Переход к политике военного коммунизма состоялся в. Основные мероприятия политики «военного коммунизма

назв. экономич. политики Сов. гос-ва в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции в СССР 1918-20. Политика В. к. была продиктована исключит. трудностями, созданными гражд. войной, хоз. разрухой; явилась ответом на воен. сопротивление капиталистич. элементов социалистич. преобразованиям экономики страны. ""Военный коммунизм", - писал В. И. Ленин, - был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой" (Соч., т. 32, с. 321). Осн. черты В. к.: штурмовой метод преодоления капиталистич. элементов и почти полное их вытеснение в экономике города; продразверстка как осн. средство обеспечения армии, рабочих и гор. населения продовольствием; прямой продуктообмен между городом и деревней; закрытие торговли и замена ее организованным гос. распределением осн. прод. и пром. продуктов по клас. признаку; натурализация хоз. отношений; всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации как формы привлечения к труду, уравнительность в системе оплаты труда; макс. централизация руководства. Наиболее трудной хоз. проблемой в то время был прод. вопрос. Декретами ВЦИК от 9 и 27 мая в стране была установлена продовольственная диктатура, предоставившая Наркомпроду чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством, укрывавшим хлебные запасы и спекулировавшим ими. Эти мероприятия усилили поступление хлеба, но не могли решить задачу обеспечения им Красной Армии и рабочего класса. Введенный 5 авг. 1918 обязат. товарообмен в хлебных сел. местностях также не дал заметных результатов. 30 окт. 1918 был издан декрет "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части с.-х. продуктов", к-рый всей своей тяжестью должен был лечь на кулацкие и зажиточные элементы деревни. Но и натуральный налог не решил задачи. Крайне тяжелое прод. положение страны вынудило Сов. гос-во ввести 11 янв. 1919 продразверстку. Торговля хлебом и важнейшими видами продовольствия была запрещена. Введение продразверстки было, несомненно, трудным, чрезвычайным, но жизненно необходимым делом. Чтобы обеспечить выполнение разверстки, в деревню были отправлены продотряды из рабочих. В области пром-сти политика В. к. выражалась в национализации (кроме национализированных летом 1918 крупных ф-к и з-дов) средних и мелких предприятий. Постановлением ВСНХ от 29 нояб. 1920 были объявлены национализированными все пром. предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих св. 5 при механич. двигателе или 10 - без механич. двигателя. Сов. гос-во осуществило строжайшую централизацию управления пром-стью. К выполнению гос. заказов были привлечены в обязат. порядке кустарно-ремесл. и сохранившиеся в незначит. количестве частнокапиталистич. предприятия. Гос-во взяло в свои руки и дело распределения пром. и прод. товаров. Это диктовалось также задачей подрыва экономич. позиций буржуазии и в области распределения. Декретом СНК от 21 нояб. 1918 предусматривалось: в целях замены частноторг. аппарата и для планомерного снабжения населения всеми продуктами из сов. и кооперативных распределит. пунктов возложить на Наркомпрод и его органы все дело заготовки и распределения пром. и прод. товаров. Потребительская кооперация была привлечена в качестве вспомогат. органа Наркомпрода. Членство в кооперации было объявлено обязательным для всего населения. Декрет предусматривал реквизицию и конфискацию частных оптовых торг. складов, национализацию торг. фирм, муниципализацию частной розничной торговли. Торговля основными прод. и пром. товарами была запрещена. Гос-во осуществляло организов. распределение продуктов среди населения по карточной системе по клас. признаку: рабочие получали больше др. категорий населения, нетрудящиеся элементы снабжались лишь при условии выполнения ими трудовой повинности. Осуществлялся принцип: "кто не работает, тот не ест". В тарифной политике господствовала уравниловка. Разница в оплате квалифициров. и неквалифициров. труда была весьма незначительной. Это объяснялось острым недостатком продовольствия и пром. товаров, что вынуждало давать трудящимся крайний минимум, необходимый для поддержания их жизни. Это было, как указывал В. И. Ленин, вполне оправданным стремлением "... снабдить всех возможно более поровну, прокормить, поддержать, пока невозможно было взяться за восстановление производства" (Ленинский сборник, XX, 1932, с. 103). Заработная плата принимала все более натуральный характер: рабочим и служащим выдавался прод. паек, гос-во предоставляло бесплатно квартиры, коммунальные услуги, транспорт и т. д. Шел непрерывный процесс натурализации хоз. отношений. Деньги почти в полной мере обесценились. Городская буржуазия и кулачество были обложены единоврем. чрезвычайным революц. налогом в размере 10 млрд. руб. на нужды Красной Армии (декрет ВЦИК от 30 окт. 1918). Буржуазия была привлечена к обязат. труду (декрет СНК от 5 окт. 1918). Эти мероприятия означали, что в области замены бурж. производств. отношений социалистич. Сов. гос-во перешло к тактике решит. штурма капиталистич. элементов, "... к неизмеримо большей ломке старых отношений, чем мы предполагали" (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 67). Интервенция и гражд. война вынудили к непрерывному увеличению численности Красной Армии, к-рая к концу войны достигла 5,5 млн. чел. Все большее число рабочих уходило на фронт. В связи с этим промышленность и транспорт испытывали острый недостаток рабочей силы. Сов. пр-во вынуждено было ввести всеобщую трудовую повинность; на воен. положении с оставлением на работе были объявлены железнодорожники, работники речного и мор. флота, топливной пром-сти, проводились трудовые мобилизации рабочих и специалистов различных отраслей пром-сти и транспорта и т. д. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что политика В. к. была вынужденной. Она была призвана решить важнейшие воен. и политич. задачи: обеспечить победу в гражд. войне, сохранить и упрочить диктатуру пролетариата, сохранить рабочий класс от вымирания. Поставленные задачи политика В. к. решила. В этом ее ист. значение. Однако по мере того как развивалась эта политика и обнаруживались ее положит. результаты, стало складываться представление, что с помощью этой политики можно осуществить ускоренный переход к коммунистич. производству и распределению. "...Мы сделали ту ошибку, - говорил В. И. Ленин в окт. 1921, - что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, - и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение" (там же, с. 40). Это нашло свое выражение в том, что политика В. к. продолжалась и даже усиливалась нек-рое время после окончания гражд. войны: постановление о национализации всей пром-сти было принято 29 нояб. 1920, когда уже окончилась гражд. война; 4 дек. 1920 был принят декрет СНК о бесплатном отпуске населению прод. продуктов, 17 дек. - о бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления, 23 дек. - об отмене платы за всякого вида топливо, предоставляемое рабочим и служащим, 27 янв. 1921 - об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих, за пользование водопроводом, канализацией, газом, электричеством с рабочих и служащих, инвалидов труда и войны и лиц, находящихся на их иждивении, и т. д. 8-й Всеросс. съезд Советов (22-29 дек. 1920) в своих решениях по с. х-ву исходил из сохранения продразверстки и усиления гос. принудит. начала в деле восстановления крестьянских х-в и т. д. "Мы рассчитывали, - писал В. И. Ленин, - или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета - непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелко- крестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку" (там же, с. 35-36). В. к. в условиях гражд. войны был необходим и себя оправдал. Но после окончания войны, когда на первый план выдвинулась задача мирного хоз. строительства, выявилась несостоятельность политики В. к. как метода социалистич. строительства, обнаружилась неприемлемость этой политики в новых условиях для крестьянства и рабочего класса. Эта политика не обеспечивала экономич. союза между городом и деревней, между пром-стью и с. х-вом. Поэтому X съезд РКП (б) по инициативе В. И. Ленина принял 15 марта 1921 решение о замене продразверстки натуральным налогом, что положило конец политике В. к. и знаменовало собой начало перехода к новой экономической политике (НЭПу). Лит.: Ленин В. И., Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта (X съезд РКП(б). 8-16 марта 1921 г.), Соч., 4 изд., т. 32; его же, О продовольственном налоге, там же; его же, Новая экономическая политика и задачи политпросветов, там же, т. 33; его же, О новой экономической политике, там же; его же, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же (См. также Справочный том к 4 изд. Соч. В. И. Ленина, т. 1, с. 74-76); Декреты Советской власти, т. 1-3, М., 1959-60; Лященко П. И., История нар. х-ва СССР. т. 3, М., 1956; Гладков И. A., Очерки советской экономики 1917-20 гг., М., 1956. И. Б. Берхин. Москва.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра «История, культурология и социология»


по предмету: «Отечественная история»

на тему:« ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»


Выполнил:

Студент группы ЭМ - 155

Галстян Альберт Робертович

Проверил:

Ситникова Ольга Ивановна


Волгоград 2013


ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА" (1918 - 1920 ГГ.)


Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства. При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном централизованном обществе. В результат, политика военного коммунизма, проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны (в России, Германии), с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму в условиях ожидания мировой революции, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

Основные элементы политики военного коммунизма. В ноябре 1918 г. продармия была распущена и декретом от 11 января 1919г. ведена продразверстка. Декрет о земле практически отменялся. Земельный фонд передавался не всем трудящимся, а, в первую очередь, совхозам и коммунам, а во вторую - трудовым артелям и товариществам по совместной обработке земли (ТОЗам). На основе декрета от 28 июля 1918 г. к лету 1920 было национализировано до 80% крупных и средних предприятий. Декретом СНК от 22 июля 1918 г. О спекуляции запрещалась всякая негосударственная торговля. К началу 1919 г. полностью были национализированы или закрыты частные торговые предприятия. После окончания Гражданской войны был завершен переход к полной натурализации экономических отношений. В период Гражданской войны была создана централизованная государственная и партийная структура. Пиком централизаторства стал главкизм. В 1920 г. существовало 50 главков, подчинявшихся ВСНХ, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции - Главторф, Главкожа, Главкрахмал и др. Потребительская кооперация была также централизована и подчинена Наркомпроду. В период военного коммунизма была введена всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда.

Итоги политики военного коммунизма. В результате проведения политики военного коммунизма были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. В то же время для экономики страны война и политика военного коммунизма имели тяжелые последствия. К 1920 г. национальный доход упал с 11 до 4 млрд. рублей по сравнению с 1913 г. производство крупной промышленности составляло 13% от довоенного, в т.ч. тяжелой промышленности - 2-5%. Продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур. Продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила две трети довоенного уровня. В 1920-1921 гг. в стране разразился голод. Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру всей точки зрения на социализм. После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. с X съездом РКП(б) (март 1921) началась постепенная отмена политики военного коммунизма.

Я считаю тему «Политика «военного коммунизма» и НЭП в СССР» актуальной.

В истории России XX века было много трагических событий. Одним из тяжелейших испытаний для страны, для ее народа явился период политики «военного коммунизма».

История политики «военного коммунизма» - это история голода и страданий народа, история трагедии многих российских семей, история крушения надежд, история разрушения экономики страны.

Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России.

Актуальность рассмотренной темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа. Изучению этой темы большое внимание уделяется как в нашей стране, так и за рубежом. Одни исследователи отдают должное тем мероприятиям, которые проводились в рамках НЭПа, другая группа исследователей пытается умалить значение НЭПа для подъема хозяйства после I Мировой войны, революции и гражданской войны. Но не менее актуальным является этот вопрос на фоне событий, происходящих сейчас в нашей стране.

Эти страницы истории не должны быть забыты. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа. Особенно внимательно подобные исторические события необходимо изучать современным политическим и государственным деятелям, чтобы они могли учиться на ошибках прошлых поколений.

Целью данной работы является изучение особенностей социально-экономического развития России в данный период и сравнительный анализ политики «военного коммунизма» и новой экономической политики.


Особенности социально-экономического развития России в 1918-1920 гг. и в 1921-1927 гг.


Осенью 1917 года в стране назрел общенациональный кризис. 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, и к власти пришла одна из радикальных партий - РСДРП (б) со своей программой вывода страны из глубочайшего кризиса. Экономические задачи носили характер общественно-государственного вмешательства в область производства, распределения финансов и регулирования рабочей силы на основе введения всеобщей трудовой повинности.

Для практического осуществления государственного контроля была выдвинута задача национализации.

Национализация должна была объединить капиталистические хозяйственнее связи в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала под контролем трудящихся, вовлекаемых в государственную деятельность.

Основной задачей Советской власти являлось сосредоточение командных высот в экономике в руках органов диктатуры пролетариата и одновременно - создание социалистических органов управления. Политика этого периода была основана на принуждении и насилии.

В данный период были проведены следующие мероприятия: национализация банков, проведение в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности, введение монополии внешней торговли, организация рабочего контроля. Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Прежний аппарат отказывался выдавать деньги по ордерам, пытался произвольно распоряжаться ресурсами казначейства и банка, предоставлял деньги контрреволюции. Поэтому новый аппарат формировался в основном из мелких служащих и привлекаемых кадров из рабочих, солдат и матросов, которые не обладали опытом ведения финансовых дел.

Еще более сложным делом было овладение частными банками. Фактическая ликвидация дел частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 года.

Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля, которое по всей стране встретило активное сопротивление буржуазии.

Органы рабочего контроля возникли во время Февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контроле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства массами трудящихся, поскольку ставилась задача «правильно распределить труд».

ноября 1917 года принимается «Положение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд: в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, в сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих контролеров.

Рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации. Будущие хозяйственники усваивали командные, принудительные методы работы, которые были основаны не на знании экономики, а на лозунгах.

Большевиками была осознана необходимость постепенного проведения национализации. Поэтому сначала в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имеющие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не подчинялись решениям государственных органов. Сначала были национализированы крупные заводы военного назначения. Но уже сразу по инициативе трудящихся были национализированы предприятия местного значения, например, Ликинская мануфактура.

Понятие национализации постепенно сводилось к конфискации. Это плохо сказывалось на работе промышленности, так как нарушались хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля в масштабе страны.

В дальнейшем национализация промышленности на местах принимала характер массового и стихийно нарастающего движения. Иногда обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия. Происходило ухудшение экономического положения в стране. Добыча угля в декабре 1917 года была снижена вдвое, по сравнению с началом года. Производство чугуна и стали за этот год сократилось на 24%. также осложнилось положение с хлебом.

Это вынудило Совет Народных Комиссаров пойти на централизацию «хозяйственной жизни в общенациональном масштабе». И весной-летом 1918 года в ведение государства переходили уже целые отрасли производства. В мае была национализирована сахарная промышленность, летом - нефтяная; завершалась национализация металлургии и машиностроения.

К 1 июля в собственность государства перешло 513 крупных промышленных предприятий. Совет Народных Комиссаров «в целях решительной борьбы с хозяйственной и производственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты» принят Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны. В декабре 1918 года I Всероссийский съезд Советов народного хозяйства констатировал, что «национализация промышленности является в основном завершенной».

В 1918 году V съезд Советов принял первую советскую конституцию. Конституция РСФСР 1918 года провозглашала и закрепляла права трудящихся, права подавляющего большинства населения.

В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи конфискации помещичьих земель и их национализации. В Декрете о земле, принятом на следующий день после победы революции, сочетались радикальные меры отмены частной собственности на землю и передачи помещичьих имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме.

Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятом ВЦИК 9 февраля 1918 года. В 1917-1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. Землю получили около 3 миллионов крестьян. Одновременно с этим были приняты меры военного характера: установлена монополия на хлеб, продовольственные органы получили чрезвычайные полномочия по закупке хлеба; созданы продовольственные отряды, задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Товаров становилось все меньше. Осенью 1918 года промышленность была практически парализована.

сентября ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем. Был установлен режим, целью которого было сосредоточение у государства всех имевшихся ресурсов. Начала проводиться политика «военного коммунизма», которая приобрела завершенные очертания к весне 1919 года и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий:

) для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Декретами от 21 и 28 ноября торговля была национализирована и заменена принудительным государственно-организованным распределением; чтобы создать запасы продуктов, 11 января 1919 года была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом была объявлена государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб распределялся в централизованном порядке по классовой норме;

) были национализированы все промышленные предприятия;

) введена всеобщая трудовая повинность.

Ускоряется процесс вызревания идеи о немедленном построении безтоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Кульминацией «военно-коммунистических» мероприятий были конец 1920 - начало 1921 гг., когда вышли декреты Совета Народных Комиссаров «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов», «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления», «Об отмене платы за всякого рода топливо». Предполагались проекты отмены денег. Но кризисное состояние экономики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер.

Резко усиливается централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального использования наличных ресурсов. Верховным органом стал учрежденный 30 ноября 1918 года Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия стала определять перспективы развития страны, что нашло отражение в плане ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России) - первом перспективном народнохозяйственном плане, утвержденном в декабре 1920 г.

ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И все это привязывалось к планам развития территорий. Среди них - заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС - Нижегородскую, Волховскую (1926), Днепровскую, две станции на реке Свирь и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВтч.

С окончанием Гражданской войны в конце 1920 года на первый план выходят задачи восстановления народного хозяйства. Одновременно необходимо было менять методы управления страной. Военизированная система управления, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали весной 1921 года внутриполитический кризис.

В марте 1921 года X съезд РКП (б) рассмотрел и одобрил основные мероприятия, составившие основу политики, получившей позже название новой экономической политики (НЭП).


Сравнительный анализ причин введения и результатов осуществления политики «военного коммунизма» и новой экономической политики

военный коммунизм экономический национализация

Термин «военный коммунизм» был предложен известным большевиком А.А. Богдановым еще в 1916 г. В своей книге «Вопросы социализма» он писал о том, что в годы войны внутренняя жизнь любой страны подчинена особой логике развития: большая часть трудоспособного населения уходит из сферы производства, ничего не производя, и много потребляет. Возникает так называемый «потребительский коммунизм». Значительная часть национального бюджета при этом расходуется на военные нужды. Война также приводит к свертыванию демократических институтов в стране, поэтому можно сказать, что военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени.

Другой причиной складывания этой политики можно считать марксистские воззрения большевиков, пришедших к власти в России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали черты коммунистической формации. Они считали, что в ней не будет места частной собственности и товарно-денежным отношениям, а будет уравнительный принцип распределения. Однако при этом речь шла об индустриально развитых странах и о мировой социалистической революции как о единовременном акте. Игнорируя незрелость объективных предпосылок социалистической революции в России, значительная часть большевиков после Октябрьской революции настаивала на немедленном осуществлении социалистических преобразований во всех сферах жизни общества.

Политика «военного коммунизма» в значительной степени была обусловлена также надеждами на скорейшее осуществление мировой революции. В первые месяцы после Октября в Советской России, если наказывали за незначительный проступок (мелкая кража, хулиганство), писали «заключить в тюрьму до победы мировой революции», поэтому существовало убеждение о недопустимости компромиссов с буржуазной контрреволюцией, о превращении страны в единый боевой лагерь.

Неблагоприятное развитие событий на многочисленных фронтах, захват белыми армиями и войсками интервентов (США, Англия, Франция, Япония и др.) трех четвертей территории России ускорили применение военно-коммунистических методов руководства экономикой. После того, как центральные губернии оказались отрезанными от сибирского и украинского хлеба (Украина была оккупирована германскими войсками), осложнились поставки хлеба с Северного Кавказа и Кубани, в городах начинался голод. 13мая 1918г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». Декрет предусматривал оперативные, жесткие меры, вплоть до «применения вооруженной силы в случае оказания противодействия отбиранию хлеба и иных продовольственных продуктов». Для реализации продовольственной диктатуры создавались вооруженные продовольственные отряды рабочих.

Главной задачей в этих условиях стала мобилизация всех оставшихся ресурсов на нужды обороны. Это и стало главной целью политики военного коммунизма.

Несмотря на усилия государства по налаживанию продовольственного обеспечения, начался массовый голод 1921-1922 годов, во время которого погибло до 5 миллионов человек. Политика «военного коммунизма» (особенно продразвёрстки) вызывала недовольство широких слоёв населения, в особенности крестьянства (восстание на Тамбовщине, в Западной Сибири, Кронштадте и др.).

В марте 1921 на X съезде РКП(б) задачи политики «военного коммунизма» признаны руководством страны выполненными и введена новая экономическая политика. В.И. Ленин писал: "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой».

Но к концу периода "военного коммунизма" советская Россия оказалась в тяжелейшем экономическом, социальном и политическом кризисе. Вместо ожидавшегося архитекторами военного коммунизма невиданного роста производительности труда её итогом стал не рост, а наоборот, резкое её падение: на 1920 год производительность труда сократилась, в том числе вследствие массового недоедания, до 18 % от довоенной. Если до революции средний рабочий потреблял в день 3820 калорий, уже в 1919 году эта цифра упала до 2680, чего уже было недостаточно для тяжёлого физического труда.

Выпуск промышленной продукции к 1921 году уменьшился в три раза, а численность промышленных рабочих сократилась вдвое. В то же время штаты ВСНХ выросли примерно в сто раз, с 318 человек до 30 тысяч; вопиющим примером стал входивший в состав этого органа Бензиновый трест, разросшийся до 50 человек притом, что управлять этому тресту приходилось всего одним заводом численностью 150 рабочих.

Особенно тяжёлым стало положение Петрограда, население которого за время Гражданской войны уменьшилось с 2 млн. 347 тыс. чел. до 799 тыс., численность рабочих уменьшилась в пять раз.

Столь же резким стал спад и в сельском хозяйстве. Вследствие полной незаинтересованности крестьян увеличивать в условиях «военного коммунизма» посевы производство зерновых на 1920 год упало по сравнению с довоенным в два раза.

Угля было добыто всего 30%, объем железнодорожных перевозок упал до уровня 1890-х, производительные силы страны были подорваны. «Военный коммунизм» лишил власти и экономической роли буржуазно-помещичьи классы, но и рабочий класс был обескровлен и деклассирован. Значительная его часть, бросив остановившиеся предприятия, ушла в деревни, спасаясь от голода. Недовольство «военным коммунизмом» охватило рабочий класс и крестьянство, они чувствовали себя обманутыми советской властью. Получив после Октябрьской революции дополнительные наделы земли, крестьяне в годы «военного коммунизма» по продразверстке вынуждены были отдавать государству выращенный ими хлеб почти без вознаграждения. Возмущение крестьян вылилось в массовые восстания в конце 1920 - начале 1921; все требовали отмены «военного коммунизма».

Последствия «военного коммунизма» невозможно отделить от последствий гражданской войны. Ценой огромных усилий большевики методами агитации, жесткой централизации, принуждения и террора сумели превратить республику в «военный лагерь» и победить. Но политика «военного коммунизма» не привела и не могла привести к социализму. Вместо создания государства диктатуры пролетариата в стране возникла диктатура одной партии, для поддержания которой широко применялись революционный террор и насилие.

Жизнь заставляла большевиков пересмотреть основы «военного коммунизма», поэтому на Х съезде партии военно-коммунистические методы хозяйствования, базировавшиеся на принуждении, были объявлены отжившими. Поиски выхода из тупика, в котором оказалась страна, привели ее к новой экономической политике - НЭПу.

Её суть - допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма.

Главная политическая цель НЭПа - снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП(б), продразвёрстка была отменена и заменена натуральным продовольственным налогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству.

В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда (с десяти работников в 1920 г. до двадцати работников на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.). Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий.

В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Постановлением ВЦИК от 11.11.22 г. с 1 января 1923 г. был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.

Ещё в ноябре 1920 г. СНК принял декрет «О концессиях», однако лишь с 1923 г. начинается практика заключения концессионных договоров, по которым иностранным компаниям предоставлялось право использования государственных предприятий.

Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 млн. руб. прежних денежных знаков был приравнен к 1 р. новых совзнаков, было введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твёрдых червонцев, обеспеченных драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. Червонец приравнивался к старой 10-рублевой золотой монете.

Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 г. осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте. Отменённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение полутора месяцев. Между казначейским рублём и банковским червонцем установили твёрдое соотношение, приравнивавшее 1 червонец к 10 рублям.

В 20-е гг. широко использовался коммерческий кредит, обслуживавший примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и с помощью операций по учёту и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку.

Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались в безвозвратном порядке или в виде долгосрочных ссуд.

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки.

Стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К началу 1928 г. насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причём каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот «потолок» был поднят).

Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Бурно развивалась кооперация всех форм и видов.

Возродилась кредитная система. В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР (преобразованный в 1923 году в Государственный банк СССР), начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В 1922-1925 гг. был создан целый ряд специализированных банков.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921-1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешёл к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут. Юридически НЭП была прекращена только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.


Заключение


Таким образом, исследуемая тема позволила мне сделать следующие выводы:

Эксперимент «военного коммунизма» привел к неслыханному спаду производства. Национализированные предприятия не поддавались никакому государственному контролю. «Огрубление» экономики, командные методы не давали эффекта. Дробление крупных владений, уравниловка, разрушение коммуникаций, продразверстка - все это привело к изоляции крестьянства. В народном хозяйстве назрел кризис, необходимость быстрого решения которого показывали растущие восстания.

НЭП удивительно быстро принёс благотворные перемены. С 1921 года происходит робкий вначале рост промышленности. Начиналась её реконструкция: развёртывалось строительство первых электростанций по плану ГОЭРЛО. В следующем году был побеждён голод, стало расти потребление хлеба. В 1923-1924 гг. оно превысило довоенный уровень

Несмотря на значительные трудности, к середине 20-х годов используя экономические и политические рычаги НЭПа, в стране удалось в основе восстановить хозяйство, перейти к расширенному воспроизводству, накормить население.

Успехи восстановления народного хозяйства страны были значительны. Однако экономика СССР в целом оставалась отсталой.

Именно к середине 20-х годов в СССР сложились необходимые экономические (успехи в восстановлении народного хозяйства, развитие торговли и государственного сектора в экономике) и политические (большевистская диктатура, определённое укрепление на основе НЭПа отношений между рабочим классом и крестьянством) предпосылки для перехода к политике развёрнутой индустриализации.


Список литературы


1. Гимпельсон Е.Г. Военный коммунизм. - М., 1973.

Гражданская война в СССР. Т. 1-2. - М., 1986.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.

История Отечества в документах. Ч. 1. 1917-1920. - М., 1994.

Кабанов В.В. Крестьянское хозяйство в условиях военного коммунизма. - М., 1988.

Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. - М., 1997

История народного хозяйства: Словарь-справочник, М. ВЗФЭИ, 1995.

История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: учебное

Пособие (Под ред. А.Н. Марковой, М. Юнити - ДАНА, 1998, 2-е издание).

История экономики: учебное пособие (И.И. Агапова, М., 2007)

Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Чтобы ответственно разобраться в том, что собой являла политика военного коммунизма, кратко рассмотрим общественные настроения в бурные годы Гражданской войны, а также положение большевистской партии в этот период (ее

участие в войне и правительственный курс).

1917-1921 годы были тяжелейшим периодом в истории нашего отечества. Такими их сделали кровопролитные войны со множеством противоборствующих сторон и сложнейшая геополитическая ситуация

коммунизма: кратко о положении ВКП (б)

В это тяжелое время в различных частях бывшей империи за каждый клочок ее земель сражалось множество претендентов. Немецкая армия; местные национальные силы, пытавшиеся создать собственные государства на осколках империи (например, формирования УНР); локальные народные объединения, которыми командовали региональные авторитеты; поляки, вторгшиеся в 1919 году на украинские территории; белогвардейские контрреволюционеры; союзные последним формирования Антанты; и, наконец, большевистские части. В этих условиях совершенно необходимым залогом победы была полная концентрация сил и мобилизация всех доступных ресурсов для военного разгрома всех противников. Собственно, этой мобилизацией со стороны коммунистов и был военный коммунизм, проводимый руководством ВКП (б) с первых месяцев 1918 года по март 1921 года.

Политика кратко о сущности режима

В ходе своей реализации упомянутая политика вызвала немало противоречивых оценок. Основными ее моментами были такие меры:

Национализация всего комплекса промышленности и банковской системы страны;

Монополизация государством внешней торговли;

Принудительная трудовая повинность всего населения, способного к трудовой деятельности;

Продовольственная диктатура. Именно этот пункт стал наиболее ненавистным для крестьян, поскольку производилась насильственная конфискация части зерна в пользу солдат и голодающего города. Продразверстка и сегодня часто выставляется как пример зверств большевиков, однако следует отметить, что с ее помощью были существенно сглажены рабочих в городах.

Политика военного коммунизма: кратко о реакции населения

Откровенно говоря, военный коммунизм являлся силовым способом принуждения народных масс к повышению интенсивности работы на победу большевиков. Как уже упоминалось, основную часть недовольства России - крестьянской на тот момент страны - вызвала продразверстка. Однако, справедливости ради, нужно сказать, что этим же приемом пользовались и белогвардейцы. Он логично вытекал из положения дел в стране, поскольку Первая мировая и Гражданская войны совершенно разрушили торговые традиционные связи между селом и городом. Это привело к плачевному состоянию множества промышленных предприятий. Существовало при этом недовольство политикой военного коммунизма и в городах. Здесь, вместо ожидаемого повышения производительности труда и оживления экономики, наоборот, произошло ослабление дисциплины на предприятиях. Замена старых кадров на новые (которые были коммунистами, но далеко не всегда квалифицированными управленцами) привела к ощутимому упадку промышленности и снижению экономических показателей.

кратко о главном

Несмотря на все сложности, политика военного коммунизма все же выполнила уготованную ей роль. Пусть и не всегда успешно, однако большевики смогли собрать все силы против контрреволюции и выстоять в сражениях. Вместе с тем, она вызвала народные выступления и серьезно подорвала авторитет ВКП (б) в среде крестьянства. Последним таким массовым выступлением стало Кронштадтское, произошедшее весной 1921 года. В результате чего Лениным был инициирован переход к так называемой 1921 года в кратчайшие сроки помог восстановить народное хозяйство.

На протяжении гражданской войны большевики проводили социально-экономическую политику, получившую потом название «военного коммунизма». Она была рождена, с одной стороны, чрезвычайными условиями того времени (развалом экономики в 1917 г., голодом, особенно в промышленных центрах, вооруженной борьбой и т.п.), а с другой стороны - отражала представления об отмирании товарно-денежных отношений и рынка после победы пролетарской революции. Это сочетание вело к строжайшей централизации, росту бюрократического аппарата, военно-приказной системе управления, уравнительному распределению по классовому принципу. Основными элементами этой политики стали:

  • - продразверстка,
  • - запрещение частной торговли,
  • - национализация всей промышленности и управление ею через главки,
  • - всеобщая трудовая повинность,
  • - милитаризация труда,
  • - трудовые армии,
  • - карточная система распределения продуктов и товаров,
  • - принудительная кооперация населения,
  • - обязательное членство в профсоюзах,
  • - бесплатность социальных услуг (жилья, транспорта, зрелищ, газет, обучения и т.п.)

В сущности, военный коммунизм был порожден еще до 1918 года установлением однопартийной большевистской диктатуры, созданием репрессивно-террористических органов, давлением на деревню и капитал. Фактическим же толчком для его проведения в жизнь стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам. В результате был притворен в жизнь комплекс мер, которые должны были привести к разгрому сил контрреволюции, поднять экономику и создать благоприятные условия для перехода к социализму. Эти меры затронули не только политику и экономику, но, фактически, все сферы жизни общества.

В сфере экономической: повсеместная национализация экономики (то есть законодательное оформление перехода предприятий и отраслей в собственность государства, что, однако, не означает превращения его в собственность всего общества). Декретом СНК от 28 июня 1918 года национализируется горная, металлургическая, текстильная и другие отрасли промышленности. К концу 1918 года из 9 тысяч предприятий европейской России было национализировано 3,5 тысячи, к лету 1919 года - 4 тысячи, а еще через год уже порядка 7 тысяч предприятий, на которых трудилось 2 миллиона человек (это около 70 процентов занятых). Национализация промышленности вызвала к жизни систему из 50 главков, руководивших деятельностью предприятий, распределявших сырье и полученную продукцию. В 1920 году государство являлось практически безраздельным собственником промышленных средств производства.

Следующая сторона, обуславливающая сущность экономической политики «военного коммунизма» - продразверстка. Простыми словами, «продразверстка» - это есть принудительное наложение обязанности сдачи «излишков» производства на производителей продуктов питания. Главным образом, конечно, это ложилось на деревню, основного производителя продуктов питания. На практике это привело к насильственному изъятию у крестьян необходимого количества хлеба, да и формы проведения продразверстки оставляли желать лучшего: власти последовали обычной политике уравнительности, и, вместо того, чтобы возложить груз поборов на зажиточных крестьян, обирали середняков, составляющих основную часть производителей продуктов. Это не могло не вызвать всеобщего недовольства, во многих районах вспыхнули бунты, на продовольственную армию устраивали засады. Проявилось единение крестьянства в противостоянии городу как внешнему миру.

Положение усугубили, так называемые, комитеты бедноты, созданные 11 июня 1918 года, призванные стать «второй властью» и изымать излишки продукции (предполагалось, что часть изымаемых продуктов будет поступать членам этих комитетов), их действия должны были поддерживаться частями «продовольственной армии». Создание комбедов свидетельствовало о полном незнании большевиками крестьянской психологии, в которой главную роль играл общинный принцип.

В результате всего этого кампания по продразверстке летом 1918 года провалилась: вместо 144 миллионов пудов зерна было собрано всего 13. Тем не менее, это не помешало властям продолжать политику продразверстки еще в течение нескольких лет.

С 1 января 1919 года беспорядочные поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки. 11 января 1919 года был обнародован декрет «О разверстке хлеба и фуража». Согласно этому декрету, государство заранее сообщало точную цифру в своих потребностях в продуктах. То есть каждая область, уезд, волость должны были сдать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов, в зависимости от предполагаемого урожая (определяемого весьма приблизительно, по данным предвоенных лет). Выполнение плана было обязательным. Каждая крестьянская община отвечала за свои поставки. Только лишь после полного выполнения общиной всех требований государства по сдаче сельскохозяйственной продукции, эта работа скачана с интернета, крестьянам выдавались квитанции на приобретение промышленных товаров, однако в количестве, намного меньшем, чем требовалось (10-15 процентов), да и ассортимент ограничивался лишь товарами первой необходимости: ткани, спички, керосин, соль, сахар, изредка инструменты (в принципе, крестьяне согласны были обменивать продукты питания на промышленные товары, однако государство не располагало ими в достаточном количестве). На продразверстку и дефицит товаров крестьяне отреагировали сокращением посевных площадей (до 60 процентов в зависимости от региона) и возвращением к натуральному хозяйству. В последствии, например, в 1919 году из запланированных 260 миллионов пудов зерна было заготовлено лишь 100, и то, с большим трудом. А в 1920 году план был выполнен всего на 3 - 4 %.

Затем, восстановив против себя крестьянство, продразверстка не удовлетворила и горожан: на дневной предусмотренный рацион прожить было невозможно, интеллигенты и «бывшие» снабжались продуктами в последнюю очередь, а зачастую и вообще ничего не получали. Помимо несправедливости системы обеспечения продовольствием, она также была очень запутанной: в Петрограде существовало, по меньшей мере, 33 вида карточек на получение продовольствия со сроком годности не более месяца.

Наряду с продразверсткой, Советская власть вводит целый ряд повинностей: дровяную, подводную и гужевую, а также трудовую.

Обнаружившийся огромный дефицит товаров, в том числе и первой необходимости, создает благодатную почву для формирования и развития в России «чёрного рынка». Правительство тщетно пыталось бороться с «мешочниками». Силы правопорядка получили приказ арестовывать любого человека с подозрительным мешком. В ответ на это забастовали рабочие многих петроградских заводов. Они требовали разрешения на свободный провоз мешков весом до полутора пудов, что свидетельствовало о том, что не одни крестьяне занимались продажей своих «излишков» тайком. Народ был занят поиском продуктов, рабочие бросали заводы и, убегая от голода, возвращались в деревни. Потребность государства учесть и закрепить рабочую силу на одном месте заставляет правительство ввести «трудовые книжки», эта работа скачана с интернета, а Кодекс законов о труде распространяет трудовую повинность на все население в возрасте от 16 до 50 лет. При этом государство имеет право проводить трудовые мобилизации на любые работы, помимо основной.

Принципиально новым способом вербовки рабочих было решение превратить Красную армию в «трудовую армию» и милитаризировать железные дороги. Милитаризация труда превращает рабочих в бойцов трудового фронта, которых можно перебрасывать куда угодно, которыми можно командовать и которые подлежат уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Троцкий, например, полагал, что рабочие и крестьяне должны быть поставлены в положение мобилизованных солдат. Считая, что «кто не работает, тот не ест, а, так как есть должны все, то все должны работать». К 1920 году на Украине - районе, находившимся под непосредственным контролем Троцкого, были милитаризированы железные дороги, а любая забастовка расценивалась как предательство. 15 января 1920 года образуется Первая Революционная Трудовая армия, возникшая из 3-ей Уральской, а в апреле в Казани была создана Вторая Революционная Трудовая армия.

Результаты оказались удручающими: солдаты, крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать.

Еще один аспект политики, являющийся, вероятно основным, и имеющий право находиться на первом месте - установление политической диктатуры, однопартийной диктатуры партии большевиков.

Под пресс всеобъемлющего насилия попали политические противники, оппоненты и конкуренты большевиков. Сворачивается издательская деятельность, запрещаются небольшевистские газеты, происходят аресты руководителей оппозиционных партий, которые впоследствии объявляются вне закона. В рамках диктатуры контролируются и постепенно уничтожаются независимые институты общества, усиливается террор ВЧК, насильно распускаются «непокорные» Советы в Луге и Кронштадте.

Созданная в 1917 году ВЧК, задумывалась изначально, как орган расследования, но местные ЧК быстро присвоили себе право после короткого суда расстреливать арестованных. Террор носил массовый характер. Только за покушение на Ленина Петроградская ВЧК расстреляла, по официальным сообщениям, 500 заложников. Это получило название «красный террор».

«Власть снизу», то есть «власть Советов», набиравшая силу с февраля 1917 года через различные децентрализованные институты, созданные, как потенциальное противостояние власти, стала превращаться во «власть сверху», присвоив себе все возможные полномочия, используя бюрократические меры и прибегая к насилию.

О бюрократизме надо сказать подробнее. Накануне 1917 года в России насчитывалось около 500 тысяч чиновников, а за годы гражданской войны бюрократический аппарат удвоился. Первоначально большевики надеялись решить эту проблему разрушением старого управленческого аппарата, однако оказалось, что без прежних кадров, «спецов», обойтись было невозможно, да и новая экономическая система, с ее контролем над всеми сторонами жизни, располагала к формированию совершенно нового, советского, типа бюрократии. Так бюрократизм стал неотъемлемой частью нового строя.

Ещё одна немаловажная сторона политики «военного коммунизма» - уничтожение рынка и товаро-денежных отношений. Рынок, главный двигатель развития страны, - это экономические связи между отдельными товаропроизводителями, отраслями производства, различными районами страны. Война же нарушила всякие связи, разорвала их. Вместе с бесповоротным падением курса рубля (в 1919 году он равнялся 1 копейке довоенного рубля), происходило падение роли денег в целом, неизбежно влекомое войной. Также, огосударствление экономики, безраздельное господство государственного способа производства, сверхцентрализация хозяйственных органов, общий подход большевиков к новому обществу, как к безденежному, привело в итоге к упразднению рынка и товарно-денежных отношений.

22 июля 1918 года принят декрет СНК «О спекуляции», запрещавший всякую негосударственную торговлю. К осени в половине губерний, не захваченных белыми, ликвидировалась частная оптовая торговля, а в трети - и розничная. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения. Подобная политика потребовала создания специальных сверхцентрализованных хозяйственных органов, ведающих учётом и распределением всей имеющейся продукции. Созданные при ВСНХ главки (или центры) управляли деятельностью тех, или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением изготовленной продукции.

Одновременно происходит национализация банковского дела, на их месте создается в 1918 году Народный банк, который, по сути, являлся отделом Комиссариата финансов (декретом от 31 января 1920 года был объединен с другим отделом того же учреждения и превратился в Отдел бюджетных расчетов). К началу 1919 года полностью национализируется и частная торговля, кроме базарной (с лотков).

Итак, госсектор составляет уже почти 100 процентов экономики, поэтому ни в рынке, ни в деньгах надобности не было. Но если отсутствуют или игнорируются естественные экономические связи, то их место занимают связи административные, устанавливаемые государством, организуемые его декретами, распоряжениями, реализуемые агентами государства - чиновниками, комиссарами. Соответственно, для того, чтобы люди верили в оправданность тех изменений, которые происходят в обществе, государство применяло еще один метод воздействия на умы, также являющийся неотъемлемой частью политики «военного коммунизма», а именно: идейно-теоретический и культурный. В государстве насаждались: вера в светлое будущее, пропаганда неизбежности мировой революции, необходимость принятия руководства большевиков, утверждение этики, оправдывающей любое деяние, совершенное во имя революции, пропагандировалась необходимость создания новой, пролетарской, культуры.

Что же, в итоге, принес «военный коммунизм» для страны? Созданы социально-экономические условия для победы над интервентами и белогвардейцами. Удалось мобилизовать те незначительные силы, которыми располагали большевики, подчинить экономику одной цели - обеспечить Красную Армию необходимым вооружением, обмундированием, продовольствием. Большевики имели в своем распоряжении не более трети военных предприятий России, контролировали районы, которые давали не более 10 процентов угля, чугуна и стали, почти не имели нефти. Не смотря на это, в годы войны армия получила 4 тысячи орудий, 8 миллионов снарядов, 2,5 миллиона винтовок. В 1919-1920 годах ей выделили 6 миллионов шинелей, 10 миллионов пар обуви.

Большевистские методы разрешения проблем привели к утверждению партийно-бюрократической диктатуры и одновременно к стихийно нарастающим волнениям масс: крестьянство деградировало, не ощущая хоть какой-нибудь значимости, ценности своего труда; росло число безработных; цены вырастали вдвое каждый месяц.

Также итогом «военного коммунизма» стал неслыханный спад производства. В 1921 году объем промышленного производства составил только 12 % довоенного, объем продуктов на продажу сократился на 92 %, государственная казна пополнялась на 80 % за счет продразверстки. Весной и летом в Поволжье разразился жуткий голод - после конфискации не осталось зерна. Не справился «военный коммунизм» и с обеспечением продовольствием городского населения: выросла смертность среди рабочих. С уходом рабочих в деревни сужалась социальная база большевиков. Лишь половина хлеба поступала через государственное распределение, остальное через чёрный рынок, по спекулятивным ценам. Нарастало социальное иждивенчество. Рос бюрократический аппарат, заинтересованный в сохранении существующего положения, так как оно означало и наличие привилегий.

К зиме 1921 всеобщее недовольство «военным коммунизмом» достигло предела. Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедленных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.

Большевики начали воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. На фоне гражданской войны и истощения стратегических ресурсов новая власть шла на экстренные меры, чтобы обеспечить своё дальнейшее существование. Эти меры получили название военного коммунизма. Предпосылки новой политики В октябре 1917 года взяли в свои руки власть в Петрограде и уничтожили высшие правительственные органы прежней власти. Идеи большевиков мало согласовывались с обычным течением российской жизни.

Ещё до прихода к власти они указывали на порочность бакнковской системы и крупной частной собственности. Захватив власть, правительство было вынуждено реквизировать средства для поддержания своей власти. Законодательные основы политики военного коммунизма были заложены в декабре 1917 года. Несколько декретов Совета Народных Комиссаров установили монополию правительства в стратегически важных сферах жизни. Декреты СНК на подконтрольной большевикам территории приводились в исполнение незамедлительно.

Создание государственных монополий

В начале декабря 1917 года СНК национализировал все банки. Эта национализация прошла в два этапа: сначала госсобственностью были объявлены земельные банки, а через две недели всё банковское дело было провозглашено государственной монополией. Национализация банков подразумевала не только конфискацию активов у банкиров, но и конфискацию крупных вкладов размером более 5 000 рублей. Более мелкие вклады какое-то время оставались в собственности вкладчиков, но правительство установило лимит снятия денег за счетов: не более 500 рублей в месяц.

Из-за этого лимита значительная часть мелких вкладов была уничтожена инфляцией. Одновременно СНК объявил госсобственностью промышленные предприятия. Прежние владельцы и администраторы провозглашались врагами революции. Формально руководство производственным процессом возлагалось на рабочие профсоюзы, но фактически на самых первых порах была создана централизованная система управления, подчинявшаяся петроградскому правительству. Ещё одной монополией советского государства стала монополия на внешнюю торговлю, введённая в апреле 1918 года.

Правительство национализировало торговый флот и создало специальный орган, контролировавший торговлю с иностранцами - Внешторг. Все операции с заграничными клиентами теперь проводились через этот орган. Установление трудовой повинности Советское правительство особым образом реализовало задекларированное в первых декретах право на труд. Принятый в декабре 1918 года Кодекс законов о труде превращал это право в обязанность. Рудовая повинность налагалась на каждого гражданина Советской России. Одновременно провозглашалась милитаризация производства. С сокращением интенсивности военных столкновений вооружённые подразделения преобразовывались в трудовые армии.

Военный коммунизм в деревне. Продразвёрстка

Апофеозом военного коммунизма была политика «изъятия излишков» у крестьян, вошедшая в историю под названием продразвёрстки. Законодательно было закреплено право государства изымать у крестьян всё зерно, кроме посевного и необходимого для пропитания. Государство приобретало эти «излишки» по собственным заниженным ценам. На местах продразвёрстка превращалась в откровенный грабёж крестьян. Силовое изъятие продуктов сопровождалось террором. Сопротивлявшиеся крестьяне несли тяжёлые наказания вплоть до расстрела.

Итоги военного коммунизма

Силовое изъятие средств производства и стратегически важных товаров позволили советскому правительство укрепить свои позиции и одержать стратегические победы в Гражданской войне. Но в долгосрочной перспективе военный коммунизм был бесперспективен. Он разрушил производственные связи и настроил против правительства широкие массы населения. В 1921 году политика военного коммунизма была официально прекращена, а ей на смену пришла Новая экономическая политика ().