Порядок расторжения договора в одностороннем порядке. Изменение и расторжение договоров при закупках компаний с государственным участием Расторжение контракта в одностороннем порядке

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

) никак не регулирует вопросы, связанные с изменением и расторжением заключенных договоров. В 223-ФЗ речь идет о том, что заключенные договоры могут изменяться или расторгаться. Например, установлено, что если в договор были внесены изменения, то заказчики должны внести в реестр договоров соответствующую информацию и документы 1 , а в реестр недобросовестных поставщиков должны включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 .

Вместе с тем, в 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны в числе прочего руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке 3 .

Нормы гражданского законодательства

Гражданский кодекс РФ содержит подраздел 2 «Общие положения о договоре», в котором приводятся многочисленные нормы общего характера, в том числе касающиеся изменения и расторжения договора. Кратко их рассмотрим.

1) Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке 4 . Иными словами, в договоре можно предусмотреть изменение цены в ходе исполнения договора. Что касается изменения цены договора на условиях, предусмотренных законом, то здесь, в частности, идет речь о договоре аренды, где изменение размера арендной платы возможно не чаще, чем один раз в год 5 , или о договоре финансовой аренды (лизинга), где размер лизингового платежа может изменяться не чаще, чем раз в 3 месяца 6 .

2) Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором 7 . Если по какой-то причине одна из сторон договора пожелает изменить его или расторгнуть, а другая сторона будет с этим согласна, то в отличие от договоров, заключаемых по 44-ФЗ, сделать это будет очень просто - сторонам достаточно заключить соответствующее соглашение 8 . А с другой стороны, если в этом есть какая-то необходимость, заказчик может внести в договор условие о невозможности его изменения или расторжения по соглашению сторон.

3) Если на изменении или расторжении договора настаивает только одна из сторон по договору, а другая с этим не согласна, то в этом случае договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или сами договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 9 . Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 10 . На практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае. Отметим, что на основании приведенной нормы заказчик может определить в договоре какие-то отдельные случаи, когда такое изменение или расторжение договора может произойти по решению суда. Кроме того, расторжение договора возможно судом (или по соглашению сторон) в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 11 .

4) Односторонний отказ от исполнения заключенного договора возможен, но только в установленных законами случаях 12 . Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки 13 и договора возмездного оказания услуг 14 . Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров. А поставщик в свою очередь имеет такое же право, если заказчик неоднократно нарушило срок оплаты товаров или допустило неоднократную невыборку товаров. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков. Также такие случаи установлены рядом отраслевых федеральных законов - например, если заказчик нарушил сроки оплаты услуг связи и не устранил это нарушение в течение 6 месяцев после получения от оператора связи уведомления о намерении приостановить оказание услуг, оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор о предоставлении услуг связи 15 . Кроме того, отметим, что основанием для одностороннего расторжения договора и требования о возмещении убытков со стороны заказчика может быть и отсутствие у исполнителя договора лицензии на осуществление соответствующей деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору 16 .

5) Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 17 .

6) По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора может быть обеспечена внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж), при этом обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем 18 . Применительно к договорам по 223-ФЗ здесь речь идет об обеспечении исполнения договора, которое заказчик вправе требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заключением договора.

Нормы положений о закупке

В положениях о закупке, которые размещены заказчиками в ЕИС, можно встретить отдельные разделы, посвященные теме изменения и расторжения договоров - например, может присутствовать раздел «Изменение и расторжение договора». Но таких отдельных разделов может и не быть - правила исполнения договоров приводятся разрознено в отдельных разделах о применении тех или иных способов закупки. А бывает и так, что соответствующая информация содержится, так сказать, общим списком в одном разделе положения о закупке, который называется, например, «Заключение, исполнение, изменение и расторжение договора».

Представляется, что более логичной является конструкция, когда правила заключения договора приводятся в положении о закупке в разрезе применения тех или иных способов закупки, а вот правила исполнения и расторжения договора обозначены в положении о закупке в одном отдельном разделе.

Информация об изменении и расторжении договоров в положениях о закупке различных заказчиков может очень сильно отличаться друг от друга как по содержанию, так и по объему. Вообще отметим, что разнообразие здесь чрезвычайно большое. Ниже рассмотрим те нормы, которые могут встречаться на практике.

Изменение договора

Первое, на что необходимо обратить внимание - это то, что допускается изменять в уже заключенном договоре на этапе его исполнения. Напомним для сравнения, что федеральное законодательство о контрактной системе в этом отношении весьма строгое - оно устанавливает закрытый перечень случаев, когда изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон 20 . Что касается правил изменения договоров, устанавливаемых в положениях о закупке конкретных заказчиков, то эти правила могут быть разные.

Например, в положении одного заказчика мы видим, что, хотя здесь содержится норма о том, что в ходе исполнения договора не допускается изменение его существенных условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам проведения закупки, но номенклатура исключений из этого правила настолько широка, что фактически изменять можно очень много условий. Так, в частности, допускается изменять объем продукции, срок исполнения обязательств, цену договора. При изменении объема продукции заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить объем закупаемой продукции без изменения цены за единицу продукции - при увеличении/уменьшении объема закупаемой продукции цена договора изменяется соответственно изменяемому объему продукции. При изменении срока исполнения обязательств заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения заказчиком своих обязательств по договору - обратим внимание, что здесь заказчик предусмотрел возможность изменения сроков только в случае своего нарушения срока выполнения обязательств. При изменении цены договора (за исключением случая изменения объема продукции - см. выше) заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе уменьшить цену без изменения иных условий договора (обратим внимание, что только уменьшить, а не увеличить), а также изменить цену договора в любую сторону в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством или муниципалитетами цен (тарифов). Также в положении о закупке данного заказчика говорится, что по согласованию заказчика с исполнителем договора допускается поставка (использование) товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в договоре. Это, конечно, несколько «скользкий» момент, ведь может быть сложно оценить, в какой степени характеристики нового товара действительно являются улучшенными или «под этим соусом» будет «подсовываться» просто более дешевый товар худшего качества - каких-либо процедурных уточнений о принятии такого решения в положении о закупке нет. Наконец, при исполнении договора допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В положениях о закупке можно встретить и другие основания для изменения договора в ходе его исполнения. Например, в качестве такого основания для изменения цены договора может быть указан случай инфляционного роста цен в соответствии с показателями прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Министерством экономического развития РФ.

Иногда в отношении случая увеличения объема закупаемых товаров, работ услуг заказчики устанавливают в своих положениях о закупке определенные ограничения. Например, один заказчик установил правило, согласно которому он может увеличить данный объем, но не более, чем на 30 % от объема заключенного договора.

Также укажем, что в положениях о закупке, как это ни странно, может вообще не содержаться никаких правил внесения изменений в заключенный договор и его расторжения.

Расторжение договора

В положениях о закупке могут быть достаточно подробно прописаны условия расторжения договора.

Например, в положении о закупке одного заказчика говорится о том, что договор может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и заказчиком в одностороннем порядке. Условием первого случая является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора - фактически это означает, что, если обе стороны готовы расторгнуть договор, сделать это им очень просто. Условие второго случая заключается в возникновении обстоятельств, предусмотренных гражданским законодательством - например, если по договору поставки поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для учреждения срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров (см. выше). Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Обратим внимание, что данная норма об одностороннем расторжении договора у этого заказчика полностью соответствует соответствующей норме федерального законодательства о контрактной системе 21 . В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Правила расторжения договора могут быть установлены в положении о закупке и еще более детально. Например, в положении о закупке одного заказчика существует отдельный раздел «Расторжение договора», где указывается следующее.

Договор, может быть расторгнут заказчиком в одностороннем внесудебном порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и договором, в том числе в следующих случаях:

  1. по договору поставки товаров:
    • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок или невыполнения обязательства по замене товара в установленный срок;
    • поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
    • поставки товара, не заявленного заказчиком или не содержащегося в перечне договорных товаров;
    • неоднократного (2 и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков поставки товаров, указанных в договоре;
  2. по договору на выполнение работ (оказание услуг):
    • если подрядчик не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным;
    • если во время выполнения работы нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (2 и более) или существенного нарушения сроков выполнения работ, указанных в договоре;
    • претензии к качеству работ;
    • превышение суммы договора;
    • если исполнитель не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный договором;
    • если во время оказания услуги нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок исполнителем такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (два и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков оказания услуг, указанных в договоре.

Кроме того, данный заказчик в своем положении о закупке установил, что он вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке в случае, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупок требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки. Для сравнения отметим, что в аналогичном случае в федеральном законодательстве о контрактной системе такое действие заказчика является не его правом, а его обязанностью 22 .

Таким образом, заказчики по 223-ФЗ, устанавливая «правила игры» в отношении изменения и расторжения договора в своих положениях о закупке, имеют достаточно большое «поле для маневра». Фактически они должны лишь следовать небольшому числу императивных норм, содержащихся в гражданском законодательстве (см. выше), а в остальном могут устанавливать эти правила в зависимости от собственного удобства и интересов. При этом заказчикам все-таки рекомендуется прописывать эти правила как можно более подробнее - ведь, осуществляя закупки по 223-ФЗ, заказчики в числе прочего должны руководствоваться положениями о закупке 23 .

1 Ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 Ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

3 Ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

4 Ч. 2 ст. 424 ГК РФ

5 Ч. 3 ст. 614 ГК РФ

6 Ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

7 Ч. 1 ст. 450 ГК РФ

8 Ч. 1 ст. 452 ГК РФ

9 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ

10 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ

11 Ст. 451 ГК РФ

12 Ч. 1 ст. 310 ГК РФ

13 Ст. 523 ГК РФ

14 Ст. 782 ГК РФ

15 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

16 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ

17 Ч. 5 ст. 453 ГК РФ

18 Ст. 381.1 ГК РФ

19 спользуются сведения из положений о закупке различных заказчиков, размещенные в ЕИС (www.zakupki.gov.ru)

20 См. ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

21 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

22 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Время на чтение: 4 мин

Для осуществления государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день используются два ключевых закона – Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеющий номер 44-ФЗ, и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получивший номер 223-ФЗ. Контракты и договоры, заключаемые по этим двум законам, нередко проходят процедуру расторжения по различным причинам – если речь идет о расторжении по причине неисполнения контракта или полного досрочного исполнения, о нарушении сторонами взятых на себя обязательств и т. д.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Варианты расторжения контракта по 223-ФЗ

Если в Федеральном законе №44-ФЗ есть четкое описание того, каким образом может быть договор или контракт, заключенный в соответствии с нормами этого закона, то для Федерального закона за номером 223-ФЗ такой информации на сегодняшний день нет, в результате чего государственному или муниципальному заказчику, использующему указанный закон, приходится ориентироваться исключительно на Гражданский Кодекс Российской Федерации, а также на , которое было создано в рамках функционирования конкретного заказчика.

В соответствии с такими особенностями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на сегодняшний день можно сделать вывод о том, что для расторжения договора, заключенного на основаниях указанного нормативного акта, следует использовать положения Гражданского Кодекса РФ, который предусматривает следующие виды расторжения контракта или договора:

  • по соглашению сторон ;
  • в одностороннем порядке ;
  • на основании вынесенного и вступившего в силу решения суда .

Расторжение по соглашению сторон

В соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ и Гражданского Кодекса Российской Федерации данный вариант расторжения существующих соглашений происходит только в том случае, если между сторонами отсутствуют какие бы то ни было спорные ситуации относительно соблюдения взятых на себя обязательств по контракту. Если есть хоть какие-то неурегулированные вопросы, от расторжения по соглашению придется отказаться.

Ни в одном из современных нормативных актов, которые функционируют в сфере закупочной деятельности, не содержится указаний на то, каким образом должно происходить расторжение контракта или договора с использованием принципа соглашения сторон.

Сложившаяся практика показывает, что для такого расторжения чаще всего используется алгоритм, основанный на предоставлении официального письма, в котором будет содержаться предложение о прекращении существующих договорных правоотношений. В таком письме необходимо указать причину, по которой должен быть расторгнут указанный контракт или договор.

На основании полученного письма вторая сторона договорных правоотношений готовит проект дополнительного соглашения, на основании которого может быть расторгнут договор или контракт. При этом на этапе подготовки такого соглашения стороны должны договориться между собой по поводу того, с какого момента контракт должен признаваться расторгнутым, так как здесь есть два варианта развития событий:

  • контракт может быть расторгнут с даты подписания соглашения о расторжении (об этом в тексте соглашения должны быть указаны дата, с которой будет расторгаться контракт, и дата, с которой вступает в силу подписанное соглашение о расторжении. В случае если это одна и та же дата, то дважды ее указывать не нужно);
  • контракт расторгается с конкретной даты (в данном случае в тексте соглашения следует указать только информацию о дате расторжения контракта. Дата вступления в силу в данном случае не нужна).

В случае если по итогам исполнения взятых на себя обязательств по контракту сумма меньше, чем была предусмотрена, то в тексте соглашения должна содержаться информация о том, на какую сумму данный контракт исполнен и что считать завершением исполнения.

В случае, если решение о расторжении контракта принято после того, как была проведена претензионная работа, обе стороны, участвующие в процедуре расторжения, должны провести проверку взаиморасчетов, чтобы избежать впоследствии возникновения каких-либо судебных тяжб.

В рамках такой проверки выясняется информация о том, были ли в полном объеме выплачены все виды , которые были установлены в рамках проведенной претензионной работы.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке на сегодняшний день имеет регламентацию только в Гражданском Кодексе Российской Федерации в части того, кто и по каким основаниям может выступать в качестве инициатора расторжения договора, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ.

Так, в качестве сторон, инициирующих расторжение, могут выступать как заказчик, так и исполнитель по .

Расторжение в одностороннем порядке происходит в следующих случаях:

  • если одна из сторон договора нарушила взятые на себя обязательства по договору или контракту, не исполнив их или исполнив с грубыми нарушениями;
  • если какая-либо из сторон договора полностью отказалась от исполнения договора в силу наступления непредвиденных обстоятельств;
  • если в период исполнения контракта было установлено, что исполнитель предоставил заведомо ложные сведения либо утаил часть сведений, например, о своем пребывании в ;
  • если в процессе исполнения контракта возникла конфликтная ситуация, требующая разрешения в виде претензионного порядка , который не был соблюден, либо выставленные в рамках такого претензионного порядка не были удовлетворены.

Общий порядок действий по расторжению в одностороннем порядке договора или контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выглядит следующим образом:

  • принятие решения о расторжении на основании проведенного анализа сложившейся конфликтной ситуации;
  • формирование документа о принятии решения о расторжении с обязательной опорой на нормативно-правовые акты , на основании которых был заключен расторгаемый контракт, а также которые являются обоснованием права стороны уведомить другую сторону о расторжении такого контракта;
  • направление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта второй стороне договорных правоотношений с целью ее уведомления о принятом решении;
  • расторжение контракта и размещение в информации о том, что контракт расторгается с указанием оснований для такого действия.

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке потребуется уведомить вторую сторону о принятом решении и обосновать такое решение путем составления специального решения.

Обоснование, направляемое второй стороне, должно быть составлено только в соответствии с действующими нормами федерального законодательства. В тексте обоснования следует указать:

  • сведения о контракте, в отношении которого принято решение о расторжении (с кратким описанием предмета контракта и сроков его исполнения);
  • какие обстоятельства послужили основанием для принятия стороной решения о расторжении контракта (в случае, если были зафиксированы нарушения в части исполнения взятых на себя обязательств, необходимо указать, в чем именно заключались такие нарушения);

В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) не устанавливает строгих требований относительно изменения и расторжения заключенных договоров.

Вместе с тем, в Законе № 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке.

Согласно гражданскому законодательству существует три способа расторжения заключенного договора:

По соглашению сторон

В одностороннем порядке

По решению суда.

Рассмотрим указанные способы более подробно.

Расторжение договора по соглашению сторон

Расторжение договора по соглашению сторон, пожалуй, самый предпочтительный способ расторжения договора согласно Закону № 223-ФЗ.

Особого порядка для расторжения договора, заключенного по результатам закупок, проведенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, по взаимному соглашению не существует. Соглашение о расторжении договора оформляется в письменном виде. С момента подписания обеими сторонами этого соглашения, заключенный договор теряет свою законную силу. При этом сведения о поставщике при расторжении договора по соглашению сторон не попадают в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), что, несомненно, выгодно для самого поставщика. Таким образом, предполагается разумным в случае возникновения каких-либо разногласий предпринимать усилия для их разрешения в договорном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке

В заключенном договоре должна быть установлена возможность его одностороннего расторжения, а также случаи, при которых это допустимо. Как правило, это происходит при существенном нарушении одной из сторон условий договора.

Случаи, при которых договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ). Причиной этому служит существенное нарушение одной из сторон условий договора, например, условия о надлежащем качестве поставляемого товара либо условия об оплате выполненных работ, а также если поставщик неоднократно (то есть, более 1-го раза) нарушил сроки поставки товаров. Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Следует отметить, что данная норма об одностороннем расторжении договора полностью соответствует норме, предусмотренной ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Следует отметить, что в случае расторжения договора по инициативе заказчика, сведения о поставщике передаются в РНП.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.

Уведомление об одностороннем расторжении договора должно содержать следующие сведения:

Сведения о расторгаемом договоре: его наименование, дату, номер;

Наименование и реквизиты сторон, которые были указаны в договоре по итогам закупки;

Намерение расторгнуть контракт;

Момент, с которого договор считается прекращенным, - дата подписания соглашения либо иная дата (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

На практике возникает ситуация, когда у заказчика потребность в закупаемом товаре пропала (например, списывают оборудование, для обслуживания которого предназначался объект закупки), а к исполнению договора еще не приступили. Согласно условиям договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством. При этом указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в порядке, определенном действующим гражданским законодательством и Федеральным законом РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Возникает вопрос: может ли заказчик расторгнуть в одностороннем порядке данный договор, если стороны не достигнут соглашения о расторжении?

По общему правилу согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон (п. 2 ст. 450, ст. 451, ст. 450.1 ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, статьи 416, 417 ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.

В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию покупателя, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора.

Как уже говорилось, непосредственно Закон № 223-ФЗ не предусматривает право на одностороннее расторжение договора и при разрешении данного вопроса следует обращаться к нормам ГК РФ.

Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки и договора возмездного оказания услуг. Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков.

Например, между сторонами заключен договор хранения с протоколом разногласий и дополнительным соглашением.

Ответчик уведомил истца о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с изменениями, внесенными Закона № 223-ФЗ.

Данный отказ является незаконным по следующим основаниям. Согласно п.1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договором не предусмотрена возможность расторжения договора в одностороннем порядке. Закон № 223-ФЗ, на который ссылался ответчик в своем письме, не предоставляет ответчику права на одностороннее расторжение договора. Действующее гражданское законодательство не допускает возможность одностороннего отказа от договора хранения.

Расторжение контракта в судебном порядке

В случае, если не удается достигнуть соглашения, договор можно расторгнуть в судебном порядке. Естественно, для этого должны иметь место быть существенные нарушения условий договора. Перед обращением в суд должен быть соблюден претензионный порядок.

Судебное расторжение контракта также невыгодно для поставщика, поскольку в данном случае сведения о нем передаются в РНП. В данном случае у поставщика имеется возможность оспорить решение о внесении себя в РНП в судебном порядке.

Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.

Например, в одном из релевантных дел ООО обратилось в Арбитражный суд с заявлением к УФАС об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в РНП в соответствии с закупочной документации в случае если победитель запроса котировок, в срок, предусмотренный документацией, не представил Заказчику подписанный договор на условиях, указанных в поданной участником заявке и в извещении о проведении запроса котировок, а также обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, победитель признается уклонившимся от заключения договора.

Заказчиком в закупочной документации был установлен порядок заключения договора с победителем Закупки. ОО подписало договор на ЭТП без предоставления расчета стоимости работ, являющегося неотъемлемой частью договора.

Учитывая изложенное, ООО нарушил требования закупочной документации, регламентирующих порядок и условия заключения договора. Одновременно, ООО не представило объективного обоснования несовершения и невозможности совершения вышеуказанных действий. Исходя из вышесказанного, суд в удовлетворении требования ООО об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков отказал 1 .

Особенности изменения договора, заключенного согласно закону № 223-ФЗ

Изменение условий договора, заключенного в рамках Закона № 223-ФЗ по соглашению сторон допускается также нормами ГК РФ, а именно ст. 450 ГК РФ. При этом вносимые изменения не должны противоречить существующему законодательству и Положению о закупках. Изменить можно такие условия договора, как цена контракта, срок исполнения контракта, порядок исполнения, реквизиты сторон, объем товаров или услуг.

Не рекомендуется вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

При этом, следует отметить, что положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Согласно части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения.

Изменение договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.

Так, участник аукциона обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному унитарному предприятию и обществу - победителю аукциона - о признании недействительным дополнительного соглашения к договору на поставку топочного мазута.

Судами было установлено, что на основании дополнительного соглашения многократно увеличена цена договора. Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона (в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия), не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции), нарушает требования пункта 8 статьи 448 ГК РФ о недопущении изменения договора, которое влияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах 2 .

Таким образом, процедура изменения и расторжения договора не регламентируется Законом № 223-ФЗ и поэтому в подобных случаях следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Самым быстрым и выгодным для сторон является расторжение договора по соглашению сторон. Особенно это выгодно для поставщика, ведь при других вариантах расторжения договора, он попадает в РНП, что, несомненно, негативно сказывается на его репутации.

Таким образом, заказчики, заключая договор по Закону № 223-ФЗ, вправе устанавливать свои правила в положении о закупке. При этом рекомендуется определять правила расторжения и изменения договоров достаточно подробно для того, чтобы спорных ситуаций по данному поводу возникало как можно меньше.

Младший юрист Юридической фирмы « BRACE »

Ольга Гусева

________________________

1 Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.

2 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).