Порядок формирования и состав Счётной палаты. Контрольные функции Счётной палаты РФ Председатель счетной палаты рф назначается

Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают: Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.

Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.

Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - С. 32..

Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.

Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

Существует три основные точки зрения о месте контрольно-счетных органов в системе органов государственной власти: 1) эти органы являются институтами законодательных органов; 2) они относятся к законодательной власти; 3) существует независимая контрольная власть.

Особое положение Счетной палаты установил Конституционный Суд РФ, согласно Постановлению которого «правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета».

Данный вывод основан на ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Тем самым Конституционный суд подчеркивает, что Федеральное Собрание не вправе лишать Счетную Палату контрольных полномочий, даже путем принятия федерального закона.

Хочется отметить, что Счетная палата не может входить в исполнительную власть. Финансово-контрольные органы создаются, прежде всего, для контроля за исполнением бюджета. Последнее - это функция исполнительной власти, в частности Министерства Финансов. Было бы странно отнести Счетную палату к исполнительной власти: тогда получится, что исполнительные органы сами исполняют бюджет и сами его контролируют.

Ряд авторов, отмечая специфику направленности функций этого органа проверку законности деятельности исполнительной власти по финансовым вопросам, относят Счетную палату к законодательной ветви власти. Согласно еще одной позиции. Счетная палата является институтом законодательной власти России.

Точка зрения ряда ученых, например, А.С. Бурмистрова, о существовании отдельной контрольной власти также не бесспорна. Следует согласиться с В.А. Лебедевым, что таким образом можно выделить массу других ветвей власти, например, прокурорскую, избирательную, информационную и другие Бурмистров А.С. Контрольная власть в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010 № 10. С. 7-10. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - С. 32. .

Мы считаем, что подход о трех ветвях власти на сегодняшний день выглядит несколько упрощенно, так как многообразие деятельности государства нельзя свести исключительно к трем видам деятельности: законодательной, исполнительной и судебной.

В этой связи логично выделить некоторые органы власти, которые не относятся к какой-либо ветви власти и которые выполняют те или иные значимые государственные функции.

Это и прокуратура, и Центральная избирательная комиссия. К таким органам относятся и контрольно-счетные органы, так, во-первых, они организационно и функционально независимы от других органов (ст. 1 ФЗ «О Счетной палате РФ»). Во-вторых, осуществляют функции и полномочия государственной власти, не характерные для органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Стержневым элементом правового статуса любого института государственной власти является цель, ради достижения которой создается этот институт. Конституция РФ в самой общей форме определяет цель создания и практическое назначение Счетной палаты - осуществление государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101).

Вместе с тем, на наш взгляд, представляется весьма абстрактным содержание цели нового Закона о Счетной палате, сформулированной в п. 2 ст. 1: «Создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля)».

Следует отметить, что указанная цель имеет весьма широкое содержание, никак не корреспондирующее с наименованием Закона и предметом его регулирования, которым, согласно п. 1 ст. 1, являются отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля), а также задачи, функции, полномочия и организация ее деятельности.

В отношении парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации посредством формирования Счетной палаты, необходимо отметить, что данная трактовка противоречит ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Федеральное Собрание образует Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, а не парламентского контроля.

Кроме того, формирование Счетной палаты путем назначения председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой является реализацией полномочий палат Федерального Собрания, установленных в ст. ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации, а не способом осуществления парламентского контроля.

Однако в п. 11 ст. 5 Федерального закона «О парламентском контроле» назначение на должность и освобождение от должности руководителей и аудиторов Счетной палаты безосновательно рассматриваются в качестве одной из форм парламентского контроля.

При этом следует отметить, что в п. 2 ст. 5 Федерального закона «О парламентском контроле» Счетная палата необоснованно включена, наряду с палатами Федерального Собрания и комитетами палат Федерального Собрания, в состав участников парламентского контроля, осуществляющих мероприятия по предварительному, текущему и последующему парламентскому контролю в сфере бюджетных правоотношений в качестве одной из форм парламентского контроля.

Данное положение противоречит п. 3 ст. 14 Закона о Счетной палате, согласно которому предварительный аудит, оперативный анализ и контроль и последующий аудит (контроль) являются формами проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, посредством которых Счетная палата и осуществляет государственный аудит.

Счетная палата является органом со специальным конституционным статусом, поэтому проверка ее деятельности не входит в компетенцию финансового контроля исполнительных органов власти, в частности Росфиннадзора, в обязанности которого в отличие от Счетной палаты входит внутренний, а не внешний контроль.

Статус Счетной палаты установлен в ст. 2 действующего Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; (далее по тексту - Закон о Счетной палате), согласно которой Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).

Такое определение статуса Счетной палаты требует специального рассмотрения, поскольку оно соединяет в себе как тождественные, так и разные по содержанию понятия, а также является отражением различных подходов в литературе к характеристике системы государственного финансового контроля России.

Прежде всего, это касается добавления в новой редакции Закона к определению прежнего статуса Счетной палаты как «постоянно действующего» его характеристики как «высшего органа». Хотя последняя, как было отмечено выше, соответствует общепринятому в мире определению статуса органов независимого государственного аудита, однако в данном случае трудно понять логику авторов Закона, которые, вместо того чтобы заменить предыдущую характеристику статуса Счетной палаты (постоянно действующий орган) на новую (высший орган), соединили их в одном определении.

Полагаем, что характеристика Счетной палаты как постоянно действующего органа и положение о невозможности приостановления ее деятельности не являются статусными гарантиями Счетной палаты и, на наш взгляд, не требуют их фиксации в Законе о Счетной палате.

Счетная палата - это орган, образуемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, поэтому вопрос о временных рамках или приостановлении ее деятельности не может решаться каким-либо иным законодательным актом.

В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат.

Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего должностного лица в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

Председатель Счетной палаты:

Осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

Представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

Представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Председатель Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного Суда РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти РФ и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

По представлению Президента РФ Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет. В случае отклонения предложенной на должность аудитора Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации, Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Постановление Совета Федерации о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Советом Федерации, могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Государственной Думой, могут вноситься Президенту РФ фракциями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Аудиторы Счетной палаты не могут замещать иные государственные должности и должности государственной и муниципальной службы и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Аудиторы Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Законодатель определил ограничения, накладываемые на Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты, которые не вправе :

Получать в связи с выполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты или аудитором Счетной палаты в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются по акту в Счетную палату, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты или аудитор Счетной палаты, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;

Выезжать в связи с выполнением служебных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц , за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

Разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются законодательством о государственной гражданской службе РФ, законодательством РФ о труде и иными нормативными правовыми актами.

Виды деятельности Счетной палаты : Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему конт-роля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, предусматривающую:

Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

Анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

Подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

Подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета, с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат парламента, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ. Проект годового плана рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений палат парламента, по обращению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.

Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Заметим, что на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов.

Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного представления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также представление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета конт-ролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, в РФ вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством РФ по представлению Счетной палаты.

Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.

Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии/проверки и оформления ее результатов в виде акта или заключения. Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

Счетная палата осуществляет контроль :

За управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных:

От распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи);

От управления объектами федеральной собственности.

Счетная палата осуществляет контроль :

За деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

Деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйст-венной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения :

По проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

Проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

Проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

Проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

Проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

Запросов Президента Российской Федерации;

Поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

Запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

Запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

Запросов Правительства Российской Федерации;

Запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа. Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти РФ по вопросам ее ведения.

Счетная палата систематически анализирует итоги проводимых конт-рольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими конт-рольными органами РФ : Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов РФ и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, представлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности.

Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно. В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения конт-рольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

Предписания Счетной палаты подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Отчеты о результатах проверок и ревизий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты аудиторами, ответственными за их проведение. По итогам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты.

Член или группа членов Коллегии Счетной палаты, несогласные с ее решением, вправе в трехдневный срок подать Председателю Счетной палаты особое мнение, которое прилагается к решению Коллегии Счетной палаты и подлежит опубликованию совместно с ним. При представлении материалов проверок и ревизий палатам парламента особое мнение членов Коллегии Счетной палаты оглашается в обязательном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право :

Беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения;

Опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству. Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.

Воздействие на должностных лиц Счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости.

Они досрочно освобождаются от должности решением той палаты, которая их назначила, в случаях:

а) нарушения ими законодательства РФ или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) личного заявления об отставке;

в) признания их недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

г) достижения ими возраста 65 лет.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты, которая их назначила, в случае формирования палаты Федерального Собрания РФ нового созыва. При этом решение о досрочном прекращении полномочий должностных лиц и аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой не ранее чем через шесть месяцев после начала работы Государственной Думы нового созыва, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Решение о досрочном освобождении оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента РФ, постановлений Совета Федерации или постановлений Государственной Думы, которые принимаются по инициативе не менее одной пятой общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

Государство принимает необходимые меры по материальному и социальному обеспечению сотрудников Счетной палаты. Должностные оклады инспекторов Счетной палаты устанавливаются на 20 % выше соответствующих окладов работников Аппарата Правительства РФ. Должностные оклады других сотрудников аппарата Счетной палаты устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства РФ. Надбавки к должностным окладам сотрудников Счетной палаты устанавливаются в порядке и размерах, определенных для работников Аппарата Правительства РФ. Сотрудникам Счетной палаты, проработавшим в органах финансового контроля свыше десяти лет, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью в десять календарных дней, а свыше 15 лет - 15 календарных дней.

Председателю Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Первого заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Заместителю Председателя Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Аудитору Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.

На сотрудников Счетной палаты распространяется порядок медицинского, санаторно-курортного, бытового и транспортного обслуживания, установленный для работников Аппарата Правительства РФ. Медицинское и бытовое обслуживание Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты устанавливается на уровне обслуживания соответствующих должностных лиц Правительства РФ.

Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

Счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, издает ежемесячный бюллетень. Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию. Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания РФ на закрытых заседаниях.

Постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля (аудита) в Российской Федерации .

Действует на основе соответствующего Федерального закона Российской Федерации , который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный Народный Государственный Контроль, во главе с Народным Государственным Контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Структура и порядок формирования

Счётная палата Российской Федерации состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой Российской Федерации, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты Российской Федерации, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты Российской Федерации, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты Российской Федерации, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты Российской Федерации, утверждаемым её Коллегией.

Полномочия

Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:

  • за исполнением федерального бюджета ,
  • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
  • за использованием кредитных ресурсов,
  • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
  • за банковской системой (включая Банк России),
  • проводит ревизии и проверки,
  • проводит экспертизу и даёт заключения,
  • информирует палаты Федерального Собрания.

При осуществлении своих функций Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты Российской Федерации

Счётная палата Российской Федерации состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, остальные 6 аудиторов и Заместитель Председателя - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Счётной палаты Российской Федерации

  • Голикова Татьяна Алексеевна (назначена Госдумой)

Заместитель Председателя Счётной палаты Российской федерации

  • Чистова Вера Ергешевна (назначена Советом Федерации)

Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации

  • Агапцов Сергей Анатольевич (назначен Советом Федерации)
  • Богомолов Валерий Николаевич (назначен Госдумой)
  • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал (назначен Советом Федерации)
  • Жданьков Александр Иванович (назначен Госдумой)
  • Катренко Владимир Семёнович (назначен Госдумой)
  • Мануйлова Татьяна Николаевна (назначена Советом Федерации)
  • Мовчан Сергей Николаевич (2013-2015),
  • Блинова Татьяна Викторовна (с 2015) (назначены Советом Федерации)
  • Перчян Андрей Виленович (назначен Госдумой)
  • Росляк Юрий Витальевич (назначен Советом Федерации)
  • Рохмистров Максим Станиславович (назначен Госдумой)
  • Филипенко Александр Васильевич (назначен Советом Федерации)
  • Штогрин Сергей Иванович (назначен Госдумой)

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

  • Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)
    • Заместитель руководителя аппарата - Шипилева Елена Михайловна (с октября 2013 года)

Председатели

  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете Российской Федерации - Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации

  • Полунина, Мария Семеновна (9 марта 1992 - 16 ноября 1992 - исполняющая обязанности; 16 ноября 1992 - 24 декабря 1993)
  • Черноморд, Петр Васильевич (24 декабря 1993 - 17 января 1995)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • , .
    • Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел по защите государственной тайны
      • Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации
    • Департамент внешних связей
      • Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
      • Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
      • Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
    • Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел обеспечения работы Коллегии
      • Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты Российской федерации
      • Отдел контроля и электронного документооборота
      • Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел планирования и организации контрольных мероприятий
      • Общий отдел
    • Департамент информатизации
      • Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
      • Отдел развития и сопровождения информационных технологий
      • Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
      • Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
    • Сводный департамент
    • Правовой департамент
      • Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
      • Отдел правового обеспечения деятельности
      • Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
      • Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
    • Департамент информации
    • Финансовый департамент
      • Финансово-экономический отдел
      • Отдел бухгалтерского учёта и отчётности
    • Департамент управления делами
      • Отдел организационного и конкурсного обеспечения
      • Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
      • Отдел материально-технического обеспечения
    • Департамент кадров и государственной службы
      • Отдел по работе с персоналом
      • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
      • Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
    • Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения
  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
    • Государственное регулирование экономики России
    • Экономическое законодательство в советский период и эпоху реформ
    • Современная российская экономика и законодательство
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
    • Продолжение дискуссии о хозяйственном праве
    • Публичное экономическое право: тенденции развития
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
    • В поисках критерия разделения права на публичное и частное
    • Современные тенденции разделения права
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
    • Концепция «экономической конституции»
    • Постановления Конституционного Суда РФ в экономической сфере
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
    • Разнообразие теорий о гражданской правоспособности государства
    • Иммунитет государства
    • Концепция юридического лица и правоспособность государства
    • Органы публичной власти как юридические лица
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
    • Счетная палата РФ
    • Центральный банк РФ
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
    • Экономическая функция государства
    • Государственная регистрация
    • Лицензирование в экономической сфере
    • Государственный контроль и надзор
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
    • Импорт концепции «сервисного государства»
    • Российская правовая доктрина публичных услуг
    • Нормативные основы предоставления государственных услуг в Российской Федерации
    • Электронизация государственных услуг
    • Специфика государственных услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
    • Либерализация цен и основы ценовой политики
    • Законодательные основы государственного регулирования цен
  • Государственная поддержка
    • Виды государственной поддержки
    • Государственные и муниципальные преференции
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
    • Состав государственной собственности
    • Формы управления государственной собственностью
    • Учет государственной собственности
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Нормативная база противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза экономического законодательства
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Счетная палата РФ

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Соответственно, она не относится ни к одной ветви власти. Одни считают это основным недостатком в правовом регулировании данного органа 1 См.: Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998. С. 297. , другие, напротив, видят преимущества - организационно-функциональная самостоятельность Счетной палаты и ее равноудаленность от соответствующих ветвей государственной власти может стать одним из наиболее важных условий для оперативного и результативного устранения выявляемых нарушений бюджетного законодательства 2 См.: Степашин С. В. Конституционный аудит. М., 2006. С. 176. .

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества

Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной палаты РФ на проведение контрольных мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексах РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот физическим и юридическим лицам. В связи с этим в литературе ставится вопрос, может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот. И дается утвердительный ответ, но только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот 3 См.: Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ // Финансовое право. 2007. № 5. .

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты . В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Известно, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существуют лишь отдельные попытки закрепить на уровне инструкций определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки.

В литературе ставится и вопрос о подконтрольности самой Счетной палаты и поиске действенной процедуры проверки, не противоречащей конституционному принципу разделения властей. Один из вариантов - назначение аудитора для проверки финансовой деятельности Счетной палаты на конкурсной основе. Другой интересный опыт - проверка контрольно-счетных органов аналогичными органами иностранных государств (например, устоявшейся практикой стала проверка финансовой деятельности Счетной палаты США аналогичным органом Канады, Счетный суд Франции проверяет Генеральная счетная палата Нидерландов) 4 См.: Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. .

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) - постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Гордеев Анатолий Николаевич

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Семенченко Валерий Павлович

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Столяров Николай Сергеевич

Направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации:

Административный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Кравченко Сергей Виталиевич

Департамент внешних связей Счетной палаты

Директор Департамента: Парузин Николай Владимирович

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счетной палаты

Директор Департамента: Галанюк Владимир Васильевич

Департамент информатизации Счетной палаты

Директор Департамента: Бескровный Владимир Игоревич

Сводный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Дубинкин Вадим Вадимович

Департамент правового обеспечения Счетной палаты

Директор Департамента: Емельянова Наталья Николаевна

Департамент информации Счетной палаты

Директор Департамента: Ужегов Алан Солтанбекович

Финансовый департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Филоненко Светлана Викторовна

Департамент обеспечения деятельности Счетной палаты

Директор Департамента: Мелимук Виталий Игоревич

Департамент кадров и государственной службы Счетной палаты

Директор Департамента: Кабанова Ольга Владимировна

Сотрудничество Счетной палаты с другими организациями

СП проводит большую работу по организации взаимодействия с органами государственной власти . Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти. Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации . Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь.

Двустороннее и многостороннее сотрудничество СП

В соответствии со ст. 32. ФЗ СП РФ и основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

В рамках двустороннего сотрудничества СП РФ за последние годы значительно активизировала свое сотрудничество с европейскими ВОФК через проведение совместных и параллельных проверок.

По линии многостороннего сотрудничества СП РФ является членом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольных органов (АЗОСАИ), Международного Консорциума по государственному финансовому управлению. На двусторонней основе активно развивается международное сотрудничество Счетной палаты с контрольно-ревизионными органами зарубежных стран.

В 2000 г. по инициативе СП РФ был создан Совет руководителей ВОФК государств - участников Содружества Независимых Государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины). Среди приоритетных направлений сотрудничества были выделены совместная разработка принципиально важных теоретических и практических вопросов государственного финансового контроля регионального характера, взаимный обмен идеями, опытом и информацией, проведение совместных и параллельных двусторонних и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий, содействие профессиональному обучению и повышению квалификации кадров.

Совместно с Европейской Счетной палатой СП РФ проводит использования российскими получателями грантов Программы технической помощи Евросоюза странам СНГ - ТАСИС, направленной на поддержку экономики и социального развития государств СНГ.

Издания СП РФ

В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с ноября 1997 г. Счетная палата стала издавать «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации». Бюллетень выпускается ежемесячно в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (статья 33).

Ответственный за выпуск - Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты С. М. Шахрай.

Счетная палата наряду с имеющимися инструментами финансового контроля активно внедряет новый вид государственного контроля - стратегический аудит , целью которого является оценка эффективности экономической политики в целом. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит в полной мере использовать социально значимые результаты деятельности СП в целях повышения эффективности управления общественными ресурсами.

Андреев А.Г., Никольский Д.В. Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты в условиях реформирования государства и экономики (1995-2000). Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/ru/about/controll/

О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты РФ. Веб-адрес документа.