Порядок деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулиро

Порядок работы Комиссии:

Основанием для проведения заседания Комиссии является:

а) представление руководителя Управления (лица его замещающего) о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. № 1065, материалов проверки, свидетельствующих:

О представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных п.п. «а» п. 1;

О несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликтов интересов;

б) поступившее в отдел противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП России по Омской области (далее отдел противодействия коррупции) , в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа:

Обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

Заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

в) представление руководителя Управления (лица его замещающего) или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

г) представление руководителем Управления (лица его замещающего) материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Председатель Комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии:

1) в 3-дневный срок назначает дату заседания Комиссии. При этом дата заседания Комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации;

2) организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований в служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов Комиссии и других лиц, участвующих в заседании Комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

3) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание Комиссии, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания Комиссии дополнительных материалов.

Заседание Комиссии проводится в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

При наличии письменной просьбы государственного служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание Комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки государственного служащего или его представителя на заседание Комиссии при отсутствии письменной просьбы государственного служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки государственного служащего или его представителя без уважительных причин Комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие государственного служащего.

На заседании Комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявленных государственному служащему претензий, а также дополнительные материалы.

Члены Комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором п.п. «а» п. 1, Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с п.п. «а» п. 1 о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. № 1065, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные государственными служащим в соответствии в п.п. «а» п. 1, названного в п.п. «а» настоящего пункта, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю Управления применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем п.п. «а», Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае Комиссия рекомендует руководителю Управления указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований у служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором п.п. «б», Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в го должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

О принятом решении направить гражданину уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней» (в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем п.п. «б», Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;

б) признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае Комиссия рекомендует государственному служащему принять меры по представлению указанных сведений;

в) признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае Комиссия рекомендует руководителю Управления применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "г" пункта 3.1 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений :

а) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются достоверными и полными;

б) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю Управления применить к государственному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией

По итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных п.п. «а», «б», «г» при наличии к тому оснований Комиссия может принять иное решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии.

По итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного п.п. «в» Комиссия принимает соответствующее решение.

Для исполнения решений Комиссии, членами Комиссии могут быть подготовлены проекты нормативных правовых актов, решений или поручений руководителя Управления, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение руководителя Управления.

Решения Комиссии принимаются тайным голосованием (если Комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании.

Член Комиссии, несогласный с ее решением, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии и с которым должен быть ознакомлен государственный служащий.

Копии протокола заседания Комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются руководителю Управления, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению Комиссии - иным заинтересованным лицам.

Руководитель Управления обязан рассмотреть протокол заседания Комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций Комиссии и принятом решении руководитель Управления в письменной форме уведомляет Комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания Комиссии. Решение руководителя Управления оглашается на ближайшем заседании Комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

В случае установления Комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информации об этом представляется руководителю Управления для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае установления Комиссией факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель Комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости — немедленно.

Копия протокола заседания Комиссии или выписка из него приобщается к личному делу государственного служащего, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Комиссии, а также информирование членов Комиссии о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, ознакомление членов Комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании Комиссии, осуществляется отделом противодействия коррупции.

  • §2. Система российского законодательства о противодействии коррупции
  • §3. Организационно-правовые основы противодействия коррупции
  • §4. Основные принципы противодействия коррупции
  • §5. Субъекты противодействия коррупции и их полномочия
  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов

    Предупреждение причин и условий, продуцирующих на государственной службе коррупционные проявления, которые имеют характер гражданско-правового деликта, административного правонарушения или дисциплинарного проступка, находится в основной компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии). Создание и порядок деятельности комиссий предусмотрены указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов". В настоящее время такие комиссии образованы не только в федеральных органах исполнительной власти, включая их территориальные органы, но также и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Возложенные на комиссии задачи по обеспечению соблюдения федеральными гражданскими служащими (далее - государственными служащими) требований к служебному поведению следует связывать с достижением целей раннего предупреждения (нейтрализации) причин и условий, которые способствуют их коррупционному поведению. Предмет этих требований составляют запреты, ограничения, а также антикоррупционные обязанности государственных служащих, установленные Федеральными законами "О противодействии коррупции" è "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    К предмету комиссионного рассмотрения относятся вопросы (и соответственно, решения по ним), которые условно можно классифицировать на 4 группы:

    1) вопросы соблюдения требований к служебному поведению (комиссия устанавливает факт несоблюдения или соблюдения требований);

    2) вопросы трудовой занятости государственного служащего, после увольнения с государственной службы, в коммерческой или некоммерческой организации либо выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности (комиссия дает согласие, либо отказывает в разрешении);

    3) вопросы достоверности (полноты) представленных государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комиссия признает достоверность (полноту) сведений, либо устанавливает неподтверждение достоверности (полноты) сведений);

    4) вопросы непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комиссия рекомендует государственному служащему принять меры по представлению сведений; руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности в случае признания непредставления сведений фактом уклонения).

    При этом нужно отметить, что комиссии может рассматривать и соответствующие материалы по 3 и 4 группе вопросов, в отношении лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы.

    Основанием для проведения заседания комиссии может служить представление руководителем государственного органа на ее рассмотрение материалов проверки по любой из выше отмеченной группе вопросов. Не исключена и возможность инициативного обращения государственного служащего с заявлением на получение согласия на занятие трудовой деятельностью, которая подвергается запрету для целей предотвращения конфликта интересов, или о невозможности по объективным причинам представить требуемые сведения. Причем эти заявления государственного служащего поступают не напрямую в комиссию, а через подразделение кадровой службы, которая уполномочена осуществлять профилактику коррупционных правонарушений.

    Происхождение первичной информации, которая затем становится предметом комиссионного рассмотрения, может быть разным. Условно можно выделить внешние и внутренние источники ее возникновения. Извне информация относительно вопросов декларирования доходов, может поступить от правоохранительных и налоговых органов; постоянно действующих руководящих органов политических партий и общероссийских общественных объединений; Общественной палаты Российской Федерации. Отмечая возможности внутреннего получения информации (которая касается обеспечения соблюдения антикоррупционных ограничений, требований и запретов) от любого члена комиссии или руководителя органа государственной власти, в котором функционирует комиссия, законодатель не уточняет источники ее происхождения.

    Комиссия не уполномочена рассматривать сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, равно как и анонимные обращения, а также не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины. При установлении факта совершения государственным служащим действия (бездействия), содержащего признаки преступления или административного правонарушения, председатель комиссии обязан передать информацию об этом (равно как и свидетельствующие документы) в правоохранительные органы.

    В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

    2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, в которых образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    3. Правительству Российской Федерации:

    а) в 3-месячный срок представить проект указа Президента Российской Федерации о порядке рассмотрения вопросов, связанных с обеспечением соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, требований к служебному поведению и урегулированием ситуаций, когда личная заинтересованность указанных гражданских служащих влияет или может повлиять на объективное исполнение ими должностных (служебных) обязанностей;

    б) обеспечить финансирование расходов, связанных с деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных государственных органах, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным государственным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

    4. Установить, что финансирование расходов, связанных с деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, образуемых в государственных органах субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

    5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент
    Российской Федерации
    В. Путин

    Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов

    I. Общие положения

    1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определяется порядок образования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия, комиссии), образуемых в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее также - государственный орган, государственные органы).

    2. Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также правовыми актами государственных органов.

    3. Основными задачами комиссий являются:

    а) содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее - гражданские служащие) требований к служебному поведению;

    б) содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

    4. Комиссия, образуемая в федеральном государственном органе, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) в федеральном государственном органе (за исключением гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также гражданских служащих, указанных в подпункте "б" пункта 7 настоящего Положения).

    5. Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти (за исключением гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации), рассматривает комиссия, образуемая в федеральном органе исполнительной власти. В отношении гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, указанные вопросы рассматриваются в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Положением.

    6. Комиссия, образуемая в государственном органе субъекта Российской Федерации, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в государственном органе субъекта Российской Федерации (за исключением гражданских служащих, указанных в подпункте "б" пункта 8 настоящего Положения).

    7. Комиссия, образуемая в федеральном государственном органе по управлению государственной службой, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении:

    а) гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в этом государственном органе (за исключением гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации);

    б) гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей федеральных государственных органов или их аппаратов (за исключением гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации).

    8. Комиссия, образуемая в государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении:

    а) гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в этом государственном органе;

    б) гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей других государственных органов субъекта Российской Федерации.

    II. Порядок образования комиссии

    9. Комиссия образуется правовым актом государственного органа. Указанным актом определяются состав комиссии и порядок ее работы.

    10. В состав комиссии, образуемой в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, входят:

    а) представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, где гражданский служащий, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению или об урегулировании конфликта интересов, замещает должность гражданской службы);

    б) представитель соответствующего государственного органа по управлению государственной службой;

    в) представители научных организаций и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (далее - научные организации и образовательные учреждения), других организаций, приглашаемые соответствующим государственным органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой Российской Федерации (далее - гражданская служба), без указания персональных данных экспертов.

    11. В состав комиссии, образуемой в федеральном государственном органе по управлению государственной службой, государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, входят:

    а) руководитель соответствующего государственного органа по управлению государственной службой;

    б) уполномоченные руководителем соответствующего государственного органа по управлению государственной службой гражданские служащие, в том числе из юридического (правового) подразделения;

    в) представители научных организаций и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

    12. При рассмотрении комиссией, образуемой в федеральном государственном органе по управлению государственной службой, государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в соответствующем государственном органе по управлению государственной службой, в состав этой комиссии входят также уполномоченные руководителем данного органа гражданские служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

    13. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

    14. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

    15. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

    III. Порядок включения в состав комиссии независимых экспертов

    16. Представитель нанимателя направляет в соответствующий государственный орган по управлению государственной службой запрос о приглашении в состав комиссии независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, с указанием числа таких экспертов, определяемого в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения. Запрос направляется без указания персональных данных экспертов.

    17. Руководитель соответствующего государственного органа по управлению государственной службой направляет запросы в научные организации и образовательные учреждения, другие организации с предложением направить своих представителей в состав комиссии в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой. Запрос направляется без указания персональных данных экспертов.

    18. Независимыми экспертами в составе комиссии могут быть работающие в научных организациях и образовательных учреждениях, других организациях граждане Российской Федерации.

    Предпочтение при включении в состав комиссии в качестве независимых экспертов представителей научных организаций и образовательных учреждений, других организаций должно быть отдано лицам, трудовая (служебная) деятельность которых в течение трех и более лет была связана с гражданской службой.

    Деятельностью, связанной с гражданской службой, считается преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов гражданской службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей гражданской службы в государственных органах.

    19. Руководители научных организаций и образовательных учреждений, других организаций, получив запрос с предложением направить в состав комиссий своих представителей в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в 7-дневный срок со дня получения запроса представляют в запрашивающий государственный орган сведения о работниках этих организаций и учреждений, которые могут участвовать в работе комиссий, а именно: фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, а также информацию, позволяющую признать этого работника экспертом - специалистом по вопросам, связанным с гражданской службой.

    20. Независимые эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Оплата труда независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключаемого между государственным органом, в котором создана комиссия, и независимым экспертом, участвующим в работе этой комиссии.

    IV. Порядок работы комиссии

    21. Основанием для проведения заседания комиссии является:

    а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьей 18 Федерального закона;

    б) информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

    22. Информация, указанная в пункте 21 настоящего Положения, должна быть представлена в письменном виде и содержать следующие сведения:

    а) фамилию, имя, отчество гражданского служащего и замещаемую им должность гражданской службы;

    б) описание нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

    в) данные об источнике информации.

    23. В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

    24. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

    25. Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления информации, указанной в пункте 21 настоящего Положения, выносит решение о проведении проверки этой информации, в том числе материалов, указанных в пункте 23 настоящего Положения.

    Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии.

    В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

    26. По письменному запросу председателя комиссии представитель нанимателя или руководитель специально уполномоченного им подразделения государственного органа представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, а также запрашивает в установленном порядке для представления в комиссию сведения от других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

    27. Дата, время и место заседания комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, указанную в пункте 21 настоящего Положения.

    Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее чем за семь рабочих дней до дня заседания.

    28. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

    29. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

    30. Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего. На заседании комиссии может присутствовать уполномоченный гражданским служащим представитель. Заседание комиссии переносится, если гражданский служащий не может участвовать в заседании по уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных организаций.

    31. На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

    32. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

    33. По итогам рассмотрения информации, указанной в подпункте "а" пункта 21 настоящего Положения, комиссия может принять одно из следующих решений:

    а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению;

    б) установить, что гражданский служащий нарушил требования к служебному поведению. В этом случае представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению.

    34. По итогам рассмотрения информации, указанной в подпункте "б" пункта 21 настоящего Положения, комиссия может принять одно из следующих решений:

    а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

    б) установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

    35. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

    36. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

    37. В решении комиссии указываются:

    а) фамилия, имя, отчество, должность гражданского служащего, в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении требований к служебному поведению или о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

    б) источник информации, ставшей основанием для проведения заседания комиссии;

    в) дата поступления информации в комиссию и дата ее рассмотрения на заседании комиссии, существо информации;

    г) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

    д) существо решения и его обоснование;

    38. Член комиссии, не согласный с решением комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии.

    39. Копии решения комиссии в течение трех дней со дня его принятия направляются представителю нанимателя, гражданскому служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

    40. Решение комиссии может быть обжаловано гражданским служащим в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    41. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в том числе в случае установления подобного факта комиссией, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

    В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов представитель нанимателя должен исключить возможность участия гражданского служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

    Представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов в соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона.

    42. В случае установления комиссией обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) гражданского служащего, в том числе в случае неисполнения им обязанности сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению такого конфликта представитель нанимателя после получения от комиссии соответствующей информации может привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

    43. В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.

    44. Решение комиссии, принятое в отношении гражданского служащего, хранится в его личном деле.

    45. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на подразделение по вопросам государственной службы и кадров государственного органа.

    Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов в
    ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Ленинского района города Нижнего Новгорода»

    1. Общие положения

    1.1. Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов (далее - Положение) в государственном казенном учреждении Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района города Нижнего Новгорода» (далее - Учреждение) разработано и утверждено с целью предотвращения возможных негативных последствий конфликта интересов для Учреждения и его работников.

    1.2. Положение о комиссии - это внутренний документ Учреждения, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими должностных (трудовых) обязанностей.

    1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением.

    1.4. В настоящем Положении под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Учреждения влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника Учреждения и правами и законными интересами Учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Учреждения.

    1.5. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников Учреждения, вне зависимости от уровня занимаемой ими должности на основе гражданско-правовых договоров.

    2. Порядок образования комиссии

    2.1. Комиссия образуется и утверждается приказом Учреждения.

    2.2. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

    2.3. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

    2.4. На период временного отсутствия председателя комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя или один из членов комиссии, по поручению председателя комиссии или по решению комиссии.

    2.5. Члены комиссии осуществляют свои полномочия непосредственно, без права их передачи, в том числе и на время своего отсутствия, иным лицам.

    3. Порядок работы комиссии

    3.1. Основанием для проведения заседания комиссии является информация о наличии у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

    3.2. Информация, указанная в пункте 3.1 настоящего Положения, должна быть представлена в письменном виде и содержать следующие сведения:

    • фамилию, имя, отчество работника и его занимаемая должность;
    • описание признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
    • данные об источнике информации.

    3.3. В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие наличие у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

    3.4. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

    3.5. Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления информации, указанной в пункте 3.2 настоящего Положения, выносит решение о проведении проверки этой информации, в том числе материалов, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения. Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. В случае если в комиссию поступила информация о наличии у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом директора Учреждения в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением должностных обязанностей работником, отстранение работника от занимаемой должности на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

    3.6. По письменному запросу председателя комиссии директор Учреждения представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, а также запрашивает в установленном порядке для представления в комиссию сведения от других органов и организаций.

    3.7. Дата, время и место заседания комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, указанную в пункте 3.2 настоящего Положения. Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии, иных участников заседания комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее, чем за семь рабочих дней до дня заседания.

    3.8. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

    3.9. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

    3.10. Заседание комиссии проводится в присутствии работника. Заседание комиссии переносится, если работник не может участвовать в заседании по уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица, а также представители заинтересованных организаций.

    3.11. На заседании комиссии заслушиваются пояснения работника, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

    3.12. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

    3.13. По итогам рассмотрения информации, указанной в пункте 3.2 настоящего Положения, комиссия может принять одно из следующих решений:

    • установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности работника, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
    • установить факт наличия личной заинтересованности работника, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае в решении комиссии предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

    3.14. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

    3.15. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

    3.16. В решении комиссии указываются:

    • фамилия, имя, отчество, должность работника, в отношении которого рассматривался вопрос о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
    • источник информации, ставшей основанием для проведения заседания комиссии;
    • дата поступления информации в комиссию и дата ее рассмотрения на заседании комиссии, существо информации;
    • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
    • существо решения и его обоснование;
    • результаты голосования.

    3.17. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии.

    3.18. Копии решения комиссии в течение трех дней со дня его принятия направляются директору Учреждения, работнику, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

    3.19. Решение комиссии может быть обжаловано работником в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    3.20. Директор Учреждения, которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в том числе в случае установления подобного факта комиссией, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого работника от занимаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от занимаемой должности.

    3.21. В случае непринятия работником мер по предотвращению конфликта интересов директор Учреждения после получения от комиссии соответствующей информации может привлечь работника к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

    3.22. В случае установления комиссией факта совершения работником действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.

    3.23. Решение комиссии, принятое в отношении работника, хранится в его личном деле.

    3.24. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на председателя комиссии.

    по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

    1. Полномочия комиссий………………………………………………...4

    2. Порядок образования комиссий………………………………………6

    3. Формирование состава комиссий……………………………………6

    4. Основания для проведения заседаний комиссий…………………...7

    5. Порядок подготовки заседаний комиссий………………………….13

    6. Проведение заседаний комиссий…………………………………….17

    7. Решения комиссий…………………………………………………....19

    8. Исполнение решений комиссий……………………………………..23

    9. Информирование о работе комиссий………………………...…….24


    Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения единообразного применения Указа Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 г. № 000 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и постановления администрации области «О комиссии администрации области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» при организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии), образованных в исполнительных органах государственной власти области (далее - исполнительный орган).

    1. Полномочия комиссий

    1.1. Основной задачей комиссий является содействие исполнительным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов).

    В этой связи комиссия правомочна рассматривать, например, вопросы несоблюдения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области, включенных в Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области, утвержденный постановлением администрации области (в ред. от 01.01.2001).

    Обязанности государственных гражданских служащих установлены
    рядом федеральных законов, в том числе непосредственно
    и не регламентирующих прохождение государственной гражданской службы .

    Например, Федеральный закон от 01.01.01 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает обязанности государственных служащих при рассмотрении обращений граждан. Федеральным законом от 01.01.01 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления » установлены обязанности государственных служащих, связанные с обеспечением реализации права граждан на доступ к информации.

    1.2. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

    1.3. К ситуациям, связанным с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов на государственной службе, могут быть отнесены, например:

    участие государственного гражданского служащего, его родственников или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных (фактические брачные, дружеские и иные отношения) или имущественных обязательствах (далее – родственники и иные лица), в деятельности коммерческой организации или осуществление родственниками и иными лицами предпринимательской деятельности , если отдельные функции государственного управления данной организацией либо в соответствующей сфере деятельности входят в должностные обязанности государственного гражданского служащего;

    участие государственного гражданского служащего в работе комиссии по размещению государственного заказа или в организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, либо его возможность иным образом, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса, в случае, если государственный гражданский служащий, его родственники и иные лица связаны с лицом, участвующим в конкурсе (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

    осуществление государственным гражданским служащим контрольных и надзорных полномочий в отношении родственников и иных лиц либо граждан и организаций, с которыми связаны государственный гражданский служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

    подготовка и принятие (участие в подготовке и принятии) решений о распределении бюджетных ассигнований , субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.) в отношении родственников и иных лиц либо в отношении граждан и организаций, с которыми связаны государственный гражданский служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

    предоставление (участие в предоставлении) государственных услуг родственникам и иным лицам либо гражданам и организациям, с которыми связаны государственный гражданский служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера).

    1.4. Основные меры по противодействию коррупции, к содействию в осуществлении которых целесообразно привлечение комиссий, сформулированы в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (статьи 6-7) и Национальной стратегии противодействия коррупции (раздел IV).

    1.5. Следует привлекать комиссии к подготовке, рассмотрению и исполнению планов по противодействию коррупции, разрабатываемых в исполнительных органах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 000.

    1.6. В ходе организации деятельности комиссий необходимо учитывать, что они в основном не обладают государственно-властными полномочиями. По своей природе комиссии являются общественными органами, призванными быть, с одной стороны, проводниками в коллективах предпринимаемых руководителем исполнительного органа мер по противодействию коррупции, и способствовать формированию атмосферы неприятия коррупционного поведения. С другой стороны, на комиссии фактически возлагаются функции консультативного и совещательного органа по выработке для руководителя исполнительного органа управленческих решений в сфере противодействия коррупции с учетом мнения коллектива.

    2. Порядок образования комиссий

    2.1. В положение о комиссии исполнительного органа рекомендуется включать, в том числе, нормы, отражающие особенности функционирования комиссии в данном исполнительном органе.

    2.2. Изданный исполнительным органом нормативный правовой акт (приказ) об образовании в нем комиссии направляется в установленном порядке на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области как содержащий правовые нормы , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    3. Формирование состава комиссий

    3.1. В качестве председателя комиссии целесообразно определить заместителя руководителя исполнительного органа, курирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительном органе.

    В случае, если названные вопросы относятся непосредственно к ведению руководителя исполнительного органа, в качестве председателя комиссии предпочтительно определить заместителя руководителя исполнительного органа, имеющего высшее юридическое образование .

    3.2. В качестве заместителя председателя комиссии целесообразно определить:

    в случае, если кадровая служба входит в состав другого структурного подразделения исполнительного органа, – руководителя данного структурного подразделения;

    в случае, если кадровая служба является самостоятельным структурным подразделением исполнительного органа, – руководителя кадровой службы.

    3.3. Секретарем комиссии является руководитель подразделения кадровой службы исполнительного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы исполнительного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

    3.4. Перечень подразделений исполнительного органа, государственные гражданские служащие которых могут включаться в состав комиссии, является открытым.

    Представляется, что помимо подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, в состав комиссии возможно включение, например, представителей финансового подразделения, подразделения пресс-службы (информации).

    3.5. Не рекомендуется включать в состав комиссии государственных гражданских служащих, привлекавшихся к дисциплинарной и иной ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

    3.6. В целях повышения объективности работы комиссии, в случае наличия при исполнительном органе общественного совета, общественной организации ветеранов и профсоюзной организации, действующих в установленном порядке в исполнительном органе, целесообразно принятие решения о включении их представителей в состав комиссии.

    3.7. Запрос, направляемый в управление государственной службы и организационной работы администрации области, о приглашении представителя последнего и независимых экспертов для участия в работе комиссии может быть направлен как руководителем исполнительного органа, так и по его поручению его заместителем. Запрос должен носить неперсонифицированный характер.

    3.8. Копия приказа исполнительного органа об утверждении состава комиссии (о его изменении) направляется в управление государственной службы и организационной работы администрации области в 5-дневный срок со дня его издания.

    3.9. Число членов комиссии, не замещающих должности государственной гражданской службы в исполнительном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

    Например, число членов комиссии, не замещающих должности государственной гражданской службы в исполнительном органе, должно составлять:

    не менее 2 человек – при общем числе членов комиссии до
    8 человек включительно;

    не менее 3 человек – при общем числе членов комиссии от 9
    до 12 человек включительно;

    не менее 4 человек – при общем числе членов комиссии от 13
    до 16 человек включительно.

    4. Основания для проведения заседаний комиссий

    4.1. Порядок представления руководителем исполнительного органа материалов проверки в комиссию может быть урегулирован как в положении о комиссии исполнительного органа, так и в отдельном приказе, изданном в исполнительном органе, и включать в себя:

    срок, в течение которого руководитель исполнительного органа представляет в комиссию материалы проверки (например,
    3 рабочих дня со дня завершения проверки);

    состав материалов проверки (информация, послужившая основанием для осуществления проверки; решение об осуществлении проверки; копия направленного государственному гражданскому служащему письма, в котором он уведомлен о начале в отношении него проверки; пояснения государственного гражданского служащего; представленные государственным гражданским служащим дополнительные материалы; копии запросов и ответы на них; информация, полученная от физических лиц, или справки о проведенных беседах; доклад руководителя кадровой службы о результатах проверки лицу, принявшему решение о ее проведении; справка об ознакомлении государственного гражданского служащего с результатами проверки). Подлинник справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляется в комиссию кадровой службой по решению руководителя исполнительного органа с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной службе и о персональных данных.

    4.2. Порядок поступления председателю комиссии обращения лица о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы (далее – дача согласия) и рассмотрения этого обращения в исполнительном органе устанавливается его приказом.

    В данном приказе целесообразно закрепить процедуру прохождения обращения лица о даче согласия, например:

    поступившее в исполнительный орган обращение лица о даче согласия в день регистрации направляется руководителю исполнительного органа или его заместителю;

    руководитель исполнительного органа или его заместитель в течение 2 рабочих дней рассматривает обращение лица о даче согласия, после чего оно в тот же день передается в подразделение кадровой службы исполнительного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы исполнительного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или возвращается в установленном порядке заявителю с разъяснением причин, по которым его обращение не подлежит рассмотрению в данном исполнительном органе;

    подразделение кадровой службы исполнительного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы исполнительного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в течение одного рабочего дня организует работу по рассмотрению обращения комиссией, в частности направляет обращение лица о даче согласия председателю комиссии, при необходимости связывается с заявителем для получения дополнительных документов (сведений), требуемых для рассмотрения обращения лица о даче согласия, выясняет должностные обязанности заявителя в период прохождения государственной гражданской службы в данном органе, и т. п.

    Также целесообразно определить состав сведений, содержащихся в обращении лица о даче согласия (документов, прилагаемых к обращению лица о даче согласия). При этом может быть учтен состав сведений, которые должны содержаться в письме работодателя представителю нанимателя гражданина по последнему месту его службы (определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 г. № 000 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»).

    4.3. При рассмотрении обращения лица о даче согласия следует учитывать, что должность, связанная с коррупционными рисками, не всегда является должностью, оставление которой произошло одновременно с увольнением заявителя с государственной службы.

    Возможна ситуация, при которой после замещения указанной должности заявитель проходил государственную службу на других должностях, в том числе в иных государственных органах.

    В данном случае обращение лица о даче согласия подлежит рассмотрению по существу в случае, если с момента увольнения заявителя с государственной службы не прошло двух лет.

    Заявитель обращается с таким обращением в государственный орган, являющийся последним местом службы, независимо от того, в каком государственном органе (каких государственных органах) он занимал должность (должности), связанную (связанные) с коррупционными рисками.

    Рассмотрению по существу в порядке, установленном Положением о комиссии, такое обращение подлежит в том государственном органе (тех государственных органах), в котором (которых) заявитель занимал должность (должности), связанную (связанные) с коррупционными рисками. Для этого копии такого обращения направляются в данные органы руководителем органа, в который поступило обращение, либо другим должностным лицом данного органа по поручению руководителя.

    Решения комиссий органов по результатам рассмотрения обращения лица о даче согласия направляются данными органами в государственный орган, в который поступило обращение. После поступления в указанный государственный орган всех решений, а в случае замещения должности, связанной с коррупционными рисками, и в государственном органе, куда обратился заявитель – принятия соответствующего решения комиссией данного органа, все решения направляются в установленном порядке заявителю.

    Наличие согласия соответствующей комиссии согласно статьям 641 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 3 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», части 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» является обязательным условием замещения должности в коммерческой или некоммерческой организации (далее – заинтересованная организация) бывшим государственным гражданским служащим, замещавшим в исполнительном органе должность, связанную с коррупционными рисками, если отдельные функции по государственному управлению заинтересованной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности.

    Информация о нарушении такого условия бывшим государственным гражданским служащим может быть основанием для осуществления подразделением кадровой службы исполнительного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (либо ответственным лицом) соответствующих мероприятий, в ходе которых необходимо установить, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного гражданского служащего функции государственного управления данной организацией и соблюдены ли установленные законодательством правила заключения трудового договора.

    4.4. Под должностными обязанностями, включающими в себя функции государственного управления заинтересованной организацией, понимается наличие у государственного гражданского служащего полномочий принимать прямо или опосредованно обязательные для исполнения решения (готовить проекты таких решений) в отношении заинтересованной организации либо оказывать влияние на управленческую деятельность по государственному регулированию экономических и иных процессов, в которых участвует заинтересованная организация.

    принятие правовых актов и разработку (утверждение) государственных программ, связанных с регулированием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности;

    осуществление мер государственного регулирования в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;

    оказание государственных услуг, получателем которых была заинтересованная организация;

    замечание;

    предупреждение о неполном должностном соответствии;

    освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы;

    увольнение с государственной гражданской службы.

    При определении вида рекомендуемого взыскания комиссия должна учитывать характер и тяжесть совершенного государственным гражданским служащим деяния, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.

    7.7. При определении объективности и уважительности причины непредставления государственным гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей целесообразно руководствоваться следующими положениями:

    объективная причина – причина, которая существует независимо от воли государственного гражданского служащего (например, государственный гражданский служащий длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и у него отсутствуют возможности для получения такой информации);

    уважительная причина – причина, которая обоснованно препятствовала государственному гражданскому служащему представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т. п.).

    7.8. Возможна ситуация, когда причина является одновременно объективной и неуважительной, в частности, отказ супруги (супруга) представить государственному гражданскому служащему сведения о своих доходах в связи с обязательствами, взятыми супругой (супругом) перед третьими лицами (например, обязательство перед работодателем о неразглашении сведений о заработной плате).

    7.9. При принятии комиссией решения в соответствии с подпунктом 23.2 Положения о комиссии в решении комиссии целесообразно предусмотреть меры, направленные на обеспечение выполнения данного решения, в частности, установить срок представления государственным гражданским служащим соответствующих сведений.

    7.10. Согласно пункту 24 Положения о комиссии по итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктами 1Положения о комиссии, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное, чем предусмотрено пунктамиПоложения о комиссии, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

    Таким решением комиссии может быть, например, решение отложить рассмотрение вопроса по существу с одновременным предложением представить дополнительные материалы для такого рассмотрения, и т. д.

    В качестве такого решения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта 14.1 Положения о комиссии, может также выступать рекомендация руководителю исполнительного органа принять меры по устранению (недопущению) конфликта интересов, например, изменить (в том числе временно) должностные обязанности государственного гражданского служащего, ограничить доступ государственного гражданского служащего к конкретной информации.

    7.11. Согласно пункту 25 Положения о комиссии по итогам рассмотрения представления руководителя исполнительного органа или любого члена комиссии, касающегося обеспечения соблюдения государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в исполнительном органе мер по предупреждению коррупции, комиссия принимает соответствующее решение.

    В качестве такого решения по результатам рассмотрения представления, касающегося осуществления в исполнительном органе мер по предупреждению коррупции, комиссия может, к примеру, одобрить представленный проект плана противодействия коррупции в исполнительном органе, рекомендовать руководителю исполнительного органа принять дополнительные меры по соответствующему направлению деятельности, и т. п.

    7.12. Согласно пункту 27 Положения о комиссии решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 14 Положения о комиссии, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

    Процедура голосования должна обеспечить тайну голосования. Оптимальным представляется порядок, при котором голосование осуществляется посредством проставления членами комиссии соответствующих отметок на неперсонифицированных бюллетенях.

    Полномочия по подсчету голосов целесообразно возложить на секретаря комиссии. Непосредственный подсчет голосов производится секретарем комиссии в присутствии членов комиссии путем оглашения бюллетеней. При этом членам комиссии должен быть обеспечен полный обзор действий секретаря комиссии.

    Представляется, что предложение об открытом голосовании может быть внесено как членом комиссии, так и лицом, участвующим в заседании комиссии с правом совещательного голоса. Данное предложение может быть внесено в любой момент до постановки вопроса на голосование, решение по такому предложению также принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

    7.13. В положении исполнительного органа о комиссии целесообразно закрепить, что при равенстве голосов решение считается принятым в пользу государственного гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос.

    7.14. Целесообразно формирование отдельного дела для хранения материалов, связанных с работой комиссии. Соответствующее дело должно быть предусмотрено номенклатурой дел и вестись в кадровой службе исполнительного органа либо в подразделении кадровой службы исполнительного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

    Документы внутри дела рекомендуется располагать сверху вниз в сочетании хронологической и вопросно-логической последовательностей. В частности, дело должно формироваться таким образом, чтобы при его просмотре была обеспечена возможность изучения в хронологическом порядке всего вопроса, рассмотренного на комиссии, начиная с основания для проведения заседания комиссии и заканчивая итогами заседания комиссии, а также мерами, принятыми по этим итогам.

    7.15. В соответствии с пунктом 34 Положения о комиссии к личному делу государственного гражданского служащего приобщается копия протокола заседания комиссии или выписка из него.

    В случае, если в комиссию представлялся подлинник справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, данный подлинник в установленном порядке возвращается в кадровую службу для приобщения к личному делу государственного гражданского служащего.

    7.16. При определении срока хранения материалов, связанных с работой комиссии, следует руководствоваться статьями 678 и 680 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России. Согласно указанным статьям для протоколов заседаний комиссий, документов (служебные объяснительные записки, заключения, протоколы, заявления и т. д.) о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов установлен постоянный срок хранения.

    8. Исполнение решений комиссий

    8.1. Решение комиссии и обоснование его принятия в обязательном порядке включаются в протокол заседания комиссии (подпункт 29.9 Положения о комиссии).

    8.2. Согласно пункту 31 Положения о комиссии копии протокола заседания комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются руководителю исполнительного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному гражданскому служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

    При исчислении данного срока целесообразно придерживаться пункта 5.4 настоящих Методических рекомендаций.

    Копию протокола целесообразно направлять с сопроводительным письмом, подписанным председателем комиссии.

    8.3. В соответствии с пунктом 28 Положения о комиссии решение комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения обращения лица о даче согласия, для руководителя исполнительного органа носит рекомендательный характер.

    При этом в соответствии с пунктом 32 Положения о комиссии руководитель исполнительного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции.

    При реализации данных полномочий руководителем исполнительного органа следует учитывать, что в соответствии со статьями 57-59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для привлечения к дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего требуется предварительное проведение служебной проверки. В связи с этим возможным решением по результатам рассмотрения соответствующего протокола заседания комиссии является назначение служебной проверки.

    8.4. Решение комиссии, принимаемое по итогам рассмотрения обращения лица о даче согласия, носит обязательный характер
    (пункт 28 Положения о комиссии).

    Данное решение не требует принятия каких-либо дополнительных мер со стороны руководителя исполнительного органа.

    Целесообразно направить данное решение не только заявителю, но и в организацию, в которой планировал замещать должность (с которой планировал заключить гражданско-правовой договор) заявитель.

    9. Информирование о работе комиссий

    9.1. В целях организации информирования граждан, государственных гражданских служащих и организаций о работе комиссии в исполнительном органе должна быть организована соответствующая работа, включающая в себя:

    публикацию в средствах массовой информации сообщений об образовании комиссии и порядке ее работы;

    размещение на Интернет-сайте исполнительного органа информации об образовании комиссии и порядке ее работы;

    организацию получения информации о случаях нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов через «Интернет-приемную», образованную на Интернет-сайте исполнительного органа;

    обеспечение в исполнительном органе телефонной «горячей линии»;

    размещение на информационных стендах в помещениях исполнительного органа сведений о работе комиссии;

    проведение с государственными гражданскими служащими исполнительного органа информационно-обучающих мероприятий;

    организацию информирования граждан и организаций о результатах работы комиссии.

    9.2. Целесообразно осуществлять опубликование в средствах массовой информации как сообщений об образовании в исполнительном органе комиссии и о порядке ее работы, так и в дальнейшем – информации о заседаниях комиссии, рассмотренных вопросах и принятых комиссией решениях.

    9.3. Размещение на Интернет-сайтах органов государственной власти информации о комиссиях предусматривается перечнями информации о деятельности этих органов, утвержденными в соответствии со статьей 14 Федерального закона -ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления».

    На Интернет-сайте исполнительного органа в разделе, посвященном вопросам государственной службы или противодействия коррупции, целесообразно формирование соответствующего подраздела, примерное содержание которого может быть следующим:

    сообщение об образовании комиссии;

    тексты нормативных правовых актов в соответствующей сфере (Федеральный закон «О противодействии коррупции», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на годы», Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», соответствующие нормативные правовые акты области);

    текст приказа об образовании комиссии в исполнительном органе;

    состав комиссии (в актуальной редакции);

    положение о комиссии (в актуальной редакции);

    порядок направления информации, являющейся основанием для проведения заседания комиссии, требования к данной информации, порядок ее рассмотрения;

    почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым принимается информация;

    график работы подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностного лица кадровой службы, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), номер телефона «горячей линии».

    9.4. Информация об «Интернет-приемной» и телефонной «горячей линии» может распространяться через печатные средства массовой информации, доводиться до сведения государственных гражданских служащих исполнительного органа, размещаться на Интернет-сайте исполнительного органа и на информационных стендах в помещениях исполнительного органа.

    По «горячей линии» может предоставляться информация о порядке работы комиссии, порядке направления информации в комиссию и размещении на Интернет-сайте исполнительного органа информации о комиссии.

    9.5. Информационные стенды следует размещать в помещениях исполнительного органа, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к ним граждан, в том числе и не имеющих пропуска в исполнительный орган.

    Так, целесообразно размещение подобных стендов на входе в здание исполнительного органа, в помещении кадровой службы исполнительного органа либо подразделения кадровой службы исполнительного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

    При определении состава сведений, размещаемых на информационном стенде, целесообразно руководствоваться пунктом 9.3 настоящих Методических рекомендаций.

    9.6. С целью обеспечения информирования государственных гражданских служащих о деятельности комиссии в исполнительном органе целесообразно доводить до их сведения информацию о решениях комиссии, проводить обучающие мероприятия для государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с практикой урегулирования конфликта интересов и обеспечением соблюдения требований к служебному поведению, а также обеспечивать государственных гражданских служащих необходимыми справочными материалами.

    9.7. Информирование о работе комиссии должно осуществляться с учетом требований федерального законодательства о государственной тайне, Федерального закона от 01.01.01 г. «О персональных данных», Указа Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», а также с учетом установленного в пункте 19 Положения о комиссии запрета на разглашение сведений, ставших известными членам комиссии в ходе ее работы.