благодаря Правительственной программе «военная ипотека». Но это право может быть реализовано им только после полного погашения ЦЖЗ по первому кредиту.

    Участие в программе , и наоборот. То есть, имея служебное жильё военнослужащий может участвовать в НИС, а будучи участником НИС может рассчитывать на получение служебной жилплощади.

    Варианты повторного получения жилья военным

    • Предоставление жилых помещений военнослужащим второй раз по договору соцнайма, в собственность или в виде денежной субсидии на её приобретение может быть реализовано только после повторного включения офицера в списки нуждающихся в жилье.

    Для того, что бы вновь встать на учёт необходимо, что бы прошло 5 лет после совершения им сделки повлёкшей отчуждение полученной от государства недвижимости. Кроме того, по Жилищному законодательству лицо должно доказать то, что квартира была отчуждена не по его воле, а в силу обстоятельств.

    Но, к сожалению, даже это не даёт гарантии повторного обеспечения недвижимостью. Так как судебная практика показывает, что решения принимают абсолютно разные, причём практически при одних и тех же обстоятельствах.

    В случае отказа в удовлетворении заявления, судьи ссылаются на то, что военнослужащие обеспечиваются недвижимостью только один раз, причём на весь срок службы. Однако в данном случае необходимо различать действия, направленные на ухудшение жилищных условий, и поступки, приведшие к такому же результату.

    То есть, военнослужащего, и, отталкиваясь именно от его намерений принимать правильное решение.

    В данном контексте надо понимать так, что если защитник Отечества совершается сделку, влекущую отчуждение уже полученной государственной жилой недвижимости (продажу, дарение и т.д.) с целью повторного получения жилья от государства, это будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

    Если же отчуждение произошло вследствие развода и раздела имущества по суду (при ), с последующим оставлением квартиры супруге с несовершеннолетними, детьми, то это должно расцениваться как ненамеренное действие.

    • Более реальным вариантом является покупка второй квартиры по программе . При осуществлении права на получение квартиры по льготному кредитованию, не имеет значения, есть ли у офицера жилье или нет, а также-то в каком виде оно ему предоставлялось.

    Кроме того, учитывая возможность участия в НИС без исключения из списков очередников, это даёт право дождаться положенной от государства жилплощади. При этом все время ожидания на личном счету офицера будет собираться необходимая ему сумма, для покупки второй квартиры.

    • Ещё одной не менее реальной возможностью считается оформление повторного льготного кредита. Законодательство это не запрещено. Кроме того, была создана специальная программа, позволяющая повторно использовать военную ипотеку в случае переезда или улучшения жилищных условий.
    Для реализации своего права, офицеру . Для того, что бы это сделать с неё необходимо снять обременение. Однако проблема заключается в том, что обременение по закону снимается после полного погашения кредита.

    Для этого офицеру понадобиться, задействовать личные сбережения, либо кредитные средства, выдаваемые на эти цели. Полученные в результате продажи жилья денежные средства пойдут на погашение кредита.

    А оставшиеся деньги, которые будут выручены за счёт увеличения стоимости недвижимости, можно будет использовать, для того чтобы приобрести более просторную квартиру с использованием льготного кредитования.

    • Помимо этого в случае полного досрочного погашения ЦЖЗ, законодательством не запрещено повторное оформление военной ипотеки на покупку второй недвижимости больше площади.

    Однако учитывая то, что