Оод "россия православная". Рождение нового времени

Успение Богородицы – это один из важнейших религиозных праздников в Греции, по масштабу и пышности не уступающий ни Рождеству, ни даже Пасхе. «Кимиси тис Феотоку», или «Декапентавгустос», как его называют в Греции, празднуется 15 августа в каждой церкви Богородицы, будь то в центре или же в самом отдаленном и маленьком поселке на севере Греции, и даже на островках с постоянным населением не более 50 человек!

Вообще, в Греции церкви и храмы Богородицы – самые распространенные из всех, и поэтому к этому празднику здесь относятся с особым трепетом и уважением.

В общем да целом, сценарий празднования повсюду один, хотя каждой церкви, несомненно, присущи свои особенности и традиции.

Итак, с 1 по 15 августа в Греции проходит большой пост , — таким образом греки показывают свою преданность Богородице и готовят себя к пышному празднованию. В день Успения Богородицы тысячи греков идут в церкви и храмы, чтобы причаститься у иконы, принять участие в крестном ходе и отстоять церковную службу. Традиционно после службы начинается все самое интересное – большой праздник «панигири ».

Панигири – это что-то вроде однодневного фестиваля народных обычаев и традиций Греции. На улицах каждого села и города устраиваются концерты, ярмарки с национальными блюдами, театральные представления, игры, танцы и песни – народ гуляет «на полную» до самого утра. Ночью небо озаряют яркие фейерверки, улицы и дома украшают сотню свечей и гирлянд, музыка не смолкает до самого утра. В селах часто жгут костры или разыгрывают театральные сценки на библейские темы.

Самые пышные празднования 15 августа проходят на кикладском острове , где наравне с традиционными обрядами и службами осуществляется крестный ход на коленях с центра столицы острова до храма Богородицы (Благовещения). Принять участие в праздновании на Тиносе съезжаются сотни греков с разных концов страны.

Следом за Тиносом следует остров с храмом Экатонтапилиани в порту Парикии с шумной ярмаркой, музыкой, танцами и островным вином. А вечером залив поселка Науса озаряют десятки лодок с зажженными факелами и праздничный салют.

Большой праздник проходит и на острове . Правда начинается он не 15, а 19 августа и длится целых 6 дней. В этот период Монастырь Фанероменис посещают сотни паломников со всей Греции, просто наблюдая за праздником, или же помогая в организации мероприятий и фестивалей.

Другими важными местами празднования Успения Богородицы являются храм Панагия Сумела в , Святой монастырь Богородицы в селе Кастанья у подножия горы Вермио, храмы Богородицы в , селах , областях и на севере Греции.

Что касается греческих островов , то непременно стоит посетить храм Богородицы в селе Айясо на , поселок Олимпос на

История московских кафедральных соборов

Вы удивитесь - в Москве в пределах старого города сохранился лишь один храм Рождества Христова. Больше Христорождественских храмов в Москве нет. Измайлово, Рождествено - это бывшие села, вошедшие в состав столицы в послевоенное время, улица Рождественка названа по монастырю Рождества Богородицы. Получается так: важнейший из церковных праздников «не имеет прописки» на сакральной карте Первопрестольной.

Спрятанное Рождество

Тем интереснее, где стоит сохранившаяся до нашего времени Рождественская церковь? Тот храм не всегда найдешь на карте, потому что его посвящение Христову рождению не очевидно. Я и сам раньше предполагал, что этот храм освящен как Воскресенский, и был удивлен, когда мои догадки не подтвердились. Нельзя не отметить, что знают эту постройку без исключения все москвичи, и не только они. Мы имеем в виду Храм Христа Спасителя, кафедральный собор московских первоиерархов.

Есть замечательная московская поговорка: «В Москве каждый день праздник». Она сообщает о том, что в столице столько церквей, что можно хоть каждый день праздновать очередной престол. Московские нищие знали эту пословицу и ходили за милостыней каждый день к новому приходу. Они-то лучше нас разбирались в сакральной топографии столицы. Январские праздники отмечались горожанами особо: начавшиеся за Рождеством Христовым Святки сопровождались ярмарками, боями «стенка на стенку» на москворецком льду, обязательными святочными гаданиями, колядованием и, конечно, празднованием Нового года. Все это праздное буйство оканчивалось Крещением Господним, москвичи успокаивались, окунувшись в студеную крещенскую воду. Символично - вслед за разрушенным храмом Христа Спасителя кафедра московских архиереев перемещается в собор Богоявления в Елохове. Все гонения на Церковь ХХ века были как «ушатом по голове» - после такого долгого безмятежного (царского) отмечания череды праздников мы окунулись в ледяную воду советского времени. Время от Рождества до Богоявления так ясно кристаллизовалось в московских кафедральных соборах.

Почему здесь

Храм Христа стоит по Волхонке на высоком холме на берегу Москвы-реки (тот холм был срыт, когда сооружали на месте взорванного храма Христа Спасителя бассейн «Москва»). Улица Волхонка соответствует старой дороге на запад, на Смоленск и Киев. Со временем в Киев стали ездить дорогой на Калугу, Якиманкой через Большой Каменный мост, а в Смоленск - Воздвиженкой и Арбатом, далее переправой через Москву-реку. Волхонка оказалась «не у дел», став тупиковым направлением. Движение этим направлением заканчивалось заливным Девичьим полем и известным Смоленским Новодевичьим монастырем. Место храма у воды, здесь небольшой ручей Чарторый впадал в Москву-реку. Причины выбора именно этой территории для постройки храма - памятника Отечественной войне 1812 года не очевидны. Место для возведения грандиозной постройки выбирал лично царь Николай Павлович по представлению архитектора Константина Андреевича Тона. Зодчий предложил монарху три варианта: нынешний, на месте Страстного монастыря на Тверской улице (место памятника Пушкину и кинотеатра «Россия») и на Швивой горке при впадении Яузы в Москву. Главное, что все три места соответствовали условиям не раз обсуждавшимся: храм Христа необходимо строить в черте старого города, он должен стать неотъемлемой частью городской жизни и посещаться москвичами, кроме того, собор рассматривался новой городской доминантой в виду Кремля и нового императорского дворца. Выбор императора известен, в результате этого решения необходимо было снести три жилых квартала и древний Алексеевский монастырь. Сохранилось предание, что игуменья (или, в других вариантах, старейшая монахиня) не захотела переезжать с сестрами в отведенный для монастыря храм в Красном селе, ее перевезли туда насильно. Уезжая, матушка прокляла место строящегося храма, пообещав, что здесь «будет большая лужа». Этот московский миф цитируется многими путеводителями в связи с устройством на месте храма Христа Спасителя в советское время бассейна «Москва» и позже его восстановлением при активном содействии мэра города Юрия Лужкова.

Рождение нового времени

12 октября 1812 года последний солдат наполеоновской армии покинул Москву, в Первопрестольной началось новое время. Есть Москва до пожара и после, эта два совсем разных города, не случайно многие видели в московских событиях двенадцатого года евангельский сюжет: Москва принесла себя в жертву неприятелю и воскресла из пепла пожара другой, ее облик преобразился. С Москвой преобразилась империя и русское общество: общая беда (война) сплотила разные сословия и касты, русское стало в моде, от императора ждали реформ, дворяне заговорили на родном языке, перестав поклоняться всему французскому. На Красной площади в Москве ставят памятник Минину и Пожарскому, гражданину и князю, в Костроме - памятник Ивану Сусанину, крестьянину. В 1820-е выходят первые тома «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, ими зачитываются от мала до велика. Карамзин будто осветил русскому человеку темное пространство русской истории, с освещением ему помогло московское пожарище 1812 года. Послепожарная эпоха заговорила на новом русском языке, языке Пушкина и Гоголя, на этот русский была переведена Библия (нам известен этот перевод как синодальный). Зримым символом нового времени (эпохи) стал храм Христа Спасителя - Христорождественский собор. 25 декабря 1812 года император Александр подписал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». В этот же день императором было дано объявление об изгнании врагов из пределов Российской империи. 25 декабря - это Рождество Христово по старому стилю. Все более чем символично: когда-то рождение Христа ознаменовало наступление новой эры, теперь в Рождество 1812 года в России наступала новая эпоха. Отныне праздник Рождества Христова тесно будет связан с победой в Отечественной войне, как праздник Рождества Богородицы связан с победой на Куликовом поле, а Покров - со взятием Казани.

Послепожарной архитектуре, так же как и литературе, был необходим новый национальный язык, его выдумывали долго и мучительно, пока не нашелся Константин Андреевич Тон. Он запросто, с немецкой педантичностью одел классицистический скелет в национальные русские одежды: закомары, шлемовидные золоченые купола, перспективные порталы. Появившуюся в результате архитектуру назвали русско-византийским стилем. Параллельно формировалась новая государственная идеология, выраженная в известной формуле Уварова «православие, самодержавие, народность». Нам интересны идеи, запечатленные в камне храма Христа Спасителя. Тон принял за условный образец нового стиля русский соборный храм XVI-XVII веков и угадал. Вот еще важная особенность: материал, которым был облицован храм Христа, белый камень, намекал на вполне конкретные прообразы - Успенские соборы Владимира и Московского Кремля. Наши догадки подтверждает наличие конкретных декоративных деталей, например аркатурно-колончатого пояса или перспективных порталов. Из белого камня (белого мрамора) было выполнено скульптурное убранство собора, одно его наличие многозначительно. Таким образом, в архитектуре храма Христа Спасителя национальное читается как владимиро-московское, и если храм - памятник войне 1812 года есть выражение новой русской архитектуры, то главным историческим периодом страны признано время расцвета Владимирского и Московского княжеств.

Дорога в лес

В то далекое Средневековье главной башней Московского Кремля была Спасская, впрочем как и сейчас. Если ехать от нее улицами Ильинкой, Маросейкой и Покровкой, то мы достигнем старого городского предела - Скородома (линия нынешнего Садового кольца), за которым начинались пригороды - села и слободы. Проехав Старой Басманной, попадаем в старинное село Елохово, название лесное, ольховое. Имя села не случайно: за Елоховым начинался непроглядный лес, от которого Переславль на Плещееве озере стал Залесским. Этот лес «освоили» когда-то русские монахи-подвижники. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, основал там два монастыря: Богородице-Рождественский на реке Киржач (ныне город Киржач) и Успенский Стромынский (ныне село Стромынь, отсюда название улицы в Москве - Стромынка), а «собеседник» Сергия, преподобный Стефан, стал у истоков Троицкого Махрищского монастыря. Важно, что село Елохово когда-то стояло на границе территории, обжитой горожанами, и было пространством лесным, безлюдным, языческим. Сельский елоховский храм - это символ христианского крещения мещерского леса, зримого явления в этих местах Христа, Богоявления.

Богоявленский храм имеет сложную строительную историю. Первоначально, во второй половине XV века (время первого упоминания села в исторических документах), здесь стояла деревянная Владимирская церковь. В камне храм был построен уже как Богоявленский лишь в 1720-е годы, видимо, сказывалась близость царской резиденции в Лефортове, немецкой слободы и полковых сел - Преображенского и Семеновского. В XIX столетии вместо прежней церкви по проекту архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина была выстроена новая с сохранением старой трапезной и колокольни, ее освятили 18 октября 1853 года. Позже над трапезной частью возвели глухой железный тамбур с главкой. Тюринский храм не маленький, до построения храма Христа Спасителя его почитали самым большим храмом города, тогда еще не собором. Строительство большой, будто соборной церкви диктовали условия: местность вокруг Елохова активно застраивалась, появлялись крупные мануфактуры и рабочие поселки при них. Вот что интересно: Тюрин входил в Комиссию для строения храма Христа Спасителя в Москве, но возводил елоховский храм в строгих формах русской классики, это чуть ли не последняя крупная классицистическая постройка Москвы. Храм Христа и Богоявления в Елохове - ровесники (начало строительства первого 1839-й, второго – 1835 год), два монумента николаевскому времени, русско-византийский стиль и поздняя классика.

Святители московские

Оба храма имели статус первосвятительских: митрополичьих и патриарших. В обоих хранятся святые реликвии - мощи московских архипастырей: в храме Христа - митрополита Филарета (Дроздова), в Богоявленском соборе - митрополита Алексия (Бяконта). У этих двух исторических личностей много общего: промосковски (государственнически) настроенные, они в разное время возрождали русское монашество из небытия, основав по несколько новых обителей, каждый из них возглавлял московскую архиерейскую кафедру более 30 лет и еще при жизни был почитаем как чудотворец. Митрополит Филарет - фигура послепожарной Москвы, он управлял приходами и монастырями Москвы и губернии во время постройки храма Христа Спасителя. Именно московский архипастырь оказался последовательным сторонником перевода Библии на русский язык, широко известен его ответ в стихах на стихотворение Александра Сергеевича, помните: «Не напрасно, не случайно». Свое общественное служение владыка умел сочетать с глубокой молитвенной практикой и монашеским деланием. Мощи архипастыря покоятся в должном месте, он и сам был творцом той николаевской Москвы, символом которой стал храм Христа Спасителя. Мощи митрополита Алексия тоже покоятся не случайно в Богоявленском соборе - мы уже говорили про дремучий лес, на границе которого когда-то стояло село Елохово. Спросите - где бы спрятался от мира, нашел бы уединения известный русский святитель? Ответ очевиден: здесь, в этом лесу, рядом с духовными собеседниками, преподобными Сергием и Стефаном. Все правильно: в Богоявленском соборе покоится прах патриарха Алексия II, небесным покровителем которого был митрополит Алексий, напротив захоронение патриарха Сергия (Старогородского), его небесный покровитель - святой Сергий Радонежский.

О литературе

А еще храм Христа Спасителя - это место толстовское, при закладке храма присутствовал будущий автор «Войны и мира», сирота, потерявший родителей. На месте будущей постройки был выкопан огромный котлован под фундамент собора, там в этой «здоровенной ямище» были торжественно захоронены останки убиенных солдат Отечественной войны. Вообще, Волхонка - это владение родичей по матери Толстого, Волконских, таким образом, закладывавшийся храм Христа мог восприниматься ребенком как приходский, тем более его отец - герой кампании 1812 года. И если храм Христа связан с именем великого писателя Льва Толстого, то Богоявленская церковь в Елохове воспринимается пушкинским адресом: великий писатель здесь крестился в 1799 году. Точнее, его крестили родители. При условии, что исследователи до сих пор выявляют дом рождения поэта, Богоявленский собор пока может вполне оправдано считаться местом рождения Александра Сергеевича.

Богоявленская церковь в Елохове

Строительство большой, будто соборной церкви диктовали условия: местность вокруг Елохова активно застраивалась, появлялись крупные мануфактуры и рабочие поселки при них. Вот что интересно: архитектор храма Евграф Дмитриевич Тюрин входил в Комиссию для строения храма Христа Спасителя в Москве, но возводил елоховский храм в строгих формах русской классики, это чуть ли не последняя крупная классицистическая постройка Москвы. Еще один важный факт истории храма: Богоявленская церковь в Елохове воспринимается как пушкинский адрес. Здесь в 1799 году крестили будущего великого писателя

Рождество Христово. Роспись храма Христа Спасителя

Храмов, посвященных Рождеству Христову в Москве не так много, но зато в их числе - главный храм Москвы и всей России - храм Христа Спасителя. Его главный придел освящен во имя Рождества Христова.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
И Земля вертеп Неприступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
Волсви же со Звездою путешествуют,
Нас бо ради родися
Отроча младо, Превечный Бог

Роман Сладкопевец. Кондак Рождества Христова

Храм Христа Спасителя — главный престол храма второго этажа — во имя Рождества Христова.


Новорожденный Христос. Фрагмент заалтарной росписи храма Христа Спасителя в Москве



Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является внешним воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.


Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма Христа Спасителя.


Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.


Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.


Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м2.


Фрагмент ворот в Храм. Храм Христа Спасителя. Проект храма принадлежит архитектору Константину Тона. Строительство Храма велось около 44 лет.


В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

Верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;

Рождество Христово. Заалтарная роспись храма Христа Спасителя





Нижний храм — Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.


«Рождественское праздничное богослужение в храме Христа Спасителя». Прихожане и священники на ночном праздничном богослужении в честь Рождества Христова в храме Христа Спасителя.


Поклонение волхвов. Роспись храма Христа Спасителя


Храм Державной иконы Божией Матери, Москва. Комплекс Храма Христа Спасителя
Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.


Фрагменты разрушенного храма Христа Спасителя, хранившиеся на кладбище Донского монастыря

Храм Рождества Христова в Измайлове


Храм Рождества Христова в Измайлове— православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры.


Колокольня начала XVIII века, западный фасад

Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова — одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.


Иконостас Никольского придела

Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть.


Пятиглавый храм Рождества. 1676

Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.


В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список иконы Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма)

С 1928 года в храме находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 году в Оружейной палате Кремля. Эта икона прославилась многочисленными исцелениями от моровых поветрий в 1771 и 1866 годах. В XIX веке икона украшена уникальным чеканным окладом знаменитой фирмы Садиковых.

Храм Рождества Христова в Черкизове


Храм Рождества Христова в Черкизове — православный храм, принадлежащий к Знаменскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Деревяный храм в селе Черкизово известен с 1584 года. Он представлял собой так называемую клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей-папертью с двумя входными лестницами. Храм был построен на дворцовые средства и богато украшен иконами в серебряных позлащенных ризах. Каменный храм построен в 1779-1789 годах на средства графа К.Г. Разумовского и освящен 3 ноября 1789 года. В 1860 году по благословению свт. Филарета Московского храм был расширен и пристроены указанные приделы. Богослужения прекращены в 1938 году, затем в здании размещались различные хозяйственные службы. Храм возвращен Церкви в 1993 году.


Находится по почтовому адресу Ленинградское шоссе, дом № 354. Храм построен в 1779—1789 годах в селе Черкизове в архитектурном стиле, характерном для переходного периода от позднего барокко к классицизму. Церковь имеет статус памятника архитектуры регионального значения

Храм Рождества Христова (Мытищи)


Храм Рождества Христова (Мытищи) — православный храм Мытищинского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в городе Мытищи Московской области России (Новомытищинский проспект, д. 6). Главный престол освящён в честь праздника Рождества Христова; приделы в честь праздника Собора святых новомучеников и исповедников Российских, в честь святой Матроны Московской.

Храм Рождества Христова (Немчиновка)

Храм Рождества Христова поселка Немчиновка был открыт в 1914 году, в начале Первой Мировой войны


Россия, Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. 2-й Просек д. 2-б.

Церковь Рождества Христова — Беседы, XIV век.

О названии села легенда гласит следующее. Накануне Куликовской битвы Великий Князь Дмитрий Донской получил известие об огромном Мамаевом войске, двигающемся на Москву. После этого он решил на берегу реки Москвы раскинуть шатёр и собрать «беседу», то есть военный совет. Здесь воеводы и князья выработали план сражения, и осенью 1380 года разгромили ханские полчища наголову.



Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской распорядился на том месте, где он по весне собрал «беседу», поставить церковь Рождества Христова с приделами Димитрия Солунского, Феодора Стратилата и преподобного Феодосия — в память о славной победе. А село стало называться Беседы.

Церковь Рождества Христова — Ильинское (Дмитровский район).




Церковь Рождества Христова — Луховицы


Церковь Рождества Христова в Рождествено мкр. Митино


Храм Рождества Христова — православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Рождествено Истринского района Московской области. Строительство здания, с колокольней казаковской школы, в стиле зрелого классицизма, было осуществлено по проекту и под руководством архитектора Д. Ф. Борисова, с 1828 года по 1831 год, на пожертвования сельчан.

Первое упоминание о храме встречается в духовной грамоте 1544 года — как церковь Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1627—1628 годов фигурирует уже церковь Рождества Христова с приделом св. Николая Чудотворца, которая позже сгорела. Построенный в 1721 году храм также сгорел в 1737 году; последняя, деревянная, была сооружена в 1788 году и, при закладке каменной, перенесена на сельское кладбище.Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, в боях ноября 1941 — января 1942 года, в 1999 году возвращён церкви, приписан к Казанскому храму в Ламишине.

Адрес: 1-я Муравская ул., 39. М. «Тушинская», авт. 2, 266, 741.Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - пророка Илии, свт. Алексия, митрополита Московского.

Церковь Рождества Христова в Рождествено Истринского района Московской области.


Рождествено (Павло-Слободское с/п), село

Храм Рождества Христова (Церковь Рождества Христова в Рождествене-Кутайсове) — православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в селе Рождествено Истринского района Московской области, памятник архитектуры федерального значения


Фот. Носиков С. П.

В 1810 году, владельцем усадьбы Рождествено, графом Иваном Кутайсовым, был заложен новый храм. В 1820 году была освящена, в 1823 году — достроена окончательно, в стиле позднего классицизма с чертами школы Матвея Казакова, с приделами Иоанна Предтечи и Петра и Павла.


Фот. Носиков С. П.

В 1834 году в правом приделе церкви был похоронен строитель храма граф Кутайсов, а в 1848 году его супруга — Анна Петровна. В 1889 году, генерал-майором свиты Илларионм Николаевичем Толстым, наследником Кутайсовых по женской линии (правнуком Михаила Илларионовича Кутузова), была построена церковно-приходская школа.


Интерьер Христорождественской церкви в Рождествене (бывш. Рождествено-Кутайсовых) Московской области.

Фот. Носиков С. П.

Храм был закрыт в 1938 году, в войну не пострадал, после здание использовали, как хранилище удобрений, была сорвана крыша. В 1997 году храм был передан общине, в 1999 году — воздвигнут крест. Церковь восстановлена, но реставрационные работы продолжаются. К храму приписана часовня Александра Свирского.

Церковь Рождества Христова (Рождествено)

Храм Рождества Христова — православный храм Рузского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Рождествено Рузского района Московской области.



Время сооружения первой церкви в селе неизвестно: по имеющимся данным, к 1625 году старое, ветхое здание уже разваливалось и стояло без пения, то есть, не было священника, службы не совершались и в 1627 году владельцами вотчины был построен новый храм.

В 1775 году храм вновь отстроили, опять деревянный, Рождества Христова с приделами Рождества Богоматери, Казанской иконы Божией Матери и Александра Свирского.

Нынешняя, каменная церковь, построена, по одним сведениям, в 1862 году, «тщанием прихожан», по другим — в 1859 году, по проекту и под руководством архитектора Дмитрия Борисова — каменное однокупольное здание в псевдорусском стиле, с шатровой колокольней. Церковь имела три придела: главный — Рождества Христова, также Казанской иконы Божией Матери и пророка Илии.

В советское время, в конце 1930-х годов, храм закрыли, настоятель, Емельян Гончаров, был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне.

Храм возвращён верующим в 1990-е годы, требуются восстановительные работы, летом, один раз в месяц, совершаются молебны

Церковь Рождества Христова во Фрязино


Храм находится при городской больнице г. Фрязино Щелковского р-на, МО. 31 мая 1999 г. в День Святого Духа совершилось освящение места строительства нового храма на территории больницы г. Фрязино. При поддержке главного врача больницы М.В. Гольца и главы города Савченко Владимира Петровича в том же году начато строительство самого храма. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II новый больничный храм стал носить имя Рождества Христова в честь 2000-летнего Юбилея Христианства. Основателями и строителями храма также являлись Мартиросян Г.А., Зенов А.А. и Крестин В.Н. С 2003 г. в новом храме совершаются Богослужения.




Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

Церковь Рождества Христова в городе Фрязино Московской области, мозаичная икона Богоматери Знамение на южном фасаде храма.

Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

Рождества Христова в Измайлово

В 1654 году Измайлово стало загородной усадьбой Романовых, и царь Алексей Михайлович пожелал устроить тут резиденцию. К 1665 году государевы стрельцы построили здесь деревянный Рождества Христова . Он был с двумя боковыми приделами (Никольским и Казанской иконы Богоматери) и семью куполами. На строительство, как говорят документы, ушло леса на сто рублей.

А в 1676 году (уже при Фёдоре Алексеевиче), руководствуясь благословенной грамотой патриарха Иоакима, возвели каменный Рождества Христова с теми же приделами, что были у деревянной церкви. Строительство выполнялось под руководством Спиридона Харламова артелью костромских зодчих.

Обитель построена типичным «кораблём» (главные элементы конструкции находятся на одной оси), в стиле русского узорочья. Основной объём храма имеет три яруса кокошников и увенчан 5-ю главами. С севера и с юга к нему примыкают кубические приделы, на каждом из которых красуется небольшая главка, с востока — три апсиды. В конце XVII ст. к храму пристроили трапезную, а в начале XVIII ст. - колокольню и паперть. Последняя гармонично вписалась в экстерьер, а вот выполненная в стиле барокко колокольня (до этого при церкви стояла деревянная звонница) смотрится несколько грузно.

В целом храм выглядит очень нарядно – русское узорочье предполагает обилие декора: аркатурно-колончатый пояс на глухих барабанах, полуколонны, пилястры, ширинки на стенах, резные узоры на обрамлениях окон.

В 1678 году костромским мастером С. Рожковым были созданы три иконостаса, в 1735 году иконы обновил Ф. Пискулин.

Особо почитаемой иконой храма Рождества Христова в Измайлово является образ Иерусалимской Божией Матери - это одна из копий иконы, написанной евангелистом Лукой.

Но вернёмся к истории Рождественской обители… С момента, как Пётр І перенёс императорский двор в Санкт-Петербург, Измайлово начинает пустеть, и поддерживать в цветущем состоянии становится всё сложнее. При Елизавете Петровне стало чуть легче, но не на много.

В 1812 году французы ворвались в храм в поисках наживы, но настоятель заблаговременно спрятал все ценности. Само здание тоже не пострадало.

На протяжении XIX ст. Измайлово превращалось в зажиточное промышленное село с населением порядка 3000 человек. Крестьяне богатели и даже переходили в купечество. Вместе с тем рос и приход, да и сама обитель благоустраивалась.

Рождества Христова в Измайлове

– один из немногих, который не закрывался в советское время. Разумеется, изъятия ценностей избежать не удалось. Из церкви было вывезено 196 предметов утвари. Рядом с обителью находится Измайловское кладбище, где хоронили многих священников (больше захоронения не совершаются). Также при храме работают воскресная школа и хор.