Письма иосифа исихаста о молитве. Бог прежде всего Личность

Старец Харалампий , как и я, был чадом блаженного Старца Иосифа Пещерника. По его молитвам приснопамятный отец Харалампий сподобился многих дарований Святого Духа. За свое искреннее и чистое послушание он, человек простой, сподобился великой благодати. Великий наш Старец отец Иосиф очень любил отца. Харалампия за эту простоту, незлобие и искренность его души. Он даровал ему всеохватывающую духовную силу и умную молитву. Смотря на него, я, наималейший в духовной жизни и самый младший по возрасту в нашем братстве, поражался его столь стремительному восхождению по ступеням духовной жизни. За это я его чрезвычайно любил. Душа отца Харалампия сияла от преисполняющей ее благодати.
Верю, что молитвами Старца Иосифа, нашего великого святого, Господь милости и щедрот сопричтет почившего к Своим избранным рабам.
Возлюбленный мой брате, отче Харалампие, поминай и нас, оставшихся твоих братьев — возлюбленного нашего Старца Иосифа (Ватопедского) и меня, окаянного. Моли Творца и Бога нашего, дабы не остаться нам вне братства небесного. Аминь.
Архимандрит Ефрем, монастырь святого Антония, Аризона, США

Часть первая
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Глава первая
Молодые годы. Божественное призвание

Родина Харалампия
Геноцид в Понте
Свадьба Леонида
Спасение Леонида от кораблекрушения
Пример великого целомудрия
О вере и милосердии
«Окрест трапезы Твоея»
Возвращение на землю отцов
Харалампий
Образец целомудрия юного Харалампия
Занятия в свободное время
Сторонник старого стиля. Благочестивый простец Илья
Духовные трудности Харалампия
История с участниками националистического движения. Болгарский плен (1941)
Чудесная помощь святого великомученика Георгия
Возвращение домой. Леонид на коленях перед иконами
Обеты
После плена
Праведная смерть Леонида. Харалампий — кормилец семейства
Харалампий подражает святому Дионисию Эгинскому
Новые препятствия

Глава вторая
Первые брани — монах — иеромонах

Святая Гора. Пещеры Малой Святой Анны, 7 июля 1950 года
Новое впечатление, обратное первому
Первые испытания
Первые уроки
Первые перемены в послушнике Харалампий
Горячая любовь к Богу угашает любовь к родителям
Ад мрачной пещеры прелагается в рай
Монашеский постриг и священство
Ежедневный распорядок братства
Ежедневная брань папы-Харалампия
Возвращение к первым браням. Переменный успех
Неподъемная бочка. Чудо послушания
Плод послушания. Вступление во святилище умной молитвы
Пример еще одного делателя послушания
Божественное таинство веры в Старца-восприемника
Отец Харалампий, каким он был
Литургическая практика пещер Малой Святой Анны

Глава третья
Новый скит — Блаженная кончина Старца Иосифа

В Новый Скит, 1953-1967
Рыбак дедушка Лнис и его лодочка
Блаженная кончина Старца Иосифа (1959)
Самостоятельность членов братства и их взаимопомощь
Старец-духовник
Старец-учитель
Наставления Старца о непрестанной умной молитве
«Брось свои хлопоты». Прекрасные плоды
Наглядные примеры самоотречения
Я демон уныния
Отец Харалампий в тонком сне видит своего почившего Старца
Мое первое знакомство. Первые члены братства
Простой и бесхитростный Петр
Формирование братства
Переживание таинства Божественной Евхаристии. Уроки Старцев Нового Скита
Молитва за ближних
Старец — духовник клириков и монахов
Несчастный монах, не желавший жить в послушании

Глава четвертая
Буразери. В монастыри

В большие кельи
Отец Феоклит. Его книга «Афонские беседы»
Губернатор Святой Горы
Церковная школа «Афониада»
Еще одно удивительное происшествие
С горящим пламенем молитвы
Благодать Старца ощутимо передается и его чадам
Прельщенный подвижник
Лекция о Святой Горе. Пополнение святых обителей
Из хиландарской кельи Буразери — в монастыри
Переселение в монастырь Ксенофонт (1975)

Глава пятая
Игумен монастыря Дионисиат. Блаженная кончина

Переезд в монастырь Дионисиат
Монастырский распорядок
Ежедневные Божественные литургии
Деятельность Старца по управлению монастырем Дионисиат
Последний «экзамен»
На подворье Моноксилит
Блаженная кончина
Перенос тела почившего в храм святителя Нектария
Последнее пристанище

Часть вторая
УЧЕНИЕ

Глава первая
Об умной молитве

Беседы об умной молитве
О молитве вообще. Свидетельства духовных чад Старца
Письма об умной молитве
Письмо родственнику
Победитель уныния

Глава вторая
О Божественной Евхаристии

Таинство Божественной Евхаристии
Условия приобщения Святых Тайн
Беседа о частом причащении
Глава третья
О милостыне

Часть третья
ВОСПОМИНАНИЯ — СВИДЕТЕЛЬСТВА ДУХОВНЫХ ЧАД

Слово Преосвященнейшего Христофора, епископа Андидского
Праведного величание — отрада и утешение души
Кем был для нас папа-Харалампий

Заключение


Посмотреть другие книги и труды по Исихазму
Посмотреть другие книги о Молитве Иисусовой

Отзывы о «Наставник молитвы Иисусовой. Жизнеописание старца Харалампия ученика старца Иосифа Исихаста. Монах Иосиф Дионисиатис.»

Христос Воскресе,
это та книга о которой говорит А. Осипов в своих лекциях о молитве?

Да, этот тот Харалампий- "наставник" молитвы Иисусовой, ученик старца Иосифа Исихаста.Я читал о Иосифе Исихасте- Слава Богу за то,что до этих книг, мне удалось читать отцов Добротолюбия, Феофана Затворника,Игнатия Брянчанинова. Просто диву даешься, читая о Иосифе,в каких галюцинациях пребывал бедный человек- "Христос сошел к нему с креста" и т.д и т.п. Вот где прелесть бесовская.А теперь и об ученике книги пишут- " по плодам познаете их.." Одно название- Афонские старцы, уже многих ослепляет.А ведь о таких "старцах" Афонских еще в своё время писал Симеон Новой Богослов. Позже об этом я услышал из лекций Осипова- последнего защитника православного учения Святых Отцов.

Николай Иванович

Старец Иосиф Исихаст - святой! Достаточно почитать его письма из книги "Выражение монашеского опыта", еще книгу о нем старца Ефрема Филофейского "Моя жизнь со старцем Иосифом" и другие свидетельства и воспоминания!

Азарий Азариевич (Русский Паломник)

Отец Иосиф Исихаст возродил монашеское делание на г. Афон, его ученики отстроили десятки монастырей по всему миру. Да, действительно, его жизнь была вся из чудес, но это далеко не значит, что он был в прелести. Отец Иосиф жил по Добротолюбию ни на словах, а на деле! (редчайший случай в наше время). Слава Богу, что теперь такие книги стали издаваться и в России!

Уважаемые друзья! Я не сомневаюсь в том что герои этих книг были глубоко верующими людьми и деятельными подвижниками, в том числе в наставничестве,стороительстве обителей и монастырей.Это внешние и беспорные подвиги.Но их внутреннее делание, их личностное переживание "видений" и "чудес",самоопределение себя по отношению к Богу в своей "любви" к Нему, всё это во многом не согласуется с тем что мы читаем в святооотеческой литературе. Как же Иосиф жил по Добротолюбию, если свою любовь к чтению его не привил своим ученикам?Харалампий пишет:"Я люблю Святых Отцов,но никогда не читал их.."- "наставник" молитвы Иисусовой? Странные подходы.

Кстати, то же самое можно прочитать и о Порфирии Капсокаливите-сплошной "католический мистицизм".Нужно читать и читать нужно сравнивая с древними отцами, хотя бы с подвижниками 19 века русской Церкви. Бог,пред страшными гонениями в России на Церковь, дал мiру великих подвижников их читайте прежде.

Дмитрий Игоревич

Виталий, словами что "Осипов- последний защитник православного учения Святых Отцов", вы свидетельствуете о том, что вы сами не читаете Творения Отцов и Подвижников Православной Церкви.

У аввы Дорофея есть рассказ об одном монахе, который впал в жалкое состояние духа. «Если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих осуждать и говорить: "Нет никого достойного, кроме Макария". Спу¬стя немного начал говорить: "Что такое Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия и Григо¬рия". Но скоро начал охуждать и сих, говоря: "Что такое Василий и что такое Григорий? Нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорил ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уни¬чижать". И, поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы". Наконец, возгордился он и против Самого Бога, и таким образом лишился ума».


«Ищущий уразуметь заповеди без исполнения заповедей и через учение и чтение обрести то желающий, подобен человеку воображающему тень вместо истины. Ибо уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины (вкусили её жизнью); не причастные же истины, и не посвящённые в неё, ища сего уразумения, почерпают его из объюродевшей премудрости. Их Апостол назвал душевными, духа не имущими (1 Кор. II:14), хотя они величаются ведением истины» (Преподобный Григорий Синаит)

Дмитрий Игоревич,этот диалог слепого с глухим.Никто "всех Исихастов не теснил и не обвинял".Исихаст в данном случае пишется прописной буквой.Это не имя,а подвиг монаха.Не вижу смысла с Вами спорить.

Интересно, когда христиане перестанут языческие книги читать, и тем более называть их благодатными... Это же даже отдалённо молитвенную практику Древней Церкви не напоминает! На что же вы ориентируетесь?!?

Иосиф Исихаст (Молчальник, мирское имя — Франгискос Коттис) родился на острове Парос, в деревне Лефке, 2 ноября 1897 года.

Родители Франгискоса, Георгиос и Мария, были простыми тружениками, но жили праведной жизнью. К благочестию они приучали всех своих детей. После смерти Георгиоса, наступившей в 1907 году, попечение по их воспитанию взяла на себя овдовевшая супруга, Мария.

Детей было шестеро и по утрате кормильца семье пришлось столкнуться с многочисленными трудностями.

Когда Франгискос был ещё малым дитятей, Бог возвестил Марии о его будущей славе посредством Откровения: явившийся ей тогда Небесный вестник начертал в каком-то таинственном списке имя её сына, после чего взял его с собой, объяснив, что так угодно Небесному Царю.

В связи со смертью отца и необходимостью помощи семье Франгискос не успел завершить начальный курс обучения в школе.

В 1914 году он отбыл в Пирей в поисках заработка.

Затем он был призван на воинскую службу. Демобилизовавшись, устроился на работу в Афинах. По одним источникам, он трудился там поваром, а через некоторое время — кондуктором трамвая. Другие данные свидетельствуют, что в Афинах он занимался торговыми делами.

Афон

Когда Франгискос достиг двадцатитрехлетнего возраста, он проявил живой интерес к духовной литературе. Вдохновляясь жизнью угодников Божьих, стал подражать им по мере возможностей.

В этот период, в 1921 году, он встретил старца, который преподал ему ряд добрых советов. Благодаря этому знакомству сердце Франгискоса склонилось к выбору монашеского пути.

Вскоре, подражая примеру отцов и расположению собственного сердца, он раздал имение беднякам и отбыл на Афон.

Жизнь на Афоне

Прибыв на Святую Гору, он ожидал встретить здесь множество славных подвижников, о которых читал в Житиях, но вместо этого встретил разочарование. Отчасти оно было связано с заведомо преувеличенным ожиданием, но отчасти — с упадком общего уровня нравственного состояния афонских монахов, далеко отстоявшим от уровня благочестия богомольцев прежних веков. Согласно воспоминаниям самого Иосифа Исихаста, эта ситуация привела его в состояние скорбного плача.

Поначалу Франгискос примкнул к сторонникам старца Даниила Катунакийского, и какое-то время подвизался в их братстве, однако некоторое время спустя пожелал найти для себя более уединенного жительства и удалился из братства.

Долгое время ему не удавалось отдать себя в послушание к опытному духовнику. После множества неудачных попыток, положившись на Божий Промысл, Франгискос предался отшельничеству. Пристанищем ему служили местные пещеры. На пропитание он зарабатывал трудом: в частности, занимаясь изготовлением метел.

В ходе путешествия по землям Афона Франгискос встретился, а затем и сдружился с единомышленником, монахом Арсением. Вскоре, воспользовавшись рекомендацией Даниила Катунакийского, напомнившего друзьям о роли послушания и отсечении своеволия в монашеском делании, они перешли под учительство и послушание к старцу-албанцу, Ефрему Катунакийскому.

Монашеский подвиг

В 1925 году Франгискос, преодолев испытания искушениями и трудом, удостоился пострижения в великую схиму с наречением в новое имя: Иосиф.

Последние дни перед своей кончиной старец Ефрем подвизался в скиту святителя . Там же он и преставился. По смерти Ефрема, обязанности по руководству и управлению деятельностью общины принял Иосиф.

Оставшись без старца-наставника, братия во Христе, Арсений и Иосиф, продолжили скитаться по территории Святой Горы. В каливу они возвращались только к зиме, но впоследствии выбрали её в качестве места своего постоянного жительства.

Как следует из признания Иосифа Исихаста, на данном этапе подвижничества он испытывал очень сильные искушения со стороны падших духов.

Однажды он созерцал в видении строй монахов: воинов Христовых, готовившихся вступить в бой с демоническими полчищами. Предводительствовавший монахами военачальник предложил Иосифу занять место среди передовых бойцов, что он и исполнил. После этого случая диавол возвёл против Иосифа лютую, непримиримую брань: строил козни, подстерегая в засадах; бесстыдным обманом заманивал в путы и сети. Но помощью Божьей Иосиф успешно преодолевал вражеские нападения. Этот период борьбы длился около 8 лет.

Одним из наиболее значимых событий на этом этапе его монашеской жизни стало обретение нового наставника, смиренного и мудрого безмолвника, Даниила, подвизавшегося близ Великой Лавры, в келье святого Петра Афонского.

Иосиф перенял от него множество положительных черт. Подражая его аскетическим подвигам, он приучил себя к ещё большей строгости жизни, например, ограничению потребления пищи одним разом в день (рацион Иосифа составлял тогда меру хлеба и немного овощей). С ещё большим стремлением он стал бороться с собственной леностью.

В то время как Иосиф Исихаст подвизался в скиту святого , вокруг его личности сплотилось множество подвижников и образовалось монашеское братство. Среди прочих участников этого братства был и его кровный брат, Афанасий.

Постепенно имя Иосифа становилось всё более известным. Многие обращались к нему за советами и увещеваниями. Иосиф же охотно делился богатыми знаниями, но связанная с непрестанными посещениями многолюдность нарушала уединенный характер его личной жизни и жизни братий. В результате он вынужден был задуматься о поисках нового места.

В 1929-30 годах старец Иосиф отлучался с Афона. Необходимость отлучки была связана с пострижением в монашество его родной матери и основанием женской обители в районе Драма.

Вернувшись на Святую гору, он не прервал связь с постриженными им монахинями, продолжал наставлять их посредством регулярной переписки.

В 1938 году Иосиф Исихаст, совместно с монахом Арсением обратил внимание на одну заброшенную каливу и выбрал её очередным местом для аскетических подвигов. Калива располагалась в Малом скиту святой Анны, в пещерах, под горным обрывом.

Из подручного материала, глины и дерева, братия воздвигли себе скромную хижину, включавшую три небольших помещения, кельи. Одна из них предназначалась для Иосифа, другая — для его соратника, Арсения. Третья же использовалась посещавшим их иеромонахом. Кроме того, братия восстановили на том месте церковь святого Иоанна Крестителя.

В каливе они подвизались на протяжении 30 лет. Первоначально молились и трудились вдвоём. Сказывалась как нехватка места для жилых помещений, так и не совсем удобное расположение каливы. Впоследствии к ним всё же стали присоединяться другие подвижники, главным образом — молодые монахи.

Со временем старец Иосиф принял решение перебраться ближе к береговой черте. В качестве альтернативного местожительства была выбрана калива святых Бессребреников, располагавшаяся в Новом скиту.

В 1958 году отец Иосиф подвергся тяжелой болезни. Сперва на его шее образовался опасный нарыв. Затем он страдал от сердечной недостаточности. Поначалу больной не соглашался на прохождение курса лечения — не желал отрывать себя от монашеских подвигов, — но затем, уступив уговорам духовных воспитанников, согласился.

Приближение смерти он почувствовал заблаговременно. Незадолго до своей кончины, в День Успения Божьей Матери, он причастился Святых Христовых Тайн.

Тропарь преподобному Иосифу Исихасту, глас 5

Преподобне отче Иосифе, / Господу и Богородице свято послужив, / в Богом обетованную в Рай / новую землю под Небом новым возшел еси, / и нам, недостойным вселения в сих, // письмены твоими и молитвами спастися помози.

Кондак преподобному Иосифу Исихасту, глас 8

Избранный Господом Иисусом в подобныя древним ученики, / Духом Животворящим Святым осолился еси, / ещеже и братию самоотверженную и смиренномудрую возрастив, / деланию молитвенному непрестанному обучил еси, / и ради обретения ими совершенных даров, / даже до смерти пощением, бдением и трезвением подвизался еси, / ныне же о Господе утешаешися, / со Ангелы и святыми блаженствуеши и слышиши: / Радуйся, Исихасте Великий Иосифе, // Новый Афонский пустынниче и монахов Наставниче.

Тропарь иной, глас 1

Пустыни Афонския цвете благоуханный,/ древним единонравный подвижниче,/ пламенный ревнителю молитвы непрестанной,/ благодати истинный послушниче,/ Господа всем сердцем возлюбивый,/ Иосифе преподобне, монахов наставниче,/ моли Христа Бога Спасителя душ наших// от сна лености воздвигнуть нас к покаянию.

Кондак иной, глас 8

Вышния добродетели Богом наученный,/ образ был еси учеником твоим,/ воздержанию, смирению, наипаче же послушанию тех наставляя,/ и, яко пастырь, стаду своему предходя,/ добре шествовати путем жестоким пустыннаго жития научил еси./ Темже ублажаем тя, Иосифе преподобне,/ моли Христа Бога прощение даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Великий старец Иосиф Исихаст канонизирован как местночтимый святой на Афоне. Блаженная кончина старца последовала 15/28 августа 1959 года. Светлый образ этого подвижника раскрывается в воспоминаниях его учеников, которые сами уже стали старцами, а также в его духовных наставлениях и советах.

Воспоминания учеников старца Иосифа Исихаста

рассказывал о том, как он 19-летним юношей приехал на и стал послушником великого старца Иосифа Исихаста:

«На закате мы наконец причалили к пристани святой Анны. Мертвая тишина, нет ни одного человека. Старец (Иосиф Исихаст) не знал, что я должен приплыть. Тогда там не было телефонов, чтобы сообщить об этом. Вдруг вижу, как один батюшка с торбочкой и палочкой спускается вниз. Это был отец Арсений (духовный брат и сотаинник старца Иосифа). Как только я его увидел, так подбежал, положил земной поклон и благоговейно поцеловал его руку. “Благословите, батюшка”. - “Не ты ли Яннакис из Волоса?” - “Да, старче. Но откуда вы меня знаете?” - “Старец Иосиф знает это от честного Предтечи. Он ему явился сегодня ночью и сказал: "Я тебе привел одну овечку. Помести ее в свою ограду"”».

Отец Ефрем вспоминал о старце Иосифе Исихасте: «Это был невысокий человек, не полный и не худой, с большими мирными голубыми глазами. Его некогда каштановые волосы стали седыми, ведь ему тогда было уже 50 лет. Несмотря на то, что он не пользовался расческой, не стриг ногтей, его присутствие источало некую благодать, нечто величественное и славное, как если бы это был царь. Поскольку он никогда не мылся, некоторые посетители ожидали дурного запаха и удивлялись, что от него, напротив, исходило тонкое . Это было чем-то сверхъестественным, поскольку он всегда много трудился и сильно потел…

Внешность его была очень благообразной. Стоило только его увидеть, как сразу успокаивались нервы. Каким он был снаружи, таким был и внутри. Лицо его было приятным, очень приятным. И в церкви он произносил “Господи, помилуй!” сладкозвучно. А как он читал Апостол! Чудо! У него был очень красивый голос. И если мы фальшивили в пении на Литургии, он нам задавал тон. Он его не терял. Когда время от времени он нас звал, чтобы собрать или сказать что-нибудь, я думал про себя: “Неужели этот голос когда-нибудь умолкнет?”…

“Старче, пахнет лилиями и розами”. - “Это от молитвы. Разве ты не понимаешь? Благоухание - это Имя Христово”

У каливы Старца я сидел и тянул четочку, а он мне рассказывал о молитве, об отцах, за которыми ухаживал, когда они состарились. И в этом месте, у его каливы, мир благоухал, как лилия и роза, хотя вокруг была одна сушь и ничего не росло, кроме низкого каменного дуба. Однажды я стал нюхать воздух, и Старец меня спросил: “Что это ты делаешь?” - “Старче, пахнет лилиями и розами”. - “Вот балда! Подойди поближе, к двери”. Я подошел к двери в келлию Старца и вдохнул аромат. Я вошел: вся келлия благоухала так, что даже моя борода и одежда стали источать аромат. Старец мне сказал: “Это от молитвы. Разве ты не понимаешь? Благоухание - это Имя Христово”. Должно быть, он много молился той ночью. От Иисусовой молитвы благоухает не только человек, но и место, где он стоит. Я чувствовал, как аромат его молитвы орошал всё, что его окружало, воздействуя не только на наши внутренние, но и на внешние чувства. Часто и отец Харалампий, когда заходил в келлию Старца во время их ночных встреч, ощущал благоухание».

Отец Ефрем вспоминал еще о том, как готовил еду старец Иосиф Исихаст: «Когда он готовил, из глаз его всё время текли слезы. И так как он непрестанно творил Иисусову молитву, благодать Имени Божия освящала то, что он готовил, и делала эту еду очень вкусной… Там, где совершается дело Божие, еда и вода становятся сладкими как мед. Однажды я спросил Старца: “Как это происходит? Почему так бывает?” - “Это от Бога, от Иисусовой молитвы. Совершается молитва - и благословляется еда”».

Перед смертью старец Иосиф Исихаст сказал о своих учениках: «Видишь этих монашков? Они покорят Святую Гору!» Отец Ефрем говорил по этому поводу: «Так и случилось. Община отца Иосифа Младшего восстановила монастырь Ватопед, отец Харалампий стал игуменом в монастыре святого Дионисия, я - в монастыре Филофей, а мои духовные чада возродили монастыри Ксиропотам, Каракал и Констамонит. А отец Ефрем Катунакский особенно полюбил монастырь Симонопетра и очень помог этой обители. Старец предвидел наше будущее».

, неразлучный сподвижник и сотаинник великого старца Иосифа Исихаста вспоминал:

«Вообще, когда послушник имеет веру в благословение старца, то может свернуть горы. Часто, взяв груз, превышавший мои силы, я падал на колени. Но, когда я крестился и призывал благословение старца Иосифа, груз начинал уменьшать свой вес, меня как будто кто-то подталкивал, и я взлетал птичкой, непрестанно творя молитву».

По свидетельству отца Арсения, у старца Иосифа была необыкновенно сильная молитва. О силе его молитв ходили легенды. Старец Арсений рассказывал, что, когда однажды они получили скисшую фасоль, Старец «сотворил теплую молитву со слезами» и на следующий день эту фасоль дал всем, кто подвизался рядом с ним, они по послушанию ее ели, и она казалась им сладкой как сахар.

Старец стал молиться: “Прошу Тебя, моя Богородице, дай немного воды”. Внезапно скала покрылась каплями воды

В другой раз старец Иосиф пожалел отца Арсения, который в жаркий день издалека носил воду, так как рядом у них не было никакого источника воды. Старец стал молиться Божией Матери: «Прошу Тебя, моя Богородице, дай немного воды, потому что отцу Арсению очень трудно». Внезапно скала покрылась каплями воды. Когда подвижники подставили таз и собрали воду, ее оказалось достаточное количество.

Отец Арсений вспоминал об одном чудесном случае заботы Пресвятой Богородицы о них, когда они со старцем Иосифом Исихастом, уставшие и изможденные, в зимний холод, с трудом добрались до храма: «Войдя в храм, мы почувствовали благоухание двух свежих яблок, прикрепленных к Ее иконе. Старец был посмелее, говорит мне: “Отец Арсений, эти яблоки мы съедим и протянем четку за того, кто принес их в дар. Он оставил их для нас, потому что мы в нужде”. Они были настолько сладкими, что мы говорили, что они похожи на райские яблоки. Как только мы их съели, открылся наш ум, и мы посмотрели друг на друга. “Какой нынче месяц, отец Арсений?” А был где-то конец февраля. “Откуда в это время года взялись такие свежие яблоки?” Мы тотчас пали ниц пред иконой и со слезами благодарили Божию Матерь за этот небесный дар, в котором проявилась Ее нежная материнская любовь. В те времена не существовало даже холодильников, поэтому нет никаких сомнений в том, что это было небесным даром Богородицы».

Свидетельствовал:

«Я не мог насытиться благодатью, которую давал старец Иосиф Исихаст.

Множество раз в церкви, в алтаре, я чувствовал присутствие Бога. Он извещает тебя. Многократно у старца Иосифа я не знал: я ли служу или Старец? Вся церковь была погружена в некую духовную сладость, как в мед: Старец служил, а я ощущал присутствие благодати…

Признаюсь, что ни одного человека я так не любил и не боялся, как этого Старца, который стал и остался для меня на всю мою жизнь предметом подражания и при жизни его, и после его смерти. Он стал моим спасательным кругом, и одна лишь память о нем ограждала меня от ошибок и подвигала к дальнейшему продвижению на протяжении всей моей жизни…

Он видел во мне всего меня. С подробностью он изъяснил мне всё, что случится со мной до конца моей жизни. Теперь, когда я вижу, как это сбывается, я понимаю, что значит человек Божий, что значит святой…

В сем суетном мире дети наследуют родительское имущество в равных долях, которые зависят от количества детей. В духовном бывает иначе. Ты получишь духовную силу соразмерно твоей вере старцу и послушанию ему. Так было и со старцем Иосифом Исихастом. Он беседовал с нами. Он говорил нам на своем уровне. А мы понимали на своем. Сколько у нас было силы, столько мы и понимали. Больше того мы не постигли».

Когда иноки монашеского братства спрашивали старца Ефрема о сверхъестественных извещениях, которые он получал по благодати Божией, он отвечал так: «Действительно, свойства благодати превышают естество, но я получил это от старца Иосифа».

Улыбаясь, Старец сказал: “Сегодня ночью я отправлю тебе небольшую посылочку…”

Рассказывал: «Однажды днем, после обеда, когда я положил перед Старцем поклон, собираясь, как обычно, уйти в свою келлию, он сжал мне руку и, улыбаясь, сказал: “Сегодня ночью я отправлю тебе небольшую посылочку. Смотри не потеряй ее”. Я не понял, что он имел в виду, и удалился. После отдыха я, как всегда, приступил к бдению и собрался начать молитву, удерживая, насколько возможно, ум согласно совету Старца. Я не знаю, с чего начал, но помню, что стоило мне приступить к молитве и произнести несколько раз имя Христово, как сердце мое исполнилось любви к Богу. Внезапно она умножилась настолько, что я уже не молился, но изумлялся и поражался преизбытку этой любви. Я хотел обнять и расцеловать всех людей и всю тварь, но в то же время испытывал такое смирение, что чувствовал себя низшим из всех созданий… И в ту минуту я ясно почувствовал, что это благодать Святого Духа и это Царствие Небесное, о котором Господь наш говорит, что оно находится внутри нас (см.: Лк. 17: 21), и повторял: “Пусть так будет всегда, Господи, и больше мне ничего не надо”. Это продолжалось достаточно долго, а потом я мало-помалу вернулся к прежнему состоянию. Придя в себя, я с нетерпением ждал нужного времени, чтобы пойти к Старцу и спросить его, что это было за явление и как оно произошло.

Было приблизительно 20 августа, полнолуние, когда я бегом прибежал к Старцу и нашел его вне келлии, прогуливающимся по своему небольшому дворику. Едва увидев меня, он заулыбался и, прежде чем я положил поклон, сказал: “Видишь, как сладок Христос? Теперь ты узнал на деле, каково то, о чем ты настойчиво просил? Так потрудись, чтобы сделать эту благодать своею и чтобы ее не похитило у тебя небрежение”».

Когда духовный человек чувствует потребность какой-либо души, чье состояние открыто ему, и говорит: «Иди молись - и получишь то, что я тебе пошлю и что тебе необходимо», когда он знает, что именно посылает и принят ли этот дар, - такое превосходит границы естественного и принадлежит к явлениям «превыше естества».

Отец Иосиф Ватопедский свидетельствовал: «Мы, живя рядом со Старцем, никогда не могли постичь всю высоту, глубину и широту его мыслей, хотя он умалял сам себя, чтобы казаться таким же, как и мы, и почти достигал в своем смирении того, чтобы казаться еще меньше нас. Он тогда лишь открывал свою высокую духовность, когда в нашем поведении проявлялось что-то от эгоизма или нерадения. Тоном, не допускающим возражения, Старец сначала указывал нам на опасность, которую несет наша невнимательность, а затем с математической точностью определял наше внутреннее состояние и называл ту причину или страсть, которая нас привела к ошибке…

Когда я спросил о цели этой епитимии, Старец ответил: “Вместе с покаянием необходимо понести и деятельное злострадание”

В период моей жизни с нашим приснопамятным Старцем я допустил некую погрешность по неведению, и он наложил на меня епитимию - пройти пешком утомительный и длинный путь. Когда я его спросил, какова цель этой , он с печалью ответил мне: “Вместе с покаянием необходимо понести и деятельное злострадание, для того чтобы загладить вину, иначе на нас обрушится по Промыслу Божию невольное наказание, и, возможно, оно будет гораздо тяжелее и больнее, поэтому мы предотвращаем его вольным удвоенным покаянием, и так устанавливается равновесие.

Старец всегда раскрывал нам до тонкостей смысл духовного закона и так называемого воздаяния, посредством которых осуществляется правда Божия по Его беспредельному человеколюбию. Взаимосвязь и переплетение событий убеждают нас, что нет ничего случайного в нашей жизни, и значит, все ежедневные искушения происходят по Божественному домостроительству, чтобы нам причинить злострадание, которое дает возможность деятельно доказать своё покаяние».

Наставления и советы старца Иосифа Исихаста

Бог прежде всего Личность

«Бог не просто какая-то формальность, Он прежде всего Личность, говори с Ним, полюби Его!»

Если ты хочешь, чтобы твоя молитва была услышана

«Если ты молишься и хочешь, чтобы твоя маленькая молитва была услышана, тогда знай, что и твои маленькие согрешения записываются, и они искажают твое маленькое добро».

«Если ты говоришь, что твое согрешение маленькое - ничего страшного, - тогда и твоя маленькая молитва не доходит до Бога - ничего страшного».

«Имей любовь ко всем и смотри, чтобы не огорчил чем-нибудь и не навредил кому, ибо во время молитвы встанет препятствием скорбь твоего брата».

«Во всех же молитвах ум пусть следит и понимает то, о чем ты молишься и что ты говоришь. Ибо если ты не понимаешь, что говоришь, то как вы договоритесь с Богом, чтобы Он тебе даровал то, о чем ты просишь?»

«У всякого молящегося и не кающегося либо молитва прекратится, либо он, молясь, впадет в прелесть».

Узнавай истинность слов из образа жизни

«Правда - вещь дорогая, и не у каждого в словах ее найдешь. Каждый человек как живет, так и говорит. Узнавай истинность слов из образа жизни».

Колокольчик праведности

«У праведности нет колокольчика, чтоб, позвонив в него, узнать о ней. Колокольчик праведности - это терпимость, долготерпение, выдержка. Всё это - yкpашения монаха и всякого христианина».

«Подчини свои страсти и увидишь, как многие благоговейно будут относиться не только к твоим словам, но и к движению твоих глаз».

Благодать Божия

“Не считай себя человеком, если не получил благодати. И без благодати напрасно мы, люди, родились в мир”

«Не считай себя человеком, если не получил благодати. И без благодати напрасно мы, люди, родились в мир».

«Благодать Божия зависит не от лет, а от образа жизни и милости Господней».

«Сразу, как только воистину покается человек, приближается к нему благодать и ревностью увеличивается. Опыт же требует многолетнего подвига».

«Благодать бывает всегда совершенно мирной, смиренной, безмолвной, очистительной, просвещающей, радостотворной и лишенной всякого мечтания. Нет места никакому сомнению в благословенный миг пришествия благодати в том, что это поистине Божественная благодать, ибо она не вызывает у принимающего ее никакого страха или недоверия».

«Если благодать Божия не просветит человека, сколько бы ты не сказал слов, не будет пользы… Но если тут же вместе со словами действует благодать, тогда в ту же секунду происходит изменение в соответствии со стремлением человека. С этого момента изменяется его жизнь. Но это случается с тем, кто не испортил свой слух и не ожесточил свою совесть».

Благодати сопутствует мир душевный, а прелести - беспокойство

«Мы знаем, что вкyсивший вина и испытавший сладость его, если дадут ему yксyс, тотчас же распознает его и отвращается. То же pазyмей и о Божественной благодати: кто познал и вкусил ее плода, так что благодатию просвещены ум и мысль его, явственно различит приходящего как тать и плод прелести приносящего».

Старец Иосиф объяснял, что благодати сопутствует мир душевный, а прелести всегда сопутствует беспокойство: «Тогда человек надувается, словно мех, воздухом темным и нечистым, так что даже волосы его встают дыбом, и весь он становится смятенным и неспокойным».

Стрелка совести показывает, как мы проводим жизнь

Каждый вечер на бдении Старец совершал проверку своей совести. Этому же он учил своих духовных чад. Он рассказывал об этом своим ученикам так: «Вот я сижу и с молитвой испытываю себя и проверяю: что я сделал нехорошо? какая страсть еще сильна во мне? на что мне надо обратить внимание? Ага, на нерадение. Ага, на то, что не слежу за языком. На то, на другое. И сразу занимаю боевую позицию, чтобы исправиться. А на следующий день смотрю, что у меня получилось. И совесть, словно стрелка, это показывает. Как стрелка термометра показывает температуру, сколько сейчас градусов, жарко сейчас или холодно, так и стрелка совести показывает, как мы проводим жизнь».

Стань добрым, и все станут добрыми с тобой

«Не негодуй на братьев. Переноси их ошибки, чтобы и они переносили твои. Люби, чтобы тебя любили, и терпи, чтобы тебя терпели. Стань добрым, и все станут добрыми с тобой».

«Боящийся познать себя пребывает далеко от знания и ничто другое не любит, как только видеть ошибки у других и их судить. Он не видит у других дарований, а видит только недостатки. Не видит в себе недостатков, а только дарования».

«Никогда не видел я, чтобы совершилось исправление с помощью гнева, но всегда - с помощью любви. Возьми пример с самого себя: когда ты становишься кротким? От оскорблений? Или благодаря любви?»

К тебе приходит помысл осуждения

«К тебе приходит помысл осуждения - не сиди и не рассуждай, так это или не так. Тема закрыта. Если тебе говорится о твоем ближнем что-то нехорошее, значит, это осуждение, значит, это опасность».

“Плотская брань возгорается не столько от пищи, от пития, от вина и от сна, сколько от осуждения”

Старец говорил: «Плотская брань возгорается не столько от пищи, от пития, от вина и от сна, сколько от осуждения». А когда ученики спрашивали: «Почему, старче?», Старец отвечал: «Чтобы мы познали, что и мы той же самой природы. Познали, что и с нами воюет тот же самый диавол и что мы все достойны равного осуждения».

«Если кто не судит своего ближнего, то это - свидетельство, и свойство, и доказательство, и удостоверение спасшегося человека. Тот, кто не судит, не будет судим».

«Сострадай тому, кто не имеет. Не осуждай его за то, что он не имеет, что он грешный, злой, лукавый, болтливый, вор, блудник и лжец. Если приобретешь это познание, никогда не сможешь никого судить, даже если видишь его смертно согрешающим. Ибо сразу говоришь: “Нет у него, Христе мой, благодати Твоей, поэтому он согрешает. Если Ты уйдешь и от меня, то сделаю еще худшее”. Он - нищ. Как же ты требуешь, чтобы он был богат? Дай ему богатство, чтобы оно у него было. Он - слеп. Дай ему глаза, чтобы он видел».

Мера и рассуждение

«И во всем имей меру и рассуждение».

“Более всего другого мы нуждаемся в духовном рассуждении и должны в поте лица просить его у Бога”

«Ибо многие дела некоторое время не удаются из-за препятствий, так как не настал их час: одни - потому что препятствуют люди, поскольку, как говорят святые, люди могут препятствовать воле Господней в течение многих лет, а другие - потому что совершенно нет воли Господней на то, чтобы они совершились».

«…более всего другого мы нуждаемся в духовном рассуждении и должны в поте лица просить его у Бога».

Представляем вашему вниманию ответы архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, на вопросы верующих. Беседа состоялась в Духовном центре Екатеринбургской митрополии.

Мы приехали со Святой Горы, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, духовного трезвления, внутренней жизни. Покровительницей и Главой Афонской Горы является Божья Матерь, и поэтому все монастыри там Богородичные, а Святую Гору ещё называют садом Пресвятой Богородицы.

Ватопедский монастырь – монастырь нашего покаяния, как выражаются на Святой Горе, является единственным в мире монастырём, который украшен семью чудотворными иконами Божьей Матери и самим Честным Поясом Богородицы. И наш отец, старец Иосиф Ватопедский, нам часто говорил: Где бы в другом месте было бы угодно Богородице хранить свой Святой Пояс? Девы в Ветхом Завете сами сплетали своими руками пояса. И когда наступал день официального их сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ девства. И тот Пояс, к которому многие из вас приложились, Богородица своими руками сплела из верблюжьей шерсти. А золотыми нитями его вышила царица Зоя, жена византийского императора. Она была сильно больна и увидела во сне Божью Матерь. Богородица сказала царице, что ей надо убедить Патриарха достать Святой Пояс из ковчега, запечатанного императором и Патриархом ещё в четвёртом веке. Когда Пояс положили на больную, она исцелилась. И в знак благодарности, живя в супружеском целомудрии, вышила Пояс золотой ниткой. Кстати, учёные говорят, что в этом тоже был Промысл Божий, потому что иначе Пояс не сохранился бы до сегодняшнего дня.

Эту святыню, самую большую ценность, которая у нас есть, мы вам привезли. Потому что верим, что её присутствие может передать большое благословение, облегчение, много благодати, покров и силы. Прикладываясь к Святому Поясу, мы чувствуем, что между нами находится сама Богородица. Поэтому смиренно молюсь, чтобы вы никогда не забывали присутствия у вас Святого Пояса. Молюсь, чтобы благодать Богородицы наполнила ваши сердца, чтобы вы поняли, насколько великое дело, что мы являемся православными христианами, что мы все члены Церкви, и, как сказал владыка, чтобы мы все поняли, что мы чада Божьи.

Отче, вчера мы имели счастье приложиться к Честному Поясу Пресвятой Богородицы. Стеклянная поверхность, которая скрывает Пояс, украшена камнями, расположение которых несимметрично. Какова символика такого украшения?

Никакой символики там нет. Как нам сделали ковчег, так мы приняли, и эти камни не убираем, потому что они уже освящены все. Вы на камни смотрели или на Пояс?

Как правильно носить поясок? Можно ли его стирать?

Как пояс обычный носите, так и этот поясок носите. Стирать его можно. Но первую воду не выливайте в канализацию, а полейте, например, дерево, потому что поясок всё-таки освящён.

Отче, можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте? Ведь Пояс всего три дня пребывает.

Если имеются в виду периоды, которые бывают у женщин, то здесь большая ошибка совершается, к сожалению, в России, что к иконам не прикладываются, некоторые в храм не ходят. Это ошибка. Только не причащаются. Всё остальное можно делать. Это что значит, раз женщина подвергается естественным явлениям женской природы, она что, не честная и не чистая? Это не так.

Если человек попадает к Поясу Пресвятой Богородицы вне очереди, сходит ли на него благодать?

Сходит (смеётся).

Отче, прочитала в интернете, что Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана нам, грешным?

Наверное, лет шесть нас просили привезти Пояс. К нам приезжали гости, известные и неизвестные, министры и епископы. Даже ваш Святейший Патриарх после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой привезти Пояс, чтобы быть уверенным в своём успехе, написал письмо и во Вселенскую Патриархию. И действительно, нас эти два фактора как-то обязали. Но, кроме этого, и мы тоже этого очень желали. Когда господин Путин встречал святыню в аэропорту Санкт-Петербурга, он в личной беседе поблагодарил нас за то, что мы привезли Святой Пояс в Россию, когда у всего мира и у вас, в том числе, идёт кризис. Сказал, что народ очень в этом нуждается.

Планируете ли вы ещё посещение России с другими святынями Ватопедского монастыря?

Пусть будет пока этот Пояс, а потом посмотрим. Всё по своей очереди.

Почему Пояс Пресвятой Богородицы не привезли в Омск или Новосибирск?

Тогда надо оставить Пояс на целый год, чтобы он побывал во всех городах. Однажды старца Паисия спросили: Отче, вы были на юбилее тысячелетия Святой Горы в 1963 году? – «Нет, к сожалению, но в следующий раз пойду». И когда Святой Пояс через 200 лет ещё раз приедет, поедет и в другие города.

О МОНАСТЫРЕ

Далеко ли ваш монастырь находится от монастыря Пантелеимона Святителя? И какие у вас отношения с его насельниками?

Не очень далеко. И отношения у нас хорошие. И знаете, на Святой Горе у каждого монастыря есть самоуправление, это как отдельное государство. И вот один человек из Европейского союза говорил, что его очень удивило, как можно так дружно жить на протяжении десяти веков, в то время как они, живя в союзе, постоянно ссорятся. Я ему ответил, что вы сотрудники ради тельца, то есть ради золота, а мы – ради Христа.

Знали ли вы старца Паисия Святогорца? Расскажите о нём немного.

Очень хорошо знал, много раз встречался, большую получил пользу. У него было много благодати Божьей, святость великая. Помню, он рассказывал, как его посетила святая Евфимия. Она пришла к нему в теле, и они говорили целых восемь часов, но он нам не поведал, о чём. Рассказал только об одном.

На вопрос, как она выдержала такие страшные мучения, она ответила, что если бы до смерти знала, какая слава ждет мучеников на небесах, то много раз больше мучений бы претерпела.

Он очень много раз видел святых. Однажды он перешёл в другую каливу. И ночью, когда всё закончил, не мог зажечь свет. И когда начинал службу, не знал, какого святого поминать. И видит какого-то высокого мужчину. Мужчина говорит: «Меня зовут Киприян, завтра у меня праздник».

Как бороться с помыслами на молитве? На Афоне все монахи владеют внутренней сердечной молитвой или только некоторые?

Во-первых, когда помыслы приходят во время молитвы, ими надо просто пренебрегать, не обращать никакого внимания. А что касается сердечной молитвы, то такой статистики пока ещё не было, сколько монахов ею владеют. Есть, и немалое число. А стараются все, сто процентов.

В вашем монастыре молятся о тяжких женских грехах?

Монахи обо всех людях молятся. Это уже тайна, как они это делают. Однажды к нам пришёл один монах очень высокого уровня духовной жизни и рассказал, что всю ночь молился о беременных женщинах, у которых в процессе родов могли возникнуть затруднения. Хочу сказать, что когда сердце монаха становится сердцем Христа, тогда начинает молиться обо всех людях и даже о таких отдельных группах. Старец Паисий иногда говорил: если всё то, что я переживаю, расскажу, меня просто сумасшедшим посчитают. Иногда, говорит, очень долго молится за супружеские пары, у которых есть опасность развода. Кстати, сейчас развод в моде. И так в духе святом приходил в их дома и невидимо их умиротворял. Говорит, бывал и в Австралии, и на Кипре, и в Афинах, и в России. У человека божьего есть очень большие силы и возможности.

О БЛАГОЧЕСТИИ

Отец Ефрем, вы когда-нибудь пели на клиросе? Какие наставления вы бы дали русским певчим? Как вам русское клиросное пение?

Мне всегда очень нравилось петь. И сейчас пою. Надо петь внимательно и смиренно в любви. Есть в Афинах один певчий. Он споёт что-то, а потом смотрит, как народ на это реагирует. Богу не угодно такое пение. Нужно благоговение и смиренномудрие.

Отец Ефрем, у меня были грехи, в которых я исповедовался много лет назад. Сейчас эти грехи не совершаю, но очень мучает совесть. Что вы посоветуете?

Помните, сколько бы грехов ни делали, милость Божья больше. И раз исповедовались в этих грехах, переживать вам нечего. Исповеданный грех по-богословски считается несовершённым. И не забывайте, что очень большие грешники сегодня написаны на иконах, и мы целуем их образ. Милость Божья очень велика.

Что посоветуете человеку, находящемуся в духовном расслаблении, желающему спасения?

Важно, чтобы у него была стабильная программа, постоянство какое-нибудь. И когда расположенности нет, чтобы понуждал себя, чтобы соблюдал своё правило.

Как вернуть утраченную веру?

Молитесь, молитесь. Просите, и дастся вам, стучите, и откроется, ищите и найдёте. Потому что настоящая вера в Бога – дар Божий, идёт сверху.

Отец Ефрем, как бороться с раздражительностью и недовольством? Кому молиться?

Кому хотите: Христу, Богородице, святым. Куда влечётся ваше сердце. Раздражительность и гнев – большая страсть, которая, к сожалению, у всех нас. И мы должны быть очень настойчивыми в наших просьбах и молитвах, чтобы Бог дал нам кротость.

Когда гневается человек, даже лицо у него краснеет, и он становится на беса похож.

Дорогой батюшка, как может человек, живущий в миру, жить для благодати? И может ли быть исихия, безмолвие, вне монашества?

Может жить по благодати человек, живущий в миру, если он ответственен перед своей семьей, в своих супружеских отношениях, если его церковная жизнь правильна, если следует жизни Церкви, выражает милость и любовь к ближнему. Если всё это делать, то недалеко до Царствия Божьего.

А что касается безмолвия, исихии. Это не просто зависит от нашего внутреннего состояния. Некоторые разделяют святых на святых трезвенного делания и миссионерства. Это большая ошибка. Каждый святой отец проповедовал людям независимо от того, жил он в миру или в пустыне.

Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко святому причастию? У нас, по традиции, миряне должны поститься три дня. А священники не постятся перед причастием. Чем обусловлено такое различие?

Не знаю, в России некоторые священники говорят, надо поститься три дня, некоторые – пять. Вообще, нет обязательного поста перед святым причастием. Доказательство этому то, что священники не постятся обязательно. Раз мы соблюдаем определённые посты – четыре многодневных, среду и пятницу, я думаю, что этого достаточно.

Если кто-то хочет поститься перед причастием даже целую неделю ради аскезы и своего благоговения – пожалуйста. Но чтобы это узаконивали духовники – этого мы нигде и никогда не слышали. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться. Я такого тоже не слышал. Когда у христианина нет смертных грехов, он вправе причащаться очень даже часто.

Дорогой отец Ефрем! Цель христианина – спасение своей души. Полезно ли думать и заботиться о спасении души ближних? Что посоветуете?

Когда человек начинает подвизаться и прилагать свои усилия в духовной жизни, у него просвещается ум и сердце. Тогда в его сердце рождается такая соборность, что его начинают заботить переживания других. И одновременно он может так печалиться обо всех и в то же время быть постоянно в духовной радости. Потому что радость – это не психологическое состояние, а духовное. Это плод Духа Святого, как и сам апостол Павел перечислял, что плоды Духа – это любовь, радость, воздержание, долготерпение и так далее.

Поэтому у людей, которые не живут в Церкви, нет того, что должно быть. Они как живые мертвецы. Христос сказал: «Я путь, я истина, я жизнь». И истина – это тоже не идеология. Истина – это лицо, Личность. Христос говорит: «Я истина». Поэтому и Пилату, который спросил, что есть истина, Христос не ответил. Знаете, что говорят святые отцы? Если бы Пилат спросил правильно: «Кто есть истина?» Христос бы ему ответил.

О СЕМЬЕ И ДЕТЯХ

Батюшка, кому молиться, чтобы выйти замуж? Помогает ли Пояс Богородицы в этой мольбе?

Богородица во всём помогает. Не плохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы она послала хорошего молодого человека, или если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку. Здесь нет ничего плохого.

Что имел в виду Господь, когда говорил: «Горе будет беременным и питающим сосцами»? Некоторые старцы не советуют жениться в последние времена.

Это глупость какая-то. Христос не говорил, чтобы замуж не выходили. Он говорил, что когда придут те дни, для беременных и кормящих это будет особенно трудным периодом. Но сейчас если говорить о кончине света, для нас в эсхатологии – это когда мы умрём. Я вам советую: занимайтесь Христом, а не Антихристом. Вы знайте, что это нездоровое духовное состояние, когда много говорится об Антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой.

Батюшка, сегодня Россия находится в демографическом кризисе. Не секрет, что мы на грани выживания. И прямое, и символическое спасение именно нашей страны в многодетных семьях. Многодетные семьи сегодня – это средний класс. И поскольку это церковные люди, которые не могут совершать греха в своей работе, они находятся на грани выживания. И политика нашего государства только на словах, а не на деле помогает. Какой вы можете им дать совет?

Во-первых, скажу, что многодетным семьям в России надо смотреть на примеры других семей. Нас, например, было семеро. Наши родители были бедными людьми. Но смотрите, вырастили нас. И сколько ещё есть таких людей. Не желайте иметь много детей только при наличии какого-то обеспечения со стороны государства. Если оно помогает, это очень хорошо. Но не забывайте, что и птицы не сеют, не жнут, но Отец наш Небесный и их питает.

Я вам расскажу такой трогательный пример. В одном районе Северной Греции как-то случилось, что в многодетной семье ни денег не было, ни даже хлеба. Отец хотел какой-то кредит взять, но никакого интереса помочь с другой стороны не было. Их дом стоял вне села, где-то в 300 метрах от храма святого Георгия. И каждый вечер они шли и зажигали святому лампаду. И вот когда уже на исходе были все их средства, отец пошёл к святому Георгию и говорит: «Я больше не могу. Помоги». И во сне видит отец святого Геор-гия на коне. И святой ему говорит: «Пойдёшь завтра в храм, там у двери есть большой камень, уберёте тот камень и под ним найдёте три золотые лиры». Семья пошла к храму, и они действительно нашли под камнем три монеты. И вот так вера их спасла.

Не забывайте, что ключ всех таинств в Церкви – это вера. Когда Господь вмешивался чудесно, Он одной женщине говорил: «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему», другой: «Вера твоя спасла тебя», третьему говорил: «Жил в Израиле, столько веры не видел».

Веруйте крепко, твёрдо, и Бог решит все ваши проблемы.

Ребёнок зачат в страстную седмицу. Постоянно болеет. Мамочка очень переживает. Что делать?

Пусть уповает на Бога, который является Отцом для всех нас и нам прощает наши ошибки.

Как помочь сыну? По гордости он не может придти в церковь, хотя уже получил немало вразумления от Господа. Разведён. Причастился единственный раз.

Молитесь. Но ему не говорите, потому что матом ругать будет. И его час придёт.

Отче, у дочери брак венчанный, но не регистрированный. Он женился на другой, а дочка молится, чтобы он вернулся. Как быть?

Надо терпеть. Не знаю, в России очень легко разводятся, очень легко. К нам много паломников приезжает. Две трети из них или во втором, или в третьем, или в четвёртом, или даже в пятом браке. А знаете, в чём причина? Потому что часто у них только гражданский брак, они не венчаются, и на них не приходит благодать Божья, чтобы помочь в семейных делах.

Поэтому те, кто не венчан, должны обязательно обвенчаться, даже если вы уже в возрасте. Все. И как можно скорее.

Дорогой батюшка, как правильно приучить детей к церковной службе, чтобы они, вырастая, не обижались на нас?

Детей в храм берите, но не на все службы. Если на пять часов поведёте ребенка, он убежит из храма. Дети не могут так долго держаться на ногах. Давлением и принуждением это дело не выйдет. Поэтому говорят, что самая высокая добродетель – это рассуждение. Добро, говорят, не является добром, если не добрым образом делается.

Как правильно детей воспитывать: наказывать ремнём или нет? Или по-доброму и не принуждая?

Всё-таки будьте снисходительны к детям. Давление, чрезмерная строгость никогда пользы не приносят.

А помогает знаете что? Дело. И больше всего – молитва. Не говорите много детям о Боге, а говорите много с Богом о детях.

Как воспитывать детей в православной вере, если муж неверующий и против воспитания в Православии?

Тайком. Учите его втайне от отца, чтобы он не понял, что происходит. Опять ради того, чтоб потом не ссорились.

Отче, что делать, когда дети попали в секту?

Если случается такое, надо молиться. Там же иеговисты, эти же люди неразумные. Молитесь. Одно из самых трудных и тяжёлых испытаний – это когда наши дети попадают вот в эти сети.

Батюшка, почему современные дети так жестоки и отделяются от родителей?

К сожалению, из-за многих грехов в мире очень ослабла человеческая природа вообще. Родители не всегда праведны. И сами из-за многих грехов не имеют внутреннего равновесия. И рожают детей, у которых нет мира. Поэтому советую всем матерям каждое утро маленьким и большим детям давать одну чайную ложку святой воды. Очень помогает.

Как одинокой матери без отца правильно воспитывать мальчика? Что самое главное?

Думаю, чтобы она любовь давала ребёнку. Любовь всё покрывает. И ещё надо, чтобы мать молилась много о ребёнке, потому что благодать Божия всё восполнит.

Как, отче, просить Бога молодому человеку, который хочет реализовать свои таланты и способности, но испытывает финансовые затруднения?

Бог поможет человеку реализовать свои таланты даже при отсутствии финансовых возможностей. Иногда тоже сижу и размышляю о следующем. Один чистит улицы, и доволен. Другой плотник, и доволен. Третий сантехник, четвёртый бизнесмен, пятый предприниматель, шестой президент, кто-то губернатор. Думаю, великая тайна, как Бог распределяет всех людей на разные места и всем даёт покой.

О МИРЕ И ГОСУДАРСТВАХ

Скажите, в Греции Православие – государственная религия? И в чём это проявляется?

Да, это официальная религия. 98 процентов населения – православные.

Батюшка, чем объясните тяжёлое положение экономики Греции и ту ситуацию, в которой сейчас находится ваша страна?

Причина кризиса в том, что и мы, греки, к сожалению, пренебрегли тем сокровищем, которым обладаем, – Православием. На греков, к сожалению, тоже повлиял дух Европы. Народ отдалился от православно- го предания. А Бог всё это допускает, чтобы мы смирились. В этом году даже какие-то кредиты брали люди, чтобы на каникулы поехать. Я на каникулах никогда в жизни не был. Что потерял? Не думаю, что потерял что-то.

Ваше отношение к экуменизму? Ваше мнение о единой универсальной электронной карте?

Экуменизм – это течение, которое хочет, чтобы все так называемые христианские вероисповедания сошлись на чём-то. Мы вообще не против диалогов, но эти диалоги должны совершаться на правильных основаниях. Мы должны знать, прежде чем пойдём на такие собрания, что мы принадлежим единой Святой и Апостольской Церкви.

Насчет карты гражданина, как у нас называют электронные паспорта, мы против этого, даже не духовно, потому что это не печать Антихриста, которая будет на руке и на лбу, а потому что там уменьшается уважение к человеческой личности. Например, правительство, которое сейчас избрали в Англии, в своей предвыборной кампании говорило, что они не примут карту гражданина. Конечно же, не из-за духовных причин. У них таких интересов вообще нет. А потому, что это наступает прямо на свободу личности.

Думаю, что те паспорта, которые сегодня существуют, можете брать свободно. Не надо создавать искушения на ровном месте, как говорится.

Как вы относитесь к глобализации?

Если иметь в виду процессы смешивания всех стран и культур в одно, этого просто не добьются. Но мы, как православные, этого не принимаем, конечно. Мы не хотим глобализованных людей. Мы хотим глобальных, то есть вселенских людей. А вселенскими являются святые, которые своими молитвами весь мир берут в объятия.

В нашей стране скоро выборы президента. Как православному человеку относиться к выборам, если нет доверия никому? Правильно ли устраняться?

Вы должны руководиться следующим лозунгом среди политиков: из двух зол выбирай меньшее. Не ждите идеальных состояний. Вы гораздо в лучшем состоянии как страна, чем мы, Греция. Там в министров, премьер-министров и президентов бросают яйца, сметану и так далее. Здесь хотя бы не дошли ещё до этого. Не знаю, как в будущем.

Верите ли Вы в возрождение монархии в России?

Не думаю, что можно восстановить монархию в России. Это, наверное, уже всё достояние прошлого.

Спаси вас Господи, отче Ефрем, и всех монахов вашей обители за величайший дар, который вы подарили России. Сейчас стоит вопрос о том, сохранится ли Россия. Глядя на огромные очереди к Святому Поясу Царицы Небесной, со слезами верую – России быть. Спаси и сохрани вас Господь.

Не бойтесь, Россия не развалится. Наоборот, укрепится и сыграет главную роль в деле спасения всего Православия на земле.

18 греческих православных монастырей было основано в Северной Америке за последние два десятка лет. Американцы стали проявлять интерес к монашеству после того, как их взял под свое духовное покровительство афонский старец Ефрем (Мораитис), ученик старца Иосифа Исихаста. Корреспондент «НС» побывала в центре американского монашества — в монастыре преподобного Антония Великого в Аризонской пустыне Сонора.

Оазис

Летом температура в Аризоне поднимается до пятидесяти градусов в тени, поэтому дорога в греческий монастырь преподобного Антония Великого утомительна до крайности. Кондиционеры едва справляются с задачей сохранить паломников от перегрева и не загореться самим. На сотни километров вокруг пустыня, населенная скорпионами, тарантулами и более чем десятком разновидностей гремучих змей. Выжженная солнцем каменистая земля покрыта ядовитыми колючками, среди которых и знаменитые кактусы-гиганты сагуаро. Высотой они достигают пятнадцати метров, а в обхвате — трех. Возраст некоторых из них больше 150 лет (кстати, за причинение кактусам вреда можно оказаться в тюрьме на 25 лет).

— Вы специально выбрали для монастыря самое ужасное место на земле? — спрашиваю монаха-привратника, приводящего в подобающий вид измученных жарой паломников — их надо напоить холодной водой со льдом и одеть по полной монастырской форме в рубашки, брюки, юбки, платки и носки.

— Ну что вы, — смеется он, — у нас хороший здоровый климат: тепло, сухо. Это только летом здесь сильная жара, зато все остальное время — 15-20 градусов. Вполне комфортная температура. На монастырских огородах всходит по два урожая в год!

Действительно, монастырь — это зеленый оазис в пустыне. В буквальном смысле. Причем оазис рукотворный — подземная система ирригации обеспечивает капельную подачу воды к каждой травинке (и к каждому из четырех тысяч оливковых деревьев в монастырской роще), иначе бы здесь жизни не было. Артезианский источник воды в монастыре нашли на 300-метровой глубине чудом, после усердной молитвы. Теперь ее хватает для всех монастырских нужд.

Центральный храм обители, посвященный преподобным Антонию Великому и Нектарию Эгинскому, окружен густым тенистым парком с множеством часовен, поклонных крестов, испанских фонтанов, каменных изваяний птиц и животных. Парковые дорожки петляют среди пальм и кустов алоэ и каждый раз выводят к новой уютной беседке. Монастырский парк — продолжение храма. Монахи совершают здесь свое ежедневное (точнее, «еженощное») молитвенное бдение — творят Иисусову молитву по четкам.

Кофе без кофеина

Монастырь принимает паломников на срок до десяти дней, затем нужно получать специальное разрешение игумена. Жить можно бесплатно, но считается хорошим тоном сделать посильное пожертвование, так как гости монастыря, как правило, послушаний не исполняют. Паломники, паломницы и мамы с маленькими детьми живут в разных гостевых корпусах, отдельно от монашеских келий. Трапезничают в общей трапезной (или столовой) с монахами, кроме того, всегда можно дополнительно подкрепиться и выпить кофе в своем корпусе на кухне, которая является также и местом, где бывалые паломники делятся опытом с новичками (на улице для пространных бесед слишком жарко, в храме и трапезной разговаривать не положено, а больше и негде).

— Первый раз проснуться посреди ночи трудно, но потом переходишь на ночной режим и перестраиваешься, — рассказывает бывалая паломница Ольга из Техаса. — Ночью даже проще вставать, чем рано утром.

В монастыре преподобного Антония монахи спят два раза в сутки. Первый раз вечером с 18.00 до 22.00. Проснувшись, совершают бдение по четкам — молятся в своих кельях или в монастырском парке. Обычное монашеское правило такое — три четки-трехсотницы Иисусовой молитвы, сто Богородичных молитв и сто земных поклонов, но это правило может меняться в зависимости от сил каждого монаха как в одну, так и в другую сторону.
— Нам в это время еще можно поспать, — продолжает Ольга, — служба в храме начнется только в час ночи, но вот тут нужно брать себя в руки и не опаздывать, так как именно в это время гости монастыря могут подходить под благословение к настоятелю архимандриту Паисию или к старцу Ефрему, если он в храме.

Паломники, один за другим, как тени, проскальзывают при тусклом свете лампад к игуменским стасидиям и через мгновение, пятясь и склонившись в благочестивом поклоне, отходят на свое место. Около четырех утра литургия заканчивается, и все расходятся на легкий завтрак. В постные дни на завтрак в трапезной — фрукты, орехи, оливки, халва, бутерброды с арахисовым маслом и кофе без кофеина, так как после завтрака можно поспать второй раз — еще несколько часов. С 18.00 до утра в монастыре нельзя громко разговаривать, звонить по телефону, принимать душ, гулять по территории и шуметь.

Хотя ночь и не приносит в пустыню прохлады, но нет палящего солнца, и одно это манит после службы на улицу, где журчат фонтаны, светят яркие звезды, а монастырские кошки выползают из своих дневных укрытий и сладко растягиваются на каменных арках, скамейках и бордюрах, свесив хвосты и лапы. Воздух горячий, сухой, насыщенный запахами трав. До восхода солнца еще далеко, но вдали за кактусами начинает собираться заря. Спать совсем не хочется.

— Будьте аккуратны, — прерывает мои наблюдения выросший из густых пальмовых листьев монах, — и внимательно смотрите под ноги. У нас недавно мальчика ужалил скорпион — вот так же ночью он неосторожно прислонился спиной к стене беседки. Мы всем монастырем за него молились. Идите лучше в корпус, сейчас время отдыхать.

Афонское возрождение

Утром у монахов начинается с послушаний — уход за парком и территорией, огород, уборка храмов и гостиничных корпусов, строительные работы. В 11.30 — общий обед в монастырской трапезной. После обеда снова послушания — до 15.30, затем вечерня. В 16.30 — общий ужин, чтение акафиста Божией Матери и — отбой.

Устав в монастыре преподобного Антония строгий. Монахи на трапезе даже воду пьют по звонку колокольчика за игуменским столом. Все дело в том, что аризонский монастырь был основан монахами с Афона — учениками старца Иосифа Исихаста, строгого пустынника, отшельника и делателя умной молитвы. После кончины старца в 1959 году его последователи были приглашены игуменами в несколько монастырей на Святой горе. Началось возрождение монашеской жизни. Все больше паломников стали приезжать на Афон в поисках духовных наставников, причем не только из Греции, но и из других стран. Архимандрит Ефрем (Мораитис), один из учеников старца Иосифа, ставший игуменом монастыря Филофей, окормлял этнических греков из Северной Америки.

— В 1979 году старцу Ефрему потребовалась операция, и его духовные чада из Северной Америки предложили сделать ее в Канаде. В течение месяца старец (опытных духовников и игуменов монастырей по греческой традиции называют старцами. — Е. С. ) встречался с канадскими и американскими греками, — рассказывает монах Серафим, насельник обители, — и понял, что церковная жизнь в греческой эмиграции пришла в упадок. Люди причащались годами без исповеди и фактически отпали от традиций Церкви. Операция прошла успешно, и старец вернулся на Афон в свой монастырь Филофей, но американские греки стали писать ему письма, звали обратно, просили не оставлять их. Отец Ефрем стал ездить все чаще, а затем уехал насовсем — возрождать православную традицию в греческих общинах Северной Америки.

После решения некоторых разногласий с греческими иерархами (из-за которых сам старец даже ненадолго переходил под юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви и, кстати, остался под большим впечатлением от благочестия русских клириков и мирян) в 1989 году был открыт первый женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенсильвании. Затем в течение десяти лет на территории Америки и Канады было открыто еще 17 греческих монастырей (7 мужских, 10 женских). Общее число монашествующих — более 200, две трети из них — этнические греки, а одна треть — все остальные (американцы, русские, румыны, японцы, афроамериканцы, сербы и другие). Монастырь преподобного Антония был открыт в 1995 году и стал центральным в плеяде греческих монастырей старца Ефрема, а также местом его жительства.

Экстремальный старец

После обеда, который совпадает по времени с поздним завтраком, паломники собираются в книжной лавке, чтобы затем короткими перебежками переместиться в кондиционированный храм. Жара в полдень достигает своих предельных показателей.

В два часа дня в центр храма выносят для поклонения частицу мощей святого великомученика Пантелеимона и главу старца Иосифа Исихаста, которые отец Ефрем привез с собой со Святой горы. А чуть раньше, в час дня, в специальном помещении внутри храма с отдельными комнатами-исповедальнями начинают прием паломников для беседы и исповеди духовники обители: старец Ефрем (принимает преимущественно греков-мирян, приезжих священников и монашествующих), настоятель монастыря старец Паисий и иеромонах Хризостом, американец, один из первых насельников обители.

— Мое обращение из Католичества в Православие привело меня в монастырь Филофей на Афоне, — рассказывает отец Хризостом. — После завершения всех моих дел в миру я затем с великой радостью уехал из Америки на Святую гору в надежде стать там монахом и умереть в монастыре. Но Бог судил иначе.

После четырех лет жизни в монастыре старец Ефрем, мой духовник, спросил, хочу ли я вернуться в Америку, чтобы помочь ему обустроить монастырь в пустыне. Я ответил: я ваш послушник и поступлю так, как вы решите. Через несколько дней мы — пять монахов из Филофея и старец — выехали с Афона.

В Аризоне, на этом месте, где сейчас монастырь, не было ничего, только голая пустыня и змеи, а у нас не было ни воды, ни электричества, ни денег. Первое время мы жили в четырех мобильных домиках-прицепах, в одном из них устроили церковь. Пока не провели электричество, использовали передвижные бензиновые электрогенераторы для питания кондиционеров. От солнца прицепы нагревались, как кухонные печи.

Мы совершали бдение и службу ночью, как это было заведено на Афоне, а утром ложились отдохнуть на пару часов. Помню, однажды мы проснулись, но не торопились выходить из домиков. И вдруг старец Ефрем начал стучать по дверям наших «келий» и звать на послушания. Мы говорим: «Геронда, что хотите, чтобы мы делали?» У нас ведь тогда не было ни инструментов, ни денег, ни материалов, чтобы что-то строить. Старец сказал, что мы приехали строить храм и монастырь, а Бог за усердие благословит наши труды. Так и вышло — первые годы, пока мы строили храм, корпуса и трапезную, мы много трудились, а спали мало, и Бог благословил, нам стали жертвовать материалы и деньги.

Сегодня монастырь преподобного Антония — самый большой по площади и самый населенный монахами (больше 40 монахов и послушников) из всех американских монастырей старца Ефрема. Устав монастыря взят из афонского монастыря Филофей, который, в свою очередь, основан на уставе общины старца Иосифа. Упражняясь в Иисусовой молитве, монахи стараются упражняться и в аскетике, насколько это возможно в общежительном монастыре.

— Жизнь в общине старца Иосифа Исихаста была действительно отшельнической, а строгость, с которой подвизался сам старец, была экстремальной, — рассказывает архимандрит Паисий, настоятель монастыря преподобного Антония Великого. — Мы знаем об этом по воспоминаниям старца Ефрема (на русском языке они опубликованы, например, в его книге «Моя жизнь со старцем Иосифом». — Е. С. ). Эта строгость была связана с подвижническим характером старца Иосифа, а также с тем, что у самого старца в начале монашеской жизни не было опыта и не было старца, за которым он мог бы следовать. Монашеская жизнь на Афоне была в упадке. Поэтому старец Иосиф должен был пройти через все сам, где-то, может, подвизаясь и сверх меры, так как некому было его научить, подсказать. Но Бог принял эти его труды, мы видим это по плодам.

Своих послушников старец не принуждал к такому же строгому аскетизму и, видя слабость современных людей, делал им послабления. К концу жизни он осознал, что внутреннее делание монаха важнее внешних аскетических подвигов, и учил этому своих учеников. Если физический подвиг мешает молитве, нужно сделать шаг назад, немного отступить, ослабить его. Поэтому у нас есть кондиционеры, мы пользуемся техникой для работы на огородах...

— Получается, что, достигнув через аскетику духовной высоты, старец Иосиф отказал в этой возможности своим ученикам?

— Нет. Основа святости — это не аскетика, а смирение. Тот монах, который находится в послушании у своего старца даже в обычном общежительном монастыре, может через одно это достичь такой же духовной высоты, какой достиг старец Иосиф через многолетние аскетические труды и подвиги. Людям в миру я посоветовал бы постараться исключить из своей жизни все, без чего можно обойтись. Делать только то, что необходимо, и стараться делать это проще.

Снегири

— Наш монастырь — третье по посещаемости место в Аризоне, после Великого каньона и еще одного национального парка возле Седоны. За сезон, который начинается осенью и заканчивается весной, приезжает более 25 тысяч туристов, — рассказывает монах Серафим, который отвечает за прием гостей. — И это не православные паломники (которых дополнительно приезжает еще 5 тысяч), а именно американские туристы. Бывает, что в день мы встречаем до 300 человек.

Чем мы их занимаем? Rто-то из отцов проводит с ними небольшую беседу о Православии и об истории монастыря, мы показываем им главный храм, рассказываем немного об убранстве, о богослужении, о том, почему мы здесь живем и что делаем. Они обычно ничего про нас не знают.

Как правило, это пенсионеры, которые приезжают в Аризону из северных штатов «на зимовку», погреться. Они приезжают на машинах с мобильными домами, паркуют свои прицепы на специальных стоянках (подключают к воде, электричеству), а сами ездят по окрестностям, смотрят достопримечательности. В конце весны они уезжают обратно к себе, на север. Мы зовем их снегирями.

C каждым годом рядовые американцы проявляют все больше интереса к Православию, задают вопросы, покупают книжки. Особенно в последнее время, когда экономическая и духовная ситуация в стране становится все хуже. Кроме того, местные христианские группы все больше и больше развращаются — позволяют однополые браки, разрешают женщинам становиться епископами и так далее. Люди, которые еще держатся христианских ценностей, видят, что все вокруг рушится. А приезжая в наш монастырь, они понимают, что вот Церковь, которая сохранила христианские устои такими, какими они были раньше.


Паломник должен быть одет по всем правилам, поэтому на подходе к монастырю американцы меняют привычные шорты, майки и кепки на длинные платья, носки и платки. Не имея другой одежды с длинным рукавом, женщины часто надевают мужские рубашки. Мужчины из светлых рубашек переодеваются в черные


Наместник монастыря архимандрит Паисий каждый день принимает паломников, желающих исповедаться или побеседовать со старцем


Из-за устроенных на территории фонтанов монастырь часто обвиняют в роскоши. Однако фонтан в пустыне скорее не роскошь, а способ спасения от зноя. Иначе здесь просто невозможно было бы существовать


После окончания литургии, в 4 часа утра - завтрак. Правда, многие, особенно дети, в это время еде предпочитают крепкий сон. Монахи завтракают в кельях, а на обед и ужин выходят в трапезную к общему столу


Иеромонах Хризостом, американец, один из первых насельников обители: "Я с великой радостью уехал из Америки на Святую гору в надежде стать там монахом и прожить остаток жизни в афонском монастыре. Но Бог судил иначе"


Когда спадает жара и над Аризоной загораются звезды, возникает чувство безмятежности, как на курорте. Однако расслабляться не следует. Ночью из своих укрытий выползают тарантулы и скорпионы. Пустыня остается пустыней в любое время суток


Во время чтения акафиста Божией Матери в главном монастырском храме монахи прикладываются к Аризонской иконе Божией Матери, прославившейся многочисленными чудесами


Старец Ефрем, ученик Иосифа Исихаста, основатель 18 американских монастырей


Старец Иосиф Исихаст Афонский, один из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. Канонизирован как месточтимый свято на Афоне
На русском языке опубликована книга воспоминаний отца Ефрема "Моя жизнь со старцем Иосифом"


Мощевик с главой Иосифа Исихаста, которую старец Ефрем привез с Афона