Покрытия куполов церквей. Золочение куполов

Позолотные работы – старинный способ украшения предметов быта, мебели, интерьера и элементов наружной архитектуры. Он нашел широкое распространение в православных храмах, где используется как для золочения куполов, так и для внутреннего убранства.

Когда возникла техника золочения

Золочение – это древнейший способ декорирования , сохранивший свою актуальность и пользующийся популярностью в наши дни . Историки считают , что это ремесло возникло несколько тысячелетий назад в древнем Египте и Индии . Затем традиция покрывать тонким слоем золота предметы быта , украшения и архитектурные элементы распространилась в странах Ближнего Востока . Секрет сусального золота также был известен мастерам Греции и Римской империи .

В Киевской Руси позолотные работы стали востребованы в 9 —10 веках – в период активного развития зодчества . Золото украшало сооружения и внутри , и снаружи . Особенно гармонично оно вписалась во внутренне убранство православных церквей . Великолепие золоченых крестов , алтарей , икон , киотов и стенной росписи наполнило храмы изнутри . Внешнюю архитектуру церквей украсило золочение куполов , ставшее одним из символов православия .

Что собой представляет сусальное золото

Уникальная красота золота в сочетании с мягкостью сделали его востребованным в глубокой древности , когда человечество еще не научилось обрабатывать более плотные металлы . Золотые слитки вручную раскатывались до состояния тонких пластин , которые впоследствии на Руси стали называть сусальное золото .

Сегодня для изготовления этого материала используются автоматы , благодаря которым удается получать тончайшие золотые листы (толщиной от 0 ,1 до 0 ,25 микрона ). Это очень хрупкий материал , который может быть разрушен одним неосторожным прикосновением . Чтобы обеспечить сохранность пластин , их упаковывают в специальные книжки , перекладывая золотые страницы листками папиросной бумаги .

Классическое сусальное золото имеет 960 пробу . Однако в наши дни широкое распространение получили самые разные сплавы , в которые могут входить добавочные металлы : серебро , медь , палладий , цинк , никель . В зависимости от состава материал имеет различные цвета : начиная оттенками желтого и заканчивая красным или белым .

Золочение куполов от древности до наших дней

С течением времени способы нанесения позолоты изменялись и совершенствовались . На Руси издревле применялось «ртутное золочение » – старинная технология позолотных работ . Суть ее заключалась в нанесении на обрабатываемую поверхность состоящей из смеси золота и ртути амальгамы . Под воздействием высокой температуры ртуть испарялась , а золото приставало к поверхности . Нанесенная таким методом позолота куполов была надежной и долговечной , но ртутные испарения становились причиной отравления и гибели сотен мастеров .

Сегодня этот смертельно опасный для человека способ больше не применяется . Современные мастера покрывают купола сусальным золотом : с помощью тонких золотых листов создаются поверхности , которые смотрятся так , словно они покрыты цельным листом чистого золота . Следует заметить , что для наружных работ используются золотые пластины большей толщины , чем для декорирования внутренних помещений , украшений и предметов быта .

Техники золочения внутри и снаружи здания

Позолоченные поверхности , устойчивые к влаге и другим воздействиям окружающей среды , создаются методом масляного золочения или как его еще называют «золочением на мордан ». Эта техника золочения может применяться к металлическим , деревянным , гипсовым и каменным поверхностям . Для ее выполнения используются материалы на масляной основе , в том числе масляный лак —мордан , на который непосредственно и накладывается золотой слой . Это достаточно простая техника , чаще всего используемая для наружных работ .

Не всем известно, что такой процесс, как изготовление куполов церквей, относится еще к началу нашей эры. Однако до полноценного становления христианства подобными конструкциями оснащались, как правило, римские, византийские, критские храмы. В русском же зодчестве крестово — купольный тип храма появился по аналогии с соответствующими византийскими строениями. Причем для Руси образцом православного храма стал собор Софии константинопольской.

Много веков назад кровли храмов выглядели не совсем так, как сегодня.

Однако уже тогда строители начали . И важно отметить, что конструкциям этим придавалась определенная символика, о которой не забыли и сегодня. В частности:

1 купол символизирует собой ;

2 купола воплощают два естества Господа Иисуса Христа (божественное и человеческое);

3 купола являются символом Святой Троицы;

5 куполов символизируют собой Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов;

7 куполов воплощают семь таинств христианских;

9 куполов символизируют собой девять чинов ангельских;

13 куполов являются символом Господа Иисуса Христа и 12 апостолов;

24 купола – напоминание о дюжине пророков Ветхого Завета и таком же количестве апостолов Нового Завета;

25 куполов имеют такое же значение, как и 24, но символизируют также Господа Иисуса Христа;

33 купола – это символ возраста Христа, в котором он принял мученическую смерть.

Причем в большинстве случаев для покрытия куполов использовалось настоящее золото.

Однако на сегодняшний день эта практика стала постепенно уходить в прошлое.

Вместо дорогостоящего натурального золота современные строители храмов, соборов и церквей все чаще используют . В основе лежит качественная нержавеющая сталь, отличающаяся стойкостью к негативным внешним воздействиям. А тончащее покрытие из нитрида титана, нанесенное на поверхность стали по вакуумной технологии, придает куполам необходимый оттенок и зеркальный блеск. В результате они выглядят не хуже, чем, если бы были полностью выполнены из золота.

Высокая популярность, которой на сегодняшний день пользуется , вполне объяснима. Рассматриваемое покрытие является очень практичным, долговечным, надежным. Оно сохраняет привлекательный внешний вид на протяжении длительного времени, что немаловажно – ведь купола церквей всегда должны сверкать. Кроме того, материал отличается коррозионной стойкостью, невосприимчивостью к воздействию атмосферных осадков, прочностью к механическим воздействиям.

Приобрести листы высококачественной стали с напылением из нитрида титана вы можете у нас. Мы предлагаем вниманию покупателей листы разной толщины и оттенка по выгодным ценам. Кроме того, у нас можно заказать и услуги по его монтажу, возведение кровли и другие виды услуг. В любом случае, вы останетесь довольны сотрудничеством – качеством продукции, выгодными ценами, оперативностью доставки заказов по всей Украине и в страны СНГ.

Золотые купола испокон веков украшали города Великой Руси. Для православного человека золотые купола символизируют вечность и небесную славу. Золотом на Руси покрывали купола главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. В то же время золоченые шлемовидные купола напоминали о святом воинстве и духовной брани.

Традиция украшения церквей и храмов золотыми куполами восходит к Византийской империи. Впоследствии храмов стало традицией и на крестившейся Руси.

Золочение куполов, золочение металлов всегда было крайне трудоёмкой и тонкой работой. Мало того, в прошлом работа золотильщика куполов была просто опасна. Использовался старинный метод огневого золочения, при котором происходит диффузия золота в металл. При огневом золочении металла брали ртуть, в которой растворяли золото, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Ядовитые испарения ртути медленно отравляли золотильщиков. Так, в XVIII веке при золочении куполов Исаакиевского собора было израсходовано 100 кг золота и умерло 60 мастеров-золотильщиков.

Впоследствии для золочения куполов стали применяться более безопасные технологии. Одна из них, «сусальное золото» - золочение на лак «мордан». При этом используются тончайшие золотые пластинки, которые вкладываются в специальные книжки, между листами очень тонкой бумаги. Сусальное золото в них всегда одного размера - 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины - от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото - 1-2 г - применяется для внутренних работ - золочения рам, киотов и др. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Золочение куполов этим методом очень трудоемкое, важны вопросы температуры, влажности.
Если же проводить золочение купола не на самом храме, то здесь есть свой существенный недостаток - при сборке золочёных частей купола неизбежны механические повреждения краёв деталей, что впоследствии может отрицательно сказаться на долговечности позолоты купола.

Позже была разработана технология гальванического золочения металлов.

К сожалению, в настоящее время стоимость натуральной позолоты чрезвычайно велика. На сегодняшний день (2006 г.) стоимость золочения наружных поверхности при толщине золота 0,25-0,5 мкм соствляет 25-40 тыс. руб/квм., что примерно в 15-20 раз дороже стоимости листа с нитрид-титановым покрытием.

Каков при этом гарантийный срок использования натуральной позолоты - очень сильно зависит от степени соблюдения технологии, но вряд ли превысит 10-15 лет.

Поэтому, исходя из стоимости материала и сроков его эксплуатации, мы предлагаем кровельный материал из нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием «золотистого» цвета с гарантийным сроком до 100 лет.

P. S. На фото крест покрыт натуральной позолотой, а купол облицован сталью с нитрид-титановым покрытием.

ДОСТОИН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ И БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ АНАЛОГ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА УКРАСИТЬ КУПОЛА И КРЕСТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ?

Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. в ЖМП № 6 за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота.

Покрасневшая кровля

Впервые бинарное соединение титана с азотом публично обсуждалось как кровельный материал в 1996 году на строительной площадке у Храма Христа Спасителя во время традиционного «строительного» объезда города мэром Юрием Лужковым. В тот раз градоначальник утверждал проект фасадов и кровли. Бюджет сусального золочения с учетом колоссальной площади основного купола показался мэру и экспертам слишком большим. И тут Юрий Михайлович достал из портфеля две одинаковые с виду пластины: «А знаете, появились гораздо более дешевые технологии, которые позволяют имитировать золотой блеск при помощи нитрида титана. Вот у меня в одной руке этот материал, в другой — сусальное золото. Угадайте, где что!»

Собравшиеся умолкли, но спустя минуту большинством голосов решили, что в левой руке градоначальника позолота. «Чистый нитрид титана!» — торжествующе сказал мэр. И на всякий случай предложил несогласным «самостоятельно профинансировать поставку сусального золота», после чего вопрос с кровлей собора можно было считать решенным.

Крыша вместе с фасадной отделкой была завершена к сентябрю 1997 года, к празднованию 850-летия Москвы. Покрытые нитридом титана элементы действительно блистали насыщенно огненным золотым отливом… первые два года. Уже к моменту великого освящения храма в августе 2000 года их тон заметно изменился, превратившись из ярко-золотого в рыжий. А еще через два-три года стал и вовсе медно-бурым.

Согласно архивным документам Фонда Храма Христа Спасителя (правопреемника Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя), работы выполнены ЗАО «РИК-С». Подрядчик, сообщил в интервью журналу главный инженер Фонда Виталий Фатькин, «покрыл нитридом титана главный купол и корону карниза, четыре малых купола и короны четырех звонниц, а также купол надвратной церкви на общей площади 5623 м 2 ». По его информации, кровельный материал куполов выполнен с применением комбинированного покрытия из нитрида титана, золота и алмазоподобной пленки.

Информации о гарантийных сроках работ, заказчиком которых был Моспромстрой, в Фонде нет. Однако Фатькин пока не видит в ней необходимости. По его мнению, крыша в более чем удовлетворительном состоянии. «Специализированная организация, профессионально занимающаяся мониторингом сложных сооружений, по нашей просьбе регулярно обследует устойчивость куполов и несущих конструкций. Последний раз подобные работы выполнялись три года назад. Техническое состояние элементов оценено как работоспособное, а поверочные испытания показали: купола имеют достаточно высокие прочностные и эксплуатационные характеристики и могут безопасно использоваться в дальнейшем, — говорит главный инженер. — В общем, сама крыша сделана на совесть, поэтому в ближайшее время оснований для ее капитального ремонта и тем более замены нет. Хотя, конечно, цвет отличается от куполов, выполненных по технологии классического золочения. В солнечную погоду еще ничего, а вот когда пасмурно…»

Хозяин кабинета подводит меня к окну. Разница с Иваном Великим налицо.

В агрессивной среде

«Что Лужков говорил на публику, вы помните. А вот в кулуарах он однажды заявил: Боженька, мол, всё видит, так что давайте поверх нитрида титана напылим золото. Зачем — сказать трудно: аналогичных решений мировая практика не знает. Насколько помню, распоряжением президента банка “Столичный” Александра Смоленского на напыление было выделено 26 килограммов золота», — делится по телефону с корреспондентом издания анонимный источник.

Мой собеседник в 1996-1997 годах был главным технологом ЗАО «РИК-С» по кровельным работам. Из этой фирмы он уволился в 1998 году — по его словам, из-за того, что разуверился в нитриде титана как в отделочном материале. «Железо и есть железо. Оно и блестит, как железка, — говорит бывший сотрудник «РИК-С». — А золоту присуще внутреннее достоинство». Свое имя он попросил не раскрывать: сейчас по-прежнему работает в строительной отрасли и не хотел бы, чтобы коллеги ассоциировали его с ошибочными по его мнению решениями, примененными при кровельной отделке Храма Христа Спасителя.

В устойчивости самой крыши собеседник также не сомневается: сталь брали качественную, немецкую, толщиной полмиллиметра, как положено по строительным нормам и правилам. Среди причин покраснения наружного слоя называет несколько, но главная из них — осаждение атмосферных загрязнений: «Дело в том, что структура нитрида титана крайне пористая, с многочисленными зазорами между наружными гранулами. В агрессивной атмосфере такого мегаполиса, как Москва, она способна держать первоначальный натуральный цвет три-четыре, от силы пять лет. Этот срок купола Храма Христа Спасителя выдержали».

Сама ЗАО «РИК-С», которая теперь выросла в крупную строительную и реставрационную компанию, лишний раз о кровле главного храма страны предпочитает не вспоминать. «Со всей ответственностью могу сказать: мы компания, которая не разочаровывает», — обращается к клиентам на интернет-сайте фирмы ее генеральный директор Григорий Доменко. Однако в опубликованный здесь список девяти своих лучших реализованных проектов Храм Христа Спасителя «РИК-С» тактично не включила. Не вошел в этот список и другой знаменитый московский храм — Благовещенский кафедральный собор в Елохове. Сезоном ранее — в 1996 году — тем же самым материалом были покрыты четыре его малых купола. И если на Храме Христа Спасителя кровля сейчас хотя бы сохраняет единый колер, то в Елохове даже невооруженным глазом видны гигантские черные проплешины, напоминающие отслоившиеся стальные листы. По словам моего анонимного собеседника, трудившегося на этом объекте мастером-кровельщиком, в этом также виноваты атмосферные загрязнения. Предстоящим летом приходская администрация собирается поменять металл на обычную кровельную медь. «Лучше, конечно, сусальное золото, но сомневаюсь, что мы найдем достаточно средств», — комментирует староста собора Николай Капчук.

Ну а если с экологией все в порядке? Тогда в первую очередь обращайте внимание на компоненты и на технологию напыления.

Технология

Нитрид титана родом из отечественной атомной отрасли. Очень долго подобные технологии напыления применялись на закрытых предприятиях Министерства среднего машиностроения СССР. Первоначально, еще в 1970-х годах, они были разработаны в отраслевом Харьковском физико-техническом институте. Атомщики ими занимались, разумеется, не ради красивых отделочных материалов в гражданском строительстве. Разработчики решали задачу упрочнения режущего инструмента и использовали комбинации напыления на рабочие поверхности различных немагнитных материалов: алюминия, меди, хрома, никеля. На рубеже 1980-1990-х годов, когда в рыночных условиях оборонной промышленности пришлось искать новые способы выживания, ученые попытались найти применение своим технологиям в зубном протезировании и в других «несерьезных», но прибыльных предприятиях вроде тонировки автомобильных стекол.

Цвет покрытия зависит от химического состава напыляемого материала. Оксид алюминия, к примеру, дает насыщенный серый окрас, оксид хрома — «мокрый асфальт». Можно наносить и отдельно титан — цвет будет титановый. А вот соединение титана с азотом дало цвет, близкий к золотистому. Но в этой технологии, даже при условии строгого ее соблюдения, специалисты насчитывают как минимум четыре фактора, сильно влияющих на конечный результат.

Первый — качество проката самой нержавейки, в кристаллическую решетку которой встраивается напыляемое покрытие (подложки, как ее называют производители нитрида титана). Лучшими считаются марки стали с легированными добавками — хромом, никелем и молибденом, придающими изделиям дополнительную коррозионную стойкость. «Сейчас мы ориентируемся на нержавейку марки AISI 304 (по международной классификации), известную в России как 12Х18Н10, из Испании, Бразилии, Китая, Тайваня. Если говорить о транснациональных корпорациях, рекомендую торговую марку “Аспринокс”, — рассказывает генеральный директор ООО “Морион”, которое владеет торговой маркой “Златосфера”, Вадим Новокшонов. — Неплоха и финская AISI 321 — конечно, если соблюдать рекомендованную стандартом 0,5-миллиметровую толщину подложки. А то иногда недобросовестные производители наносят нитрид титана прямо на жесть от консервной банки и продают это настоятелям храмов под видом кровельного покрытия». «Не советуем использовать нитрид титана, напыленный на сталь марки AISI 430 (в российской классификации — 08Х17), — добавляет генеральный директор волгодонского ЗАО “Инженерный центр Грант” Виктор Ребенок. — Как выяснилось, этот металл в любом случае темнеет уже через пять лет, а на изделиях со сваркой его применять вообще недопустимо». Вывод из этих рекомендаций один: не стоит пренебрегать такой важной вещью, как сертификат на сталь. Заказчику необходимо обязательно запрашивать этот документ у поставщика кровли.

Второй фактор — качество очистки. Дело в том, что на поверхности и в приповерхностном слое стали даже превосходного качества всегда присутствуют загрязнения: следы проката, масла, абразивы, окислы. От тщательности их удаления зависит, насколько прочно напыление соединится с подложкой и в конечном счете как долго прослужит изделие. Чистить нержавейку можно самыми разными способами: мойкой, механической полировкой, электроимпульсной полировкой. Кстати, одним из существенных недостатков работ на куполе Храма Христа Спасителя эксперты называют недостаточно скрупулезную механическую чистку стали при помощи фрез. Впрочем, другие методы в середине 1990-х еще не практиковались.

Третий фактор — выбранная технология напыления. Сейчас применяются несколько способов: конденсация с ионной бомбардировкой, электронно-лучевое испарение, магнетрон, газофазовое осаждение, атомная ионизация и распыление, термодиффузионное насыщение и т.д. Эксперты отдают преимущество первой из них.

И наконец, четвертый фактор — качество самих компонентов. Разумеется, неспециалисту разобраться во всех этих хитросплетениях очень трудно. Как же проверить качество напыленного на сталь нитрида титана? «К счастью, существует универсальный метод. 16 лет назад нам подсказал эту идею один из заказчиков в Нягани, прежде руководивший местным автотранспортным предприятием, — раскрывает секрет Вадим Новокшонов из «Мориона». — Он взял готовое изделие и поместил его на две недели в емкость с аккумуляторной кислотой. Это навело нас на мысль — тестировать готовые листы из партии нитрида титана в трех средах, имитирующих ускоренное воздействие атмосферы большого города. Обычно образцы мы помещаем в три раствора: соляной, кислотный и щелочной».

Цена вопроса

Но не каждому по силам прибегнуть к этому способу. А следствие ошибочного выбора нитрида титана всего одно, но весьма существенное. Если позолотчик отвечает лишь за свою работу и в крайнем случае может переделать только сусальное золочение, то некачественное напыление нитридом титана неминуемо ставит балансодержателя перед необходимостью перекрыть всю кровлю. То есть пойти на тройные затраты!

И еще немаловажный факт: «сусалка» ответственной фирмы-подрядчика, где работают высококлас-сные позолотчики, «живет» обычно век (примеры хорошо известны: Успенский собор Московского Кремля и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Но если средств на драгоценный металл не хватает, купол можно покрыть и кровельной медью, практически догнавшей в цене нержавеющую сталь, на которую нанесен нитрид титана.

Но производители все же не советуют отказываться от нового вида кровли, особенно если она выполненна качественно. «Сейчас мы реализуем квадратный метр покрытия нашей торговой марки TITARK за 2360 рублей, — говорит Вадим Новокшонов. — Эта цена складывается примерно из трех равных долей: стального проката, очистки поверхности электроимпульсной полировкой и напыления титана методом конденсации с ионной бомбардировкой. Конечно, если очищать сталь примитивно-механически и использовать магнетронное напыление, изделие даже из проката той же 0,5-миллиметровой толщины обойдется примерно вдвое дешевле. Но вряд ли оно простоит хотя бы десяток лет, а мы заявляем на свою продукцию столетнюю гарантию». Если же купол храма заказывается под ключ, к расходным статьям нужно отнести также стоимость сборки и монтажа. Средний купол трехметрового диа-метра обходится заказчику в этом случае в 350 тыс. рублей — примерно втрое дешевле по сравнению с сусальным золочением.

Такого же порядка цены у инженерного центра «Грант» при том же 100-летнем гарантийном сроке. Конечно, удостовериться в нем смогут будущие поколения. Нынешние же заказчики продукцией довольны. Восемь лет назад наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) заказал «Гранту» покрытие нитридом титана кровли на пяти зданиях (в том числе трех церковных куполов) общей площадью 2200 м2 и не жалеет. «За четыре года до этого тот же самый подрядчик делал купол для храма в городе Удомля. Мы остались довольны, — говорит отец Аркадий. — Цвет насыщенный, от золота отличить невозможно».

Не разочарован уральским нитридом титана и протоиерей Феодор Повный, настоятель минского храма-памятника Всех святых в память безвинно убиенных в нашем Отечестве . «Представители подрядчика ехали мимо нашей стройплощадки, и у них заглох автомобиль, — вспоминает отец Феодор. — Их на тросе дотащили до нашего Дома милосердия, так мы и познакомились. У нас в Белоруссии тоже предлагают покрытие кровель нитридом титана, но, изучив возможное соотношение цены и качества, от услуг местных поставщиков мы отказались. Нареканий пока нет».

Неканонический вопрос

Не нарушает ли использование нитрида титана церковные каноны? Подобная постановка вопроса отца Феодора Повного удивляет: «Это ведь не пластик, смотрится вполне благородно».

«Не существует особого церковного канона, который регламентировал бы покрытие купола — из дерева ли его делать, из меди, из железа, из нитрида титана или, быть может, из бронзы, — констатирует настоятель екатеринбургского Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло. — Господь создал все эти материалы и предоставил человеку возможность ими пользоваться. Конечно, сусальное золочение — идеал, но не каждый может себе его позволить. Наши купола из нитрида титана устойчиво держат цвет и за 11 лет блеск нисколько не потеряли».

На Урале уже можно говорить об особой церковной моде на покрытие купола и храмового креста нитридом титана. Это объясняется как близостью сырьевой базы, так и отраслевой спецификой региона. Достаточно сказать, что менеджмент ООО «Морион» — выходцы со средмашевского Приборостроительного завода города Трехгорного (бывшего Златоуста-36) в Челябинской области. По оценке Вадима Новокшонова, продукцией его предприятия в России покрыто около 2,5 тыс. храмов. Дольше всего — уже полтора десятка лет — стоит изготовленный компанией купол Троицкого кафедрального собора в Екатеринбурге. «Кровля там сделана добротно, видимых дефектов нет, — рассказывает заведующая отделом капитального строительства местной епархии Ольга Любченко. — В основном в подобных случаях мы используем челябинский материал. Это удобно, ведь подрядчик выполняет работы под ключ. Поставщиков нитрида титана у нас в регионе много, но от оценки, какой из них лучше, я бы воздержалась. Если же хотите знать мое личное мнение… Сравнивать с сусальным золотом нельзя! К сожалению, им в нашем городе покрыт купол одного-единственного храма “Большой Златоуст” на пересечении улиц 8 Марта и Малышева. Он смотрится среди всех остальных куполов как царь».

В итоге при прочих равных именно эстетические соображения заказчика берут верх. Единственный московский купол, покрытый в конце 1990-х годов нитридом титана «Златосферы» ООО «Морион» на Введенском храме по Самокатной улице , уже переделан в медный. «Было очевидно, что это не настоящее золото, — вспоминает ризничий храма иеромонах Никон (Белавенец), — и восемь лет назад один благодетель выделил средства, чтобы перекрыть кровлю. Теперь видно: кровельная медь смотрится в любом случае лучше золота».

Православные церкви и соборы не зря считаются одними из самых красивых в мире из-за двух отличий от храмов других религий: у них есть золотые купола и колокольный звон, чего нет больше нигде. Как пел , который часто бывал в Киеве, купола у нас кроют чистым золотом, "чтобы чаще Господь замечал". Это касается как известных всему миру храмов в Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской лаврах, так и небольших церквей в городках и селах. "Сегодня" побывала в мастерской, где делают большие и малые церковные "маковки", а также выяснила, что нужно для мелодичного колокольного перезвона.

Мы находимся в помещении, где лежат заготовки для будущих куполов — "золотые" листы, стальные трубы, прутки, которые в умелых руках мастеров за пару недель могут превратиться в изящное навершие церкви. Как оказалось, классические медные купола с позолотой нынче практически не заказывают — очень дорого. Сверкающие золотом на солнце церковные маковки теперь делают из листов нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, которые называют "булат".

Фотографировать заготовки мастера не разрешают, мол, плохая примета, может получиться брак. Но как выглядит изнутри готовый купол, нам показали. Раскрой из тонких листов булатированной стали искусно собран на каркасе-клетке, приваренном к центральной трубе, проходящей через весь купол. Сверху в нее вставляется стальной крест, покрытый листами булата.

"Настоящий мастер тот, у которого купол получается плавным, без углов и резких переходов, — говорит купольщик Михаил, высокий светловолосый бородатый мужчина лет сорока с крепкими руками. — Мы делаем купола уже 8 лет. Долго искали утраченные технологии старых мастеров, но есть и свои ноу--хау, например шов, соединяющий лепестки купола. Под такой шов не затекает дождевая . Даем гарантию, что купол прослужит не менее 70 лет".

А вот раньше, как говорят мастера, купола делали на деревянных заготовках, но дерево столько лет не выдержит, даже если его обработать средствами против гниения и грибка.


Изнутри. Каркас позволит куполу простоять не менее 70 лет


Красота. Полутораметровый купол легко могут перенести двое


Символ веры. Такой крест называется "трехлепестковым"

КЛАССИКА И "ЧЕШУЯ"

Кроме классических куполов, состоящих из 6—8 частей, мастера также делают и более сложные — чешуйчатые. Они красиво смотрятся, но стоят в разы дороже (20—30 тыс. грн и более, в зависимости от диаметра) и весят намного больше. Если самая популярная у заказчиков "луковица" диаметром 1 м весит всего 20—22 кг, то такая же, но собранная из сотен ромбов-чешуй потянет на 117—120 кг.

Чешуйчатый купол дороже

Страховка. Цепь на крестах от воров будет не лишней

ИДЕЮ ПОДСКАЗАЛ КОЛОКОЛЬЧИК

Откуда пошла традиция звонить в колокола и почему храмы увенчаны куполами, нам рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел: "По преданию, святитель Амвросий Медиоланский, живший в IV веке нашей эры, увидел дивный сон: идет он по полю, устланному цветами, и видит колокольчики, которые наклоняются и издают чарующие звуки. Проснувшись, Амвросий повелел мастерам сделать колокол в форме цветка, прикрепить к нему "язык" и стал звонить. Колокольный звон призывает людей к молитве, напоминает нам о главном: о божественной любви и божественном милосердии, что человек должен встретиться со своим Создателем. Установка купола символизирует остаточное окончание строительства храма, и он увенчивается крестом, свидетельствующим о том, что это храм Божий и в нем совершается молитва. Крест — это символ нашего спасения, под ним собираются люди, охраняемые Божьей благодатью, и имеют возможность молиться".

Владыка Павел

"БОЧКА", "ЮБКА" И МОСТЫ

Чтобы навершие храма смотрелось гармонично, есть каноны изготовления куполов.

"Неправильно сделать крест выше и больше по размаху, чем сам купол, их соотношение должно быть примерно одинаковым, — рассказал нам мастер Александр. — Если исказить пропорции купола, допустим, сделать слишком высокую "юбку" (так на сленге мастеров называют нижнюю, округлую часть изделия. — Авт.) или слишком растянутую в ширину "бочку" (верхняя часть купола. — Авт.), снизу купол будет выглядеть приземистым, сплющенным. Кресты до 1,5 метра в размахе можно устанавливать без тросов-растяжек, удерживающих их при сильном ветре, а вот для более крупных уже необходимо дополнительное крепление, иначе крест может упасть из-за сильного ветра вместе с куполом".

По словам Александра, технически возможно изготовить "луковицу" любого размера, но на практике он ограничен высотой автодорожных путепроводов — 4 м. Купола более 3 м в диаметре и столько же по высоте маковки, погруженные на автотрейлер, не пройдут под мостами, поэтому их перевозят по частям. Несколько лет назад у Михаила и Александра был случай, когда их фирме заказали купол диаметром 6 м. Его перевозили в разобранном виде и уже непосредственно возле церкви собрали конструкцию из шести огромных лепестков. Затем с помощью крана купол установили на место. А самые маленькие "луковки" бывают 30 см в диаметре, их заказывают для часовен. Среди множества готовых куполов один особенно привлекал внимание — необычного ярко-синего цвета.

"Это так называемый богородичный — для храмов в честь Пресвятой Богородицы, ее цвета — синий и голубой. Синь получается, если нержавеющую сталь покрыть не нитридом, а оксидом титана", — разъяснил Михаил.


До, ре, ми... Чем меньше колокол по весу и размеру, тем выше его звучание, и наоборот


Язык и уши. Колокольное било делают из стали, а вешают за 4 ушка


Рекордсмен. Самый большой православный колокол весит 60 тонн

ЗВОНАРИ РАБОТАЮТ РУКАМИ И НОГАМИ

В церковной лавке Киево-Печерской лавры мы увидели колокола от 7 до 250 кг. Пытаюсь поднять небольшой на вид "колокольчик" высотой сантиметров 40, и с трудом отрываю его от полки.

"Нелегко? А ведь это всего лишь средний колокол, так называемый подзвонный, который используется как вспомогательный, весом 38 кг, — улыбается продавец Александр. — Кубический сантиметр бронзы весит 8,6 г, она почти в 9 раз тяжелее воды. Поэтому при скромных размерах колокола увесистые. Зато звучат! Есть еще малые колокола, с высокими тонами. Главные колокола — благовестники — они самые тяжелые, от 100 кг и более и "голоса" у них — басы".

Вдвоем с продавцом мы едва сдвинули с места такой колокол, а ведь он "ростом" чуть выше колена и всего полметра в диаметре. А благовестник высотой в человеческий рост весит порядка трех тонн. Кстати, самый большой в Украине колокол установлен в 2008 году на колокольне Свято-Преображенского собора в Одессе. Гигант весит 14,2 тонны, а его язык — 250 кг. Самый большой колокол Киево-Печерской лавры на главной колокольне потянул на 13 тонн, а его "голос" слышен за 10—15 км окрест.

КРАСИВО, НО НЕДЕШЕВО. Церковные колокола — неотъемлемая часть православного богослужения, требующая не только мастерства звонарей, но и дорогая, так как даже минимальный набор из пяти качественных колоколов, дающих мелодичный звон, стоит порядка 70 тыс. грн без доставки и монтажа. Средняя цена — $12—13 за килограмм веса, можно найти и дешевле, но, по словам специалистов, у таких колоколов может быть плохое звучание, так как там меньше, чем должно быть, дорогого олова и больше дешевой меди. Классический рецепт колокольной бронзы — 78—80% меди и 20—22% олова.

"Малый подбор, на котором можно производить все положенные церковным уставом звоны, состоит из колоколов весом 7 кг (соль диез 3-й октавы), 18 кг (ми 3-й октавы), 25 кг (си 2-й октавы), 42 кг (ля 2-й октавы) и 100 кг (ми 2-й октавы), — говорит одной из фирм, специализирующихся на литье колоколов, Владимир Анисин. — Они подобраны по основным тонам и гармонично звучат в аккорде".

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН. Как рассказал нам звонарь киевского храма Святого Михаила, отец Андрей, колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и звон.

"Благовест — мерные удары в большой колокол, созывающий верующих на богослужение, — говорит отец Андрей. — Он так называется потому, что возвещается благая, добрая весть о начале службы. Также, в случае беды, в него бьют в набат частыми ударами. Трезвон — троекратный с перерывом звон во все колокола, выражающий христианскую радость, торжество. Перезвон — многократный звон поочередно в каждый колокол по одному или несколько ударов, начиная с большого и до самого малого. Наконец, перебор — медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, но, наоборот, с малого до самого большого, затем ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз".

По словам отца Андрея, звонарем может быть не только монах или священник, но он должен обязательно быть верующим и иметь музыкальный слух. Когда идет, например, пасхальный перезвон в большом храме, где колоколов 12 и более, то в них бьют не один, а несколько звонарей, причем работают не только двумя руками, но и ногами, нажимая на педали. Для этого на колокольне делают специальный пульт, куда сходится много веревок и канатов.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах