Ноев ковчег - реальная история. Где находится Ноев Ковчег? Ноев ковчег кратко

Предполагаемые останки Ноева ковчега возле горы Арарат в Турции. Фото: Commons.wikimedia.org

Исследователи из Noah"s Ark Ministries International (NAMI) заявляют, что нашли обломки Ноева ковчега. Они утверждают, что нашли его фрагменты на высоте 4000 метров над уровнем моря на горе Арарат под толстым слоем вулканической породы и снега. По словам одного из исследователей, пока нельзя утверждать на 100%, что данные обломки принадлежат Ноеву ковчегу, однако вероятность того, что это все-таки фрагменты ковчега, составляет 99,9%.

Что было найдено?

На горе удалось обнаружить куски древесины, которые, предположительно, служили строительным материалом. Кроме того, неподалеку от находки в земле нашлись 20-метровые деревянные конструкции, напоминающие дверные проемы с лестницами.

Сколько лет обломкам?

Углеродный анализ показал, что возраст предполагаемых фрагментов судна, выстроенного библейскием Ноем, около 4800 лет.

Был ли Ноев ковчег?

Попытки найти Ноев ковчег предпринимались с начала IV века , однако найденные экспонаты лишь указывали на древние артефакты, а не на принадлежность к ковчегу. Искали его в районе горы Арарат, где, согласно одной из библейских традиций, он пристал к земле по окончании потопа. Многие исследователи склоняются к мнению, что ковчег нашел свое пристанище на неприступной вулканической вершине, и именно гора Арарат стала той землей, на которую ступил вместе с семьей Ной после всемирного потопа. С середины XIX века этот район посетило несколько экспедиций. Все исследователи утверждали, что видели нечто похожее на останки ковчега.

Эдвард Хикс. «Ноев Ковчег». репродукция

На существование ковчега указывал в 1887 году Джон Джозеф, называющий себя архиепископом Вавилона и находившийся в госпитале для умалишённых в Калифорнии. Ему даже удалось получить финансирование на транспортировку ковчега, но турецкое правительство не дало разрешения в случае, если ковчег был бы найден.

В 2000 году были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. На снимках под снегом кто-то разглядел очертания корабля, но ученые опровергли такие предположения, заявив, что ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

В 1949 году ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 году. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой - 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения.

В 1953 году американским нефтяником Джорджем Джефферсоном Грином из самолета были сделаны фото, на которых были ясно видны очертания того, что казалось Ноевым ковчегом, наполовину ушедшим в горные породы и лед. После его смерти в 1962 году фотографии пропали.

В 1955 году французский промышленник и исследователь Фернанд Наварра побывал на горе Арарат и привез оттуда остатки доски, отломанной, по его словам, от ковчега. Радиоактивным методом были проведены анализы куска дерева. Исследования показали, что дереву (дубу) 5 тысяч лет. Анализы были произведены в двух лабораториях: в Каире и в Мадриде.

Фотография, сделанная турецким лётчиком в 1957 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Еще один случай о якобы найденном ковчеге был зафиксирован в статье человека, называющего себя сыном русского военного лётчика Владимира Росковицкого , который в 1916 году, пролетая над горой Арарат, увидел якобы «лежащее большое судно». Лётчик утверждал, что корабль был погружён в горное озеро. По его мнению, это мог быть Ноев ковчег. Однако никаких документальных свидетельств находки, кроме самой статьи, не было найдено.

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека:

Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своём, угодный Господу, и звали его Ной.

И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё].

Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт. ) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.» (Быт. )

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

Бог велел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (133.5 м); ширина 50 локтей (22.25 м), а высота 30 локтей (13.35 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег с боку; устроить в нём три отделения. Эти отделения должны были находиться одно над другим. Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер » и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.

Длительность строительства ковчега

К возрасту 500 лет Ной родил трёх сыновей: Сима, Хама и Иафета. Ко времени окончания строительства Ною было 600 лет. В Библии умалчивается о том, когда именно Ной приступил к работе над ковчегом, но шестая глава Бытия с описанием повеления строительства Ковчега следует после 500-летия Ноя Быт. .

Упоминания в античных и средневековых источниках

Ноев ковчег упоминается Иосифом Флавием (I в н. э.) и Марко Поло (XIII в.).

Ковчег в легендах других народов

Легенды о потопе встречаются в мифологии и других ближневосточных народов, однако до нас практически не дошли описания судов, на которых спасались персонажи этих легенд.

Поиски ковчега Ноя

Фотография Дюрупинара, сделанная турецким лётчиком в 1957 г.

Предполагаемые останки Ноевого ковчега возле горы Арарат в Турции

  • Согласно армянской историографии [источник? ] , один из святых Армянской Апостольской Церкви - Акоп Мцбнеци желавший найти ковчег предпринимал множество попыток восхождения на Арарат. Но каждый раз он засыпал на пол-пути и просыпался у подножья. Однажды во время очередной попытки к нему во сне является Ангел и просит не пытаться более найти ковчег, но обещает дать кусок деревянной обшивки судна. Проснувшись Св. Акоп обнаруживает неподалёку фрагмент ковчега, и привозит его в Эчмиадзинский собор , где этот фрагмент хранится и по ныне. На месте где был обнаружен фрагмент, позже был воздвигнут монастырь Св. Акопа , а Ахорское ущелье (Виhк Масеац или Акори ) на северо-восточном склоне горы, также стало называться ущельем Св. Акопа . Эта легенда является адаптацией более ранней легенды, где фигурировала гора Джуди (см. Арарат#Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата)

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек , местность примерно в 30 километрах южнее Арарата (39.440556 , 44.234444 39°26′26″ с. ш. 44°14′04″ в. д.  /  39.440556° с. ш. 44.234444° в. д. (G) (O) ). В г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту , американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев Ковчег . Как и в случае с Араратской аномалией, профессиональные археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно. Тем не менее, в году совместно с администрацией района в этом месте был построен небольшой туристический центр. .

Существует ещё несколько районов, которые различные организации, занимающиеся поиском ковчега, считают его потенциальным местонахождением. Так Bible Archaeology Search and Exploration Institute (BASE), фундаменталистская американская организация, считает, что останки ковчега надо искать в Иране. Снаряжённая ей в июле 2006 г. экспедиция в Эльбурсские горы по возвращении заявила, что видела на высоте около 4500 метров объект, размеры которого совпадали с указанными в Библии. Никто из членов экспедиции не является профессиональным геологом или археологом.

В октябре года учёные побывали внутри и сняли на видео, как они утверждают, останки легендарного Ноева ковчега на горе Арарат. Археологическую находку удалось сделать во время совместной экспедиции ученых из Турции и Гонконга. Все фото и видео доступны на официальном сайте исследовательской группы . Участники экспедиции периодически выступают с лекциями в разных странах мира, делясь своими мыслями и впечатлениями.

  • В средневековой Армении существовало предание, где говорилось, что гора Арарат - святая, и поиски ковчега равносильны святотатству [источник? ] .
  • В некоторых христианских летописях средневековья существовало поверье о конце света в день когда остатки ковчега будут обнаружены [источник? ] .
  • Российский альпинист Владимир Шатаев считает, что Ковчег может находиться в ложбине между Большим и Малым Араратом в запретной зоне где расположен, некий секретный объект, огни которого по ночам хорошо видны из Еревана. Шатаев утверждает, что находясь на склоне Арарата видел, как машины въезжали на эту предполагаемую базу и исчезали под землей [источник? ] .

Ковчег в литературе и искусстве

В литературе

См. также Ной
  • Кобо Абэ . «Ковчег „Сакура“» . (1984) Роман о земле после ядерной войны.
  • Владимир Маяковский , «Мистерия-буфф». Ковчег - одно из мест действий, наряду с раем, адом и землей обетованной.
  • Андрей Платонов . «Ноев ковчег» . (1951) Незавершенная пьеса-мистерия.
  • Джеральд Даррелл . «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове» . Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.

В живописи

В музыке

  • Бриттен, Бенджамин (опера «Ноев ковчег» (1958), для детей)
  • Клип на песню "Forever Not Yours" норвежской поп-группы a-ha показывает недалёкое будущее и постройку похожего Ковчега.

В кино

  • «Безбилетники на Ноевом ковчеге» (мультфильм, 1988 год)
  • Ноев ковчег (1999)
  • «Ноев ковчег» (Мультфильм. VOX Film / VOX Video 2007 год)

Документальные фильмы

В геральдике

Примечания

См. также

Ссылки

  • Ноев ковчег - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Ноев ковчег или космолет?

Миллионы людей слышали или читали о библейском Всемирном потопе. В Библии рассказывается о подвиге Ноя. А именно о том, как он на своем корабле (ковчеге), по указанию Бога, спас все живое на Земле от потопа.
Время от времени слышна сенсационная информация об обнаружении ковчега на склонах горы Арарат. С другой стороны, геологи, биологи, палеонтологи и другие ученые не находят следов глобального затопления поверхности нашей планеты. Жизнь на Земле от Кембрия до наших дней развивается поступательно, никогда и нигде не прерываясь.
Чтобы разрешить противоречие между современной наукой и, наверное, первой книгой человечества - Библией, я решил перечитать главы о Всемирном потопе и пришел к парадоксальному выводу: противоречия нет, в Библии нет утверждения о потопе на Земле. Каким же образом я пришел к такому выводу? Все дело в том, что я вооружен своей гипотезой о мироздании, которая низвергает многие догмы, этому я посвятил свою книгу.
Библия многократно переписывалась и переводилась. Вольно или невольно переписчики отклонялись от первоисточника, подгоняли содержание к наводнению на Земле. И все же космический след в тексте ярко проступает. В рассуждениях я использую часть текста четырех глав о Ное. Итак, приступим к чтению Библии.
Глава 6.
5. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
7. И сказал Господь; истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов. и гадов и птиц небесных истреблю, ибо я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа.
13. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли.
14. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге, и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15. И сделай его так: длина ковчега триста локтей, широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
17. И вот Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18. Нос тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои. И жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб остались с тобою в живых: мужского пола и женского пусть будут они.
Рассмотрим приведенный отрывок. Не логичны поступки Высшего Разума. Необходимо почему-то все уничтожить, но в то же время спасти. Каприз Разума? Если он - Разум, то и поступать должен разумно и логично. Понятно настроение Господа, когда Он увидел, "что велико развращение человеков". Но зачем делать на планете пустыню, лишенную какой-либо жизни. Высший Разум нашел бы способ наказания людей. Одновременно действия Бога при постройке ковчега и подготовке экспедиции становятся последовательными и упорядоченными. Заметна забота о сохранении всего живого.
Куда собирается отправиться ковчег? В тексте не отмечен конечный пункт. В ковчеге просто должны переждать потоп. Ной построил ковчег по указанию Бога. Из этого следует, что и другие могли строить корабли, т. е. и другие могли спастись от потопа. Почему же спасся один Ной?
Все становится на свои места, если предположить, что потоп был не на планете Земля. Написано точно - Всемирный потоп. В наше время назвали бы Космическим потопом. Приступим к рассмотрению ковчега, приблизительные размеры которого 100х16х10 метров. Размеры маловаты для размещения всего живого. Дверь в ковчег почему-то нужно сделать сбоку. Но вспомните, пожалуйста, посадку космонавтов в космический корабль. Садятся они сбоку. Другого места для двери на ракете просто не придумаешь. Размеры ковчега соизмеримы с размерами современных космических кораблей. Не могли же авторы Библии написать, что высота ковчега 100 метров. Тогда они совсем бы запутали читателя. Непонятно из текста назначение сужающегося отверстия размером в локоть на конце. Только в наше время можно понять, что авторы имели ввиду сопло ракеты. О веслах или парусах на ковчеге нет ни одного слова.
Известно, что лучшее дерево для кораблей - сосна. Ковчег строится из дерева гофер. Я такого дерева не знаю. Смолится ковчег снаружи и изнутри. Да, герметизация космического корабля должна быть очень хорошей. Вот почему деревянный ковчег, в отличие от остальных себе подобных, просмаливается еще изнутри. А как еще написать? Первобытным людям рассказывать о вакуумной морозостойкой резине или о других уплотнителях - не поймут. Появление резины и написание Библии разделяют тысячелетия.
У ковчега "нижнее, второе и третье "жилье". Слово "жилье" выделено курсивом. Спасибо многочисленным переводчикам и переписчикам Библии. Они донесли до нас, что слово "жилье" - только термин, обозначающий нечто другое. Многими это слово трактуется как палубы корабля. В таком случае не было бы курсива. На корабле "нижняя, вторая и третья" палубы являются настоящим жильем. Конечно, авторы хотели написать "нижняя, вторая и третья ступени ракеты", но побоялись, что читатель Библии их не поймет.
Далее описываются сборы к отлету. Отправляются два поколения. Совсем не обязательно, чтобы это были сыновья Ноя и жёны сыновей. Ною 600 лет. В таком возрасте должны быть внуки. Внуков нет. Написано "сыновья", вероятно, только для того, чтобы сгладить еще одно противоречие - "благодать пред очами Господа", кроме Ноя, имели и другие. Продолжим чтение главы 6 Ветхого завета.
20. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
21. Ты же возьми себе всякой пищи к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
Зачем всех птиц брать? Может быть некоторые долетят или доплывут? А рыбам и водоплавающим вроде бы потоп нипочем? Нет, исключений быть не может. Космос преодолеть они не в состоянии. И начало седьмой главы только подтверждает сделанные заключения.
2. Из всякого скота чистого возьми по семи, мужского пола и женского, а из скота не чистого по два, мужского пола и женского.
3. Также из птиц небесных по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли.
4. Ибо через семь дней, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
7. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8. И из скотов чистых и из скотов нечистых и из всех пресмыкающихся на земле.
Размеры ковчега явно малы, чтобы разместить весь животный мир с фуражом и провиантом. Из второго и третьего стихов выясняется, что берется только семя животного мира. О такой "мелочи" как семена растений даже не упоминается. Далее следует загрузка экипажа и пробирок "из скотов чистых и скотов нечистых". Притом из скотов нечистых берется по два семени или по две пробирки. Да, если не уверен во всхожести семян, то имей запасной вариант. Это знает каждый садовод и огородник. Уже можно сделать вывод, что Ной - представитель очень развитой погибшей цивилизации.
Перейдем к описанию потопа:
10. Через семь дней воды потопа пришли на землю.
11. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день
разверзлись источники великой бездны, и окна небесные отворились ,
...
13. В сей самый день вошел в ковчег Ной…
16. И вошедшие мужской и женский поп всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
17. И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над Землею.
19. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом.
21. И лишилась жизни ВСЯКАЯ плоть
24. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
В стихе 11 описано наводнение не просто от дождя или таяния снега . Здесь описываются какие-то космические явления. Объяснение происхождения этих источников будет дано позже и по другому поводу. По сравнению с остальным описанием событий пуск корабля просто пустячок. Он отмечен короткой фразой - "и затворил Господь за ним". Как же это похоже на современную космонавтику. Если летчик сам поднимает самолет, то космический корабль запускают.
Чтобы мы думали, а не читали текст автоматически, нам подбрасывают еще одно противоречие: дождь шел сорок дней, а вода усиливалась сто пятьдесят. Что хотели авторы первоисточника этим сказать? Возможно, таким образом, еще раз подчеркнуты космические причины потопа. Цифр в тексте много. Нужно заметить, что лишних не будет.
"И лишилась жизни всякая плоть… " Обитатели моря все же должны пережить потоп. А люди? Что у них, больше ковчегов не было? Ответ рядом. Ковчег Ноя возвысился над землею. Любое морское судно находится на Земле, а не возвышается над ней. Другое дело ракета. После 190 дней полета она от места старта будет находиться очень далеко. Приглашаю читателя вернуться на ковчег. Там, в главе восьмой, происходят более приятные события.
1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотинах, бывших с ним в ковчеге: и навел Бог ветер на землю. И воды остановились.
3. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать по окончании 150 дней.
4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
5. Вода постепенно убывала до 10 месяца; в первый день 10 месяца показались верхи гор.
6. По прошествии 40 дней Ной открыл сделанное им окно в ковчеге.
7. И выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли.
9. Но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
10. И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега.
11. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него; и Ной узнал, что вода сошла с земли.
12. Он помедлил еще 7 дней других, и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
13. В 601 году к первому дню, первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот обсохла поверхность земли.
14. И во втором месяце к 27 дню месяца земля высохла.
15. И сказал Бог Ною.
16. Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою.
17. Выведи с собою всех животных.
Если воспринимать текст буквально, то содержание его можно свести к нескольким словам: причаливание к горе, игра с птицами и выход из ковчега. Но за этим простеньким сюжетом передается нам - землянам - важнейшая информация. Главное в тексте - арифметика и противоречия. Начнем расшифровку. Ровно через пять месяцев ковчег остановился на горах Араратских. В предыдущем отрывке сказано, что вода поднималась 150 дней. Последний отрывок сообщает нам, что вода стала убывать по окончании 150 дней.
Таким образом, ковчег остановился на горах Араратских во время пика наводнения. Но морское судно не могло остановиться у горы, которая скрыта водой. Может быть, автор Ветхого завета забыл, что вода при потопе поднялась выше самых высоких гор? Нет, он ничего не забыл. Он даже подчеркивает противоречие. Так, в четвертом пункте сказано, что ковчег остановился на горах Араратских в семнадцатый день седьмого месяца. А уже следующий пункт сообщает, что в первый день десятого месяца показались вершины гор. Прошло два месяца и тринадцать дней. Нас заставляют думать и еще раз думать.
Авторы текста не знают, что мы давно, еще при постройке ковчега, догадались, что ковчег - это космический корабль. Наша догадка легко разрешает очередное противоречие.
Через пять месяцев космический корабль вышел на околоземную орбиту, с которой Земля выглядит идеально круглым телом. Только после приземления, спустя два месяца тринадцать дней, можно было разглядеть вершины гор. Может возникнуть вопрос. Зачем так долго находится на орбите? Работы на орбите предостаточно. Можно предположить лишь некоторые: картографирование поверхности, изучение климатических зон и погодных условий, выбор места посадки, ожидание лета или весны. В выборе места посадки астронавты не имели права на ошибку. Ошибка могла стоить им жизни.
Последующие события совсем необъяснимы, если рассматривать их в предположении, что ковчег - морское судно. Команда судна за пять месяцев должна соскучиться по земле. Вот она рядом. Но еще несколько месяцев все находятся в ковчеге. Должна быть веская причина добровольного заточения. Причина указана в тексте, на первый взгляд, бессмысленной фразой, а именно: "и открыл Ной кровлю ковчега". Других упоминаний о кровле в тексте нет. Нет потребности в кровле ни у морского, ни у космического корабля. Для решения загадки на помощь приходит свежий масличный лист, т. е. появление под кровлей растительности. Из этого можно сделать вывод, что кровлей было ограждение для выращивания растений. Современного человека трудно удивить пленочной теплицей, в которой выращивают растения. А растения выделяют кислород. Вот почему экипаж сидел в ковчеге. Атмосфера Земли содержала недостаточно кислорода для дыхания людей.
Вооружившись такой расшифровкой, проследим за ходом событий по обживанию планеты. После приземления корабль вместе с прилегающим участком местности накрывается пленкой. Высаживаются растения. Кислорода не хватает. Работа ведется в скафандрах. Проходит 40 дней. Вырастают первые быстрорастущие растения. Под кровлей начинает меняться атмосферный состав.
Ной открыл сделанное им окно в ковчеге и выпустил ворона и голубя с целью, конечно же, проверки влияния атмосферы на организм птиц. Поведение птиц было различным. Ворон, возможно, как падальщик сразу приспособился. Голубя Ной принял в ковчег и совсем не по причине отсутствия места покоя для его ног. В конце концов, на ковчег голубь мог сесть. Сделанное окно упоминается неспроста. На современных космических станциях такие окна называются шлюзовой камерой.
Через семь дней следует второй выпуск голубя, который вернулся с масличным листом. Ясно, растения разрастаются. Это видит и сам Ной. А о масличном листе написано для нас, для нашей расшифровки, чем мы выше и воспользовались. Еще через семь дней следует третий выпуск голубя, который прекрасно стал себя чувствовать вне корабля. В этом месте не поверим библейскому тексту (прости нас, Господь). Домашние голуби редко улетают. Даже ворон где-то рядом летает. Они, как канарейки в шахтах, сигнализируют о составе атмосферы.
Под кровлей ковчега растительность благоухает. Но команде ковчега этого мало. Кому понравится жить в теплице? И Ной снимает кровлю ковчега, чтобы растительность распространилась по округе.
Проверим арифметику. С момента приземления прошло 40 плюс 3 раза по 7 дней т. е. всего 61 день. Можно считать по-другому. В первый день десятого месяца показались вершины гор, а в первый день первого месяца снята кровля. Как видим при любом подсчете получается 2 месяца.
Проходит еще 2 месяца 27 дней и команда выходит из ковчега. Как видим, нужно было 2 месяца, чтобы растительность выросла под пологом, и практически 3 месяца, чтобы она начала распространяться вне его. Почти всем известно, что в защищенном грунте растения развиваются быстрее, только поэтому вторая цифра больше первой. Фабрика кислорода заработала, экипаж смог снять кислородные маски и приступить к расселению на Земле той цивилизации, которую доставил Ной.

Выход на экраны голливудского с его весьма далекой от оригинала интерпретацией библейских событий означает создание в современной массовой культуре искаженного образа ветхозаветного патриарха , которого православная Церковь почитает как святого. Поэтому хотелось бы напомнить о том, каким был настоящий Ной, что о нем известно из Священного Писания и Священного Предания. А известно, надо сказать, немало, и фигурой он был, безусловно, выдающейся.

Жизнеописанию Ноя посвящены главы с шестой по девятую книги Бытия. Имя его встречается и во многих других местах Библии. Так, в книге пророка Иезекииля Господь упоминает Ноя в числе трех величайших праведников древних времен вместе с Иовом и Даниилом (Иез. 14:13–14, 20). В книге пророка Исайи Бог упоминает Свой завет с Ноем как пример непреложного обетования (Ис. 54:8–9).

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, праотец восхваляется: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16–17). В третьей книге Ездры он называется тем, от кого «произошли все праведные» (3Езд. 3:11). А в книге Товит Ной упоминается в числе древних святых, которым надо подражать (Тов. 4:12).

Неоднократно Ной упоминается и в Новом Завете. Господь Иисус Христос ссылается на его историю как на вполне реальную и использует ее для объяснения того, что будет происходить перед концом нашего мира (Мф. 24:37–39). Апостол Павел приводит Ноя как пример подлинно верующего (Евр.11:7). В свою очередь апостол Петр упоминает события, связанные с Ноем и потопом, как доказательство того, что у Бога не остается без воздаяния грешник и не остается без помощи и спасения праведник (2Петр. 2:5,9).

По словам блаженного Августина, в истории Ноя «никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы» .

Итак, рассмотрим, что и почему произошло во времена Ноя и какое духовное значение это имеет.

По свидетельству святителя Иоанна, благодаря такому пророчеству «это дитя, мало–помалу возрастая, для всех видевших его служило уроком… этот человек, живший пред глазами всех, всем напоминал о гневе Божием» .

Из Библии о первых пятистах годах жизни Ноя известно лишь то, что в этот период он женился, и у него родилось трое сыновей: Сим, Хам и Иафет (Быт. 5:32). Святой Кирилл Александрийский пишет, что Ной «обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен» .

Во время жизни Ноя было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), «потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление» . Однако ветхозаветный патриарх отличался от своих современников: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). Почему? Потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

Святой Иоанн Златоуст отмечает главную черту личности Ноя – небывалую твердость и решимость на пути добродетели: «как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель - и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними» .

Требовалась поистине несгибаемая воля для того, чтобы быть одному против всего мира, особенно если учесть, что «за свою решимость вопреки всем подвизаться в добродетели, Ной терпел великое поношение и осмеяние, так как все нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели» .

Святой праотец не был равнодушен к участи современников: «всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия» , но никто не откликался и не приходил в чувство, и в ответ на проповедь он получал новые насмешки.

А «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9), то есть все свои поступки, стремления и помышления сообразовывал с Его волей, помня, что Бог все видит и знает. Так Ной «смог пренебречь и стать выше столь великого множества насмехавшихся над ним, нападавших, поносивших, бесславивших его... Он непрестанно взирал на недремлющее Око Божие и к нему устремлял взор души своей; поэтому уже и не заботился обо всех этих поношениях, как будто бы их и не было» .

Когда Ною было пятьсот лет, он получил откровение от Бога: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:13–14, 17–18). Также Господь повелел Ною ввести в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (а чистых видов скота и птиц – по семи), и запастись пищей для себя и для них. «И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Быт. 6:22).

На то, чтобы построить ковчег, у Ноя ушло сто лет. «Стало известно Ноево дело во всей вселенной, и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды (2Петр 2:5)» .

Если бы современники Ноя покаялись и исправили жизнь свою, то могли бы отвратить от себя наказание, как отвратили ниневитяне, поверившие трехдневной проповеди Ионы. Однако «люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: “Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?”»

И вот, когда Ною было шестьсот лет, Бог сказал ему: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем… и всякого скота чистого возьми… также и из птиц небесных… чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7:1–4).

«И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт. 7:7). По словам святителя Иоанна Златоуста, члены семьи Ноя «хотя и далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников» . Они оказались в числе спасенных потому, что поверили проповеди Ноя и оказали ему послушание, в отличие от зятьев Лота, которые не поверили такой же проповеди сродника своего и погибли вместе со всем Содомом: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Кроме того, по мысли Златоуста, спасение членов семьи было наградой от Бога Ною за его праведность.

«В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга - обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, - но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и голуби» .

Свт. Филарет Московский указывает, что «долгота ковчега была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов» , то есть ковчег был примерно 152 метра в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту, - такого размера вполне было достаточно для размещения животных, птиц и пресмыкающихся. «Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до трехсот или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним» .

После того, как Ной вместе с семьей и животными вошел в ковчег, по милосердию Божию время наступления потопа отлагается еще на неделю: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, - однако же люди не захотели покаяться… Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой... но современники Ноевы… не убедились оставить нечестивые дела свои» .

Господь Иисус Христос свидетельствует, что современники Ноя беспечно продолжали свою жизнь, с обычными житейскими занятиями: «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:37–38).

И вот «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7:10–12, 18–19, 23–24).

Святой Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что вода поднималась постепенно сорок дней, прежде чем все погибли, и спрашивает: «Для чего так? Разве Бог не мог, если бы захотел, навести весь дождь в один день? Что говорю - в один день? В одно мгновение. Но Он делает это с намерением… По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя бы некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие» . Об этом же говорит и святитель Филарет: «Сорок дней начинающегося потопа были последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые уже при виде заслуженной казни могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию» .

И это произошло – многие люди прежнего мира, увидев своими глазами, как сбывается предсказание Ноя, вспомнили его проповедь и лишь теперь, в последние дни своей жизни, принесли покаяние Богу и смиренно приняли смерть от потопа как заслуженное наказание за свои грехи. Благодаря этому, хоть и запоздалому, обращению, современники Ноевы оказались в числе тех умерших древних, к душам которых была обращена проповедь Христа, когда Он Своею человеческой душой сошел во ад после смерти на кресте, как об этом свидетельствует апостол Петр: «Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет. 3:18–20).

Таким образом, всемирный потоп был не только актом наказания за грехи, но в бо льшей степени спасительным действием Божиим, поскольку жившие тогда люди довели себя до такого жестокосердия, что только лицезрение гибели всего мира и осознание своей скорой смерти могло пробудить их сердца и через покаяние избавить от вечной гибели. Те из них, кто искренне покаялись в те сорок дней и ночей и обратились к Богу, впоследствии оказались в числе душ ветхозаветных верующих, спасенных Христом из ада.

Было это благодеянием даже и для тех, кто не захотел каяться – этим последним средством удалось «отторгнуть от греха неисправимых грешников, каждодневно причиняющих себе новые раны и делающих язвы свои неисцелимыми» .

Имел потоп благотворное значение и для последующего человечества, - «необходимо было истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия» . Потоп прервал и племя Каина, и все другие роды, уклонившиеся во зло. Бог сделал праведного Ноя родоначальником нового человечества. И если даже несмотря на то, что все ныне живущие имеют своим предком великого праведника, столь многие уклонились ко греху, то каково было бы разлитие зла на земле, если бы большую часть человечества составляли потомки тех укоренившихся в пороке родов?

Однако в потопе погибли не только люди, но и все живущие на суше существа. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался» . А Златоуст так объясняет это: «Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, по слову Павла (см.: Рим. 8:21), - так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную» , поскольку они разделяют участь с тем, кто является их главой. И как многие животные разделили гибель со многими грешными людьми, так немногие животные разделили спасение в ковчеге с немногими праведными людьми. К тому же, если бы при гибели почти всего человечества Бог сохранил бы всех без исключения животных, то это привело последующие поколения людей к убеждению, что животные важнее и выше человека, и языческое обожествление животных, возникшее в некоторых народах, получило бы еще большее и быстрейшее распространение.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что ковчег не имел постоянно открытых окон и к тому же Сам Бог заключил его снаружи. Сделано это было по милосердию к Ною, чтобы избавить его от тягостного и ужасающего видения погибели мира.

«Начало потопа до лжно полагать в последней половине осени» , и продлился он год. И «год этой жизни, мне кажется, стоит целой жизни: столько-то скорби Ной должен был перенести там, находясь в такой тесноте… Заключенный в ковчеге как в темнице, он носился туда и сюда, не мог там видеть неба, ни устремить глаза в другое какое-либо место - словом, не видел ничего, что могло бы доставить ему некоторое утешение... Ной целый год прожил в этой необыкновенной и странной темнице, не будучи в состоянии и подышать свежим воздухом... как мог этот праведник, равно как сыновья и жены, выдержать совместное пребывание со скотами, зверями и птицами? Как он вынес зловоние? …удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиной всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно» .

Поэтому неудивительно, что апостол Павел восхваляет Ноя именно за его веру: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). «Не то, чтобы сам Ной осудил своих современников; нет, осудил их Господь сравнением их с Ноем, потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели» , - объясняет свт. Иоанн Златоуст.

Вот что говорится в Писании о том, что было дальше: «Стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце… на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал» (Быт. 8:3–8). Неделю спустя Ной «выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:10–11). Еще позже «иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт. 8:13, 15–17).

Святитель Филарет обращает внимание на совершенное послушание праведника Богу: «Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога» . А преподобный Иоанн Дамаскин замечает: «Когда Ною повелевалось войти в ковчег… Бог отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избежали пучины… после же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою , потому что опять дозволен брак для размножения рода человеческого» .

Ной исполнил повеление Божие, но сделал также и то, чего Господь не предписывал ему, и что было продиктовано движением его души: «тотчас же по выходе из ковчега, он выказывает свою признательность, и возносит к Господу своему благодарение, как за прошедшее, так и за будущее» - «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20). Здесь впервые в истории человечества мы видим создание места особого поклонения Богу. Если жертвоприношение Богу совершали уже Авель и Каин, то специальный жертвенник Господу устроил Ной. Однако святитель Филарет говорит, что в действительности Ной был не первым, устроившим жертвенник, поскольку, зная смирение праведника, «нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что-либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков» .

«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего» (Быт. 8:21). Эти слова означают, что Бог «принял жертвоприношения. Ведь у Бога нет органа обоняния, так как Божество бестелесно. Правда, возносимое есть жир и дым от сжигаемых тел, и нет ничего зловоннее этого. Но чтобы ты знал, что Бог смотрит на приносимые жертвы и принимает либо отвергает их, Писание называет этот дым приятным благоуханием» . Так что «обонял Господь не запах от мяс животных или воскурения дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву» .

Видя благочестие патриарха, «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу… только плоти… с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию… И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли... Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:1–6, 8–9, 11, 13).

Прежде всего, здесь видно, как замечает Златоуст, что «Ной снова получает то благословение, которое получил Адам до преступления. Как тот, тотчас по сотворении своем, услышал: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1:28), так и этот теперь: “плодитесь и размножайтесь на земле”, потому что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваской, началом и корнем всех после потопа» .

Затем Бог дает разрешение людям на употребление в пищу животных, птиц и рыб. Блаженный Феодорит так объясняет причины этого: «предвидя, что впавшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что поклоняться тому, что употребляется в пищу, - дело крайнего малосмыслия» .

После этого Бог устанавливает запрет на употребление в пищу мяса с кровью животных, который впоследствии повторяется и в законе Моисеевом (Втор. 12:23), и в предписаниях апостольского собора (Деян. 15:29). Объясняется это тем, что в крови – душа животных. Обещанием «Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя » Бог «предсказывает воскресение... разумея, что пожранные зверями тела соберет и воскресит» . Затем Бог запрещает человекоубийство, предупреждая о строгом наказании за него, «изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем» .

После этого «Бог говорит: “Я поставляю завет Мой” , т. е., заключаю договор. Как в делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение, так и благой Господь говорит здесь» . На такую высоту поднимает Бог отношение с людьми. Он не просто предписывает и приказывает, как всемогущий Владыка, Он заключает договор, в рамках которого добровольно берет на Себя обязательства никогда более не истреблять рода человеческого посредством потопа.

Неслучайно именно радуга выбрана знаком этого завета – поскольку всемирный потоп начался с дождя, то как раз появляющаяся посредством дождя радуга становится знаком того, что никакой дождь уже не будет началом гибели человечества. Святитель Филарет допускает, что «радуга могла быть и до потопа, также как вода и омовение были до крещения» , но уже после потопа избрана Богом как знак Его завета с Ноем.

Далее говорится: «сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет… и от них населилась вся земля » (Быт. 9:18–19). Истинность этого подтверждает всеобщность предания о потопе. В древнейших сказаниях разных народов сообщается о праведном человеке, который смог пережить всемирный потоп в специально сооруженном ковчеге или корабле. Шумерский эпос о Гильгамеше называет его Утнапишти, древнегреческие писатели называли Девкалионом, а в индийском тексте «Шатапатха брахмана» он называется Ману. Предания о всемирном потопе встречаются повсюду – и в Китае, и в Австралии, в Океании, у коренных народов Южной, Центральной и Северной Америки, в Африке . Все эти народы возводят себя к потомкам немногих выживших во время всемирного потопа. Предания, записанные в древности, показывают значительное сходство в главных деталях с рассказом Библии, а предания, записанные уже сравнительно недавно, показывают больше отличий, что неудивительно, поскольку за прошедшие тысячелетия пересказчики внесли в рассказ много интерпретаций и домыслов. Тем не менее, память о всемирном потопе есть явление поистине общечеловеческое.

Уместно теперь сказать о том аллегорическом смысле событий, связанных с потом и спасением Ноя, который указывали святые отцы.

По словам блаженного Августина, все, «что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви» . И в самом «Ное, как и в сыновьях его, был явлен образ Церкви. Они убереглись от потопа на спасительном древе… прообразуя, что на дереве [креста] будет утверждена жизнь всех народов» . Об этом говорит и святой Кирилл Александрийский, указывая, что Христос есть «истиннейший Ной, который в прообразе этого древнего и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели… Итак спасает нас верою Христос и как бы в ковчег вводит нас в Церковь, пребывая в которой, мы избавимся от страха смерти и избежим осуждения вместе с миром» .

Святой Беда Достопочтенный предлагает подробное толкование: «Ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа – крещение , чистые и нечистые животные [в ковчеге] – духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега – учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, - тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных воссоединиться со вселенской Церковью. Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех [святых], кто отрешился от телесных уз и устремился к свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия» .

Последний эпизод жизни патриарха, описанный в Книге Бытия, касается периода, когда он начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. В то время у его сына Хама родился уже первенец – Ханаан:

Тот же святой пишет: «Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Вот, ведь все сыновья Ноя одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковою заботливостью, и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения - один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное почтение» .

Поступок Хама «обнаруживал в нем гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности и неуважение к родителю» . «Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху» . Он, «вышедши из дому, подверг отца, сколько мог, посмеянию и поруганию, хотел и братьев сделать сообщниками своего гнусного поступка; и тогда, как следовало ему, если уже он решился объявить братьям, позвать их в дом и там сказать им о наготе отца, он вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы случилось тут множество других людей, он и их сделал бы свидетелями срамоты отца» .

Но событие, которое послужило к падению Хама, послужило к славе Сима и Иафета: «Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже и видеть, но идут с обращенным назад лицом, чтобы, подошедши ближе, прикрыть наготу отца. Смотри также, как они, при великой скромности, были еще кротки. Они не упрекают и не поражают брата, но, услышав рассказ его, об одном только заботятся, как бы скорее исправить случившееся и сделать, что требовалось для чести родителя» .

Узнав о произошедшем, Ной, по вдохновению от Духа Святого, произносит одно проклятие и два благословения. Святые отцы разбирали вопрос о том, почему, если согрешил Хам, то проклятию подвергается не сам он, а его старший сын Ханаан?

Преподобный Ефрем пишет, что под «младшим сыном» не может иметься в виду Хам, который был средним сыном Ноя, но имеется в виду внук его, поскольку «сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не сделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия… Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся» . Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан... первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему» . И Златоуст говорит, что «сын Хама, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи» .

Кроме того, святые отцы объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие. По мысли блаженного Феодорита, есть в этом и та справедливость, что «поскольку сам Хам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание принимает в проклятии своего сына» . «Хам наказывается в том сыне или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи» .

В качестве наказания положено подчинение потомков Ханаана потомству Сима и Иафета. Как говорит святитель Филарет, «сие исполнилось на хананеях, которые израильтянами, потомками Сима, были частью истребляемы, частью покоряемы от Иисуса Навина до Соломона» . Блаженный Августин обращает внимание на то, что «в Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом не природа, а грех заслужил это имя» .

Наконец, Ной произносит благословение младшему сыну: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». И это пророчество также исполнилось: «потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был гнездом и рассадником народов… шатры Сима означают Церковь, сохраненную в потомстве Сима, и, наконец, принявшую под кров свой и в участие наследия своего и язычников, потомков Иафета» .

«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет» (Быт. 9:28). Господь дал Ною прожить еще долгое время после потопа, чтобы подольше сохранить живой пример праведника для первых поколений обновленного человечества. Указанием на то, что все люди произошли от троих сынов его, родившихся до потопа (Быт. 9:18–19), Писание сообщает, что сам Ной после потопа не рождал более детей, проводя жизнь в воздержании.

«Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9:29), и впоследствии стал одним из ветхозаветных праведников, души которых Христос спас из ада, спустившись туда в промежуток между Распятием и Воскресением из мертвых.

Как говорит святитель Иоанн, «праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?»

Мифы, древние сказания, свидетельства древних авторов всегда воспринимались как вымысел, красивые сказки и не более того. То же самое происходило и с библейскими мифами. Все, что рассказано в Библии, отвергается современной ортодоксальной наукой, которая в своем махровом атеизме иногда не хочет замечать очевидных вещей. Другое дело, что за два с небольшим тысячелетия Библия несколько изменилась, ведь ее переписывали люди, которые могли внести что-то свое или даже просто неправильно переписать первоисточник, попросту ошибиться. Но это не значит, что нужно просто так отмахиваться от информации, полученной из любого источника. Помните, как знаменитый Генрих Шлиман просто взял в руки поэму Гомера и смог найти Трою.

Поэтому вызывает удивление, что до сих пор никто из серьезных ученых не захотел поискать известный всем христианам корабль, с помощью которого был спасен «род человеческий». Чем объяснить такую лень? Или это не лень, а нечто большее? Например, желание скрыть от населения Земли его настоящую историю. Ведь, зная историю, да еще такую давнюю, можно предвидеть будущее, тем более что оно уже предсказано и Библией, и древними майя, и шумерами... В общем, совершенно непонятная секретность и странное отсутствие любопытства со стороны археологов и историков по меньшей мере удивляют!

  • на официальном сайте.

Гора Большой Арарат, высота которой 5165 метров, находится на территории Турции, недалеко от границы с Арменией. Говоря точнее, Арарат состоит из двух вершин — Большого Арарата и Малого Арарата, высота которого 3925 метров. Расстояние между ними составляет приблизительно 20 километров. Вершины обеих гор покрыты вечными снегами и часто закрыты облаками от взглядов наблюдателей, стоящих у подножия этих величественных гор.

Название «Арарат» толкуется разными авторами по-разному. Великий путешественник Марко Поло указывал на то, что по-армянски слово «арк» означает «ковчег». Некоторые источники связывают название горы с названием корабля древних греков, приплывших в Колхиду за Золотым Руном, — «Арго». Однако скорее всего прав Моисей Хоренский, который утверждал, что название происходит от слов Арай-Арат — «гибель Арата». Арат I — армянский царь, отказавшийся жениться на ассирийской царице Семирамиде. Это очень не понравилось властной и могущественной царице Ассирии, и в IX веке до н. э. Арат I в сражении с ее воинами был убит.

Но не увлеклись ли мы географическими и историческими подробностями? Ведь читателю не терпится узнать про ковчег. Итак, начнем опять с Библии и с древних преданий. Воды потопа стали спадать, и ковчег смог пристать к берегу. Ной вышел из него и принес Богу благодарственную жертву за спасение. Но в Библии нет точного указания, к какой горе именно пристал ковчег. Однако указание на то, что «Ковчег остановился на Араратских горах», говорит о том, что он должен находится на территории древнего государства Урарту (современная Армения). Жители Армении, Турции, Ирана — стран, ближе всех расположенных к Арарату, все же считают, что Ковчег находится именно там, так как это самая высокая и самая недоступная вершина всей горной системы.

С античных времен вера в то, что на Арарате находится Ковчег, сомнению не подвергалась. Вавилонский летописец Берос в 275 году до нашей эры отмечал: «...корабль, который в Армении опустился на грунт...» — естественно, имел в виду ковчег Ноя. Иосиф Флавий в I веке нашей эры пишет: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении». Оба они отмечают в своих книгах, что люди ходили собирать смолу с корабля для изготовления амулетов.

Существует еще одна легенда. В Араратском ущелье жил отшельником епископ по имени Яков. Желая удостовериться, что на Арарате действительно находится корабль Ноя, он предпринял попытку восхождения на Арарат. Однако, утомленный крутизной горы, остановился на отдых и заснул. Во сне ангелы отнесли его на то место, откуда он начал восхождение. Так продолжалось несколько раз. Наконец Господь смилостивился над ним и послал ангела, который явился Якову во сне и сказал, что Бог посылает ему часть Ковчега, но «идти вверх больше не пытайся». Проснувшись, Яков увидел возле себя доску и, вняв вещему сну, вернулся.

Только с 1829 года берут начало попытки научного подхода к изучению этого вопроса. Именно в этом году профессор Фридрих Парро из Дерптского университета трижды пытался со своей группой подняться на Большой Арарат. Перед восхождением они провели некоторое время в монастыре Аора на северо-западном склоне горы. Там монахи показали Парро икону и рассказали, что она написана на доске, взятой с ковчега. Однако Парро ковчега не нашел. Только ледник, открытый им, получил его имя. Что же касается монастыря и деревни Аора, то во время извержения Арарата (а Арарат — это вулкан) они погибли со всеми, кто там находился, и сейчас в этом месте зияет пропасть глубиной 280 метров.

В 1845 году другой профессор из Дерпта, Герман Абих, совершал восхождение на Арарат. Итогом его восхождения стало открытие двух ледников — Абих-1 и Абих-2.

В 1848 году для исследования снежных обвалов на Арарат была направлена турецкая экспедиция. Ее участники обнаружили торчащий из ледника каркас корабля из черного дерева. Состояние ковчега было оценено как очень хорошее, правда, уже проломились оба борта, видимо, сжатые ледником. Им даже удалось попасть внутрь ковчега, хотя основная часть корабля была заполнена снегом и льдом. В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки вновь подняться на Арарат и увидеть ковчег. Это пытались сделать и русский генерал Ходзько, и архидьякон Нури, который заявил, что видел остатки ковчега, частично закрытого ледником, и английский майор Стюарт. Однако лишь в 1883 году было опубликовано сообщение турецких властей об открытии ковчега.

В 1916 году русский летчик В. Росковицкий, пролетая над Араратом, увидел внизу замерзшее горное озеро, на краю которого виднелся каркас огромного корабля. Как и полагается офицеру, Росковицкий подал рапорт начальству, которое, в свою очередь, доложило о находке в Петербург. Несмотря на то, что шла Первая мировая война, Николай II распорядился отправить экспедицию на Арарат. В течение месяца солдаты, приданные экспедиции, расчищали подход для ученых. Члены экспедиции тщательно все обмерили, описали, сфотографировали (благо, к тому времени уже существовала фотография), собрали большое количество образцов. Материалы были отправлены в Петербург. Однако в России в это время бушевала революция. Новым вождям атеистического государства такие реликвии были совершенно не нужны. По некоторым данным, материалы были доставлены Л. Троцкому, который уничтожил и документы и курьеров.

В августе 1952 года французы Наварра и де Рикер замечают предмет странной формы, застрявший в леднике, но поскольку расстояние было слишком большим, а подойти близко им не удалось — заявить о своей находке французы не решились. Через год Наварра вновь оказывается на Арарате и ему удается снять на пленку корпус конструкции, видимой из-подо льда. Однако испортившаяся погода не позволила продолжить исследования. В 1955 году Наварре удалось привезти часть деревянной конструкции. Анализ бруса показал примерный возраст дерева (кстати, определили, что это был дуб) — более 5 тысяч лет.

В 1960 году над Араратом пролетал пилот НАТО Г. Швингхаммер, i который также увидел ковчег. Турецкие власти сразу же организовали экспедицию и их поиски увенчались успехом. Корпус корабля с помощью динамита очистили ото льда. Солдаты проникли внутрь, но кроме полуистлевшего дерева ничего не нашли. А что, собственно говоря, они должны были найти? Самого Ноя, что ли? Однако турецкие власти материалы засекретили.

В 1984 году Рон Вьят сумел взобраться на Арарат и отколоть от борта несколько окаменевших досок. Он сумел переправить все это через границу. Это дерево было доставлено в Нью-Йорк, однако анализы, видимо, не проводились.

На самом же деле еще в 1949 году самолет-разведчик ВВС США сфотографировал на горе объект, напоминающий по форме гигантский корабль.

Кстати, все эти данные были получены после того, как искатели ковчега обратились за информацией в Пентагон. Сначала им вежливо отказывали, но, в конце концов, под давлением напоминания о законе про свободу информации, военные несколько смягчились и рассекретили часть информации. Но когда энтузиасты стали запрашивать фотографии со спутника-шпиона, то в Пентагоне заявили, что это государственная тайна и получить информацию такого рода невозможно. Правда, чуть позже, в 1997 году, в газете «Вашингтон пост» было опубликовано интервью бывшего сотрудника ЦРУ (без указания фамилии и должности), который собственными глазами видел и само судно, и его обшивку.

Однако реальных доказательств существования ковчега у науки по-прежнему нет.

К сожалению, опять приходится сетовать на секретность. Без данных, о которых здесь уже упоминалось, невозможно доказать реальность существования ковчега. Однако, имея на руках даже то, что известно широкой публике, можно утверждать, что библейская история Ноя и его ковчега вовсе не миф, а летопись реальных событий далекого прошлого. И Всемирный потоп действительно был. Но кто свидетель этого страшного катаклизма? Кто сумел передать потомкам информацию об этой трагедии? Чья цивилизация пострадала в этой катастрофе? Возможно, вы узнаете это, если не отложите книгу в сторону, а продолжите читать.