Откровения Марии. Высказывания Святых Отцов

«Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостию и милосердием, которыми выражается подражание Богу.»

Амвросий Оптинский

«В смутном положении прежде всего читай Евангелие шепотом, но чтобы уши твои слышали; читай, хотя бы и ничего ты не понимала. Слова Святого Духа отгоняют мрак душевный, паче же вражеский.»

Амвросий Оптинский

«Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим — снисходительным. Благоразумно строгим быть — значит не смущаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях различного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понимания.»

Амвросий Оптинский

Антоний Великий

«Бог Отец по Своей благости не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его для избавления нас от грехов и неправд наших. И Сын Божий, смирив Себя ради нас, исцелил нас от душевных болезней наших и устроил нам спасение от грехов наших. Поэтому необходимо нам познать и в мыслях всегда держать это великое устроение Божие — что Бог Слово ради нас во всем уподобился нам, кроме греха. Следует же всем помнить это и усердно стараться на самом деле освободиться от грехов с помощью Господа.»

Антоний Великий

«Когда в человеке перестает царствовать грех, тогда является душе Бог и очищает ее вместе с телом. Если же грех продолжает царствовать в теле, то не может человек видеть Бога: ибо душа еще находится в грешном теле, а оно не допускает в себя свет, который есть видение Бога. Давид говорит: «Во свете Твоем увидим свет» (Псал. 35:10). Что же это за свет, в котором человек видит свет? Это тот свет, о котором говорит Господь наш Иисус Христос в Евангелии, что весь человек должен стать светлым, чтобы не было бы в нем ни одной темной части (Лук. 11:36). Господь также сказал: «Никто не знает Отца, кроме Сына, и Сына не знает никто, кроме Отца и кому Сын хочет открыть» (Матф. 11:27). Сын же не открывает Отца Своего сынам тьмы, а только тем, которые пребывают в свете и являются сынами света, сердечные очи которых Он просветил познанием заповедей.»

Антоний Великий

«Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он полон радости и Духа Божия. Но как огонь сжигает большие леса, когда не следишь за ним, так и злоба, если допустишь ее в свое сердце, погубит твою душу, тело твое осквернит и вызовет в тебе много дурных мыслей. Она возбудит в тебе волнения, зависть, ссоры, ненависть и подобные лютые страсти, которые отяготят тебя и причинят тебе большие горести. Поэтому будем стараться стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь Иисус Христос принял нас к Себе и каждый из нас мог с радостью сказать: «Меня же за незлобие принял и утвердил меня перед Тобой во веки» (Пс. 40:13).»

Антоний Великий

«Как тело, пока в нем находится душа, проходит три возраста, а именно: юность, зрелый возраст и старость; так три возраста проходит и душа, а именно: начало веры, преуспевание в ней и совершенство. В первом, когда начинает душа веровать, она рождается во Христе, как говорится в Евангелии. Апостол Иоанн дал нам признаки этого нового рождения, равно как и среднего состояния и совершенства, говоря: «Я писал вам, юноши; писал вам, дети; писал вам, отцы» (1 Иоан. 2:12-14). Так он писал не своим плотским друзьям, а верующим, раскрывая три состояния, которые проходят стремящиеся в духовную область, чтобы достигнуть совершенства и удостоиться полной благодати.»

Антоний Великий

«Душа имеет свои собственные страсти: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие. Когда душа всю себя предает Богу, тогда щедрый Бог посылает ей истинное покаяние и очищает ее от всех страстей, уча ее не следовать им и давая ей силу преодолевать их и побеждать врагов, которые не перестают полагать ей препоны. И если душа пребудет твердой в своем обращении и добром повиновении Духу Святому, научающему её покаянию, то милосердный Творец сжалится над нею, ради ее трудов, проводимых во всяком утеснении и нужде — в продолжительном посте, частом бдении, в изучении слова Божия, в непрестанной молитве, в отречении от мирских утех, в смирении и нищете духовной. И если она пребудет твердой во всем этом, щедрый Бог избавит ее от всех искушений и исторгнет из рук врагов Своей милостью.»

Антоний Великий

«Какое множество злых бесов и сколь многочисленны козни их! Они и после того, как мы покаялись и стараемся избегать злых дел, не отстают от нас, но продолжают искушать нас с отчаянным усилием, зная, что участь их уже окончательно решена и что наследие их — ад, за их крайнюю злобу и отвращение от Бога. Да откроет Господь очи ваших сердец, чтобы вы увидели, сколь многочисленны козни демонов и как много зла они ежедневно причиняют нам, и да дарует вам сердце бодрое и дух рассуждения, чтобы вы могли принести самих себя в жертву живую и непорочную Богу.»

Антоний Великий

«Кто боится Господа и соблюдает Его заповеди — тот раб Божий. Но это рабство, в котором и мы находимся, собственно, не есть рабство, но праведность, ведущая к усыновлению. Господь наш избрал Апостолов и вверил им благовестие Евангелия. Данные Им заповеди установили для нас прекрасное рабство, чтобы мы господствовали над своими страстями и украшали себя добродетелями. Когда же мы подойдем ближе к благодати, Господь наш Иисус Христос скажет и нам, как сказал Своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, но друзьями Моими и братьями: потому что все, что слышал от Отца Моего, сказал вам».»

Антоний Великий

«Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и своим умом зрит Бога.»

Антоний Великий

«Если приступаешь к какому-нибудь делу и не видишь в нем соизволения воли Божией, ни в коем случае не делай его.»

Антоний Великий

«Зло прилепляется к нашему естеству, как ржавчина к меди или грязь к телу. Но, как не медник произвел ржавчину и не родители — грязь на своих детях, так и не Бог произвел зло. Он вложил в человека совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная, что оно вредно для него и ведет к мучениям. Следи же за собой внимательно: увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не хвали его. Но тотчас представь перед собою смерть, и ты никогда не пожелаешь ничего худого или житейского.»

Антоний Великий

«Когда ветер дует спокойно, всякий мореплаватель может высоко мнить о себе и хвалиться. Но только при внезапной перемене ветров проявляется искусство опытных кормчих.»

Антоний Великий

«В наших разговорах не должно быть никакой грубости, ибо скромность и целомудрие обыкновенно украшает умных людей более, чем дев. Боголюбивый ум есть свет, освещающий душу, как солнце — тело.»

Антоний Великий

«Как тело, преждевременно выйдя из материнской утробы, не может жить, так и душа, вышедшая из тела, не достигнув боговедения через добродетельную жизнь, не может спастись или жить в общении с Богом.»

Антоний Великий

«Человек, благочестиво живущий, не попускает злу войти в душу. А когда нет в душе зла, тогда она безопасна и невредима. Над такими людьми уже ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол, и живут они невредимо хранимы, как богоподобные. Похвалит ли кто его, он не примет всерьез похвалы, обесславит ли кто его, он не защитится и не возмутится против обидчика.»

Антоний Великий

«Людям, не имеющим природных расположений к добру, не следует в отчаянии опускать руки и пренебрегать боголюбивой и добродетельной жизнью, как бы ни была она трудна для них. Но должно им подумать и приложить посильную заботу о себе. Ибо, хотя и не возмогут они достичь верха добродетели и совершенства, но все же, стараясь, они или сделаются лучшими, или, по крайней мере, не станут худшими, что само по себе есть немалая польза для души.»

Антоний Великий

«Чем более умеренную жизнь проводит человек, тем спокойнее он становится, потому что не печется о многом — о прислуге и приобретении вещей. Если же мы прилепляемся к этому [земному], то подвергаемся случающимся из-за этого скорбям и доходим до ропота на Бога. Таким образом, желание многого наполняет нас смятением, и мы блуждаем во тьме греховной жизни, не зная самих себя.»

Антоний Великий

«Те, которые проводят жизнь в малых и невысоких подвигах, с одной стороны от опасностей избавляются, а с другой — не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же различные греховные пожелания, они удобно обретают путь, ведущий к Богу.»

Антоний Великий

«Благодать Духа Божия преимущественно дается тем, которые от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни в чем не уступать врагу. Впрочем, Святой Дух призвавший их, сначала все делает для них легким, чтобы поощрить и утешить вступающих в подвиг покаяния, а потом показывает им всю трудность добродетельного пути. Помогая им во всем, Он учит их, как нести труды покаяния, и полагает им пределы и образ как в отношении к телу, так и в отношении к душе, пока не приведет их к совершенному обращению к Богу.»

Антоний Великий

«Следует говорить не о том, что невозможно человеку вести добродетельную жизнь, а о том, что это нелегко. И точно, не для всякого она достижима, но только те приобщаются добродетельной жизни, которые благочестивы и имеют боголюбивый ум. Обыкновенный же ум есть ум мирской и превратный; он рождает помышления добрые и худые, изменчив и склонен к вещественному, а ум боголюбивый казнит зло.»

Антоний Великий

«Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут различить добро от зла; и всего злого и вредного для души они избегают, а о добром и полезном разумно радеют и делают то с великой благодарностью к Богу. Только они одни должны по правде называться умными людьми.»

Антоний Великий

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец

«Дух теплохладности, мужества нет совсем! Мы вконец испортились! Как нас еще Бог терпит? А раньше какое было достоинство, какое любочестие. В войну 1940-го года на границе итальянцы иногда общались с нашими пограничниками и приходили навестить их на греческие заставы. И посмотрите, какое было у греков любочестие: однажды, когда итальянцы пришли на греческую заставу, греки стали им готовить кофе. Тогда один грек-офицер достает перед ними пачку денег, купюры по пятьдесят, по сто драхм (а тогда деньги имели цену), и бросает их в огонь на растопку, чтобы показать итальянцем, что греческое государство богато. Итальянцы от изумления язык проглотили. Вот это была жертвенность!»

Старец Паисий Святогорец

«Чтобы получать помощь, мы всегда должны с благоговением праздновать память Святых, проливших ради любви Христовой кровь или пот и слезы. И слушать чтения Синаксария «В сей день память Святаго…» мы должны стоя, подобно тому, как стоят по стойке «смирно» солдаты, когда зачитывают имена геройски погибших однополчан: «Такого-то числа и месяца солдат такой-то пал смертью храбрых на таком-то фронте».»

Старец Паисий Святогорец

«Нынешний дух — дух теплохладности. Мужество, жертвенность совершенно отсутствуют. Нынешней ущербной логикой люди все перевели в другую систему измерений. И видишь, оно как: раньше люди шли в армию добровольцами, а сейчас, не желая служить, достают себе справку, что они психически больные. Прикладывают все силы к тому, чтобы не идти в армию. Разве раньше было хоть что-то подобное? У нас в армии был один лейтенантик, всего двадцати трех лет от роду, но какой же он был молодчина! Однажды ему позвонил отец, отставной офицер, и сказал, что намерен попросить кого-то, чтобы с передовой этого парня перевели в тыл. Ох, как же раскричался лейтенант, когда тот ему об этом сказал! «Как же тебе не стыдно, отец, говорить такое? Это трутни отсиживаются в тылу!» В этом человеке была искренность, честность и отвага — он бежал в атаку впереди других. Вся его шинель была насквозь изрешечена пулями, но, не смотря на это, он остался в живых. А, увольняясь в запас, он взял эту шинель с собой, на память.»

Старец Паисий Святогорец

«Я помню, в армии, если возникала необходимость идти на какое-то опасное задание, только и слышалось: «Господин командир, я пойду вместо него! Ведь он человек семейный — если его убьют, то дети останутся на улице!» Солдаты просили у командира пойти вместо кого-то другого на опасное задание, на передовую. Они радовались от того, что убьют их, но останется жив какой-нибудь глава семейства и его дети не осиротеют. А сейчас? Разве встретишь где-нибудь, чтобы человек шел на такую жертву? Если и встретишь, то крайне редко. Помню, как-то раз мы остались без воды. Командир нашел на карте место неподалеку, где была вода. Но там засели мятежники. Тогда он говорит: «Есть тут неподалеку вода, но идти очень опасно и света зажигать нельзя. Кто возьмется сходить и наполнить несколько фляг?» Подскакивает один солдат: «Я пойду, господин командир!», подскакивает другой: «Я!», за ним — третий. То есть вызвались пойти все! На дворе тьма-тьмущая, без света страшно, аж мороз по коже продирает. Командир растерялся даже: «Ведь вы не можете пойти все!» Я хочу сказать, что о себе не думал никто. Ни один из нас не попытался найти какую-нибудь отговорку, например: «Господин командир, у меня болит нога», или «у меня болит голова», или «я устал». Мы все хотели пойти за водой, а на то, что наша жизнь подвергалась опасности, мы внимания не обращали.»

Старец Паисий Святогорец

«Несправедливость бывает двух видов: материального и нравственного. Материальная несправедливость — это когда человек несправедлив с кем-то в материальном, вещественном отношении. Нравственная несправедливость, это когда кто-то, к примеру, закружит голову девушке и совратит ее. А если обманутая девушка вдобавок сирота, то обманувший ее обременяет свою душу в пять раз тяжелее. Знаешь, как быстро пуля находит таких безнравственных людей на войне? На войне божественную справедливость и попечение Божие о людях видно особенно отчетливо. Война не терпит бесчестия — человека безнравственного быстро находит пуля. Однажды наши две роты должны были сменить на передовой батальон, который уходил на отдых. Во время смены коммунисты пошли на нас в атаку, и закипел бой. А один солдат из уходившего батальона совершил за день до этого мерзкое бесчестие — насилие над несчастной беременной женщиной. Ну и что же: в том бою был убит только он один! Разве это не страшно? Все потом говорили: «Так этой скотине и надо — поделом шлепнули». А еще это случается с теми, кто лукавит, стремиться убежать, да улизнуть — в конечном итоге оказываются убиты именно они. Те, в ком есть сильная вера, естественно, и живут честно, по-христиански. И вот что замечено: такие люди берегут честь своего тела, и это защищает их от вражеских пуль и осколков даже лучше, чем если бы они носили на себе частицу Честного Креста Господня.»

Старец Паисий Святогорец

«Уважение исчезло совсем. Ты только посмотри, что сейчас творится! Собственных родителей дети сдают в дома престарелых! А в старину заботились даже о состарившихся быках, не закалывали их и говорили: «Это ведь наши кормильцы». А как почитали мертвых!.. Помню войну: с каким риском мы ходили погребать убитых! Священник, понятно, был обязан пойти. Но солдаты шли вместе с ним — нести тела своих убитых товарищей — по сугробам, по морозу, под градом пуль. Во время гражданской войны в 1945 году, перед призывом в армию, я помогал нашему церковному сторожу собирать и хоронить убитых. Первым шел священник с кадилом. Как только доносился свист снаряда, мы падали на землю. Давай, поднимайся. Опять свист снаряда — снова на землю. После, когда я уже был солдатом и мы, разутые сидели в снегах, нам сказали, что желающие могут пойти снять обувь с убитых. Никто даже с места не двинулся. Ах, прошли те добрые времена!»

Старец Паисий Святогорец

«Когда я был в армии, наш дзот часто заливало водой. У рации надо было менять аккумуляторы, а это было делом не очень легким, потому что линия была загружена. Я был мокрым по пояс, и шинель в пору было выжимать. Однако, чтобы не мучились другие, я предпочитал делать эту работу сам и, делая ее, радовался. Командир говорил мне: «Когда ты выполняешь эту работу, то я спокоен, но мне тебя жаль. Скажи, чтобы это делал кто-нибудь другой». — «Нет, господин командир, — отвечал я ему, — я (от этого) радуюсь». В нашем полубатальоне был еще один радист, но, когда мы отправлялись на операции, чтобы не подвергать его опасности, я не давал ему таскать ни аккумулятора, ни рации, хотя мне было и тяжело. Он просил меня об этом, (обижался): «Почему ты мне их не даешь?» — «У тебя, — отвечал я ему, — жена и дети. Если тебя убьют, я буду за это отвечать перед Богом». И так Бог сохранил нас обоих: ни ему, ни мне Он не попустил быть убитым.»

Старец Паисий Святогорец

«В армии, в войсках связи, у нас была таблица распознавания, указывавшая некоторые конкретные признаки, по которым было понятно, какая радиостанция наша, а какая чужая. Свои радиостанции мы знали. Какое-то время на специальных занятиях по технике радиоприема мы устанавливали промежуточную радиостанцию и старались распознать принадлежность чужой станции — спрашивали: «Что это?» или говорили: «Раз!» и слушали, какой будет ответ, чтобы поймать их на этом. Иными словами, если мы не могли с уверенностью определить радиостанцию, то мы ей не доверяли и старались ее распознать. Так и в жизни духовной: видя, что какая-то «радиостанция» не наша, мы должны сказать самим себе: «К чему мне с этой станцией работать? Еще чего!» Когда радист, понимая, что радиостанция чужая, хочет с ней работать — это серьезный проступок. Но насколько серьезнее его вина, когда он знает, что радиостанция не только чужая, но к тому же вражеская — и хочет работать с врагом! Я хочу сказать, что в вопросах, касающихся нашей связи с другими людьми, необходимо рассуждение и осмотрительность. А самое надежное — это каждому советоваться со своим духовником.»

Старец Паисий Святогорец

«Очень сильные братские отношения рождаются в тяжелые годы. На войне мы, солдаты одного полубатальона, два года прожили вместе и были спаяны между собой больше, чем братья, потому что трудности и опасности переживали вместе. Мы были настолько спаяны, что звали друг друга «брат». Мирские были люди, с мирским образом мыслей, а, тем не менее, один с другим не хотел расставаться. У людей было обычное мирское, в хорошем смысле этого слова, образование, но они имели то, что всего выше — любовь, братство. Недавно скончался один из наших сослуживцев, и остальные однополчане приехали на его похороны со всех концов страны. И сюда несколько дней назад приехал повидаться со мной мой однополчанин. Как же он меня стиснул в своих объятиях! Я не мог из них вырваться! Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу.»

Старец Паисий Святогорец

«Помню, однажды в Коннице, перед тем как мне идти в армию, мы узнали, что идут мятежники. Нас было четверо: я и три мусульманина. Мы забежали в один турецкий дом на окраине города. Один пятилетний турчоночек все понял и залопотал: «Ходи-ходи сюда, здесь твоя убегай через моя кухня!» Прошли мы через кухню, вышли позади дома и успели спрятаться в каких-то кладовых внизу. Когда пришли мятежники, малыш вышел из дома, сказал им, что внутри никого нет, и убежал. Ребеночек пяти лет, вот такусенькая кроха, говорить еще толком не умел — а смотрите, как разумно себя повел. Надо же, на лету все понял! Смотри: он все понимал, он любил, а другой взрослый человек мог бы по опрометчивости сделать зло. Так не будем же мы, крещенные, помазанные святым мирром, наученные, начитанные, пребывать в состоянии недоразвитом, младенческом! Будьте окрыленными! Знаете, кто такие «окрыленные»? Шестокрылатые Серафимы! Они имеют шесть крыл и взмахивают ими, воспевая «Свят, Свят, Свят!» Так летите же, имейте шесть крыл!»

Старец Паисий Святогорец

«Как-то раз я спросил одного человека: «Кто ты? Воин Христов или воин лукавого? Знаешь ли ты, что у лукавого тоже есть воины?» Христианин не должен быть фанатиком, ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто без рассуждения кидается словами, пусть даже и правильными, тот делает зло.»

Старец Паисий Святогорец

«Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не смог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы, борьбы. Какое же у Бога благородство! Иного человека взять: сколько народу перерезал на войне, а до сих пор жив. В иной жизни Бог скажет ему: «Я дал тебе жить больше, чем добрым». Смягчающих вину обстоятельств у такого человека не будет.»

Старец Паисий Святогорец

«Как помогают другим те, кто занимает какой-то ответственный пост и при этом хранит верность христианским принципам! Потому и я, когда приезжают некоторые «большие» люди, стараюсь увидеться с ними, чтобы помочь им, потому что они своим примером могут подействовать на других очень благотворно. Вот один маршал, которого я знаю — это образец. Что он ни делает, все идет изнутри, от сердца, не внешне. Другие, видя его, задумываются и исправляются.»

Старец Паисий Святогорец

«Значение дерзновения велико. Если человеку физически здоровому, но трусливому сказать: «Ой, какой ты желтый! Что это с тобой?» — то он пойдет к врачу, в то время как желтым он может быть оттого, что не выспался, или же оттого, что у него болел зуб и тому подобное. Грек или ринется вперед или станет паниковать. Трусы не годятся ни на что. На войне трусы никому не нужны, им не доверяют. Их не берут на задания, на передовую, чтобы они не создавали проблем. Один трусливый солдат, если он не знает плана боевых действий, может раздуть такую панику, что разложит целую дивизию! Страх распаляет воображение труса, и он может раскричаться: «Вот они! Ой, подходят, они уже здесь, режут! Ах, куда же нам бежать?! Врагов такая прорва! Да они проглотят нас!» Такой человек натворит много зла, потому что люди легко попадают под чужое влияние. Человек же отважный, увидев врагов, только сплюнет: «Тьфу, да это разве люди? Муравьи какие-то!» — и остальные [от этих слов] тоже с дерзновением побегут в атаку. Поэтому в армии говорят, что трудную задачу лучше с хладнокровием выполнят пятеро смелых, чем двадцать трусов.»

Старец Паисий Святогорец

«Не поддавайтесь панике. Особенно легко поддаются панике женщины. Помню, как во время оккупации нам случилось пойти в одно место, в двух часах ходьбы от Коницы. Ребята прошли немного вперед, нашли там греческие солдатские каски и мундиры, надели их и пошли в часовню святого Константина. Я тоже пошел туда, чтобы приложиться к иконам. Мне было тогда пятнадцать лет. Как только матери издалека увидели детей в военной форме, они начали кричать: «Итальянцы идут!» — и приготовились бежать. Они даже не взглянули, кто это был! Шалуны надели греческие каски, а напуганные мамаши, приняв их за итальянцев, бежали от собственных детей!»

Старец Паисий Святогорец

«В экстремальной ситуации самый большой вред происходит от начинающейся паники. В опасности важнее всего не теряться. Вон как курица вступает в схватку с орлом и налетает на него! А как сражается с собакой кошка, защищая котят! Она задирает хвост трубой и начинает угрожающе шипеть! Животное идет ва-банк, а человек оказывается трусом!»

Старец Паисий Святогорец

«Я узнал, что те, кто занимаются похоронами, пишут на вывесках своих заведений не «Похоронное бюро», а «Ритуальные услуги», чтобы не напоминать людям о смерти. Однако если люди не помнят о смерти, то они живут вне реальности. Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные никогда не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью. Полагая перед собой смерть и ежедневно думая о ней, они и готовятся к ней более духовно и подвизаются с большим дерзновением. Так они побеждают суету и уже здесь начинают жить в вечности и райской радости. И пусть тот, кто сражается на войне за свои идеалы, за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Если человек осенит себя крестом и вверит свою жизнь в руки Божии, то Бог и будет потом судить, жить или умереть надо было этому человеку.»

Старец Паисий Святогорец

«Для того чтобы преуспеть, надо иметь шальную, в хорошем смысле этого слова, жилку. В соответствии с тем, как человек использует эту шальную жилку, он становится или святым, или героем. Однако, если такой человек собьется с пути и увлечется злым, он может стать преступником. Тот, в ком нет шальной жилки, ни святым, ни героем стать не может. А потому должен завестись наш внутренний моторчик, должны заработать сердце, отвага. Сердце должно стать безрассудным. Я знаком со многими офицерами, вышедшими в отставку и от расстройства не находящими себе места. Некоторые из них хотят, чтобы началась война, чтобы быть при деле, — так в них все горит. А кто-то, только лишь получает призывную повестку, сразу весь дрожит, а еще кто-то притворяется сумасшедшим, чтобы не попасть в армию. Сколько отставников говорили мне, что хотят поехать в Боснию и повоевать! Не использовав свою отвагу в жизни духовной, они, слыша о войне, радуются возможности повоевать. Знаешь, какие подвиги, какую духовную борьбу подъяли бы эти могучие люди, познай они духовную жизнь? Да они бы стали святыми.»

Старец Паисий Святогорец

«Мужество, отвага — это одно, а злобность, уголовщина — совсем другое. Брать врагов в плен для того, чтобы перерезать им горло, — это не мужество. Настоящим мужеством будет схватить врага, сломать ему винтовку и отпустить его на свободу. Мой отец так и делал. Когда он ловил четов, совершавших набеги на Фарасы, он отбирал у них винтовки, ломал их и говорил: «Вы бабы, а не мужчины». После этого он отпускал их на свободу. А однажды он оделся богатой турчанкой, пришел в их стан и спросил главаря. Заранее он договорился со своими парнями, чтобы те начинали атаку сразу, как только услышат условный сигнал. Когда четы провели его к главарю, отец сказал ему: «Пусть твои мужчины выйдут и оставят нас вдвоем». Как только они остались один на один, мой отец выхватил у главаря винтовку, переломил ее и сказал разбойнику: «Теперь ты баба, а я — Эзнепидис!» Тут он дал условный сигнал, налетели его молодцы и выгнали четов из деревни.»

Старец Паисий Святогорец

«Бог поможет в трудностях. Но для того, чтобы Бог дал божественную силу, надо, чтобы и человек дал то малое, что он может дать.»

Старец Паисий Святогорец

«Часто в трудные минуты проявляют великую отвагу даже те люди, в которых, как поначалу кажется, ее нет. Помню, у нас в армии был один лейтенантик, который никогда не проявлял ни жертвенности, ни отваги. Но однажды, когда мятежники могли захватить нас в плен, он укрылся за часовней и с одним автоматом задерживал их, пока мы не отступили. Таким образом мы и спаслись. Он бил оттуда очередями - вверх-вниз, влево-вправо - и не давал мятежникам пройти вперед. А потом убежал, чтобы мы его не увидели. И после он даже не сказал: «Я их задержал, и поэтому вы смогли спастись…», чтобы похвалиться своим геройством. Мы все тогда говорили: «Один автомат нас спас»! И он повторял: «Один автомат нас спас». Как все говорили, так и он. Но потом мы его вычислили: стали вспоминать, что такой-то был вместе со всеми, такой-то тоже, и поняли, что только этого лейтенанта не было. Так мы выяснили, что это был он. А знаешь, что бы с ним было, попади он в плен к мятежникам? Они не пощадили бы его, выместили бы на нем всю свою злобу, сказали бы: «Ты наделал нам столько вреда, а ну-ка, иди сюда, мы повыдергиваем тебе ногти пассатижами!» Мирской человек, а идет на такую жертву! Он пошел на жертву, потому что подверг себя опасности большей, чем все мы. А готовы ли вы пойти на такую жертву? Этот лейтенант ни святых отцов не читал, ни о духовной жизни не знал. Я был с ним знаком, в нем была простота, честность. А были и другие: такие, что находили убитого мятежника, отрезали у него голову и носили ее по деревне, изображая из себя молодцов! Поэтому одной отваги недостаточно, в человеке должен быть и жертвенный дух, для того чтобы отвага имела в душе надежное обоснование.»

Старец Паисий Святогорец

«Предположим, что мы собираемся куда-то идти. Один может знать более короткую тропинку, другой - иную, с противоположной стороны, третий какую-то еще… «Нет, пойдем сюда, так лучше», - будет настаивать один. «Нет, пойдем туда», - станет перечить другой. В конечном итоге, если кто-то один не отдаст приказания, то могут пройти часы и даже дни, а путники так и не отправятся в дорогу и будут находиться в том же самом месте. Однако если, зная дорогу, распоряжается кто-то один, то, даже если предложенная им дорога будет чуть подлиннее, когда-нибудь они достигнут цели. Конечно, лучше всего, если тот, кто командует, знает кратчайший путь. Но даже если путь, который ему знаком, самый долгий, все равно, подчиняясь приказу, путники все-таки достигнут цели.»

Старец Паисий Святогорец

«Во время пожара каждый делает не то, что ему взбредет в голову, напротив, все действуют по команде. Тот, кто несет ответственность, следит за ситуацией и говорит другим, что надо делать. В противном случае люди могут создать панику и вместо того, чтобы потушить пожар, раздуют его еще больше. Однажды я возвращался на Святую Гору. Когда наш кораблик находился между Ватопедским и Пантократорским монастырями, подул северо-восточный ветер и поднялся шторм. Корабельщик направил суденышко против волн, потому что иначе мы бы пошли ко дну. Один трус из Иериссоса, который не смыслил ни в кораблях, ни в мореходстве, - он мулов держал - начал кричать: «Ты что же это делаешь, а? Потопишь нас! Вы что, не видите? Он ведь эдак нас в Кавалу увезет!» Тут вскочили все пассажиры и облепили корабельщика, а он, бедняга, только и говорил: «Оставьте меня в покое, я знаю свое дело!» К счастью, один из пассажиров был моряк и утихомирил остальных: «Оставьте его в покое, он знает свое дело! Надо идти так, чтобы подрезать волну». Не окажись там этого моряка, корабль пошел бы ко дну, потому что пассажиры не дали бы корабельщику делать свое дело. Видишь, как: один оказался трусом, возникла паника, все, кто там был, вскочили и могли бы отправить корабль на дно. А потом ведь для таких случаев всегда есть второй механик, который встанет к штурвалу, если капитан [действительно] не в состоянии управлять кораблем. Греки вообще нелегко подчиняются. Римокатолики верят в папскую непогрешимость, а мы, греки, верим в собственный помысл, и, выходит, мы все обладаем… непогрешимостью! Почему считается, что турки ведут хорошую политику? Потому что среди турок умных людей немного, большинство из них - народ не слишком сообразительный. Поэтому в начальники у турок выходят те немногие, кто умен, а остальные подчиняются им естественным образом. Греки же, будучи очень умными в подавляющем большинстве своем, все до единого хотят управлять и распоряжаться, а подчиняются с трудом. И итальянцы говорили: «Из десяти греков пять хотят быть командирами!»»

Старец Паисий Святогорец

«А я знаю, что Бог есть. Но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. Поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что «Бог есть» (а не что такое Он есть) «и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Следовательно, сознание непостижимости Божией есть познание Божией сущности, и покланяемся постигнутому не в том отношении, какая это сущность, но в том, что эта сущность есть.» Еще

«Брат спросил авву Исаию: как должно безмолвствовать в келье? Старец отвечал: безмолвствовать в келье — значит повергать самого себя пред Богом и всею силою своею противиться всякому помыслу, посеваемому от врага. Это значит — бегать мира.» Еще

«Умеренно ешь хлеб и мерой пей воду, и дух блуда убежит от тебя.» Иоанн Карпафский (5)

«С угрозой и бранью дьявол дерзко нападает на душу, только что вышедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем ее падений. Но можно видеть и то, как душа, любящая Бога и верная Ему, хотя многократно прежде была уязвлена грехами, не боится его нападений и угроз, но является все более сильной в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мудростью, видя сопровождающие ее небесные силы; и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого дьявола: «Что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с Неба лукавый раб? Не имеешь ты власти над нами. Власть над нами и всем в мире имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством Его милосердие к нам и спасения в Нем Его честный крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный!» Еще Еще

«Человек по своей природе изменчив. Поэтому как тот, кто упал в глубину порока и порабощен грехами, может обратиться к добру, так и тот, кто запечатлен Духом Святым и наполнен небесными дарованиями, свободен вернуться ко злу. Некоторые, вкусившие Божией благодати и ставшие причастниками Святого Духа, когда теряют осторожность и бдительность, духовно гаснут и становятся хуже, чем они были раньше. Это случается не потому, что Бог меняется или благодать Духа угасает, а потому, что сами люди теряют благодать и поэтому совращаются и впадают в множество зол.» Еще

«Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями; ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины.» Еще

«Земля празднует дни святых, и они святую обязанность имеют быть на земли. Потому надобно с ними соединяться. Они просят наших молитв и говорят: «мы принесем ваши молитвы, уже очищенныя нашим посредством, перед престол Всевышнего». Предстательство святых есть звено, соединяющее слабое существо земных с небом… Хорошо священнику иметь сие в мыслях, когда говорит отпуст. О, если бы и все со вниманием, а не по памяти именовали дневного святого!» Еще

«Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые.» Еще (1)

«Люби всех, но и не люби никого особо.» Еще

«Все мы – одна большая семья и братья между собою, потому что все люди – это дети Бога.» Еще

«Вы мало молитесь. Возьмите в руководство Апостольское правило: в молитве пребывайте бодрствующе в ней. — Корень молитвы память Божия с теплою верою и чувством к Богу. Возбуждать это в вашей власти, — и долг ваш есть. С самаго пробуждения старайтесь это возставить в себе в силе. Как? Размышлением о таинствах веры и спасения. Когда спите, вас будто нет, А когда пробуждаетесь, снова начинаете быть, вступаете в область сознательнаго существования и в общение со всем сущим и бывающим. Все же сущее и бывающее есть царство Божие.»

счетчик посетителей (409)

«Раздражаться не надо, старайтесь кротко обходиться и терпеть немощи других» Оптинские Старцы

«Если же кто о своих и особенно о домашних не пчется, то отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8)

«Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку - в потакании его грехам и страстям, тогда ты любишь его смерть, а не его самого» Прп. Иустин (Попович)

«Да даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои» Прп. Моисей Оптинский

«Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые» Прп. Никон Оптинский

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матф.5:44-48)

«Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение» Прп. Амвросий Оптинский

«Люби - и ты будешь поступать справедливо, сама того не замечая»

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27)

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13)

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (притчи Соломона, 10:12)

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34,35)

«Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним» Оптинский Цветник

«Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам» Прп. Макарий Оптинский

«Люби грешников, но ненавидь дела их» Прп. Исаак Сирин

«За что же человек страдает на земле, несет скорби и терпит обиды?

За то страдаем мы, что не имеем смирения.. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство.

За то страдаем, что не любим брата» Прп. Силуан Афонский

«Входите в положение каждого человека, учитывайте то, кто перед вами, переживайте с другими, старайтесь разгружать других. Это даст вам возможность безболезненно отстать от своего «я». Тогда вы будете страдать за других, как Христос страдал за всех» Прав. Алексий Мечев

«Сколько бы мы чувствительны ни были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем…а для того-то наиболее и должны священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного…» Прп. Лев Оптинский

«Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение» Прп. Амвросий Оптинский

«Удерживаться от слов оскорбительных для ближнего также приятно Богу, как славословить Его непрестанно» Свт. Иоанн Златоуст

«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любя и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище - внимательное сердце» Прп. Амвросий Оптинский

«Нет любви? Делай дела любви. Если знаешь, чего сестре хочется, отдай; если случится в чем прекословие, уступи; если она разгорячится, перемолчи и себя обвини, и прощения попроси. А более всего молись за нее, говоря: « Спаси ее, Господи, и святыми ее молитвами помилуй меня, грешную». Тогда непременно Господь даст тебе мир и любовь» Прп. Зосима Верховский

«С чего же начинается любовь к ближнему? К мужчине, к женщине, независимо от того, муж это или жена, мать или отец, дочь или сын?

Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.

У читателя, обремененного и без того многими жизненными проблемами, может возникнуть вопрос о том, для чего и зачем ему нужно любить ближнего. Исходя опять из какой-то выгоды для себя. В таком случае можно еще более углубить понятие о ближнем и вспомнить, что мы-то тоже чьи-то ближние. И не «чьи-то», а большой и, к сожалению, давно недружной семьи, называемой человечеством. Ни в одном молитвослове мы не встречаем молитв о здравии, духовном и телесном благополучии для какой-то отдельной личности, для кого-то в единственном числе. Всюду соборность, все обо всех и для всех. Единство в желании и прошении счастья, здоровья и любви всем людям, ближним, как самим себе, давало человечеству непобедимую силу в борьбе со злом.

И когда я - самодовлеющая единица, мне хватает меня самого - получается распыление общества. В конечном итоге, не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми» Митр. Антоний Сурожский

Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

Кто не любит, то не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Первое послание Иоанна, гл.4)

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит".

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу;

теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". (Первое послание ап. Павла к Коринфянам, гл. 13)

† "Суетный мир! Лживый свет! Нет в тебе ничего доброго! Совершенная ложь! Совершенный обман! Ты нас обманываешь, над нами смеешься, над нами издеваешься. Показываешь нам годы, и удовольствия, и долгое здоровье, но внезапно нас настигает смерть. И все это лопается, как пузыри, рвется, как паутина.

Такова, возлюбленное мое дитя, такова мирская радость!"

старец Иосиф Исихаст

† "Там где послушание, смирение и подвиг, бесы никогда не могут пленить человека. Ожесточение, преслушание и гордость рождают уныние и нерадение, и тогда приходят все бесы и превращают душу человека в навозную яму и конюшню. И не успокаиваются до тех пор, пока не сделают его виноватым в новых и старых грехах и совершенно плененным"

старец Иосиф Исихаст

† "Путь стяжания любви к Богу - это приобщение себя к жертве. Бог возлюбляется постольку, поскольку человек начинает жертвовать всем ради Бога"

схиигумен Савва Псково-Печерский

† "Не приучайся легко падать. Ибо при каждом падении обрушивается крепостная стена души, и вход для врага делается все более свободным, пока он окончательно не сделает побежденного пленником"

старец Иосиф Исихаст

† "без [смирения] этой великой добродетели никто не смог стяжать спасения, и нет другой двери, кроме двери смирения, через которую кто-нибудь смог бы войти в Царство Небесное"

старец Клеопа(Илие)

† "Не расслабляйся и не принимай помыслов. Призывай постоянно Христа. Прежде чем искуситель успеет образовать помысл в твоем уме, ты разрушай его молитвой. Не оставляй его. А если ты будешь оставлять нечистоту, которую бросает тебе в душу враг, в короткое время он тебя в ней закопает"

старец Иосиф Исихаст

† "Для преодоления блудной брани, на какой бы стадии она ни находилась, нужно, прежде всего, просить благодати у Благого Бога. Это не кратковременное сражение, потому что нам обязательно нужно достичь полной победы. Сначала каждый видит, что он бессилен противостоять ей, но у Бога все возможно"

архимандрит Арсений (Папачок)

† "Не начинай молитву как попало, но сначала собери свой ум и помысли немного о смерти и о том, что последует за ней"

старец Иосиф Исихаст

† "Если против желания терпишь болезнь, холод, досаду, укор, насмешки — вспомни Царя, без воли и ведения Коего ничто не совершается. Раз Он допустил сие — это и есть самое нужное — лучшее тебе. Ты ведь часто молишься:

«Да будет воля Твоя».

Вот и отвергай свою волю, подчиняя ее воле Божией"

† "Говорят божественные отцы:

падению предшествует гордость,

а благодати смирение"

старец Иосиф Исихаст

† "гордость ума — это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!"

старец Клеопа(Илие)

† "Стань твердо умом в Боге, и придет момент, когда бессмертный Дух прикоснется к сердцу"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "молитву обо всех Бог всегда слышит, тогда как от празднословия всегда отвращается, даже если кажется, что оно духовное"

старец Иосиф Исихаст

† "Мучение и даже смерть не суть зло. Грех, неведение Бога, нерадение — вот зло, гибель души"

архимандрит Серафим (Розенберг)

† "Удары необходимы для спасения нашей души, потому что они очищают душу. Чем больше бьешь и трешь одежду, тем чище она становится. Так и осьминогов с каракатицами ударами делают мягче и очищают от черной жидкости".

старец Паисий Святогорец

† "Господь хочет, чтобы мы уподобились Ему в

Его любви. А любовь Божия - любовь смиренная"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Самое надёжное оружие против вражеских помыслов - молитва Иисусова"

старец Паисий Святогорец

† "Конечно, диавол, как бы он этого ни желал, не сможет сам нас погубить, если мы сами не посодействуем его злобе; но и Бог тоже не спасет нас Сам, если мы не будем содействовать Его благодати в нашем спасении. Бог всегда помогает, всегда предваряет, но хочет, чтобы и мы потрудились, сделали то, что можем"

старец Иосиф Исихаст

† "все то, что от природы, ни чести не удостаивается, ни бесчестия: подвиги и падения происходят от произволения"

старец Иосиф Исихаст

† "Плотская брань не должна служить препятствием для юноши, который желает стать монахом; достаточно, чтобы он не думал о браке. Небольшой подвиг, пост, бдение и молитва могут подчинить плоть духу, конечно, при наличии смиренномудрия. Одновременно за свои подвиги юноша собирает себе мзду на Небе"

старец Паисий Святогорец

† "В соответствии с чистотой души и просвещением, которое получил каждый из нас здесь, он будет видеть Христа там ближе, яснее, и сильнее будет наслаждаться Его благоуханием, и больше, чем другие, будет радоваться и ликовать"

старец Иосиф Исихаст

† "насколько человек избегает человеческого утешения, настолько к нему приближается Божественное"

старец Паисий Святогорец

† "Известно, что когда один страстный станет учить другого страстного, то благодать сразу отходит от первого и он впадает в то же самое. Ибо прежде "делания" не дана ему такой привилегии."

старец Иосиф Исихаст

† "Наивен тот, кто думает, что путь вслед Христу возможно пройти без слез. Возьми сухой орех, положи его под тяжелый пресс и увидишь, как потечет из него масло. Нечто подобное происходит с нашим сердцем, когда невидимый огонь слова Божия опаляет его со всех сторон. Окаменело сердце наше в своем животном эгоизме, и, что хуже, в своей гордой спазме. Но воистину есть такой Огонь (Лк.12,49), который способен расплавить даже крепчайшие металлы и камни"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "При всех же молитвах yм пyсть следит за тем и понимает то, о чем ты молишься и что ты говоpишь. Ибо если ты не понимаешь, что говоpишь, то как может возникнуть взаимопонимание с Богом и как Он может даровать тебе то, о чем ты просишь?"

старец Иосиф Исихаст

† "В своем подвиге больше внимания уделяйте молитве, потому что она будет поддерживать вашу связь с Богом. Эта связь должна быть постоянной. Молитва — это кислород, совершенно необходимый для души. Она не должна считаться обузой"

старец Паисий Святогорец

† "Молитва - матерь и царица всех добродетелей.

Любовь к Богу и любовь к ближнему входят в нашу душу не иначе, как путем молитвы!"

старец Клеопа(Илие)

† "внешние добрые дела не смягчают надменность сердца. Но умное делание, боль покаяния, сокрушение и смирение - вот что смиряет бесчинный обpаз мыслей"

старец Иосиф Исихаст

† "pаспpостpанена одна тёмная идея искусителя-диавола: если человек читает молитвy Иисусову, все боятся, что он впадет в прелесть, хотя как pаз то, что они говорят, и есть пpелесть"

старец Иосиф Исихаст

† "Милосердие выше поста и девства"

схиигумен Савва(Остапенко)

† "Смиренный, если и тысячи раз упадет, снова поднимается, и падение вменяется ему в победу. А гордый при падении в грех сразу впадает и в отчаяние и, ожесточившись, не хочет более подняться. Отчаяние — смертельный грех, и диавол радуется ему больше всего. Но при исповеди оно сразу исчезает"

старец Иосиф Исихаст

† "Во всех искушениях и скорбях требуется терпение,

и оно — победа над ними"

старец Иосиф Исихаст

† "из каждого сражения с врагом нужно выходить победителем.Или умереть в борьбе, или с Богом победить. Другого пути нет"

старец Иосиф Исихаст

† "Бог наш есть Свет, в котором нет ни единой тьмы: Он отказывается соединиться с нашей тьмой. Мы должны очиститься от обладающей нами скверны, иначе мы не войдем в Царство Истины и Света (Откр. 21, 27)"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "В грязном сердце Бог никогда не явится, злому сердцу никогда Бог не покажет Себя. Только чистые сердцем могут лицезреть славу Божию"

схиархимандрит Зосима(Сокур)

† "телесный покой, к которому стремятся некоторые, не является каким-то стабильным состоянием. Находясь в телесном покое, люди могут лишь на время забыть свою душевную тревогу. У них есть всё: обед, десерт, душ, отдых... Однако, как только всё это заканчивается, они стремятся к ещё большему покою. Таким образом, людям постоянно чего-то не хватает и поэтому они постоянно расстроены. Они чувствуют пустоту, и их душа стремится эту пустоту заполнить"

старец Паисий Святогорец

† "когда будешь снова согрешать и падать,

снова кайся. Не отчаивайся. Возбуждай в себе дерзновение и упование. Говори:

"Прости меня, Христе мой", и снова "Каюсь!"

старец Иосиф Исихаст

† "Святой молитве должна сопутствовать святая жизнь. Если мы отступаем от духа любви Божией, то лишаемся единящей нас с Богом молитвы. Когда же с любовью терпим все извне падающие на нас испытания и вовсе не хотим обвинять никого и ничто, кроме как нас самих, тогда молитва углубляется, и в сердце появляется новая сила надежды"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Жизнь человека, дитя мое, есть скоpбь, ибо она пpоходит в изгнании. Hе ищи совеpшенного yспокоения. Хpистос наш поднял Кpест, и мы поднимем. Если вытеpпим все скоpби, обретем благодать y Господа. Поэтомy Господь попускает нам искушение, чтобы испытать pевность и любовь к Hемy. Поэтомy нyжно теpпение"

старец Иосиф Исихаст

† "Богатство, не будучи раздаваемо бедным за здравие и спасение нашей души или за упокой душ наших умерших близких, приносит человеку разрушение. Милостыня, поданная болящим, вдовам, сиротам, другим несчастным, очень помогает и усопшим. Потому что, когда подается милостыня за усопшего, принимающие ее говорят: "Бог его простит. Да будет благословен его прах"

старец Паисий Святогорец

† "Смирение имеет силу избавлять человека от праведного гнева Божия, ибо написано: «Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит» (Пс.50:19)"

старец Клеопа(Илие)

† "Не открывай грех другого для своего собственного оправдания, ибо благодать, которая до сих пор тебя покрывала, сразу откроет твои собственные грехи. Насколько ты по любви покрываешь брата, настолько благодать согревает и хранит тебя от клеветы человеческой"

старец Иосиф Исихаст

† "Через Церковь Христос дарует верующим бессмертие и вечность, соделывая их "причастниками Своего Божественного естества" (ср.:2Пет.1,4).

Нормальным состоянием человеческой личности является бессмертие и вечность, а не временная здешняя жизнь.Человек — это путник, шествующий к бессмертию, вечности и Божественным обетованиям"

старец Иосиф Ватопедский

† "Вне Церкви нет спасения"

схиигумен Савва (Остапенко)

† "Важнейшая часть распорядка духовной жизни — регулярная молитва. Молитва перед

сном и перед началом всякого дела является необходимым условием христианского делания,

особенно для тех, кто живет в миру"

старец Иосиф Ватопедский

схиигумен Савва (Остапенко)

† "Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни"

старец Паисий Святогорец

† "Смерть приходит не для того, чтобы вы ей сделали кофе. Она приходит забрать нас. Она задает нам вопрос вопросов: почему не любили, почему враждовали между собой? Смерть - это реальность, а не страшилка. Она не опаздывает"

архимандрит Арсений (Папачок)

† "Смирение имеет силу доносить до Бога слова наши и низводить нам от Него оставление грехов"

старец Клеопа(Илие)

† "что ты имеешь, гордый человек, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как якобы неполучивший? Познай, смиренная душа, своего Благодетеля и смотри не присвой чужое — Божие как собственное достижение... И если дал тебе сладкий благодетель Бог, воздай Ему в чистой совести свое от своего, "твоя от твоих"

старец Иосиф Исихаст

† "Во всех жизненных ситуациях наиболее реальную помощь нам оказывает молитва"

старец Паисий Святогорец

† "Таково свойство Божественной любви:

Он отдает нам Свою жизнь, мы Ему — нашу"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы Он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду. Люди не веруют и от этого ненасытно бросаются во грех"

старец Паисий Святогорец

† "Жития читай, чтоб видеть, чего ты не имеешь. Чтение житий - через описываемое в них святое мужество - возбуждает к ревности или через показуемое всесвятое смирение приводит тебя к глубокому познанию твоей немощи"

† У Бога все бывает вовремя,

особенно для тех, кто умеет ждать"

архимандрит Иоанн(Крестьянкин)

† "не нужно желать быть учителем; хочешь для вразумления сказать: делай это с ласкою, кротостию и любовию, а главное - испросив внутренно помощь Божию"

архимандрит Серафим(Розенберг)

† "если мы будем во зле жить, поднимать на ближнего руку, и на нас Бог тогда руку поднимет. Самое главное - терпение и молитва. А это самое сильное оружие против диавола"

схиархимандрит Зосима(Сокур)

† "Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угашают вечный огонь мучений"

схиигумен Савва (Остапенко)

† "Дело каждого верующего, дело его как члена Церкви, всегда и личностно, и соборно, даже

когда кажется, что он действует лишь ради самого себя. Подвиг одного пустынника имеет

всецерковное значение. Таково устроение богочеловеческого организма Церкви, которой руководит и которую наставляет Сам Христос"

старец Иосиф Ватопедский

† "По ступеням знания возводит молитва.

Чем больше вы молитесь, тем больше вы знаете"

старец Клеопа (Илие)

† "всякое отклонение нашего умного сознания от правильного разумения Откровения неизбежно отразится в повседневности. Иными словами: истинно праведная жизнь обусловлена верными понятиями о Боге"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Смирение столь велико, что оно одно, и без другой добродетели, может открыть нам двери Царства Небесного."

Архимандрит Клеопа (Илие)

† "Лучше для нас пасть победителями в битве,

чем быть побежденными"

старец Иосиф Исихаст

† "Человек должен познать себя таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким представляет его в собственных глазах враг — диавол"

старец Паисий Святогорец

† "А что, в наше время титул профессора богословия

это признак святости?"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Раскаяние приходит, когда ты осознаешь, как сильно ты огорчаешь Бога, Который так добр, сладок, милостив и полон любви, Кто распялся и страдал за каждого из нас."

старец Иосиф Исихаст

† "греша человек исполняет волю врага Божия - диавола, сам делается врагом Божиим, лишается благ Божиих, подвергается болезням, скорбям, несчастьям, становится повинным вечной муке."

архимандрит Серафим (Розенберг)

† "Для того, чтобы победить лукавого, ты должен бороться и победить себя — все свои страсти."

старец Иосиф Исихаст

† "Покаяние есть тот великий дар Божий, посредством которого мы примиряемся с Богом, снова становимся детьми Божиими и наследниками райского блаженства"

архимандрит Серафим (Розенберг)

† "Нет большего греха, чем ГОРДОСТЬ. Она основа всех прочих грехов. Господь повелел нам у Него учиться смирению и кротости. Смирение есть свойство любви Божией.

Смертоносное оружие врага — гордость; диаметрально противоположное ему — живоносное смирение Христа. За стяжание сего Божественного смирения подвизаемся мы; оно дано нам Христом, ниспославшим на Землю Духа Святого. "

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Знай, что всегда благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления. И сразу, когда видишь благодать, напрягись и говори: "Пришло объявление войны! Берегись, глина, смотри, откуда протрубит битву зловредный". Часто он приходит вскоре, а часто — через два или три дня. Во всяком случае, придет"

старец Иосиф Исихаст

† "Мир изолгался. Люди становятся лжецами, они устроили себе еще одну совесть. Но я не могу становиться лжецом, не могу изменять свое "я" из-за того, что этого требует общество. Уж лучше я буду страдать"

старец Паисий Святогорец

† "Искушение — это лекарство и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и наши невидимые язвы.

Итак, имей терпение, чтобы каждый день приобретать, сберегать награду, упокоение и радость в Небесном Царствии. Ибо приближается ночь смерти, егда никто же может ктому делати(Ин.9,4). Поэтому спеши. Времени мало."

старец Иосиф Исихаст

† "самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Ведь Божественная Благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии. С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога"

старец Паисий Святогорец

† "Поистине велика борьба против страстей, но благодатью Божией все достигается, и с Его помощью невозможное становится возможным"

старец Иосиф Исихаст

† "Достоинство молитвы превосходит ценность всякой иной деятельности, будь то в сфере социальной или политической, научной или искусства. Познавший сие на опыте легко жертвует своим материальным благосостоянием ради досуга для беседы с Богом"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Беспечная жизнь помогает человеку порвать связь с Богом и перейти к другому властелину — диаволу, который день ото дня омрачает наш ум и делает его бессильным в борьбе с грехом. И если человек не опомнится и не восплачет о своем бедственном состоянии, то для него и вечность будет тяжелой и мучительной."

cхиархимандрит Иоанн(Маслов)

† Смирение в час кончины нашей может заменить собой все добродетели и одно может спасти человека.

Архимандрит Клеопа (Илие)

† "Говорит мудрый Соломон: "Страх Господень — начало премудрости", — и соглашаются отцы. И я говорю вам: блажен и триблажен муж, боящийся Господа"

старец Иосиф Исихаст

† "Дары Духа Святого — бесценны. Всякий истинный дар есть не что иное, как пламя любви. Но для расширения сердца нашего до способности воспринять любовь Христову в ее ярких проявлениях — необходимо всем без исключения пройти чрез многие испытания"

архимандрит Софроний(Сахаров)

† "Душа того, кто оправдывает себя, не находит покоя. Такой человек лишен утешения. Сам-то он оправдывает свое "я", но вот оправдывает ли это "я" его самого? Его "я", его совесть не находят ему оправдания, и поэтому душа не имеет покоя. Это свидетельствует о том, что он виноват"

старец Паисий Святогорец

† "Для человека, желающего приблизиться

к условиям и путям своего воскресения,

необходимым средством служит правая и здравая вера"

старец Иосиф Ватопедский

† "Не ищи в своих скорбях утешение у людей, и получишь утешение от Бога"

старец Иосиф Исихаст

† "Не смотри на промахи других и ни осуждай никого, чтобы тебе не стать сообщником лукавого."

Старец Иосиф Исихаст

† "По словам святых отцов, скорби являются нашими проводниками, ведущими нас в жизнь вечную. А отсутствие их служит вернейшим доказательством того, что за нерадивую жизнь Господь лишает нас Своей милости."

cхиархимандрит Иоанн(Маслов)

† "Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами."

старец Паисий Святогорец

† "Когда человек вспоминает о своих грехах, которыми он огорчил Бога, и при этом воспоминании к нему приходит раскаяние и великая скорбь, и он начинает сетовать и плакать с болью сердечной пред Богом, и от этого великого раскаяния и плача смиряются его ум и сердце."

Архимандрит Клеопа (Илие)

† "Оказывая помощь всем ближним живым, не лишай своей помощи и умерших. Чаще поминай их и подавай для их спасения возможную милостыню. Им можем оказать помощь только мы, живые."

схиигумен Савва(Остапенко)

† "Смирение — это мост, возводящий от земли на небо, мост, по которому восходили все подвижники благочестия...

Смирение оправдывает нас пред Богом."

cхиархимандрит Иоанн(Маслов)

† "подлинная вера, чтобы она не считалась мертвой, есть та вера, когда кто-либо,

признавая Бога за причину всего сущего,

верует и всем Его словам, заповедям, в которых

высказана Его святая воля, и изо всех сил подвизается, чтобы эту волю исполнить."

старец Иосиф Ватопедский

† "Когда вы хотите узнать волю Божию, забудьте совершенно самого себя, все свои намерения и мысли, и с великим смирением просите в своей молитве познания её. И что образуется вашем сердце или к чему оно склонится, то и делайте, и это будет по Богу."

Старец Иосиф Исихаст

† "Возлюби ближнего - и Господь возлюбит тебя"

архимандрит Модест(Потапов)

† "Несправедливость — великий грех. Смягчающие вину обстоятельства есть у всех грехов, но не у несправедливости — она собирает гнев Божий."

старец Паисий Святогорец

Изречения Святых отцов и учителей Церкви
1. В жизни то ценно – что в радость, а все остальное как раз «суета сует и томленье духа»

2."Если человек искренне молит и не получает просимое - значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит."
Святитель Иоанн Златоуст

3.Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего и не ждем.
Преподобный Силуан Афонский

4.Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек. Эта молниеносность - есть выражение духовной силы и светлой веры.
Архиепископ Иоанн (Шаховский) Сан-Францисский

5.Наш Ангел Хранитель не удалится от нас до тех пор, пока мы не отгоним его своими дурными делами. Подобно тому как дым отгоняет пчел или смрад отпугивает голубя, так же смрад греха гонит от нас Ангела, который хранит нашу жизнь.
Святитель Василий Великий

6.Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением.
Старец Иероним Эгинский

7.Потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра.
Из писем святителя Афанасия исповедника, епископа Ковровского (Сахарова)

8.Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

9.Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя, не было бы столько зла на свете.
Старец Фаддей Витовницкий.

10."Любовь есть источник Божественного огня в сердце".
Преподобный Иоанн Лествичник

11."О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета."
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

12.Хочешь казаться прекрасною? Довольствуйся тем образом, который дал тебе Творец... Облекись в милосердие, в человеколюбие, в целомудрие, в смирение. Все это дороже золота.
Святитель Иоанн Златоуст

13.Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого.
Преподобный Максим Исповедник

14."Действенны только молитва, молчание и любовь... Лучше через тайную молитву обращаться к сердцу других людей, чем к их ушам".
Старец Порфирий Кавсокаливит

15"Не осуждай других, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нем плохо, а он по уму подобен ангелам".
Преподобный Силуан Афонский

16."Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!"
Преподобный Силуан Афонский

Для тех, кто это понимает и принимает

Мудрые фразы святых отцов

«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его».
Преподобный Серафим Вырицкий

«Счастье - это то, к чему нечего добавить».
Монах Симеон Афонский

«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».
Патриарх Сербский Павел

«Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего».
Игумен Никон (Воробьев)

«Любовь - это когда вы можете молча рядом быть вместе и вам не нужно говорить, чтобы общаться».
Митрополит Антоний Сурожский

«Не ищи ничего вне души - все в ней. Ищи счастье в собственном твоем сердце: если его там нет, то нигде не найдешь».
Святитель Филарет (Дроздов)

«Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».
Прeподобный Алексий Зосимовский

«Чем дольше человек сидит без дела, тем больше расслабляется, а чем больше работает, тем сильнее становится. Помимо того что работой он отгоняет от себя печаль, ещё и помогает себе духовно».
Старец Паисий Святогорец

«Есть такое великое искусство - умение мириться. Но есть искусство и выше этого - способность не ссориться».
Священник Анатолий Гармаев

«Жизнь - драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим ее, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда, будто бы, должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах».
Священник Александр Ельчанинов

«Одна из характеристик мудрого человека - умение прощать. Мы все несовершенны, и мудрый человек это понимает. А пока человек этого не поймет, у него вся жизнь будет проходить в выяснениях отношений. Надо научиться прощать!»
Профессор, кандидат психологических наук, монахиня Нина Крыгина

«Признак человека, обретшего Бога, - исходящие из него тишина и покой».
Монах Симеон Афонский

«Не забывай никогда, даже в самые темные дни твоей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается».
Старец Николай Гурьянов

«Случайностей нет в жизни, но каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл, ведет к познанию воли Божией».
Игумения Арсения

«Так дано много! Так легка трата: возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим - ложку. Так уж Всевышний создал: мы - люди не когда дышим, а пока - любим…»
Протоиерей Андрей Логвинов

«Если кто-то раздражён - лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненного, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану».
Старец Паисий Святогорец

«Секрет счастья - это внимание друг к другу. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб.»
Императрица Александра Федоровна Романова

«Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.»
Преподобный Ефрем Сирин

«Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов».
Авва Исарий

«Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости - что угодно можно совершить».
Преподобный Серафим Саровский

«Усталость бывает разной - плохой и хорошей. Плохая - когда понимаешь, что ты вымотан суетой, вымотан делами, которые твоей душе постылы, которые, возможно, и полезны с точки зрения материальной, но сердцу не дают ничего. А хорошая - когда есть уверенность, что все делаемое ради Бога и ради ближнего делается, когда, может и сил никаких в теле не осталось, а на душе мир и покой. Мир с Богом и покой от этого мира.»
Игумен Нектарий (Морозов)

«Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще».

«Если что-то вышло не по твоей воле - радуйся: значит вышло по воле Божией!»
Протоиерей Вячеслав Резников

«Переполненный сосуд выливается через край. Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно».
Преподобный Силуан Афонский

«Найди в ближнем хотя бы одну добрую черту, качество, которого у тебя нет, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай его. На остальное не обращай особенного внимания».
Старец эгинский Иероним

«Любите друг друга, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир.»
Игумен Никон (Воробьев)

«Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.»
Преподобный Амвросий Оптинский

«Господи! Дай мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище Тебя Всеблагого!»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается… Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки».
Старец Паисий Святогорец

«Людям невозможно дать чужие крылья - они должны вырастить их сами»
Монах Симеон Афонский