Нецензурная брань в русском языке. Нецензурная брань. Наказание за мат в общественном месте

Екатерина Нестеренко
Проект «Православный театр»

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно , душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателями, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.

Мы учим жить сердцами и делами.

Мы знаем, наша помощь им нужна,

Ребятам с любопытными глазами.

Мы дарим сердце и чуть- чуть тепла.

Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели.

Проект : информационный, долгосрочный, межгрупповой.

Актуальность проекта : Сейчас проводится активная работа по духовно- нравственному воспитанию детей, но проблема духовности еще существует в нашем обществе. Многие люди отмечают православные праздники , но не все знают историю этих праздников. К сожалению, у родителей не всегда есть ответы на большое количество вопросов. Поэтому моим решением было создать этот проект , чтобы расширить знания о православных святых у детей , у родителей, для того чтобы научить их жить свято веря в чудеса, и брать пример с дел Святых.

Цель проекта : приобщать детей и их родителей к православной культуре , к традициям русского народа.

Задачи :

– Расширить знания о Святых.

– Познакомить с обычаями и традициями православной веры .

– Рассказать детям историю праздников, их значение в Христианстве.

– Развивать позитивное отношение к житию Святых.

Предмет исследования – Житие святых.

Методы и приемы :

1. Работа с литературой.

2. Экскурсии.

3. Сбор и обработка информации.

4. Рассматривание иллюстраций, презентаций.

5. Творческая работа.

6. Практический метод (изготовление поделок) .

Планируемые результаты :

Обогащение знаний у детей и взрослых о житие Святых.

Заинтересованность детей совместно с родителями к подготовке и проведении праздничных мероприятий.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательней активности, коммуникационных навыков.

Активное участие родителей и педагогов в реализации проекта .

I. Целевой раздел.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений которых, обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении , является духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности . Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам православной истории , в том числе и библейских сюжетов. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение истории православия для духовно-нравственного воспитания детей.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия .

Задачи :

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств,

Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка на традициях православия .

Кружок «Православный театр » направлен на приобщение дошкольников к православным традиционным на примере жития святых и библейских историй.

Перспективный план театрализованных постановок с детьми .

Месяц № Тема Программное содержание

Сентябрь 1 Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья» Приобщение детей к православной культуре , на примере жития святых. Познакомить детей с подвигом маленьких сестер.

Октябрь 2 Игумен Земли русской Преподобный Сергий Радонежский. Знакомить детей с житием Сергия Радонежского. Развивать восприятие социальных эмоций, образно-логического мышления и памяти, развитие образной и связной речи. Продолжать воспитывать у детей интерес к родной культуре, любовь к родной земле и ближним, сформировать представление о важности благодарения как нравственном акте; воспитание уважения к Родине, бережного отношения к языку, культуре и иконам. Приобщать детей к добрым делам, через знакомство с житием Святых

Ноябрь 3 Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины матери. Знакомить детей с историческими событиями, произошедшими в жизни Девы Марии. Прививать любовь к своим мамам.

Декабрь 4 Николай Чудотворец и чудесное возвращение ковра. Знакомить детей со Святым Николаем Чудотворцем. Приобщать детей к православию , через знакомство с Святыми. Познакомить с чудесами Божьими.

Январь 5 Рождество Христово Знакомить детей с самым радостным детским праздником. Приобщать детей к православной истории . Прививать любовь к православным праздникам .

Февраль 6 Илья Муромец- богатырь Земли Русской. Знакомить детей с подвигами богатыря русского Ильи Муромца. Приобщать детей к истории русского народа.

Март 7 Царская семья Продолжать приобщать детей к истории святых мучеников. Знакомить с историей царской семьи. Учить детей подражать примеру царских дочерей : быть трудолюбивыми, добрыми и т. д.

Апрель 8 Праздник праздников и торжеств- Святая Пасха. Приобщать детей к православным традициям . Знакомить с православными историями и библейскими рассказами.

Май 9 Георгий Победоносец. Продолжать знакомить детей с героями для благого примера подражания. Воспитывать чувство справедливости , милосердия, мужества.

Июнь 10 Святые Кирилл и Мефодий. Приобщать детей к истории славянской письменности. Знакомить детей с житием святых

Июль 11 Петр и Феврония Муромские. Формировать бережное отношение к семье на примере Святых Петра и Февронии. Знакомить с житием святых.

Август 12 Апостолы Петр и Павел. Знакомить детей с чудесами Божьими. На примере Святых апостолов Петра и Павла. Приобщать детей к православной культуре .

Театрализованной постановке предшествует работа, направленная на обогащение знаний о событии, которое будет инсценироваться. Подготовка к театрализации подразумевает различные виды деятельности : чтение художественной литературы, рассматривание икон, беседы о Святых, подготовка атрибутов для представления, декораций.

III. Организационный раздел.

Для работы кружка в ДОУ оборудован методический кабинет православной культуры , где собран теоретический и практический материал :

литература для детей («детская Библия» , рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

литература для родителей и педагогов;

аудиокассеты и видеоматериалы :

демонстрационный и раздаточный материал для проведения бесед;

игры по духовно-нравственному воспитанию;

иллюстрации;

учебный иконостас

костюмы для спектаклей.

Для реализации кружка создан материально-технический ресурс :

фото-видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера, необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

компьютер, мультимедийное обеспечение, плазменный телевизор с проигрывателем - для проведения бесед, просмотра презентаций.

Список используемой литературы

1. Л. Н. Гончарова- «Основы Православной Культуры . Программа и примерные конспекты занятий».

2. «Детский церковный календарь» В. Н. Крупин М., 2002

3. Журнал «Свечечка»

4. «Лесенка чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2012, 2013, 2014гг. Е. Баум, А. Фомкина М.

5. Методическое пособие «Самые главные праздники» О. М. Потаповской М., 2004

6. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений «Основы христианской культуры» С. Афанасьева 2002

7. «Николай Чудотворец» . Житие и чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского. – М. 2002

8. «Православные праздники » А. С. Ананичев М., 2006

9. Православное воспитание детей дошкольного возраста Р. И. Киркос 2006г.

10. Учебно-методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрасное творение» Л. П. Гладких

11. «Энциклопедия православной жизни » Г. Калинина, Г. Стромынский, 2009

12. «Энциклопедия детского фольклора» Т. Пиксасова, Р. Триндицкая М., 2008

13. «Я иду на урок в Воскресную школу» : Закон Божий и уроки детского творчества. В. В. Жукова, Т. Г. Волкова М., 2010

1. http://@us.zdesvsyo.ru/photo/46-0-3300

2. http://www.mlekopit.ru/family/creative-groups/

3. https://yandex.ru/images/search

Фонотека

1. «Богородица» сл. И. Языковой, муз. Ю. Пастернака.

2. «Рождественская ночь» сл. неиз. ав. муз. Л. Орловой.

3. «Свеча Рождества» , сл. Г. Евневича, муз. М. Малевича.

4. «Рождество» , сл. Т. Шоргиной. муз. Л. Ершовой.

5. «Крещение» , сл. О. Лихачевой, муз. Лепешинского.

6. «Христос Воскрес» , сл. И. Языковой, муз. Л. Ершовой.

7. «Звонят-звонят колокола» , сл. и муз. Л. Ершовой.

8. «Пасха» , сл. Э. Котлер. Муз. Л. Ершовой.

9. «Звон колоколов» .

10. «Сказание о Святом великом чудотворце Николае» .

11. «Сказание о Святом великомученике Георгии Победоносце» .

12. «Сказание о Святом Илье Муромце»

Фильмотека

1. «Радонеж» , «Рождество» , «Святой Георгии» Лучшие фильмы 2007 года о вере и спасении

2. «Раб Божий Николай» Н. С. Астахов, Т. Г. Белевич. (По произведениям Н. В. Гоголя и Святоотеческой литературы)

3. «В гостях у Батюшки» Беседы протоиерея Артемия Владимирова с детьми и для детей

4. «Рождественские истории» Фильм снят в рамках программы «Духовно-нравственные основы демографического развития России» . Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»

В повседневной жизни всем нам нередко приходится слышать слова и выражения, употребление которых совершенно недопустимо с точки зрения общественной морали и предназначено как для оскорбления адресата, так и для выражения отрицательных оценок людей и явлений. Это так называемая ненормативная русская лексика, или, проще говоря, мат, являющийся одной из неприглядных, но, к сожалению, трудноискоренимых сторон нашего «великого и могучего» языка.

Давняя традиция запрета нецензурных выражений

Знакомая всем нам с детства ненормативная лексика у лингвистов носит название обсценной. Этот термин происходит от английского obscene, что означает «бесстыдный», «непристойный» или «грязный». Само же английское слово восходит к латинскому obscenus, имеющему то же значение.

Как свидетельствуют многие исследователи, табуированный запрет на употребление в присутствии женщин различных выражений, связанных с сексуальной сферой, сложился ещё в языческую эпоху у древних славян ― этнических предков русских, белорусов и украинцев. Впоследствии, с приходом христианства, запрет на использование ненормативной лексики повсеместно поддерживался православной церковью, что позволяет говорить о давней исторической традиции этого табу.

Отношение общества к употреблению мата

В связи с этим представляют интерес результаты социологического опроса, проведённого в 2004 году, целью которого было выявить отношение россиян к употреблению нецензурных выражений звёздами шоу-бизнеса. Весьма характерно, что подавляющее большинство опрошенных, почти 80 %, высказали своё отрицательное отношение к подобному явлению, заявив, что в их выступлениях ненормативная лексика ― это проявление бескультурья и распущенности.

Несмотря на то что в устной речи эти выражения широко распространены среди всех слоёв населения, в России всегда существовало табу на их использование в печати. К сожалению, оно значительно ослабло в постперестроечный период в связи с ослаблением госконтроля за печатной сферой, а также из-за целого ряда побочных явлений, ставших следствием демократизации общества. Кроме того, снятие запрета на освещение многих тем, ранее не затрагиваемых печатными органами, привело к расширению лексики. В результате мат и жаргон стали не только модными, но и эффективными средствами пиара.

Оскорбительная и унизительная брань

Приходится констатировать, что среди подростков умение сквернословить считается признаком взросления, и для них ненормативная лексика ― это своего рода демонстрация принадлежности к «своим» и пренебрежения к общепринятым запретам. Разумеется, пополнив свой подобными выражениями, подростки стремятся их употребить, часто используя для этой цели заборы, стены туалетов и школьные парты, а в последние годы и интернет.

Рассматривая проблему употребления ненормативной лексики в обществе, следует отметить, что, несмотря на всю свободу высказываний, установленную в последние годы, не снимается ответственность за употребление нецензурных выражений с пишущих или говорящих.

Разумеется, едва ли можно запретить сквернословие человеку, для которого - в силу его воспитания и интеллекта - это единственно доступная форма самовыражения. Однако следует иметь в виду, что брань в оскорбляет тех, для кого табу на мат - в силу их нравственных или религиозных соображений - не утратило силу.

Основные мотивы употребления ненормативной лексики

В современном языке мат чаще всего используется как элемент речевой агрессии, ставящей своей целью обругать и оскорбить конкретного адресата. Кроме того, людьми низкой культуры он используется в следующих случаях: для придания своим выражениям большей эмоциональности, как способ снятия психологического напряжения, в качестве междометий и для заполнения речевых пауз.

Вопреки бытующему в народе представлению о том, что нецензурные выражения попали в русский язык из татарского в период татаро-монгольского ига, серьёзные исследователи относятся к этой гипотезе весьма скептически. По мнению большинства из них, слова данной категории имеют славянские и индоевропейские корни.

В языческий период истории Древней Руси они употреблялись как один из элементов сакральных заговоров. Для наших предков ненормативная лексика ― это не что иное, как обращение к магической силе, которая, по их представлениям, заключалась в половых органах. Об этом свидетельствуют некоторые пережившие века отголоски древнейших языческих заклинаний.

Но со времен установления христианства церковные власти последовательно борются с этим речевым феноменом. До наших дней сохранилось множество циркуляров и указов православных иерархов, направленных на искоренение мата. Когда же в XVII веке произошло жёсткое разграничение разговорного языка и литературного, за матом окончательно закрепился статус сборища «нецензурных выражений».

Нецензурные выражения в исторических документах

О том, насколько богат был русский словарь ненормативной лексики на рубеже XV-XVI века, свидетельствуют исследования известного лингвиста В. Д. Назарова. По его подсчётам, даже в неполном собрании письменных памятников того времени содержится шестьдесят семь слов-производных от наиболее распространённых корней обсценной лексики. Даже в более древних источниках ― Новгорода и Старой Руссы ― часто встречаются выражения подобного рода как в ритуальной, так и шутливой форме.

Мат в восприятии иностранцев

Кстати, первый словарь ненормативной лексики был составлен в начале XVII века англичанином Ричардом Джемсом. В нём этот любознательный иностранец разъяснял своим соотечественникам специфическое значение некоторых труднопереводимых на английский язык слов и выражений, которые мы сегодня называем нецензурными.

О весьма широком их употребление также свидетельствует в своих путевых заметках немецкий учёный магистр философии Адам Олеарий, посетивший Россию в конце того же века. Сопровождавшие его немцы-переводчики часто попадали в затруднительное положение, пытаясь отыскать смысл употребления известных понятий в самом необычном для них контексте.

Официальный запрет на нецензурные выражения

Запрет на использование ненормативной лексики в России появился сравнительно поздно. Например, она часто встречается в документах Петровской эпохи. Однако к концу XVII века её табуирование приняло форму закона. Характерно, что стихи известного в те годы поэта широко использовавшего обсценную лексику, не печатались, а распространялись исключительно в списках. В следующем столетии нескромные выражения входили лишь в неофициальную часть творчества поэтов и писателей, включавших их в свои эпиграммы и шуточные стихотворения.

Попытки снятия табу с мата

Первые попытки легализовать нецензурные выражения наблюдались в двадцатые годы прошлого века. Они не носили массового характера. Интерес к мату не был самодовлеющим, просто некоторые писатели полагали, что ненормативная лексика ― это один из путей свободно говорить о вопросах сексуальной сферы. Что же касается советского периода, то на всём его протяжении запрет на употребление матерщины неукоснительно соблюдался, хотя в бытовой разговорной речи она широко использовалась.

В девяностые годы, с наступлением перестройки, цензурные ограничения были отменены, что дало возможность ненормативной лексике беспрепятственно проникнуть в литературу. Используется она главным образом с целью передать живой разговорный язык персонажей. Многие авторы полагают, что если эти выражения употребляются в быту, то нет оснований пренебрегать ими в своём творчестве.

Попытки искоренения зла

В наши дни борьба с ненормативной лексикой ограничивается штрафами за её употребление в общественных местах и разъяснением Роскомнадзора о недопустимости использования в СМИ четырёх основных матерных слов и всех производных от них выражений. Согласно существующему законодательству, при нарушении этого постановления виновным направляется соответствующее предупреждение, а в случае повторного нарушения Роскомнадзор вправе лишить их лицензии.

Однако многие частные издательства пренебрегают запретами. За последние годы даже неоднократно выходил из печати и переиздавался словарь ненормативной лексики, что едва ли позволяет надеяться на её возможное искоренение. Единственным путём борьбы с матерщиной может быть общее повышение культуры россиян.

Российские законодатели вплотную занялись защитой населения от ненормативной лексики. 1 июля вступили в силу поправки к закону «О государственном языке», запрещающие нецензурную брань во время публичных выступлений, а также в публичных произведениях. Кроме того, c 1 августа популярные блогеры практически приравниваются к СМИ, а это значит, что на них распространяется запрет на употребление мата.

The Village вместе с юристом Даниилом Алимовым («Симплоер ») разобрался, где и кому ругаться ещё можно.

На улице

Закон не запрещает человеку ругаться матом на улице. Однако есть ряд ситуаций, когда это может быть расценено как нарушение. Например, как мелкое хулиганство.

Если вы, ругаясь матом, нарушаете общественный порядок и выражаете явное неуважение к обществу, вам могут выписать штраф до тысячи рублей. А если не подчинитесь, когда сотрудник полиции попросит прекратить сиё буйство, сумма увеличится в 2,5 раза. Также предусмотрен административный арест до 15 суток.

Использование нецензурной лексики может быть расценено как оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Это может грозить штрафом до трёх тысяч рублей, а если заявить о своём мнении публично, в толпе народу, - то до пяти тысяч рублей.

Есть ещё уголовная ответственность за клевету, но это больше касается серьёзных бизнесменов и компаний. На таком уровне матерные слова уже не столь употребимы.

Субъекты России могут урегулировать этот вопрос самостоятельно, но нужно учитывать, что приоритет всегда будет иметь федеральный закон. Вряд ли получится установить и взыскать штраф выше, чем это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Кстати, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге региональные законы этот вопрос специально не поднимают.

В блогах

С 1 августа у популярных блогеров появятся обязанности, близкие к СМИ. В связи с этим за выражениями стоит последить. В законе есть вязкая формулировка: блогеры «обязаны соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о порядке распространения массовой информации». Толковать её можно широко до беспредела и приплести любое ограничение и вид ответственности. Например, закон о СМИ называет мат злоупотреблением свободой массовой информации, а по КоАПу это нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ. Ответственность - до 200 тысяч рублей. Однако конкретная статья, посвящённая страшным карам для блогеров, пока в законах отсутствует.

Для того, чтобы высказаться покрепче, можно использовать ваш непопулярный блог, главное, чтобы у вас было менее чем три тысячи читателей и на этот ваш пост зашли менее трёх тысяч человек. И в любом случае это не должно никого оскорблять.

Цена мата

В ОБЩЕСТВЕННОМ МЕСТЕ

рублей штраф

суток арест

рублей штраф

суток арест

НА МАССОВОМ МЕРОПРИЯТИИ

Ты зритель/исполнитель/актёр
и так далее

Выразил явное неуважение обществу

рублей штраф

суток арест

И вдобавок не подчинился требованиям представителя власти

рублей штраф

суток арест

Ты организатор мероприятния, который ничего
не высказывал,
но допустил

В первый раз

для ГРАЖДАНИНа

2 000–
2 500

рублей штраф

для КОМПАНИи

40 000–
50 000

рублей штраф

для чиновника

4 000–
5 000

рублей штраф

Не удержался
и нарушил повторно

для ГРАЖДАНИНа

2 000–
5 000

рублей штраф

для ЧИНОВНИКа

5 000–
20 000

рублей штраф

месяцев дисквалификация

для КОМПАНИи

50 000–
100 000

рублей штраф

для ПРЕДПРИНИМАТЕЛя

5 000–
20 000

рублей штраф

суток приостановление деятельности

В БЛОГЕ

пока только моральная ответственность
и общественное порицание

ЛИЧНОЕ ОСКРОБЛЕНИЕ

В частном порядке

для ГРАЖДАНИНа

1 000–
3 000

рублей штраф

для чиновника

10 000–
30 000

рублей штраф

для КОМПАНИи

50 000–
100 000

рублей штраф

Публично

для ГРАЖДАНИНА

3 000–
5 000

рублей штраф

для ЧИНОВНИКА

30 000–
50 000

рублей штраф

для КОМПАНИи

100 000–
500 000

рублей штраф

НИКОГО НЕ ОСКОРБЛЯЛ,
НО ДОПУСТИЛ ЭТО

в публичных произведениях / в СМИ

оскорбитель -Должностное лицо

10 000–
30 000

рублей штраф

оскорбитель - юридическое лицо

30 000–
50 000

рублей штраф

В СМИ - только звёздочками

Закон о СМИ и КоАП и раньше содержали запрет на нехорошие слова. А с 1 июля к нему добавилось ещё одно правило. Теперь СМИ используют русский язык «как государственный» ( 3 закона «О государственном языке РФ»). Эта формулировка означает, что в средствах массовой информации запрещается использовать слова, не соответствующие нормам современного русского литературного языка, и в том числе нецензурную брань. Минобрнауки утвердил список словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка.

Роскомнадзор дал пару разъяснений на счёт маскировки нецензурных слов. При использовании «*» вместо нескольких букв закон не будет нарушен в случае, если маскировка используется для цитирования или размещения произведений, в которых мат - неотъемлемая часть художественного замысла. И даже в этом случае Роскомнадзор будет оценивать, насколько однозначно можно установить нецензурное слово в контексте фразы, и решать, стоит ли штрафовать СМИ.

Запикивание в прямом эфире - это обязанность, с которой СМИ не всегда может справиться, и Роскомнадзор входит в положение редакций. Журналист ответственности за своих гостей не понесёт. По крайней мере, госорган полагал так раньше, до вступления в силу закона о запрете брани. И хотя ответственность по КоАПу не изменилась, курс правоприменителя может покачнуться. Будем следить за практикой.

СМИ надо быть очень осторожными с бранью, ответственность может быть вплоть до приостановления или аннулирования лицензии, но практики использования таких драконовских мер пока не было.

Что считается матом?

В русском языке четыре основных нецензурных слова. Производные от них также считаются нецензурными. Мы приводим дефиниции из словаря «Русский мат».

Х** - мужской половой член.

Б**** - распутная женщина; плохой, продажный человек; сорное слово.

Е**** - употреблять женщин, сношать; ругать; донимать; клясться, божиться; плевать.

П**** - влагалище, женский половой орган; дура, глупая женщина, разиня; гулящая женщина.

Артистам - в рамках сюжета

С 1 июля введены штрафы для организаторов театральных, культурных или зрелищно-развлекательных мероприятий за использование нецензурной лексики со сцены. Артиста вряд ли будут привлекать к ответственности, если крепкое словцо было частью исполняемого произведения, но если ругань была импровизацией, возможно наказание. Штраф для организатора-гражданина составит 2,5 тысячи рублей, для должностных лиц - до 5 тысяч, а для юридических - до 50 тысяч рублей. Если выругаться несколько раз подряд, можно нарваться и на административное приостановление деятельности.

Часто спрашивают, можно ли просить подписать посетителей при входе на массовые мероприятия бумагу о том, что они не против употребления мата со сцены. Даже если люди будут не против, это, к сожалению, не спасёт организаторов от ответственности. Закон в этом плане непреклонен, наказание предусмотрено за сам факт присутствия мата, даже тогда, когда его слышат не скромные гимназистки, а подготовленные зрители.

Но теоретически согласие зрителей может помочь снизить штраф, если будет рассмотрено как смягчающее обстоятельство. На практике этого ещё никто не проверял.

В целом в развитых странах есть схожие запреты, однако они более компромиссны. Зачастую организаторы мероприятий обязаны известить, что на мероприятиях или компакт-дисках можно услышать нецензурную лексику. А уж зритель сам решает, платить ли за это безобразие или нет.

На иностранном языке

Текущие запреты могут послужить дополнительным стимулом к изучению новых языков, поскольку законы не запрещают нецензурную брань на иностранных языках.

05/11/2013

Роскомнадзор развил кипучую деятельность по поиску и запрету нецензурной брани в масс-медиа. Но многие до сих пор не понимают, какие слова считать запретными, а какие – нет. Из-за этого на местах уже есть перегибы: подозрительные фразы вырезают из старых фильмов и культовых сериалов.


А й да Пушкин, ай

Недавно на Пятом канале показывали советский фильм «Золотая мина» (1977 г.). В финальной сцене герой, которого играет Даль, произносит лишь одно слово. Ругательное, но не нецензурное. Так того требовал сюжет. Затем сразу начинаются титры. При показе на ТВ пару недель назад это нехорошее слово из фильма вырезали, и сюжет получился уже другой:

Олег Даль так ничего и не сказал на прощание...
Пострадал и сериал «Бандитский Петербург».
- Оттуда вырезали не просто слово, а целую сцену! - поделился своим возмущением с «Городом 812» режиссер фильма Владимир Бортко.

Несмотря на нелепость ситуации, телевизионщиков понять можно. Не от хорошей жизни они такой самоцензурой занимаются. Это поправки к закону о СМИ, принятые в апреле этого года, по поиску в печати и в эфире нехороших слов, а СМИ - совершать такие нелепые поступки.

Поправки расширили перечень запретов для публикации (выпуска в эфир) в СМИ, включив в него нецензурную брань. И с тех пор Роскомнадзор азартно начал поиск мата в эфире, интернете, журналах и газетах. Сводки об обнаруженных нарушениях на сайте ведомства публикуются еженедельно. Так, например, с 16.10.2013 по 22.10.2013 «в результате мониторинга средств массовой информации на предмет соблюдения требований ст. 4 Закона РФ «О СМИ» в части недопущения в СМИ нецензурной брани выявлены два материала, один видеоматериал на форуме, 34 комментария, содержащих нецензурную брань. По требованию Роскомнадзора противоправные материалы удалены. Направлено также 16 обращений в редакции сетевых изданий с требованием удалить или отредактировать комментарии с иными признаками злоупотребления свободой массовой информации. Комментарии удалены» - говорится на сайте ведомства.

В Роскомнадзоре отмечают, что основное количество нарушений выявляется в сетевых изданиях в разделах, публикующих комментарии читателей.

В своем отчете за первое полугодие 2013-го Роскомнадзор сообщил, что выдал СМИ 6 предупреждений о приостановке действия лицензии, 30 предписаний об устранении выявленных нарушений, составил 1540 протоколов об административном правонарушении в СМИ и выписал СМИ административных штрафов на сумму 1 687 450 рублей.

Е, Б, Х, П

Несмотря на то, что новый закон действует уже полгода, многим до сих пор не понятно, какие слова он запрещает. В Роскомнадзоре признают - единого перечня таких слов нет. Но есть мнение Роскомнадзора, которым теперь следует руководствоваться. Это мнение опубликовано на его официальном сайте в виде рекомендаций по применению Федерального закона от 05.04.2013 №34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В документе стыдливо и с недомолвками объясняется, что считать матом.
«Среди специалистов существует мнение, согласно которому к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова (х.., п.., е…, б…), а также образованные от них слова и выражения», - пишут чиновники. Что за плохие слова на х, п, е, б, каждый, видимо, должен догадаться в меру своей испорченности. Но этими четырьмя буквами запреты не ограничиваются. Вот что говорится в документе дальше:

«При этом не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения. Вместе с тем, использование таких слов и выражений в средствах массовой информации также недопустимо в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и Федерального закона «О государственном языке РФ»».

Иными словами, то, что не мат, но звучит неприлично, в печати и эфире тоже употреблять нельзя. И если с четырьмя матерными словами все более-менее очевидно, то с «неприличными словами» - непонятно вообще. Кроме того, из документа следует, что нельзя в эфире «запикивать», а в печати ставить букву и точки вместо нецензурных слов. Потому что это лишь маскирует мат, и все всё равно понимают, какое слово имелось в виду. Что приравнивается к употреблению мата.

Для некоторых художественных произведений, цитируемых в СМИ, сделаны послабления, но даже там в чистом виде плохие слова цитировать нельзя. Их можно маскировать.
«В некоторых случаях маскировку нецензурной брани можно рассматривать как способ соблюдения требований Федерального закона, но только в тех случаях, когда осуществляется размещение или цитирование в средствах массовой информации классических литературных произведений и кинодокументальных произведений (или иных произведений, в которых использование такой лексики является неотъемлемой частью художественного замысла)», - говорится в документе.

Чиновники, может, и хотели как лучше, но рекомендации, которые должны были все разъяснить, еще больше все запутали. Потому что сразу возникает много новых вопросов. Можно ли теперь использовать слово «блин», если оно означает не выпечку на сковородке, а выражает эмоции, заменяя другое слово? Попал ли под запрет собаководческий термин, который бдительные телевизионщики вырезали из «Золотой мины»?

«Город 812» обратился в Роскомнадзор с просьбой разъяснить их собственные непонятные рекомендации. Но в пресс-службе ведомства этого сделать не смогли. Попросили прислать запрос.
- У нас все не просто так, и не будет Роскомнадзор сходу отвечать на подобные вопросы. Сами понимаете, мы выполняем эти функции, потому что был принят закон. Это не наша прихоть. Вон, депутатов спрашивайте - пусть они отвечают, что имели в виду, когда такой закон принимали... А мы можем ответить на конкретные вопросы, только запросив экспертизу и так далее, - со вздохом объяснили в пресс-службе.

Кстати, ругаться матом на других языках закон разрешает. В Роскомнадзоре особо отметили, что «выявление иностранных бранных слов и выражений не является основанием для привлечения к ответственности редакции средства массовой информации».

Где найти мат

Чем пользоваться для установления факта распространения в СМИ нецензурной брани - рекомендации Роскомнадзора

Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.

Словарь русской брани (матизмы, обсценизмы, эвфемизмы). Под изд. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. СПб., «Норинт», 2004.

Большой словарь русского жаргона. Под изд. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. СПб.: «Норинт», 2000.
Самый полный Словарь ненормативной лексики и фразеологических единиц: 20 000 слов. Под ред. Квеселевич Д. И. М.: Астрель: АСТ, 2011.

Яна Корзинина, адвокат

С законом я согласна, и мне самой неприятно слышать с экрана брань. Но в настоящий момент ни один юрист не сможет со стопроцентной гарантией сказать, что точно недопустимо произносить в эфире, не подпадет ли выражение или слово под обозначенную в законе форму как неприличную. Сейчас идет наработка юридической практики. Сказать, где черное, а где белое, можно только по четырем словам и выражениям, которые Роскомнадзор определил как нецензурные. А что касается неприличных слов - тут только оценочные суждения, и каждый может эти слова по-своему трактовать. Именно поэтому и отдают спорные выражения и слова для экспертной оценки.

Не очень понятно, что делать с фильмом, где показываются персонажи, находящиеся на зоне. Как его транслировать по телевизору? Вряд ли его герои будут разговаривать: «Не соблаговолите ли, сударь, пересесть на другую кровать?» Соответственно, там будет использоваться иная лексика, могут встречаться грубые фразы и выражения, которые возможно определить как неприличные.

Советские фильмы всегда проходили жесткую цензуру на предмет художественной ценности и допустимости. И если в СССР фильм «Золотая мина» вышел на экраны с запоминающимся словом в финальной сцене, сказанным главным героем в исполнении Олега Даля, то почему сегодня это слово вырезали? Мне как юристу непонятно, как подобные купюры из фильма согласуются с авторским правом режиссера, сценариста фильма. Любые изменения в фильме, любая переработка, должны согласовываться с теми, у кого есть авторские права, - например, с режиссером. И это тоже проблема.