Основные принципы охраны окружающей среды

Основные принципы охраны окружающей среды

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные принципы охраны окружающей среды
Рубрика (тематическая категория) Экология

Закрепленные в статье 3 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ принципы экологического законодательства - это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм. В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами, принципы, свойственные какой-либо отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы законодательства служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов законодательства обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всœей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о крайне важно сти использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Первым в статье 3 указан принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Данный принцип отнюдь не случайно поставлен в законе на первое место. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Следовательно, в контексте экологического законодательства характер высшей ценности носит именно право на благоприятную окружающую среду.

В Законе (ст. 1) благоприятная окружающая среда определяется, как "окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов". Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, право на благоприятную окружающую среду имеет довольно широкое содержание: оно не сводится к праву человека на экологическое благополучие в местах, где протекает его повсœедневная жизнедеятельность. Каждый вправе требовать соблюдения экологического равновесия не только в районе своего непосредственного проживания, но и в других, даже удаленных от него точках планеты. Право на благоприятную окружающую среду как субъективное юридическое правомочие обеспечивается судебной защитой. Нарушения данного принципа бывают обжалованы в судебном или административном порядке.

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Этот принцип отличается по содержанию от предыдущего. Он предполагает создание для каждого человека максимально комфортной жизненной среды не только в экологическом смысле, но и во всœех остальных отношениях. Соблюдение данного принципа означает, что совершение любого действия должно оцениваться с точки зрения того, как это действие влияет на жизнедеятельность других людей. Поведение того или иного субъекта - отдельной личности, социальной группы, социальной организации, включая государство - так или иначе отражается на окружающих. С этой точки зрения, социально неоправданными являются те деяния, которые создают помеху для существования и деятельности других социальных субъектов. Обратим внимание: в законодательной формулировке речь идет именно о жизнедеятельности человека, а не общества. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в качестве критерия взяты интересы отдельного индивида, которые всœегда более конкретны и осязаемы, нежели интересы общества. Вместе с тем, имеются в виду всœе условия жизнедеятельности, включая социальные, экономические, культурные и т.п.

Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Здесь фактически впервые на законодательном уровне закреплен принцип устойчивого развития. Идее устойчивого развития часто придают сугубо экологическое содержание, что не совсœем корректно. В действительности устойчивое развитие и благоприятная окружающая среда - далеко не одно и то же, что отражено и в тексте данного принципа. Устойчивое развитие как определœенный общественный идеал обладает ярко выраженным системным, интегративным характером. Экологическая составляющая при этом выходит на первый план потому, что именно в концепции устойчивого развития впервые было уделœено должное внимание проблеме взаимодействия человека с природой.

Устойчивое развитие предполагает слаженный, синхронный и согласованный прогресс всœех областей социальной жизни. Ни одно из направлений развития не должно идти в ущерб другим направлениям. В течение долгого времени эта истина осознавалась явно недостаточно, вследствие чего наступила резкая дисгармония отдельных сфер общественного развития, когда технический прогресс вырвался далеко вперед, обогнав культурную и социальную динамику и полностью игнорируя естественные природные факторы.

Устойчивое развитие вовсœе не означает, что теперь крайне важно бросить всœе силы на защиту окружающей среды, жертвуя ради этого всœеми техническими и экономическими достижениями. Напротив, следует искать такие пути дальнейшего развития общества, при котором удалось бы достичь одинаковых успехов во всœех этих областях, более того, чтобы они поддерживали и взаимно стимулировали друг друга. По этой причине в законе и говорится об оптимальном сочетании экологических, экономических и социальных интересов, а также интересов человека, общества и государства (при этом интересы человека, как упоминалось выше, являются первичными). Очевидна сложность реализации этого общественного идеала, как и то, что данной цели можно добиться лишь научными средствами.

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Природные ресурсы, согласно ст. 1 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ - это такие компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или бывают использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Понятие природных ресурсов, таким образом, содержит оценку природных явлений с точки зрения их эксплуатации человеком.

Охрана природных ресурсов - это деятельность по их защите от негативного воздействия, предотвращение такого воздействия и устранение его последствий. Воспроизводство - деятельность по восполнению утраченных, израсходованных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов - это такое их потребление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не превышает пределов крайне важно го, не приводит к необратимому истощению ресурсов, оставляет возможность для их восстановления и приумножения.

Все это является условием достижения экологической безопасности, которая представляет собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В законодательном определœении экологической безопасности проявляются тенденции, о которых уже упоминалось выше: первая из них состоит в том, что во главу угла ставится интерес отдельной личности, а не социальной общности. Вторая тенденция - придание экологическим категориям более широкого смысла, чем обычно; в данном случае, к примеру, к экологической безопасности фактически отнесена защищенность любых жизненно важных интересов человека от любых негативных последствий любого вида деятельности.

Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Здесь речь идет не столько о юридической ответственности за правонарушение, сколько о социальной ответственности органов власти перед обществом. Существует распределœение полномочий между различными уровнями власти по охране окружающей среды. Каждый из этих уровней несет ответственность за надлежащую реализацию своих полномочий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ответственность распределœена по предметам ведения, а также по территориальному масштабу ("на соответствующих территориях"): органы местного самоуправления отвечают за состояние окружающей среды на территории муниципального образования, региональные власти - на уровне субъекта федерации, федеральные органы власти - на территории всœей страны. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на любом отдельном участке российской территории должна действовать тройная система природоохранных органов. Но для этого крайне важно, чтобы всœе три уровня власти осуществляли свои полномочия в режиме взаимной поддержки и сотрудничества. Вместо этого на практике в их отношениях наблюдается высокая степень конфликтности и стремление переложить реализацию природоохранных функций друг на друга.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Природопользованием принято называть любая хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов или оказывающая влияние на состояние окружающей среды. В дальнейшем закон в основном говорит о платности негативного воздействия на окружающую среду. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, негативное воздействие на окружающую среду не находится под полным запретом, что было бы нереалистично - оно допускается, но в строго определœенных границах и на возмездной основе. Внесение этой платы не освобождает субъектов от проведения природоохранных мероприятий и от возмещения вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причинœенного окружающей среде, регулируется в статьях 77-78 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ.

Независимость контроля в области охраны окружающей среды. Под экологическим контролем в законодательстве принято понимать система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативных требований в области охраны окружающей среды.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, контрольная деятельность по своему содержанию носит правоохранительный характер; акцент делается именно на контроле за выполнением правовых актов. Что касается принципа независимости контроля, то речь идет прежде всœего о том, что контролирующие субъекты должны быть независимы от контролируемых, не находиться в их подчинœении и не подвергаться давлению с их стороны.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция есть особый прием юридической техники, когда нечто считается юридически признанным, пока не будет доказано противоположное. В данном случае имеется в виду, что любую хозяйственную деятельность следует рассматривать как потенциальную угрозу для окружающей среды, пока не появится уверенность в обратном. Но и здесь сфера действия принципа неоправданно расширяется за счёт того, что декларируется экологическая опасность не только хозяйственной, но и "иной" деятельности. На самом делœе существует огромное число видов деятельности, которые изначально не могут нанести ущерба окружающей среде (к примеру, проведение социологических опросов, чтение лекций, написание литературных произведений и т.п.). Естественно, не должна быть и речи о презумпции экологической опасности таких видов деятельности. По этой причине данный принцип нуждается в ограничительном толковании.

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. ОВОС - это деятельность по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. При этом буквальное толкование этого принципа также приводит к заключению, что оценка воздействия на окружающую среду должна предшествовать началу любой человеческой деятельности, что нецелœесообразно и невыполнимо. Речь здесь, по всœей видимости, должна идти лишь о такой деятельности, которая хотя бы теоретически может оказать какое-либо воздействие на окружающую среду.

Обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. Данный принцип в 2006 ᴦ. заменил принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность. С 1 января 2007 ᴦ. проектная документация в отношении объектов капитального строительства является объектом комплексной государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. В статье 3 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ указаны случаи обязательного проведения проверки проектов и иной документации - когда проектируемая деятельность может оказать негативное воздействие на окружающую среду, а также причинить вред жизни, здоровью или имуществу граждан. Сегодня данный принцип еще не должна быть осуществлен, т.к. всœе технические регламенты в области охраны окружающей среды еще не разработаны и не приняты.

Учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Речь идет о том, что каждый участок российской территории в своем роде уникален и в чем-то отличается от других. Различия могут заключаться в характере местности, уровне ее заселœенности, климатических условиях, плодородии почв, состоянии окружающей среды, наличии тех или иных природных объектов, составе флоры и фауны и т.п. Хозяйственная и иная деятельность, подлежащая эколого-правовой оценке, не должна игнорировать специфику тех территорий, на которых планируется ее вести. Экологическое законодательство обязывает при организации хозяйственной деятельности принимать во внимание не только ее собственные интересы, но и интересы той природно-социальной среды, где эта деятельность осуществляется.

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Согласно статье 1 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ, естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Природный комплекс - это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединœенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определœенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Как видно из приведенных определœений, общими отличительными чертами естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов являются их естественный характер и системность. Οʜᴎ складываются и функционируют в природе объективно, независимо от воли человека, и при этом представляют из себяособую неразрывную связь природных явлений, из которой нельзя изъять ни одной составляющей. Отсюда особая важность бережного отношения к экосистемам, природным ландшафтам и комплексам: порой достаточно одного неловкого вмешательства, чтобы нарушить сложное взаимодействие элементов и положить начало необратимому процессу с самыми тяжелыми экологическими последствиями. По этой причине законодательно установлен приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов, который означает крайне важно сть поддерживать их функционирование в режиме, максимально близком к естественному, и запрет на совершение действий, могущих негативно отразиться на их состоянии.

Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требования в области охраны окружающей среды. Это общее правило, в соответствии с которым должна осуществляться любая человеческая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду. Такое воздействие неизбежно, ибо социальная жизнь человечества неотделима от природной среды; точно так же неизбежным является и воздействие природы на деятельность общества. Общество не способно полностью оградить природу от своего влияния, но вполне может разумно ограничивать это влияние, что диктуется хотя бы интересами самосохранения - ведь обратная реакция природы не замедлит себя ждать.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, воздействие на окружающую среду юридически разрешено, но лишь в определœенных рамках, которые устанавливаются нормативами и иными общеобязательными экологическими требованиями.

Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на базе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Данный принцип требует не только соблюдать существующие нормативы в области охраны окружающей среды, но и нечто большее - постоянно стремиться к уменьшению отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду. Иными словами, в случае если существует возможность усовершенствовать ту или иную деятельность в сторону снижения ее воздействия на окружающую среду, такая возможность должна быть использована.

Под "наилучшей существующей технологией" в ст. 1 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ принято понимать технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. Ссылка на социально-экономические факторы означает, что наилучшая существующая технология должна быть оптимальной не только с точки зрения экологии, но и в смысле ее экономической целœесообразности и практической осуществимости, в противном случае такая технология просто не сдолжна быть внедрена и не проявит своих полезных качеств.

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Законодательная формулировка этого принципа крайне неудачна.

В первую очередь, перечислены всœе возможные субъекты правоотношений, что вызывает вопрос: в чьей же деятельности по охране окружающей среды они должны участвовать? По-видимому, в деятельности друг друга.

Во-вторых, для кого является обязательным это участие? Насколько известно, не существует правовых механизмов для принудительного привлечения физических лиц или общественных организаций к природоохранной деятельности.

Судя по всœему, в данном принципе речь идет о крайне важно сти объединœения усилий всœех субъектов общественной жизни в целях совместного решения задач по охране окружающей среды. При этом несовершенство законодательного выражения лишает данный принцип юридической определœенности и делает его успешное действие проблематичным.

Сохранение биологического разнообразия. Нельзя забывать о том, что жизнь на Земле представлена почти бесконечным множеством форм и носителœей. Величайшая ошибка человека - из всœех этих носителœей приписывать самостоятельную ценность только себе. Любой биологический вид для природы обладает такой же безусловной значимостью, как и человечество. При этом именно на человеке лежит повышенная ответственность за судьбу всœех остальных биологических видов, так как ни одно из живых существ не способно столь разрушительно воздействовать на природу, как человек. Ни одно из живых существ не может самостоятельно защитить себя от этого воздействия. По этой причине крайне важно охранять другие биологические виды от деградации и вымирания, создавать им достойные условия для жизни, принимать меры к поддержке редких и исчезающих видов.

Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности. Данный принцип отражает определœенную вариативность эколого-правового регулирования. Безусловно, должны существовать строгие и единые для всœех правила природопользования и природоохраны, однако необходим и дифференцированный подход к отдельным ситуациям. В каждом конкретном случае, когда необходима эколого-правовая квалификация, следует не только выполнять общие требования в области охраны окружающей среды, но и учитывать особенности, свойственные для конкретной территории, конкретных природных объектов, конкретных видов деятельности, хозяйствующих субъектов и т.п. Не должна быть абсолютной унификации в правовой оценке - она зависит от индивидуального сочетания экологически и юридически значимых факторов. Но в любом случае дифференцированный подход должен соответствовать интегрированному, развивая и конкретизируя, но не заменяя его.

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В данном положении сформулировано общее правило о том, какие именно действия в отношении окружающей среды являются юридически недопустимыми. К сожалению, и на данный раз изъяны законодательной техники затрудняют эффективное действие правового принципа. Прежде всœего, запрещенной объявлена любая деятельность, результаты которой непредсказуемы для окружающей среды. Но непредсказуемость во многом является субъективным понятием: как известно, не должна быть абсолютно точного прогноза, тем более нельзя оценить его достоверность до того, как произойдет прогнозируемое событие.

С другой стороны, нет такой деятельности, в отношении которой прогноз был бы вообще невозможен. По этой причине всœе в какой-то степени предсказуемо и в какой-то - непредсказуемо. Более или менее ясно обозначены несколько видов последствий, возможность наступления которых законодатель считает основанием для запрета соответствующей деятельности. Это грубое нарушение системности и целостности функционирования природных объектов, существенное ухудшение их состояния, серьезное количественное уменьшение. При этом к этому добавлены и "иные негативные изменения окружающей среды". Получается, что полностью запрещено любое негативное воздействие на окружающую среду. Данный запрет не только является невыполнимым, но и противоречит другим принципам экологического права, в частности, принципу платности природопользования (негативное воздействие на окружающую среду запрещено, и одновременно с этим, исходя из статьи 16 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ является платным).

Соблюдение права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством. Право на достоверную информацию об окружающей среде особо закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 статьи 24 Конституции России, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в случае если иное не предусмотрено законом. Это служит достаточным правовым основанием для того, чтобы любой гражданин мог затребовать и получить от органов власти имеющиеся у них данные о состоянии окружающей среды, поскольку эти сведения самым прямым образом затрагивают одно из конституционных прав человека - право на благоприятную окружающую среду. Исключением являются сведения, составляющие государственную тайну. При этом сама практика массового засекречивания материалов о состоянии окружающей среды должна быть признана нарушением конституционных прав человека и принципов экологического права.

Кроме получения информации, граждане также имеют право участвовать в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду. Юридические возможности такого участия довольно многообразны - это выборы в государственные и муниципальные органы, инициирование референдума и участие в нем, сходы и собрания граждан, право на обращение в органы власти с жалобами, замечаниями и предложениями, проведение общественной экологической экспертизы и т.п.

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. В соответствии с общеправовым принципом неотвратимости юридической ответственности, юридическая санкция (мера принуждения) должна применяться во всœех случаях, когда она установлена в качестве обязательного последствия правонарушения. Не является исключением и экологическое право. При этом ответственность за экологические правонарушения предусматривается не только экологическим законодательством: она также регулируется нормами гражданского, административного и уголовного права. Каждый из видов юридической ответственности имеет собственные цели, свою сферу действия, свои составы правонарушений, свои основания применения и виды налагаемых санкций.

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры. Экологическое образование - это деятельность по формированию у населœения знаний, навыков и ценностных ориентаций в области охраны окружающей среды. Эта деятельность осуществляется как через существующую систему учебных заведений, в учебные программы которых включаются дисциплины экологической направленности, так и в форме просветительских мероприятий - семинаров, открытых акций, публикаций в СМИ материалов экологического содержания, выпуска и распространения популярной литературы по экологии, пропаганды экологических знаний и ценностей в произведениях искусства и многими другими путями. Результатом эффективного экологического образования и воспитания должно стать формирование экологической культуры - определœенного высокого уровня познаний и отношения к окружающей среде, осмысленного опыта взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающего экологическое благополучие и устойчивое развитие.

По существу, данный принцип не носит и не может носить юридически императивного характера, а представляет собой лишь определœенное пожелание государства, определœенную программу действий, "декларацию о намерениях". Более подробно она раскрыта в главе XIII ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ, носящей название "Основы формирования экологической культуры".

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединœений в решении задач охраны окружающей среды. Фактически это уже третий принцип, который закрепляет одно и то же - возможность участия граждан в природоохранной деятельности (ранее это было сформулировано как "обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц", а также "участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду".

Что касается общественных и иных некоммерческих объединœений, то их деятельности по охране окружающей среды посвящена статья 12 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ. Среди наиболее важных форм такой деятельности - выработка, пропаганда и реализация природоохранных программ, организация защиты прав граждан, привлечение граждан к природоохранной деятельности, организация собраний, митингов, демонстраций, шествий и иных публичных мероприятий, организация общественной экологической экспертизы, проведение общественных слушаний по экологически значимым проектам и т.п.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Такое сотрудничество осуществляется в форме реализации совместных проектов, направленных на охрану конкретных территорий, иных природных объектов; в форме финансовой поддержки тех или иных природоохранных мероприятий из-за рубежа; в форме совместных экологических исследований и обмена результатами научных изысканий в сфере методов охраны окружающей среды и т.п. Важнейшей правовой формой международного сотрудничества является заключение двусторонних и многосторонних международных договоров в области охраны окружающей среды, а также участие России в деятельности международных экологических организаций. В ст. 82 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ содержится правило, основанное на ч. 4 ст. 15 Конституции России, в которой признается приоритет международных обязательств России над ее внутренними установлениями. Согласно ч. 2 статьи 82 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ, в случае если международным договором предусматривается иное, нежели российским экологическим законодательством, то применяются нормы международного договора. При этом частью 1 той же статьи ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ предусмотрены две формы действия международных договоров в области охраны окружающей среды: если такой договор не требует принятия специальных нормативных актов, то его положения применяются непосредственно, в обратном случае в дополнение к договору издается соответствующий правовой акт, который развивает его положения и применяется наряду с ним.

Основные принципы охраны окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные принципы охраны окружающей среды" 2017, 2018.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека;

– научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

– рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

– платность природопользования;

– соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

– гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

– международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Важнейший природоохранный принцип – научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов – отвечает духу Международной конференции ООН в Рйо-де-Жа-нейро (1992), где был взят курс на модель устойчивого развития общества, на разумное сочетание экологической и экономической составляющих, на сохранение окружающей природной среды наряду, вместе с экономическим ростом.

2. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Кроме того: Земельный кодекс РФ (2001 г.); Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.); Закон РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999); Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995); Закон Российской Федерации «О недрах» (1992); Основы лесного законодательства (1977); Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995); Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998); ЗаконеРФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

3. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

Главенствующее значение в природе и в жизни человека имеют леса. Россия богата лесом. Более 1,2 млрд га, или 75% от площади земельных угодий, занимают леса. Ни одна страна в мире не имеет больших запасов древесины.

Общая площадь лесов России составляет сегодня значительную часть всех лесов Земли. Это самые мощные легкие планеты из оставшихся.

Размещение лесов в нашей стране неравномерно, наибольшая часть всей лесопокрытой площади находится в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь сосредоточены основные площади сосны обыкновенной, ели, лиственницы, пихты, кедра сибирского, осины. Основные лесные богатства сосредоточены в Восточной Сибири (45 % лесов всей страны) и простираются от Енисея почти до Охотского моря. Этот богатейший лесной край представлен такими ценными древесными породами, как лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная, кедр сибирский и др.

Леса - важная составная часть окружающей природной среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом. Многочисленные исследования как у нас в стране, так и за рубежом подтвердили исключительное значение лесов в сохранении экологического равновесия в природной среде. По мнению специалистов, значение средозащитной функции леса. т. е. сохранность генофонда флоры и фауны, на порядок выше их экономического значения как источника сырья и продуктов.

Влияние лесов на окружающую природную среду исключительно многообразно. Оно проявляется, в частности, в том, что леса:

Являются основным поставщиком кислорода на планете;

Непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды;

Снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков;

Смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур;

Поглощают и преобразовывают часть атмосферных химических загрязнений;

Защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;

Создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

Вместе с тем леса являются источником получения древесины и многих других видов ценного сырья. Из древесины производят более 30 тыс. изделий и продуктов, и потребление ее не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Подчеркнем еще раз, что значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса - важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес - это вода, вода - урожай, урожай - жизнь».

По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы:

первая группа - леса, выполняющие защитные экологические функции (водоохранные, полезащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные). Эти леса строго охраняются, особенно лесопарки, городские леса, особо ценные лесные массивы, национальные природные парки. В лесах этой группы допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки деревьев;

вторая группа - леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение. Распространены они в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов этой группы недостаточны, поэтому, чтобы сохранить их защитные и эксплуатационные функции, требуется строгий режим лесопользования;

третья группа - эксплуатационные леса. Распространены они в многолесных районах и являются основным поставщиком древесины. Заготовка древесины должна осуществляться без изменения естественных биотопов и нарушения естественного экологического равновесия.

Принадлежность леса к той или иной группе определяет режим лесопользования, который должен вестись на строго научной основе с соблюдением основных принципов максимального сбережения природных экосистем и рационального использования лесных ресурсов.

4. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛАНСОВЫХ И ЗАБАЛАНСОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Балансовыми являются полезные ископаемые, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах.

Забалансовыми являются такие полезные ископаемые, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей, низкого содержания ценных компонентов, особой сложности условий эксплуатации или необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут явиться объектом промышленного освоения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ КИСЛОТНЫЕ ОСАДКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЧЕЛОВЕКА Значение окружающей среды для жизнедеятельности человека ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, СОСТОЯЩЕЙ В ИЮНЕ 1992 ГОДА В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Тема Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основные принципы бережного отношения к природным ресурсам изложены в международном документе «Концепция устойчивого экономического развития», принятом на второй Всемирной Конференции ООН по ООС в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

В ст. 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» сформулированы основные принципы ее охраны, приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Природопользование и охрана окружающей среды две стороны одной деятельности человека. В ст. 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, в Законе РСФСР «О6 охране окружающей природной среды» в разделе 2 «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду» впервые сформулированы экологические права граждан.

Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «Основные положе­ния государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусмотрено обеспечение сбалансированного решения задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природноресурсового потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.

Проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов – они приобрели глобальный характер. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды.

Рациональное использование ресурсов предполагает как основу изучения всех аспектов природопользования. Инженерно-экологические исследования предусматривают выявление и изучение с целью разработки природоохранных мероприятий для обеспечения: рационального использования минеральных ресурсов и охраны недр для горнодобывающей промышленности и перерабатывающих предприятий; охраны земельных ресурсов; охраны водных ресурсов; охраны атмосферы; организации контроля за состоянием природной среды для всех видов промышленности.

Учеными предусмотрен комплексный мониторинг, под которым понимают систему непрерывных наблюдений и контроля за состоянием природной среды, которая состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдения за антропогенными изменениями, а также за естественным состоянием природы, чтобы были объекты для сравнения при оценке антропогенных изменений. Предложены локальный санитарно-токсикологический, региональный и глобальный экологический мониторинги. Станции фонового мониторинга разделяются на два типа: региональные и базовые. Региональные станции предназначены для слежения за ситуацией в крупных регионах, например в Европе или Северной Америке, где общий фоновый уровень загрязнения очень высок. На базовых станциях ведутся наблюдения за самыми медленными процессами, последствия которых могут быть наиболее опасными, так как они из-за своей инертности труднее выделяются, но охватывают всю планету. Космический мониторинг позволяет очень эффективно следить за загрязнением атмосферы и состоянием земной поверхности. Многоканальная спектрозональная съемка позволяет фиксировать изменения оптической плотности, четко выделяя города, промышленные центры и их окрестности, так как атмосфера здесь содержит значительно больше различных частиц и газов, а снежный покров темнее. Многократно отмечался перенос частиц на очень большие расстояния во время пыльных бурь на Африканском континенте, в Средней Азии и в других районах Земли. Четко фиксируются пылевые выбросы вулканических извержений.

Особое место принадлежит экономической оценке природных ресурсов, т. е. определению их денежной или товарной стоимости в абсолютном или относительном выражении.

Данная проблема возникла сравнительно недавно, около двух десятилетий назад. Первоначально на смену натуральным показателям количественных и качественных характеристик природных ресурсов (объемы запасов, продуктивность, мощность пластов, глубина залегания и т.д.) пришла балльная оценка (производственная, технологическая). Она направлена на сопоставление однородных природных ресурсов с точки зрения благоприятности их использования с той или иной целью. Её показатели - баллы, категории, степени (леса 1-5 классов бонитета, земли 1-10 категории).

Одной из важнейших задач экономической оценки является определение материального ущерба, наносимого обществу при изъятии из хозяйственного оборота природных богатств. Экономическая оценка лежит в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рациональном использовании ресурсов природы, совершенствовании технологических процессов с целью сокращения выбрасываемых в окружающую среду отходов.

Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования.

Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны.

Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб.

Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должны рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение фирм требуют одного - двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Кроме этого педусматривается контроль за использованием природных ресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды. Например, контроль за соблюдением предельно допустимых норм биологического загрязнения ведет санитарно-эпидемиологическая служба. Она имеет право выносить обязательные предписания о приостановлении или закрытии предприятий, лабораторий и иных объектов, если они нарушают установленные нормативы и правила охраны окружающей природной среды от вредного биологического воздействия.

Охрана

В отношении возобновляемых ресурсов требуется, чтобы их эксплуатация производилась хотя бы в рамках простого воспроизводства, и общее их количество не сокращалось во времени. В России в течение последних 15 лет объемы порубок многократно возросли (древесина - одна из доходных статей бюджета), а лесопосадок в этот период не проводилось вообще. Вместе с тем, для восстановления лесов после порубок требуются двух- или трехкратные по площади лесопосадки: леса растут медленно, для полноценного воспроизводства перестойного, т.е. пригодного для промышленного использования леса требуется 35-40 лет.

Бережного отношения и охраны требуют и земельные ресурсы. Больше половины земельного фонда России находится в зоне вечной мерзлоты; земли сельскохозяйственного назначения в РФ занимают лишь около 13% площадей, причем ежегодно и эти площади сокращаются в результате эрозии (разрушения плодородного слоя), нецелевого использования (например, для строительства коттеджей), заболачивания, проведения горных работ (на месте сельскохозяйственных угодий возникают индустриальные пустыни). Для защиты от эрозии используют:

Лесозащитные полосы;

Вспашку без переворачивания пласта;

В холмистых районах - вспашку поперек склонов и залуживание земель;

Регулирование выпаса скота.

Нарушенные, загрязненные земли можно восстановить, этот процесс называется рекультивацией. Такие восстановленные земли можно использовать в четырех направлениях: для сельскохозяйственного использования, под лесопосадки, под искусственные водоемы и под жилищное или капитальное строительство.

К числу важнейших экологических проблем современности относится охрана водных ресурсов. Трудно переоценить роль океана в жизни биосферы, осуществляющего процесс самоочищения воды в природе при помощи живущего в нем планктона; стабилизирующего климат планеты, находясь в постоянном динамическом равновесии с атмосферой; продуцирующего огромную биомассу. Но для жизни и хозяйственной деятельности человеку нужна пресная вода. Стремительный рост населения планеты и бурное развитие мировой экономики привели к дефициту пресной воды не только в традиционно засушливых странах, но и в тех, которые недавно считались вполне обеспеченными водой.

Наконец, одной из важнейших проблем современности является загрязнение и Мирового океана, и пресноводных источников. В настоящее время отработанные сточные воды загрязняют более трети всего мирового речного стока. Вывод из всего сказанного один: необходима жесткая экономия пресной воды и недопущение ее загрязнения.

Освоение

В современном мире одной из главных задач является задача научной разработки наиболее эффективного использования и потребления природных ресурсов и применения экономически целесообразных и рациональных методов предотвращения и ликвидации загрязнений и разрушений окружающей среды. Эти две стороны, выражающие собой эколого-экономический характер и сущность, содержат широкую и сложную систему мер, обеспечивающую экономность непосредственно в процессе природопользования. То есть потребление меньшего количества природных сырьевых ресурсов на получение единицы конечного продукта, а также предполагают научно обоснованную минимизацию затрат на охрану природы и улучшение экологического качества окружающей человека среды. Таким образом, эффективность природопользования - это эффективность социально-экономической и экологической результативности использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды.

В связи с этим, необходимо создание и внедрение новых технологий, позволяющих повысить долю извлеченной нефти, угля, руд, металлов и других ресурсов. Естественно, на это нужны немалые средства. Яснее всего это можно проследить на примере горнодобывающей промышленности. В нашей стране множится число «неперспективных» затопленных шахт, которые при умелой эксплуатации вполне могли бы еще давать продукцию, брошенных в тундре нефтяных скважин и буровых (дешевле пробурить новые, чтобы быстрее окупить затраты и качать, качать, чтобы потом бросить, оставив в недрах более 30% ископаемых).

К задаче более полного извлечения из недр примыкает и другая - комплексное использование минерального сырья. Как правило, ни один металл не встречается в природе в одиночку. Анализ некоторых руд Урала показал, что кроме основного добываемого металла (например, меди), в них содержится большое количество редких и рассеянных элементов, и их стоимость часто превышает стоимость основного материала. Тем не менее, это ценное сырье очень часто остается в отвалах из-за отсутствия технологии его извлечения.

Преобразование

Вопросы сохранения природных ресурсов и их компенсации связываются непосредственно с культурным землепользованием. Исследуются существующие методы рационального преобразования естественной среды обитания человека, выделяются перспективные формы внутривидовых и региональных изменений. Рационализация природопреобразования связывается с такими новыми формами охраны и использования экосистем, как национальные парки и природные парки. Анализируя значение этих форм, выделяют рекреационное использование лесных территорий с учетом не только прагматических задач, но и их эстетических значений. Особое место в рациональном природопользовании отводится оптимизации отношений человека и природного мира как области совершенствования технологии культуро - преобразующей деятельности по использованию и переработке ресурсов биосферы. Уделяется внимание и технике организации национальных парков как эстетически ценных объектов.

Хотя по традиционному определению под сохранением понимается некое постоянство в природной среде, достигаемое целенаправленной культурной деятельностью, однако в объективной действительности как законы самой природы, так и влияние людей, подвергающих в практических процессах естественную среду обитания преобразованиям, исключают возможность консервации достигнутого, отрицающую развитие, движение внутри системы "общество - природа".

Во всех сферах деятельности, связанных с преобразованием живой природы, ландшафта по законам красоты, - от выведения новых сортов декоративной флоры, эстетической организации сельскохозяйственных площадей до камерных форм садового искусства - проявляется принцип пространственного единства как важного условия сохранения естественной среды обитания человека.

Общество, являясь частью глобальной системы, оказывает существенное воздействие на качественную сторону системы в целом. Вся история человечества представляет собой поучительную характеристику его деятельности по преобразованию живой природы в условиях ее развития.

Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной природы. Отдельные формы садово-паркового искусства становятся самостоятельной частью городского пейзажа, обнаруживая тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.

Качественный скачок в искусстве природотворчества связан с появлением ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый стимул развития.

Планирование природопреобразующей деятельности в масштабах всего общества и разумный контроль со стороны общества открывают беспредельные перспективы сохранения природы.

Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно связанных компонентов: входящей в производство индустрии; арены действия - природы; творческой деятельности людей. В обществе создаются в государственном масштабе условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования природных и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды.

Оптимизация связей с природой становится важным принципом в природопреобразующей деятельности общества. Здесь формируются методы функционирования системы "общество - природа", которые обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные результаты с точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения социальных интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная стратегия, позволяющая выбирать из многих вариантов, которые способствуют постепенному развитию природной системы в целом. Примером могут служить национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению дополняют друг друга.

Следовательно, пришло время коренным образом изменить сам подход к понятию выгодности, когда речь идет о природопользовании.

Из Национального плана действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 гг., которые рассмотрены на заседании Правительства РФ 12 ноября 1998 г. и рекомендованы органам исполнительной власти к использованию в практической деятельности по охране окружающей среды

Атмосферный воздух

Наиболее многочисленная группа населения (15 млн человек) подвергается воздействию взвешенных веществ, второе место по масштабу воздействия занимает бенз(а)пирен - 14 млн человек. Более 5 млн человек проживает на территориях с повышенным содержанием в воздухе диоксида азота, фтористого водорода, сероуглерода, более 4 млн человек - формальдегида и окиси углерода, более 3 млн человек - аммиака, стирола.

Значительная часть населения (более 1 млн человек) подвергается воздействию повышенных концентраций бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана.

В 1996 г. в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха (в них индекс загрязнения - ИЗ А составляет не менее 14) вошли 44 города: Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Саратов, Красноярск, Тольятти, Краснодар, Иркутск, Хабаровск, Новокузнецк, Ульяновск, Кемерово, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Улан-Удэ, Владимир, Махачкала, Ставрополь, Ангарск, Волжский, Братск, Бийск, Благовещенск, Норильск, Новороссийск, Сызрань, Соликамск, Южно-Сахалинск, Уссурийск, Абакан, Биробиджан, Кызыл, Новомосковск, Черемхово, Новодвинск, Зима, Шелихов.

Водные ресурсы

Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Особенно неблагоприятная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой воды сложилась в Бурятии, Дагестане, Калмыкии, в Приморском крае, Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Томской, Ярославской областях.

Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Они оцениваются как «загрязненные». Их крупные притоки: Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура - оцениваются как «сильно загрязненные».

Почвы и землепользование

В составе сельскохозяйственных угодий России эрозионно-опасные и подверженные водной и ветровой эрозии почвы занимают более 125 млн га, в том числе эрозированные - 54,1 млн га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эрозированным и нуждается в осуществлении мер защиты от деградации.

Загрязнение и захламление земель отмечены на 54 % территории страны. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками - около 35 тыс. га. Площадь земель, нарушенных при добыче и переработке полезных ис­копаемых, геологоразведочных работах, торфоразработках и строительстве составила в 1996 г. около 1 млн га.

Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ. Зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных промышленных агломераций - на сотни, например Среднеуральской - на 300 км, Кемеровской и Московской - на 200 км, Тульской - на 120 км.

Свыше 90 % аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения комплексов.

Растительный и животный мир

По отношению к уровню 1995 г. общий объем лесовосстановления в целом по России снизился на 344 тыс. га. В Прикаспийском регионе сохраняется реальная угроза распространения процесса опустынивания, особенно на территории Калмыкии, в Ставропольском крае и Ростовской области. Не решаются проблемы сохранения растительности тундры, занимающей около трети территории Российской Федерации.

В городах уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не соответствует принятым нормам.

В 1997 г. перечень животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, увеличился в 1,6 раза.

Использование недр

В горнодобывающем секторе природоохранные мероприятия практически не фиксируются. На нефтяных промыслах в 1996 г. произошло более 35 тыс. аварий, связанных с нарушением герметичности трубопроводных систем. Снижение надежности и рост аварийности трубопроводных систем через 3-4 года могут приобрести обвальный характер.

Хочу обратить внимание читателя, что г. Магнитогорск включен в официальный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения воздуха; река Миасс протекает по территории, прилегающей к городу, характеризуется в Национальном плане наибольшими экологическими проблемами; зона влияния крупной промышленной агломерации простирается на 300 км. Экологические проблемы России влекут за собой проблемы общегигиенические, которые высвечивают необходимость комплексного изучения аспектов «Гигиена окружающей среды - здоровье».

Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права: уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы . Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды (МПОС). Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

К специальным принципам охраны окружающей среды относятся ниже перечисленные.

1. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба . Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

2. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Элементы принципа недопустимости радиоактивно го заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.

3. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного рай она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения.

4. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

5. Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает, прежде всего, глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

6. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и пара метров.

7. Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую практику договоренностей о консультациях, контроле за качеством и изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых существенных изменениях в состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию системы превентивных действий, направленных на предотвращение ущерба окружающей среде.

Методы охраны окружающей среды подразделяются на три основные группы:

Прямые природоохранные мероприятия (разработка и использование различного рода очистных сооружений, переработка, складирования или ликвидация отходов, рекультивация нарушенных земель и т.д.);

Разработка и внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий (комплексная переработка полезных ископаемых, минерального и другого сырья, использование технологий с образованием малого количества отходов, замкнутые системы водопользования и т.д.);

Применение опосредованных природоохранных мероприятий (принятие законодательных и нормативно-правовых актов, структурная перестройка экономики, совершенствование экспортной политики и т.д.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие экологических факторов и их классификация

Экологические факторы это такие свойства компонентов экосистемы и ее внешней среды которые оказывают непосредственное воздействие на особей.. их делят на внешние экзогенные и внутренние эндогенные внешними.. экологические факторы также делят на императивные условия существования пища вода тепло свет кислород без..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Закон минимума Либиха. Шелфорда. Диапазон толерантности
Закон лимитирующих факторов: факторы среды, имеющие в конкретных условиях наихудшие значения, ограничивают возможность существования популяции, вида в данных условиях, вопреки и не

Статические характеристики популяции
1. Численность и плотность. Под численностью и плотностью популяции понимают число особей, приходящееся в среднем на единицу площади или объема. В зависимости от внеш

Пространственная структура популяции
Пространственная структура популяции – это характер размещения и распределения отдельных членов популяции и их группировок на популяционной территории (ареале). В популяции реализуется прин

Трофическая структура биоценоза
В каждую экосистему входят группы организмов разных видов, различаемые по способу питания (трофическая структура биоценоза). Автотрофы («самопитающиеся») – организмы, обра

Биогеохимические законы Вернадского
Учение В.И. Вернадского о биосфере очень обширно и затрагивает многие аспекты глобальной экологии. Приведем биогеохимические законы В.И. Вернадского. 1. Биогенная миграция атомо

Факторы и принципы устойчивого развития
Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. 1.2.1. Экономическая составляющая

Единство концепций
Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития - задача огромной сложности, поскольку все три элемента у

Стратегии, принципы и уровни устойчивого развития
Понятие устойчивого развития может быть проанализировано в нескольких принципах. 1. Политико-правовой принцип: - развитая современная демократия (народовластие, к

Ресурсы гидросферы
Гидросфера - совокупность всех водных запасов Земли. В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан, континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредо

Ресурсы атмосферы (газы Земли)
Природные газы выделяются по условиям нахождения в окружающей среде, по химическому составу, формам проявления (очаги, скопления), по происхождению (биохимические, радиоактивные, космические). В хи

Биологические ресурсы и продовольственная безопасность
К биологическим ресурсам относятся растения, животные и микроорганизмы. Основная задача охраны и рационального использования биотических ресурсов - это их сохранение и увели

Охрана природы. Рациональное природопользование. Малоотходные и безотходные технологии
Под охраной природы понимают комплекс мероприятий, обеспечивающих возможность сохранения природной ресурсно- и природосредовоспроизводящих функций, генофонда, а также сохран


Традиционная энергетическая отрасль, использующая ископаемые горючие материалы (нефть, уголь), является одним из основных источников загрязнения окружающей среды и потребителем невозобновимых приро

Проблема урбанизации
Латинское слово «Urbs» - город - известно давно. Но термины «урбанизм» и «урбанизация» появились сравнительно недавно. Урбанизация – это процесс миграции населения на житель

Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды
Для сохранения биологического разнообразия государства создается необходимость дальнейшего развития особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан (далее - ООПТ). В соответстви

Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Красная книга и ее роль в сохранении биологического разнообразия
Природа сконструировала в процессе эволюции неисчислимое разнообразие жизненных форм. Одной из приоритетных задач охраны природы является сохранение данного биологического разнообразия. Под

Процессы дестабилизации природной среды Республики Казахстан, причины и следствия
Казахстан, являясь участником мировых процессов и явлений, также стремиться достичь устойчивого развития и прилагает к этому немалые усилия: от идентификации дестабилизирующих природную среду проце

Методы и критерии оценки состояния окружающей среды
Критерии оценки состояния окружающей среды делятся на прямые и косвенные, частные и интегральные, или образуют систему критериев. Прямые критерииотражают прямое воздействие

Экологический мониторинг, принципы его организации
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды
Экологическое право– отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, то есть отношения, связанные с использованием и

Понятие предельно-допустимого выброса
Для оценки качества атмосферного воздуха и в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются удельные нормативы выбросов

Принцип действия циклона
Широкое применение для сухой очистки газов получили циклоны различных типов (рисунок 3.1). Газовый поток вводится в циклон через патрубок 2 по касательной с внутренней поверхности

Радиальный пылеулавливатель
В радиальных пылеуловителях (рисунок 3.4) отделение твёрдых частиц от газового потока происходит за счёт совместного действия гравитационных и инерционных сил. Последние возникают

Ротационный пылеулавливатель
Ротационные пылеуловители (рисунок 3.2) относятся к аппаратам центробежного действия и представляют собой машину, которая одновременно с перемещением воздуха очищает его от относит

Мокрые методы очистки пылегазообразных выбросов
Мокрые пылеуловители.Аппараты мокрой очистки газов имеют широкое распространение, так как характеризуются высокой эффективностью очистки от мелкодисперсных пылей с диаметром ча

Принцип действия скруббера Вентури
Среди аппаратов мокрой очистки с осаждением пыли на поверхность капель наибольшее практическое применение нашли скрубберы Вентури (рисунок 3.8). Основная часть скруббера – сопло Ве

Форсуночный скуббер
Разновидностью аппаратов для улавливания пыли осаждением частиц на каплях жидкости являются форсуночные скрубберы (рисунок 3.9а). Запылённый газовый поток поступает в скруббер по п

Принцип действия барботажно-пенного пылеулавливателя
К мокрым пылеуловителям относятся барботажно-пенные пылеуловители с провальной и переливной решётками (рисунок 3.10). В таких аппаратах газ на очистку поступает на решётку 3, прохо


Различают несколько видов загрязнения воды: - микробное – поступление в водоемы патогенных микроорганизмов; - тепловое – поступление в водоемы тепла вместе

Нормативы качества воды
Для нормирования содержания загрязняющих веществ в воде вводятся предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Под ПДКподразум

Принцип действия отстойника
Отстойники бывают вертикальные, радиальные и горизонтальные. Вертикальный отстойник представляет собой цилиндрический или квадратный резервуар с коническим днищем. Сточную воду подводят по централь

Принцип действия осветлителя
На рисунке 3.15 показана принципиальная схема осветлителя. Воду с коагулянтом подают в нижнюю часть осветлителя. Хлопья коагулянта и увлекаемые им частицы взвеси поднимаются восход

Принцип действия фильтров
Фильтрованиеприменяют для выделения из сточных вод тонкодисперсных примесей, удаление которых отстаиванием затруднено. Разделение проводят при помощи пористых перегородок, п

Очистка сточных вод методом коагуляции
Коагуляция– это процесс укрупнения дисперсных частиц в результате их взаимодействия и объединения в агрегаты. Данный метод применяют для ускорения процесса осаждения тонкоди

Биологические методы очистки
Биологические методы применяют для очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод от разнообразных растворенных органических и некоторых неорганических (сероводород, аммиак и др.) соединен

Аэробные методы очистки сточных вод. Принцип действия аэротенка,полей фильтрации и полей орошения
Аэробный метод основан на использовании аэробных микроорганизмов, для жизнедеятельности которых необходим постоянный приток кислорода и температура в пределах 20…40 0

Анаэробные методы очистки сточных вод. Принцип действия метантенка
Анаэробный метод очистки протекает без доступа воздуха. Его в основном используют для обезвреживания твердых осадков, которые образуются при механической, физико-химической

Понятие о почве и почвообразующих факторах
Подземельными ресурсами понимают земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей. Особую важность для человека представля

Эрозия почвы
Одним из видовнегативного воздействия на почву является ее эрозия.Под эрозией почвы понимают многообразные процессы разрушения и выноса почвенного покрова потоками воды и ве

Опустынивание почвы
Опустынивание – процесс, приводящий к потере природной экосистемой сплошного растительного покрова с дальнейшей невозможностью его восстановления без участия человека. Происход

Заболачивание почвы
Заболачивание – гидрогенная сукцессия природных ландшафтов в результате природных и антропогенных факторов. Происходит из-за поднятия грунтовых и поверхностных вод, обильного в

Засоление почвы
Засоление почв также обусловлено естественными (первичное засоление) и антропогенными (вторичное засоление) факторами. Оно может быть обусловлено засоленностью почвогрунтов, пр

Методы и средства защиты от шума
Шум – это беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности. Звук– это колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся во

Методы защиты от неионизирующего электрмагнитногоизлучения
Источники электромагнитного излучения бывают естественные искусственные. К естественным относится магнитное поле Земли. Оно характеризуется напряженн

Принципы охраны окружающей среды закреплены в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Большинство из перечисленных там положений представляют собой формулировки целей и задач, способов из достижения и основных положений законодательства об охране окружающей среды (). Лишь некоторые из положений могут быть признаны реально принципами.

Они следующие.

Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип находит воплощение в ст.11 ФЗ. Одним из способов реализации данного принципа является нормирование в области охраны окружающей среды, которое проводится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующую экологическую безопасность населения.

Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, государства и общества в целях обеспечения устойчивого развития экономики и сохранения благоприятной окружающей среды. Реализация данного принципа призвана создать условия для обеспечения реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и в то же время способствовать развитию экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Цель: осуществление прогресса в экологических пределах. Наиболее эффективные средства: оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Принцип обеспечения охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Реализация данного принципа связана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. Правила экологически обоснованного поведения регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов.

Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Данный принцип означает право указанных субъектов на требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и мерах по ее охране. Реализация – ч.3 ст.41 Конституции, говорящая об ответственности за сокрытие информации. Механизм – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды носит глобальный характер. Воздействие общества на природу постоянно усиливается. Его негативные последствия не не ограничиваются национальными рамками.

Принципы по закону:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

7) независимость государственного экологического надзора;

8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16) сохранение биологического разнообразия;

17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

23) международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

Нормы экологического права.

Нормы экологического права - это правила, регулирующие дея­тельность человека в области охраны и использования окру­жающей природной среды. Различают нормы:
отраслевые - охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды. Исходя изсодержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормыподразделяются на нормы-принципы, нормы ­приоритеты, нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды").
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимуществав охране и использовании одних объектов перед другими в инте­ресах обеспечения качества природной среды.Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хо­зяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритетытрех уровней: отраслевого, межот­раслевого и общего экологического уровня:
отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях при­родно-ресурсных отраслей законодательства;
межотраслевые приоритеты Предусматриваются нормами от­раслевого законодательства, при этом они устанавливают пре­имущества в охране определенных природных объектов;
общие экологические приоритеты преследуют высшие пели ­обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование при­родных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона "Об ох­ране окружающей среды". Их действие не ограничивается ка­кой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормы-правила предусматривают экологические требования­ императивы применительно к конкретной сфере экологиче­ских отношений.По содержанию экологические императивы подразделяются:

на предупредительные;

запретительные;
обязывающие;

разрешительные;

восстановительные (компенсационные);

карательные;
управомочивающие;
поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные импе­ративы - это основной комплекс эколого-правовых норм. Цельзапретительных императивов - не допустить совершения
действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не ос­нащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разреша­ется использование просроченных препаратов, применение полу­ченных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, приро­да которых не выявлена.
Разрешительные иобязывающие нормы определяют порядок дея­тельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект по­лучает право выполнять определенные действия, посредством ко­торых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического право­отношения вынужден выполнять соответствующие требования.

Восстановительные, tun компенсационные, нормы права предусмат­ривают адресованное правонарушителю требование о восстановле­нии нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, иму­щественной или уголовной ответственности за экологическое пра­вонарушение или преступление. Основаниями для наложения взы­скания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательст­во или Уголовный кодекс. За совершенные экологические право­нарушения предприятия, организации и учреждения несут адми­нистративную и фажданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущест­венно экономического стимулирования охраны окружающей при­родной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Зако­ном РФ "Об охране окружающей среды". Закон устанавливает, на­пример, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечиваю­щей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надба­вок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически не­безопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представи­тельных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, ав­тономных образований, местных органов самоуправления, специ­ально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.