Небесная иерархия и имена высших ангелов. Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы

Ангел (греч. αγγελος - вестник, посланник) - в авраамитических религиях: сверхъестественное личное бесплотное существо (дух), сделанный Богом до творения видимого мира.

Ангелы возвещают людям волю Бога и исполняют его веления. Бог же, как всеведущий, не нуждается в посредничестве ангелов.

Считается, что ангелы совершеннее людей, однако, будучи сотворенными созданиями, ограничены в собственных способностях. Владея свободой воли, они могут подвергаться искушениям и не устоять в добре. Некие ангелы, соблазненные дьяволом, выступили против Бога и стали ангелами тьмы - демонами, бесами. Злые ангелы охотно вмешивались бы в дела людей, если б не Божий запрет. Все же, по попущению Божию, злые ангелы способны вредить людям. Они «любят» людей, как охотник любит добычу. Существует так именуемая демоническая любовь (Быт. 6:1-7). Оставшиеся верными Богу ангелы получили от него небесное блаженство. Рядовая реакция человека на ангела Божия, по Библии, - ужас (Быт. 28:17; Трибунал. 6:22; Трибунал. 13:21, 21).

По воззрению Отцов Церкви, ангел не может ни покаяться, ни согрешить, ни поменять собственного статуса в иерархии, потому что падение злых ангелов и установление ангельской иерархии вышло вне и до времени. Основное занятие добрых ангелов состоит в непрестанном восхвалении Бога, к Которому они устремляются в силу огненной любви. Только повинуясь приказу Божьему ангел отрывается от этого блаженства, чтоб выступать в качестве ангела-хранителя либо карающего ангела.

Иерархия ангелов в православной традиции была детально разработана псевдо-Дионисием Ареопагитом (V-VI вв.) на основании библейских текстов и преданий в его сочинении «О небесной иерархии». Согласно этой книжке, существует девять ангельских чинов , объединенных в три иерархии .

Первую - высшую к Пресвятой Троице - иерархию составляют

  • Серафимы (от др.-евр. cараф - спаливать) - пламенеющие, пылающие любовью к Господу и пробуждающие эту любовь в людях.
  • Херувимы (слово месопотамского происхождения) - означает изливающие премудрость. Через их нам посылается боговидение и богопознание.
  • Престолы - на которых лежит Господь. Они служат Его правосудию. Через престолы нам даруется осознание справедливости Божией, через их мы обучаемся творить на земле неложный трибунал.
  • Три последующие чина ангельской иерархии

  • Господства - учат властвовать над эмоциями и страстями. Властителям они помогают мудро управлять врученными им от Бога областями.
  • Силы - творят величавые чудеса и ниспосылают благодать творить их угодникам Божиим. Силы же крепят человека в терпении, помогают ему не изнемочь в скорбях.
  • Власти - именуются так поэтому, что имеют власть над диаволом. Они берегут нас от бесовских искушений, всячески мешают демонам вредить нам.
  • И, в конце концов, последние три чина

  • Начала - управляют нижестоящими ангелами, направляя их с разными поручениями. В их ведении находится вся вещественная вселенная, королевства и области Земли. Начала строят достойных людей на разные должности.
  • Архангелы - выступают как благовестники. Они открывают предсказания, зание и разумение Божьей воли. Это типичные связные меж Господом и людьми.
  • Ангелы - приставлены к каждому человеку, чтоб беречь его, наставлять. Они ни на мгновение не оставляют попечения о нас и всегда готовы поддержать человека в его добрых начинаниях. Эти хранители даются человеку при крещении, а после погибели сопровождают через мытарства.
  • Но эта классификация не полностью поддерживается Библией. Так, архангелами в Библии именуются высшие ангелы, а не один из низших чинов. Предание насчитывает семь (Тов. 12:15), изредка восемь, время от времени девять (в отсутствие Иеримиила) архангелов.

    Всего понятно 10 имен архангелов, в т.ч. из канонических книжек Библии - Миша (евр. «кто как Бог) (Иуд. 1:9, Откр. 12:7), Гавриил (сила Бога) (Дан. 8:16).

    Из неканонических книжек Библии: Рафаил (помощь, исцеление Божие) (Тов. 3:16), Уриил (огнь, свет Божий) (3 Ездр. 4:1), Иеримиил (высота Божия) (3 Ездр 4:36); из Пролога, 8 ноября: Салафиил (молитва к Богу), Иегудиил (хвала Богу), Варахиил (благословение Божие), Гефаил (толкуется как возжигатель любви к Богу), Тахиил (толкуется как ассистент и защититель от бед и напастей). Архангел Миша называется еще Архистратигом, как предводитель небесного воинства. В Библии упоминаются и другие ангелы, не вошедшие в девять чинов, к примеру офаним (колеса) и хайот (животные) (Иез. 1:15). Есть также злые ангелы (в Рф принято говорить аггелы), действующее против людей и Бога.

    По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особенного ангела-хранителя.

    Иконография. В православной иконописи ангелы изображается с крыльями птиц. Бесы изображаются с крыльями летучих мышей. В иконописи византийского ритуала хайот и офаним изображаются на иконах Спаса способен. Изображения колес, усеянные глазами, именуются престолами, что, следовательно, включает офаним в Дионисиевскую иерархию. На головах нередко древние повязки - тороки, слухи. По русским истолкованиям через тороки ангелы получают повеления от Бога. Херувимы и серафимы изображаются с шестью крыльями. Цвет крыльев серафима - cине-зеленый. Херувима - красно-оранжевый.

    2) В Новеньком Завете ангелом именуется также хоть какой вестник Божий (Гал. 4:14).

  • sr.artap.ru - статья «Ангелы» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010;
  • cirota.ru - азы веры. Чины ангельские;
  • lib.eparhia-saratov.ru - небо видимое и небо невидимое;
  • nearyou.ru - Товия и архангел Рафаил.
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие есть ангельские чины?
  • Кто таковой архангел Миша?
  • Как выяснить собственный день ангела?
  • Кто такие бизнес-ангелы?
  • Дополнительно на сайт о Библии и религии:

  • Что такое Библия?
  • Что такое Ветхий Завет?
  • Что такое Тора?
  • Что такое ТаНаХ?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Значение и происхождение слова «Аминь».
  • Кто такая Ева (библейский персонаж)?
  • Кто таковой Авраам (библейский персонаж)?
  • Какова биография Моисея (Моше)?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в Интернете?
  • Что такое христианство?
  • Что такое иудаизм?
  • Как евреи празднуют субботу?
  • Что такое 7 законов потомков Ноя?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Что такое исихазм?
  • Что такое старчество в православии?
  • Случаен ли порядок имен Вера, Надежда, Любовь?
  • Где в Интернете есть календарь православных церковных праздничков на 2011 год?
  • Где поглядеть календарь венчаний на 2010, 2011 годы?
  • Существует мнение, основывающееся на Быт. 6:2-4, по которому грешные ангелы некогда скрещивались с людьми порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

    В то время были на земле исполины (нефилим ), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

    Однако, под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, согласно еврейской и христианской традиции, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии - это потомки Сифа , а дочери человеческие - потомки Каина.

    В Новом Завете

    …они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

    В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов - прописную.

    Ангел с цветком. 14 век

    В религиозной традиции

    В иудаизме

    Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Танахе (Ветхом Завете) по имени: Михаэль , Гавриэль и Рафаэль . Остальные четверо, Ориэль , Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль , Гавриэль , Ориэль и Рафаэль .

    В Каббале

    В Православии существует представление об ангелах-хранителях , посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения): «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны , желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов , искушений и соблазнов . В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому, ветхозаветные пророки , Иоанн Креститель , многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами.

    Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

    У каждого ангела (и у беса) различные способности: Одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны - одни нагоняют блудные страсти, другие - гнев , третьи - тщеславие , и т. д. Кроме личных ангелов -хранителей (приставленных к каждому человеку) есть ангелы - покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

    Чины ангелов

    В трех Посланиях ап. Павла (между и гг.) названы дополнительно к ангелам: престолы, господства, начала, власти и силы.

    В своем комментарии «Правила святых апостолов» св. Григорий Богослов (Нисский) (ум. ок. ) пишет, что существуют девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения и силы умные (разумения).

    Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами».

    Св. Афанасий Великий (ум. ) выделял «…небесные сияния, престолы, господства, есть небо, херувимы и серафимы и множество ангелов».

    В одной из своих проповедей св. Амфилохий Иконийский (ум. ) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.

    Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας» , лат. «De caelesti hierarchia» ), более известная в редакции VI века.

    Согласно Дионисию Ареопагиту ангелы располагаются в следующем порядке:

    Первый лик (высшая иерархия)

    • Серафимы (ивр. שׂרפים ‎ - горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. σεραφίμ (Ис 6:2-3)) - шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
    • Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים ‎, керубим - заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) - четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Сатана был из чина херувимов.
    • Престолы (др.-греч. θρόνοι ), согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

    Второй лик (средняя иерархия)

    • Господства , др.-греч. κυριότητες , лат. dominationes (Кол 1:16) - наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
    • Силы , др.-греч. δυνάμεις , лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
    • Власти , др.-греч. ἐξουσίες , лат. virtutes (Кол 1:16) - имеют власть укрощать силу диавола.

    Третий лик (низшая иерархия)

    • Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί , лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) - им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
    • Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι - Михаил (Откр 12:7) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
    • Ангелы , др.-греч. ἀγγελοι - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

    В исламе

    Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Коран 2:177). Это один из столпов веры мусульманина. По исламским представлениям ангелы сотворены из стихии света. Смысл их существования в служении Аллаху (Один, Единый Бог).(Коран 2:34). Ангелы безгрешны, так как не наделены Аллахом способностью делать выбор, беспрекословно выполняют его приказы.

    • Ангел Гавриил сообщает пророкам Откровение Бога.
    • Ангел Михаил возглавляет небесное войско.
    • Ангел Азраил является Ангелом Смерти.
    • Ангелы Харут и Марут - дают людям магическое знание о колдовстве, но не для его использования, а лишь для испытания людей, подобно яблоку в раю (запретный плод). За использование этих знаний человек будет гореть в геене. (Коран 2:102).
    • Ангел Малик , охраняющий геенну огненную.

    В Коране и в достоверной сунне Пророка Мухаммада описывается и другие ангелы, без называния их имен:

    • ангелы-хранители - ангелы, которые всюду следуют за человеком и помогают по воле Всевышнего в некоторых ситуациях
    • ангелы-писцы - ангелы, находящиеся по правое и левое плечо от человека, и записывающие его каждое деяние и слово, на основании именно этих собранных фактических материалах, Аллах будет обосновывать человеку тот или иной приговор в Судный День (в Ад или Рай). И человеку ничего не останется сделать, кроме как согласиться с этим материалом.
    • ангелы, управляющие природными явлениями и силами. Так например ангел - хранитель гор, ангел - водящий солнце, и т. п. Как было сказано раньше, все свои действия они проводят лишь с разрешения Бога.
    • ангелы-воины - ангелы, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллахом этими людьми.

    В других источниках

    В мифологии Розы мира

    Ангелы низшего круга:

    • Херувимы - хранители светлых миссий,
    • Серафимы - хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, общин, этических объединений),
    • Престолы - хранители наций.

    Ангелы высшего круга:

    • Астралы или Власти - творцы материальности Энрофа ,
    • Силы - творцы материальности сакуалы даймонов,
    • Господства - творцы материальности миров просветления, кроме Олирны ,
    • Начала - творцы материальности затомисов,
    • Архангелы - творцы материальности миров Высокого Долженствования.

    Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством, и обитали в Олирне . Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.

    Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.

    В Книге Урантии

    В Книге Урантии говорится, что ангелы принадлежат к категории попечительских духов.

    Ангелы в Книге Урантии классифицируются следующим образом:

    • 1. Супернафимы.
    • 2. Секонафимы.
    • 3. Тертиафимы.
    • 4. Омниафимы.
    • 5. Серафимы.
    • 6. Херувимы и сановимы.

    Как следует из Книги Урантии, есть и другие нераскрытые ангельские чины.

    Изображения ангелов

    Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов - небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

    Способности ангелов

    Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

    • Быть невидимым для физического зрения;
    • Способность к полёту в духовном;
    • Способность к проявлению в материальном:
    • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
    • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
    • Способность уничтожать целые города;
    • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме

    Правда, р. Саадия Гаон (IX-X вв.) признавал свободу выбора у ангелов.

    Культура и древние традиции дают представление о существовании Ангелов-хранителей. Имена ангелов, их иерархия и влияние на общество имеют ряд особенностей.

    Появление Ангелов

    В переводе с греческого название высших существ означает «вестник, посланник». Они были посланы Богом для служения людям. Точное время их появления в нашем мире неизвестно, но они оказались на Земле до сотворения человека.

    Значимые события из Библии происходят в присутствии посланников. Святой Гавриил был послан Деве Марии с целью принесения важной информации, один из Ангелов освободил апостола Петра. Небесные создания следят за человеческой историей, всегда готовы прийти на помощь и передать послание свыше.

    Силуэт вестников напоминает человеческий, внешность каждого из них зависит от чина и миссии. Изображают их крылатыми, с жезлами или сферами в руках. Живут на небесах, где существует своя иерархия ангельских чинов. Святые создания не имеют пола, человеческие отношения им чужды. Человек стать ангелом не может.

    Способности небесных созданий

    Ангелы наделены Богом особыми умениями, которые облегчают их миссию:

    • невидимость;
    • полет;
    • облачение в материальное тело;
    • воздействие на физические предметы;
    • видение сути человека, дар провидца;
    • свобода выбора.

    Образ Ангелов

    Небесное создание выглядит как юноша необычной внешности, за его спиной - крылья. Существа облачали в светлые одеяния изо льна, перевитые золотыми поясами.

    У большинства Ангелов два крыла, исключения - шестикрылые Серафимы и четырёхпалые Херувимы.

    Образ высших созданий наполнен символами:

    • крылья знаменуют скорость и умение быть везде;
    • посох означает способность передавать волю Божью;
    • зеркало олицетворяет знание о событиях будущего;
    • золотые ленты в волосах символизируют покорность Бога, связь с ним;
    • третье око - знак умения ведать обо всем;
    • нимб символизирует благодать, особую энергетику;
    • прекрасная внешность означает совершенство Ангелов, их высшую гармоничность.

    В облик созданий добавляют особые черты, соответствующие их миссии. Рафаила изображали с лекарственными препаратами, Гавриила - с райской ветвью, а Михаила - с копьем.

    Чины высших существ

    Святое общество следует четкому распределению прав и обязанностей. Вестники не знают подлости, не желают подставить высшего по чину. Их существование наполнено гармонией, что доказывает мудрость Бога и его высшую природу.

    Ангельская иерархия состоит из девяти чинов, разделенных на высшую, среднюю и низшую триады.

    Первая триада

    Сюда входят небесные создания, максимально приближенные к Богу. Они допущены до святых тайн мироздания. Чины высших Ангелов:

    1. Серафимы - это шестикрылые существа, которые благоговеют перед создателем. Они передают свою любовь людям, вызывая у них желание исповеди, вдохновляют на веру.
    2. Херувимы почитают разум и мудрость Бога, крыльями охраняют великие тайны. Не терпят вмешательства в дела высшие, проповедуют веру, а излишняя любознательность людей к святым знаниям вызывает у них ревность. Они стали стражами древа жизни после изгнания Адама и Евы.
    3. Престолы превозносят величие и славу Бога, передают человечеству его всезнание и справедливость. Напоминают о необходимости соблюдения иерархии.

    Вторая триада

    Список представителей Средней сферы:

    1. Господства воспевают заботливость Бога, его способность охранять каждого. Вселяют людям уверенность в себе, воспитывают желание развиваться, ограничивать тягу к греховному.
    2. Силы восхищаются мощью и умением Бога, учат почитать его возможности.
    3. Власти контролируют дьявола, помогают людям противостоять искушениям и обрести веру.

    Третья триада

    Представители этого чина находятся ближе к человеческому миру. В него входят:

    1. Начала управляют вселенной, следят за исполнительностью низших Ангелов. Помогают в структуризации общества, соблюдении воли Божьей. Властвуют над стихиями.
    2. Архангелы передают благие вести, учат людей соблюдать заветы. Им доступны пророчества. Небесные создания помогают вернуться на путь истинный.
    3. Ангелы - ближайшие к людям существа. Дают силы идти к просветлению, охраняют от бесчинств и опасностей, вселяют веру.

    Значения имен небесных созданий

    Каждый Ангел был создан с определенной целью. Имена Ангелов отражают их особую миссию:

    1. Люцифер - падший, противоречащий воле Божьей.
    2. Уриил - разжигает в человеческих сердцах любовь к Богу. Просвещает неверующих.
    3. Рафаил - помогает в исцелении, охраняет здоровье, следит за мыслями и деяниями.
    4. Рагуил - исполняет наказания.
    5. Савриил - контролирует создания, искушающие человека.
    6. Гавриил - управляет небесными существами, направляет на верный путь.

    В этот чин входят многие другие Архангелы. В канонической Библии упоминается Михаил - главный над Архангелами, в других книгах - Селафиил, Иеремиил, Варахиил и Иегудиил.

    Другие религии

    Веры разных стран существенно различаются, но во многих из них присутствуют вестники Бога:

    1. В исламе выделяют Херувимов, славящих Аллаха. Кроме него, эта религия описывает четырех Ангелов. Микаил - главный среди прочих, пророк Джабраил - снисходит к избранным, Азраил - повелитель души после смерти, Исрафиил - извещает о Страшном Суде.
    2. В иудаизме множество Ангелов. Существует девять Архангелов, которые повелевают низшими созданиями.
    3. В зороастризме Архангелы называются Амеша Спента, которые являются частью божества. Амиртат - символ бессмертия, Хаурвтат - хранитель здоровья, Хшатра Вайра - следит за властью, Спента Армаити - олицетворяет преданность, Аша Вахишта - вершина праведности, Воху Мана - обожествление света и мысли.

    Современный мир и Ангелы

    Мифология и древняя вера не теряют актуальности и в настоящее время.

    Культура

    Святые существа присутствуют в музыке, играх и литературе. Кинематограф особенно часто пользуется образом небесных созданий. Список лучших фильмов с участием Ангелов:

    1. «Константин: Повелитель тьмы» - здесь описаны святой Габриэль и его противостояние с Люцифером.
    2. «Город Ангелов» - режиссер доказывает людям присутствие Ангелов, рассказывает об их тяге к земным благам.
    3. «Майкл» - повествует о приключениях Архангела Михаила на Земле.
    4. Сериал «Сверхъестественное» - дает представление об особой природе противостояния Люцифера и Бога, по-новому интерпретирует Ангелов.
    5. «Ангел» - рассказывает о вампире по имени Ангел.

    Каждый сценарий содержит особое видение высших существ.

    Ангелы-хранители

    Защитниками жизни, наставниками и провидцами становятся низшие Ангелы. Они находятся в человеческом мире, передают волю божью и предупреждают об опасности. Увидеть присутствие хранителей можно:

    • через сны;
    • по часто появляющимся в жизни сочетаниям цифр, этой областью занимается Ангельская нумерология;
    • через ощущения;
    • по реакции организма на определенные события.

    Заметив знак Ангела, необходимо обратиться к Богу.

    День ангела

    С древних времен имя новорожденному дается в честь одного из святых. Верили, что это божество будет хранить малыша, содействовать ему на жизненном пути. Вычислялся день именин - это следующий после для рождения человека праздник в честь высшего создания.

    День ангела же совпадает с датой крещения младенца. В этот момент Бог дарует малышу собственного Ангела-хранителя, который следит за его жизненными ценностями, оберегает от опасностей. В священный праздник человек должен посетить церковь, помолиться своему покровителю и попросить молебен за здравие.

    Престолы, Серафимы и Херувимы - главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

    Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

    Успение Богородицы, Франческо Боттичини

    Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин - Серафимы, второй - Херувимы, третий - Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере - по три чина ангелов.

    Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

    Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

    Высший ангел Метатрон - место в иерархии

    Метатрон и аура

    По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.

    Метатрон не относится к чинам первой сферы - Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо - архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.

    Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина - Метатрон, единственный в своем роде.

    Наивысший ангельский чин - Серафимы

    Серафимы - наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй - тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

    По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

    Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет - пламенный, огненный, красный.

    Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание - освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

    Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов - это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

    Читайте статью серафимы – сильнее только Бог.

    Херувимы - второй высший ангельский чин

    Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

    …воссел на херувимов и полетел.

    В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет - «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

    Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

    По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

    Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

    Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе - львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

    Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

    По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он - ангелу, ангел - архангелу, архангел - Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

    Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

    Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов - Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

    В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

    Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз - все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

    Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы - второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

    Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

    По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

    Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

    Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

    Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

    Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

    В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

    «Вначале сотворил Бог небо и землю» – с этих слов начинается Библия. Под небом, по одному из толкований, понимается не наше земное небо, а Небо высшее – это мир бесплотных существ, которых мы называем Небесными Силами или ангелами, имеющими свою стройную иерархию.

    Сегодня мы публикуем отрывок из известного протоиерея Константина Пархоменко , который в доступной форме дал исчерпывающее толкование всем существующим ангельским чинам и отметил их взаимосвязь, опираясь на труды святого Дионисия.

    Разница в трактовках

    Библия говорит о восьми чинах Ангелов, это: Архангелы, Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы. Откуда такое разнообразие обитателей небес?..

    Учители Церкви думали над этим. Ориген (III век) предположил, что различие Ангелов в чинах обусловлено их охлаждением в любви к Богу. Чем выше чин, тем вернее, послушнее Богу Ангел, и наоборот. Однако Православная Церковь отвергла такую трактовку.

    Все Ангелы имеют одинаковую «температуру» любви к Богу и ревности по Богу.

    Святой Августин (IV век) писал: «Что есть Престолы, Господства, Начальства и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую, и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю».

    Самый глубокий и продуманный труд на эту тему принадлежит перу богослова V столетия святого Дионисия Ареопагита . Он написал сочинение, которое так и называется: «О небесной иерархии» и в котором как раз выясняется вопрос - чем Ангелы отличаются друг от друга.

    Дионисий разделяет всех Ангелов на три триады . В каждой триаде три чина (всего у него получается девять чинов).

    1. Первую триаду , наиболее близкую к Богу, составляют Херувимы, Серафимы и Престолы.

    2. Вторая триада : Господства, Силы, Власти.

    3. Наконец, третья триада : Начала, Архангелы, Ангелы.

    Святой Дионисий говорит, что чин Ангела зависит от положения в небесной иерархии, то есть от близости к Царю Небесному - Богу.

    Самые высшие Ангелы славословят Бога, предстоят пред Ним. Другие Ангелы, чей чин в небесной иерархии ниже, выполняют различные поручения, например охраняют людей. Это так называемые «служебные» духи .

    Работасвятого Дионисия - замечательное достижение православной мистики, богословия и философии. Впервые появляется стройное учение, стремящееся показать принципы взаимодействия Бога с миром посредством ангельских существ; впервые многообразие чинов Ангелов, о которых упоминает Библия, приведено в порядок.

    Однако следует помнить, что классификация Ангельских чинов у святого Дионисия не является научной работой - это, скорее, мистические размышления, материал для богословских размышлений. Ангелологию Дионисия Ареопагита , например, нельзя использовать при изучении библейской ангелологии, так как она исходит из иных богословских установок.

    Тем более нельзя ангелологию как-то сопрягать с естественно-научными исследованиями нашего мира, это абсолютно разные измерения.

    Однако для изучающего богословие система святого Дионисия незаменима, и вот почему:

    В своей работе византийский мыслитель показывает, что чем ближе к Богу находится Ангельский чин, тем в большей степени он становится причастником блаженного Света и благодати Божией.

    Кто из какой триады?


    Каждая из триад Ангелов , пишет святой Дионисий, имеет свое общее предназначение. Первая - очищение, вторая - просвещение и третья - совершенствование.

    Первая триада , первые три высших чина - Херувимы , Серафимы и Престолы - находятся в процессе очищения от всякой

    примеси чего-то несовершенного. Находясь вблизи Бога, в постоянном созерцании Божественного Света, они достигают высочайшей степени чистоты и незамутненности своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух - Бога. И предела этому совершенству нет.

    Никто более из творений Божиих не может достичь той головокружительной степени чистоты, в какой пребывают эти Ангелы. Никто… кроме Марии из Назарета - Матери Господа Иисуса Христа . Ее, выносившую под сердцем, родившую, пеленавшую, воспитывавшую Спасителя мира, мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

    Вторая триада - Господства, Силы, Власти - постоянно просвещается светом Божией мудрости, и в этом для нее также нет предела, ибо мудрость Божия беспредельна. Это просвещение не умственного характера, а созерцательного.

    То есть Ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную мудрость Божию.

    Наконец, дело последней триады - Начал, Архангелов, Ангелов - есть совершенствование. Это более понятный нам и конкретный вид служения. Эти Ангелы, приобщенные к Божьему совершенству и к Его воле, доносят эту волю до нас и таким образом помогают нам совершенствоваться.

    Толкование ангельских имен


    Дионисий Ареопагит подчеркивает принципиальное различие природы Ангелов, составляющих разные триады. Если ангельская природа первой, высшей, триады может быть описана как свет и огонь, то у второй Дионисий отмечает силовые и материальные характеристики, а третья триада понимается функционально, как служение воле Божией, обращенной к миру.

    Святой Дионисий определил не только общее служение триад Ангелов, но и конкретное служение каждого из девяти чинов. Узнать, какое служение они несут, поможет нам само наименование чина:

    1. Так, имя Серафим , которое носят самые высшие Ангелы, по-древнееврейски переводится как «пламенеющий» ,

    2. имя Херувим означает «обилие познания или излияние мудрости» (святой Дионисий).

    3. Наконец, имя третьего чина первой триады - Престолы обозначает Ангелов, изъятых от всего земного, и показывает нам стремление этих Ангелов «недвижно и твердо прилепиться к Господу».

    Соответственно можно понять свойства и качества и двух других ангельских триад.

      Господства наставляют земных властителей к мудрому управлению.

      Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим

      Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают все наши искушения и имеют также власть над стихиями природы.

      Начала управляют Вселенной, законами природы, охраняют народы, племена, страны.

      Архангелы благовествуют о великих и преславных тайнах Божиих. Они являются проводниками откровения Божия.

      присутствуют при каждом человеке, они вдохновляют на духовную жизнь и сохраняют в обычной жизни.


    Мнение Дионисия Ареопагита не следует считать бесспорным. У святых отцов (да и у самого святого Дионисия) мы встречаем мысль, что Ангельских чинов много больше, чем девять, их служения разнообразней, чем вышеперечисленные, но нам это не открыто. Система святого Дионисия - лишь введение в ангелологию , отправная точка для дальнейшего богословского исследования.

    Великий Иоанн Дамаскин , сам очень ценивший работу Дионисия, так резюмировал мнение Православной Церкви по этому вопросу:

    «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим».