О войне выигранной, но неудачной. Русско-турецкая война (1877—1878)

ХОД СОБЫТИЙ

Невозможность мирными средствами улучшить положение христиан на Балканах, подъём национального самосознания в балканских странах привели к тому, что в апреле 1877 г. Россия объявила Турции войну. Русская армия форсировала Дунай, захватила Шипкинский перевал, после пятимесячной осады принудила турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне.

Численность российского экспедиционного корпуса на Балканах начале войны составляла около 185 тыс. человек, а к концу войны она достигла полумиллиона. Рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, привёл к выходу Османской империи из войны.

По итогам войны был заключен Сан-Стефанский прелиминарный договор. Однако его условия вызвали остро негативную реакцию великих держав, опасавшихся чрезвычайно возросшего влияния России на Балканах. Они вынудили Россию пойти на пересмотр договора, и он фактически был заменен подписанным на Берлинском конгрессе Берлинским трактатом 1/13 июня 1878 г. В итоге приобретения России и воевавших на стороне России за свою независимость балканских государств были сильно урезаны, а Австро-Венгрия и Англия получили даже определенные приобретения от войны, в которой не принимали участия. Была восстановлена государственность Болгарии, увеличена территория Сербии, Черногории и Румынии. При этом турецкая Босния и Герцеговина отходили к Австро-Венгрии.

Заняв Тырнов, генерал Гурко собрал сведения о неприятеле и 28 июня двинулся на Казанлык, в обход Шипкин-ского перевала. В сильную жару и по горным тропинкам Передовой отряд прошел 120 верст в 6 дней. Двойная атака Шипки с севера (5 июля) и юга (6-го) успехом не увенчалась. Тем не менее известие о переходе Гурко за Балканы до того подействовало на турок, что занимавший Шипку их отряд покинул свою прекрасную позицию, бросил на перевале всю свою артиллерию и отступил к Филиппополю.

7 июля Шипка была взята без боя. Мы лишились около 400 человек и захватили на перевале 6 орудий и до 400 пленных. […]

К вечеру 17-го отряды Гурко вошли в соприкосновение с противником. 18-го и 19-го произошел ряд боев, для нас в общем удачных. 4-я стрелковая бригада прошла за сутки 17 – 18 июля по горам 75 верст. 18 июля у Ени-Загры стрелки сбили турецкий отряд, захватив 2 орудия и потеряв 7 офицеров, 102 нижних чина. 19 июля произошел упорный бой у Джуранлы, где мы лишились 20 офицеров, 498 нижних чинов, но перебили до 2000 турок. При Эски-Загре болгарское ополчение лишилось 34 офицеров и 1000 нижних чинов, здесь лег весь цвет офицерства туркестанских стрелков. Однако мы потерпели неудачу у Эски-Загры, где было разгромлено болгарское ополчение. 19 июля войска Гурко отошли к Шипке и Ханикиою. Они рисковали оказаться в безвыходном положении, но Сулейман не преследовал, увлекшись избиением болгарского населения, и мы могли сохранить Шипку. Это было единственным, зато крупным положительным результатом летнего перехода Балкан: удержав Шипку, мы разъединили действия всех трех турецких армий. Слабый числом отряд Гурко сделал все, что мог сделать, и с честью вышел из своего затруднительного положения. […]

Потеряв 19 дней после дела под Эски-Загрой (когда он мог почти беспрепятственно овладеть Шипкой), Сулейман 7 августа с 40000 при 54 орудиях подошел к Шипкинскому перевалу. Войска Радецкого, защищавшие Балканы, а кроме того имевшие задачей прикрывать левый фланг Плевненской группы и правый – Рущукского отряда, были разбросаны на фронте 130 верст от Сельви до Кесарева. На самой Шипке находилось 4000 человек (Орловский полк и остатки болгарского ополчения) при 28 орудиях. Потратив еще один день, Сулейман штурмовал 9 августа в лоб сильнейшую часть русских позиций на перевале.

Так началось знаменитое шестидневное шипкинское сражение. Атаки следовали за атаками, табор шел за табором. Расстрелявшие свои патроны, томимые жестокой жаждой, защитники «Орлиного гнезда» – орловцы и брянцы – отбивались камнями и прикладами. 11 августа Сулейман уже торжествовал победу, но тут в решительную минуту, как гром с ясного неба, грянуло «ура!» 4-й стрелковой бригады, молниеносным маршем прошедшей 60 верст в сорокаградусный зной. Шипка была спасена – и на этих раскаленных утесах 4-я стрелковая бригада заслужила свое бессмертное наименование «Железной бригады».

Сюда прибыла 14-я дивизия генерала Драгомирова, сам Радецкий лично стал управлять боем, и 13 августа горнисты сулеймановских таборов заиграли отбой. 9 августа мы имели к вечеру 6000 человек, у штурмовавших турок было 28000 и 36 орудий. 10 августа Радецкий двинул на Шипку резервы; турки, отраженные накануне, весь день вели артиллерийский бой. 11 августа было критическим днем. Русская позиция была охвачена с трех сторон. 16-й стрелковый батальон подоспел в критический момент на крупах казачьих лошадей, с места ринувшись в штыки. 12 августа подошла 2-я бригада 14-й дивизии, а 13 августа и Волынский полк. Радецкий перешел в контратаку (лично повел в штыки роту житомирцев). 13 и 14 августа велись бои с переменным успехом. Был ранен Драгомиров, а командир 2-й бригады 9-й дивизии генерал Дерожинский убит. Наш урон: 2 генерала, 108 офицеров, 3338 нижних чинов. Турки показали свой в 233 офицера и 6527 нижних чинов, но на самом деле он вдвое больше - в письме Сераскириату Сулейман требовал срочно 12000 - 15000 человек на пополнение убыли. Чтобы иметь понятие об условиях защиты Шипки, достаточно заметить, что воду для наших раненых приходилось доставлять за 17 верст!

ОГРАНИЧЕНИЯ НА МОРЕ

С начала русско-турецкой войны 1877–1878 гг. энергия, изобретательность и настойчивость Макарова нашли новое применение. Как известно, в силу Парижского трактата 1856 г., Россия была лишена права иметь в Черном море боевой флот, и хотя этот трактат и был в 1871 г. аннулирован, все же создать к началу русско-турецкой войны сильный военный флот на Черном море Россия не успела и, кроме плавучих батарей, деревянных корветов и нескольких шхун, ничего там не имела. Турция же к этому времени располагала большим флотом с сильной артиллерией. На Черном море она могла использовать 15 броненосцев, 5 винтовых фрегатов, 13 винтовых корветов, 8 мониторов, 7 бронированных канонерских лодок и большое число мелких судов.

Соотношение сил на Черном море было далеко не в пользу России. Нужно было при малочисленности морских сил найти эффективные методы борьбы с сильным флотом Турции. Решение этой проблемы было найдено Макаровым.

КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТ МАКАРОВ

В конце 1876 г. выяснилась неизбежность войны с Турцией. Макаров получил в командование пароход "Великий князь Константин". После упорной борьбы он осуществил свою идею вооружить пароход быстроходными минными катерами, поднимаемыми на специальных шлюпбалках, и поставил на нем артиллерию из 4-дюймовых нарезных орудий и одной 6-дюймовой мортиры.

Сперва катера были вооружены шестовыми и буксирными минами, для использования которых требовалось, чтобы катер приближался почти вплотную к неприятельскому судну.

Первая атака такими минами была произведена 12 мая 1877 г. на турецкий сторожевой пароход. Мина коснулась его борта, но не взорвалась из-за неисправности запала (как показало исследование, 30% запалов не взрывалось вследствие небрежной их выделки). Сулинская атака 9 июня также не удалась. 24 августа была произведена минная атака на Сухумском рейде: турецкий броненосец получил повреждение, но не затонул и был отведен турками на буксире в Батум. Хотя в Николаеве на складе были самодвижущиеся мины [торпеды] Уайтхеда, их отпустили Макарову лишь в июле 1877 г., т.е. почти через четыре месяца после начала войны, считая, что мины, стоившие по 12000 рублей за штуку, "слишком дороги, чтобы их тратить".

Торпедная атака, предпринятая в ночь на 28 декабря, не удалась: торпеды не попали в неприятельский броненосец и выскочили на берег. Зато следующая торпедная атака увенчалась успехом. В ночь на 26 января 1878 г. на Батумском рейде был атакован и потоплен турецкий сторожевой пароход.

Самым блестящим делом Макарова было отвлечение неприятельского броненосца, назначенного сторожить отряд полковника Шелковникова (последнему предстояло отступить под давлением превосходящих сил турок по узкой дорого, шедшей по краю отвесного, возвышавшегося над морем утеса). Макаров вызвал погоню броненосца за "Константином", а в это время Шелковников, не замеченный, провел свой отряд без всяких потерь.

За блестящие действия парохода "Константин" Макаров получил высшие в его чине боевые награды (Георгия 4-й степени и золотое оружие) и был сверх того произведен в чин капитан-лейтенанта, а затем капитана 2-го ранга и удостоен звания флигель-адъютанта.

САН-СТЕФАНСКИЙ ПРЕЛИМИНАРНЫЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР

Блистательная Порта будет иметь право пользоваться проходом чрез Болгарию для перевоза по определенным путям войск, военных припасов и провианта в области, находящиеся за пределами Княжества, и обратно. В течение трех месяцев со времени ратификации настоящего акта, во избежание затруднений и недоразумений в применении сказанного права, условия пользования им будут определены, по соглашению Блистательной Порты с управлением в Болгарии, особым уставом, обеспечивающим, между прочим, военные нужды Блистательной Порты.

Само собой разумеется, что вышеозначенное право распространяется исключительно на оттоманские регулярные войска, иррегулярные же – баши-бузуки и черкесы – безусловно будут исключены из него. […]

СТАТЬЯ XII

Все крепости на Дунае будут срыты. Впредь на берегах этой реки не будет более укреплений; не будет также в водах румынского, сербского и болгарского княжеств военных судов, кроме обычных стационеров и мелких судов, предназначаемых для надобностей речной полиции и таможенного управления. […]

СТАТЬЯ XXIV

Босфор и Дарданеллы будут открыты, как во время войны, так и во время мира, для торговых судов нейтральных держав, приходящих из русских портов или отправляющихся в оные. Вследствие сего Блистательная Порта обязуется впредь более не установлять недействительной блокады портов Черного и Азовского морей, как несоответствующей точному смыслу декларации, подписанной в Париже

Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор Сан-Стефано, 19 февраля/3 марта 1878 г. // Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., 1952 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/stefano.htm

ОТ САН-СТЕФАНО К БЕРЛИНУ

19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор. По его условиям Болгария получила статус автономного княжества. Сербия, Черногория и Румыния обрели полную независимость и значительные территориальные приращения. России возвращалась Южная Бессарабия, отторгнутая по Парижскому договору, и передавалась Карсская область на Кавказе.

Временная русская администрация, управлявшая Болгарией, разработала проект конституции. Болгария провозглашалась конституционной монархией. Гарантировались права личности и собственности. Русский проект был положен в основу болгарской конституции, принятой Учредительным собранием в Тырново в апреле 1879 г.

Англия и Австро-Венгрия отказались признать условия Сан-Стефанского мира. По их настоянию летом 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, России и Турции. Россия оказалась в изоляции и была вынуждена пойти на уступки. Западные державы категорически возражали против создания единого Болгарского государства. В итоге Южная Болгария осталась под властью Турции. Русским дипломатам удалось добиться лишь того, что в состав автономного Болгарского княжества были включены София и Варна. Территория Сербии и Черногории была значительно урезана. Конгресс подтвердил право Австро-Венгрии оккупировать Боснию и Герцеговину.

В докладе царю глава русской делегации канцлер A.M. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере!» Царь пометил: «И в моей тоже».

Берлинский конгресс, несомненно, не украсил дипломатическую историю не только России, но и западных держав. Движимые мелкими сиюминутными расчетами и завистью к блистательной победе русского оружия, правительства этих стран продлили турецкое владычество над несколькими миллионами славян.

И все же плоды русской победы были уничтожены лишь отчасти. Заложив основы свободы братского болгарского народа, Россия вписала славную страницу в свою историю. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. вошла в общий контекст эпохи Освобождения и стала ее достойным завершением.

Боханов А.Н., Горинов М.М. с начала XVIII до конца XIX века, М., 2001. http://kazez.net/book_98689_glava_129_%C2%A7_4._Russko_-_ture%D1%81kaja_vojj.html

[…] СТАТЬЯ I

Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством е.и.в. султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию. […]

СТАТЬЯ III

Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав. Ни один из членов династий, царствующих в великих европейских державах, не может быть избираем князем Болгарии. В случае, если звание князя болгарского останется незамещенным, избрание нового князя будет произведено при тех же условиях и в той же форме. […]

В основу государственного права Болгарии будут приняты следующие начала: Различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо, или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесел в какой бы то местности ни было. Всем болгарским уроженцам, а равно и иностранцам обеспечиваются свобода и внешнее отправление всякого богослужения; не могут быть также делаемы какие-либо стеснения в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами. […]

СТАТЬЯ XIII

На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточной Румелии» и которая останется под непосредственною политическою и военною властью е.и.в. султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина. […]

СТАТЬЯ XXV

Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией. […]

СТАТЬЯ XXVI

Независимость Черногории признается Блистательной Портой и всеми теми высокими договаривающимися сторонами, которые еще ее не признавали. […]

СТАТЬЯ XXXIV

Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Сербского княжества […]

СТАТЬЯ LVIII

Блистательная Порта уступает Российской империи в Азии территории Ардагана, Карса и Батума, с портом последнего, равно как и все территории, заключающиеся между прежней русско-турецкой границей и следующей пограничной чертой. […]

Долина Алашкерта и город Баязет, уступленные России статьей XIX Сан-Стефанского договора, возвращаются Турции. […]


Во время русско-турецкой войны 1878- годов применялось два вида оружия: холодное -клинковое и огнестрельное -винтовки.По техническим характеристикам винтовки разделялись на две группы: однозарядные под унитарный патрон и многозарядные (магазинные). Однозарядные винтовки были на вооружении враждующих сторон,многозарядные только у иррегулярных формированиях и добровольцев(башибузуков). ВИНТОВКА БЕРДАНА №2 обр. 1870 г. Именно это ружье калибром 10.67 мм и стало той самой знаменитой "Берданкой", продержавшейся на вооружении армии двадцать лет вплоть до 1891 года, когда на смену ему пришла не менее знаменитая "трехлинейка" калибра 7.62 мм (Винтовка Бердана), выработанная полковником американской службы Хайремом Берданом совместно с командированными в Америку русскими офицерами полковником Горловым и капитаном Гуниусом, - была принята в России для вооружения стрелковых батальонов; а образец 1869 г. - для вооружения всех вообще частей русских войск.

Винтовки и карабин системы Бердан-2 образца 1870 г.: 1 - пехотная винтовка, 2 - драгунская винтовка, 3 - казачья винтовка, 4 - карабин.

штык к винтовке бердан№2

Лучшая винтовка Европы

Бердан-2 обр. 1870 года

M1868 Russian Berdan I: На вооружении турецкой армии применялись австрийские винтовки систем Венцеля (Венцля) обр. 1867 года и Вердля обр.1877 года.

Австрийская винтовка системы Венцеля (Венцля) обр. 1867

Австрийская винтовка системы Вердля 1877 года

Также турецкая армия была снабжена винтовками системы Снайдера и винтовками конструкции Мартини.


Казнозарядная винтовка системы Снайдера образца 1865 г. с откидным затвором, Англия
Казнозарядная
винтовка
системы Мартини - Генри образца 1871 г. с качающимся затвором (фрагмент). Англия

Источник: http://firearmstalk.ru/forum/showthread.php?t=107 Башибузуки и турецкая регулярная кавалерия применяли американские винтовки и карабины систем Генри и Винчестера с подствольным трубчатым магазином.Американское ружье Винчестера явилось одной из первых систем оружия под металлический патрон. Оно было сконструировано, однако, вовсе не Винчестером, а американским оружейником и инженером Б. Т. Генри под специальный металлический патрон бокового огня калибра 44 (11,2 мм). В 1860 г. он уступил патент и все права на это ружье фирме «Нью Хэвен Арме Компании"" принадлежавшей О. Ф. Винчестеру. Сам же Генри стал директором фабрики Винчестера, и это оружие начало именоваться по имени владельца фирмы; с 1867 г. и фабрика стала называться «Винчестер Репитинг Арме Компания. В 1866 г. наполнение патронами магазина стало производиться через зарядное отверстие в ствольной коробке, а не с передней части магазина, как было вначале у Генри. Магазинка Винчестера отлично зарекомендовала себя в период Гражданской войны в Америке (1861- 1865 гг.), а позднее - как охотничье ружье. http://corsair.teamforum.ru/viewtopic.php?f=280&t=1638

винчестеры

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов широко применялось боевое клинковое оружие - ятаганы, палаши и сабли.В литературе ятаганами иногда называют скимитары и сабли, а иногда это название закрепляется исключительно за кинжалами янычар. Это неправильно. Ятаганом можно называть только оружие с небольшим двойным изгибом. Длина клинка могла быть разная. У янычар ятаганы действительно были короткими, но кавалерийские образцы могли иметь клинки длиной до 90 см. Вес же ятаганов, независимо от их размеров, составлял, как минимум, 0.8 кг. При меньшем весе оружием становилось трудно рубить.

ятаган

Ятаган. Балканы, начало 19 века.

Ятаган в ножнах. Турция. 19 век.


Ятаганом можно было колоть, рубить и резать. Причем рубящие удары наносились верхней частью клинка, а режущие нижней - вогнутой - частью. То есть резали ятаганом, как шашкой или катаной, поэтому гарды он не имел. Но была разница. На ятаган не требовалось наваливаться двумя руками, как на японский меч, его не надо было медленно вести, как шашку. Пешему бойцу достаточно было резко дернуть ятаган назад. Всадник же должен был его просто удерживать. Остальное, что называется, было делом техники. Вогнутый клинок “вгрызался” во врага сам. А чтобы ятаган не вырвался из руки, его рукоятка снабжалась ушами, плотно охватывающими кисть бойца сзади. У наиболее тяжелых образцов под обычной рукояткой располагался упор для второй руки.
О пробивной силе ятаганов достаточно сказать, что даже 50-сантиметровые кинжалы янычар пробивали рыцарские латы.(www.mirf.ru/Articles/art) ПАЛАШ (польск. Palasz, нем. Pallasch, венг. pallos, от тур. pala - меч, кинжал), рубящее и колющее холодное оружие с прямым и длинным клинком.

Палаш_Осман-паши

Может иметь двустороннюю (ранние образцы), одностороннюю и полуторную заточку. Длина клинка - до 85 см. К началу 19 века на вооружении русской армии было несколько образцов палашей: гвардейские кирасирские палаши, армейские кирасирские палаши, драгунские палаши, за исключением драгун на Кавказе, которые вооружались саблями. Конная артиллерия также имела особые конно-артиллерийские палаши.

Палаш морской офицерский образца 1855/1914. Россия. 19 век.
Дина клинка - 83,3 см;
Ширина клинка - 3 см;
Общая длина - 98 см.
Клинки русских палашей с первого десятилетия 19 века были только однолезвийными. В первой трети 19 века были унифицированы различные типы палашей: драгунский образца 1806 года, кирасирский образца 1810 года и заменивший его кирасирский образца 1826 года. Палаши были на вооружении кирасир до переформирования их в драгуны в 1882 году, после чего палаши остались только в некоторых воинских частях в качестве парадного оружия.Морской палаш является разновидностью кавалерийского, он отличается несколько изогнутым, но чаще прямым клинком и наличием на боевом конце с обеих сторон косо поставленных ребер, являющихся продолжением обуха и доходящих до острия.

Палаши кирасирские офицерские образца 1826 г. Изготовлены в 1855 и 1856 гг. Златоуст.

Морской палаш использовался с 16 века в качестве абордажного оружия. В России морские палаши были введены на флоте при Петре I. Русские морские палаши 19 века отличаются от кавалерийских меньшими размерами, формой клинков и эфесов. Большое количество морских палашей было изготовлено в Златоусте в 1852-1856 годах и позднее.
http://www.megabook.ru

Русская кавалеристская сабля образца 1827года, кладенец

"Сабли и тесаки пехотные. Златоустовская оружейная фабрика, середина XIX века
Cвой вклад в разгром турецких войск внес военно-морской флот России.Вице-адмирал Российского Флота Степан Осипович Макаров (1848-1904 гг.) сыграл огромную роль в становлении морского подводного оружия на флоте России. К его заслугам в этом деле необходимо отнести, в первую очередь, идею создания минных катеров (прообраза миноносцев) и вооружение их шестовыми минами, а в дальнейшем и торпедами; модернизацию шестовых мин с применением кормового крепления; создание буксируемых мин «крылатка». В тактике ведения боевых действий Степан Осипович впервые применил мины как наступательное оружие у берегов неприятеля во время русско-турецкой войны 1877- 1878 гг., и провел первую боевую атаку неприятельского корабля торпедами Уайтхеда. Макаров оказал неоценимую помощь своему флагманскому минеру К. Ф. Шульцу в создании первого в мире трала.Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. катера с шестовыми минами, усовершенствованными С. О. Макаровым, широко применялись в русском флоте. Ими был потоплен турецкий монитор Сельфи. Тогда же С. О. Макаров разработал и с успехом применил мину-крылатку, буксируемую катером. Такой миной был подорван турецкий броненосец Ассари. были созданы торпедные катера и миноносцы.
Идея создания торпедных катеров принадлежит талантливому русскому адмиралу С. О. Макарову, который первый применил торпеды в боевой обстановке с катеров, специально оборудованных для торпедной стрельбы. Россия, первая оценившая значение этого нового оружия, построила несколько миноносок водоизмещением 12 т. торпеды и удачное применение мин русским флотом в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. произвело сильное впечатление на морские круги других государств, обладавших большим числом крупных кораблей, повидимому, беззащитных против этого нового оружия, так как казалось, что сильная артиллерия и толстая броня - ничто перед малым по величине судном, несущим гибель крупному кораблю. (ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Техника и вооружение ]-- Шершов А)

Вооружение русской армии в Русско-Турецкую войну 1877 г.

Крайне напряженная деятельность русских оружейников после Севастопольской войны не оказалась безрезультатной; русская армия имела одну из наилучших по тому времени систем, а именно Бердана № 2. Перевооружение шло, однако, очень медленно. Винтовка Бердана № 2 была утверждена в 1870 г., а между тем к началу Русско-Турецкой войны 1877–1878 гг. вследствие промышленной отсталости царской России большая часть армии была вооружена переделочными винтовками Крнка и Карле. Винтовки Бердана успели получить, кроме стрелковых частей, только несколько корпусов, и прежде всего гвардия и гренадеры. Они, однако, были отправлены на фронт лишь в середине войны, после понесенных русскими неудач.

Турецкая армия также была вооружена двумя системами: переделочными винтовками Снайдера, калибром 14,7 мм (5,77 лин.), с откидным затвором наподобие откидного затвора Крнка и новыми, калибром 11,43 мм (4,5 лин.), системы Пибоди-Мартини с качающимся затвором, весом со штыком 4,8 кг (рис. 82 и 83 представляют эту винтовку с закрытым и открытым затвором).

Винтовки русские и турецкие были по своим качествам довольно близки между собой, отличие заключалось лишь в нарезке дистанций прицела. Как уже было указано выше, для 6-линейных пехотных винтовок был принят прицел с наибольшей прицельной дальностью до 600 шагов и для стрелковых - до 1 200 шагов; у турецких же войск переделочные винтовки Снайдера имели дальность до 1 400 шагов; новые винтовки Бердана имели прицел до I 500 шагов, а новые турецкие - винтовки Пибоди-Мартини - до 1 800 шагов.

Турецкие войска имели возможность открывать огонь с более дальних расстояний, нанося большие поражения нашим войскам. Опыт войны показал полную ошибочность отсталых взглядов русского командования, что основным видом огня все еще является огонь залпами из сомкнутого строя на близкие расстояния; вскоре после войны прицел к берданке был изменен для стрельбы до 2 250 шагов.

Некоторые недостатки в оружии и надежды разбить турецкие армии, имея недостаточное количество войск, были причиной отдельных неудач этой кампании; эти неудачи главным образом произошли при неоднократных кровопролитных атаках Плевненских позиций, которые были заняты армией Османа-паши, угрожавшей правому флангу продвигающихся в южном направлении русских войск.

Третий штурм был предпринят главнокомандующим русской армией - братом императора Александра II, прибывшим ко времени боев на позиции - в день его именин. В дни этого неудачного штурма (7-13 сентября 1877 г.) русские войска понесли ужасающие потери. О них была сложена известная в то время песня:

«Именинный пирог из начинки людской Брат готовит державному брату, А по Руси святой ходит ветер лихой И разносит крестьянские хаты…»

Несмотря на эти отдельные неудачи, русский народ и в этой войне выказал свои прежние боевые качества - беззаветное мужество, исключительные доблесть и выносливость. Подтверждением этому служат славные операции русской армии: переправа через Дунай под огнем турецких войск с боями у Систова, взятие крепости Никополя, а также города Тырнова - древней столицы Болгарии - у подножия Балканских гор, окончательный штурм Плевны в ноябре 1877 г. с пленением армии Османа паши, зимний переход через балканские кручи и ущелья, знаменитое «шипкинское сиденье», когда небольшие русские силы были атакованы армией Сулеймана-паши.

«Они стоят бестрепетней скалы И гордо ждут кровавой страшной встречи. Под градом пуль и ядер и картечи Они стоят, балканские орлы. Грохочут дни, огнем пылают ночи, Без устали борьба кипит кругом, Но не сломить врагам их дивной мочи, Не овладеть грозящим им гнездом…» Голенищев-Кутузов, «Орлы»

После разгрома всех турецких армий мир был заключен в Сан-Стефано, вблизи столицы Турции - Константинополя (ныне Стамбула).

Войны России с Турцией шли очень часто в период с XVII по начало ХХ вв. Эти противостояния имели большое значение для мировой истории и Европы. Потому как две самые большие в Европе империи сражались между собой за свои интересы и это не могло не привлекать внимание других передовых европейских держав которые очень боялись допустить большой победы с обширными завоеваниями одной державы над другой…

До 18 в. с Россией в основном сражалась не столько Турция, сколько её верный вассал Крымское ханство.

В середине 18 века на престол Российской империи взошла Екатерина Вторая. Императрицей достаточно серьёзно завладела идея захвата Константинополя и освобождения его от исламских захватчиков, освобождение Балкан от Турции и создания в Малой Азии Славянской империи с центром в Константинополе.

Соответственно, фактически главой Царьграда должна была стать Россия, а это был очень важный торговый город в Средиземном море. Как плацдармы для наступления на столицу османов Россией были выбраны Кавказ и Крым, которые надо было покорить. Крым был провинцией Турков, а на Кавказ они оказывали большое культурное и религиозное влияние.


Крымские татары издавна мучили своими набегами южные земли России. От турок на Кавказе очень мучились христиане - грузины и армяне. Россия решила им помощь, реализуя при этом и свои интересы. Первыми из кавказских народов в состав Российской империи вошли православные осетины в 18 в., затем была присоединена Грузия. Позднее Армения и Азербайджан были отвоёваны у Персии.

В 18 и 19 вв. было много войн между русскими и турками. Доблестно в войнах середины и конца 18 в. себя показал Александр Васильевич Суворов. Чего стоит гениальнейший захват крепости Измаил, разработанный и реализованный им.

В результате войн с османами в 18 в. Россия заполучила такие территории, которые сейчас называются как Краснодарский край и Крым. Одна из выдающихся побед русского оружия произошла в ходе русско-турецкой войны в 1774 г., благодаря героическим действиям отряда полковника Платова.


С.П. Шифляр "Штурм Измаила"

Очень важным было присоединение Крыма, так как эта территория имела важное торговое и стратегическое положение, но и ко всему прочему там было ликвидировано Крымское ханство, которое несколько столетий мучило Россию своими набегами. На территории Крыма было построено много городов названных на греческий лад: Севастополь, Феодосия, Херсонес, Симферополь, Евпатория.

Русско-турецкие войны 18 века

Русско-турецкая война 1710-1713 гг. (правление Петра I). Ни той не другой стороне не удалось одержать решительного успеха, но все же эта война закончилась скорее поражением России и в итоге мы вынуждены были уступить туркам г. Азов, ранее занятый у них.

Война 1735-1739 гг. (правление Анны Иоановны). Итоги: Россия получила г. Азов, но не смогла завоевать права иметь свой флот в Черном море. Таким образом большого успеха не добилась ни та, ни другая сторона как в битвах, так и при дипломатических переговорах.

Русско-турецкая война 1768-1774 гг. (правление Екатерины II). Россия одержала большую победу над турками в данной войне. В итоге в состав России вошли южная часть Украины и Северный Кавказ. Турция потеряла Крымское ханство, которое официально к России не отошло, но впало в зависимость от Российской Империи. Русские торговые корабли получили привелегии в Черном море.


Штурм Очакова . Гравюра А. Берга 1791 г.

Война 1787-1792 гг. (правление Екатерины II). Война окончилась полной победой России. По итогом, которой мы получили Очаков, Крым официально вошел в состав Российской империи, граница между Россией и Турцией отодвинулась к реке Днестр. Турция отказвывалась от своих притензий на Грузию.

Освобождение православных стран от османского ига, война с Турцией 1877-1878 гг.

В 1828 году Россия вновь ввязалась в войну с Турцией. Итог войны - освобождение Греции в 1829 г. от более чем трёхсотлетнего османского владычества.

Самую большую роль Россия внесла в освобождение славянских народов от турецкого ига.Произошло это в русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

Эта война запомнилась небывалыми подвигами русских солдат, чего только стоит переход через Шипкинский горный перевал зимой и оборона крепости Баязет в жуткую жару и без воды. Очень здорово в этой войне себя показал генерал Скобелев. К русским войскам присоединялись болгарские ополченцы, помогали нам румынские войска, а так же другие славянские народы, находившиеся под покровительством Османской империи.


Очень характерным примером самоотверженности русских солдат была оборона Шипки, о которой стоит рассказать подробнее. Небольшой русский отряд вместе с болгарскими ополченцами держались на шипкинском горном перевале, их общая численность составляла 4 тыс. человек. С целью завладеть этой стратегической местностью турецкий полководец Сулейман-Паша выставил против защитников Шипки 28-тысячный отборный отряд.

В августе 1877 г. за шипкинский перевал между русскими и турками состоялась битва. Русские упорно отбивали вражеский напор и в первый день этой битвы к ним присоединился Брянский полк численностью примерно в 2 тыс. чел.

Наши войны сражались отчаянно, но вскоре русский отряд стал очень сильно страдать от нехватки боеприпасов и турки уже начали теснить русских. Из последних сил наши солдаты стали от них отбиваться камнями и на время задержали неприятеля.

Этого времени и хватило защитникам Шипки, чтобы продержаться и дождаться подкрепления, совместно с которым они отбили турецкий натиск. После чего османы, понесшие огромные потери на данном участке, уже так решительно не действовали. Русским отрядом, защищавшим Шипку командовали генералы Драгомиров и Дерожинский. В этом кровопролитном сражении первый был ранен, а второй убит.


Не сдавались и турки в этой войне. Город Плевну русские взяли только с четвертого раза. После чего наша армия совершила удачный и совершенно неожиданный для врагов переход через Шипку зимой. Русские войска освободили от турок Софию, заняли Адрианополь и победоносно шли дальше на восток.

Наши войска были уже недалеко от беззащитного Константинополя, но к этому городу подошёл английский флот. Далее начались уже скорее политические действия нежеле военные. В итоге Александр II не рискнул захватывать Царьград, так как маячила опасность войны с англичанами, французами и австрийцами, которые очень боялись такого усиления России.

В итоге между русскими и турками был подписан мирный договор, по которому к России отошли турецкие города Карс, Ардаган, Батум, половина Бессарабии (Молдавии), Турция теряла Сербию, Черногорию, Боснию, Румынию, частично Болгарию.

Последний раз Россия и Турция встретились на поле битвы в первую мировую войну и тут русские побеждали осман. Но итогом этой коварной войны стала гибель таких великих монархических империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. Россия внесла неоценимый вклад в ослаблении и ликвидации османской экспансии в Европе и на Кавказе.

Итог войн с турками - освобождение Болгарии, Сербии, Греции, Грузии, Румынии, Боснии, Черногории и Молдавии от османского ига.

Русско-турецкие войны 19 века

Война 1806-1812 гг. (правление Александра I). Россия победила в этой войне. По мирному договору в состав Российской империи отошла Бессарабия (Молдавия, граница в Европе переносилась с р. Днестр на Прут до его соединения с Дунаем.

Война 1828-1829 гг. (правление Николая I). Это противостояние возникло в ходе войны Греции за свою независимость от Османской империи. Итог - полная победа России. В состав Российской империи вошла большая часть восточного побережья Черного моря (включая города Анапа, Суджук-кале, Сухум).


Османская империя признавала верховенство России над Грузией и Арменией. Сербия получала автономию, Греция стала независимой от Турции.

Крымская война 1853-1856 гг. (правление Николая I). Русские уверенно громили турок. Успехи насторожили Англию и Францию и те потребовали от нас остановить захват турецких территорий. Николай I отверг это требование и в ответ Франция и Англия вступили в войну с Россией на стороне Османской империи, позже к ним присоединилась и Австро-Венгрия. Союзная армия одержала победу в войне.

В итоге Россия возвратила Турции все захваченные у нее территории в этой войне, потеряла часть Бессарабии и была лишена права иметь военный флот в Черном море. * Россия вернула себе право иметь военный флот в Черном море после поражения, нанесенного Французам Пруссией в войне 1870-1871 гг.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. (правление Александра II). Русские одержали полную победу над османами. В итоге Россия получила в свои владения турецкие города Карс, Ардаган и Батум, вернула себе потерянную в предыдущей войне часть Бессарабии.

Османская империя потеряла почти все свои славянские и христианские владения в Европе. Независыми от Турции стали Сербия, Черногория, Босния, Румыния и частично Болгария.

Борьбу за море выиграл русский флот – он смог прикрыть свои берега и сохранил основные коммуникации. В то же время турки, имевшие многократное численное превосходство, не смогли надежно защитить даже мореплавание у собственных берегов, а успех их операций у Кавказского побережья оказался временным. Однако войны выигрываются не обороной и защитой коммуникаций, а наступательными действиями – к ним и намеревалось перейти русское флотское командование. Не имея возможности противостоять туркам в классическом морском бою, русские решили использовать новейшее корабельное оружие – мины.

Рождение минных катеров

К 70-м годам XIX века морские мины разделялись на неподвижные и подвижные. Первые ставились под водой на якоре на определенной глубине и взрывались либо от собственного ударного взрывателя, либо по электрическому кабелю с берега. Впервые они были применены в Крымской войне, активно использовались в ходе гражданской войны в США и используются до сих пор без принципиальных изменений.

Подвижные мины требовали носителя – небольшого катера, который бил в борт вражеского корабля длинным шестом с подвешенной к нему миной, либо подводил к противнику мину на буксире. В России эксперименты с минными катерами начались в 1862 году, когда генерал-майор барон Е. Б. Тизенгаузен предложил конструкцию шестовой мины, названную им «минным тараном» . Мина с зарядом в полтора пуда взрывчатки на шесте длиной 15 м испытывалась на канонерской лодке «Опыт» – ею была подорвана стоявшая на якоре шхуна «Метеор». В 1868 году в отчете комиссии адмирала Е. В. Путятина, проводившей испытания шестовых мин, уже говорилось о необходимости «безотлагательно… разработать вопрос о применении у нас подводных мин к миноносным судам» . К середине 1870-х годов на вооружении русского флота состояло около десяти типов шестовых мин с зарядом от 3,2 до 182 кг артиллерийского пороха. Такими минами предполагалось вооружать самые различные корабли – от малых катеров до канонерок и даже крейсеров.

Первый специальный минный катер, предназначенный для действий шестовыми минами, был построен в Англии в 1873 году – он имел водоизмещение в 7,5 т и огромную по тем временам скорость в 15 узлов. В России подобные катера начали заказываться заводу Берда с осени 1876 года, в преддверии войны с Турцией – они вооружались как шестовыми минами, так и буксируемыми минами-«крылатками». Последние были менее надежны и более сложны в использовании, но несколько безопаснее, так как не требовали подводить катер вплотную к цели.

Самодвижущаяся мина Уайтхеда

Главным недостатком подвижных мин оставалось крайне небольшое расстояние для атаки, делавшее корабли-носители этого оружия чрезвычайно уязвимыми не только для артиллерии, но даже для ружейного огня. Это подталкивало к созданию мины, способной достичь вражеского корабля самостоятельно. Такое оружие разрабатывалось в разных странах, но наибольшего успеха достиг английский инженер Роберт Уайтхед, работавший в мастерских австрийского порта Фиуме – ему первому удалось создать надежное и технологичное гидростатическое устройство, позволявшее мине устойчиво двигаться на заранее заданной глубине.

«Рыбовидное торпедо» Лупписа-Уайтхеда впервые было испытано в Австрии в 1868 году. Годом позже патент на производство самодвижущихся мин купила Англия, в 1872 году партию этого оружия приобрела Франция, в 1873 году – Италия и Германия. В России адмирал А. А. Попов настаивал на завершении разработки отечественной самодвижущейся мины системы И. Ф. Александровского, поэтому контракт с Уайтхедом был заключен лишь в марте 1876 года. До конца года в Россию были поставлены первые три партии торпед (20 штук), в 1877 году – еще 55 экземпляров, в 1878 году – 25. Новое оружие было очень дорогим, поэтому для войны с Турцией его… попросту не выдали.

Минные катера отправляются на Дунай

В конце 1876 года началась массовая отправка на Дунай минных катеров – они должны были действовать только шестовыми и буксируемыми минами. От железной дороги катера приходилось доставлять на подводах, поэтому на Нижний Дунай они прибыли только к началу боевых действий (в середине апреля), а на Среднем Дунае их сосредоточение завершилось в начале июня. Из состава Балтийского и Черноморского флотов были выделены специальные отряды моряков (Балтийский – 445 человек, Черноморский – 200 человек), предназначенные для укомплектования Дунайской речной флотилии. Уже в ноябре 1876 года оба отряда были отправлены в Кишинев в распоряжение командующего русской армией в Бессарабии.

Турки держали на Дунае сильную Дунайскую эскадру под командованием адмирала Мехмет Арифа-паши, основу которой составляли башенные броненосные корветы «Лютф-ю Джелиль» и «Хивз-ур Рахман», стоявшие в Тулче. Это были крупные мореходные корабли водоизмещением по 2540 т, защищенные броневым поясом толщиной до 140 мм. Каждый из них нес по два 229-мм и два 178-мм дульнозарядных орудия, а также одну 120-мм казнозарядную пушку.

Кроме того, здесь находились малые речные мониторы «Хизбер» и «Сейфи» (404 т, по два 120-мм дульнозарядных орудия), а также пять бронированных канонерок типа «Фетх-уль-Ислам» (335 т, по два 150-мм дульнозарядных орудия). Оба монитора и канонерка «Семендире» стояли в порту Сулин в самом устье Дуная, остальные корабли размещались выше по реке: в Мачине – колесные пароходы «Килиджи Али» и «Аркадион», в Габрово – бронированная канонерка «Фетх-уль-Ислам», деревянная канонерка «Аккия» и колесный пароход «Хайредан». В Силистрии стоял колесный пароход «Ислахат», в Рущуке – бронированные канонерки «Бопортлен» и «Искодра», деревянные канонерские лодки «Варна» и «Шефкет-Нума». В Видине находились бронированная канонерка «Подгорице», железная канонерка «Сунна» и колесный пароход «Нусретие». Кроме того, в Дунайской эскадре имелось 9 транспортных пароходов и два десятка мелких судов.

Однотипный с «Сейфи» турецкий речной монитор «Хизбер», 1875 год.
B. Langensiepen, A. Guleryuz, J. Cooper. The Ottoman Steam Navy 1828–1923

Главным недостатком турецких кораблей было отсутствие горизонтального бронирования – лишь мониторы типа «Хизбер» в дополнение к 76-мм борту несли 32-мм броневую палубу.

Основные базы турецкой эскадры находились в Сулинском гирле и Мачинском рукаве Дуная – вне видимости русских наблюдателей с левого берега реки. Вместе с Дунайской армией Абдулкерима Надир-паши и цепью крепостей эскадра должна была помешать русским и румынским войскам форсировать Дунай и вторгнуться в Добруджу и Болгарию. Таким образом, успех сухопутной кампании целиком зависел от победы в речной войне.

Начало минной войны

Боевые действия начались 12 (по новому стилю – 24) апреля 1877 года, когда русские войска вступили в Румынию, формально вассальную османскому султану. К середине мая была занята почти вся территория Румынии по левому берегу Дуная.

Турки не собирались защищать северный берег Дуная, но сама линия реки по границе с Болгарией прикрывалась цепью мощных крепостей: Видин, Никопол, Рущук, Туртукай, Силистра. Главным местом переправы была назначена Зимница, лежащая между Никополом и Рущуком – сюда были стянуты основные силы русской армии. Помощь в форсировании реки оказывала Дунайская речная флотилия, основу которой составили переброшенные по суше паровые катера, вооруженные шестовыми либо буксируемыми минами.


Общий ход боевых действий на европейском театре русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

Одновременно в нижнем течении Дуная против Добруджи действовал Нижнедунайский отряд в составе 14-го пехотного корпуса. Еще в апреле для его поддержки был сформирован и переброшен по морю в Килийское гирло Черноморский отряд судов в составе 4 паровых минных катеров, 2 буксирных пароходов, приспособленных для постановки мин («Взрыв» и «Заграждение»), а также румынских судов: одной канонерской лодки, двух вооруженных пароходов и одного парового катера.

Уже в ночь с 17 на 18 (с 29 на 30) апреля Черноморский отряд в составе парохода «Заграждение» и нескольких гребных шлюпок под командой капитан-лейтенанта Беклешева поставил у Рени (в устье реки Прут) первое минное заграждение из 9 автоматических и 12 гальваноударных мин. 18 (30) апреля два паровых катера из состава отряда поставили на реке Серет ниже Браилова заграждение из 9 гальваноударных мин. Днем 18 (30) апреля отряд с катеров и гребных шлюпок поставил на реке Серет перед Барбошским железнодорожным мостом минное заграждение из 5 гальванических мин в одну линию (позже оно было усилено второй линией). Для прикрытия заграждений на левом берегу Дуная устанавливались крупнокалиберные полевые батареи.

Первые победы русских

29 апреля (11 мая) произошло одно из самых ярких событий той войны. Из низовьев Мачинского рукава вышли несколько турецких кораблей во главе с броненосцем «Лютф-ю Джелиль». Вскоре они вступили в перестрелку с русскими полевыми батареями у Браилова. В ходе перестрелки снаряд 229-мм полевой мортиры попал в незащищенную палубу турецкого броненосца. На корабле взорвались погреба, и он почти мгновенно затонул, а турецкая эскадра спешно укрылась в Мачинском рукаве. Это случайное попадание произвело огромное впечатление на русских моряков – 229-мм мортиры были сочтены настолько эффективным оружием, что ими пытались вооружать даже броненосец «Петр Великий».


Турецкий броненосный корвет «Лютф-ю Джелиль».

Однако корабли в контролировавшемся турками Мачинском рукаве все еще представляли серьезную опасность, поэтому 4 (16) мая отряд Дунайской флотилии в составе минных катеров «Ксения» (командир – лейтенант Шестаков), «Джигит» (командир – мичман Персин) и «Царевна» (командир – мичман Баль) вместе с пятью гребными шлюпками под огнем турецких судов выставил в нижней части Мачинского рукава (выше Браилова) заграждение из 32 гальванических мин в две линии. 12 (24) мая русские корабли произвели демонстративную постановку – на глазах у турок сбрасывали в воду на выходе из Мачинского рукава мешки с песком.


Минный катер «Ксения».

В ночь с 13 на 14 (с 25 на 26) мая русские моряки одержали первую победу. Отряд в составе четырех минных катеров («Царевич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна») вышел из Браилова в Мачинский рукав, чтобы атаковать место стоянки турецких судов. У Мачина катера обнаружили стоящий на середине реки монитор «Сейфи», а левее него – броненосную канонерку «Фетх-уль-Ислам» и вооруженный пароход «Килиджи Али». Катера развернулись в две колонны и под огнем противника атаковали вражеские корабли. «Царевич» ударил монитор шестовой миной в кормовую часть правого борта, а «Ксения» – в левый борт под башню. После второго взрыва «Сейфи» быстро затонул.


Потопление монитора «Сейфи» у Мачина в ночь с 13 на 14 мая 1877 года.

27 мая (8 июня) отряд судов в составе румынской канонерки «Великий князь Николай», а также минных катеров «Царевич» и «Ксения», вышедший из Гура-Яломицы к занятому турками Гирсову (ныне – румынский город Хиршова), встретил здесь турецкий монитор и атаковал его. Монитор счел за лучшее отступить, а катера преследовали его вплоть до Гирсова с целью определить зону огня турецкой береговой артиллерии, после чего вернулись назад. На следующий день те же корабли и катер «Джигит» обнаружили в верхней части Мачинского рукава две турецкие канонерки, которые сразу же отступили, открыв вход в рукав. После этого русские катера поставили в верховьях Мачинского рукава минное заграждение.

Из-за весеннего паводка форсирование Дуная было намечено на середину июля. Подготовка к операции началась за месяц: с 7 по 11 (с 19 по 23) июня по обе стороны от места намеченной переправы (между Систово и Никополом) были выставлены минные заграждения. При этом 8 (20) июня отряд под командованием капитана 1-го ранга М. Д. Новикова в составе 10 паровых катеров встретил у Парапан турецкий военный пароход «Эреклик», шедший со стороны Рущука. Пароход открыл по катерам и шлюпкам с минами картечный огонь и в ответ был атакован катером «Шутка» (командир – мичман Нилов). Атака прошла неудачно – пулями были перебиты электрические проводники к заряду шестовой мины, и она не взорвалась, даже ударившись о борт корабля. Решив не испытывать судьбу, «Эреклик» развернулся и ушел к Рущуку. В результате этой операции турецкие корабли оказались разделены и заперты в своих базах (Рущуке и Никополе). Интересно, что на «Шутке» в качестве волонтера находился художник В. В. Верещагин, получивший в бою 8 июня пулевое ранение.


Минный катер «Шутка».
Журнал «Морская кампания». 2011, №1

11 (23) июня во время постановки катерами Верхнедунайского отряда мин у Фламунды из Никополя вышел турецкий монитор «Подгорице». Катера «Мина» (командир – гардемарин Аренс) и «Шутка» пытались атаковать его, но были отбиты картечным и ружейным огнем; монитор также повернул обратно.

12 (24) июня на фарватере у Корабии (выше Никопола) гребными катерами капитана 1-го ранга М. Д. Новикова было выставлено еще одно заграждение из 23 гальваноударных мин в две линии, а с 13 по 15 (с 25 по 27) июня заграждение у Фламунды усилили еще одной линией из 36 мин.

Форсирование Дуная

Первым начал действия Нижнедунайский отряд, имевший целью отвлечь внимание турок от направления главного удара. Рано утром 10 (22) июня русские войска начали переправу через Дунай у Галаца и Браилова, где Дунай резко поворачивает к Черному морю. При этом отряд в составе канонерской лодки «Великий князь Николай», катеров «Царевна» и «Птичка» совершил отвлекающий выход к турецким батареям. В итоге Галацкий отряд (два полка) успешно переправился через Дунай, занял Буджак и овладел Буджакскими высотами.

У Браилова в этот день переправлялись основные силы 11-го корпуса Циммермана. 11 (23) июня катера «Царевич» (командир – лейтенант Шестаков), «Птичка» (командир – мичман Аркас) и «Царевна» (командир – мичман Баль) произвели разведку у Мачина и обнаружили, что город оставлен турками. 13 (25) июня корпус Циммермарна занял Галац, 14 (26) – Тулчу и Исакчу, 15 (27) – Браилов. 26 июня (8 июля) ударом с севера был занят Гирсов, после чего весь Мачинский рукав оказался под контролем русских. К началу июля русские войска заняли всю Северную Добруджу, выйдя к линии Чернаводе–Констанца. Турецкая Дунайская эскадра оказалась блокирована в устье Дуная – труднодоступном районе между Килийским и Сулинским гирлами.


Боевые действия на Дунае в 1877 году.
Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

В ночь с 14 на 15 (с 26 на 27) июня основные силы русских начали переправу через Дунай у Зимницы напротив города Систова. Первым на железных гребных понтонах реку форсировал отряд генерала М. И. Драгомирова . Турки имели в месте переправы около 4000 человек и не смогли оказать серьезного сопротивления – все их силы были отвлечены на другие участки и оборону крепостей. Из Никопола к переправе вышел турецкий корабль (по некоторым данным, броненосный корвет «Хивз-ур Рахман»), но демонстрация атаки катеров «Петр Великий», «Опыт» и «Генерал-Адмирал» заставила его повернуть назад.

К исходу 15 (27) июня на южный берег Дуная было переправлено уже 30 000 человек. Началась постройка понтонного моста через остров Ада, которую удалось завершить через три дня. Еще через две недели все четыре русских корпуса уже находились на болгарском берегу.


Переправа русских войск через Дунай у Зимницы и ее обеспечение.
Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

В ночь с 16 на 17 (с 28 на 29) июня заграждение у Парапан на главном фарватере Дуная было усилено еще 25 минами, выставленными в шахматном порядке. Теперь турецкие корабли не имели шансов прорваться из Рущука вверх по Дунаю. 18 (30) июня команда гвардейских саперов с гребных шлюпок выставила у острова Вардин заграждение из 42 гальванических мин в три линии, а 19 июня (1 июля) заграждение у Фламунды было усилено постановкой со шлюпок новых мин. В эти дни русскую флотилию постигла и первая неудача: 17 (29) июня у Турну-Северина пароход «Ада» был настигнут турецким монитором и затоплен командой во избежание захвата.

23 июня (5 июля) была взята Бяла, еще через два дня – Тырново. 2 (14) июля русские войска вышли на Ханкиойский перевал, 5 (17) июля заняли Шипкинский перевал. Корпус генерал-лейтенанта Н. П. Криденера приступил к осаде крепости Никопол – утром 3 (15) июля русские войска начали бомбардировку, а днем заняли несколько редутов, прикрывавших крепость. Штурм был намечен на следующий день, но так и не начался – рано утром 4 (16) июля турецкий гарнизон выбросил белый флаг. В тот же день на реке Осьма у Никопола были обнаружены частично поврежденные полевой артиллерией речные канонерки «Подгорице» и «Искодра» с выведенными из строя котлами. Канонерки были отремонтированы, включены в состав русской Дунайской флотилии и переименованы в «Никополь» и «Систово».


Турецкая речная бронированная канонерская лодка «Фетх-уль-Ислам». К этому же типу принадлежали «Искодра» и «Подгорице».
Журнал «Морская кампания». 2011, №2

Бои в низовьях Дуная и завершение кампании

С этого момента турецкая флотилия на Дунае была рассечена на три части: выше Никопола; на участке от Рущука до Силистры (выше Чернаводе); в низовьях реки (Сулинском гирле). Даже сохранившие боеспособность турецкие корабли более не представляли существенной опасности. 9 (21) июля русский отряд (канонерка «Великий князь Николай», катера «Царевич» и «Птичка») вышел из Чернаводе вверх по Дунаю для разведки местоположения отступавших к Силистрии войск противника и у деревни Буджаки вел бой с вражескими судами; по донесениям экипажей, от огня 10-фунтового носового орудия канонерки на турецком корабле, опознанном как монитор, возник пожар.

После этого активность речных флотилий окончательно переместилась в низовья Дуная, где турки имели наиболее сильные корабли, а главное – выход в море через Сулин. Здесь русским требовалось как минимум запереть противника в гирлах, не давая ему подняться выше, а при возможности – атаковать врага и лишить его ударной силы. Для этой цели 28 июля (9 августа) в помощь Нижнедунайскому отряду из Одессы в Килийское гирло прибыла флотилия капитан-лейтенанта Дикова, державшего флаг на вооруженном пароходе «Опыт». 12 (24) августа «Опыт» при поддержке четырех минных катеров поставил на входе в Георгиевское гирло заграждение из 20 гальванических мин в две линии.

В начале сентября отряд Дикова был усилен пришедшими из Одессы судами – шхуной «Ворон», пароходом «Сестрица» и тремя минными катерами. 27 сентября (октября) Диков попытался атаковать Сулин, расположенный в самом устье рукава, а с суши прикрытый плавнями и болотами. Пароход «Опыт», вооруженные паровые шхуны «Ворон», «Утка» и «Лебедь», а также мортирная баржа спустились по Сулинскому гирлу до третьей мили, где ночью катерами было поставлено минное заграждение. Навстречу им вышли пароход «Картал» и канонерская лодка «Сунне». Огонь шхуны «Ворон» (900 т, три 153-мм пушки) вынудил «Картал» отойти к Сулину, а канонерка «Сунне» (200 т, 4 пушки) наскочила на мины и затонула. Отряд Дикова прошел еще дальше и вступил в перестрелку с броненосцами «Хивз-ур Рахман» и «Мукадем-и Хаир». В 13:00 из-за наползшего тумана бой был прекращен, и отряд Дикова отошел вверх по реке.


Бой отряда Дикова у Сулина 27–28 сентября 1877 года.
Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая

На следующий день отряд Дикова вновь спустился к Сулину и, прикрываясь минным заграждением, вступил в перестрелку с двумя турецкими мониторами. «Хивз-ур Рахман» получил попадание 153-мм снаряда со шхуны «Ворон» и отошел, после него к устью Дуная отступил и «Мукадем-и Хаир».

На этом попытки штурмовать Сулин из верховьев Дуная прекратились. В январе 1878 года пришедший из Одессы отряд Чихачева сделал неудачную попытку атаковать Сулин с моря, однако стратегического значения это уже не имело – турецкий флот бездействовал.

В среднем течении Дуная боевые столкновения также носили эпизодический характер. Так, 2 (14) октября отряд лейтенанта Дубасова в составе канонерки «Опыт» и четырех минных катеров попытался сжечь шестью брандерами турецкие суда у Силистрии – единственный случай применения брандеров в эту войну. Один брандер был пущен по течению на сторожевой турецкий пароход, но безрезультатно. 30 ноября (12 декабря) монитор «Никополь» вел перестрелку с тремя турецкими судами у острова Мечка возле Рущука, а также обстреливал расположение вражеских войск.

«Великий князь Константин» – носитель минных катеров

Вооруженный пароход «Великий князь Константин» (в прошлом – один из лучших лайнеров Российского общества пароходства и торговли) стал самым активным русским крейсером войны 1877–1878 годов. Огромная заслуга в этом принадлежала его командиру – лейтенанту (позднее – капитану 2-го ранга) С. О. Макарову, впоследствии знаменитому адмиралу и кораблестроителю.

Однако Макаров, назначенный на эту должность 13 (25) декабря 1876 года и лично занимавшийся переоборудованием «Константина», мечтал превратить его в настоящий ударный корабль, способный бороться не только с транспортами, но и с турецкими броненосцами. По его мнению, главным оружием крейсера должны были стать четыре минных катера – «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Минер». Три последних являлись обычными судовыми катерами, а «Чесма» отличалась быстроходностью, развивая скорость в 12 узлов (вдвое больше, чем остальные). Вооруженные шестовыми и буксируемыми минами, катера Макарова должны были атаковать турецкие корабли в гаванях и на рейдах, куда их доставлял мореходный «Константин».


Пароход «Великий князь Константин».
Журнал «Морская кампания». 2011, №1

Увы, первая атака на Батумском рейде в ночь с 28 на 29 апреля (с 10 на 11 мая) оказалась неудачной: «Чесма» смогла подвести буксируемую мину под корму турецкой яхты «Султание», но не сработал электрический запал. Ровно через месяц катера с «Константина» пытались атаковать турецкие корабли на Сулинском рейде, но не смогли форсировать боновые заграждения; буксируемая мина «Чесмы» вообще запуталась в этом заграждении. В итоге в атаку вышли только две более крупные и быстроходные миноноски №1 и №2 (водоизмещением в 6 и 24 т, куплены перед самой войной в Англии и Дании соответственно). Обе они смогли взорвать свои мины у борта броненосного корвета «Иджалие» – увы, слишком рано, так что турецкий корабль не пострадал. Миноноска №1 получила повреждения от ружейного и картечного огня и затонула, весь ее экипаж попал в плен.

Следующая попытка атаки минными катерами имела место вечером 11 (23) августа в бухте Сухум-Кале. К этому времени турки уже защищали все свои порты и якорные стоянки бонами, но русские моряки использовали новую тактику: катер «Синоп» подвел свою мину под заграждение и взорвал ее, после чего «Наварин» и «Минер» вошли в гавань и атаковали буксируемыми минами турецкий корабль, оказавший броненосным корветом «Ассар-и Тевфик». Одна из мин взорвалась у борта, броненосец получил подводную пробоину, но остался на плаву и был отведен для ремонта в Батум.

Макарову стало ясно, что и шестовые, и тем более буксируемые мины – оружие крайне ненадежное. Если на реках с их узкими фарватерами мины еще имели шансы на успех, то в открытом море оказались совершенно бессильны. Угнаться за мореходным кораблем катер не мог, то есть, атаковать врага можно было только в гаванях, защищенных бонами, сторожевыми кораблями и артиллерией. В этих условиях шансы минного катера приблизиться к жертве вплотную становились призрачными. Таким образом, требовалось оружие, способное поразить врага с расстояния хотя бы в несколько десятков метров – самодвижущаяся мина. Такие мины в России уже были, и Макаров, в сентябре 1877 года произведенный в капитаны 2-го ранга, приложил все усилия для их получения. Новым оружием были оснащены катера «Синоп» и «Чесма». «Синоп» тащил плотик с миной на буксире, при атаке подтягивал его к борту и наводился корпусом. На «Чесме» же под килем была устроена деревянная труба, в которую и помещалась мина Уайтхеда.

Торпеды вступают в бой

Первая атака самодвижущимися минами состоялась 15 (27) декабря 1877 года. Поздно вечером «Великий князь Константин» подошел к Батумском рейду и спустил катера на воду. Боновое заграждение «Чесма» и «Синоп» преодолели успешно, ни за что не зацепившись. В темноте южной ночи у берега были обнаружены три мачты, и моряки решили, что это большой трехмачтовый корабль, стоящий бортом к берегу. В действительности это были три броненосца, стоявшие в ряд кормой к берегу. Выпущенные торпеды прошли между ними и выскочили на берег – позднее турки заявили, что обнаружили их невзорвавшимися и даже объявили их заводские номера. Однако по донесениям команд катеров, один взрыв все-таки произошел – возможно, одна из торпед ударилась о якорную цепь и разломилась надвое, боевая часть упала на дно и взорвалась, а хвостовик с винтами пошел дальше.

Неудача не обескуражила Макарова. В следующий выход к Кавказскому побережью он решил снова атаковать корабли у Батума. В ночь с 13 на 14 (с 25 на 26) января 1878 года «Чесма» и «Синоп» вновь проникли на Батумский рейд. Здесь стояло множество судов, в том числе, три броненосца, но рейд освещался луной, а команды катеров были строго проинструктированы атаковать наверняка. Поэтому в качестве жертв они выбрали отдельно стоявшее сторожевое судно и выпустили в него торпеды с дистанции 30–40 сажен (64–85 м). Обе торпеды попали в цель, судно взорвалось и быстро затонуло, при этом погибли 23 турецких матроса.

Позднее выяснилось, что торпедами потоплена маленькая канонерская лодка «Интибах» водоизмещением в 163 т, вооруженная тремя 18-фунтовыми дульнозарядными пушками. Большого военного значения потопленный корабль не имел, зато взрыв на Батумском рейде стал символическим завершающим аккордом войны: 19 (31) января в Адрианополе было подписано перемирие.


Турецкая канонерская лодка «Интибах».
Журнал «Морская кампания». 2011, №2

Русско-турецкая война 1877–1878 годов не была первым конфликтом, в котором активно применялись мины, но она впервые продемонстрировала, что это оружие может стать решающим в морской войне – этому способствовала и пассивность турецкого флота. В итоге это привело к некоторому преувеличению возможностей минных катеров как средства, способного нейтрализовать превосходство противника в крупных кораблях. Именно с 1878 года во всем мире началось массовое строительство носителей торпедного оружия – миноносок и миноносцев.

Источники и литература:

  1. Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ,1959
  2. Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая. Описания к картам. ГШ ВМФ,1959
  3. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М.: Воениздат, 1948
  4. Н. В. Скрицкий. Корсары России. М.: Центрполиграф, 2007
  5. В. Чубинский. Об участии моряков в войне с Турциею 1877–1878 гг. СПб, 1899
  6. В. Г. Андриенко. Круглые суда адмирала Попова. СПб: Гангут, 1994
  7. Уильям Аллен, Павел Муратов. Битвы за Кавказ. История войн на турецко-кавказском фронте. 1828–1921. М.: Центрполиграф, 2016
  8. Журнал «Морская кампания». 2007, №1
  9. Журнал «Морская кампания». 2007, №2
  10. В. В. Яровой. Пароход «Великий князь Константин» // Журнал «Гангут», 2001, №21
  11. B. Langensiepen, A. Guleryuz, J. Cooper. The Ottoman Steam Navy 1828–1923. Conway Maritime Press, 1995