Основания освобождения подозреваемого. Основания и порядок освобождения подозреваемых Основания задержания и освобождения подозреваемого

В соответствии с ч.2 ст.22 Конституции РФ лицо не может быть подвергнуто задержанию до судебного решения на срок более 48 часов.

Отсюда вытекает общее правило задержания (ч.2 ст.94 УПК РФ): по истечении 48 часов с момента задержания лицо подлежит освобождению.

Исключения из этого правила составляют случаи:

1) принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) принятие судебного решения об отложении принятия окончательного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении содержания под стражей подозреваемого на срок не более 72 часов (п.3 ч.6 ст.108).

48 - часовой срок задержания подозреваемого исчисляется в соответствии с ч.3 ст.128 УПК РФ с момента фактического задержания (п.15 ст.5 УПК РФ.

Дознаватель с согласия прокурора, а следователь с согласия начальника следственного отдела, вправе ходатайствовать перед судом о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Следует иметь в виду, что фактически для обращения в суд с ходатайством об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу УПК отводит 40 часов, т.к. в соответствии с ч.3 ст.108 такое ходатайство должно поступить в суд за 8 часов до истечения срока задержания, т.е. до истечения 48 часов.

Суд может отложить окончательное принятия решения на срок до 72 часов (ч.7 ст.108 УПК РФ).

Также в ч.1 ст.94 УПК РФ содержится перечень оснований, при наличии одного из которых лицо подлежит освобождению до истечения 48 часов с момента задержания:

Не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

Отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

Задержание было произведено с нарушением требований ст.91 УПК РФ.

В этом случае дознаватель, следователь или прокурор выносят постановление об освобождении подозреваемого.

На начальника места содержания подозреваемого (ИВС) возлагается, предусмотренная ч.3 ст.94 УПК РФ обязанность соблюдать 48 - часовой срок содержания подозреваемого под стражей без судебного решения. Если срок истек, а требуемое судебное решение не поступило, начальник места содержания подозреваемого обязан немедленно его освободить.

Также возлагаются на начальника места содержания подозреваемого обязанность выдать лицу при его освобождении копию процессуального документа о его освобождении, если имеется соответствующее постановление или определение, а также справку, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения (ч.4, 5 ст.94 УПК РФ).

3 Порядок задержания, фиксация хода и результата задержания подозреваемого, уведомление о задержании

Процессуальное оформление задержания производится после того, как подозреваемые фактически задержаны, когда их сопротивление сломлено и они лишены возможности оказать сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

Процессуальное задержание оформляется протоколом задержания (Приложение).

В протоколе указываются дата и место составление его, кем составлен, время и место фактического задержания, сведения о личности задержанного, конкретные основания и мотивы задержания, объяснения подозреваемого по поводу задержания. В нем также делается отметка о том, что подозреваемому разъяснено, в чем он подозревается, а также разъяснены его права, в том числе право на помощь защитника. Протокол подписывается следователем (начальником органа дознания, дознавателем, прокурором) и подозреваемым (ч.2 ст.92 УПК РФ).

Если подозреваемый отказался подписывать протокол, об этом делается отметка (ст.167 УПК РФ). Если в деле участвует защитник, и он присутствует во время составления протокола задержания, он также подписывает протокол.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах, один из которых находится в уголовном деле, второй направляется администрации изолятора временного содержания, третий вручается под расписку подозреваемому (п.1 ч.4 ст.46 УПК РФ).

Прокурору направляется в течении 12 часов с момента задержания письменное уведомление (ч.3 ст.92 УПК РФ).

Личный обыск подозреваемого при задержании производится без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск проводится только лицом одного пола с подозреваемым. Участвует не менее двух понятых того же пола. Возможно участие специалиста (ч.2 ст.ст.92, 93, 184 УПК РФ).

Участников задержания и наблюдения за поведением подозреваемого до задержания целесообразно допросить в качестве свидетелей по делу. Если в ходе задержания применялись фотосъемка, видеозапись, то их результаты осматриваются и приобщаются к материалам уголовного дела.

Сразу же после задержания рекомендуется произвести незамедлительный допрос подозреваемого после задержания, используя фактор внезапности, растерянности, его неготовности к оказанию противодействия органам расследования преступлений (ч.2 ст.46, ч.4 ст.92, 189, 190 УПК РФ).

Защитник допускается к участию в деле с момента фактического задержания подозреваемого, если ранее он в деле не участвовал (п.3 - а ч.3 ст.49 УПК). Если защитник не приглашен подозреваемым, следователь (дознаватель) обязан обеспечить участие защитника по назначению. Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого явка приглашенного им защитника невозможна, то следователь (дознаватель) приглашает защитника по назначению. Протокол задержания в таком случае составляется без участия защитника. Если подозреваемый отказался от назначенного защитника, то допрос подозреваемого может быть произведен без участия защитника, за исключением случаев, когда такое участие обязательно и отказ подозреваемого не имеет процессуального значения (ст.50, п.2 - 7 ч.1 ст.51 УПК).

Свидание с защитником предоставляется подозреваемому после составления протокола задержания, но до допроса, если в этом есть необходимость. Конфиденциальность свидания означает, что оно предоставляется наедине, в условиях, позволяющих вести визуальное наблюдение при невозможности прослушивания. Продолжительность свидания определяется по желанию подозреваемого и защитника, но если свидание продолжается более 2 часов, оно может быть прекращено при условии, что следователь (дознаватель) предварительно, хотя бы во время свидания, уведомил подозреваемого и защитника об ограниченности времени свидания.

Также о задержании происходит уведомление родственников. Необходимо уведомить кого - либо из близких родственников подозреваемого, к которым относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. При отсутствии таковых уведомляется кто - либо из других его родственников, к которым относятся все иные лица, состоящие с ним в родстве (п.4, 37 ст.5 УПК РФ). Уведомляется только один из родственников - названный подозреваемым либо тот, кого следователь (дознаватель) сочтет нужным уведомить (ч.1 ст.96 УПК РФ).

О задержании военнослужащего уведомляется командование воинской части (ч.2 ст.96 УПК РФ).

О задержании иностранца уведомляется соответствующее посольство или консульство. Следователь (дознаватель) уведомляет вышестоящую инстанцию, затем Генеральная прокуратура России связывается с Министерством иностранных дел России, после чего производится уведомление по дипломатическим каналам соответствующего посольства или консульства (ч.3 ст.96 УПК РФ).

О задержании несовершеннолетнего его родители или иные законные представители уведомляются обязательно.

Уведомление производится и прокурора, как и родственников в срок до 12 часов с момента задержания.

Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Порядок. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Основания: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Освобождение. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

Продление сроков задержания. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"



В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Понятие и виды мер пресечения, их характеристика.

Меры пресечения – это меры уголовно-процес–суального принуждения, применяемые при нали–чии оснований и в порядке, установленном зако–ном, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исклю–чительных случаях – к подозреваемому, с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать производству по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

Виды:1) подписка о невыезде;

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:

1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;

3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

2) личное поручительство;

Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.



В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей в порядке, установленном статьей 118 УПК.

3) наблюдение командования воинской части;

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 УПК. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного статьей 102 настоящего Кодекса, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания, предусмотренные ч.4 ст. 103 УПК.

5) залог;

Залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Залог в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Ходатайствовать о применении залога перед судом вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения, если последнее поступит. Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя.

6) домашний арест;

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

7) заключение под стражу

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 настоящего Кодекса. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Заключение под стражу как мера пресечения: понятие, порядок основания избрания и отмены.

Заключение под стражу - мера пресечения, которая применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Основания: - лицо может скрыться от органов предварительного расследования и/или суда;

Лицо может препятствовать производству по уголовному делу в виде давления на свидетелей и потерпевших, уничтожения или фальсификации доказательств, иных действий;

Лицо может продолжить заниматься преступной деятельностью;

Для обеспечения исполнения приговора с момента провозглашения приговора до его вступления в законную силу.

Порядок:

1) Ходатайство прокурора, следователя, дознавателя:

· Оформляется постановлением о возбуждении ходатайства.

· приводятся мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения

· К постанов­лению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатай­ства.

· Если ходатайство возбуждается в отношении задержанного подозревае­мого, то постановление и протокол задержания должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.

2) Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей рай­онного или военного суда соответствующего уровня с участием подозревае­мого, обвиняемого, прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение восьми часов с момента поступления материалов в суд.

3) Задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание кон­воем. В судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, следователь, дозна­ватель.

4) Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещен­ных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмот­рения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.

5) В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рас­смотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности.

6) Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явив­шиеся в судебное заседание лица.

7) Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постанов­лений:

· об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пре­сечения в виде заключения под стражу;

· об отказе в удовлетворении ходатай­ства;

· о продлении срока задержания. Это допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

8) Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, про­курору, подозреваемому, обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

9) Повторное обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пре­сечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосно­вывающих необходимость домашнего ареста.

10) Лицо, в произ­водстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников подозреваемого, обвиняемого, командование воинской час­ти арестованного военнослужащего, органы, на которые возлагается осу­ществление надзора за соблюдением ограничений (описанная процедура дей­ствует с 1 января 2004 г.).

11) Если у заключенного под стражу подозреваемого, обви­няемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попече­ние близких родственников, родственников или других лиц, либо помеще­нию в детские или социальные учреждения. Следователь, дознаватель при­нимают также меры к обеспечению сохранности имущества и жилища задер­жанного или заключенного под стражу. О принятых мерах следователь, доз­наватель уведомляют подозреваемого, обвиняемого (ст. 160 УПК)

12) Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения.

13) Судья кас­сационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем черезтрое суток со дня их поступления (ст. 108 УПК). Это решение может быть обжаловано в порядке надзора.

Отмена. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, уголовное дело прекращено или по нему постановлен оправдательный приговор; Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Комментарии к ст. 94 УПК РФ


1. Основаниями освобождения подозреваемых из-под стражи являются:

1) судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом (об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о признании задержания незаконным или необоснованным);

2) постановление следователя (дознавателя и др.) об освобождении задержанного;

3) постановление начальника места содержания подозреваемого или постановление прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого в связи с истечением установленного законом срока задержания.

2. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания подозреваемого по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя (дознавателя и др.) немедленно.

3. Начальник места содержания подозреваемого обязан письменно уведомить следователя (дознавателя и др.), в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающего прокурора об истечении срока содержания под стражей обвиняемого (подозреваемого) так, чтобы не позднее чем за 24 часа до момента завершения действия постановления следователя (дознавателя и др.), явившегося основанием помещения обвиняемого (подозреваемого) в следственный изолятор, следователь (дознаватель и др.) получил настоящее уведомление.

4. Если по истечении десяти (тридцати) суток с момента задержания на основании ст. ст. 91 и 92 УПК подозреваемого соответствующее решение о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, об освобождении подозреваемого не поступило, начальник места содержания подозреваемого немедленно освобождает его своим постановлением.

5. Подозреваемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие (ст. ст. 49, 50 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

6. См. также комментарий к ст. ст. 91, 92, 97 - 100, 108, 123 - 126 УПК.

Согласно ч. 1 ст. 94 УПК РФ, подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления. Подозрение следует считать неподтвердившимся, если доказано, что подозреваемый не причастен к совершению преступления, и при этом исчерпаны все возможности для сбора дополнительных доказательств его вины. Если было возбуждено уголовное дело, то уголовное преследование подлежит прекращению за непричастностью подозреваемого к совершению преступления.

В случае, когда подозрение не подтвердилось, то в зависимости от того, каким процессуальным актом лицо было поставлено в положение обвиняемого, следователем, дознавателем выносится одно из следующих решений: постановление о прекращении уголовного дела в целом (ст. 24 УПК РФ) или уголовного преследования подозреваемого лица (ст. 27 УПК РФ); постановление об освобождении задержанного (п. 1 ч. 1 ст. 94 УПК РФ); постановление об отмене меры пресечения (ст. 100 УПК РФ).

Подозреваемый как участник уголовного производства - процессуальная фигура временная, его участие в дознании или предварительном следствии ограничено процессуальными сроками. В перспективе дальнейшего расследования по уголовному делу, если возникшие подозрения в отношении него отпадут, в соответствии с ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении данного лица должно быть прекращено в связи с непричастностью подозреваемого к совершению преступления.

В следственной практике возникшие подозрения в отношении лица отпадали, например, при таких обстоятельствах.

Некто Р-в был заподозрен в совершении убийства на основании того, что у следственных органов имелась информация об уничтожении Р-вым следов преступления. Однако последующим расследованием было установлено, что Р-в скрыл следы преступления ввиду желания защитить таким образом своего сына, в действительности совершившего это преступление. Уголовное преследование в отношении Р-ва было прекращено в связи с непричастностью подозреваемого к совершению преступления Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 1. - С. 11-12.;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Отсутствие оснований для заключения подозреваемого под стражу делает его задержание бесперспективным.

Необходимо отметить, что задержание подозреваемого будет законным и обоснованным только при наличии совокупности основания и мотива задержания, причем мотив не должен противоречить целям применения данной меры процессуального принуждения. При наличии этой совокупности задержание считается законным без учета последующего применения или неприменения к обвиняемому миры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), дальнейшего направления дела в суд с обвинительным заключением или прекращения по реабилитирующим основаниям.

Результаты исследования показали, что подчас именно отсутствие мотивов для задержания влечет затем освобождение подозреваемого из ИВС в связи с тем, что «отпала необходимость в дальнейшем содержании его под стражей», когда в действительности такая необходимость и не возникала Давлетов, А. Подозрение и подозреваемый в современном уголовном процессе России / Давлетов А., Ретюнских И. // Уголовное право. - 2008. - № 6. - С. 31.;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

Задержанный подлежит освобождению не только при нарушении требований ст. 91 УПК, но и в других случаях несоблюдения порядка задержания, например, когда выяснилось: что преступление не наказуемо лишением свободы; в течение срока задержания уголовное дело не возбуждено; должностное лицо, задержавшее подозреваемого, не наделено необходимыми полномочиями; подозреваемый задерживался ранее по тому же подозрению; отсутствует протокол задержания или постановление органа дознания, следователя о задержании; протокол задержания или постановление о задержании ненадлежащим образом оформлены (нет подписей, не обозначено время задержания и т.п.).

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ (ч. 2 ст. 94 УПК РФ).

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора (ч. 3 ст. 94 УПК РФ).

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении (ч. 4 ст. 94 УПК РФ).

Освобождаемому выдается справка с указанием, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения (ч. 5 ст. 94 УПК РФ). Справка об освобождении подозреваемого служит основанием для получения компенсации за причиненный вред в порядке гражданского судопроизводства, если задержание было незаконным.

Примером грубого нарушения прав подозреваемого можно рассмотреть такой случай. Начальник отдела уголовного розыска РОВД водворил в ИВС рабочего шахты П. по подозрению в краже из склада спецодежды и обуви на том основании, что куртка у задержанного была такого же цвета, как и похищенные. В то же время ряд свидетелей заявили, что видели в поселке нескольких рабочих, продававших спецодежду, и могут опознать этих лиц. Не соблюдая установленные законом правила опознания, работники дознания предъявили свидетелям не самих подозреваемых, а их паспорта с фотокарточками. Несмотря на то, что трое из четырех свидетелей не опознали П. как лицо, продававшее похищенную одежду, работники полиции задержали П. Следователь, приняв дело к производству, предъявил П. в числе других лиц тем же «свидетелям» для опознания, однако его никто не опознал. После этого П. был освобожден Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - № 12. - С. 21..

В п. 12 Приказа Генпрокуратуры РФ от 06 сентября 2007 г. № 137 (ред. от 28 декабря 2007 г.) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» Законность. - 2007. - № 11; 2008. - № 2. указано, что надзирающим прокурорам надлежит требовать от органов дознания, дознавателей направления прокурору в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке ч. 3 ст. 92 УПК РФ и копии соответствующего протокола. В каждом случае проверять законность задержания подозреваемых в совершении преступления, в том числе наличие оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ, имея в виду, что их перечень является исчерпывающим, а также соблюдение порядка задержания, установленного ст. 92 УПК РФ, и срока составления протокола задержания не позднее 3 часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания. Пресекать задержание лиц по подозрению в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока. При получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования.

В п. 1.4 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» Законность. - 2008. - № 2. указано, что надзирающим прокурорам надлежит при проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых. В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия необходимо организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

В п. 1.4 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» Законность. - 2011. - № 11. подчеркнуто, что в случаях несоблюдения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока сообщения прокурору о произведенном задержании надзирающим прокурорам надлежит принимать соответствующие меры прокурорского реагирования. Следует проверять законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего. Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. Нужно учитывать, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания (за исключением задержания несовершеннолетнего) может осуществляться только с согласия прокурора. Важно также пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

Предлагается дополнить ч. 3 ст. 94 УПК РФ указанием на то, что по истечении срока задержания, не поступления постановления от дознавателя, следователя, прокурора об освобождении подозреваемого, постановления суда о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, либо продления срока задержания (п. З ч. 7 ст. 108 УПК РФ), начальник места содержания задержанных освобождает задержанного по вынесенному им мотивированному постановлению.

УПК РФ следует также дополнить нормой о том, что в случае, если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ (п. З ч.1 ст. 94 УПК РФ), и наличия для этого оснований, выносится постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренными п.п. 1,2 ч. 1 ст. 24, п. 1 ч. 1 ст. 27 ч. 1 ст. 212 УПК РФ.

При освобождении подозреваемого, в случаях, указанных в пп. 1, 3 ч. 1 ст. 94 УПК РФ, прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, вопрос о его реабилитации и возмещении вреда, причиненного в результате уголовного преследования, должен решаться независимо от тех обстоятельств, что лицо, после совершения нового преступления, вскоре снова было задержано и стало подозреваемым по другому уголовному делу.

Как представляется, если в ходе расследования дела предъявленное подозрение не нашло своего подтверждения, то орган уголовного преследования обязан специальным постановлением освободить лицо от подозрения, а не связывать его автоматически с вынесением постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст.ст. 24, 27 УПК РФ).

Предлагается дополнить УПК РФ статьей: «Постановление об освобождении от подозрения», согласно которой, в случае, если подозрение не нашло своего подтверждения, нет оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого, составления обвинительного акта, следователь, дознаватель или прокурор обязаны специальным постановлением освободить лицо от подозрения. Копии постановления об освобождении от подозрения вручаются под расписку подозреваемому, а также направляется прокурору.

Итак, ст. 94 УПК РФ регулирует основания освобождения подозреваемого. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

· в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

· суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

35. Реабилитация.

РЕАБИЛИТАЦИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Реабилитированным считается лицо, имею–щее в соответствии с УПК право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследова–нием (п. 35 ст. 5 УПК).

Право на реабилитацию имеют (ч. 2 ст. 133 УПК):

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправ–дательный приговор;


2) подсудимый, уголовное преследование в отноше–нии которого прекращено в связи с отказом госу–дарственного (частного) обвинителя от обвинения;

3) подозреваемый, обвиняемый, осужденный, уголовное преследование в отношении которых прекращено:

– за отсутствием события преступления;

– за отсутствием в деянии состава преступления;

– за отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не ина–че как по его заявлению, за исключением случа–ев, когда такое дело возбуждено на законном ос–новании (ч. 4 ст. 20 УПК);

– ввиду отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, в отношении которого УПК установлена особая процедура уголовного пре–следования (п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК) либо отсутствует согласие соответственно Совета Федерации, Госдумы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей;

– ввиду непричастности подозреваемого или об–виняемого к совершению преступления;

– ввиду наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приго–вора по тому же обвинению, либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголов–ного дела по тому же обвинению, либо неотменен-ного постановления дознавателя, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвине–нию либо об отказе в возбуждении уголовного дела; – вследствие отказа Госдумы ФС РФ в даче согла–сия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ; даче согласия на лишение неприкосновенности Пре–зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица. Суд в приговоре, определении, а следователь, до–знаватель в постановлении признают за лицом, в отноше–нии которого прекращено уголовное преследование, пра–во на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возме–щения вреда. Реабилитированный в течение 3 лет (ст. 196 ГК РФ) со дня получения извещения вправе обратиться с требованием об определении размера подлежащих вы–плате денежных сумм (ч. 2 ст. 135 УПК) соответственно в тот орган, который принял решение о реабилитации.

Судья, следователь, дознаватель в течение месяца со дня поступления требования определяет размер ущерба и выносит постановление о производстве выплат.

Право на реабилитацию включает в себя: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищ–ных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК).

Нематериальной формой компенсации морального вреда служит принесение прокурором от имени государ–ства официального извинения реабилитированному (ст. 136 УПК), а также обязательное сообщение СМИ о реабилитации лица, если в нем ранее были распрост–ранены сведения об уголовном преследовании. Компен–сация морального вреда в денежной форме осуществля–ется в порядке гражданского судопроизводства.