Оценка имущественных прав при банкротстве. Случаи обязательной оценки имущества. Обучение заработку на имуществе должников

Именно от этого во многом будут зависеть ключевые этапы данной процедуры. Оценка имущества должника приставом-исполнителем проводится в несколько этапов:

  • сбор и анализ информации и документации, которая понадобится для проведения оценки (начинается сразу после ареста имущества);
  • проведение необходимых расчетов;
  • определение итоговой рыночной стоимости объекта недвижимости и фиксация его в постановлении.

В акте об аресте имущества прописывается детальная информация обо всей собственности должника: ее характеристики (наименование, марка, производитель, модель); отличительные черты вещи (уникальный номер и год выпуска); сведения о комплектности и техническом состоянии (наличие всех аксессуаров, гарантийного талона, сертификатов); подтверждение соответствия вещи установленным требованиям и стандартам; состояние (степень износа, наличие дефектов).

Особенности оценки имущества в деле о банкротстве

Необходимо обратить внимание, что ни в Законе о банкротстве, ни в Законе об оценочной деятельности нет специального термина «ликвидационная стоимость». Данное понятие фигурирует только в Стандартах оценки, в них вводится понятие «срок экспозиции». Для каждого объекта оценки срок экспозиции индивидуален.
При проведении оценки срок экспозиции определяется на основе маркетинговых исследований. Если говорить конкретно о конкурсном производстве, то поправку на сокращенный срок экспозиции при определении стоимости объекта в общем случае можно не учитывать, поскольку сроки конкурсного производства, как правило, для большей части оцениваемых объектов превышают срок действия отчета об оценке. Считаем, что в рамках конкурсного производства необходимо оценивать рыночную стоимость объекта, имеющую по определению вероятный характер, следовательно имеющую как минимальный, так и максимальный размеры.

К вопросу оценки стоимости имущества должника

В процедурах внешнего управления речь идет об определении начальной цены продажи имущества (предприятия) (п.5 ст. 110, п.3 ст.111 Закона), которая устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной Оценщиком. Другими словами, стоимость имущества должника, определяемая Оценщиком в рамках конкурсного производства, является формально не устанавливающей обязанностей участников руководствоваться ею. Собрание кредиторов «принимает к сведению» Отчет об оценке для самостоятельного принятия решения.
Стоимость, определенная Оценщиком, не порождает правовых последствий для лиц, участвующих в конкурсном производстве. Именно поэтому суды отказывают в удовлетворении отдельных исков об оспаривании результатов оценки имущества должника в конкурсном производстве лицам, перечисленным в части 2 пункта 3 статьи 130 Закона о банкротстве.

Статья 130. оценка имущества должника

Инфо

К одному из таких требований относится необходимость указания стоимости, подлежащей определению. В рамках процедуры банкротства устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества. В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.


Однако процедура банкротства порождает возникновение таких чрезвычайных обстоятельств, как вынужденное отчуждение объекта оценки. Поскольку объект реализуется на торгах, то времени на его реализацию может быть меньше, чем при обычных условиях.

Оценка имущества должника в конкурсном производстве

В конкурсном производстве в форме отдельного иска может быть оспорена величина стоимости объекта оценки лишь конкурсным управляющим, находящимся в договорных отношениях с Оценщиком. Не исключено что поэтому законодатель (мнение авторов) не ввел его в круг лиц в части 2 п.3 ст. 130, имеющих право обжалования. Однако авторы настоящей статьи не знакомы с такой судебной практикой.
Порядок и форма обжалования результатов оценки в конкурсном производстве Если оспорить оценку нельзя путем предъявления отдельного иска, то это не означает абсолютную недоступность проверить в судебном порядке качество предоставленных услуг по оценке.

Проведение процедуры оценки собственности должника

Постановление содержит указание на судебного исполнителя, наименование подразделения ФССП, номер и дату исполнительного документа. Здесь прописывается сам факт самостоятельной оценкиприставом имущества со ссылкой на ст.82 «Об исполнительном производстве». Далее пристав прописывает примерную (которая в дальнейшем подлежит корректировке) или итоговую стоимость каждой перечисленной вещи.

Важно

В основном судебные исполнители руководствуются в своей оценке рыночной стоимостью вещей. Именно отталкиваясь от рыночного значения должна будет определяться стартовая цена реализации имущества на торгах. Рыночная стоимость является динамической величиной и отражает, какую можно получить выручку от сделки в текущий момент времени.


Поэтому произведенная оценка имеет свой срок давности. Он составляет не более полугода. Если указанный срок истек, возникает потребность в новой оценочной работе.

Как оценивают имущество при банкротстве

Апелляционная инстанция в иске УМНС к «АК «Триада» отказала. Кассационная инстанция по данному делу в своём Постановлении указала что, 1) «В статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, … признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное»; 2) «апелляционный суд правомерно указал, что оспаривание достоверности определения независимым оценщиком величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.

Особенности оценки стоимости в конкурсном производстве

Внимание

Распространенной ошибкой при обжаловании результатов оценки имущества должника в конкурсном производстве является их оспаривание посредством предъявления отдельного иска. В рамках конкурсного производства суды отказывают в удовлетворении исковых требований в случае предъявления отдельного иска о признании недействительным отчета независимого оценщика или иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика. Это при том, что статьей 130 Закона о банкротстве предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (далее — Оценщик), а также возможность реализации права на обжалование результатов оценки заинтересованными лицами, не связанными с оценщиком напрямую договорными отношениями.


Подача подобных исков связана с неправильной трактовкой части 2 пункта 3 ст.

Оценка собственности должника

В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения по каким-то причинам собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке. Как видим, оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет необходимости. Эти нюансы просто следует знать и учитывать, чтобы лучше разобраться в сути происходящих событий в процедуре банкротства.

При определении ликвидационной стоимости ключевую роль как раз играют сжатые сроки, отведенные для продажи объекта оценки. Стоимость объекта снижается, а значит, ликвидационная стоимость всегда будет ниже рыночной. 3. Сроки реализации Большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах.
Чем он больше, тем по более высокой цене можно продать имущество должника. 4. Обязательность привлечения оценщика В ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, т. е. право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность.

Случаи обязательного привлечения оценщика при банкротстве

В законе указано несколько таких случаев: - должник - унитарное предприятие; - должник - акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности. Подлежит обязательной оценке независимым оценщиком и имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает 100 тыс. руб. 5. Особенности отчета об оценке Если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Я. С. Голов

Студент 3 курса экономического факультета Казанский Федеральный Университет (Набережночелнинский филиал)

Научный руководитель: С. Д. Хакимова Преподаватель кафедры Экономика предприятия Казанский Федеральный Университет (Набережночелнинский филиал)

г. Набережные Челны, Российская Федерация

ОЦЕНКА БИЗНЕСА В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

Аннотация

В данной статье рассматривается оценка стоимости бизнеса при процедуре банкротства, антикризисное, арбитражное управление, его этапы, а также полномочия и обязанности арбитражного управляющего и обязательства предприятия-банкрота. Автор рассматривает важность оценки стоимости бизнеса для антикризисного управления, а также мероприятия, проводимые арбитражным управляющим после принятия решения суда о судопроизводстве и признании предприятия-должника банкротом.

Ключевые слова

Банкротство, оценка, бизнес, антикризисное управление, арбитражный управляющий

При условиях нестабильной экономики в России, отражающейся на положении отечественных предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. В частности, является необходимым осуществления оценки организации при антикризисном управлении, особенно при реструктуризации и проведении процедур банкротства.

Антикризисное управление - это управляемый процесс преодоления или предотвращения кризиса, соответствующий целям и задачам организации и отвечающий объективным тенденциям его развития. В этом процессе совмещаются предвидение кризиса, его опасности, анализ его признаков, мероприятия по снижению негативных его последствий, а также использование факторов кризиса для последующего развития.

Суть такого управления заключается в нижеперечисленных положениях:

Кризисы можно ожидать, вызывать и предвидеть;

Кризисы в определенной мере можно предварять, отодвигать и ускорять;

К кризису можно и нужно готовиться;

Последствия кризисов можно смягчать;

Кризисные процессы могут быть до определенной меры управляемыми;

Одной из главных целей в процессе данного управления является оценка предприятия и получение информации о стоимости данного предприятия. Увеличение стоимости объекта оценки значит, что объект находится на стадии развития, а ее уменьшение является показателем неблагополучного положения дел на предприятии.

Оценка бизнеса - одна из главных задач для внешних управляющих, которые назначаются решением суда для осуществления финансового выздоровления или ликвидации признанных решением суда банкротами предприятий. Принято различать следующие виды ликвидации:

Ускоренная ликвидация, при которой уменьшаются затраты на хранение и содержание имущества, но есть большая вероятность получить при продаже имущества относительно меньшую выручку;

Упорядоченная ликвидация, при которой есть большая вероятность получить относительно большую выручку от реализации имущества, но увеличиваются затраты на хранение и содержание активов.

Выделяют следующие цели оценки бизнеса, которые сильно связаны с финансовым положением предприятия:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Подготовка к продаже предприятий-банкротов;

Эмиссия новых акций;

Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов;

Оценка в целях реструктуризации предприятий

Оценка, проводимая при антикризисном управлении, исполняет ряд специфических функций. В том числе, она дает возможность определить соотношение между стоимостью имущества и размером задолженности. Знание данного соотношения нужно для принятия судебных и управленческих решений во всех процедурах арбитражного управления.

Непосредственным основанием для заключения договора арбитражного управляющего с независимым оценщиком на оценку предприятия являются положения статей 24 и 130 Закона "О не состоятельности (банкротстве)", в них предусмотрено право арбитражного управляющего нанимать для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их услуг из средств предприятия-банкрота. Основанием для проведения оценки в арбитражных процедурах также являются положения Арбитражно-процессуального кодекса, в которых говорится, что для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд имеет право назначить проведение экспертизы, в частности экспертизы по оценке стоимости предприятия-банкрота. Отчет о стоимости имущества предприятия прилагается к заявлению фирмы о признании банкротом по пункту 2 статьи 38 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

С момента принятия решения арбитражным судом о судопроизводстве начинаются пять главных этапов арбитражного управления:

1) Наблюдение.

2) Финансовое оздоровление.

3) Внешнее управление.

4) Конкурсное производство.

5) Мировое соглашение.

В любом случае к основным функциям арбитражного управляющего также относится проведение анализа финансового состояния фирмы, инвентаризация, а в случае конкурсного производства необходима и оценка имущества предприятия-банкрота. При этом проведение анализа финансового состояния фирмы проводится в целях определения достаточности принадлежащего предприятию имущества для покрытия судебных издержек, затрат на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности фирмы.

Объектом оценки бизнеса на различных этапах арбитражного процесса банкротства несостоятельного предприятия могут быть либо отдельные активы предприятия, либо его имущественный комплекс, либо предприятие как бизнес.

Статья 110 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает продажу имущественного комплекса объекта оценки, его филиалов, а также иных его структурных подразделений, включая обозначения, индивидуализирующие предприятие-банкрота, его работы, продукцию и услуги: название фирмы, знаки обслуживания, товарные знаки и прочие принадлежащие предприятию исключительные права, которые в конечном итоге могут быть переданы другим лицам. Стартовая цена предприятия-банкрота, выставленного на торги, устанавливается решением комитета или собранием кредиторов на основании рыночной стоимости имущества предприятия, определенной сторонним независимым оценщиком, привлеченным внешним управляющим и действующим на основании заключенного договора с оплатой его оказываемых услуг за счет имущества фирмы.

При продаже части имущества предприятия в момент внешнего управления требуются результаты оценки рыночной или ликвидационной стоимости отдельных активов предприятия. При оценке имущества предприятия-банкрота необходимо выделять такое имущество, которое относят к ограниченно ликвидному, и продается на закрытых торгах, а расчет его стоимости происходит по специальным методикам.

Имущество унитарного предприятия или акционерного общества, более четверти акций, которого находятся в муниципальной или государственной собственности, если его продажа предусмотрена планом

внешнего управляющего, подлежит оценке независимым сторонним оценщиком с предоставлением отчета финансового контрольного органа по выполненной оценке.

Также планом внешнего управления может быть предусмотрено формирование нескольких малых предприятий с оплатой уставного капитала имуществом предприятия-банкрота. Размер их уставных капиталов в таком случае определяется на оценке рыночной стоимости с учетом предложений органа управления должника.

Функция оценки на всех этапах арбитражного управления обладает своими особенностями. На стадии досудебной санации определяются величина залога в процессе кредитования предприятия-банкрота, а также доли инвесторов.

На стадии наблюдения результаты проведенной оценки используются в следующих целях:

Обоснование отсутствия или наличия возможностей восстановления платежеспособности предприятия-банкрота, заключающееся в установлении размеров конкурсной массы и ее сравнении с задолженностью фирмы;

Установление долей вкладов в уставный капитал при формировании новых фирм на базе несостоятельной фирмы;

Установление стоимости организации при определении достаточности имущества предприятия для погашения судебных издержек и выплат на вознаграждение арбитражным управляющим.

На стадии внешнего управления устанавливается стоимость предприятия в целом как бизнеса при его продаже и стоимость отдельных его активов, оцениваются денежные обязательства и обязательные платежи при продаже долгов предприятия, а также определяется реальная стоимость акций при их продаже.

На последнем этапе процедуры банкротства - конкурсном производстве управляющий должен привлечь независимого оценщика для проведения оценки имущества. В таком случае необходимо определить степень ликвидности активов предприятия-банкрота с целью определения сроков их реализации при установлении общего срока конкурсного производства.

В условиях конкурсного производства иногда невозможно установить рыночную стоимость по нижеперечисленным причинам:

Продажа имущества не рассматривается в качестве добровольной сделки, так как имущество реализуется по решению суда;

Реализуемое имущество обычно продается в сроки, ограниченные периодом конкурсного производства, которые зачастую меньше обычных сроков реализации аналогичных объектов;

Ограниченность сроков продажи не позволяет конкурсному управляющему реализовывать активы по максимально возможным ценам.

Немаловажным фактором является определение даты оценки. Она может быть установлена на момент подачи заявления о признании банкротом, но применительно к отдельным этапам банкротства при установлении размера и состава обязательств предприятия Закон "О несостоятельности (банкротстве)" придает юридическое значение не дате подачи заявления в суд, а моменту принятия судом решения о введении соответствующей процедуры. Иным фактором, устанавливающим дату оценки, может быть дата осмотра объекта оценки экспертом-оценщиком или дата проведения инвентаризации имущества предприятия.

Если оценка предприятия-банкрота проводится в целях определения запрашиваемой за предприятие или его часть цены, то важны следующие аспекты:

Цена, по которой фирма или доля в ней предлагаются на продажу, не должна быть занижена во избежание нанесения прямого имущественного ущерба кредиторам фирмы;

Цена, по которой фирма или доля в ней предлагаются на продажу, не должна быть завышена, так как и в таком случае может быть нанесен ущерб кредиторам фирмы;

Если известны потенциальные покупатели, то оценка подготавливающейся к продаже несостоятельной фирмы должна проводиться с учетом их осведомленности, предполагаемых планов и деловых возможностей;

Меньший или больший комплекс проводимых мероприятий по санации такого предприятия также может влиять на величину стоимости объекта оценки.

Санация предприятий-банкротов предполагает их финансовое оздоровление, направленное на повышение стоимости объекта предполагаемой продажи. Задачи оценки бизнеса в данном случае специфичны. Прогнозируется оценочная стоимость объекта оценки с учетом конкретных инвесторов и запланированного комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению.

Итак, проанализировав роль и место оценки бизнеса при банкротстве предприятия в системе антикризисного управления, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, оценка стоимости объекта, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, очень важна для антикризисного управляющего в качестве начальной информации для принятия каких-либо решений, а также разработки плана действий. Например, в рамках внешнего управления по результатам оценки арбитражный управляющий может принять одно из следующих решений: закрытие нерентабельных участков, продажа бизнеса, перепрофилирование производства и т.д.

Во-вторых, оценка стоимости является критерием эффективности применяемых антикризисным управляющим мероприятий.

В-третьих, оценка стоимости играет важную роль в арбитражном управлении на различных этапах процедуры банкротства. Например, на стадии внешнего управления управляющий для определения дальнейшего хода процесса банкротства с помощью метода дисконтированных денежных потоков может рассчитать разные варианты развития предприятия с учетом сумм и условий инвестирования. Принимать решения относительно дальнейшего использования активов помогут результаты затратного подхода к оценке бизнеса. На стадии конкурсного производства конкурсный управляющий с помощью метода ликвидационной стоимости составляет календарный график реализации активов предприятия и оперирует с величиной ликвидационной стоимости бизнеса. Список использованной литературы

1. Лаврухина Н.В., Размахова А.В. Особенности системного подхода к управлению предприятиями в процедуре банкротства // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 191-196.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «Консультант- Плюс».

3. Размахова А.В. Реструктуризация неплатежеспособных предприятий: основные направления и оценка эффективности // Вестник финансовой академии. 2009. № 6 (54).

© Голов Я.С., Хакимова С.Д., 2016

О.Н. Горбунова

магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Уфа, РФ

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ СБАЛАНСИРОВАННЫХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрена методология анализа бизнес-процессов в структуре системы сбалансированных показателей предприятия. Говорится о том, что бизнес-процессы необходимо оценивать и оптимизировать,

Если вы решили поучаствовать в приватизации государственного или муниципального имущества, купить или продать объект недвижимости и/или земельный участок, передать имущество в качестве залога для целей ипотечного кредитования, получить наследство, получить страховую выплату по ОСАГО или столкнулись с банкротством предприятия, то у вас возникнет необходимость проведения обязательной оценки вашего движимого или недвижимого имущества.

Случаи обязательного проведения оценки регламентируются не только законодательством об оценочной деятельности, но и указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями Министерств и ведомств, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. Оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

(ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») .

Проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

    при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

    при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

    при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

    при национализации имущества;

    при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

    при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

    при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

    при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

2. Оценка взноса в уставный капитал хозяйственных обществ.

а) Оценка взносов в уставный капитал акционерных обществ, осуществляемых в неденежной форме (п. 3 ст. 34 «Оплата акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при их размещении» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ).

б) Оценка взносов в уставный капитал в обществах с ограниченной ответственностью, осуществляемых в неденежной форме (п. 1 ст. 15 «Оплата долей в уставном капитале общества» Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ).

    При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости вносимого в уставный капитал акционерного общества имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

    Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

в) Оценка вклада участника хозяйственного общества (п. 6 ст. 66 «Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации ).

    Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

    Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

г) Оценка вкладов иностранных инвесторов в уставные (складочные капиталы) (ст. 6 «Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации» Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ).

3. Оценка объектов для залога.

а) Оценка имущества, передаваемого в залог (п. 1 ст 339. «Договор о залоге, его форма и регистрация» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации ).

В договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом.

б) Оценка при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц (п. 1 ст. 9 «Содержание договора об ипотеке» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ).

В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.

в) Оценка предприятия для целей ипотеки (п. 3 ст. 70 «Ипотека предприятия как имущественного комплекса» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ).

    Состав передаваемого в ипотеку относящегося к предприятию имущества и оценка его стоимости определяются на основе полной инвентаризации данного имущества. Акт инвентаризации, и заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества, относящегося к предприятию, являются обязательными приложениями к договору об ипотеке.

    В случаях, если проведение оценки является обязательным в силу закона, отчет об оценке имущества, относящегося к предприятию, также является обязательным приложением к договору.

г) Оценка закладной (п. 1 ст. 14 «Содержание закладной» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости» ).

Закладная на момент ее выдачи первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, должна содержать подтвержденную заключением оценщика денежную оценку имущества, на которое установлена ипотека.

4. Оценка акций акционерных обществ для их обязательного выкупа по требованию акционеров

(п. 3 ст. 75 «Выкуп акций обществом по требованию акционеров» и п. 2 ст. 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ).

    Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.

    Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

5. Оценка при банкротстве.

а) Оценка части имущества должника (п. 1 ст. 111 «Продажа части имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

В случаях, предусмотренных планом внешнего управления, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже части имущества должника.

б) Оценка имущества должника конкурсным управляющим (п. 2 ст. 129 «Полномочия конкурсного управляющего» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

Конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

в) Оценка имущества должника (п. 1 и 2 ст. 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

    Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

    Отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника-унитарного предприятия либо имущества должника-акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.

г) Оценка имущества должника для продажи (п. 3 ст. 139 «Продажа имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

Только после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.

д) Оценка имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций (п. 1 ст. 179 «Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

При продаже имущества и имущественных прав должника-сельскохозяйственной организации для проведения оценки имущества привлекает оценщиков. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

е) Оценка имущества физических лиц (п. 1 ст. 207 «Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве физлица обязан обеспечить проведение оценки его имущества.

ё) Оценка имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 222 «Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий для проведения оценки имущества привлекает оценщиков. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

6. Оценка наследства.

а) Оценка для целей наследования (ст. 1115 «Место открытия наследства» и п. 1 ст. 1172 «Меры по охране наследства» части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации ).

    Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

    При отсутствии соглашения оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится независимым оценщиком за счет лица, потребовавшего оценки наследственного имущества, с последующим распределением этих расходов между наследниками пропорционально стоимости полученного каждым из них наследства.

б) Оценка полученного в наследство имущества для целей определения налога на наследуемое имущество (п. 2 ст. 5 «Порядок исчисления и уплаты налога» Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12.12.1991 N 2020-1).

    Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями.

    Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия.

    Оценка другого имущества производится экспертами-оценщиками.

в) Оценка наследства для целей нотариального оформления (п. 1 ст. 333.25 «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий» Федерального закона от 02.11.04 N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов» ).

    Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства.

    Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

7. Приватизация государственного и муниципального имущества.

а) Оценка при приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 12 «Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ).

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

б) Оценка вкладов в уставной капитал открытых акционерных обществ государ­ственного или муниципального имущества (п. 3 ст. 25 «Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акцио­нерных обществ» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ).

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий: оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

в) Оценка имущества федерального государственного предприятия (п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ).

Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется предприятием на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

8. Оценка земельных участков.

а) Кадастровая оценка (ст. 66 «Оценка земли» Земельного кодекса РФ).

    Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

    Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

б) Оценка земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков» ).

Орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка.

в) Оценка земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд (п. 2 ст. 281 «Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд» Гражданского кодекса РФ ).

При определении выкупной цены в нее включаются земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

9. Оценка при размещении средств пенсионными фондами (п. 6 ст. 25 «Управление пенсионными резервами и инвестирование средств пенсионных накоплений» Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» ).

    Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, в которое размещаются средства пенсионных резервов, осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом фонда. Копия отчета об оценке указанного имущества представляется в специализированный депозитарий фонда и уполномоченный федеральный орган.

    Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и не являются аффилированными лицами фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудитора. При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа.

10. Оценка при размещении облигаций с залоговым обеспечением

(п. 1 ст. 27.3. «Облигации с залоговым обеспечением» Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ).

Имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, подлежит оценке оценщиком.

11. Оценка взносов в уставный капитал производственных кооперативов

(п. 2 ст. 10 «Паевой фонд кооператива» Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» ).

Оценка паевого взноса, превышающего двести пятьдесят установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть произведена независимым оценщиком.

12. Оценка в целях соглашения о разделе продукции

(п. 4 ст. 2 «Соглашение о разделе продукции» Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

13. Оценка имущества паевых инвестиционных фондов

(ст. 37 «Оценка активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда» Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

    Оценка недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество, иного предусмотренного нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду или составляющего паевой инвестиционный фонд, осуществляется оценщиком, определенным советом директоров (наблюдательным советом) акционерного инвестиционного фонда или указанным в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

    Правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом может быть предусмотрена оценка имущества, передаваемого для включения в состав паевого инвестиционного фонда при формировании такого фонда, оценщиком, который не указан в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

    Оценка имущества, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Оценщиком акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда не могут быть аффилированные лица акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, аудитора акционерного инвестиционного фонда и аудитора управляющей компании паевого инвестиционного фонда.

14. Оценка транспортных средств при определении страховой выплаты по ОСАГО

(ст. 12 «Определение размера страховой выплаты» Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

    Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

15. Оценка имущества, ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

(п. 2 ст. 42 «Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

При определении выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в нее включаются рыночная стоимость указанных земельного участка и имущества, а также все убытки, причиненные собственнику указанных земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

16. Оценка имущества при создании народного предприятия

(п. 1 ст. 3 «Договор о создании народного предприятия, устав народного предприятия» Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» )

Договор о создании народного предприятия должен содержать следующее: денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации.

17. Оценка имущества в целях исполнительного производства

(ст. 8 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки

    Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.

18. Оценка безвозмездно полученного имущества для целей отражения в бухгалтерском учете

(«Оценка имущества и обязательств» п. 23 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»).

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества). Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Сегодня мы остановим свое внимание на таком аспекте процедуры банкротства, как оценка имущества должника, подлежащего реализации на торгах.

Все кредиторы понимают, что в идеале банкротство должно завершиться погашением их требований к должнику. Денежные средства для такого погашения появляются у неплатежеспособного должника не иначе, как вследствие продажи принадлежащего ему имущества другим лицам. В банкротстве такая продажа происходит в форме торгов, которые проводит арбитражный управляющий.

Однако, даже в случае реализации всего имеющегося у должника имущества вырученных денег может не хватить для удовлетворения требований всех кредиторов. Такой риск существует всегда. Минимизировать его можно только путем контроля за установлением начальной стоимости имущества, выставленного на торги, ведь занижение стоимости на этой стадии значительно уменьшает шансы кредиторов на полное погашение их требований.

Первичная стоимость имущества, выставленного на торги, может быть определена с помощью независимого оценщика (именно "может", но не "обязана"). Привлечение оценщика к процедуре банкротства иногда является обязательным, такие случаи оговорены в законе.

Деятельность оценщика в процедуре банкротства немного отличается от иных случаев оказания оценочных услуг. Специального правового регулирования на федеральном уровне порядок оказания оценочных услуг в банкротстве не получил. Поэтому проведение оценки стоимости имущества по делам о банкротстве регламентируется общими положениями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Все же ряд нюансов в данной деятельности имеется и на них стоит обратить внимание.

Объект оценки ничем не ограничен

Никто не может предугадать, какое имущество принадлежит тому или иному должнику, а потому унифицировать подход к оценке имущества должника в банкротстве практически невозможно. На федеральном уровне разработан ряд стандартов оценки, которые устанавливают специальные правила для оценки того или иного вида объекта (недвижимого имущества, акций и долей, нематериальных активов и так далее). Поэтому оценщик, сталкиваясь с необходимость оценки объекта, для которого имеются специальные правила, пользуется ими наряду с общими положениями закона об оценочной деятельности.

Вид определяемой стоимости

Перед тем, как приступать к оценке, для оценщика формулируется задание на оценку, которое является неотъемлемой частью договора на проведение оценки. Именно в задании на оценку содержатся все необходимые сведения, указания и вопросы к оценщику. В частности, особенно важно указать в задании какой вид стоимости надлежит установить оценщику. В рамках процедуры банкротства, как правило, устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества. Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, потому что предполагает учет сжатых сроков для реализации объекта оценки. Рыночная стоимость устанавливается, когда отсутствуют какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть вынужденность продажи. Сама суть торгов предполагает ограниченные сроки продажи и обязательность отчуждения, поэтому чаще устанавливается ликвидационная стоимость объекта оценки.

Сроки реализации

Как видно из предыдущего пункта, конечная величина стоимости напрямую зависит от сроков реализации имущества. Таким образом, большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах. Чем он больше, тем по более высокой цене можно реализовать имущество должника, так как при наличии большого временного отрезка для реализации возможно установление рыночной стоимости имущества, которая всегда превышает ликвидационную.

Обязательность привлечения оценщика

Как уже ранее отмечалось, в ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, то есть право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность. В законе указано несколько таких случаев:

  • должником является унитарное предприятие;
  • должником является акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.

Также подлежит обязательной оценке независимым оценщиком имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает сто тысяч рублей.

Особенности отчета об оценке

Обязательность привлечения оценщика, описанная в предыдущем пункте, влечет за собой еще одно юридически важное последствие. В случае, если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет. Для подготовки заключения проводится анализ отчета на предмет его соответствия закону и сведениям, представленным в отчете и содержащимся в комплекте документов. Росимущество в течение 30-ти дней принимает либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное. В любом случае подготовленное заключение направляется арбитражному управляющему. В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения по каким-то причинам собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

Как видим, оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет необходимости. Эти нюансы просто следует знать и учитывать, чтобы лучше разобраться в сути происходящих событий в процедуре банкротства.

Когда в отношении физического лица невозможно ввести процедуру реструктуризации задолженности, либо условия предоставленной судом рассрочки были нарушены должником, в отношении него вводится процедура реализации имущества. Основная цель данного этапа банкротства – максимальное погашение требований кредиторов за счет продажи имущества должника на торгах.

Опись имущества гражданина

Процедура реализации имущества должника – многоэтапный процесс, который начинается с формирования конкурсной массы или описи имущества должника. Данная процедура входит в зону ответственности назначенного судом на процесс банкротства финансового управляющего. Он обязан составить детальный перечень имущества физического лица, которое подлежит реализации на торгах в счет погашения задолженности. Сюда попадает все имущество, которое принадлежит банкроту на правах собственности и на которое может быть наложено взыскание по закону.

Если инициатива о банкротстве физического лица исходит от самого должника, то в его обязанности входит самостоятельная опись имущества. Она прилагается к исковому заявлению в арбитраж о признании гражданина банкротом. В описи отображается принадлежащие должнику квартира, загородный дом, транспортные средства, ценности, земельные участки, доли в бизнесе, продукты питания и прочая ликвидная собственность.

Физлицо несет ответственность за сокрытие принадлежащего ему имущества. Назначенный управляющий обязан проверить представленные должником сведения и скорректировать конкурсную массу. Корректировка производится по двум направлениям:

  1. Первоначально исключается имущество, не подлежащее взысканию. Это, например, единственное жилье физлица (если только речь не идет об ипотечной квартире, которая заложена в банке); вещи и техника дешевле 10000 р.; одежда и обувь гражданина, денежные средства в пределах МРОТ и некоторое другое.
  2. Предпринимаются меры по наполнению конкурсной массы за счет имущества, которое было намеренно отчуждено физическим лицом в целях недопущения его взыскания. Для этого финансовый управляющий анализирует все совершенные сделки должником за последние три года и подает запросы в уполномоченные инстанции. При необходимости он может аннулировать подозрительные сделки и вернуть имущество в конкурсную массу. К таким относятся договора дарения, заключенные в последнее время, договора купли-продажи в пользу заинтересованных лиц и близких родственников.

В финальной скорректированной управляющим описи имущества физлица содержится детальный перечень собственности с указанием ее отличительных характеристик (кадастрового номера, марки, производителя, идентификационного кода и пр.), сведений о комплектности, состоянии, наличии дефектов.

Оценка имущества

Оценка имущества должников производится самостоятельно назначенным финансовым управляющим. Также он может привлечь к процедуре внешних оценщиков, оплатив их услуги из своего вознаграждения (перекладывать эти расходы на должника он не вправе).

Для оценки управляющий может ориентироваться на представленные платежные документы должником (чеки о покупке, договора купли-продажи), скорректировав стоимость имущества на коэффициент износа. Обычно в ходе оценки управляющий опирается на три подхода:

  1. Сравнительный – в данном случае стоимость определяется с учетом рыночных цен на аналогичные объекты.
  2. Затратный – оцениваются затраты на покупку аналогичного имущества (например, приобретение квартиры и проведение там отделочных работ для приведения в схожее состояние).
  3. Доходный – учитывается потенциальный доход, который можно было бы получить от владения данным имуществом (например, от возделывания земельного участка или сдачи его в аренду).

Приведенные подходы обычно применяются в комплексе.

С полученными управляющим результатами оценки вправе ознакомиться все стороны процедуры банкротства: как физическое лицо, так и его кредиторы.

Если результаты оценки кажутся уполномоченным инстанциям, должнику или кредиторам заниженными и несправедливыми, то они вправе потребовать проведение независимой экспертизы. Для этого приглашаются профессиональные оценщики, которые обладают разрешением на занятие оценочной деятельностью. По результатам оценки они представляют официальный отчет о стоимости имущества.

Работу оценочной компании обязан оплатить инициатор независимой экспертизы: собрание кредиторов или сам должник.

Но стоит понимать, что финансовый управляющий сам заинтересован в том, чтобы имущество банкрота было выставлено на торги и продано по максимальной цене. Ведь он получает вознаграждение по итогам этапа реализации в процентном отношении от размера погашенной задолженности (7% от удовлетворённых требований кредиторов). Поэтому обычно к результатам проведенной управляющим оценки вопросов не возникает.

После того как имущество было оценено и описано, управляющий представляет в суд положение, содержащее базовые условия предстоящей процедуры реализации имущества: опись, сроки и порядок реализации имущества, начальную цену продажи. На это управляющему отводится не более месяца. Положение проверяется судом на соответствие законодательства, после чего утверждается, либо отклоняется и направляется на доработку.

Имущество, составляющее конкурсную массу, может быть реализовано в двух форматах:

  • путем прямой продажи (для вещей дешевле 100 000 р.);
  • через электронные торги (для имущества дороже 100 000 р.).

Прямая продажа происходит по следующей схеме. Например, управляющим был описан телевизор, принадлежащий должнику. Его оценочная стоимость составила 20 тыс.р., что дешевле 100 тыс.р. и дает ему право не выставлять технику на торги. Управляющий подает объявление в газету или специализированной онлайн-площадке и продает телевизор заинтересованному лицу за 20 тыс.р. Вырученные от продажи деньги включаются им в конкурсную массу.

В отношении имущества дороже 100 тыс.р. управляющий организует торги. Все торги по банкротству сейчас проводятся в формате электронного аукциона на специализированных площадках. О месте и времени проведения торгов управляющим размещается информация в открытом доступе. В торгах вправе принять участие все желающие, обладающие ЭЦП и прошедшие предварительную регистрацию (иногда требуется внесение задатка).

Первоначально все имущество выставляется по оценочной стоимости с шагом на повышение. Если первый этап не привел к продаже, первоначальная оценка снижается на 10-15% и имущество вновь выставляется на торги. Наименее ликвидная собственность продается на торгах с дисконтом до 25% и с шагом на понижение. Побеждает на них участник, сделавший первую ставку.

Вырученные от продажи имущества средства распределяются между кредиторами, пропорционально размеру их требований. Часть средств должна быть передана супруге должника, если проданное управляющим имущество было приобретено в период брачного союза и относится к совместной собственности.

Если в ходе торгов удалось реализовать не все имущество физлица, вошедшее в конкурсную массу, то порядок действий будет следующим:

  1. Управляющий предлагает кредиторам принять имущество по его оценочной стоимости в счет погашения задолженности.
  2. Если кредиторы отказываются его принять, то нереализованное имущество подлежит возврату должнику по акту приема-передачи.

После прохождения процедуры реализации процесс банкротства физического лица считается завершенным. Даже если по результатам торгов не удалось удовлетворить все кредиторские требования, все обязательства списываются с должника и аннулируются.