Новый Кодекс Административного судопроизводства РФ (КАС РФ). НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Скачать кодекс об административном судопроизводстве

В 2015 году нормы судопроизводства были выделены в отдельный Кодекс. В середине 2019 года были внесены определенные поправки. Какие правила действуют при административном судопроизводстве? Какие основные стадии производства определил Кодекс? Кто может быть его участником? Для чего нужен представитель?

Основные понятия КАС

Кодекс является регулятором спора касательно административного вопроса. Судами общей юрисдикции, Верховным Судом, мировыми судьями принимается порядок защиты права физического и юридического лица, описанный нормами КАС. Устав производит контроль правоотношений и законность действия обязанностей.

При судах общей юрисдикции производятся следующие процедуры:

  • оспариваются нормы права;
  • осуществляется обжалование деятельности муниципальных органов, должностного и государственного лица;
  • опротестовывается деятельность некоммерческих организаций, которые имеют перечень публичных полномочий;
  • опротестовываются действия судейского коллегиального органа и результаты экзаменов на место судьи;
  • защищаются права избирателя;
  • присуждается штраф за несоблюдение привилегии судопроизводства, исполнение постановления за установленные сроки в судах общей юрисдикции;
  • прекращаются действия общественных организаций, религиозных объединений, партийных отделов или партий;
  • изымаются данные об организациях из госреестра;
  • осуществляется остановка деятельности информативного агентства;
  • взыскиваются финансы с физического лица для штрафных выплат;
  • производится помещение иностранцев, которые должны быть депортированы из РФ, в специализированные отделения и учреждения;
  • принимается решение о продлении периода пребывания на территории РФ иностранцев, подлежащих выдворению из России;
  • принимается решение про установление, продление или досрочное прекращение надзора или надзорного ограничения;
  • выносится резолюция о необходимости прохождения гражданином лечения при специализированных психиатрических или противотуберкулезных учреждениях;
  • назначается обязательное медицинское вмешательство, когда родители или опекуны ребенка не согласны его лечить, что несет опасность для жизни.

Осуществление судопроизводства в судах общей юрисдикции определено Конституцией РФ, Кодексе и других законодательных актах.

Кодекс уступает по своей силе международным договорам, т. е. их правила первостепенны. Административное судопроизводство при различных судебных инстанциях имеет свои характерные особенности рассмотрения. Если конкретного указания по отдельным вопросам не существует, судья принимает во внимание аналогичные законы.

Перечень задач и принципов из Кодекса

Кодекс об административном судопроизводстве содержит основной перечень задач, а именно:

  • административное судебное производство призвано обеспечить доступность к правосудию при различных правоотношениях;
  • с его помощью следует проводить защиту нарушенных законных интересов, свобод, прав россиян, организаций в различных правоотношениях;
  • Кодекс обязывает своевременно и верно анализировать доказательную базу и выносить вердикт по спорам;
  • сборник законов об административном судебном разбирательстве определяет необходимость предупреждения несоблюдения правоотношений.

Кроме задач Кодекс РФ об административном судопроизводстве определил перечень принципов:

  • каждый судья независим;
  • независимо от категории заявителя он в равных долях рассчитывает на равноправие в правоотношениях и при обращении к судебным инстанциям;
  • при ведении дела следует соблюдать принципы справедливости и законности;
  • каждое судебное производство имеет конкретные стадии, его следует рассмотреть за указанный период;
  • необходимо соблюдать в обязательном порядке время исполнения резолюции суда;
  • принципы открытости, гласности судебного производства также важно соблюсти, равно как и правило непосредственности судебного спора;
  • при разборе дела важно применять принципы равноправия лиц, принимающих участие на слушании, и их права состязаться.

Принципы и задачи не претерпели значительных поправок в новой редакции КАС.

Право обращения в суд

Кодекс в новой редакции от 2019 года обозначил возможность любого заинтересованного гражданина или организации обращаться к судебным инстанциям общей юрисдикции, чтобы защитить или оспорить нарушенные интересы, свободы и права. При незаконном принуждении к некоторым обязанностям граждан или организаций можно рассчитывать на рассмотрение иска. Кодекс РФ 2019 года и перечень других федеральных законов позволяет обращаться к судебному органу, чтобы защитить права иных субъектов.

Никто не может заставлять физические или юридические лица забирать заявление в суд. Каждое судебное производство имеет поэтапность обращения граждан и рассмотрения дела. Некоторые категории судопроизводств должны пройти через досудебное урегулирование. Пропуск этапа незаконен. Судья не примет обращение к вниманию.

В Кодексе определена возможность для иностранцев, апатридов, иностранных юридических организаций через суды общей юрисдикции защищать свои интересы в области административных правоотношений. Данные лица обязаны выполнять описанные Кодексом процессуальные требования и могут пользоваться процессуальным правом. Если иностранные суды установили ограничения по отношению к российским физическим или юридическим лицам, правительство РФ может выполнить встречные ограничения для граждан тех стран.

Кто может быть участником судопроизводства

Кодекс про административное судопроизводство определил стороны производства вне зависимости от того, на какой стадии находится производство. Законодательство РФ разделяет стороны на категории.

Физлица и организации, участвующие на судебном слушании, могут использовать набор процессуальных прав, выполнить ряд обязанностей, приводящих к желаемому итогу.

Возможность принятия в участники в разбирательствах принадлежит следующим субъектам:

  • истцу;
  • ответчику;
  • субъекту, участвующему в споре, выдвигающему свой перечень требований для дополнения к первоначальным требованиям;
  • субъекту, принимающему участие в роли представителя иного лица по соглашению или согласно законодательству;
  • организации, выступающей в роли представителя, с учетом данных ему законодательством прав для защиты интересов иных субъектов.

С учетом направления интересов субъектов, принимающих участие на слушании касательно административных вопросов, определяются категории:

  • материально-правовые требования выдвигают стороны;
  • процессуально-правовые требования выдвигают физлица и юрлица, выступающие в роли представителя стороны разбирательства или третьих субъектов.

Список обязанностей по вынесенным резолюциям должен соблюдаться истцом и ответчиком, третьими лицами.

Участие принимают в административном судопроизводстве не все субъекты. Кто имеет такую возможность? Согласно КАС РФ редакции 2019 право принадлежит следующим субъектам:

  • дееспособным лицам по достижении 18 лет;
  • подросткам 16-18 лет и ограниченным в дееспособности лицам в некоторых судебных спорах;
  • представителям несовершеннолетних граждан, определенным законодательством;
  • госорганам, избиркомам, религиозным и иным некоммерческим организациям;
  • общественной и религиозной организации, не имеющей статус юрлица (по части споров);
  • недееспособным совершеннолетним гражданам, привлекающим представителя к защите их прав при судебных разбирательствах.

Нормативные правила Кодекса - не главные для иностранцев. Перечень обязанностей и прав в административных правоотношениях определены законодательством их стран. Если человек бипатрид, он обязан следовать правилам ведения производства той страны, где он постоянно проживает (РФ, другого государства). Когда субъект владеет иным паспортом, но проживает в РФ, он принимает участие в разбирательстве по судопроизводству согласно российскому КАС. Иностранные юридические субъекты подчиняются процессуальным правилам страны, где проходила их регистрация. Их право на участие в разбирательстве по административному вопросу регулируется международным договором.

Иностранные физические субъекты и организации, не владеющие процессуальной возможностью на судебное участие, согласно российским законам, могут его получить.

Равноправие участников



Все административные споры обязаны производиться, учитывая право сторон состязаться. Стороны обладают равными правами. Судья обязан руководить производством, напомнить сторонам о праве и обязанности. При выполнении участниками производства определенного процессуального действия, отказе от него судья обязан предупреждать стороны о вероятном последствии. Судья обязан посодействовать в определении обстоятельств по спору, истребовании доказательных материалов оппонентами.

Стороны имеют право на следующие процессуальные действия:

  • получать данные про время, место рассмотрения спора;
  • быть осведомленным в этапах разбирательства и постановлениях судьи на заявленные ходатайства;
  • передавать полученную доказательную базу;
  • истребовать доказательства путем подачи ходатайства;
  • представлять пояснения, возражать оппонентам;
  • составлять перечень вопросов для экспертов, свидетелей, переводчиков;
  • ходатайствовать о необходимости проведения некоторых процессуальных действий;
  • возражать против подачи ходатайств оппонентами;
  • знакомиться с доказательной базой, протоколом, брать копии с необходимых материалов по ходатайству;
  • подавать апелляцию на постановление судебной инстанции.

Судья не вправе ограничивать процессуальные действия участников процесса, если они не нарушают порядок, установленный Кодексом. Стороны обязаны представлять доказательства. Данная процессуальная процедура не является обязанностью судьи.

Права представителей

КАС определяет обязанности по призыву представителя на процесс. Право его привлечения есть у истца, ответчика и третьих лиц. Представляющий интересы одной из сторон действует от его имени. Если сторона - дееспособный гражданин, он вправе брать участие в разбирательстве наравне с представителями.

Присутствие представителя в спорах, где одна из сторон - недееспособный или несовершеннолетний, обязательное условие. Список субъектов обозначен Кодексом. Он состоит из:

  • родителей;
  • опекунов;
  • усыновителей;
  • попечителей;
  • представителей учреждения, где пребывает ребенок, недееспособный субъект;
  • иных лиц.

Эти лица могут привлекаться при условии неполной дееспособности одной из сторон. Право представления учреждения или организации имеет его руководитель, а также другой субъект. В роли представителя может выступать орган, которому это позволяется законом.

Когда у стороны процесса отсутствует представитель, он не вправе принять участие, назначают иного. Происходит назначение представителя через сотрудников органов опеки и попечительства. Инициатором назначения выступает судья.

Право представления интересов иных субъектов в судах не дается секретарям заседаний, свидетелям, экспертам, переводчикам. Когда судьи, следователи или прокуроры представляют определенные органы, это представительство разрешено Кодексом.

Лицо, представляющее интересы участника производства, совершает процессуальные действия, позволенные доверителям.

Представители по договору могут совершать следующее процессуальное действие:

  • отказываться от иска;
  • признавать иск;
  • вносить изменения в ранее представленный иск;
  • составлять мировое соглашение, т. е. подписывать примирительный договор;
  • передавать полномочия;
  • обжаловать резолюцию.

Обязательное условие - обозначение широты полномочий представителя от участника судебного производства.

Административные разбирательства



Административное судопроизводство имеет стадии, указанные в КАС. На каждом этапе процессуальные действия должны быть оформлены документально. Выполнение процессуальных действий предыдущего этапа становится обязательной предпосылкой следующей стадии.

Судебное производство состоит из таких этапов:

  • возбуждения производства;
  • рассмотрения производства по административному спору;
  • принятия вердикта;
  • стадии исполнения;
  • пересмотра вынесенного вердикта.

На стадии возбуждения производств в судах инициаторами готовится документация. Главным документом становится заявление от гражданина. Когда случай касается административного правонарушения, таким документом становится протокол. На данной стадии разрешается вопрос по возбуждению дела, определяются участники.

При разборе производства слушаются и принимаются во внимание представленные материалы и обстоятельства происшествия, спора. На этой стадии участвует большинство приобщенных участников. Решение принимается в судах на протяжении установленного законом срока. Вердикт должен быть оформлен соответственно с законодательством.

На следующей стадии производится исполнение вердикта. Это может быть реализация обязанности организацией, оформление правомочия или установление меры пресечения.

Этот этап не является обязательным, его называют факультативным. Он возникает вследствие подачи соответствующих документов. Обжалование производится одной из сторон при наличии права на это.

Процессуальные сроки по КАС

Проведение процессуальных действий должно вложиться в установленные сроки. Иногда процессуальный срок устанавливается судом. Его определяют периодом или конкретной датой. Период начинает исчисляться со следующего после вынесения вердикта или другого события дня. Окончание процессуального периода происходит в конкретную дату или последнее число установленного года (месяца, часа).

Период производства действий по общей практике прекращается в момент окончания рабочего дня. Исчисление последнего дня срока других процессуальных действий производится только до полуночи. Если документы были переданы в срок, но произошла задержка в работе почтовой связи, нарушения нет. Иначе срок считается пропущенным. Это запрещено в отсутствие уважительных причин.

Если период пропущен, происходит аннулирование возможности на процессуальные действия. Субъекты вправе обращаться с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Если судья посчитает указанные причины незначительными, он откажется удовлетворить ходатайство. При отсутствии прошения, срок не восстановят. Уважительность причин должна быть подтверждена документально. Заявитель ходатайства совершает требуемое действие вместе с подачей ходатайства. Резолюцию суда можно обжаловать. Обжалование судебного вердикта производится на протяжении первых десяти дней.

Внесение поправок

Внедрение Кодекса произошло в 2015 году. Однако с 2019 были внесены некоторые изменения. Редакция 2019 года содержит новую главу, которая оговаривает необходимость привлечения представителя к производствам, где защищаются интересы граждан до 18 лет или недееспособных совершеннолетних лиц, если их законные представители отказываются воспользоваться медицинской помощью. Медицинское учреждение наделяется правом обращаться к судебной инстанции с исковым заявлением. Порядок обращения определен редакцией КАС 2019 года.

Медучреждение должно обратиться к территориальному судебному органу. КАС 2019 года определяет срок рассмотрения такого заявления. Производство по нему должно быть рассмотрено за пятидневный период с момента регистрации документа. Если речь идет о сложном случае, например, необходимости экстренного медицинского вмешательства, судебное решение принимается за этот же день. Суд может проходить при закрытых дверях, что определено статьей 11 КАС по редакции 2019 года.

Согласно поправкам вердикт нужно изготовить на протяжении дня его вынесения. Положительное решение дает полное право сотрудникам медицинской организации производить действия по экстренному вмешательству для спасения недееспособного или несовершеннолетнего гражданина. Судья может обозначить срочность исполнения вердикта. Редакцией 2019 года определена обязанность присутствия прокурора на таком производстве.

Если возникают вопросы касательно новых правил участия в судебном производстве по административному спору, следует заранее проконсультироваться с квалифицированным юристом.

Кодекс Административного судопроизводства (КАС РФ) необходим для урегулирования дел об административных правонарушениях и вопросов касающихся публичных правоотношений, входящих в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства РФ действующая

Перечень статьей устанавливает порядок рассмотрения дел судом Российской Федерации. Введение этого положения относится к делам Гражданского Кодекса, а также регулирует дела по нарушению прав, интересов и свобод граждан и организаций. Федеральный закон актуален для судебных приказов по административным делам.

Последняя редакция кодекса содержит не один обязательный к исполнению раздел, что говорит об особенностях таких аспектов судового производства:

  • Основные положения;
  • Подведомственность и подсудность;
  • Участники и состав судового процесса;
  • Представительство и доказательства;
  • Срок по которому нужно принимать дело;
  • Вызовы на судебный процесс;
  • Расходы, платеж на ведение дела и меры принуждения;
  • Исковое заявление и разбирательство;
  • Решение и апелляционная жалоба.

Когда был принят?

ФЗ о введении в действие кодекса административного судопроизводства РФ принят в феврале 2015 года. Вступление в силу вводит в действие новый российский закон, который используют лица, участвующие в судопроизводстве. Текст и содержание положения представляют гарантию правильного регулирования судового производства.

Изменения

Внесение правок осуществлялось 5 января 2016 года. Согласно последней редакции в статье 22 КАС РФ появилась поправка о том, что теперь иски (претензии, основанные на нарушении статей Кодекса об административных правонарушениях) к судебным приставам могут быть поданы только по месту нахождения исполнительной службы.

В 2016 году изменена была и статья 360 КАС. В нее добавлен главный судебный пристав субъекта РФ.

Утверждение поправок вступило в силу после одобрения закона N 425-ФЗ от 30.12.2015.

220 статья

По правилам Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривают дела по оспариванию кадастровой стоимости, решений и действий госорганов, нормативных правовых актов и т. д. В 2019 году вступят в силу нормы, которые связаны с судебной реформой, а также иные изменения.

В чем особенности КАС

С 15 сентября 2015 года в Российской Федерации действует особый процессуальный кодекс об административном производстве. Делами, которые рассматривают по правилам этого кодекса, занимаются суды общей юрисдикции.

В рамках Кодекса административного судопроизводства () рассматривают споры из административных и других публичных правоотношений о действиях органов власти РФ различных уровней и их должностных лиц. Одним участником спора является орган с публичными полномочиями либо его должностное лицо, другим – компания или гражданин. В частности, по правилам кодекса ведут дела:

  1. О защите прав и законных интересов физических и юридических лиц (гл. 21 – 26 КАС РФ). В том числе о пересмотре кадастровой стоимости, об оспаривании нормативных актов, решений госорганов или органов местного самоуправления.
  2. В связи с судебным контролем законности и обоснованности государственных или иных публичных полномочий (гл. 27 – 32 КАС РФ). Например, по поводу взыскания с граждан обязательных платежей, наложения на них санкций (гл. 32 КАС РФ).

Данный административный процессуальный кодекс не применяют к делам:

  • из публичных правоотношений, которые находятся в ведении арбитражных судов (раздел III АПК РФ);
  • о правонарушениях, в отношении которых действует КоАП РФ;
  • об обращении взыскания на средства из бюджета государства (ч. 5 ст. 1 КАС РФ).

В кодексе об административном судопроизводстве закрепили, что представителем в суде может быть только дипломированный юрист, это правило есть и в действующей редакции (ч. 1 ст. 55 КАС РФ). Наличие образования нужно подтвердить. Поэтому в комплект документов к иску входят оригинал и копия диплома представителя (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). При этом есть исключения. Без высшего юридического образования в процессе может участвовать:

  • руководитель компании, который выполняет функции единоличного исполнительного органа;
  • законный представитель гражданина с ограниченной дееспособностью или недееспособного, а также лица в возрасте до 18 лет;
  • глава госоргана или органа местного самоуправления (п. 19 );
  • представитель, который состоит в группе лиц, в интересах которой ведет спор (п. 16 постановления № 36).

Для самостоятельной защиты (без представителя) высшее профильное образование по общему правилу не требуется. Но есть исключение для дел, которые касаются оспаривания нормативных актов и которые будут рассматривать в областных и равных им судах либо в ВС РФ. Граждане могут лично вести такие дела, только если у них есть высшее юридическое. Иначе им понадобится дипломированный юрист-представитель (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).

Какие правила процессуального кодекса учесть, если предстоит административный спор по КАС РФ

Если в 2019 году вам предстоит процесс в РФ по правилам административного процессуального кодекса, обратите внимание на ряд особенностей:

  1. В доверенности от компании нужна печать (ч. 6 ст. 57 КАС РФ).
  2. Оппоненты вправе подписать соглашение по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС РФ).
  3. У председателя суда есть полномочия ускорить рассмотрение по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС РФ).
  4. Можно ходатайствовать о неотложном рассмотрении и разрешении спора (ч. 4 ст. 135 КАС РФ).
  5. Суд вправе обязать участников явиться на заседание (ст. 121 КАС РФ).
  6. Кодекс допускает подачу коллективных исков по административным спорам (ст. 42 КАС РФ).
  7. Действует аналог обеспечительных мер – меры предварительной защиты (гл. 7 КАС РФ). Суд вправе применить их только после возбуждения дела (абз. 7 п. 27 постановления № 36).
  8. Если суд известил о рассмотрении административного спора по электронной почте, считается, что получатель письма ознакомился с ним в тот же день. Это лишает участника возможности заявить, что сообщения не было или его прочли позже.
  9. По некоторым категориям дел действуют специальные сроки подачи иска .

Какие изменения содержит действующая в 2019 году редакция Кодекса административного судопроизводства РФ

Поправки, которые появятся в кодексе в 2019 году, вводятся согласно двум законам:

  1. . Дата, когда поправки вступят в силу, зависит от хода судебной реформы.
  2. . Эти изменения начнут действовать с 1 сентября 2019 года.

28.11.2018 приняли закон № 451-ФЗ, он касается изменений в процессуальные кодексы. В том числе заработают новые нормы в КАС (ст. 20 закона № 451-ФЗ). В частности, законодатель определил:

  1. Правила перехода к рассмотрению дела в рамках ГПК РФ (п. 4 ст. 20 закона № 451-ФЗ). В первую очередь, для использования ГПК установили более высокий приоритет по сравнению с КАС, если дела нельзя разделить.
  2. Обязанность суда общей юрисдикции передать спор в надлежащий арбитражный суд, если выяснилось, что вопрос относится к компетенции арбитражного суда (подп. «в» п. 11 ст. 20 закона № 451-ФЗ).
  3. Механизмы приостановления и продления процессуальных сроков (п. 29 и 30 ст. закона № 451-ФЗ).
  4. Способы разрешения вопросов о расходах на процесс (п. 35 закона № 451-ФЗ).
  5. Порядок рассмотрения дел о признании информации из сети «Интернет» относящейся к запрещенной для распространения на территории страны, а также дел о признании информации экстремистской (п. 78 и 79 закона № 451-ФЗ).

Поправки, которые касаются начала работы новых апелляционных и кассационных судов, внесли во многие статьи КАС.

15 сентября 2015 года наступило важное событие для судебной системы – вступил в силу новый Кодекс административног о судопроизводства РФ (за исключением нескольких норм, которые начнут действовать 15 сентября 2016 года и 1 января 2017 года). К юрисдикции нового кодекса теперь относятся, например, оспаривание кадастровой стоимости, дела о взыскании налогов и санкций с физических лиц, оспаривание решений и действий госорганов и их должностных лиц (например, судебных приставов), нормативных правовых актов, защита избирательных прав граждан, прекращение деятельности некоммерческих организаций, политических партий и СМИ и т. д.

Дела, которые рассматривают по нормам КАС РФ, делятся на две категории (см. таблицу 1 ). Производство по делам об административных правонарушениях нормами КАС РФ не регулируется, хотя многие думали об обратном, судя по названию кодекса. По делам об административных правонарушениях нужно по-прежнему обращаться к разделу IV КоАП.

КАС РФ также ничего не забирает из-под юрисдикции арбитражных судов. Дела, возникающие из публичных правоотношений, но вытекающие из предпринимательс кой или иной экономической деятельности, продолжают рассматривать арбитражные суды в соответствии с разделом III АПК РФ.

Большинство процессуальных моментов перенесены в КАС РФ из ГПК РФ, но есть и новые положения. Так, чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (до этого – заявления и исковые заявления). Нововведением стал и формат извещения участников процесса, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков посредством SMS и электронной почты (ст. 96 КАС РФ ). Суд может выбрать такие способы извещения, если у него будет письменное согласие участников на это.

Одна из особенностей нового кодекса – дополнительное требование к представителям: они должны иметь высшее юридическое образование. Теперь представители обязаны предъявить суду документы, подтверждающие не только их полномочия, но и образование ( ст. 55 КАС РФ ). Если представитель не предъявит диплом, суд откажет в признании его полномочий на участие в административном деле. Так что теперь сторонам по делу придется обращаться исключительно к профессионалам.

Кроме того, новый кодекс помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями допускает возможность исчислять их часами (вероятно, это потребуется в редких случаях, например, если гражданина поместили в психиатрическую клинику в 20.00, то административное заявление нужно подать в течение 48 часов, а именно до 20.00 – ст. 276 КАС ) ( ч. 4 ст. 92 КАС РФ ).

В новом административном судопроизводстве будет рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (ст. 291 КАС РФ ). Так, если у суда есть согласие всех участников процесса о рассмотрении административног о дела в их отсутствие (или размер иска не превышает 20 тыс. рублей), суд исследует доказательства, представленные в письменной форме. Таким образом, упрощенное производство полагает состязательность процесса, но без проведения устного разбирательства.

Важно отметить, что в КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон дополнили фразой «при активной роли суда» (п. 7 ст. 6 КАС РФ ). Таким образом, законодатель дает возможность суду проявлять еще больше инициативы. Так, многие положения КАС РФ предполагают усмотрение суда. Например, при оценке доказательств (ч. 1 с. 84 КАС РФ ) и их истребовании (ст. 63 , 226 , 247 , 289 КАС РФ), принятии соглашения о примирении или признания обстоятельств (ч. 5 ст. 65 КАС РФ ), выявлении оснований для применения мер предварительной защиты (ч. 1 ст. 85 КАС РФ ), выборе меры процессуального принуждения (ст. 116 , 117 КАС РФ), отсрочке исполнения решения суда (ст. 189 КАС РФ ) и т. д. Кроме того, статья 178 КАС РФ дает право суду при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (предмета административног о искового заявления или приведенных истцом доводов). С одной стороны, расширенные полномочия, вероятно, помогут рассматривать дела более эффективно, а с другой – ставят под сомнение беспристрастност ь суда.

Заметим, что по новым правилам КАС РФ будут рассматриваться дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, если по ним к 15 сентября не принято решение (ст. 3 Федерального закона от 08.03.15 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административног о судопроизводства Российской Федерации»). Апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы судьи также рассмотрят по новому кодексу. Все стадии производства по административным делам мы привели в схемах .

По общему правилу административное исковое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организация или физическое лицо узнало о нарушении своих прав (ст. 219 КАС РФ ). А по некоторым категориям дел кодекс устанавливает специальные сроки. Например, о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполни теля надо подать в суд в течение 10 дней. Если срок пропущен, то суд принимает заявление к производству и выясняет причины пропуска в судебном заседании. Если причина пропуска уважительная, суд восстановит срок.

В какие сроки можно обращаться в суд с административным иском и в какой срок суд рассмотрит дело, мы описали в таблице 2 .

Таблица 1. Предмет регулирования Кодекса об административном судопроизводстве РФ

Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, а именно:

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ ).

Об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (гл. 22 ).

О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам судов общей юрисдикции (гл. 26 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) СРО и других некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (гл. 22 ).

Другие дела, предусмотренные главами 23–24 КАС РФ.

Дела, связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью государственных или иных публичных полномочий, а именно:

О взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ ).

О принудительной госпитализации граждан (гл. 30–31 ).

Другие дела, предусмотренные главами 27–31 КАС РФ.

Таблица 2. Важные сроки в КАС

Срок на подачу иска

Срок рассмотрения дела

Срок на обжалование

Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ )

5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости

2 месяца

Дела об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ). Общие сроки

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании нормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Правительства РФ;
– федеральных органов исполнительной власти;
– Генеральной прокуратуры РФ;
– Следственного комитета РФ;
– Судебного департамента при ВС РФ;
– Центрального банка РФ;
– Центризбиркома РФ;
– государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС России);
– госкорпораций. В отдельных случаях установлены особые сроки*

Пока действует оспариваемый акт

3 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными властными полномочиями (гл. 22 ). Общие сроки

3 месяца

1 месяц

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполни теля

10 дней

10 дней

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Совета Федерации ФС РФ;
– Госдумы ФС РФ;
– Правительства РФ;
– Правительственно й комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В отдельных случаях установлены особые сроки**

3 месяца

2 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 26 )

6 месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по такому административном у делу, либо окончания производства по исполнению судебного акта (решения, определения, акта), которыми прекращено или приостановлено производство по уголовному делу

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 )

6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций

3 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев


  • 37.Понятие и назначение административно-восстановительных мер.
  • 38.Административный процесс:понятие, особенности. Административные процедуры и административные производства.
  • 39.Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 40.Надзор прокуратуры. Формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере исполнительной власти.
  • 41.Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
  • 42.Президентский контроль.
  • 43.Парламентский контроль.
  • 44.Контроль и надзор в сфере исполнительной власти.
  • 45.Понятие, цели и принципы административной ответственности.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях.
  • Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Общие положения
  • 47.Основания административной ответственности.
  • 48.Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
  • 49.Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 50.Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
  • 51.Особенности административной ответственности юридических лиц.
  • 52.Понятие и основные признаки административного правонарушения.
  • 53.Юридический состав административного правонарушения.
  • 54.Административные наказания: понятие, цели, система, виды.
  • 55.Предупреждение и штраф как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 56.Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 57.Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Порядок применения и содержание.
  • 58.Административный арест и дисквалификация как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 59.Административное приостановление деятельности как мера административного наказания. Порядок применения и содержание
  • 60.Обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Порядок применения и содержание
  • 61.Общие правила применения административных наказаний.
  • 62.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
  • 63.Множественность административных правонарушений.
  • 64.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, значение и виды. Основные требования к доказательствам.
  • 66.Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Предмет и пределы доказывания.
  • 67.Участники производства по делам об административных правонарушениях; виды участников.
  • 68.Участники производства по делам об административных правонарушениях, наделенные властными полномочиями.
  • 69.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: понятие, правовой статус.
  • 70.Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
  • 71.Эксперт, специалист, переводчик как участники производства по делам об административных правонарушениях.
  • 72.Свидетель и понятой как участники производства по делам об административных правонарушениях, их административно-процессуальный статус.
  • 73.Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 74.Подведомственность дел об административных правонарушениях. Виды подведомственности.
  • 75.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и виды.
  • 76.Основания и поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении.
  • 77.Административное расследование.
  • 78.Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении.
  • 5.2. Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении
  • 79.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 80.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 81.Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства рф.
  • 82Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в сфере экономики (полномочия Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина России).
  • 87.Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в области обороны (полномочия Минобороны России).
  • 88.Административно-правовые режимы: понятие, назначение, виды, правовое регулирование.
  • 89.Административно-правовой режим чрезвычайного положения.
  • 90.Административно-правовой режим военного положения.
  • 81.Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства рф.

    15 сентября 2015 года на территории Российской Федерации вступит в силу Кодекс об административном судопроизводстве в Российской Федерации (далее – Кодекс), принятый Федеральным законом от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

    Кодекс представляет собой единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

    Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

    1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

    2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

    3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

    4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

    5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

    6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

    7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

    Согласно ч. 3 ст. 1 в порядке, предусмотренном Кодексом, будут рассматриваться также административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

    1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

    2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

    3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

    4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока их пребывания в таком учреждении;

    5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

    6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

    7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

    8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

    Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Следует отметить, что до вступления Кодекса об административном судопроизводстве в Российской Федерации в силу административные дела указанных категорий рассматриваются в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Новая отрасль процессуального права вводится в систему действующего законодательства Российской Федерации для обеспечения доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел и укрепления законности в данной сфере.

    В соответствии с Кодексом право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов гарантируется каждому заинтересованному лицу.

    Административное судопроизводство построено на принципах независимости судей, равенства всех перед законом и судом, законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, осуществлении судопроизводства и исполнении судебных актов по административным делам в разумный срок, гласности и открытости судебного разбирательства, непосредственности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

    Статьей 39 Кодекса предусмотрены полномочия прокурора в административном судопроизводстве. Согласно закону прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

    В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

    В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление (об отказе от иска) без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

    Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных законом. Прокурор не дает заключение по делу, если дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

    Кроме того, разделами кодекса подробно регламентированы меры процессуального принуждения, общие правила производства в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций, особенности производства по отдельным категориям административных дел, порядок проведения упрощенного (письменного) производства по административным делам, а также процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом.

    "