Особенности тактики производства осмотра места происшествия в условиях чрезвычайной ситуации. Процессуальные основы производства осмотра. Виды осмотров. Процессуальная специфика производства осмотра места происшествия и жилища. Осмотр труппа и эксгумация

Процессуальный порядок следственного осмотра предусмотрен ст. 177, 178 и 180 УПК. В соответствии с законом осмотр производится с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Перед началом осмотра следователь разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК. Следователь по своему усмотрению может привлечь к участию в осмотре свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, защитника, специалиста соответствующей отрасли специального знания. Специалист помогает следователю в осмотре объектов, оценке и фиксации его результатов. В ходе осмотра следователь создает необходимые условия для непосредственного восприятия понятыми и другими участниками этого следственного действия общих свойств и индивидуальных особенностей осматриваемого объекта.

При производстве следственного осмотра не допускаются действия, опасные для здоровья участников осмотра и окружающих лиц или унижающие их честь и достоинство.

По завершении осмотра следователь выясняет наличие у всех его участников, прежде всего у понятых, заявлений по поводу произведенных им действий.

Осмотр места происшествия

Осмотр места происшествия как вид следственного осмотра приобретает значение доказательства по уголовному делу только в том случае, если он произведен в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Осмотр места происшествия производится с участием понятых, за исключением тех случаев, если место происшествия находится в труднодоступной местности, отсутствуют надлежащие средства сообщения, производство этого следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей (в суровых климатических условиях, в обстановке чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами, в условиях вооруженных конфликтов и т.п.). Об этом в протоколе осмотра места происшествия делается соответствующая запись. В случае производства осмотра без участия понятых в обязательном порядке применяется фотографирование и (или) видеосъемка для фиксации его хода и результатов. Если применение фото- и (или) видеосъемки невозможно, то следователь делает в протоколе осмотра места происшествия соответствующую запись.

В соответствии с общими требованиями закона осмотр места происшествия производится с участием не менее двух понятых. Количество понятых может быть и больше, если осмотр места происшествия производится группой следователей, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, что затрудняет понятым наблюдать за всем ходом осмотра, воспринимать его содержание и результаты и затем удостоверить соответствие изложенного в протоколе осмотра всему тому, что происходило в ходе этого следственного действия.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

Кроме понятых в осмотре места происшествия по решению следователя могут участвовать должностные лица заинтересованных учреждений, организаций, предприятий, на территории которых находится место происшествия.

Осмотр обнаруженных следов преступления и преступника и иных объектов, имеющих значение для дела, производится, как правило, на месте происшествия. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то объекты должны быть изъяты и упакованы в соответствии с рекомендациями криминалистики и затем осмотрены в надлежащих условиях в рамках самостоятельного осмотра - осмотра предмета, документа и т.п.

Ход и результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе и приложениях к нему.

В качестве приложения к протоколу составляется план или схема места происшествия. Если местом происшествия является помещение, то составляется план, который может быть выполнен в масштабе. План местности составляется схематически с указанием расстояний между объектами размерными стрелками. Отображенные в плане или на схеме места происшествия объекты отмечаются общепринятыми условными обозначениями.

С появлением цифровых технологий имеется возможность использования в уголовном судопроизводстве цифровой фотографии. При осмотре места происшествия цифровую запись изображения можно применять без ограничений как техническое средство фиксации всего того, что запечатлевается на обычную пленочную фотографию. Фотографирование может производиться как следователем, так и специалистом.

Порядок производства ОМП регламентирован главой 24 («Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент») УПК РФ.

Процессуальная форма принятия решения о производстве ОМП носит упрощенный характер. Законодатель не требует вынесения какого-либо специального постановления о производстве ОМП.

ОМП может быть проведен следователем, сотрудником органа дознания. Следователи практикуют проведение ОМП при участии оперативных работников органов дознания. Прибыв на МП раньше следователя, последние принимают меры по его охране, оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по «горячим следам» и т.д.

ОМП производится с обязательным участием не менее двух понятых (ч.1 ст. 170 УПК РФ).

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство ОМП связано с опасностью для жизни и здоровья людей, ОМП может производиться без участия понятых, о чем в протоколе ОМП делается соответствующая запись. В этом случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе ОМП применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись (ч.З ст. 190 УПК РФ).

Подбор понятых осуществляется на общих основаниях (ст.60 УПК РФ).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (например, по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.).

На понятых возложена процессуальная обязанность, удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали, что в последующем дает возможность суду проверить соответствие фактических данных, зафиксированных в протоколе обстоятельствам, имевшим место в действительности. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно.

Вопрос об участии в ОМП обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц более точному установлению обстановки на МП. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре .

Защитник вправе участвовать в ОМП, проводимого с участием подозреваемого или обвиняемого (п.5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), а также с разрешения проводящего ОМП, если осмотр проводится по ходатайству обвиняемого и его защитника. Участие защитника способствует полному соблюдению всех процессуальных правил его проведения, устраняет процессуальные упрощенчества .

В необходимых случаях для участия в осмотре могут быть приглашены соответствующие специалисты (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). В качестве специалистов, участвующих в ОМП, могут быть представители различных областей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и др.

Специалист, приглашенный для участия в ОМП, должен удовлетворять двум основным требованиям: 1) быть компетентным в тех вопросах, которые необходимо разрешить на МП; 2) не быть заинтересованным в исходе дела. В ходе осмотра специалист оказывает помощь в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в поиске, изъятии и сохранении предметов со следами, имеющих значение для дела и т.п.

В случае производства осмотра трупа на МП участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно, а при невозможности его участия -иного врача. При необходимости для осмотра трупа привлекается также другой специалист (ч. 1 ст. 178 УПК РФ).

Перед началом ОМП участвующим в осмотре лицам разъясняется их права и обязанности. При необходимости у понятых может быть взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, которые стали им известны в ходе ОМП. Специалист также может быть предупрежден об уголовной ответственности за разглашение данных следствия, ставших ему известными при ОМП (п. 5 ст. 57 УПК РФ).

После разъяснения всем участникам ОМП их прав и обязанностей, о чем делается отметка в протоколе, они предупреждаются о возможном применении при ОМП технических средств, о чем также делается отметка в протоколе. Участвующие в ОМП лица могут обращать внимание проводящего осмотр на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

В необходимых случаях при ОМП производятся измерения, фотографирование, кино-, видеосъемка, составляются планы, схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов.

Осмотр предметов и документов, обнаруженных на МП, может производится в зависимости от конкретных условий на МП, либо после их изъятия отдельно, в ходе их самостоятельного затем осмотра. В первом случае результаты их осмотра отражаются в протоколе ОМП. Во втором случае изъятые предметы и документы должны быть упакованы и опечатаны, а затем подробно описаны в протоколе их последующего самостоятельного осмотра (ч. 2, ст. 177 УПК РФ).

О производстве ОМП составляется протокол (ст. 180 УПК). В вводной части протокола должны быть отражены: основание производства осмотра, в том числе от кого и когда получено сообщение о происшествии, краткое содержание сообщения; дата и место производства ОМП; время начала и окончания осмотра; должность и фамилия лица, составившего протокол; Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в осмотре, а в отношении должностных лиц, кроме того, - занимаемая должность, понятых - адреса местожительства; ссылка на статьи УПК, регламентирующие действия при ОМП; указание о разъяснении прав и обязанностей участникам осмотра; объявление участникам осмотра о возможности использования технических средств; условия производства ОМП (состояние погоды, освещения и т.п.).

В описательной (основной) части протокола описываются все действия по осмотру, а также все обнаруженное при ОМП в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент ОМП. Кроме того, в протоколе перечисляется и описывается также все изъятое с МП (ч. 2 ст. 180 УПК).

Указывается факт применения, условия и порядок использования конкретных технических средств, объекты, в отношении которых они были применены, и полученные результаты. Если в ходе осмотра делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.

В заключительной части протокола фиксируется время окончания осмотра и указываются: заявления специалиста, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; замечания понятых и других участников осмотра; - о неправильных по их мнению действиях проводившего ОМП; о необходимости отражения в протоколе не указанных в нем обстоятельств; об узнавании того или иного объекта и установлении его принадлежности; иные замечания, связанные с обстановкой МП или влияющие на выявление важных по делу обстоятельств; куда был направлен на вскрытие труп, если он был обнаружен на МП; что прилагается к протоколу (планы, схемы, слепки, оттиски следов и т. д.); что было изъято с МП, как упаковано и куда направлено. При большом их количестве к протоколу прилагается отдельная опись изъятого с МП.

Отсутствие в протоколе конкретных указаний об изъятых в процессе ОМП объектах может привести к невосполнимой утрате обнаруженных доказательств. В частности, отсутствие в протоколе факта изъятия следов в процессе ОМП расценивается как отсутствие в деле указаний на источник происхождения следов, влекущее потерю ими доказательственного значения .

Составленный протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОМП. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОМП, подписать протокол следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии (ч.1 ст. 167 УПК РФ).

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которые заносится в данный протокол (ч.2 ст. 167 УПК РФ).

Если участник ОМП в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ч.З ст. 167 УПК РФ).

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе ОМП, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст. 166 УПК РФ).

Протокол ОМП, составленный в порядке, предусмотренном УПК, является доказательством по уголовному делу (п.5 ч.2 ст. 74 УПК РФ).

Приложения к протоколу рассматриваются как их составная часть. Доказательственное значение имеют при этом и фактические данные, которых нет в основной части протокола, если приложение (фотографии, фонограммы, видеограммы, планы, схемы и т.д.) составлено с соблюдением всех требований закона, в том числе в протоколе зафиксирован факт и условия применения соответствующих технических средств, а результаты удостоверены.

Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающим в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в нем лица возражают против осмотра, следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о проведении осмотра. Постановление подлежит рассмотрению судьей по месту производства предварительного следствия или проведения следственного действия в течение шести часов с момента поступления ходатайства в суд. О рассмотрении ходатайства судья выносит постановление о производстве осмотра или отказе в его проведении с указанием мотивов отказа (ч. 5 ст. 177 УПК РФ).

Если жилое помещение является МП и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением судьи и прокурора о производстве ОМП. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве ОМП и протокола ОМП для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй статьи 165 УПК РФ, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

В то же время из теории уголовно-процессуального права следует, что в этой отрасли права действует разрешительный порядок - «разрешено все то, что прямо указано в законе», что объясняется предметом регулирования. Поэтому, если ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела, то ст. 177 Кодекса в части осмотра жилища и служебного помещения такого указания не содержит, что позволяет сделать вывод о том, что их осмотр до возбуждения уголовного дела недопустим. Кроме этого, некоторые нормы УПК РФ прямо указывает на то, что осмотр места происшествия и осмотр жилища - разные следственные действия. Это объясняется спецификой следственного действия - осмотра места происшествия, которое наряду с доказательственной функцией выполняет и проверочную функцию, то есть дознаватель, следователь, прокурор, выполняя осмотр, проверяют информацию из сообщения о деянии, имеющем признаки преступления (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в то время как осмотр жилища исключительно направлен на фиксацию сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению.

Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Исаенко, который считает, закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр места происшествия. В случаях проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц.

Налицо проблема комплексного характера: с одной стороны, конституционные принципы неприкосновенности жилища и ограничения конституционных прав и свобод только в судебном порядке, а с другой -необходимость полно и качественно осмотреть место происшествия, установить наличие либо отсутствие факта преступления, изъять следы и орудия преступления, то есть выполнить задачи уголовного преследования, возложенные законом на дознавателя, следователя и прокурора. Неурегулированность этой проблемы повышает риск признания полученных доказательств недопустимыми .

Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК).

Проведение ОМП и составление его протокола должно происходить при четком соблюдении требований УПК. В противном случае создаются неустранимые сомнения в достоверности данных осмотра, исключается возможность использования протокола ОМП при доказывании (например, составление протокола ОМП без понятых или «по памяти»). Пренебрежение требований уголовно-процессуального закона послужит основанием для проведения осмотра еще раз, но, правда, с меньшей результативностью, потребуются дополнительные затраты сил, времени и средств. ОМП, проведенный качественно и с соблюдением требований уголовно-процессуального закона может стать своеобразным «катализатором» расследования уголовного дела, положительно скажется на профессиональной оценке лица, в производстве которого находится дело.

Обзор места происшествия и его цели . После проведения подготовительных действий дознаватель производит общий осмотр, который следует начинать с ознакомления с местом происшествия. При осмотре открытой местности при помощи компаса производит на месте происшествия ориентирование с привязкой его к нескольким постоянным объектам (столб, берег реки, дорога). При этом:

определяются границы и характер территории, подлежащей осмотру;

устанавливаются исходный пункт (точка) осмотра и способ последовательного изучения обстановки места происшествия;

решается вопрос о необходимости осмотра территории, непосредственно прилегающей к месту происшествия;

составляется план осмотра в случаях, когда обследованию подвергается, например, здание с большим количеством помещений, с указанием объекта и порядка его осмотра, технических средств, конкретного объема работы, выполняемого каждым участником осмотра;

определяются участники осмотра, в том числе специалисты, технические помощники и другие лица (сотрудники охраны, коммунальных служб, представителей администрации соответствующей организации, общественности).

В ходе общего ознакомления с местом происшествия проводятся ориентирующая и обзорная фотосъемки, а также видеосъемка с целью фиксации обстановки места происшествия, положения и взаиморасположения предметов, наличия следов.

Определение границы осмотра . Граница осмотра места происшествия - это линия, проходящая вокруг места происшествия, ограничивающая его пределы, которая определяется пространством помещения либо искусственным ограждением (маркерная лента) территории открытой местности.

Граница при осмотре устанавливается в ходе ознакомления с местом происшествия, зависит от характера преступления и непосредственного места его совершения (лесополоса, помещение, проезжая часть дороги и т.д.).

Как правило, граница осмотра в ходе производства следственного действия может изменяться. Установление границ осмотра определяется необходимостью отграничения места непосредственного совершения преступления от остальной территории с целью: сохранения следов и вещественных доказательств; определения путей подхода и отхода лица, совершившего преступление; поиска орудий и средств, используемых для совершения преступления; последующего выявления очевидцев преступления; выявления причин и условий совершения преступления, следов инсценировки.

Изменения в обстановке осмотра . Все изменения, которые внесены в обстановку места происшествия до прибытия дознавателя, подлежат выявлению и анализу с точки зрения восстановления обстановки происшедшего.

Изменения в обстановку могут быть внесены в результате:

погодных условий, изменившихся с момента совершения преступления;

действий лиц, совершивших преступление, направленных на сокрытие, уничтожение ими следов преступления;

неумышленных действий потерпевших и других лиц (уборка квартиры, двора после совершения преступления; оставленные следы, оброненные либо перенесенные случайными прохожими вещи, предметы, принадлежащие потерпевшему либо лицу, совершившему преступление и т.п.);

поступков свидетелей преступления, совершенных, например, при оказании помощи потерпевшему, ликвидации очевидных последствий преступления до прибытия СОГ;

действий сотрудников органов внутренних дел, прибывших на место происшествия, направленных на пресечение преступления.

При выявлении фактов внесения изменений в обстановку места происшествия дознаватель должен установить: кем, какие и с какой целью внесены те или иные изменения в обстановку происшествия; где находились предметы до их переноса, кто причастен к данному действию; где находятся предметы, которые, как показали потерпевший, очевидцы (свидетели), отсутствуют в данный момент на месте происшествия.

При обнаружении таких предметов дознаватель после проведения осмотра в процессе расследования уголовного дела должен допросить лиц, у которых они находятся в данный момент, либо которые перенесли их с места происшествия, произвести выемку предметов и их осмотр.

Поручения дознавателя другим членам СОГ . В соответствии с пунктом 1 1 части третьей статьи 41 УПК РФ дознаватель уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения.

При осмотре дознаватель поручает сотрудникам органа внутренних дел выполнение следующих действий:

охрана места происшествия;

оцепление определенных участков местности, например, лесного массива, жилого квартала;

удаление посторонних лиц;

оказание помощи потерпевшим и ликвидацию последствий происшествий;

содействие органу дознания в преследовании и задержании лиц, совершивших преступление «по горячим следам», организации заградительных мероприятий (с помощью специальных средств);

применение служебно-розыскной собаки;

получать объяснения очевидцев преступления, лиц, которые первыми обнаружили следы преступления;

установление и проверку информации о личности потерпевшего и подозреваемого;

доставление лиц для освидетельствования в целях обнаружения на их теле особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 179 УПК РФ);

проверку конкретных объектов по криминалистическим, оперативно-розыскным, оперативно-справочным и иным учетам;

обследование прилегающей к месту происшествия территории;

выявление и проверку мест возможного хранения, сбыта похищенного имущества;

определение района, получение карт, планов местности, подготовка списков улиц и нумерации домов, прилегающих к месту происшествия;

разработка перечня вопросов, которые должны быть заданы опрашиваемым лицам;

оказание иной правомерной помощи дознавателю при производстве осмотра.

Общий осмотр . В ходе общего и детального осмотра дознаватель совместно со специалистом-криминалистом проводит действия по обнаружению, закреплению и изъятию следов преступления и вещественных доказательств. Осмотр может производиться следующими способами: от периферии к центру места происшествия, продвигаясь по часовой стрелке; от центра к периферии; путем разбивки территории на участки; от места прибытия СОГ на место происшествия (вход в помещение, подъезд (подход) к участку местности, территории).

Перед началом общего и детального осмотра дознаватель в соответствии с частью пятой статьи 164 УПК РФ, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства осмотра. Если в производстве осмотра участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то они также предупреждаются об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 УК РФ.

Общий осмотр заключается в последовательном изучении объектов и следов на месте происшествия. При этом осуществляются фиксация обстановки места происшествия, положения и взаиморасположения предметов, наличия следов в протоколе осмотра, планах, схемах, а также ориентирующая и обзорная фотосъемка (видеозапись). Существенная особенность общего осмотра состоит в том, что в ходе его проведения не допускается внесение изменений в обстановку места происшествия. Все объекты (предметы) и следы остаются на месте их первоначального обнаружения до проведения детального осмотра.

Распознавание инсценировок при осмотре . В ходе осмотра могут быть выявлены следы, указывающие на инсценировку преступления:

сокрытие одного преступления под видом другого (например, инсценировка кражи со взломом для сокрытия хищения, совершенного путем использования своего служебного положения);

сокрытие совершенного преступления под видом события, не имеющего признаков преступления (например, инсценировка несчастного случая);

сокрытие отдельных обстоятельств совершенного преступления путем создания ложного представления о его отдельных элементах (создание видимости совершения преступления другим лицом, в ином месте, в другое время, по иным мотивам);

сокрытие фактов аморального поведения, беспечности и иных проступков под видом совершенного преступления (например, инсценировка карманной кражи с целью сокрытия потери денег или документов).

Признаками инсценировок являются различные противоречивые обстоятельства, факты искусственного изменения обстановки, наличие признаков редких преступлений, отдельных следов и другие:

обнаруженные следы, которых не должно быть, если бы исследуемое событие было не мнимым, а реальным (следы-излишки);

следы, которые не обнаружены в силу их отсутствия, но которые с необходимостью должны были возникнуть в случае реальности инсценированного события;

обнаруженные следы, которые относятся к числу характерных для инсценированного события, однако их состояние не соответствует тому, в котором они должны находиться в сложившейся ситуации (по внешнему виду, качеству, количеству).

Процесс распознания инсценировки в ходе осмотра происходит в определенной последовательности:

дознаватель воспринимая обстановку мнимого события, выявляет противоречия между имеющейся обстановкой места происшествия и должной в данной ситуации;

сопоставляет сведения полученные из осмотра имеющейся обстановки с иными сведениями, полученными из других источников;

устанавливает действительно происшедшее на данном месте событие.

Данные об обстоятельствах инсценировки события преступления, позволяют судить о происшедшем событии, наличии или отсутствии в нем признаков преступления.

В ходе осмотра и оценки всех обстоятельств совершенного события делаются выводы: о правильности выдвинутой дознавателем версии; об имевшей место инсценировке преступления; о механизме преступления.

Для обнаружения в ходе осмотра признаков инсценировки дознавателю необходимо:

фиксировать все обнаруженные предметы и следы, что с учетом выдвинутых версий позволяет объяснить их местоположение и состояние;

не ограничиваться собиранием сведений, которые подтверждают, ранее выдвинутую версию, осуществлять дальнейший поиск следов и предметов;

сопоставлять объяснения о причине события, которые были даны конкретными лицами, с обстановкой на месте происшествия;

использовать помощь специалистов, получая у них консультацию о возможности возникновения определенных последствий в результате конкретных действий.

Отсутствие признаков инсценировки или их наличие должны быть отражены в протоколе.

Перерыв в производстве осмотра . Перерыв - это приостановка производства следственного действия на определенный период времени с последующим его возобновлением.

При производстве осмотра в УПК РФ не предусмотрен перерыв. Исходя из процессуального порядка производства иных следственных действий, в частности допроса (ч. 1 ст. 425 УПК РФ), перерыв в ходе осмотра предоставляется по усмотрению дознавателя его участникам для отдыха и приема пищи. Для совершеннолетних участников осмотра его продолжительность без перерыва не может превышать более 4 часов. Перерыв должен составлять не менее одного часа, а общая продолжительность осмотра в течение дня не должна превышать 8 часов.

Участие в осмотре несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого предполагает при его длительном производстве (более 2 часов) перерыв.

Приостанавливая осмотр необходимо принять меры к сохранению обстановки места происшествия, обнаруженных следов, вещественных доказательств. Рекомендуется изготовление протокола осмотра (планов, схем) в объеме проведенных действий. В протоколе указывается время начала перерыва с точностью до минуты и причина приостановления производства данного следственного действия.

В ходе осмотра может возникнуть необходимость приглашения специалиста того или иного профиля, переводчика, представителя, защитника, что может потребовать краткосрочного приостановления его производства.

Кроме того, возможны ситуации, когда кому-либо из участников осмотра необходима медицинская помощь, пришли в негодность технические средства, требующие их замену или ремонт, изменились погодные условия, нет возможности проводить осмотр при естественных условиях (ночное время), что также предполагает приостановку производства осмотра.

Перерыв в осмотре возможен в случае, когда объектом осмотра являются крупногабаритные предметы, при этом погодные или временные условия (ненастье, ночное время) не позволяют это сделать тщательно.

Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью дознавателя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. В протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов (ч. 3 ст. 177 УПК РФ).

Детальный осмотр . Детальный осмотр - это непосредственное изучение конкретных объектов (предметов) и следов, обнаруженных на месте происшествия. При этом объекты допустимо передвигать с места их расположения, изучать на предмет обнаружения неявных, скрытых признаков, отыскания невидимых следов преступления, используя технические средства. Все обнаруженные признаки, свойства фиксируются в протоколе осмотра, а также приемами узловой и детальной фотосъемки.

Все обнаруженные объекты (предметы), следы осматриваются на месте производства следственного действия, если для этого не требуется продолжительного времени, а также имеются соответствующие условия. В случае их отсутствия, данные предметы изымаются, о чем делается отметка в протоколе. Их осмотр производится по месту производства предварительного расследования.

Фиксация местоположения предмета (вещественного доказательства) и его признаков. До изъятия предмета с места происшествия и приобщения его к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, предмет подлежит фиксации путем описания в протоколе осмотра и отображения его в плане, схеме, фотографирования, применения видеозаписи.

Фотографирование выполняется по правилам судебной фотографии путем выполнения обзорной (с привязкой предмета к окружающей обстановке), узловой (фиксация предмета с близлежащими объектами) и детальной (крупный план предмета) съемки.

При невозможности фотографирования или применения видеозаписи осуществляется зарисовка предмета на отдельном листе бумаги, который является приложением к протоколу осмотра. Следует учитывать, что фотографирование, видеозапись, зарисовка не заменяют описания предмета в протоколе осмотра, данные способы фиксации дополняют друг друга.

При фиксации предмета путем описания его в протоколе осмотра необходимо указать точное расположение предмета относительно других объектов обстановки места происшествия. При этом отмечают расстояние от предмета до опознавательных точек (например, входная дверь, край дороги, отдельно стоящий объект, стена), форму предмета (длина, ширина, высота, цвет), характерные признаки предмета (материал, надписи, маркировки), имеющиеся дефекты и повреждения, состояние предмета в целом и его отдельных частей; следы, обнаруженные на нем.

В протоколе осмотра и приложениях к нему (схема, планы, зарисовки) фиксируются также состояние и особенности поверхности, на которой находился предмет.

Изъятие и упаковка предметов с места происшествия . Изъятие предметов производится путем непосредственного извлечения с места их обнаружения для приобщения в качестве самостоятельного вещественного доказательства, а также путем его изъятия с предметом-носителем.

Завершающим этапом работы с предметом - вещественным доказательством на месте происшествия является его упаковка, которая осуществляется с целью сохранности самого предмета, следов, находящихся на нем для обеспечения подлинности.

Вид упаковки предмета зависит от особенностей его формы, веса, габаритов, состава и др. Наиболее распространенной и универсальной является упаковка в бумагу или полиэтилена в виде плотных пакетов. На наружной поверхности пакета делают надписи о его содержимом, удостоверяемые подписями дознавателя и понятых, с указанием даты, времени и места изъятия предмета. При упаковывании предмета в жесткую емкость к ней крепится бумажная бирка с указанием вышеуказанных сведений. Каждый предмет упаковывается отдельно, что указывается в протоколе.

Проверка и оценка результатов осмотра производится в соответствии со статьями 17, 87 и 88 УПК РФ и позволяет дознавателю:

квалифицировать совершенное деяние;

принять обоснованные процессуальные решения, в том числе о возбуждении уголовного дела;

определить направление расследования и вдвинуть версии;

запланировать проведение различных процессуальных действий.

Все обнаруженные следы и предметы проверяются и оцениваются дознавателем путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, с целью подтверждения или опровержения проверяемого события.

Еще в ходе предварительного обзора у следователя могут возникать предположения как о событии в целом, его конкретном механизме, так и об отдельных его обстоятельствах. В процессе общего и детального осмотра следственные версии о механизме происшествия конкретизируются, возникают новые. С построением версий в ходе осмотра связаны понятия объективного и субъективного методов. Объективный метод предполагает тщательный осмотр всего места происшествия, а субъективный - движение следователя по следам, указывающим на действия преступника на месте происшествия. Построенная на их основе следственная версия обусловливает действия следователя по выявлению предполагаемых следов. Вместе с тем следователь должен все-таки полностью осматривать все пространство места происшествия, удерживая в памяти предположения о возможных следах и отыскивая их, приближаясь к местам, где они должны быть. Объективный и субъективный методы осмотра должны использоваться в сочетании. Только такая тактика позволит не упустить иных следов, не относящихся к построенной версии.

Отмеченное положение связано и с обнаружением негативных обстоятельств - фактических данных, которые на основании имеющихся доказательств о механизме происшествия должны отсутствовать или должны быть обязательно, но их в наличии не оказалось. При обнаружении негативных обстоятельств могут быть сделаны следующие умозаключения: предположение о механизме происшествия ошибочно; имеет место инсценировка. В любом случае надо обратиться к анализу как следственных версий, так и фактических данных, на основе которых эти версии построены. Чаще всего негативные обстоятельства свидетельствуют об ошибочности предположения о механизме происшествия. Но возможна и инсценировка - искусственное создание или изменение заинтересованными лицами деталей обстановки места происшествия с целью ввести следствие в заблуждение. Инсценировки осуществляются для сокрытия преступления под видом происшествия, не имеющего общественно опасного характера; сокрытия одного преступления под видом другого; сокрытия преступления под видом другого преступления, якобы совершенного кем-то другим.

В любом случае при выявлении негативных обстоятельств следователь должен попытаться дифференцировать все следы (в широком смысле слова) на образовавшиеся в результате происшествия; внесенные заинтересованными лицами; внесенные посторонними лицами случайно, вне связи с происшествием; появившиеся в силу объективных причин. Такой анализ и позволит сделать вывод о механизме происшествия, о сущности тех или иных его обстоятельств.

Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия

Закончив исследование обстановки места происшествия, следователь обязательно должен проанализировать собранные фактические данные. Их оценка делается применительно к решению основных задач осмотра: что выявлено, что не удалось установить. В этот момент целесообразно осуществить контрольный осмотр наиболее важных узлов места происшествия.

Планы в отличие от схем дают масштабное изображение места происшествия или его частей. Планы и схемы бывают развернутыми. На развернутых изображается не одна, а несколько плоскостей (пол, стены, иногда потолок), на которых необходимо отразить важные для осмотра объекты или следы (кровь, царапины и др.).

Оперативно-розыскные мероприятия, примыкающие к осмотру места происшествия

На начальном этапе расследования, когда чаще всего производится осмотр места происшествия , важно получение разнородной информации, связанной как с происшествием, так и с событиями, имеющими отношение к месту осмотра. Эффективным средством получения такой информации являются оперативно-розыскные мероприятия. Их роль повышается, когда преступление совершено в условиях неочевидности, при производстве осмотра в ночное время или спустя значительное время после совершения преступления. Оперативно-розыскные мероприятия необходимо проводить до, параллельно или непосредственно после осмотра места происшествия. Они направлены на срочную проверку достоверности информации о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности; обнаружение скрывшихся неизвестных преступников; установление круга свидетелей-очевидцев; обнаружение похищенных предметов, вещей , денег и ценностей; пресечение противодействия со стороны заинтересованных лиц. Эти мероприятия осуществляются в сочетании со следственными действиями, прежде всего осмотром места происшествия.

В органах внутренних дел существуют типовые ситуационные планы реагирования на особо опасные преступления (нападения на особо важные объекты, групповые действия агрессивного характера, угон воздушного судна и др.). Содержанием таких планов предусмотрено реагирование дежурных служб, применение специальных групп поиска, блокирования и захвата вооруженных преступников, ввод в действие дополнительных резервных сил, осуществление заградительных мероприятий и др. Следственный осмотр в таких случаях входит в систему действий.

По прибытии на место происшествия вместе со следователем или до него, работники полиции:

  • принимают меры по оказанию помощи потерпевшему , если он в ней нуждается;
  • опрашивают лиц, обнаруживших преступление или оказавшихся на месте происшествия;
  • задерживают преступника; пресекают его действия, если они продолжаются;
  • выявляют свидетелей ;
  • собирают информацию о личности скрывшегося преступника;
  • собирают информацию о потерпевшем;
  • преследуют скрывшегося преступника.

Если преступление совершено недавно, то после предварительного обзора или в ходе его применяют служебно-розыскную собаку.

В ходе осмотра места происшествия или непосредственно после его окончания следователь сообщает оперативным работникам данные о личности неустановленного преступника, дает им поручение о его срочном розыске.

После осмотра места происшествия может возникнуть вопрос о прочесывании прилегающей местности. Прочесывание местности - розыскное действие, состоящее в беглом осмотре непосредственно прилегающей к месту происшествия местности (пространства) с целью обнаружения следов и объектов, имеющих отношение к происшествию (орудий преступления, предметов, следов ног, транспорта и др.). Прочесывание осуществляют по поручению следователя работники полиции, представители общественности. При обнаружении объектов, имеющих отношение к преступлению, следователь осуществляет их осмотр по изложенным правилам.

После осмотра места происшествия может складываться ситуация, когда ориентирующей информации почти нет в том числе о лицах, бывших на месте до, в момент и после происшествия Чаще это характерно для больших городов. Возникает необходимость проведения тактической операции «исследование местности происшествия». Она осуществляется по совместному решению следователя и руководства органа внутренних дел, так как требует значительных сил. Цель операции - установление всех лиц, бывших вблизи места происшествия до, в момент и непосредственно после происшествия. Таким путем выявляются свидетели, воспринимавшие само происшествие или связанные с ним события. Содержанием ее являются пообъектные опросы лиц (поквартирные, подворовые обходы), оперативно-розыскные мероприятия с последующими допросами выявленных свидетелей и другими следственными действиями. После осмотра места происшествия, следователь анализирует его результаты в совокупности с другими фактическими данными, строит следственные версии о событии в целом и его отдельных обстоятельствах, конкретизирует и определяет цели расследования, планирует его производство.

Важнейшим составляющим условием производства осмотра места происшествия является участие в осмотре представителей разных служб органов внутренних дел, специалистов различного профиля и представителей общественности – понятых (на усмотрение следователя (дознавателя)).

Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации ответственным за проведение осмотра места происшествия является следователь (дознаватель), именно он организует и руководит действиями всех участников осмотра места происшествия (принцип единого руководства). Это означает, что его указания являются обязательными для всех участников осмотра.

Вопросы организации взаимодействия между сотрудниками органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и при производстве осмотра места происшествия, регламентируются нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами (приказы МВД России, инструкции, указания).

При получении сообщения о преступлении для обеспечения наиболее эффективного производства осмотра места происшествия и других неотложных следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий формируется дежурная следственно-оперативная группа (СОГ), в состав которой, как правило, входят:

˗ следователь либо дознаватель (исходя из подследственности);

˗ сотрудники оперативных подразделений;

˗ сотрудники экспертно-криминалистических подразделений;

˗ специалист-кинолог (в случае необходимости использования служебной собаки);

˗ преданные силы (сотрудники иных служб органов внутренних дел).

В соответствии с требованиями УПК РФ к осмотру места происшествия могут привлекаться: эксперт, специалист, понятые, переводчик, потерпевший, представитель потерпевшего, свидетель, подозреваемый и другие участники уголовного судопроизводства.

Следователь (дознаватель) является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, предусмотренной ст. 38 (ст. 41) УПК РФ, осуществлять расследование по уголовному делу и самостоятельно принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа (для дознавателя – согласие прокурора) (см. прил. 3, 4).

В ходе подготовки и производства осмотра на месте происшествия следователь (дознаватель):

˗ руководит следственно-оперативной группой и участниками осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий участников по установлению пострадавших, свидетелей и очевидцев происшествия, лиц, совершивших преступление, а также принимает меры к обнаружению, фиксации и изъятию следов преступного деяния;

˗ при необходимости привлекает к участию в осмотре места происшествия специалистов (ст. 168 УПК РФ), а также других сотрудников полиции;

˗ опирается на помощь других участников осмотра места происшествия, учитывает их замечания и советы;

˗ с учетом полученной на месте происшествия информации делает предположительные суждения и умозаключения, выдвигает версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на закрепление следов преступления и его раскрытие.

С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве неотложных оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;

˗ разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (например, представителей средств массовой информации);

˗ в соответствии с ч. 7 ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в осмотре должностное лицо органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность (о чем делается запись в протоколе осмотра);

˗ производит осмотр места происшествия, заносит в протокол данные, которые являются результатом его восприятия, и несет персональную ответственность за ход и результаты указанного следственного действия.

Сотрудники полиции обеспечивают охрану места происшествия и поддерживают порядок, не допуская посторонних лиц к месту осмотра.

По указанию следователя (дознавателя) устанавливают свидетелей и очевидцев, а также участвуют в отыскание следов и объектов, имеющих отношение к преступному деянию.

Оперативные сотрудники органов внутренних дел на месте происшествия действуют под общим руководством следователя (дознавателя), но при этом в соответствии с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2, 7, 11) и «О полиции» (ст. 10, 12, 27, 28) не утрачивают своей самостоятельности и выполняют специфические обязанности, в процессе которых:

˗ осуществляют оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, направленные на выявление, установление, обнаружение и задержание виновных лиц;

˗ обнаруживают похищенное имущество, места его сбыта и хранения;

˗ устанавливают орудия преступления;

˗ устанавливают личность неопознанного трупа;

˗ осуществляют проверки изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам;

˗ принимают меры, направленные на выявление очевидцев происшествия и установление свидетелей;

˗ сообщают оперативному дежурному по органу внутренних дел о характере преступления, приметах лиц, его совершивших, особенностях похищенного имущества и предоставлении иной информации, добытой в ходе осмотра места происшествия;

˗ выполняют поручения следователя (дознавателя), информируют последних о результатах проведенных мероприятий.

По поручению следователя (дознавателя), а также по собственной инициативе специалист-кинолог применяет служебную собаку .

Специалист-кинолог:

˗ определяет границы осмотра в целях применения служебной собаки;

˗ уточняет время совершения преступного деяния, изучает обстоятельства совершения преступления, выясняет количество преступников, их приметы, направления движения (пути их подхода и отхода), а также иную информацию, имеющую значение для розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления;

˗ совместно со следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником принимает решение о применении служебной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, с помощью носителей (предметов и объектов) запаховых следов, обнаруженных на месте происшествия;

˗ совместно с иными сотрудниками принимает участие в преследовании и задержании лица (лиц), подозреваемого в совершении преступления;

˗ по результатам применения служебной собаки составляет акт о применении служебной собаки, а в случае невозможности применения служебной собаки - рапорт с указанием причин ее неприменения.

Сотрудники экспертно-криминалистического подразделения и специалисты привлекаются к осмотру места происшествия следователем (дознавателем) согласно ч. 1 ст. 168 УПК РФ и осуществляют процессуальные полномочия специалиста, предусмотренные ст. 57, 58 УПК РФ (см. прил. 5-7). Эксперт (специалист) обладает специальными знаниями, что и является основным критерием привлечения его к осмотру места происшествия с целью содействия в обнаружении, закреплении, изъятии предметов и документов, применения технических средств. Таким образом, специалист-криминалист при производстве осмотра места происшествия оказывает помощь следователю (дознавателю):

˗ сориентироваться в специфической обстановке и уяснить характер происшествия;

˗ правильно описать в протоколе места происшествия особенности отдельных осматриваемых объектов и их состояние (механизмы, детали, части машин, части тела и т.д.);

˗ в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке невидимых или слабо видимых следов;

˗ в сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;

˗ при производстве исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению;

˗ в полном и точном отражении в протоколе осмотра места происшествия сведений, полученных в результате применения технических средств;

˗ в выдвижении следственных версий, относительно произошедшего события и лица (лиц), совершившего его.

Специалист, приглашенный для осмотра места происшествия, должен быть не только компетентен в вопросах, которые необходимо разрешить на месте происшествия, обладая соответствующими навыками, но и быть не заинтересованным в исходе разбирательства по делу. Это является решающим критерием для привлечения специалиста к осмотру места происшествия. Кроме специалиста-криминалиста, для производства осмотра места происшествия, могут привлекаться специалисты любого другого профиля, исходя из характера преступления, а также вида следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.

Специалист в соответствии с ч. 3 ст. 58 УПК РФ вправе:

˗ отказаться от участия в осмотре, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

˗ задавать вопросы участникам осмотра с разрешения следователя (дознавателя);

˗ знакомиться с протоколом осмотра, в котором участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;

Согласно ч. 4 ст. 58 УПК РФ специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя) для производства осмотра и разглашать данные, ставшие ему известными в связи с участием в осмотре, если он был заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Участковый уполномоченный полиции, как правило, не входит в состав следственно-оперативной группы, однако в соответствии с действующим законодательством обязан участвовать в раскрытии преступления, совершенном на вверенном ему участке .

В этих целях участковый уполномоченный обязан:

˗ информировать следователя (дознавателя), оперативного сотрудника о характере совершенного преступления и месте его совершения, о пострадавших лицах, о лицах, имеющих отношение к рассматриваемому событию;

˗ по поручению следователя (дознавателя) принимать меры по охране места происшествия, установлению и оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим;

˗ выполнять поручения следователя (дознавателя) по установлению возможных очевидцев происшедшего и иных лиц, причастных к совершению преступления или располагающих сведениями о преступлении и преступнике;

˗ оказывать содействие оперативным сотрудникам в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

В ходе осмотра места происшествия следователь (дознаватель) и участвующие в осмотре сотрудники органов внутренних дел должны постоянно обмениваться полученной информацией, анализировать ее и согласовывать свои дальнейшие действия.

Понятой – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое следователем (дознавателем) к участию в осмотре места происшествия для удостоверения факта, содержания, хода и результатов осмотра (ст. 60 УПК РФ) (см. прил. 8). Участие понятых в осмотре места происшествия является одной из гарантий законности, объективности и всесторонности следственного действия. Однако законодатель предусмотрел возможность проведения осмотра места происшествия без участия понятых. Причем данное решение принимает следователь (дознаватель) самостоятельно. Следственный осмотр без участия понятых может быть произведен в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случае опасности для жизни и здоровья людей, о чем делается запись в протоколе осмотра.

В качестве понятых не могут быть привлечены: несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, сотрудники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и (или) предварительного расследования.

Понятой должен быть не простым статистом в ходе осмотра места происшествия, а активным участником, стараясь запомнить ход и результаты осмотра, чтобы в случае необходимости подтвердить факт осмотра и внести ясность при возникновении спорных вопросов, то есть выступить в качестве свидетеля по уголовному делу.

Понятые в соответствии с ч. 3 ст. 60 УПК РФ вправе:

˗ делать по поводу этого осмотра заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

˗ знакомиться с протоколом осмотра;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие их права.

Понятые согласно ч. 4 ст. 60 УПК РФ не вправе:

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя);

˗ разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Потерпевшие и свидетели привлекаются к осмотру места происшествия, когда без их участия нельзя определить объект, нуждающийся в осмотре, или границы осмотра, когда невозможно определить место посягательства, когда они могут уточнить, какие изменения были внесены в вещную обстановку или они первыми обнаружили преступление (см. прил. 9 - 13).

В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Участие в осмотре места происшествия потерпевших, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого, их представителей, законных представителей, защитника, представителей администрации учреждения или предприятия, а также других лиц может быть объяснено необходимостью и целесообразностью, с одной стороны, и нормами УПК РФ – с другой.

По окончании осмотра места происшествия потерпевший вправе знакомиться с протоколом данного следственного действия, произведенного с его участием, и подавать на него замечания (п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ).

Согласно ст. 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.

Потерпевший и свидетель не вправе разглашать данные, ставшие им известными в ходе осмотра, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение указанных данных потерпевший и свидетель несут ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Кроме того, на основании ст. 164 УПК РФ потерпевший и свидетель предупреждаются об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ, за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний в ходе осмотра.

Потерпевшим и свидетелям, участвующим в осмотре места происшествия, следует разъяснять нормы ст. 51 Конституции Российской Федерации, согласно которым они вправе отказаться давать показания против себя и своих близких родственников.

Потерпевший и свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя). При неявке по вызову без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу (ч. 1 ст. 113 УПК РФ).

Подозреваемый и обвиняемый (см. прил. 14-17). Привлечение указанных лиц к осмотру места происшествия возможно, если есть их согласие и желание принять участие в осмотре. Следователь (дознаватель) принимает решение о целесообразности такого участия.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:

˗ в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным гл. 20 УПК РФ;

˗ которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;

˗ к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

˗ которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

Согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесены:

˗ постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

˗ обвинительный акт.

Подозреваемый и обвиняемый вправе участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания.

Привлекая подозреваемого или обвиняемого к осмотру места происшествия, необходимо быть достаточно внимательным и наблюдательным за их поведением, поскольку будущее этих лиц во многом зависит и от результатов осмотра места происшествия. Они могут попытаться сокрыть следы преступления или уничтожить их, а также аналогично поступить по отношению к другим доказательствам.

Кроме того, подозреваемый и обвиняемый вправе:

˗ отказаться давать показания против себя и своих близких родственников;

˗ пользоваться помощью переводчика бесплатно;

˗ пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно;

˗ давать показания и объясняться в процессе осмотра на родном языке или языке, которым они владеют;

˗ заявлять ходатайства и отводы;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя);

˗ защищаться иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным кодексом.

При осмотре места происшествия иногда возникают обстоятельства, требующие присутствия переводчика.

Согласно ст. 59 УПК РФ переводчик – лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве, в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Привлечение переводчика возможно, если возникает необходимость, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, а также для лиц, нуждающихся в сурдопереводе.

Привлечение переводчика к осмотру места происшествия необходимо и в случае обнаружения документов, требующих немедленного перевода.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 УПК РФ переводчик вправе:

˗ задавать вопросы участникам осмотра в целях уточнения перевода;

˗ знакомиться с протоколом осмотра и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие его права.

В соответствии с ч. 4 ст. 59 УПК РФ переводчик не вправе:

˗ осуществлять заведомо неправильный перевод;

˗ разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя.

За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет уголовную ответственность по ст. 307 и 310 УК РФ (ч. 5 ст. 59 УПК РФ).

Помимо указанных в осмотре могут принимать участие и иные участники уголовного судопроизводства, в том числе - оперативный дежурный по органу внутренних дел, руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел.

Руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел выезжают на место происшествия при получении сообщения о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в иных случаях, когда требуется их присутствие (резонансное преступление, преступление против малолетнего или несовершеннолетнего и др.) с целью обеспечения контроля за организацией деятельности следственно-оперативной группой.

Оперативный дежурный по органу внутренних дел не только организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, но и координирует работу всех сотрудников полиции, задействованных при осмотре места происшествия: обмен информацией, проверка по имеющимся банкам данных, принимает меры к пресечению преступления, к его раскрытию, привлекая дополнительные силы и средства органов внутренних дел.