Обоснование сценариев аварий для расчета вероятного вреда. V. Определение размера вероятного вреда Расчет вреда гтс

Приказ МЧС РФ, Минэнерго РФ, МПР РФ, Минтранса РФ и Госгортехнадзора РФ

Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (пункт 2) приказываем:

Утвердить прилагаемый Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийС.К. Шойгу

Министр энергетики Российской Федерации И.Х. Юсуфов

Министр природных ресурсов Российской Федерации В.Г. Артюхов

Министр транспорта Российской Федерации С.О. Франк

Начальник Федерального горного и промышленного надзора РоссииВ.М. Кульечев

Регистрационный N 3493

Порядок
определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финaнcoвoгo обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее Правила) и устанавливает порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

2. Правила, настоящий Порядок и методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", регламентируют процедуру расчета и определения вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.

II. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

1. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

2. Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.

Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.

При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.

3. Вероятный вред определяется в денежном выражении.

4. При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий гидротехнических сооружений.

Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы:

количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества работников гидротехнического сооружения, которые могут погибнуть и пропасть без вести при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества работников гидротехнического сооружения, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;

ущерба основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца гидротехнического сооружения;

ущерба готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца гидротехнического сооружения;

ущерба элементам транспорта и связи, жилому фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;

расходов на ликвидацию последствий аварии.

5. Определение размера вероятного вреда проводится исходя из затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, которому причиняется вред в результате аварии гидротехнического сооружения, с учетом суммы затрат на строительство объекта, аналогичного уничтоженному в результате аварии, в рыночных ценах, существующих на дату проведения расчета, с учетом износа уничтоженного объекта, или суммы затрат на строительство объекта, идентичного уничтоженному или поврежденному аварией, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта, уничтоженного или поврежденного аварией.

При определении размера вероятного вреда применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующим органом надзора методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

7. При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.

8. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда, исходя из значения которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения ответственности, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.

II . Оформление результатов определения размера вероятного вреда

1. На основании результатов определения вероятного вреда оформляется документ "Расчет вероятного вреда", подписываемый владельцем гидротехнического сооружения. Расчет вероятного вреда оформляется в трех экземплярах.

2. Расчет вероятного вреда должен содержать:

наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;

дату составления;

основание для проведения расчета;

наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;

описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;

указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;

перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;

принятые при определении вероятного вреда допущения;

последовательность определения вероятного вреда;

денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально-экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;

перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Расчет вероятного вреда может также содержать иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера такого вреда.

IV. Порядок представления материалов по определению размеров вреда

1. Расчет размеров вероятного вреда согласовывается владельцем гидротехнического сооружения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого может быть причинен вред в результате аварии этого сооружения, в порядке, устанавливаемом указанным органом в соответствии с его полномочиями согласно пункту 3 Правил.

2. Первый экземпляр согласованного расчета вероятного вреда остается у владельца гидротехнического сооружения.

3. Второй экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в орган надзора.

4. Орган надзора при определении величины финансового обеспечения ответственности проверяет обоснованность проведенного расчета вероятного вреда, соответствие его настоящему Порядку и утвержденной методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, указанной в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, наличие необходимых согласований и соответствие представляемых материалов требованиям законодательства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил.

5. Третий экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение десяти дней после определения соответствующим надзорным органом величины финансового обеспечения ответственности.

6. Контроль за соответствием состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам, исходя из которых определена величина финансового обеспечения, осуществляют в пределах своих полномочий соответствующий орган надзора и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с пунктом 9 Правил.

Организация указанного контроля по месту расположения гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с приказом соответствующего органа надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 17 сентября 2008 г. N 121-р

О Порядке согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения":

1. Утвердить Порядок согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения в новой редакции согласно .

2. Распоряжение Комитета от 15.07.2008 N 94-р "Об утверждении порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения" признать утратившим силу.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета В.Л. Телицына.

Председатель КомитетаД.А. Голубев

Приложение
к распоряжению Комитета
от 17 сентября 2008 г. N 121-р

1.1. Настоящий документ определяет порядок согласования Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений (далее - ГТС), расположенных на территории Санкт-Петербурга, на основании расчетов размеров вероятного вреда, представляемых владельцами ГТС.

1.2. Порядок согласования применяется для организаций всех форм собственности, которые имеют в своем составе гидротехнические сооружения, аварии на которых могут причинить вред жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

1.3. Порядок согласования устанавливает цели, процедуру организации и проведения согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, требования к составу и форме Заключения по представленному на согласование документу.

1.4. Целью согласования является установление полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения в частности:

выявление возможных опасностей на гидротехническом сооружении;

обоснованности проводимых расчетов развития гидродинамической аварии, возможной на сооружениях напорного фронта (волна прорыва с зоной затопления, продолжительность затопления);

определения степени возможных разрушений в зоне затопления; количества погибших и пострадавших людей;

определения возможного загрязнения водных объектов, почв, лесов;

нарушения водоснабжения и другие возможные вредные воздействия и т.д.

Кроме этого, при согласовании проверяется соответствие проводимых расчетов утвержденным методикам и порядку определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и представляемых предложений требованиям законодательства Российской Федерации.

1.5. Настоящий Порядок согласования применяется при: согласовании расчета вероятного вреда возможного от аварии ГТС; установлении величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС; проведении экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, разработанной в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения; для действующего гидротехнического сооружения.

Гидротехнические сооружения (ГТС) - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Владелец гидротехнического сооружения - собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Финансовое обеспечение гражданской ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Авария гидротехнического сооружения - повреждения, разрушения или потеря эксплуатирующим персоналом контроля и управления ГТС вследствие воздействия внешних факторов, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Вероятный вред - оцененный в рублях максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Наиболее тяжелая авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, сопровождающаяся причинением наибольшего вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Наиболее вероятная авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, характеризующаяся наибольшим значением среднегодового вреда.

Зона затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии и ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку 5 % обеспеченности.

Расчет вероятного вреда - документ, оформляемый владельцем гидротехнического сооружения на основании результатов определения вероятного вреда.

Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии представленного расчета вероятного вреда требованиям нормативных документов.

3.1. Для получения согласования вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, их владельцы представляют в Комитет следующие документы:

заявление в 2-х экземплярах с приложением описи (перечня) представляемых документов;

копию свидетельства о регистрации ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений, заверенную в установленном порядке;

"Расчет вероятного вреда" (далее - расчет) в 4-х экземплярах, подписанный владельцем ГТС и выполненный в соответствии с утвержденными методиками и установленным порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;

документы, необходимые для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца ГТС);

декларацию безопасности ГТС, а при отсутствии такой декларации - обоснование сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред.

3.2. Комитет имеет право затребовать от владельцев ГТС дополнительные документы и материалы с целью уточнения расчетов (последний акт обследования гидротехнического сооружения; основные схемы, планы и разрезы по сооружениям и т.д.).

3.3. Ответственность за достоверность представленных данных несет владелец гидротехнического сооружения.

3.4. Прием, регистрация, рассмотрение представленных документов производится сектором безопасности гидротехнических сооружений Комитета.

3.5. Один экземпляр заявления с отметкой о регистрации принятых документов возвращается заявителю.

3.6. Срок проведения экспертной оценки представленных документов для принятия решения о согласовании - один месяц.

Рассматриваемый документ по форме и содержанию должен соответствовать требованиям главы III "Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденного МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России, Госгортехнадзора России и согласованного Министерством экономического развития РФ письмом N Д-312/23 от 04.03.2002.

5.1. Материалы по расчету вероятного вреда, возможного от аварии на ГТС предоставляются в Комитет владельцем ГТС в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 4 настоящего Порядка согласования.

5.2. Специалистами Комитета, на рассмотрение и согласование которым передан расчет вероятного вреда, проводится проверка соответствия документа требованиям основных нормативных документов по определению расчета вероятного вреда.

5.3. При необходимости, у владельца ГТС запрашиваются дополнительные данные для определения достоверности представленных на согласование материалов.

5.4. Специалистами Комитета с привлечением (при необходимости) экспертов из профильных организаций составляется Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения.

5.5. При положительном результате рассмотрения представленной документации на титульном листе расчетов должностным лицом Комитета ставится отметка о согласовании.

5.6. Владельцам ГТС выдается экспертное заключение по форме согласно приложению.

5.7. Один экземпляр согласованного расчета остается в оперативном хранении (не более пяти лет) в секторе безопасности гидротехнических сооружений Комитета.

5.8. При отрицательных результатах рассмотрения представленных документов владельцу ГТС выдается экспертное заключение, содержащее обоснование отказа в согласовании.

5.9. Срок проведения повторного согласования расчетов - две недели.

5.10. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.

5.11. Сектор безопасности гидротехнических сооружений Комитета ведет реестр гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга, на территории которого может быть причинен вред в результате аварии этих сооружений и для которых определен размер вероятного вреда согласно выполненным расчетам и выданным уведомлениям о согласовании расчетов.

6.1. Заключение составляется по установленной форме согласно приложению.

6.2. Заключение должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование. Замечания к рассматриваемому документу, выявленные по результатам рассмотрения, должны сопровождаться ссылками на требования действующих норм и правил.

6.3. Заключительная часть заключения должна включать выводы о возможности (невозможности) согласования с обязательной оценкой: соответствия полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, требованиям нормативных документов; обоснованности расчетов, соответствие их утвержденным методикам и порядку определения размера вреда; наличие необходимых согласований.

При оценке соответствия полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, требованиям нормативных документов необходимо учитывать требования к составу и содержанию сведений, которые должны представляться в рассматриваемом документе, а также фактическое состояние безопасности ГТС.

Приложение
к порядку согласования
расчета вероятного вреда, который
может быть причинен в результате
аварии гидротехнического сооружения

г. Санкт-Петербург

"___" ________________ 200__ г.

(место составления заключения)

1. Краткая характеристика представленного на экспертизу материала

1.1. На рассмотрение представлен:

(наименование документа)

(год разработки, кем утвержден)

(перечень представленных приложений)

1.2. Разработчик документа:

1.3. Основание для разработки документа:

1. Федеральный Закон "О безопасности гидротехнических сооружений" N 117-ФЗ от 23.06.1997

2. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876.

3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Утверждено совместным приказом МЧС, Минэнерго, МПР, Минтранса и ГГТН России от 18.05.2002, зарегистрировано в Минюсте 03.06.2002 N 3493.

4. Предписание N _______от _________, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

2. Общие сведения об объекте, его назначение, состав гидротехнических сооружений

2.1 Полное и сокращенное наименование ГТС:__________________________________

2.2. Местоположение:______________________________________________________

2.3. Назначение:___________________________________________________________

2.4. Перечень рассматриваемых гидротехнических сооружений:____________________

3. Основные характеристики гидротехнических сооружений

3.1. Класс ГТС:____________________________________________________________

3.2. Период эксплуатации ГТС:_______________________________________________

3.3. Характеристики напорных ГТС (при наличии):_______________________________

3.4. Характеристики водопропускных сооружений (при наличии):___________________

3.5. Параметры водохранилища (при наличии):__________________________________

3.6. Характеристики прочих ГТС:_____________________________________________

4. Принятые к расчету к расчету сценарии аварий гидротехнических сооружений

4.1. Перечень основных внешних и внутренних причин аварии ГТС:________________

4.2. Описание основного сценария (сценариев) аварий ГТС:_______________________

5. Характеристика зоны затопления при гидродинамической аварии

5.1. Основные параметры волны прорыва:______________________________________

5.2. Площадь затопления:____________________________________________________

6. Замечания

(Замечания даются при несоответствии представленных по расчету вероятного вреда материалов по своему содержанию и форме соответствующим нормативным документам в области определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, а также действующим ведомственным Методикам определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения).

7. Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения

В разделе приводятся сведения об основных достоинствах и недостатках представленного на рассмотрение документа и делается вывод о возможности (невозможности) его согласования.

Начальник сектора безопасности гидротехнических сооружений Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

(Ф.И.О.)

Sл - площадь лесов в зоне катастрофического затопления, га;

Кнорм.л - средний норматив платы за перевод лесных земель в нелесные, установленный в субъекте Российской Федерации, с учетом особенностей лесов в зоне затопления;

Альфа2 = 0,4 - доля лесных земель в зоне затопления, подверженных нарушению;

Альфа1 = 0,15 - доля утраченных лесных земель из подверженных затоплению.

5.7.5. Ущерб от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду (И8) определяется исходя из прогнозируемых затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом прогнозируемых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Ущерб, нанесенный почвам (Ип), может определяться как плата за несанкционированный сброс загрязняющего вещества, например шлама, и загрязнение почв, исходя из норматива платы за отход соответствующего класса токсичности с учетом экологической ситуации.

Ущерб, нанесенный атмосферному воздуху (Иа), может определяться исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере.

Ущерб, нанесенный подземным водам (Иг), может определяться, исходя из массы поступающих в них загрязняющих веществ, и рассчитываться в соответствии с методиками исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод (например, в соответствии с положениями Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденной Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 11.02.98 N 81 ).

Ущерб, нанесенный природным и природно-антропогенным объектам, растительному, животному миру и иным организмам и прочим компонентам природной среды (Иб) может включать в себя потери от снижения биопродуктивности водного объекта. Размер потерь при этом определяется на основе экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом положений соответствующих нормативно-методических документов и рекомендаций.

Масса загрязняющих веществ (опасных отходов), поступающих в атмосферу, поверхностные воды и другие компоненты природной среды и природные объекты, размер потерь находятся расчетным (например, по соответствующим методикам - или экспертным путем.

5.7.6. Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений (И9), определяется необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений.

И5 = 0,2 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4) (5.24)

5.9. Прочие виды ущерба (И10) определяются экспертным путем или методом аналогий.

Для гидродинамических аварий И10 допускается рассчитывать по аналогии с вычислением непредвиденных расходов при осуществлении инвестиционных проектов водохозяйственного строительства.

И10 = 0,1 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4 + И5 + И7с + + И8 + И9) (5.25)

г. Ханты-Мансийск

Об утверждении Порядка согласования расчёта

размера вероятного вреда

На основании Федерального закона от 01.01.01 года «О безопасности гидротехнических сооружений», постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения», постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2010 года № 000 «О Департаменте гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/150/270/68/89 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории в результате аварии гидротехнического сооружения», в целях организации работы по согласованию расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате аварии гидротехнического сооружения, приказываю:

1. Утвердить Порядок согласования расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате аварии гидротехнического сооружения (приложение).

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора - начальника управления радиационной безопасности и инженерно-технических мероприятий

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Директор Департамента

Приложение к приказу

Департамента гражданской защиты населения

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от «_____» ______________ 2012 года № ____-нп

Порядок согласования расчёта размера вероятного вреда,
который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате
аварии гидротехнического сооружения

1. Порядок согласования расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок), разработан во исполнение Федерального закона от 01.01.01 года «О безопасности гидротехнических сооружений», постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения», совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/150/270/68/89 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории в результате аварии гидротехнического сооружения».

2. Порядок регламентирует процедуру согласования расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) в результате аварии гидротехнического сооружения (далее – расчёт размера вероятного вреда), и обязателен для исполнения всеми владельцами гидротехнических сооружений (собственниками или эксплуатирующими организациями гидротехнических сооружений).

3. Расчёт размера вероятного вреда проводится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями Порядка определения размера вреда и методиками определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждёнными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/150/270/68/89, а также, в зависимости от назначения, методик, а именно:

Методики определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждённой приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/175а;

Методики определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений топливно-энергетического комплекса, утверждённой приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства энергетики Российской Федерации от 01.01.01 года № 000/508;

Методики определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий судоходных гидротехнических сооружений, утверждённой приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 000/143.

4. Владелец гидротехнического сооружения для согласования расчёта размера вероятного вреда представляет в Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) следующие документы:

Письменное заявление или сопроводительное письмо на имя директора Департамента;

Расчёт размера вероятного вреда, выполненный в соответствии с требованиями пункта 3 настоящего Порядка, в четырёх экземплярах. Расчёт размера вероятного вреда должен быть прошит, подписан владельцем гидротехнического сооружения и скреплён печатью владельца гидротехнического сооружения. В случае если владельцем гидротехнического сооружения является гражданин, расчёт размера вероятного вреда должен быть прошит и подписан владельцем гидротехнического сооружения. На титульном листе расчёта размера вероятного вреда располагается гриф согласования директором Департамента;

Копию декларации безопасности гидротехнического сооружения с окончанием срока действия на момент обращения не менее 3-х месяцев, а при отсутствии такой декларации - обоснование прогнозируемых сценариев аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинён вероятный вред;

Копии учредительных документов и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня направления документов в Департамент (для юридического лица - владельца гидротехнического сооружения), выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей , полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня направления документов в Департамент (для индивидуального предпринимателя - владельца гидротехнического сооружения), документа, удостоверяющего личность (для физического лица - владельца гидротехнического сооружения);

Копии документов, подтверждающих право собственности или право пользования гидротехническим сооружением;

Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией гидротехнического сооружения, а также разрешительной документации на строительство гидротехнического сооружения;

Гарантийное письмо о предоставлении полиса обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения (копия полиса обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения, предоставляется в Департамент не позднее 3-х месяцев после согласования расчёта размера вероятного вреда);

Графические приложения (фотоматериалы, ситуационный план гидротехнического сооружения и территории нижнего бьефа с нанесёнными на него расчётными границами негативных воздействий от аварии гидротехнического сооружения);

Документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы владельца гидротехнического сооружения;

Дополнительные сведения по вопросам безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения (по усмотрению владельца гидротехнического сооружения).

5. Представление пакета документов для согласования расчёта размера вероятного вреда может быть выполнено экспертной организацией, осуществляющей экспертизу декларации безопасности гидротехнического сооружения, по согласованию с владельцем гидротехнического сооружения.

6. Департамент в срок не позднее пяти дней с момента регистрации документов, представленных владельцем гидротехнического сооружения, направляет копию расчёта размера вероятного вреда в соответствующие органы исполнительной власти автономного округа и запрашивает их заключения по правильности расчёта, в том числе:

жилищно-коммунального хозяйства , энергетики, архитектуры и градостроительства - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сферах строительства, архитектуры, градостроительной деятельности , электроэнергетики , жилищно-коммунального комплекса;

в части расчёта ущерба объектам дорожного хозяйства и транспорта - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере дорожного хозяйства, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и осуществления дорожной деятельности;

в части расчёта ущерба объектам связи - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий в развитии информационного общества и при формировании электронного правительства), связи и телекоммуникаций;

в части расчёта ущерба сельскохозяйственному производству, рыбному хозяйству , лесному фонду , объектам животного мира, отнесённым к объектам охоты - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, агропромышленного комплекс а и туризма;

в части расчёта ущерба окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере охраны окружающей среды , обеспечения экологической безопасности , сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, организации и функционирования особо среднего предпринимательства , инвестиционной и инновационной деятельности , дополнительного пенсионного обеспечения граждан;

в части расчёта ущерба объектам культурного и исторического наследия - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий функции по региональному государственному контролю в сфере историко-культурного наследия.

7. Органы исполнительной власти автономного округа, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, в срок не более пятнадцати дней с момента поступления копии расчёта размера вероятного вреда направляют в Департамент заключение о правильности расчёта размера вероятного вреда.

8. Департамент в срок не более тридцати дней с момента регистрации документов, представляемых владельцем гидротехнического сооружения для получения согласования расчёта размера вероятного вреда:

Проверяет соответствие исходных данных, принятых при расчёте размера вероятного вреда, сведениям, имеющимся в распоряжении Департамента;

Проверяет соответствие расчёта размера вероятного вреда положениям Порядка и методик, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

Согласует все экземпляры расчёта размера вероятного вреда и заверяет их гербовой печатью;

Возвращает владельцу гидротехнического сооружения три экземпляра расчёта размера вероятного вреда;

В случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Порядка возвращает их владельцу гидротехнического сооружения на переоформление в течение десяти дней с момента регистрации документов.

9. В случае представления владельцем гидротехнического сооружения документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, не в полном объёме, представленные документы к рассмотрению не принимаются, возвращаются владельцу гидротехнического сооружения в течение десяти рабочих дней с момента регистрации документов.

10. В случае невозможности оценки представленных владельцем гидротехнического сооружения документов, по причине недостаточности содержащихся в них данных, Департамент вправе запросить у владельца гидротехнического сооружения соответствующие дополнительные документы и материалы.

При непредставлении владельцем гидротехнического сооружения запрашиваемых дополнительных документов и материалов Департамент направляет владельцу гидротехнического сооружения уведомление о невозможности согласования в связи с отсутствием необходимых документов.

11. В исключительных случаях срок рассмотрения и согласования расчёта размера вероятного вреда может быть продлён по решению директора Департамента на срок не более одного месяца.

12. Департамент ведёт учёт и хранение материалов по согласованию расчёта размера вероятного вреда в установленном порядке.

На территории Российской Федерации расположено несколько десятков тысяч гидротехнических сооружений (ГТС), построенных 40 и более лет назад на небольших речках и ручьях промышленными предприятиями, колхозами и совхозами для организации небольших прудов. После ликвидации прежних владельцев такие ГТС стали бесхозяйными и, в настоящее время, по решению судов передаются в собственность муниципальным образованиям (такой механизм наделения собственником бесхозяйной вещи прописан в Гражданском кодексе Российской Федерации).

Практически тут же администрации муниципалитетов получают предписания прокуратуры или судебные решения о необходимости исполнения законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений. Понимая, что сотрудники большинства муниципальных администраций слабо разбираются в тонкостях указанного законодательства, в настоящей статье кратко излагаются и обосновываются рекомендации муниципалитетам, как поступать в сложившейся ситуации.

В 1997 году в Российской Федерации одновременно были приняты два федеральных закона: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (116-ФЗ) и «О безопасности гидротехнических сооружений» (117-ФЗ). При этом федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности устанавливался Федеральный горный и промышленный надзор России (ныне Ростехнадзор), а в области безопасности гидротехнических сооружений сразу четыре федеральных органа исполнительной власти: Минэнерго России для ГТС энергетики, Федеральный горный и промышленный надзор России для ГТС промышленности, Минтранс России для ГТС водного транспорта и Минприроды России для всех остальных ГТС. Поэтому нормативные правовые документы в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывались сразу тремя министерствами и одной службой во взаимодействии с МЧС России. В настоящий момент надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют только три федеральных органа исполнительной власти: Минтранс России за ГТС водного транспорта, Минатом России за ГТС объектов атомной промышленности и энергетики и Ростехнадзор за всеми остальными ГТС. Поэтому, для подавляющего большинства ГТС, переданных в собственность муниципальным образованиям органом государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений выступает Ростехнадзор.

Различия в двух указанных законах начинаются сразу с области применения законов.

Для 116-ФЗ читаем в статье 2: «Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону».

Для 117 ФЗ читаем в статье 1: «Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации».

116-ФЗ устанавливает конкретный перечень объектов и их технические характеристики, согласно которым объекты рассматриваются как опасные производственные объекты и подпадают под действие закона. При этом может такой объект причинить вред или нет в расчет не принимается, если объект попал в перечень, то он подпадает под действие закона.

Пример

Если в муниципальной котельной установлен водогрейный котел, использующий торфяные палеты в качестве топлива, а температура нагрева воды 130 0 С, то это опасный производственный объект, подпадающий под действие 116-ФЗ, а если такой же водогрейный котел греет воду только до 95 0 С, то это не опасный производственный объект, даже если в результате аварии такой котел причинит вред и создаст чрезвычайную ситуацию.

В 117-ФЗ все сложнее: не все гидротехнические сооружения, перечисленные в статье 3 этого закона, подпадают под его действие, а только те, «повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации». Это означает, что отсутствие человеческих жертв, ущерба здоровью людей или ущерба окружающей среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей в результате аварии ГТС, дает право владельцу ГТС говорить, что его ГТС не входит в сферу действия 117-ФЗ. При этом надо отметить, что законодательство в области безопасности гидротехнических сооружений не вводит такие ключевые понятия как: «повреждение гидротехнического сооружения» и «авария гидротехнического сооружения». Определение этих понятий нет ни в 117-ФЗ, ни в нормативных и ни в правовых актах в области безопасности гидротехнических сооружений.

Поэтому, для того, чтобы решить этот ключевой вопрос необходимо выполнить некоторые действия, которые предписывает 117-ФЗ. Такими действиями являются выполнение и согласование в Администрациях субъектов Российской Федерации расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате возможной аварии ГТС. Такой расчет является основой для определения владельцу ГТС величины финансового обеспечения гражданской ответственности, формирование источника которой является обязанностью владельца ГТС согласно 17 статьи 117-ФЗ, если такое ГТС подпадает под действие закона!

Нормативные правовые документы, которые устанавливают процедуру определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности следующие:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;
  • Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного приказом МЧС России № 243, Минэнерго № 150, Минприроды №270, Минтранса №68, Федерального горного и промышленного надзора России № 89 от 18 мая 2002
  • Приказ Ростехнадзора от 29.03.2016 № 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2016 № 43070);
  • Постановления администраций субъектов Российской Федерации о порядке согласования расчета вероятного вреда (в каждом субъекте Российской Федерации свой порядок и свои требования!)

Процедура выполнения расчета состоит из следующих шагов:

Шаг 1: владелец ГТС сам или с привлечением специализирующейся организации выполняет расчет вероятного вреда, строго следуя «Методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденной приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 №120;

Шаг 2: Расчет вероятного вреда владелец ГТС или иное лицо по его доверенности направляет в Администрацию субъекта Российской Федерации на территории которой может быть причинен вред, на согласование. Расчет должен при этом удовлетворять и требованиям, установленным Администрацией субъекта Российской Федерации.

Шаг 3: Согласованный расчет вероятного вреда направляется владельцем ГТС в территориальное управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности и в территориальное управление МЧС России в уведомительном порядке.

Рассмотрим сложности и «подводные камни» каждого из перечисленных шагов.

Трудности первого шага.

Отсутствие или фрагментарность проектной и исполнительной документации на ГТС. Как правило, проект на ГТС или утерян, или его местонахождение неизвестно новому владельцу ГТС. В лучшем случае имеется данные по обмерам внешних габаритов сооружения, проведенным кадастровым инженером при составлении кадастрового паспорта. Из-за этого могут возникнуть трудности в отношении класса гидротехнического сооружения, по которому оно проектировалось. Знание класса ГТС является принципиальной отправной точкой при выполнении расчета вероятного вреда.

Существуют два документа, которые определяют класс ГТС:

Первый документ — Свод правил СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (с Изменением N 1), устанавливает требования к характеристикам ГТС, которые закладываются в проекте и зависят от назначенного проектировщиком класса ГТС.

Второй документ — постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5820) устанавливает класс опасности гидротехнического сооружения.

По первому документу класс гидротехнического сооружения – количественная характеристика, определяющая степень социально-экономической значимости и ответственности гидротехнического сооружения и устанавливаемая с учетом последствий его аварии или нарушений эксплуатации. Существенным параметром является величина обеспеченности паводка, который должно пропустить ГТС без повреждений, а также риск возможной аварии.

Основные технические характеристики ГТС в проекте устанавливаются для основного расчетного случая в зависимости от класса, это: отметки нормального и форсированного подпорного уровней, отметка гребня плотины, пропускные характеристики водопропускных и водосбросных сооружений. Принятые в проекте коэффициенты запаса должны обеспечить устойчивость сооружения при пропуске паводка поверочного случая (более редкой повторяемости), при этом вероятность возникновения аварии при работе ГТС в таком режиме нормами проектирования установлена в размере 50%, т.е. при пропуске паводка с повторяемостью в поверочном случае равновероятно, что сооружение устоит или разрушится. Это легко увидеть, если сравнить ежегодные вероятности превышения расчетных максимальных расходов воды для поверочного случая и значение вероятности риска аварии.

Для расходов более редкой повторяемости, чем это установлено для поверочного случая, нормами проектирования не гарантируется устойчивость и целостность сооружения. А это означает, что пропуск таких расходов является для владельца ГТС обстоятельством непреодолимой силы. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, владельцы объектов повышенной опасности (а ГТС относятся к таким объектам) не отвечают за причиненный вред вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

Вывод:

В проведенном расчете вероятного вреда в качестве сценариев аварии не могут быть приняты сценарии, порождаемые воздействиями на ГТС обстоятельства непреодолимой силы или вызванные фактическим бездействием эксплуатационного персонала при фиксации критериальных значений хуже, чем предельно допустимые.

Большинство ГТС, владельцами которых становятся муниципалитеты – это плотины из грунтовых материалов сооруженные на грунтах песчаных, крупнообломочных и глинистых в твердом и полутвердом состоянии или глинистых водонасыщенных в пластичном состоянии, с высотой сооружения менее 15 метров, то есть IV класса. Т.е. расчет вероятного вреда необходимо выполнять для случая пропуска паводка, принятого в проекте поверочного случая.

По второму документу практически все ГТС, передаваемые в собственность муниципалитетам относятся к IV классу опасности по всем параметрам, кроме, возможно последствий от возможной аварии (размера вероятного вреда).

Поэтому расчет вероятного вреда необходимо вести для ГТС IV класса и если результат показывает, что по этой величине ГТС соответствует более высокому классу (прогнозируются погибшие и пострадавшие или размер материального ущерба превышает 100 млн. рублей), то расчет необходимо провести для ГТС III класса и может быть и более высокого класса.

Получение данных по гидравлическим характеристикам водотока (река, ручей), на котором расположено ГТС. Эти данные обычно имеются в проекте, но при отсутствии проекта гидравлические характеристики приходится восстанавливать в расчете вероятного вреда. Основным документом для этого является СНиП 2.01.14-83 Определение расчетных гидрологических характеристик, при этом трудно бывает подобрать водоток-аналог и приходится пользоваться методикой для случая отсутствия данных по натурным наблюдениям.

Моделирование в расчете образование и развитие прорана в теле плотины при условии переполнения пруда (водохранилища). Рассматриваемые в статье небольшие грунтовые плотины, как правило, долгое время никем не обслуживались, гребень плотины представляет собой задерненную площадку с наезженной колеей, которая не относится к дорогам общего пользования. При проведении расчета необходимо проверить, обеспечит ли переполнение водохранилища разрушение гребня плотины и образование прорана. Возможен вариант, когда воды просто не хватит, чтобы размыть тело плотины (можно вспомнить недавний случай с плотиной в штате Калифорния США, когда перелив через гребень плотины, продолжавшийся несколько часов, не привел к образованию прорана). В этом случае сценарий с образованием прорана по причине переполнения пруда (водохранилища) отпадает.

Расчет зон затопления ниже створа плотины, может также вызвать ряд сложностей из-за невозможности использования таких программных продуктов как «Волна» или Mike11. Сложность обусловлена тем, что программа «Волна» удовлетворительно считает зоны затопления только для русел определенной формы, когда нет глубоких бочагов, широких плесов и резких сужений, т.е. русло должно иметь достаточно однородную форму на всем протяжении, что для большинства малых рек и ручьев не выполняется. Прямое применение программы «Волна» в этом случае дает физически неверные результаты. Программа Mike11 в этом случае рассчитывает зоны затопления лучше, но и для нее есть существенные ограничения, которые часто встречаются на практике. Суть этих ограничений заключается в том, что часто русло реки или ручья ниже плотины перегорожено дорожными насыпями, а вода водотока пропускается через водопропускные дорожные сооружения (трубы). Такие водопропуски работают как подпорные сооружения, обеспечивают частичную или полную аккумуляцию объема воды, излившейся из пруда через проран плотины. Такая ситуация может привести к полной аккумуляции объема излившейся воды руслом и поймой реки (ручья), что не даст развиться гидродинамической аварии. В таком случае зона затопления будет соответствовать территории (пойме реки), на которой по градостроительному законодательству запрещено возводить здания и сооружения.

Трудности второго шага.

При согласовании расчета вероятного вреда Администрация субъекта Российской Федерации может устанавливать дополнительные требования местного уровня, которые необходимо соблюсти. К таким требованиям обычно относятся требования исполнения местных норм и локальных методик, это касается стоимостных оценок недвижимости, категорирования земель и т.п.

Если расчет показывает, что авария ГТС не причиняет вреда, т.е. вред равен нулю, можно столкнуться с ситуацией нежелания Администрации субъекта Российской Федерации согласовывать такой расчет без объяснения причины в таком отказе. В этом случае процесс переписки может занять длительное время, при этом от Администрации региона необходимо требовать точных формулировок причины отказа с указанием конкретных пунктов нормативных и правовых документов, на основании которых сформулирован отказ. Такое нежелание согласования нулевого расчета вероятного вреда объясняется тем, что согласованный «нулевой вред» дает основание владельцу ГТС требовать снятия указанной ГТС с надзора, согласно статье 1 117-ФЗ.

Трудности третьего шага.

Назначение величины финансового обеспечения ответственности владельцу ГТС осуществляет Ростехнадзор на основании согласованного расчета вероятного вреда. Размер этой величины будет определен по максимальному значению рассчитанного вреда. Если величина вероятного вреда не нулевая и больше 100 млн. рублей или в расчете есть данные, что возможен вред жизни и здоровью граждан, то владелец такой ГТС обязан будет выполнить все процедуры, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений: провести преддекларационное обследование, разработать критерии безопасностим ГТС и декларацию безопасности, правила эксплуатации ГТС, проект мониторинга состояния ГТС, получить в Минприроде России правила использования пруда (водохранилища), получить заключение МЧС России о готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, ввести в штат персонал по эксплуатации ГТС и обучить его или заключить договор на эксплуатацию ГТС со сторонней организацией, а так же восстановить проект ГТС, выполнить ремонт, передать сведения о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений, застраховать в обязательном порядке свою гражданскую ответственность, если страховая суммы меньше величины финансового обеспечения, то сформировать источник финансового обеспечения и т.д. Если размер вероятного вреда не более 100 млн. рублей и нет пострадавших физических лиц, то владелец такой ГТС освобождается от процедуры декларирования безопасности, что должно быть подтверждено Актом преддекларационного обследования, такое освобождение может быть выдано на срок не более 5 лет, в остальном владелец ГТС обязан будет выполнить все остальные процедуры, перечисленные выше.

При нулевом размере вероятного вреда в согласованном расчете вероятного вреда возможна вялая переписка с Ростехнадзором по предоставлению «полного» пакета документов для определения величины финансового обеспечения, хотя полный перечень таких документов указан в «Правилах определения величины финансового обеспечения…».

Водные объекты на территории Российской Федерации, согласно нормам Водного кодекса Российской Федерации, являются государственной собственностью. Поэтому следует учитывать, что пруд (водохранилище) на небольшой речке или ручье, как и сама речка или ручей принадлежит Российской Федерации, а гидротехнические сооружения, образующие пруд (водохранилище) могут находится в муниципальной или частной собственности. Поэтому иногда возникающее желание владельца ГТС избавиться от сооружения является посягательством на федеральную собственность. Но эта тема для другого обсуждения.