О технологии создания резной иконы. Деревянные Резные Иконы. Приступаем к резьбе

Мастер-Класс "Объемная деревянная икона"

ИСТОЧНИК -


Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду - не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации "История резной иконы" .

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка


с изображением Ангела-Хранителя


нам понадобится:


  • липовая доска

  • стамески для резьбы по дереву

  • наждачная бумага

  • карандаш простой, линейка, циркуль

  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага

  • морилки на водной основе (можно и без них)

  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)

  • кисти мягкие (белка, колонок)

  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи - птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.



Следующий шаг - выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.



Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро - здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.


Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы - это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.



Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.



Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).



Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.



Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.


Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.



Далее - нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.



Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.


Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.




Вот и все. Можно нести доску в храм - освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Удачи!


Мира Вам и добра.

Зачем нужны резные деревянные иконы? Почему, выбрав резной иконостас, вы точно не пожалеете? Во-первых, данный вид оберега – это неповторимая работа, выполненная мастером со всей душой. Во-вторых, изготавливают резные иконы, придерживаясь всех православных традиций. В-третьих, такое изделие прослужит вам очень долго, так как используется качественное дерево и лак для покрытия поверхности.

Резные иконы из дерева стали широко использоваться православными христианами давно, еще во время существования Руси. Их начали изготавливать именно из этого материала, так как раньше дерево было просто незаменимым в быту, все было деревянным: от столовой посуды до мебели. В то время резные иконы встречались даже в церквах, они были столь почитаемыми, как и писаные образы. О том, что дерево является незаменимым материалом, говорится и в библии, из-за этого его нередко называют «созданный богом». Вот и до наших времен дошла резьба по дереву, так как этот вид искусства, бесспорно, один из самых ярких его представителей.

Резные иконы из дерева

Древние ремесленники изготовляли не только резные иконы из дерева для церкви и домов, но и кресты,
моще вики, уменьшенные нательные образы и многие другие приспособления для храмов. Обычно изделия были сделаны из липы, сосны, дуба, березы, осины и других видов местных деревьев, которых всегда было много на территории Руси. Но мастера не останавливались на этом, и иконостасы деревянные резные могли быть изготовлены из привезенного дерева: кипарис, можжевельник, тис и другие виды.
Внешние вид резной иконостас имел примерно такой же, как и у писаных икон, а именно: расписанный темперой, покрытие из сусального золота, серебряная отделка, вставки из металла, недешевые ткани и дорогостоящие камни. Иконостасы деревянные резные изготавливали, используя натуральные такие природные пигменты, как масла, воски, олифа и др.
В семнадцатом веке было уничтожено большое количество христианской символики и изделий, литературных произведений. Все это сожгли дотла или измельчили на мелкие части. Но все-таки, как бы сильно не старался патриарх Никон стереть с лица земли этот вид искусства, людям удалось сохранить до нашего времени некоторые старые экземпляры. Резные иконы удалось уберечь от злосчастных рук некоторым отшельникам, приверженцам старых обрядов, но часть икон остались в целости благодаря тому, что находились в хороших семьях, которые жили в северной части России.

Купить резную икону

Резные деревянные иконы можно приобрести в нашем магазине, здесь вы увидите их огромный ассортимент. Икона сохранила свою ценность до сегодняшних дней, к тому же, она становится все более востребованной. Приобретение данного оберега – ответственный и серьезный момент, купить резную икону нужно именно у хороших мастеров или в проверенных магазинах, которые специализируются на этом. Наши мастера имеют огромный опыт в изготовлении любой церковной утвари.










Вместе с резной иконой Вы привносите в семью мир, гармонию и благополучие.

Сохранится в своем первоначальном виде на протяжении веков, а это значит, что Ваш подарок практически вечен.

Резные иконы пришли к нам из далекой Византии. Изначально иконы вырезались из камня, однако это было не очень практично и забирало много времени, потому большую популярность приобрели иконы, которые стали резаться из древесины ценных пород или же кости.

Такие иконы затем часто инкрустировали драгоценными металлами или же просто покрывали краской и лаком.

Мы выбрали оптимальный размер для домашней иконы 32х26х4см , глубина резьбы 2см. Она выглядит не мелко, добротно и красиво. По вашему желанию размеры могут быть другими.
Икона покрыта защитным лаком, окрашена, патинирована и позолочена. На задней части доски врезаны специальные шпонки, предотвращающие деформацию изделия в дальнейшем.

Стоимость резных икон из дерева.
Стоимость окрашенных резных икон размером 32х26х4 см (глубина резьбы 2 см) — 8500 руб. за шт.

Стоимость ростовых окрашенных резных икон размером 38х20х4 см (глубина резьбы 2 см) — 8500 руб. за шт.

Стоимость окрашенных резных икон размером 38х30х4 см (глубина резьбы 2 см) — 12500 руб. за шт.

Стоимость ростовых окрашенных резных икон размером 50х25х4 см (глубина резьбы 2 см) — 12500 руб. за шт

О наличии икон и возможных скидках узнавайте по тел. +7 903 759 5480

Возможно изготовление на заказ других икон. Время на производство и стоимость рассчитываются индивидуально, исходя из требований к заказу.

Все работы можно посмотреть в разделе

Звоните! +7 903 759 5480

если что-то не нашли пишите мне на почту: [email protected] и присылайте эскиз, макет, также возможно визуализировать в 3D любое Ваше изделие.

Именные иконы

Именная икона передает облик святого покровителя, чье имя носит человек. Многие верующие выбирают в подарок резную именную икону, несмотря на то, что такой заказ весьма недешевый. Сегодня прекрасная традиция дарить такие иконы, которые сопровождают человека всю жизнь. Поводом, как правило, служат крестины детей, дни рождения, свадьбы и т.д.

Резные именные иконы отличает разнообразие и уникальность исполнения. Мастер вкладывает душу в каждую икону, доводя ее до совершенства. Изготовленная им , будет существенно отличаться от подобного образа, сделанного раньше. И в этом особая ценность произведения.

Собираясь подарить человеку именную икону, нужно поинтересоваться, является ли он верующим или хотя бы сочувствующим, чтобы не оказалось, что ваш подарок «не к месту». Может случиться так, что подаренная, к примеру, станет для него началом новой жизни, в которой он обратится к Богу.

Заказанная в нашей мастерской, будет весьма уместна в день крестин, когда человек получает небесное благословение.

Чаще всего, такой подарок выбирают крестные родители . Наши мастера смогут изготовить удивительный подарок на Крещение, который будет пронизан душевной любовью и выполнен в православных традициях. В древней Руси такие иконы становились семейными реликвиями и после смерти человека продолжали охранять его потомков.

Глядя на работы наших мастеров, вы согреваете душу, и получаете исчерпывающее представление об уникальной резьбе икон, ведь это настоящее произведение Церковного искусства. Каждый верующий связан с именем святого, которое было дано ему при Крещении и по христианскому календарю празднует День Ангела в день, когда Православная Церковь почитает этого Святого.

Любая икона, в том числе и выполняется по всем древним канонам, вбирая в себя духовный опыт предыдущих поколений. Именно дерево, являясь природным материалом, способно оживить облик. Каждый верующий, как раньше, так и сегодня имеет хотя бы маленькую иконку, на которой изображен его Святой.

Неважно кому вы собираетесь подарить именную иконку, младенцу или взрослому человеку. Этот душевный подарок будет выгодно отличаться на фоне других.

Имя святого, который становится покровителем при крещении младенца, дает понять, чей облик должен хранить всю жизнь этого человека. Если вы не помните кто ваш святой покровитель, то должны выбрать имя, которое ближе всего к вам после вашего дня рождения. Определившись с выбором, вы можете обращаться к нам, и мы изготовим для вас резную именную деревянную икону. Профессионализм наших резчиков позволяет создавать настоящие шедевры резной деревянной пластики, например такие, как резная икона Матрона . По желанию вы можете расписать деревянную резную икону или оставить ее в натуральном цвете.

В любом доме она будет выглядеть уместно, в скромном и тихом уголке. Соприкасаясь с ней, вы будете чувствовать себя всегда защищенным.

Удобнее всего будет посетить нас покупателям из северных районов Московской области — г.Клин, Солнечногорск, Зеленоград, Химки, Лобня, Долгопрудный, Мытищи, Дмитров, Черная Грязь, Лучинино, Голиково, Лигачево.

Древние иконописцы использовали самые различные технологии для того, чтобы изготовить резные иконы , воплотить образы и лики, которые представали перед их взором после длительных молитвенных постов, предшествовавших началу работы. Верующий в Бога христианин, мастер по созданию образов не мог приступать даже к выбору доски без благословения свыше и получения разрешения отцов церкви.

История резных образов

История появления резных икон длинна и многообразна. Технология производства объемных барельефных изображений на камне была известна еще в древнем мире. Египетские, греческие и римские мастера камнерезы оставили замечательные образцы резных и скульптурных изображений. В большинстве случаев прототипами были боги, мифические и реальные герои. Христианские чудотворные иконы в свое время стали достойным продолжением традиций древности, художники использовали самые лучшие приемы и технические методы нанесения изображения.

Сегодняшнее производство резных икон значительно превзошло старинные образы по чистоте исполнения, применению современных технологий воссоздания изображения и профессионального инструмента. Само по себе объемное барельефное сечение пришло в нашу страну на заре принятия православия от художников великой Византийской Империи, которая еще в XI веке была известна мастерами объемного изображения, а резные иконы из дерева и камня были самыми распространенными в храмах и домах горожан. Об этом свидетельствуют летописи и хроники тех времен, а также результаты современных археологических раскопок византийских городов.

Во времена крещения Руси резные иконы из Константинополя, первоначально производившиеся из камня и более напоминавшие античные камеи, были наиболее ценными подарками и залогом дружбы между двумя большими государствами христианского мира.

Популярность резьбы на Руси

Древнерусскими мастерами впоследствии была перенята и усовершенствована техника обработки камня. Возможность украшения местными драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугами, золотом и серебром позволила делать резные иконы совершенными произведениями искусства. Благодаря достижению изумительных внешних эффектов образы обладали сильнейшим воздействием на верующих, позволяли внушать повиновение и смирение перед величием Бога. Стоимость таких икон была баснословной, и позволить иметь их могли только богатые храмы и монастыри, состоятельные вельможи, торговые люди и обеспеченные горожане.

Поэтому для получения более доступных в исполнении ликов для простого народа, сравнительно дешевых, быстрых в производстве резных икон стали использоваться местные материалы. С давних пор в наших краях самым доступным сырьем было дерево. Ценные породы древесины с определенными технологическими показателями стали отличным средством для выражения веры и художественного вдохновения мастеров. Время шло, а специфика и инструмент для работы усовершенствовались. К концу XV века ставшего пиком популярности резьбы и других прикладных искусств, резные иконы из дерева стали наиболее широко распространенными на православной Руси изображениями Спасителя, Божьей Матери и святых.

Неповторимый эффект дерева

Всем хорошо известно, насколько живым и теплым может быть любое изделие из дерева. Это связано не только с природными особенностями древесины, но и с потрясающей положительной энергетикой, которую несет такой образ в любую семью. Дом или квартира, даже небольшая комнатка, где находится такие изделия мастера, какими можно считать разнообразие ликов на резных иконах получает большую долю покоя, умиротворения, божьей благодати и добра. Благословенные лица, полные вселенской любви и всепрощения, взирающие с неподдельным теплом на нас, грешных в делах и мыслях становятся практически живыми.

Этот художественный эффект достигается при использовании древесины строго определенных пород, имеющих мощные годовые кольца с различными оттенками цветовой гаммы, присущей этому сорту дерева. Техника изготовления резных икон или как их еще называли «иконы на рези» сегодня позволяет получить изделия самого различного масштаба, назначения и выражения творческого осмысления христианских ценностей. Дерево эстетично всюду – от больших монументальных произведений до крошечных иконок, которые по православной традиции берут христиане с собой в дальнюю дорогу. Весьма интересным эффектом является инкрустация металлом, аппликации из различного по цвету дерева, а также создание подходящих по стилю и исполнению рам и окладов.

Породы дерева и их особенности

Мастер всегда выбирает наиболее качественную и отвечающую его требованиям и художественному замыслу древесину. Обычно используют самые разные сорта. Тем не менее, иконы из дерева резные и выжженные, наиболее часто производят из следующих пород:

  • Лиственные породы чаще всего представлены липой, которая проста и легка в работе, а произведения из нее характерны особым теплым оттенком.
  • Доска из ольхи наиболее часто используется как имитация красного дерева, она отлично режется и полируется.
  • Березовый материал несколько сложнее в обработке, но прекрасно поддается лакированию и окраске. Резные иконы из дерева березы выглядят живыми и трогательными.
  • Для небольших образов с мелкими деталями отлично подойдут тополь и осина.
  • Древесину дуба и бука применяют для создания масштабных творений, которые будут служить многие десятки лет.
  • Доска из ореха, черешни, яблони и вишни позволяет создать неповторимые по эстетике резные иконы и достичь исключительного эффекта живого лица с возможностью точной проработки мельчайших деталей.
  • Чтобы создать монументальные произведения в стиле изысканных резных икон, большие по размерам и сюжетам образа, алтари и другие аксессуары храмовых комплексов используют сосну или ель высочайшего качества.

Особая эстетика и неповторимое тепло дерева позволит создать истинно живые образа и лики. Добро, свет божьей любви и непередаваемая благодать снисходит с них на верующего. Главным аспектом была и остается твердая вера и высокое мастерство художника, как и много веков назад.

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода . Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.