Охарактеризуйте специфические методы в физико-географических исследованиях (сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический). Дескриптивный (описательный) метод описания языка

Охарактеризуйте специфические методы в физико-географических исследованиях (сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический)

Сравнительно-описательный метод -- самый старый в физической географии. Он был и остается впредь не просто основным, но главным методом всей географической науки. Недооценка некоторыми учеными этого метода проистекает из поверхностных представлений о нем и о существе географии.

А. Гумбольдт (1959) писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представить в кратких чертах результаты этих сравнений -- благодарная, хотя и трудная задача общего землеведения. Сравнение выполняет несколько функций: определяет ареал сходных явлений и предметов, разграничивает на первый взгляд близкие предметы и явления, делает через систему образов знакомым незнакомое.

Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии -- изотермы, изогипсы, изобары, изогиеты (количества осадков в единицу времени), изофены (линии одновременного наступления какого-либо сезонного явления). Без них невозможно представить ни одной отраслевой или комплексной научной дисциплины физико-географического цикла.

Наиболее полное и разностороннее применение сравнительно-описательный метод находит в страноведении, где требует просто-тоты и ясности изложения. Здесь, однако, этот метод долгое время ограничивался ответами на два вопроса: что, где?, тем самым давая обоснованный повод к тому, чтобы видеть в географии чисто хорологическую (от греч. choros -- место, пространство) науку. B настоящее время сравнительно-описательный метод должен включать ответы по крайней мере на пять вопросов: что, где, когда, в каком состоянии, в каких взаимосвязях? Когда означает время, исторический подход к изучаемому объекту; в каком состоянии-- современную динамику, тенденции развития объекта; в каких взаимосвязях -- воздействие объекта на ближайшее окружение и обратное влияние последнего на объект.

Приведем образец применения сравнительно-описательного метода-- описание влажного тропического леса Явы на высоте около 2000 м, принадлежащее А. Н. Краснову: «Издали такой лес не представляет ничего особенного. Это по внешности тот же широколиственный лес умеренной полосы. Достойно внимания то, что и здесь не видишь никогда тех пальмовых крон, которые рисуются при мысли о тропиках. Пальмы в ландшафте лесов фигурируют только в жаркой нижней зоне: выше мы видим только ротанги, аре-ки и им подобные ютящиеся в тени других дерев породы. Масса леса образована лиственными деревьями, и между ними, на фоне опушек, резко выделяются бело-серые стволы Liguidambar, этого характернейшего из деревьев девственных лесов Явы. Фон листвы лесов представляет или бесконечные варианты типа глянцеватого кожистого фикуса, или нежного перистого листа мимозы. Но зато очутившись под самою сенью леса, не только турист, но и самый опытный ботаник становится в положение деревенского мальчика, впервые попавшего в большой шумный столичный город. Не знаешь куда смотреть: внизу на земле, на уровне с головой, выше на стволах,-- везде масса растений, бесконечно разнообразных, одно причудливее другого. Деревья не образуют, как у нас, общего свода. Над кустами, едва превышающими человеческий рост, возвышаются полудеревья; их кроны скрыты за деревьями роста наших лип; их покрывают деревья еще более высокие, над которыми, как шатры, распростерты ветви исполинов, уже совершенно не видных через покровы этого четырехэтажного леса...

Понятно, что под четвертым сводом -- сырость и полумрак, как под сводами таинственного храма. Как громадные паникадила какого-нибудь собора висят над вашей головой, свесившись на тонких лианах или прикрепившись к стволу, как исполинские гнезда, цельнолистовые розетки папоротника Aspidium nidus avis. Растительность этого пояса леса не похожа на нашу. Здесь вы не найдете на земле цветов нежных и благоухающих или чарующих взор красотою венчика. Везде одна только зелень нежной тонкой ваи папоротника, то маленького и изящного, приютившегося к стволу дерева, то громадного, древовидного, способного своею из земли поднимающуюся ваею покрыть человека, то поднимающегося как у пальмы венец вай на высоком чешуйчатом стволе» К

Экспедиционный метод исследования называют полевым . Полевой материал, собранный в экспедициях, составляет хлеб географии, ее фундамент, опираясь на который только и может развиваться теория.

Экспедиции как метод сбора полевого материала берут начало с античных времен. Геродот в середине V в. до н. э. совершил многолетнее путешествие, давшее ему необходимый материал по истории и природе посещенных стран. В частности, без посещения Скифии-- причерноморских степей -- он не сумел бы сообщить много точных подробностей о ее природе -- равнинности, безлесии, суровости климата. 24 года (1271--1295) длилось путешествие итальянца Марко Поло в Китай.

Эпоха Великих географических открытий конца XI--XVII вв.-- это ряд самоотверженных полных лишений экспедиций в поисках новых земель, расшифровки белых пятен на географической карте (путешествия Колумба, Магеллана, Васко да Гамы и др.). В один ряд с ними следует поставить Великую Северную экспедицию в России (1733--1743). Она даже по современным меркам представляется грандиозным мероприятием, поражающим количеством участников, разнообразием и объемом поставленных задач. Во время Великой Северной экспедиции, известной еще под названием Второй Камчатской, была изучена природа Камчатки, открыт северо-запад Северной Америки, описано побережье Северного Ледовитого Океана от Карского моря до Восточно-Сибирского, нанесена на карту крайняя северная точка Азии -- мыс Челюскин.

Глубокий след в истории отечественной географии оставили Академические экспедиции 1768--1774 гг. Они были комплексными, в задачу их входило описание природы, населения и хозяйства огромной территории -- Европейской России, Урала, части Сибири. В составе экспедиции принимали участие П. С. Паллас, И. И. Лепехин, С. Гмелин и другие выдающиеся ученые.

1 Краснов А. Н. Под тропиками Азии. M., 1956. С. 52---53.

Преданность науке, мужество, способность видеть в природе главное, новое и взаимосвязанное, талант писателя-прозаика -- черты лучших представителей большой армии географов-путешественников. Научные отчеты Н. М. Пржевальского (1839--1888), исследователя Центральной Азии, Д. Ливингстона (1813--1873), первооткрывателя озер и рек Южной и Восточной Африки, полные трагизма последние дневниковые записи Роберта Скотта (1868-- 1912), замерзшего на обратном пути от Южного полюса, как и труды многих других путешественников, читаются на одном дыхании, никого не оставляя равнодушным.

о мере дифференциации географической науки экспедиции становились более специализированными, с ограниченным кругом задач. При этом часть вопросов, решавшихся ранее географами, отошли к геологии, биологии, геофизике. Тем не менее многие экспедиции советского периода, будучи междисциплинарными по составу участников, включавших геологов, климатологов, гидрологов, ботаников, зоологов, были по существу комплексными географическими. Таковы экспедиции Совета по изучению производительных сил (СОПС), находящегося до 1960 г. при Президиуме АН СССР. В комплексных экспедициях СОПСа по изучению Кольского полуострова, Каракумов, Башкирии, Якутии, Тувы и других районов принимали участие многие институты Академии Наук.

У части исследователей возникло сомнение в возможности проведения в поле комплексных географических исследований одним лицом. Их выполнение под силу якобы только целому коллективу узких специалистов, а на долю географа остается роль организатора работ, ответственного за синтез собранного другими материала. Не отрицая за географом подобной организаторской функции в тех случаях, когда это возможно, обратим внимание на другое -- физи-ко-географ может и обязан вести, подобно другим узким специалистам, собственные полевые исследования, причем такие, которые не может выполнить за него никто иной. Выявление, картирование, анализ межкомпонентных связей ландшафтных комплексов -- круг задач, решаемых физико-географами в полевых условиях. Выполнить эти задачи может лишь специалист с серьезной и широкой подготовкой. Но не следует при этом и преувеличивать трудности, не думать, что ландшафтовед в одном лице обязан совмещать геолога, климатолога, ботаника, зоолога, гидролога, почвоведа. Он должен оставаться специалистом сравнительно узкого профиля, владеющего методикой изучения природно-территориальных комплексов.

Современные географические экспедиции, с участием узких ланд-шафтоведов или без них, имеют междисциплинарный состав с тенденцией, не всегда реализованной, к комплексности. Особый интерес представляют корабли науки, бороздящие Океан под флагами разных стран. Это даже не лаборатории, а целевые научные институты, оснащенные самой совершенной аппаратурой по изучению водного и воздушного океанов. Судно «Академик Мстислав Келдыш», один из советских кораблей науки, обладает автономностью плавания около 20 тыс. миль.

В Центральной Арктике, на многолетних льдах, непрерывно дрейфуют, сменяя одна другую, научные станции «Северный Полюс». Начало им было положено в 1937--1938 гг. дрейфом отважной четверки, вошедшей в историю под названием папанинцев (И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов).

В послевоенные годы происходит активное научное наступление на материк Антарктида. Окраина ледяного материка покрывается сетью научных станций СССР, США, Великобритании, Австрии, Франции, Японии, Новой Зеландии, Австралии, Аргентины, Чили, ЮАР. Из шести действующих (1986) в Антарктиде советских станций в наиболее экстремальных условиях находится «Восток». Она расположена в Восточной Антарктиде на высоком ледниковом плато (3488 м) в районе магнитного и земного полюса холода.

Будучи междисциплинарными, с высоким удельным весом геофизиков, геологов, биологов и других специалистов, морские, арктические и антарктические экспедиции вносят неоценимый вклад в познание строения и динамики географической оболочки и ее ландшафтной сферы. Приходится признать, однако, что географический синтез не всегда успевает за новыми фактами и открытиями, полученными в ходе экспедиций смежными с географией подразделениями науки.

Разновидностью экспедиционного (полевого) метода являются физико-географические стационары. Инициатива создания их принадлежит А. А. Григорьеву. Первый стационар -- Тянь-Шанская высокогорная станция -- была открыта Институтом географии АН СССР в 1945 г. Стационаров до сих пор немного. Устоявшихся программ физико-географических стационаров не выработано. Первоначально они ограничивались изучением геофизики ландшафта (радиационный, тепловой, водный балансы), позднее с включением в программу биотического компонента -- потеряли качественную грань, отделяющую их от биогеоценологических стационаров.

Полезность физико-географических стационаров в развитии географической теории бесспорна, но пока результаты этих исследований не выходят на практику и ожидать в ближайшее время развития широкой сети их, аналогичной, скажем, сети стоковых станций, нет оснований.

Полевые исследования физико-географа не исчерпываются экспедициями и стационарами. При решении частных, особенно краеведческих, вопросов (составление географического очерка района, выбор мест для размещения прудов, лесопосадок и т. п.) возникает необходимость в полевых экскурсиях для сбора недостающего материала. Научные экскурсии -- мини-экспедиции -- распространенный вид полевых географических исследований в высшей школе. Здесь они тесно связаны с учебными географическими экскурсиями и учебной полевой практикой студентов-географов. Методика полевой физико-географической практики и общие вопросы методики комплексных физико-географических исследований отражены в ряде учебных пособий и руководств (В. К. Жучкова, 1977; А. Г. Исаченко, 1980; Комплексная географическая практика в Подмосковье, 1980 и др.).

Литературно-картографический метод в отличие от экспедиционного и полевого методов является кабинетным. Этот метод имеет два аспекта. Первый -- подготовительный, камеральный этап в подготовке к экспедиции. Предварительное литературно-картографическое ознакомление с природой района составляет необходимое условие любых полевых исследований, но при ландшафтных значение его особенно велико. Ландшафтовед по любому району, подлежащему полевому исследованию, находит большое -количество литературно-картографического материала, посвященного отдельным компонентам ландшафта, и анализ его требует больших усилий и хорошей подготовки. Камеральное литературно-картографическое изучение природы района не только поможет выявлению в поле ландшафтных комплексов, но и выявит возможные пробелы в изучении компонентов ландшафта, которые исследователь обязан восполнить или лично сам, или путем приглашения соответствующих специалистов (геоботаника, почвоведа, геолога и т. п.).

Второй аспект -- литературно-картографический метод как основной, начало и конец познания географического объекта. Именно таким путем создается большинство страноведческих работ. Авторы страноведческих монографий могут быть лично знакомы с описываемой территорией, но и при этом условии в основе их труда, за редкими исключениями, лежит анализ имеющегося литературно-картографического материала.

Литературно-картографический метод не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы пользоваться им, надо уметь читать отраслевую литературу, специальные карты и атласы. B них масса разнообразных сведений, разобраться в которых и отделить главное от второстепенного можно лишь овладев всей суммой информативного материала. Наиболее концентрированный вид географической информации представляют атласы, а среди них такие этапные для картографии труды, как Большой советский атлас мира (т. I, 1937), трехтомный Морской атлас и Физико-географический атлас мира (1964). Предисловие к последнему Атласу начинается словами: «Лежащий перед Вами Физико-географический атлас мира предназначен дать возможно более полную и точную картину природы мира, основанную на новейших географических материалах и современной теории наук о Земле». И это не преувеличение, на сотнях специальных карт Атласа нарисована картина физической географии Мира, которую трудно было бы развернуть на страницах многотомной серии монографий.

Описательный метод исследования — это такой научный метод, который включает наблюдение и описание поведения участника без какого бы то ни было влияния на него.

Многие научные дисциплины, включая социологию и психологию, используют этот метод, чтобы получить общий обзор предмета исследования.

Некоторые предметы не могут наблюдаться никаким другим способом. Например, социальное исследование конкретного случая индивидуального предмета — это описательный метод, который позволяет наблюдать, не затрагивая нормальное поведение.

Также данный метод полезен там, где нет возможности протестировать и измерить большое количество образцов, необходимых для большинства количественных экспериментов.

Описательные эксперименты часто используются антропологами, психологами и социологами для наблюдения естественного поведения без малейшего влияния. Также описательный метод используется маркетологами для оценки привычек покупателей, или компаниями для оценки морального облика персонала.

Результаты описательного метода не могут использоваться в качестве категорического подтверждения или опровержения гипотезы, однако, если ограничения понятны, описательный метод может быть полезным инструментом во многих сферах научного исследования.

Плюсы описательного метода исследования

Предмет наблюдается в полностью естественной и неизменной среде. Хороший пример — антрополог, изучающий племя без малейшего влияния на поведение его членов. Истинные эксперименты, хотя и дают поддающиеся анализу данные, часто неблагоприятно влияют на нормальное поведение предмета исследования.

Описательное исследование часто используется как предшественник количественного метода, общий краткий обзор, дающий некоторые ценные маркеры относительно того, что переменные стоит тестировать количественно. Количественные эксперименты зачастую являются дорогими и отнимающими много времени, а потому лучше всякий раз знать наверняка, какую именно гипотезу тестировать.

Минусы описательного метода исследования

Поскольку нет управляемых переменных, то нет и никакой возможности статистически анализировать результаты. Многие ученые расценивают этот тип исследования как весьма ненадежный и ненаучный.

Кроме того, результаты описательных исследований невозможно повторить, а потому и речи не может быть о репликации эксперимента и повторном анализе результатов.

Резюме

Описательный метод исследования является действенным методом для исследования определенных предметов и предшественником большинства количественных методов. И хотя есть определенные проблемы, связанные со статистической валидностью, пока ограничения понятны ученым, этот тип исследования — неоценимый научный инструмент.

Описательный анализ - первый этап аналитической части исследования, содержащий числовое и графическое описание данных. Описательный анализ включает в себя: построение частотных таблиц, с помощью которых можно подсчитать распределение частот по категориям переменной и определить количество объектов в каждой из категорий, построение таблиц сопряженности, а также вычисление различных показателей и коэффициентов, характеризующих распределение частот значений переменной.

Распределение частот значений переменной - это математическое распределение, целью которого является подсчет ответов, связанных с различными значениями одной переменной (частот), и дальнейшее выражение их в процентном виде (частности). Подсчет распределения частот значений переменной дает возможность построить таблицу с указанием частоты, частности и накопленных частностей для всех значений этой переменной.

Пример 37. Автодилер провел исследование популярности автомобилей эконом-класса в регионе продаж для оценки их популярности у мужчин и женщин. Анализ результатов проводился с использованием частного распределения и построения таблиц сопряженности. В таблице представлено распределение переменной “Предпочтение торговой марки автомобиля”.

Марка автомобиля

Частота, %

Процент,

Валидный

процент,

Кумулятивный

процент,

Пропущенные

Всего

В столбце 2 указана частота отмеченных респондентами значений переменной “Марка автомобиля”. Например, марка KIA была отмечена в 63 анкетах. В строке “Пропущенные” указывается число заполненных анкет, где марка автомобиля не указана. Строка “Всего” показывает количество собранных анкет, в том числе заполненных с пропусками. Столбец 3 - процент от размера всей выборки для каждого числа наблюдений. Процентная частота соответствует отношению каждого из вариантов ответа к общему количеству опрашиваемых, включая пропущенные значения. Столбец 4 содержит данные о проценте по отношению к числу наблюдений, в которых значение “Марка автомобиля” не пропущено (валидный процент); если нет пропущенных значений, то процент и валидный процент равны. При определении этого значения пропущенные данные исключаются. Разница между процентом и валидным процентом позволяет судить о достоверности полученной в ходе исследования информации. Столбец 5 показывает накопленный валидный процент полученных ответов.

Распределение частот значений переменной позволяет оценить распределение признака на генеральной совокупности, например сделать вывод об отсутствии явных предпочтений к одной из марок автомобиля у представителей целевой аудитории - на каждую марку пришлось примерно по 30% ответов. Для того чтобы повысить информативность результатов и выявить закономерности, не отраженные простым, частотным распределением, применяется оценка сопряженности признаков.

В то время как вариационный ряд распределения частот характеризует одну переменную, построение таблиц кросс-табуляции сопряженности дает возможность одновременно оценить значения двух или больше переменных.

Категории одной переменной помещают в таблицу так, чтобы они размещались в ней (сопрягались) в соответствии с категориями другой (или несколькими другими) переменной. Таким образом, распределение частот одной переменной подразделяется на группы в зависимости от категорий других переменных.

Кросс-табуляция сопряженности переменных “Пол респондента ” и “Предпочтение марки автомобиля” (частота)

Анализ данных позволяет выявить различия в предпочтениях, зависящие от пола респондента. Например, из общего числа опрошенных женщин 54 предпочитают марку автомобиля KIA.

Для структурного анализа от абсолютных величин переходят к относительным (процентам).

Кросс-табуляция сопряженности переменных “Пол респондента ” и “Марка автомобиля” (% по строкам)

Анализ таблицы позволяет выявить предпочтения к маркам автомобиля для двух подмножеств “мужчины” и “женщины”. Мужчины меньше всего предпочитают марку автомобиля KIA (7,9 %).

Кросс-табуляция сопряженности переменных “Пол респондента ” и “Марка автомобиля” (% по столбцам)

Из приведенной таблицы следует, что пол респондента влияет на предпочтения марки автомобиля: большинство мужчин предпочитает автомобили марки Opel, а большинство женщин - марки KIA. Предпочтение женщин выражено более явно (90% выбрало марку автомобиля KIA), предпочтения мужчин разделились почти поровну между Opel (55,6%) и Citroen (48,6%).

Также в рамках описательного анализа производится вычисление показателей, характеризующих распределение значений переменной:

  • среднее значение - сумма всех значений распределения, деленная на их количество. Для распределения среднее значение равно: (3 + 5 + 7 + 5 + 6 + 8 + 9)/7 = 6,14;
  • медиана - значение, находящееся в середине распределения, полученного из исходного путем упорядочивания по возрастанию. При нечетном количестве значений медиана будет совпадать с одним из измеренных значений. При четном количестве медиана будет средним арифметическим двух соседних значений. Для распределения медиана равна 6, поскольку значение, равное 6, находится в центре последовательности ;
  • мода - наиболее часто встречающееся в выборке значение. В распределении мода равна 5, поскольку цифра 5 встречается в нем дважды;
  • сумма - сумма всех значений распределения. Для распределения сумма равна 43;
  • процентиль - (N-й процентиль) - это такое значение переменной, ниже которого расположено N процентов наблюдений данной переменной. Типичными значениями процентилей являются первый, второй и третий квартиль - точки на шкале измеренных значений, ниже (левее) которых располагаются 25%, 50% и 75% измеренных значений соответственно;
  • минимум и максимум - наименьшее и наибольшее из значений распределения. Для распределения минимум равен 3, максимум равен 9;
  • размах - разность между максимумом и минимумом распределения. В случае распределения размах равен 9~3 = 6.
  • дисперсия равна сумме квадратов отклонений каждого значения от среднего, деленной на N - 1, где N - число значений в распределении;
  • стандартное отклонение равно квадратному корню из дисперсии. Оно показывает, на какую величину в среднем отклоняются случаи от среднего значения признака, и особенно большое значение имеет при исследовании нормальных распределений;
  • эксцесс показывает “остроту пика” распределения, характеризует относительную остроконечность или сглаженность распределения по сравнению с нормальным распределением. Положительный эксцесс обозначает относительно остроконечное распределение, отрицательный эксцесс - относительно сглаженное распределение. Если эксцесс существенно отличается от нуля, то распределение имеет или более закругленный пик, чем нормальное, или, напротив, имеет более острый пик (возможно, имеется несколько пиков). Эксцесс нормального распределения равен нулю;
  • асимметрия, или асимметричность, показывает отклонение распределения от симметричного. Если асимметрия существенно отличается от нуля, то распределение несимметрично, нормальное распределение абсолютно симметрично. Если распределение имеет длинный правый хвост, асимметрия положительна; если длинный левый хвост - отрицательна.

Полученные результаты маркетингового исследования могут соответствовать или не соответствовать гипотезам, которые формируют исследователи в начале исследования.

В статистике принято обозначать гипотезу как Я - от латинского слова Hypothesis:

  • нулевая гипотеза НО - предположение о том, что между определенными статистическими параметрами генеральной совокупности связи нет; переменные независимы;
  • альтернативная гипотеза Н1 - гипотеза, предполагающая, что между определенными статистическими параметрами генеральной совокупности связь есть; переменные зависимы. Альтернативная гипотеза противоположна нулевой.

Принятие или непринятие статистической гипотезы основано на статистическом критерии (определенное правило принятия или отклонения нулевой гипотезы). В процессе проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен убедиться в том, что связь с изучаемым явлением существует или отсутствует.

Проверка гипотезы имеет два исхода:

  • 1. Нулевая гипотеза отвергается, а альтернативная принимается.
  • 2. Нулевая гипотеза не отклоняется.

При проверке нулевой гипотезы существует две возможности принять ошибочное решение:

  • 1. Ошибка первого рода, когда проверяемая гипотеза является верной, но в результате проверки исследователь отвергает ее. Эта ошибка обозначается символом а , называется уровнем значимости и показывает предельную верхнюю границу маловероятного исхода непринятия нулевой гипотезы. Обычно принимают а = 0,05 (или 5%), 0,01 (1%), 0,001 (0,1%). Все критерии в статистических таблицах рассчитываются из этих трех значений.
  • 2. Ошибка второго рода, когда проверяемая гипотеза является неверной, но в результате проверки исследователь принимает ее. Эта величина обозначается ? и называется вероятностью ошибки.

Я начал исследовать вещи, меня окружающие, еще в раннем детстве. Тогда я не знал, что учеными уже классифицированы по разным признакам методы исследования тех или иных предметов (объектов). Ниже я расскажу об одном из методов исследования , которым (в силу своего развития) обладает каждый человек, а также опишу его особенности.

Методы исследования

Умами человечества разработано бесчисленное множество методов исследования предметов. По способу действия все они делятся всего лишь на два вида - опытное и теоретическое. Что это значит?

Опытное исследование всегда связано с каким-то действием над предметом исследования. Например, вам нужно исследовать воду на химический состав. Предмет этого исследования - химический состав воды. Как вы его исследуете? Совершенно верно - проводите с помощью химических реагентов химический анализ. Закончится это исследование получением результатов анализа.


Теоретическое исследование связано со сбором и обработкой информации о предмете исследования. Любое теоретическое исследование заканчивается определенным умозаключением.


Как правило, опыт всегда заканчивается теоретической обработкой данных. С практической точки зрения, опытный метод познания бессмыслен без теоретической обработки полученного результата. С другой стороны, теоретический метод познания - это обработка результата, полученного опытным путем: исследование не будет завершенным, если не использовать оба этих метода.

Описательный метод исследования

Описать тот или иной объект - это значит изучить объект исследования с разных сторон и дать его развернутую характеристику. Исходя из этого утверждения, описательный метод исследования имеет следующие особенности :

  • носит теоретический характер , т.к. изучение объекта проходит способом описания;
  • является универсальным в плане познания сути предмета, т.к. описывать тот или иной предмет можно любыми удобными способами - рисовать, показывать его размер жестами, записывать словами его характеристики или говорить о них устно;
  • объект описания - материальный предмет (материя);
  • систематизированный подход к исследованию;
  • после завершения описания, начинается процесс опытного познания .

Термин «метод» (от греч. methodos - исследование, учение, путь позна- ния) неоднозначен. Он применяется в общенаучном, философском смысле, затем в специально-научном, т. е. относящемся к определенной области науки.Рассмотрим некоторые специальные лингвистические методы и некоторые методики науки о языке.

Описательный метод

Описательный метод применяется для изучения социального функциони- рования языка, для описания и анализа элементов и частей работающего «язы- кового механизма». Он требует тщательной и точной характеристики фонем, морфем, слов, грамматических категорий, форм и т. д. Каждый из этих элементов может и должен рассматриваться и формально, и семантически - по крайней мере, такова конечная задача. В настоящее время описательный метод отчетливо взаимодействует со структурным методом. исследовательский описательный трансформационный лингвистика

Сравнительно-исторический метод

Сравнительно-исторический метод возник в начале XIX века одновре- менно рядом ученых. Сравнительно-исторический метод «окра- сил» собой всю лингвистическую науку этого столетия, затенив другие методы. Главная стержневая задача сравнительно-исторического метода - открытие за- конов, управлявших развитием родственных языков в прошлом. С помощью этого метода решались задачи историко-генетического порядка. Сравнительно- исторический метод используется как в целях реконструкции праязыковых со- стояний, так и в целях выявления закономерностей в истории развития языков. Соответствует этой задаче и предмет исследования - совокупности родственных фактов в родственных языках, законы, воплощенные в этих фактах и со- храненные ими от далекого прошлого.