Нормативные требования охраны труда. Нарушение требований охраны труда. Охрана труда: что важно знать работодателю? Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

Читайте в статье:

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. "Компаниям-рецидивистам" же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает .

Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

На федеральном уровне действуют:

  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
  • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.

Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

Охрана труда в ТК РФ

В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит , но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие "охрана труда" в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии . Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый "самоконтроль", то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК , подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в 2019 году.

Нормативные акты по охране труда (перечень)

Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.

Федеральные законы

Название

Дата вступления в силу

Применение

"О специальной оценке условий труда"

Описаны правила проведения спецоценки условий труда, приведены , а также приводится описание гарантий и компенсаций для персонала

Если до 31 декабря 2018 года не провести СОУТ, в январе ГИТ начнет штрафовать. Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить?

"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий, обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации и ликвидации их последствий.

Действующая редакция от 25.03.2017 Работы повышенной опасности связаны с постоянным действием опасных производственных факторов. Чтобы избежать травматизма, работодатель должен грамотно организовать процесс, разработать локальные документы, назначить ответственных за безопасное производство работ.

До недавнего времени применялся еще "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Многие по ошибке следуют его положениям и сегодня. Однако он утратил силу еще в октябре 2006 года. На смену ему пришли внесенные дополнения в Трудовой кодекс.

Подзаконные акты

К подзаконным актам, прежде всего, относят различные указы, постановления, распоряжения Правительства, Президента или министерств, и др.

Проверьте, все ли обязательные документы есть в вашей организации, при необходимости воспользуйтесь готовыми образцами.

Название

Дата вступления в силу

Применение

"Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"

Приводится регламент разработки и утверждения подзаконных актов в сфере ОТ

Разработка нормативных актов

Вопросы, касающиеся создания системы ОТ на предприятии

Как обосновать количество сотрудников в службе ОТ?

Будет ли аренда СИЗ выгодна конкретно вашей компании или проще и дешевле закупать средства защиты?

СНиПы

СНиПы – это строительные нормы и правила, применяемые при проектировании, строительстве, эксплуатации зданий и сооружений. На сегодняшний день разработано и применяется порядка 70 СНиПов, перечислять здесь их все нет необходимости. Воспользуйтесь .

СанПиНы

СанПиН – санитарные нормы и правила. Так же как и СНиПов, их превеликое множество, для каждой отрасли производства – свой. Примером могут служить следующие:

Регламенты и типовые инструкции

Правила и инструкции по ОТ разрабатываются законодателями отдельно для каждого вида работ. Они являются отправной точкой для компании.

Если инструкции предприятием разрабатываются самостоятельно, то правила должны применяться в том виде, в котором они утверждены. Список таких документов будет напрямую зависеть от того какую работу выполняет конкретный работник и с каким оборудованием он контактирует.

Примерами могут служить следующие правовые акты по ОТ.

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.


Тема 7. Средства индивидуальной защиты
Тема 8. Несчастные случаи на производстве
Тема 9. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве

1.2. Государственные нормативные требования по охране труда и ответственность за их несоблюдение


Дистанционное обучение Охрана труда

1.2. Государственные нормативные требования по охране труда и ответственность за их несоблюдение

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:

    государственные нормативные требования охраны труда: общую классификацию (виды) нормативных правовых актов, их аббревиатуру, предназначение, кем они утверждаются;

    классификацию стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

    особенности применения в отечественной практике международных правовых норм;

    ответственность, которую несут руководители и должностные лица за нарушение законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 31 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.

    Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1160 « Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда ».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

В Перечень видов нормативных правовых актов, вошли:

Наименование вида нормативного правового акта

Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ

Полное

Сокращенное

Межотраслевые правила по охране труда
Межотраслевые типовые инструкции по охране труда

ПОТ Р М ТИ Р М

Минтруд России

Отраслевые правила по охране труда
Типовые инструкции по охране труда

ПОТ Р О ТИ Р О

Федеральные органы исполнительной власти

Правила безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации
Инструкции по безопасности

ПБ
ПУБЭ
ИБ

Госгортехнадзор России
Госатомнадзор России

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

ГОСТР
ССБТ

Госстандарт
России Госстрой России

Строительные нормы и правила
Своды правил по проектированию и строительству

СНиП
СП

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

    санитарные правила,

    гигиенические нормативы,

    санитарные правила и нормы,

    санитарные нормы

СП
ГН
СанПин
СН

Минздрав России

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

    при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

    конструировании машин, механизмов и другого оборудования;

    разработке технологических процессов;

    организации производства и труда.

КоАП РФ, Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - влечет предупреждение или наложение административного штрафа

на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:
организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти - в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).
Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерациии в порядке, определенном настоящим Положением для их разработки и утверждения:
а) при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

г) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.

Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда.
Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - РИСОТ .

Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

Структура обозначения стандартов ССБТ:

ГОСТ 12 X XXX XX

Индекс

Шифр ССБТ Шифр Порядковый Год

подсистемы номер в регистрации

подсистеме стандарта

Пример: ГОСТ 12.4.196-99. 1

Классификация стандартов ССБТ

Шифр подсистемы

Наименование подсистемы

Организационно-методические стандарты, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных факторов

Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения

Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию

Стандарты требований безопасности к производственным процессам

Стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям

Резервные подсистемы для дальнейшего развития ССБТ

Этот государственный стандарт системы стандартов ССБТ (шифр 12) определяет требования безопасности к средствам защиты работающих (шифр 4), порядковый номер в этой подгруппе 196 , (костюмы изолирующие), год принятия ГОСТа 1999.

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ» включает в себя 9 групп и т.д.

Шифр СНиП состоит из:

    аббревиатуры «СниП»,

    номера части (одна цифра),

    номера группы (две цифры),

    номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),

    две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа.

Локальный нормативный акт , содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:

    с трудовым законодательством;

    иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    коллективными договорами;

    соглашениями.

Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

    изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников;

    отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены;

    привлечение в определенных случаях к сверхурочным работам;

    регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части;

    определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни;

    привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

    порядок и условия предоставление дополнительных отпусков;

    утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков;

    определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время;

Не подлежат применению:

    нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

    локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ) .

    принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта .

    Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

    Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.

    Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

    • не содержит согласия с проектом, либо

      содержит предложения по его совершенствованию,

работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.

    Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).

    Международные правовые нормы , акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

    МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ. Рекомендации не ратифицируют . Государство может использовать их в национальном законодательстве.

    50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.

    Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:

    • Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;

      Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.

    Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС).

    Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:

      организацию охраны труда;

      требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;

      соответствующее использование установок, оборудования и веществ;

      определение уязвимых категорий рабочих и т.д.

    Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства-члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

    Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам-членам Сообщества.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами, (ст.362 ТК РФ).

    Работодатели , допустившие грубые нарушения законодательных и иных нормативных актов по охране труда:

      привлекаются к административной ответственности;

      лишаются лицензии на производственную деятельность;

      привлекаются к уголовной ответственности.

    Контрольные вопросы

    1.Какой установлен срок действия и порядок продления государственных нормативных требований охраны труда?
    а) Срок действия - 5 лет, он может быть продлен не более чем на два срока.
    б) Срок действия - 5 лет и продлевается без ограничений, если технологии и условия производства не изменились.
    в) Действие государственных нормативных требований охраны труда не определено сроками.

    2.Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
    а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, федеральными законами иными нормативными актами, коллективным договором.
    б) Да. Все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников.
    в) Нет. Работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

    3.Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наказание на юридических лиц:
    а) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.;
    б) штраф от 5 до 50 МРОТ;
    в) дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

    4.Могут ли лица, виновные в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны груда, повлекших за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека, быть судом приговорены к лишению свободы?
    а) Нет, они могут только быть оштрафованы на сумму до 200 тысяч рублей.
    б) Да, могут, на срок до одного года, а при ведении горных и строительных работ - до трех лет.
    в) Да, могут, на срок до двух лет.

    5.О чем может идти речь в содержании ГОСТ 12.4.036-92? Этот государственный стандарт безопасности труда оговаривает требования безопасности:
    а) к средствам защиты работающих;
    б) к зданиям и сооружениям;
    в) к производственному оборудованию.

    6.Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
    а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров.
    б) Нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
    в) Нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции и направленный на урегулирование трудовых отношений своей организации.

    7.Укажите сокращенное обозначение (аббревиатуру) межотраслевых правил по охране труда:
    а) ПОТ РМ;
    б) ТИ РМ;
    в) ТИ РО.

    8.В каких случаях нормативные государственные требования охраны труда подлежат досрочному пересмотру?
    а) При изменении законодательства РФ, межотраслевых правил и типовых инструкций.
    б) При изменении новой техники и технологии.
    в) По результатам анализа производственного травматизма, профессиональ-ных заболеваний, аварий и катастроф, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в . К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу за информацией по вопросам применения отдельных положений , в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) ( , ).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору ().

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ().

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела " " Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования , к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. ().

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н " "). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. " ".

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право "

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда ().

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом ();
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. утверждены (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена , постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – .
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " ");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) ( , ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда ( , );
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. );
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными ().
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве ().
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение в соответствии с действующим законодательством (). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП ( (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. проведения спецоценки условий труда утверждена . По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( , ). Так, согласно спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете ().

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " "). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб ().

РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы , согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ "

  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " "
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда "
  • Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

    Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

    Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

    Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации, являются:

    Конституция Российской Федерации;

    Трудовой кодекс Российской Федерации;

    Федеральные законы.

    В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда...В ст.37 Конституции РФ сказано:

    1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

    2. Принудительный труд запрещен.

    3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

    4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

    Одним из важнейших положений Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).


    К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

    Указы Президента Российской Федерации:

    Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

    Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

    Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

    ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возме­щения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

    Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

    Межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

    Межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

    Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

    Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

    Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

    Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

    Конвенция - международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами - членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ:

    Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год

    Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год

    Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.

    Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.

    Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

    Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:

    На работодателей;

    На работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

    На членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

    На студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

    На военнослужащих, направляемых на работы в организации;

    На граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.