Общеобразовательное обучение в исправительных учреждениях. Общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных. Формы обучения для осужденных на лишение свободы

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы, самодеятельные организации осужденных.

Уголовно –исполнительный кодекс регламентируют только основные положения воспитательной работы, осуждённых к лишению свободы. В УИК в ст. 9 определенны основные виды воспитательной работы. В Исправительнэх учреждениях осуществляется нравственное, трудовое, физическое и иные виды воспитательной работы. Идейно-политическое, экономическое, экологическое ну и иные виды воспитательной работы.

Существуют три основные формы воспитательной работы:

1) Индивидуальна

2) Групповая

3) Массовая

Воспитательная работа, осуществляется на основе рекомендации, вырабатываемой на основе педагогики и психологии. Проведение воспитательной работы возложено на начальника отряда. Есть обязательные воспитательные мероприятия

Самодеятельная организация осуждённых- это одна из форм организации, увлечения осуждённых для лишения свободы.

Созданы для решения следующих задач:

Оказание помощи осуждённых, в духовном, профессиональном развитии осуждённых

Развитие полезной инициативы осуждённых

Оказания позитивного влияния на исправления лиц осуждённых к лишению свободы.

Участие в решение вопросов, организации труда, быта и досуга осуждённых

Оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержание дисциплины и порядка.

Социальная помощь и их семьям.

Формирование здоровых отношений между осуждёнными

Порядок регламентируеся положением (о порядке деятельности самодеятельных организаций формирования деятельности осуждённых в местах лишения свободы) утверждает Директор ФСИН.

Могут создаваться советы коллективов исправительных учреждениях.

Порядок выборов членов совета коллективов регламентируется положением.

Все решения совета коллективов, утверждаются нальником исправительноо учреждения.

Создаются секции в составе совета коллективов:

1) Профилактика правонарушений

2) Производственная секция

3) Секция общеобразовательного и профессионального обучения

4) Секция культурно-массовой работы

5) Секция спортивной деятельности.

В тёрмах среди осуждённых самодеятельная организация не создаётся.

В ст. 9 УИК РФ общеобраз. И проф. Обучения перечислены.

Правововя регламентация данных средств исполнения нормативными документами

В сот. Со ст. 111 УИК РФ осуждённые не достигшие 35 лет. Возраста должны полуть общеобразовательное образование.

Осуждённые старше 35 лет и инвалиды 1и 2 групп получают общее образование по желанию. Для осуждённых к пожизненному лишению свободы, предоставляются условия для самообразования. Обязательно из их никто не учит.



На период здачи экзаменов они освобождаются от работы.

Здача экзаменоворганизуется в школах и учебно-консультационных пунктах. Школы при исправительных учредения создаются при условии не менее 80 осуждённых, чтобы было созд. 4 класса по 20 человек. Если желающих от 30 –до 80 то создаётся учебо консультационный пункт.

Все школы и учеб. Консульт. Пункт. имеют необходимую литературу. Директор школы назначается территориальным органом образования, при согласования с территориальным органом ФСИН.

Контроль за посещением школьных занятий в школе и за успеваемости возложен на наальника отряда. Помимо обще образовательного обучения в местах лищшения свободы. Помимо общеобразовательная в местах лишения свободы, организуется профессиональное образования, по которой осуждённые могут работать, как в местах лишения свободы так и в на свободе.

Профессиональное обучения не обязательно для пенсионеров и инвалидов1 и 2 группы.

Обучение профессии осуществляется в двух формах:

1) Обучения в профессиональных училищах (применяется когда в испавительном учреждение желающих не менее 150 человек Обучения производится от 6 до 12 месяцев)

2) Обучения на производстве. (осуществляется курсовым, бригадным или индивидуальными методами)

Курсовые (когда нужно получить краткосрочный курс теоретических знаний)

Бригадный (профессия не сложная)

Индивидуальный метод (применяется когда профессия сложная)

Осуждённым содержащихся в колониях поселениях, имеют право на получения высшего профессионального или среднего наказания в учреждениях находящизхся рядом с колонией. Для несовершенно летних

1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.

4. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

5. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

8. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.

Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

В исправительных учреждениях профессиональное обучение осужденных является одним из базовых средств их исправления.

На основании ст. 104 УИК РК в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное, образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии по специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения. В исправительных учреждениях существуют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

1) обучение в профессионально-технических училищах,

2) обучение на производстве исправительных учреждений.

Необходимость одного из видов профессионального обучения обусловлена сроками лишения свободы, производственной крайне важно стью и рядом других обстоятельств. К примеру, осужденные, отбывающие пожизненное наказание, не привлекаются к среднему образованию, им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Инвалиды I и II групп, мужчины старше 60-ти лет и женщины старше 55-ти лет, изъявившие желание работать, могут привлекаться к профессиональной подготовке.

Важно заметить, что для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде в Республике Казахстан. Администрация исправительного учреждения всœемерно поощряет стремление осужденных получить среднее образование и учитывает это при определœении степени их исправления – ст.108 ч.2,3 УИК РК. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-посœелœениях, разрешается заочное профессиональное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего образования. Последние должны быть расположены в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Общеобразовательные программы обучения осужденных направлены не только на получение обучающимися определœенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие. На базе государственных образовательных стандартов педагогическим коллективом учебных заведений разрабатываются образовательные стандарты исправления осужденных с учетом личностных особенностей, их образовательного, профессионального и культурного уровня.

Лекция № 9 Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и ст.116 УИК РК в обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные, прибывшие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий отбывания наказания. При отсутствии взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношения к труду, по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях, осужденные бывают переведены в облегченные условия.

Осужденные впервые к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой, средней тяжести и тяжких преступлений, или осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше семи лет, а также всœе осужденные женщины, кроме женщин, отбывающих наказание за особо опасный рецидив преступлений. Вместе с тем, в этих колониях содержатся:

Осужденные к исправительным работам или ограничению свободы, в случае если эти наказания за злостное уклонение от их отбывания заменены судом на лишение свободы;

Совершившие преступления по неосторожности и отбывавшие наказание в колониях-посœелœениях, но за злостные нарушения порядка отбывания наказания направленные судом в колонии общего режима;

Ранее переведенные в колонии-посœелœения, из колоний общего режима в колонии-посœелœения, но за злостные нарушения режима возвращенные в колонии общего режима. Осужденные могут содержаться на обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Обычный и облегченный режим предусматривает проживание в общежитиях.

Осужденным, отбывающим наказание на обычных условиях в колониях общего режима, разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой крайне важно сти средства, имеющиеся на лицевых счетах, в размере 4 месячных расчетных показателœей;

Иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания, получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

При облегченном режиме нормативы удваиваются; количество свиданий увеличивается до шести раз.

Отбывающим наказание на льготных условиях в целях успешной адаптации к жизни на свободе разрешается проживать в специальных общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Οʜᴎ могут свободно передвигаться в пределах района ИУ, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается расходовать только средства, заработанные в период отбывания наказания, два краткосрочных и два длительных свидания, получать три посылки и три бандероли, пользоваться ежедневной прогулкой по 1,5 часа (ст.117 УИК РК).

Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы" 2017, 2018.

Значение общего образования и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что нормами ст. 9 УИК они поименованы в числе основных средств исправления осужденных.

Общее образование осужденных к лишению свободы развивает их общий кругозор, повышает уровень интеллекта и цивилизованности, препятствуя таким образом рецидиву.

Правовое регулирование получения общего образования осужденных исходит из конституционного (ст. 43 Конституции РФ) закрепления права граждан РФ на образование. Осуществляется правовая регламентация УИК, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Правительства РФ, Минобрнауки России, совместными актами Минобрнауки России и Минюста России.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные, как обычные граждане, освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными основного общего и среднего общего образования как важный фактор позитивного развития личности поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Контроль за посещением школы осужденными и их успеваемостью осуществляет начальник отряда.

Средние образовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по 20 человек). В противном случае при исправительных учреждениях создаются (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения) учебно-консультационные пункты.

Занятия в общеобразовательных школах проводятся без отрыва от производства (посменно).

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме.

Важным положением является то, что педагогические коллективы образовательных организаций субъектов РФ оказывают помощь администрации исправительных учреждений в воспитательной работе с осужденными.

проводит совместно с администрацией учреждения необходимую работу по обеспечению прав осужденных на получение основного общего и среднего (полного) общего образования;

организует образовательный процесс в соответствии с учебными планами и программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, внедряет современные педагогические технологии;

оказывает помощь: обучающимся - в подготовке к учебным занятиям, овладении методами самообразования; администрации учреждения - в воспитании осужденных, их социальной адаптации;

ходатайствует перед администрацией учреждения о поощрении обучающихся за успехи в учебе и соблюдение дисциплины;

вносит предложения администрации учреждения по вопросам обеспечения условий для обучения осужденных;

обеспечивает соблюдение педагогическими работниками режимных требований, установленных в учреждении.

Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы базируется на конституционном праве граждан РФ на труд, включающем свободу выбора профессии, и на образование (ст. 37, 43 Конституции РФ). Регламентация осуществляется УИК, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Правительства РФ, Минобрнауки России, Минюста России.

В соответствии со ст. 108 УИК в исправительных учреждениях организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Речь идет о том, чтобы, во-первых, дать осужденному специальность, по которой ему может быть предоставлена работа в исправительном учреждении, поскольку от труда осужденного в местах лишения свободы во многом зависит его юридический статус вплоть до возможности представления к условно-досрочному освобождению, во-вторых, обеспечить осужденного специальностью, пригодной для трудового образа жизни после освобождения, с тем чтобы отсутствие такой специальности не стало фактором, толкающим осужденного к совершению новых преступлений.

Не являются обязательными среднее профессиональное образование и профессиональное обучение для осужденных - инвалидов I или II группы, больных, страдающих хроническими заболеваниями, а также для осужденных мужчин старше 60 и осужденных женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.

Обучение в профессиональных лицеях и техникумах должно стать основным видом среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы.

Образовательные организации должны действовать на базе образовательных программ, инструкций и других нормативных материалов системы профессионального образования Минобрнауки России.

Они выполняют ряд функций: осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля; организуют повышение квалификации по своей специализации; выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений.

Другим видом является профессиональное обучение осужденных к лишению свободы непосредственно на производстве. Необходимость существования такого обучения обусловлена либо краткими сроками лишения свободы, либо невозможностью открытия образовательной организации в исправительном учреждении, производственной необходимостью или иными обстоятельствами.

Так, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональное обучение непосредственно на производстве.

Регламентация профессионального обучения осужденных непосредственно на производстве исправительных учреждений осуществляется в соответствии с Положением об этом виде обучения, утвержденным Минюстом России. К обучению привлекаются осужденные, как правило не имеющие специальности либо имеющие специальность не по профилю того производства, на котором приходится работать в местах лишения свободы.

Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом.

Курсовой метод применяется в том случае, когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности (например, машиниста, слесаря-наладчика).

Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля.

Индивидуальный метод обучения приходится использовать при освоении довольно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. В этом случае обучаемый прикрепляется в качестве ученика к наиболее квалифицированному рабочему.

Отношение осужденных к получению профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.

  • Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации
    • Понятие и принципы уголовно-исполнительного права
    • Принципы исполнения уголовных наказаний
    • Задачи уголовно-исполнительного права и система курса
  • Соотношение норм международного права и уголовно-исполнительного права России
    • Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
      • Главные принципы в отношении осужденных - несовершеннолетних
      • Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей
      • Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками
      • Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств
      • Главные принципы в отношении приговоренных к смертной казни
    • Международное пенитенциарное право: закономерности развития и общая характеристика
    • Имплементация норм международного пенитенциарного права
    • Международное пенитенциарное право и российское уголовно-исполнительное законодательство
  • Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
    • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
      • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции - страница 2
    • Виды исправительных учреждений и их задачи
      • Виды исправительных учреждений и их задачи - страница 2
    • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
      • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания - страница 2
  • Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Понятие правового положения осужденных
    • Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества
    • Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы
  • Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы, ограничению свободы и аресту
    • Понятие, содержание, функции и средства обеспечения режима
    • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 2
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 3
    • Порядок отбывания наказания в тюрьмах
    • Отбывание наказания в воспитательных колониях
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы
    • Правовое регулирование труда осужденных
      • Основные положения привлечения осужденных к труду
    • Воспитательная работа в местах лишения свободы
    • Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях
    • Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы
    • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
      • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания - страница 2
  • Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы
    • Правовая природа и виды мест содержания под стражей
      • Основания применения заключения под стражу
    • Режим в местах содержания под стражей
      • Режим в местах содержания под стражей - страница 2
    • Гауптвахта как место содержания под стражей
  • Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Исполнение наказания в виде штрафа
      • Исполнение наказания в виде штрафа - страница 2
    • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
      • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - страница 2
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
      • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ - страница 2
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 2
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 3
  • Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
    • Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
    • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
      • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе - страница 2
    • Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
    • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 2
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 3
    • Исполнение наказания в виде лишения воинского звания
  • Проблема смертной казни в России
    • Проблема сохранения или отмены смертной казни в России
    • История применения смертной казни в России
    • Практика назначения смертной казни
    • Процессуальные гарантии при назначении смертной казни
    • Помилование осужденных к смертной казни
  • Освобождение от отбывания наказания. Закрепление результатов исправительного воздействия
    • Виды освобождения от отбывания наказания
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 2
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 3
    • Порядок подготовки и рассмотрения вопросов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
    • Порядок освобождения осужденных
      • Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
  • Применение принудительных мер медицинского характера и принудительных мер воспитательного воздействия
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера
    • Назначение, продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    • Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания
    • Применение принудительной меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним в форме направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
  • Положения уголовно-исполнительного права зарубежных государств
    • История становления и развития пенитенциарных отношений в мире
    • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний
      • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний - страница 2
  • Исторические аспекты развития системы исполнения уголовных наказаний в России и законодательства, регулирующего ее деятельность
    • Тюремная система самодержавной России
      • Тюремная система самодержавной России - страница 2
      • Тюремная система самодержавной России - страница 3
    • Места заключения Временного правительства
    • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 2
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 3
    • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 2
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 3
    • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 2
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 3

Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях

Все заключенные имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности (Основные принципы обращения с заключенными).

В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования культуры личности в целом, адаптации личности в обществе, направлено на формирование целостности личности, его гармоничного воспитания и развития. Процесс профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в большей мере подходит для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных.

Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.

Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.

Общее образование осужденных к лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (ныне - Министерство образования и науки Российской Федерации) в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ - обязательным средством).

Для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, образовательные и воспитательные средства воздействия являются определяющими, имеют определенные особенности.

Получение основного общего образования для несовершеннолетних является обязательным. Их отношение к учебе учитывается при применении мер поощрения и определении степени их исправления, при решении вопроса об оставлении их в воспитательных колониях по достижении 18-летия либо переводе в исправительные колонии. В воспитательных колониях учебно-воспитательный процесс организуется комплексно: общее образование соединено с профессиональной подготовкой.

Это осуществляется в целях исправления несовершеннолетних, подготовки их к самостоятельной жизни и направлено на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения).

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утвержденным постановлением Правительства.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания помощи администрации при отрядах колоний также могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка совершеннолетних осужденных осуществляются по правилам ст. 108 УИК РФ.

Осужденные из числа инвалидов I или II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут по их желанию также получить соответствующую профессиональную подготовку.

Отношение к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени исправления всех категорий осужденных.

Правовое регулирование получения профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных основывается на конституционном праве граждан на труд, включающем свободу выбора профессии.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для желающих продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования.

Осужденные, осуществляющие трудовую деятельность и обучающиеся в местах лишения свободы, освобождаются от трудовой деятельности на период сдачи экзаменов (экзаменационная сессия) в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Организация получения осужденными основного общего и среднего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Для инвалидов I и II групп, а также для осужденных женщин старше 55 лет, а мужчин старше 60 лет профессиональное образование и профессиональная подготовка не являются обязательными, но при наличии у указанных лиц желания получить профессиональное образование и профессиональную подготовку они могут принимать участие в образовательном процессе.

На сегодняшний день уголовно-исполнительной системе известны следующие виды профессионального образования и профессиональной подготовки: обучение в ПТУ системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; обучение на производстве исправительных учреждений.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Профессиональные образование и подготовка осужденных, как и их общее образование, осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции России по согласованию с Министерством образования. Данная категория осужденных к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.