Обрыв гончаров краткое. Обрыв. Иллюзия третья: Разрушение

Почему роман Гончарова назван «Обрыв» не понятно с самого начала, поэтому необходимо ознакомиться хотя бы с кратким содержанием этого произведения.

В начале романа «Обрыв» мы видим как два друга Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов собираются в гости в Петербургский дом Пахотиных, чтобы провести вечер играя в карты. Кроме игры в карты со старыми девами Анной Васильевной и Надеждой Васильевной, Райского еще интересует Софья Беловидова, которая проживает вместе с тетками. Он надеется на то, что сможет наполнить страстью эту холодную женщину. У Райского много увлечений – он и рисует, и музыцирует, и немного пишет. Он приехал в Петербург пытается отыскать свое призвание и видит его в искусстве, в возможности своими талантами задеть чью-нибудь душу.

На каникулы Борис Павлович едет в свое имение – Малиновку. Имение очень красиво, все в нем чудесно, кроме обрыва на краю сада. Все обитатели дома боятся туда ходить, так как о нем рассказывают страшные истории о том, что на дне обрыва городской портной убил за измену жену, сам зарезался и похоронен тут же. Двоюродная бабушка Райского Татьяна Марковна очень рада приезду внука. Она хочет похвастаться хозяйством, приучить внука к сельской жизни и познакомить и сблизить с обитателями имения – Нилом Андреевичем, семейством Молочниковых и кокеткой Крицкой. Все это не интересно Райскому. Его душа рвется обратно в Петербург. В Петербургском университете он сближается с Леонтием Козловым, бедным и робким сыном дьякона, но он после окончания обучения уезжает работать учителем в провинцию. Райский все не может решить, чем же заняться. Он опять начинает интересоваться Софьей, пишет о ней роман, хочет нарисовать портрет. В один из вечеров в доме Пахотиных он знакомится с графом Милари, но его желанием по-прежнему остается воспламенить сердце Софьи.

На следующее лето Татьяна Марковна опять звала внука в Малиновку, а также от Леонтия Козлова, который учительствовал неподалеку от имения. К тому времени Райскому уже надоело проводить время с Софьей, к тому же все, кому он показывал портрет Софьи, не оценивали его по достоинству.

По-приезду в имение Райский встречает грациозную молодую девушку, кормящую домашних птиц. После холодного Петербурга эта естественная красота пленяет Бориса Павловича. Девушка Марфенька, так приглянувшаяся Райскому, оказалась прислугой в доме бабушки, и он готов подарить ей имение. Райский встречается с Козловым, который к тому времени женился на их общей знакомой – Уленьке. Вернувшись в имение от Козлова, Райский видит полный дом гостей – все съехались посмотреть на возмужавшего хозяина. Полина Карпвна пытается обольстить его, но Райского не интересует эта барыня. Он пытается приучить к искусству Марфеньку – рассказывает ей о литературе, живописи.

Однажды он встречается с Марком Волоховым, чиновником, состоящим под надзором у полиции. Бабушка рассказывала ему об этом забавном человеке много ужасов. Марк тоже пытается пробудить у людей чувства, только это относится не к конкретной женщине, как у Райского, а к абстрактным людям – он хочет увлечь их чтением запрещенных книг. В это время в имение приезжает кузина Райского Вера, загадочная и таинственная, вызывая большой интерес молодого человека. Он начинает шпионить за девушкой, вызывая недовольство последней. За Марфенькой начинает ухаживать некий Викентьев, что тревожит Райского. К тому же во время торжественного обеда в Малиновке вспыхивает скандал, и Райский решает возвратиться в Петербург. Никто не верит в его скорый отъезд – Вера уезжает к подруге, а Борис Павлович знакомится с Иваном Ивановичем Тушиным, который хочет посвататься к Вере, но не знает как к этому подступиться. Райский встревожил бабушку мыслями, что Вера влюблена, и она устраивает семейное чтение назидательной книги о любви. Вере это чтение не интересно, а Марфенька и Викентьев после чтения объясняются в любви друг другу.

Веру же интересует Марк Волохов. Она ходит к нему на свидания на обрыв, мечтая выйти за него замуж. В Письме из Петербурга Аянов сообщает о романе Софьи с графом Милари и о том, что свет счел этот факт компрометирующим для Софьи. Однако Райского это уже не тревожит – его мысли заняты Верой. Накануне помолвки Марфеньки Вера идет на обрыв на свидание. Райский поджидает ее на самом краю, понимая, куда направилась его кузина. Вера открывает душу Райскому, а потом Тушину, но потом заболевает горячкой. За ней ухаживает Татьяна Марковна, поддерживает ее и делает страшное признание, что у нее тоже был давний грех и что заставший ее в оранжерее с Титом Никоновичем сватавшийся к ней молодой человек взял с нее клятву, что она никогда не будет выходить замуж.

ым в 1869 году и является третьей заключительной частью серии романов «Обыкновенная история», «Обломов».

Роман показывает критическое отношение автора к нигилистическим теориям, разрушающим сложившиеся веками нравственные традиции и устои современного общества, высказанным социалистами шестидесятниками.

Главный герой произведения Борис Павлович Райский, он богатый аристократ, разочарованный во всем, где бы он ни пробовал свои силы.

За свои 30 прожитых лет он не сделал, ни чего полезного, несмотря на свой талант и желание посвятить себя миру искусства, элементарная лень не дает ему реализовать свои возможности. Он стремится, как он говорит «пробудить жизнь» в светской львице Софье Беловодовой, на это направлены все его силы.

Софья олицетворяет собой женщину, лишенную чувств. Холодность, ледяная красота и фатальная покорность судьбе, вот образ, который она несет. Несмотря на неоднократные и разнообразные темы бесед между героями,

Софья остается неприступно холодной. Автор показывает, как естественные чувства приносятся в жертву общепринятым условностям. Прямое знакомство с понятием «обрыв» происходит на родине героя деревне Малиновка. Обрыв - это место, в котором произошло страшное преступление - двойное убийство и здесь же похоронен и убийца, покончивший с собой.

У всех героев романа страх перед этим местом. Всеми делами в деревне заведует красивая и умная женщина Татьяна Марковна. Она является истинным воплощением консервативной России, в Малиновке она настоящий царь и бог, истинное воплощение мудрости и житейской хитрости - умная и необычайно добрая женщина. Райский, приехавший в деревню и ожидающий погрузиться в скуку неожиданно, оказывается, окружен настоявшими чувствами и страстями. Он видит, как добывается хлеб, как простые крестьяне зарабатывают себе средства на жизнь.

Райский пытается разбудить Софью видами тяжелой крестьянской жизни, но все безрезультатно, она лишь называет его Чацким и не хочет покидать свой воображаемый кокон, в который спряталась от внешних проявлений жизни. В противовес Софье в романе выведены образы еще двух девушек. Одна из них -Марфинька, юная необычайно подвижная, умная и вникающая во все мелочи ведения деревенского хозяйства. Вторая из них - загадочная Вера, обладающая невысказанной прелестью, она чуть ли не единственная кто не боится посещать страшный овраг. Ее избранником является нигилист - Марк Волошин, опускающий и себя и Веру до животного существования, не зря он сравнивается с волком.

Происходит моральное падение Веры, она остается с Волоховым. Последняя часть романа показывает возрождение Веры, она находит по-настоящему любящего ее человека. Тушин убеждает Марка в ненужности общения с Верой, и тот уезжает на военную службу на Кавказ. Вера должна вести дела в имении. Всех без исключения героев коснулось очищающая боль страданий. Райский должен стать художником. Судьбы героев не выписаны ясно, размышления незакончены, и таят в себе массу неожиданностей, так же как и мир в котором они живут. Заключительный роман нельзя назвать итогом повествования, и что ожидает героев вдали неизвестно.

Написанный в 1869 году роман «Обрыв» стал третьей частью трилогии, в которую входили 2 других известных произведения Гончарова – «Обломов» и «Обыкновенная история». «Обрыв» впервые был опубликован в журнале «Вестник Европы» в том же 1869 году. В 1870 году роман вышел отдельным изданием.

Главный герой романа Борис Павлович Райский живёт без определённой цели в жизни. Он считает, что искусство – его призвание. При этом Райский не может ответить самому себе на вопрос: каким именно видом искусства ему лучше всего заниматься. Главному герою интересна и музыка, и живопись, и поэзия. Однако ни на одном из выбранных поприщ Борису не удаётся достигнуть особенных успехов: у него быстро пропадает интерес к работе.

Решив отдохнуть от шумной петербургской жизни, Райский отправляется на лето в своё имение Малиновка, которым управляет Татьяна Марковна, дальняя родственница Бориса. Татьяна Марковна воспитывает двух внучатых племянниц, Веру и Марфеньку, рано оставшихся сиротами. Бабушка (так называют свою родственницу Борис и внучатые племянницы) добросовестно исполняет свои обязанности и хочет, чтобы Райский вернулся в имение навсегда и стал настоящим хозяином Малиновки. Но Борису не интересна деревенская жизнь, он хочет подарить имение своим кузинам. Райский увлекается Марфенькой, проводит с ней много времени и пытается приучить её к искусству.

В Малиновку возвращается Вера, гостившая некоторое время у своей подруги. Райского перестаёт интересовать провинциальная Марфенька. Теперь объектом его внимания становится старшая сестра. Борис следит за девушкой и узнаёт, что кузина влюблена в Марка Волохова, человека с сомнительной репутацией, состоящего под надзором полиции. Райский стал свидетелем любовного свидания Марка и Веры, во время которого девушка отдалась возлюбленному. Борис чувствует отвращение к своей кузине. Вера и сама кается в содеянном и тяжело заболевает.

Старые грехи
Узнав о том, что произошло с внучатой племянницей, бабушка впадает в отчаяние. Когда Вера приходит в себя после болезни, Татьяна Марковна рассказывает ей о том, что сама она в молодости тоже согрешила. Желая искупить свою вину, бабушка поклялась не выходить замуж и посвятить себя воспитанию сирот. Татьяна Марковна считает, что Вера наказана из-за её греха.

Райский решает уехать из деревни. Он отправляется в Европу. Борис уверен, что наконец-то нашёл своё призвание: он должен стать скульптором. Марфенька выходит замуж за молодого человека по имени Викентий, жившего в соседнем имении. Татьяна Марковна и Вера хотят уединиться, что вместе искупить свои грехи.

Борис Райский

Главный герой романа находится в постоянном поиске вдохновения. Райский берётся за написание стихов и картин, мечтает написать роман. Однако в силу своей слабохарактерности ни одно дело он не может довести до конца.

Женщины – основной источник вдохновения Райского. Живя в Петербурге, он ухаживает за молодой вдовой и своей дальней родственницей Софьей Беловодовой. Борис считает Софью холодной неприступной женщиной и ставит перед собой цель разжечь в ней страсть. Не добившись успеха, Райский едет в деревню, где проявляет интерес сначала к одной, затем к другой кузине. Но и здесь Борису ни у кого не удалось вызвать ответные чувства. Марфенька слишком далека от тех возвышенных материй, о которых ей постоянно говорит её кузен. Вера видит в Борисе оторванного от жизни мечтателя и предпочитает ему «реалиста» Марка.

В конце повествования Райский приходит к выводу о том, что всё-таки нашёл то, что искал, и уезжает из страны. Однако автор ясно даёт понять, что, возможно, уже в скором будущем Борис разочаруется в своём выборе.

Вера Васильевна

Старшая внучатая племянница Татьяны Марковны горда и независима. Вера очень скрытная, никого не посвящает в свои дела. Независимый страстный характер девушки толкает её в объятья Марка Волохова. Вера считает, что Марк – настоящий борец за идеалы простого народа. Она хочет стать его спутницей и разделить с ним его жизнь.

На деле оказывается, что Вера ошиблась в своём возлюбленном. Волохов не тот, за кого стремится себя выдать. Марк никому не приносит никакой пользы. Весь его нигилизм заключён в презрительном отношении к окружающим и ненависти к общественной морали. Раскаяние Веры настолько велико, что она, как и Татьяна Марковна, согласна посвятить всю свою жизнь искуплению греха.

Марфенька стала первой, кого увидел Борис, когда приехал в деревню. Сначала кузина очаровывает его своей простотой и естественностью. Однако очень скоро Райский убеждается в том, что Марфенька – весьма недалёкая и «приземлённая» девушка. Когда кузен рассказывает ей о дальних странах и спрашивает, не хотелось ли бы ей там побывать, Марфа Васильевна недоумевает: зачем ей это нужно? Марфенька считает себя частью имения, в котором живёт. Ей безразличны дальние страны, она вся погружена в хозяйственные заботы своего дома.

Марфенька набожна и послушна бабушке, чем очень гордится. Девушка утверждает, что даже замуж выйдет за того, кого для неё выберет Татьяна Марковна. Молодая кузина Райского – полная противоположность своей мятежной сестре. Марфа Васильевна умеет довольствоваться тем, что у неё есть.

Татьяна Марковна

Бабушка Татьяна Марковна является в романе воплощением консервативных устоев. Своих внучатых племянниц она воспитывает в соответствии с теми традициями, в которых была воспитана она сама. Татьяна Марковна – рачительная хозяйка, умеющая беречь не только своё, но и чужое имущество.

Однако за внешней строгостью и консервативностью скрывается совсем другая женщина. Татьяна Марковна стала жертвой моральных устоев, которые она ставит превыше собственных желаний. Не имея сил противостоять чувству, одновременно пытаясь соответствовать созданному для неё моральному идеалу, Татьяна Марковна не находит компромисс и наказывает себя сама.

Роман получил своё название неслучайно. Почти каждый герой произведения находит свой собственный обрыв, с которого срывается в пропасть.

Борис Райский, находящийся в поиске вдохновения, не обнаруживает его ни в одной встретившейся на его пути женщине: ни в холодной Софье, ни в глупой провинциальной Марфеньке, ни в мятежной «падшей» Вере. Райский продолжает свой поиск, который вряд ли когда-нибудь увенчается успехом.

Воплощающий в романе идеи нигилизма Марк Волохов не вызывает симпатий автора. Марк считает себя прогрессивным современным человеком и чтобы доказать это, становится нигилистом. Волохов, как и многие молодые люди второй половины XIX века, примкнул к модному течению, чтобы идти в ногу со временем. Однако бесполезное отрицание традиций не может создать нового. Марк в своей жизни не имеет ничего, кроме проблем с властями. Неслучайно латинское слово nihil означает «ничто».

Нашла свой обрыв и Вера, пытаясь связать свою судьбу с Волоховым. Яркий образ бунтаря и борца за лучшую жизнь обманул её. В результате, девушка получает одни угрызения совести. Единственное, что остаётся Вере, это повторить судьбу своей родственницы. Обрыв Татьяны Марковны, ошибка, сделанная ею в молодости, изменила всю её дальнейшую жизнь.

Есть в романе и те герои, которым удалось обойти обрыв. Эти люди просто плывут по течению, принимая жизнь и своё место в ней такими, какие они есть. Софья Беловодова сумела стать счастливой с нелюбимым мужем. Молодая вдова не сожалеет о смерти супруга, вспоминая лишь приятные моменты их совместной жизни. Марфеньку вполне устраивает доставшаяся ей судьба. Её душа не требует бунта. Давний друг Райского Леонтий Козлов не стремится к головокружительной карьере, довольствуясь должностью учителя и не слишком добродетельной женой.

5 (100%) 2 votes


Роман «Обрыв» выступает апофеозом творческого роста литературных трудов Гончарова в направлении «психологический реализм». Это произведение становится заключительной частью трилогии: « », Обыкновенная история», «Обрыв».

Особенности сюжетного построения произведения
Роман «Обрыв» состоит из пяти частей:

  • Первая повествует о жизни главного героя в Петербурге и напоминает затянувшийся пролог перед основными событиями. Рассказ идёт со слов автора
  • Вторая переносит читателя в Малиновку. Здесь и до последних строк романа наблюдения и прочие повествования описываются от лица Райского
  • Третья и четвёртая части отличаются резкой сменой ритма повествования. Страсти накаляются, образуется конфликт
  • Пятая часть завершает рассказ, но читателя ждёт неполная развязка - о том, как сложились дальнейшие судьбы Веры и Бориса остаётся только догадываться

Краткий пересказ романа «Обрыв» по плану:

I. Знакомство с Райским

Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов часто встречаются в доме Пахотина за карточной игрой. Аянова мало интересуют отношения дома Похотиных, и он приезжает сюда просто развеяться. А вот его приятель Райский наносит визиты Пахотиным, чтобы иметь возможность видеть недавно овдовевшую Софью, дочь гостеприимного хозяина. Он задумал пробудить страсти в молодой женщине, заставить её вновь наслаждаться жизнью. Сам он человек бушующих страстей - немного писатель, немного художник, но без определённого рода деятельности.

В Петербург герой прибыл из родового имения. Пытался учиться и найти себя, но пока безуспешно. В одном уверен Райский, что свяжет свою жизнь с искусством. С таким настроем Борис Павлович отправляется в родные пенаты, где после смерти его родителей «воцарилась» двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова. Бабушка осталась старой девой, так как много лет назад в нежном возрасте девицы ей не позволили пойти под венец с любимым Титом Ватулиным. Её избранник тоже остался холостым и до сих пор заезжает в гости к своей несостоявшейся невесте.

II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада

Малиновка похожа на земной Эдем. Единственный минус - жуткий обрыв в конце сада имения. Его боятся все обитатели дома. Легенда гласит, что в давние времена убил ревнивый муж свою жену и любовника на самом дне обрыва, а после свёл счёты с жизнью. Когда по всему городку разошлась страшная весть, местное население пришло в настоящий ужас. А власти города закрыли глаза на то, что самоубийцу тут и зарыли.

Татьяна Марковна обрадована приезду Райского и сразу пытается приурочить его к ведению хозяйства. Но для него визит в имение Малиновку это возможность погрузиться в новые поэтические впечатления, к делам герой совершенно равнодушен. По завершению каникул Борис возвращается в Петербург к привычной жизни. В университете он находит общий язык с Леонтием Козловым, сыном дьякона, несмотря на то, что между ними нет ничего общего. Товарищ вскоре уезжает жить в глубинку, а Райский скучает дальше в Петербурге.

Летом Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье, получает письмо от Татьяны Марковны. Бабушка зовёт Райского в гости. Она сообщает, что Леонтий обосновался недалеко от их имения.

III. Райская жизнь в Малиновке

Только что, приехав в Малиновку, Борис видит милейшее создание Марфу, воспитанницу живущую в доме при его бабушке. Герой, глядя на девушку, кормящую домашних птиц, чувствует, что он именно здесь найдёт красоту, которой так не хватает городским ландшафтам и обществу столицы.

Жизнь в Малиновке нравится Райскому. Рядом обосновался приятель Козлов, он женился и привёз с собой в глубинку завидную невесту, по которой сходили с ума многие студенты из их университета. Деревенская жизнь неспешна и прекрасна. Кузина Вера, вторая воспитанница бабушки, в отъезде. А с Марфой Райский проводит много времени, пытается её просветить и узнать больше о её пристрастиях. Он жаждет объяснить девушке, что возможна иная истинная жизнь. Но Марфа устойчива в своих традиционных взглядах, и пробудить в ней страстную натуру невозможно.

В дом к Райскому постоянно прибывают гости, что бы его повидать. Вокруг него постоянно крутится Полина Крицкая. Кокетка пускает все свои чары на молодого человека, однако они вызывают в нём лишь желание убежать прочь.

Райский часто бывает с визитами у Козловых. В этом доме бывает и Марк Волохов. Несмотря на ужасы о нём, которые рассказывала ему Татьяна Марковна, Борис заинтересован личностью Марка и приглашает его к себе. Волохов имеет смутную репутацию, находится под надзором полиции и побуждает к чтению запрещённой литературы. Его жизненное кредо - сплошная личная выгода, отрицание устоев и неуважение мнения окружающих.

IV. Возвращение веры

В имение возвращается Вера. Она впечатляет Райского своей таинственностью до глубины души. Герой решает разгадать эту девушку, во что бы то ни стало. Он начинает за ней шпионить. Вере Борис не интересен. Она находит в себе силы, чтобы выяснить с ним отношения и потребовать прекратить за ней наблюдения. Серьёзно переругавшись, Борис и Вера примиряются и даже становятся ближе.

Бабушка тем временем задумывает остепенить Райского, женив его. Но герой против такого развития событий. Он пускается на поиски куда-то запропастившегося Волохова.

У Марфы развивается роман с невесть откуда возникшим Викентьевым.

V. Званый обед

Бабушка организовывает торжественный приём в честь внука, прибывшего из столицы. Приглашена вся округа. Но мероприятие омрачается ссорой Райского и Тычкова. Татьяна Марковна встаёт на защиту внука и почтенного старца с позором прогоняют из дома. Покорённая смелостью Бориса Вера целует его от избытка чувств. Для героя этот момент ничего не значит, он уже почти решил покинуть Малиновку. Интерес к кузине окончательно пропал.

Первой уезжает Вера. Райский решается расспросить о ней у бабушки. Татьяна Марковна рассказывает, что на её воспитаннице хочет жениться Тушин. Под впечатлением от услышанного, Райский позволяет Крицкой увезти себя с собой. После свидания он отправляется в дом к Козловым и там попадает в объятия к Ульяне, жене Леонтия.

Обеспокоенная поведением воспитанниц бабушка читает с ними книгу, где главная героиня заканчивает своё существование в монастырских стенах за то, что полюбила против воли родителей. Под впечатлением объясняются Марфа и Викеньтьев. В Малиновку приезжает мать Викеньтьева и просватывает Марфу. Вера так и остаётся загадкой.

VI. Выбор Веры

Раскрывается загадка влюблённой Веры. Она вздыхает по Марку Волохову. У них состоится свидание на дне обрыва. Взгляды молодой пары слишком не совместимы. Вера мечтает о свадьбе, Марк себя в браке не видит.

Райский не оставляет попыток узнать, что за тайну хранит его кузина. Спокойствие городка нарушает бесстыжий побег жены Козлова с учителем. Леонтий убит горем. Его пытаются привести в чувства Борис и Марк.

Борису приходит письмо от Аянова, которое рассказывает о скандальном романе Софьи с графом Милари. Но Райскому всё равно, он полностью поглощён загадкой Веры. Вечером накануне помолвки Марфы он подкарауливает девушку на краю обрыва и осознаёт к кому она бегает на свидания.

Пристыженная Вера слегла с горячкой. Ей хочется поведать о своём грехе бабушке, но момент совершенно не подходящий. В доме собираются гости. Они провожают Марфеньку под венец. Вера открывается перед Борисом и просит его рассказать о своём горе бабушке. Татьяна Марковна «выхаживает» свою беду по всему дому и окрестным местам. Затем она приходит к постели больной воспитанницы и ухаживает за ней до полного выздоровления.

Перед оступившейся Верой бабушка произносит свою исповедь. Она признаётся, что сама согрешила в юности с любимым мужчиной, когда к ней сватался уже другой. Нежеланный жених застал любовников в оранжерее, и Татьяна Марковна дала клятву безбрачия.

Заключение и выводы по произведению

В психологическом романе Гончарова «Обрыв», пристальное внимание уделяется внутренним метаниям и переживаниям героев. От внешних воздействий персонажи меняются изнутри и их взгляды преломляются. Часто такие метаморфозы болезненны, но они неизбежны. Основная проблема романа - конфликт патриархальных устоем и современных взглядов на мир.

Не случайно, в конце концов, Гончаров назвал своё детище «Обрыв». Большинство действующих лиц в развитии сюжета находят «свой» обрыв и срываются с него. Все попытки Райского определиться с женщиной - оборвались ничем. Вера упала с обрыва любви и разочарования в избраннике. Обрыв и падение бабушки настигли её ещё в молодости. И нигилистические взгляды Марка ни к чему его не приведут.

История создания романа «Обрыв»

Идея создания романа зародилась ещё в 1849 году, но воплотил её автор лишь спустя 20 лет. Работал Иван Александрович с перерывами, параллельно писал «Обломова» и долго не мог определиться с окончательным названием: «Художник» или «Райский», «Художник Райский» или «Вера». В итоге, получился «Обрыв», совсем не похожий на первоначальные варианты. Роман впервые был опубликован на страницах «Вестника» в 1869 году.

Образы главных героев в романе «Обрыв»

Прежде чем приступить к чтению романа «Обрыв» в кратком содержании, полезно познакомиться с характеристиками его персонажей. Понимание образов героев и их мировоззрения пригодится при написании сочинения по литературе.

  • Борис Павлович Райский
    — в начале повествования Райскому 35 лет. В подробном портрете автор подчёркивает глаза своего героя, в которых отражается вдохновение и жизненная усталость. Борис человек талантливый и возвышенный. Он обладает тонкой душевной организацией и ужасно ленив. Созерцание окружающего мира его любимое занятие. Он любит размышлять, но не действовать.
  • Вера Васильевна
    — Вера обладает сложным типом личности. Она не разделяет патриархальных взглядов бабушки и имеет своё мнение об окружающей действительности. Девушка много читает и интересуется смелыми взглядами Марка, полюбив которого переживает глубокое разочарование.
  • Татьяна Марковна Бережкова или бабушка
    — Татьяна Маркова привыкла контролировать всё, что происходит в её доме. Она не приемлет суеты и считает, что у каждой вещи должно быть своё место. Как личность эта героиня находится в полной гармонии с самой собой и точно знает, что ей нужно от жизни. Она требовательна ко всем вокруг, особенно это касается соблюдения ей же назначенных правил, но своих внучек трепетно и нежно любит. Литераторы сравнивают «царство» бабушки с Эдемом на земле. Лишь один минус есть в сказочном быту Бережковой - обрыв в конце сада, в контексте это символ упадка дворянства. Автор в своём романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.

Другие персонажи романа «Обрыв»

  • Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет - сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
  • Марфа Васильевна или Марфенька — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
  • Иван Иванович Аянов — приятель Райского.
  • Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
  • Вдова Крицкая — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
  • Леонтий Козлов — университетский приятель райского, сын дьяка.
  • Викеньтьев — ухажер Марфы.
  • Нил Тычков — важный старик. Председатель в отставке.

День в Петербурге приближается к завершению, и «светские люди», привыкшие проводить вечера в гостях друг у друга за картами, начинают готовиться к очередным визитам. Два друга, Иван Аянов и Борис Райский, также планируют провести предстоящий вечер у Пахотиных, где помимо самого хозяина проживают его незамужние сестры, а также его дочь Софья, привлекательная вдова, которая более всего и интересует Райского.

В то же время Иван Аянов не привык обременять себя особыми размышлениями, для него обычно все просто, и он наносит визиты только ради лишней партии в карты. Но для Бориса Павловича Райского дело обстоит совершенно иначе, он стремится увлечь и расшевелить Софью, являющуюся его дальней родственницей, желая сделать из «ледяной статуи» настоящую, живую женщину с чувствами и страстями.

У самого Райского имеется множество увлечений, он немного занимается живописью и музыкой, пробует себя и в литературном творчестве, причем в свои занятия он действительно вкладывает всю душу. Но Борису этого недостаточно, он стремится к тому, чтобы жизнь вокруг него точно так же кипела жизнь, в которой он мечтает активно участвовать. Однако ему уже более 30 лет, но Райский еще ничего не успел ни создать, ни посеять, ни пожать, он лишь продолжает строить планы на будущее. Прибыв в столицу из имения своих родителей, Борис Павлович изучал различные виды деятельности, однако ни в чем не смог увидеть своего истинного призвания, сделав только вывод, что на первом месте для него все же находится искусство.

В состоянии полной неопределенности относительно будущего и собственного места в жизни Райский отправляется на лето в поместье, находящееся под управлением двоюродной бабушки Бориса Татьяны Марковны Бережковой. Когда-то в юношеские годы ей не удалось выйти замуж за ее возлюбленного Тита Ватутина, и Татьяна Марковна осталась одинокой. Тит Никонович также не вступил в брак ни с одной женщиной и продолжает навещать свою давнюю подругу, постоянно привозя подарки и ей, и девочкам-сиротам, находящимся на ее воспитании, Марфеньке и Верочке.

По прибытии в Малиновку, как именуется владение Райского, Борис чувствует, что оказался в настоящем благословенном месте, здесь все действительно его радует. Здешних жителей пугает лишь близлежащий обрыв, в соответствии с одной из легенд, именно на его дне когда-то произошла страшная трагедия.

Татьяна Марковна встречает внука весьма приветливо, она пытается научить его основам ведения хозяйства, однако Райский остается к этим вопросам совершенно безучастным. Люди, с которыми его желает познакомить бабушка, также не вызывают у Бориса Павловича интереса, ведь они никак не соответствуют его поэтическим и идеализированным представлениям о жизни.

По окончании каникул молодой человек вновь возвращается в Петербург и приступает к занятиям. В университете у него появляется новый друг, некий Леонтий Козлов, робкий юноша из бедной семьи. Между ними, казалось бы, нет ничего общего, однако студенты становятся ближайшими товарищами.

Наконец для Райского полностью заканчивается студенческая пора. Его приятель Леонтий тут же уезжает в провинцию, тогда как Борис все еще не в состоянии отыскать для себя настоящего дела, предпринимая лишь дилетантские попытки что-либо создать в различных видах искусства. Кузина Софья, которая по-прежнему держится с ним сдержанно и отстраненно, остается в глазах Райского основной целью, молодой мужчина не перестает мечтать «разбудить» в ней настоящую тягу к жизни. Он проводит в доме ее отца вечер за вечером, однако ситуация нисколько не меняется, Софья к нему по-прежнему абсолютно равнодушна.

Снова наступает лето, и бабушка Бориса Павловича опять зовет его в Малиновку. В то же время приходит письмо и от Леонтия, также обитающего неподалеку от имения Райского. Молодой человек, решив, что его посылает в эти края сама судьба, охотно выезжает в поместье, ведь он уже просто устал от бесполезных усилий в отношении Софьи.

В родовой усадьбе Борис сразу же встречает обаятельную юную девушку Марфеньку, которая вызывает у него гораздо больше симпатий, чем холодные светские петербургские красавицы. Татьяна Марковна по-прежнему старается увлечь внука заботами об имении, но Райского и теперь нисколько не интересует хозяйство. Более того, он склонен даже подарить деревню Марфеньке и Вере, что вызывает у бабушки крайне негативную реакцию.

Борис Павлович обнаруживает, что его давний товарищ Козлов успешно учит местных детей, более того, он даже успел жениться на некоей Уленьке. Татьяна Марковна с гордостью представляет выросшего и возмужавшего внука своим знакомым и друзьям, и с этого дня для Райского начинается мирная и спокойная деревенская жизнь. Правда, Вера задерживается в гостях у своей приятельницы, супруги священника, но Борис в это время усиленно беседует с Марфенькой о живописи, музыке, литературе.

По стечению обстоятельств у Райского появляется новый знакомый, Марк Волохов, находящийся под надзором полиции. Татьяне Марковне внушает ужас лишь одно имя этого человека, однако Борис Павлович с удовольствием с ним общается, ему интересны идеи Волохова о пробуждении людей к борьбе за собственное счастье. Но именно в этот момент в имение наконец снова приезжает Вера.

Девушка ведет себя совсем не так, как ожидал первоначально Борис, она держится замкнуто и не желает вести никаких откровенных разговоров, на которые он рассчитывал. Райский постоянно наблюдает за кузиной, стараясь разгадать, что же она скрывает от окружающих, и пытаясь ее понять.

Тем временем у Татьяны Марковны появляется мысль женить внука на дочери здешнего откупщика, однако сам Борис абсолютно не желает такого поворота судьбы. Однажды Вера достаточно резко просит прекратить его слежку за нею и оставить ее в покое. С этого дня отношения между молодыми людьми становятся более ровными и дружескими, они беседуют о книгах и взглядах на жизнь, хотя самому Райскому этого и недостаточно.

В ходе званого обеда, на котором присутствуют все приятели бабушки Бориса, мужчина оказывается не в силах сдержать отрицательных эмоций и твердо высказывает одному из них свое истинное отношение. Татьяна Марковна неожиданно принимает его сторону, и Вера, которой импонирует честность и прямота Райского, наконец решается его поцеловать. Тем не менее, реальная ситуация от этого не меняется, и Борис уже помышляет об отъезде в Петербург.

Но Райский все же задерживается в имении, тогда как Вера снова отправляется в гости к подруге. В ее отсутствие Борис пытается узнать у бабушки, каким же человеком на самом деле является эта девушка, и Татьяна Марковна открывает ему, что глубоко и искренне любит Веру и что поблизости имеется человек, который давно мечтает к ней посвататься, однако не решается сделать соответствующий шаг, речь идет о лесничем Тушине.

Наступает момент, когда Марфенька становится официальной невестой своего возлюбленного Викентьева, тогда как Вера в действительности влюблена в Марка Волохова и тайком встречается с ним в обрыве. Но Райский все еще не подозревает о том, кто является избранником его кузины.

Жена Леонтия сбегает от него с учителем-французом, друг Бориса впадает в отчаяние, и Райский пытается как-либо помочь товарищу. В то же время он получает письмо от Аянова, где говорится о том, что у Софьи случилась не слишком приятная история с одним из посетителей дома ее отца, однако это известие уже не производит на Бориса никакого впечатления, он думает теперь только о Вере.

Накануне намеченной помолвки Марфеньки девушка снова отправляется в обрыв, в то время как Райский ожидает ее на краю, зная, к кому именно и зачем пошла девушка. Он без колебаний бросает в окно Веры букет цветов, предназначенный для завтрашнего праздника.

На следующее утро Вера чувствует себя совершенно больной, понимая, что необходимо во всем признаться бабушке, но у нее не хватает для этого душевных сил, ведь в доме множество гостей, сегодня Марфенька должна окончательно переехать к жениху. Но она все же решается откровенно переговорить с Райским, и тот объясняется вместо нее с Татьяной Марковной.

Пожилая женщина действительно приходит в ужас от услышанного, но затем берется усердно ухаживать за Верой, находящейся в состоянии горячки. Когда девушке становится немного легче, бабушка рассказывает ей о том, что произошло в юности с нею самой. Нелюбимый мужчина увидел ее в оранжерее с ее возлюбленным Титом и настоял на том, чтобы она дала слово никогда не вступать в брак.