Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивид

В авторском праве норма, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. П.а. предусмотрена Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.

Большой юридический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРЕЗУМПЦИЯ АВТОРСТВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРЕЗУМПЦИЯ АВТОРСТВА
    - в авторском праве норма, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (лат. praesumptio) - предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное. в праве известно несколько п.: презумпция авторства, презумпция …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ
    НЕВИНОВНОСТИ - в уголовном праве - положение, согласно которому обвиняемый в совершении преступления (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ВИНЫ ДОЛЖНИКА - в гражданском праве - положение, согласно которому должник, не исполнивший обязательства или исполнивший его ненадлежащим образом, предполагается …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    АВТОРСТВА - в авторском праве -правило, согласно которому автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    (лат. praesumptio) - предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано …
  • АВТОРСТВА в Словаре экономических терминов:
    ПРЕЗУМПЦИЯ - см ПРЕЗУМПЦИЯ АВТОРСТВА …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Презумпция - положения, устанавливающие наличность фактов или событийбез полного доказательства их существования. Она необходима там, где,как например в гражданском процессе, …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ
    [латинское praesumptio] 1) предположение, основанное на вероятности; 2) юридический термин: признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное*** прейскурант …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, ж., юр. Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (положение, согласно которому обвиняемый или подсудимый …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к-рому человек считается …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРЕЗ́УМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ (от лат. рrаеsumptio - предположение), один из демокр. правовых принципов судопроиз-ва, согласно к-рому обвиняемый считается невиновным до тех …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    презу"мпция, презу"мпции, презу"мпции, презу"мпций, презу"мпции, презу"мпциям, презу"мпцию, презу"мпции, презу"мпцией, презу"мпциею, презу"мпциями, презу"мпции, …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. praesumptio) 1) предположение, основанное на вероятности; 2) юр. признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. praesumptio] 1. предположение, основанное на вероятности; 2. юр. признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    през`умпция, …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    презумпция, …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Орфографическом словаре:
    през`умпция, …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к -рому человек считается невиновным до тех …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    и (устар.) пресумпция, презумпции, ж. (латин. praesumptio - предварение). 1. Предположение, основанное на вероятных посылках (филос.). 2. Предположение, к-рое считается …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    презумпция ж. Предположение, которое признается истинным, пока не доказано обратное (в юридической …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Предположение, которое признается истинным, пока не доказано обратное (в юридической …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Предположение, которое признается истинным, пока не доказано обратное (в юридической практике) …
  • ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) как один из способов посягательства на права авторов (ст. 146 УК РФ) представляет собой выпуск (в полном объеме …
  • ПРАВО АВТОРСТВА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - одно из моральных прав автора, право признания лица, создавшего произведение в области науки, литературы или искусства, автором этого произведения. …
  • ПРЕЗУМПЦИЯ (ЛАТ. PRAESUMPTIO) в Большом юридическом словаре:
    - предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное. В праве известно несколько П.: презумпция авторства, презумпция вины должника в …
  • ГРЕЙС ХОППЕР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-10-14 Time: 18:55:31 (9 декабря 1906 — 1 января 1992) — контр-адмирал ВМФ США, программист, создатель первого …
  • ФЕМИНИСТСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ
    - это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем с позиций феминистской …
  • ФЕМИНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    исходит из признания особого женского бытия в мире и соответствующих ему женских репрезентативных стратегий. Основная цель феминистской литературной критики - …
  • ЖЕНСКОЕ ЧТЕНИЕ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - в основе этого понятия лежит утверждение, что существует специфическая женская текстовая рецепция и любой текст может быть проанализирован с …
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
    постмодернистский метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках современного типа философствования. …
  • СИМВОЛ ВЕРЫ в Новейшем философском словаре:
    (слав. эквивалент лат. credo) - (1) официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения. Выступает, с одной стороны предметом веры, выводясь тем …
  • САРТР в Новейшем философском словаре:
    (Sartre) Жан Поль (1905-1980) - французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от …
  • ПЛАТОН в Новейшем философском словаре:
    (Plato) (428/427-348/347 до н.э.) -древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие …
  • МАРИНЕТТИ в Новейшем философском словаре:
  • ЭТИКА в Словаре постмодернизма:
    (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) - 1) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою …
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ в Словаре постмодернизма:
    ("Phйnomйnologie de la perception". Paris, 1945) - основное произведение Мерло-Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и …
  • ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ в Словаре постмодернизма:
    - одна из методологических стратегий постмодернистской текстологии, призванных представить текст как процесс нон-финального смыслогенеза. Т.А. конституирован Р.Бартом в первой половине …
  • РУИНЫ в Словаре постмодернизма:
    - постмодернистская метафора, употребляемая для фиксации специфичного для культуры постмодерна способа мироинтерпретации, основанного на отказе от идеи целостности, иерархичной структурности …
  • ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ в Словаре постмодернизма:
    - понятие, введенное Дерридой для характеристики комплекса парадигмальных установок культуры классического типа, фундированной такими глубинными презумпциями, как: 1) презумпция возможности …
  • НЕОДЕТЕРМИНИЗМ в Словаре постмодернизма:
    - новая версия интерпретации феномена детерминизма в современной культуре, фундированная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной …
  • МАРИНЕТТИ в Словаре постмодернизма:
    (Marinetti) Филиппо Томмазо (1876-1944) - итальянский поэт и писатель; основоположник, вождь и теоретик футуризма. Испытал влияние Бергсона, Кроче и Ницше …
  • КОНСТРУКЦИЯ в Словаре постмодернизма:
    - понятие философии постмодернизма, сменившее в контексте презумпции "смерти Автора" (см. "Смерть Автора") понятие произведения: продукт художественного творчества мыслится не …
  • КАРТОГРАФИИ ПРИНЦИП в Словаре постмодернизма:
    - регулятивный принцип номадологии (см. Номадология), требующий при рассмотрении ризоморфных объектов (см. Ризома) радикального отказа от презумпции наличия какого бы …
  • ДИСКУРС в Словаре постмодернизма:
    (discursus: от лат. discere - блуждать) - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной …
  • ДЕТЕКТИВ в Словаре постмодернизма:
    (англ. criminal) - литературный жанр, интрига которого организована как логическая реконструкция эмпирически не наблюдавшихся событий (а именно - преступления). В …

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве РФ, презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Это означает, что в случае возникновения любого спора об авторстве того или иного произведения, автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например, на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное в качестве автора, считается таковым до тех пор, пока в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное . Презумпция авторства призвана облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения и тем самым защитить автора от необоснованных обвинений в плагиате.

Принцип презумпции авторства был введён в качестве общеобязательной правовой нормы ещё Бернской конвенцией в 1886 год ] . В те годы, задолго до появления цифровых технологий, с принятием конвенции в мировую юридическую практику вошло, что при отсутствии доказательств обратного, автором считался тот, чьё имя или псевдоним были указаны на обложке книги (для произведений литературы и научных трудов) или на обороте полотна (для произведений изобразительного искусства).

Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике нередко встает вопрос об авторстве на то или иное произведение, который приходится решать в суде. С целью обеспечения доказательством авторства необходимо зарегистрировать (депонировать) произведения у нотариуса (нотариус может засвидетельствовать дату предъявления ему конкретного документа, а также удостоверить верность копии документа), в общественных организациях, а в некоторых случаях - в государственных организациях.

Ст. 1259.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст.1262 настоящего Кодекса.

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 настоящей статьи.

Охраняемые и не охраняемые элементы произведения .

АП охраняет не только произведения в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение: АП распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Таким образом АП распространяется не только на произведение в целом, но и на любую его часть вплоть до абзаца, оригинального предложения, фразы, слова, фрагмента. ПРИМЕР: «Смешарики», «Простоквашино».

Ст. 1271 ГК предусматривает, что для целей оповещения о своих правах правообладатель может использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы «С» в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Например: «© Иванов И.И., 2005» или «© “Просвещение”, 2007».

1) Латинская буква «С» в окружности - ©

2) Имя или наименование правообладателя (лица, считающего себя правообладателем)

Использование знака охраны АП является правом, а не обязанностью правообладателя.

Знак охраны АП не имеет никакого отношения к «презумпции авторства», установление которого призвано облегчить доказывание автору своего авторства. Знак охраны АП имеет только информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Сам по себе он не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами на произведение, поскольку такие права по общему правилу принадлежат либо самому автору, либо его правопреемникам по закону или договору.

При определении правообладателя следует ориентироваться не на содержание знака охраны АП на изданных экземплярах произведения, а на наличие необходимых для обладаниями АП договоров и содержащиеся в них условия:

Свидетельства о праве на наследство;

Трудовые договоры, являющиеся в ряде случаев основанием для перехода к работодателям имущественных прав на произведения, созданные работниками и т.д.

Все виды книжных и журнальных изданий, а также брошюры, буклеты, листовки, плакаты, каталоги, календари и т.д.;

Все виды изданий изобразительного искусства (эстампы, репродукции, альбомы, плакаты, открытки, художественно оформленные конверты для граммофонных пластинок и т.д.);

Все виды нотных изданий;

Картографические издания (карты, карты - схемы, атласы и т.д.).

Обладатель исключительных прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: а) латинской буквы «С» в окружности ©; б) имени (наименования) обладателя исключительных прав; в) года первого опубликования произведения.

Объекты АП - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане : авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

1) нераздельное , возникающее в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое;

2) раздельное , которое возникает в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Между соавторами еще не созданного произведения могут заключаться договоры, в которых будет определяться вклад каждого автора и порядок использования произведения, но так как произведение еще не существует, то эти соглашения будут иметь правовой характер.

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

  1. личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;
  2. личные неимущественные права, не связанные с имущественными.
  1. право признаваться автором произведения (право авторства);
  2. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);
  3. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  4. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;

ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

45. Патентное право. Объекты патентного права. Результаты интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентного права. Субъекты патентных прав. Оформление патентных прав. Права и обязанности патентообладателя.

Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных образцов.

Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Для того чтобы результат творческой деятельности признавался объектом патентного права, он должен обладать свойством патентоспособности.

Патентоспособность - это свойство новшества быть признанным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в правовом смысле. В отличие от технического или дизайнерского решения, именуемого в обиходе изобретением или плодом технической эстетики, в юридическом смысле под изобретением или промышленным образцом понимается только решение, отвечающее всем легальным условиям патентоспособности и прошедшее установленную законом квалификацию. Органом, осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения, является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Условиями патентоспособности изобретения являются: его новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость

Обновлено 06.07.2019

Право авторства - это право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), являющееся одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения. Как отмечает Э.П. Гаврилов, именно определение авторства позволяет говорить о возникновении у автора произведения и дальнейшем переходе к другим лицам авторских прав на такое произведение.

Доказывание авторства - наверное, самый популярный вопрос как у начинающих авторов, так и у профессиональных создателей результатов интеллектуальной деятельности, а также лиц, инвестирующих средства в создание объектов авторского права. И это вполне закономерно, ведь именно тому лицу, чьим творческим трудом было создано произведение изначально, и принадлежит комплекс авторских прав, состоящий из исключительного (имущественного) права, личных неимущественных и иных прав. Поэтому установление авторства имеет ключевое значение для квалификации правомерности действий по распоряжению исключительным правом, поскольку лица, не являющиеся авторами или не получившие это право от автора в установленном законом порядке, не имеют таких полномочий. Этим обуславливается важность и существенное экономическое значение вопроса установления авторства.

Существуют несколько способов доказывания авторства:

  • Презумпция авторства
  • Иные доказательства
  • Установление авторства с помощью экспертизы

Презумпция авторства является одним из наиболее простых и малозатратных вариантов. Её суть согласно ст. 1257 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений в том, что поскольку автором признаётся то лицо, чьё имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано иное, то автор доказывает своё авторство предъявлением наиболее раннего экземпляра с таким указанием.

При этом следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны предоставить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав . Предполагается, что у истинного автора такой экземпляр на наиболее раннюю дату есть, а иных лиц, не являющихся авторами, он отсутствует. Например, фотографы могут доказать своё авторство в том числе с помощью предоставления необработанной исходной фотографии.

Соответственно, пока не доказано иное, презюмируется авторство лица, указанного на экземпляре произведения, что подчёркивается в п. 109 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации":

«При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ (статья 1257 ГК РФ), в Реестре программ для ЭВМ или в Реестре баз данных (пункт 6 статьи1262 ГК РФ)».

Разумеется, если лицо, оспаривающее авторство предоставит экземпляр с указанием иного автора и изготовленный ещё раньше, то указанная презумпция будет работать уже в его пользу. Поэтому в таких случаях для доказывания того, что авторство принадлежит конкретному лицу, одного лишь экземпляра произведения с указанием имени будет недостаточно.

Установление авторства произведений с помощью экспертизы - относительно менее популярный способ и, как правило, применяется уже на стадии рассмотрения спора об авторстве в суде в тех случаях, когда достаточных доказательств авторства, позволяющих достоверно установить истинного автора, не представлено.

Нередко для обозначения данного вида экспертизы употребляются термины «автороведческая экспертиза», «искусствоведческая экспертиза» и «атрибуция». Подобное исследование является комплексной процедурой и в зависимости от вида произведения, в отношении которого необходимо установить авторство, может включать в себя ряд методик от визуального осмотра и анализа документальных источников до лингвистических и иных специфических методик.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретения и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

латинской буквы "С" в окружности: c;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права *(460).

Буква "С" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

Вопрос 12. Соавторство

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки). Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;

Нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (произведения братьев Вайнеров). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.